Разное

Причины гиперактивности: Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивный, гиперподвижный ребенок, признаки, причины, лечение

Гиперактивный ребенок

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.


Признаки гиперактивности?

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания.

Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Врачи выделяют три основных признаков гиперактивности:

1. Повышенная активность.

2. Нарушение внимания. Ребенок прерывает начатые дела на середине и не доводит их до конца, постоянно переходит от одного занятия к другому, не слушает, когда к нему обращаются, не может выдержать длительную воспитательную тираду до конца, собраться, поэтому избегает заданий, связанных с умственными усилиями, теряет вещи и бывает забывчив.

3. Импульсивность. Гиперактивные дети начинают отвечать, не дослушав вопроса, не способны дождаться своей очереди, часто вмешиваются и прерывают взрослых, не могут подчиняться общим правилам.

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма.

К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.
 

Гиперподвижный ребенок и ее причины

Детская гиперподвижность и ее причины

Гиперподвижность (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы) в детском возрасте – явление достаточно распространенное. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами, как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как “трудный” воспитанник, родителями – как “трудный” ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из “группы риска”, принадлежит именно к этой категории.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д. Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств.

Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети – боязливые, раздражительные, тревожные – могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

Наследственность.

  • У 10-25 % гиперактивных детей, отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).

Здоровье матери.

  • Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.

Беременность и роды.

  • Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка. Дефицит жирных кислот в организме.
  • Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема)

Окружающая среда.

  • Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

Лечение гиперактивности и гиперподвижности детей

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ГИПЕРПОДВИЖНОСТИ

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения Гиперактивности и гиперподвижности проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.

Причины гиперактивности у детей – Психологос

​Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.

Наследственность

По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей.

Правда, довольно часто в таких семьях, кроме симптомов СДВГ, наблюдаются и другие проблемы: употребление алкоголя, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств; многие матери имеют серьезные аллергические заболевания, такие как астма, сенная лихорадка, экзема или же страдают мигренью. Ученые-генетики пытаются найти точный ответ, какой все-таки ген несет ответственность за столь тяжелые испытания, выпавшие на долю безвинных детей.

И кое-что уже известно. Например, имеются данные о наличии изменений генетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах. Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 и гену – переносчику дофамина. Специалисты выдвинули гипотезу о причине заболевания, в основе которой лежит взаимодействие вышеназванных генов. И оно вызывает снижение функций нейромедиаторной системы головного мозга.

Но поиски продолжаются. И надеемся, что с развитием молекулярной генетики они будут более результативными.

Беременность и роды

По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка. См. →

Опасности первых лет жизни

Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо спит, отказывается от еды. См. →

Питание

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство – все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. См. →

Дефицит питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся. См. →

Окружающая среда

Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе. И, к сожалению, нет на нашей Земле сейчас места, где экологию можно было бы назвать безукоризненной, где были бы чистыми и безвредными воздух, вода, почва и, соответственно, продукты питания. Вероятно, существуют какие-то отдаленные острова, но мы ведем речь о местах обитания так называемого цивилизованного человека. Именно цивилизация и устроила такую ловушку. См. →

Гиперактивность: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/003256.htm

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

Гиперактивность означает повышенную подвижность, импульсивность действий, меньшую продолжительность концентрации внимания и легкое отвлечение.

Под гиперактивным поведением обычно понимают постоянную активность, легкое отвлечение внимания, импульсивность, неспособность сконцентрироваться, агрессивность и подобное поведение.

Типичное поведение может включать:

  • Непоседливость или постоянное движение
  • Блуждание
  • Слишком много разговоров
  • Трудности при выполнении спокойной деятельности (например, при чтении)

Гиперактивность определить нелегко. Часто это зависит от наблюдателя. Поведение, которое кажется чрезмерным одному человеку, может не показаться чрезмерным другому. Но некоторые дети, по сравнению с другими, явно гораздо более активны. Это может стать проблемой, если мешает учебе или дружбе.

Гиперактивность часто считается скорее проблемой для школы и родителей, чем для ребенка. Но многие гиперактивные дети несчастливы или даже подавлены. Гиперактивное поведение может сделать ребенка мишенью для травли или затруднить общение с другими детьми. Учеба в школе может быть более сложной. Гиперактивных детей часто наказывают за их поведение.

Чрезмерное движение (гиперкинетическое поведение) часто уменьшается по мере взросления ребенка. К подростковому возрасту он может полностью исчезнуть.

Состояния, которые могут привести к гиперактивности, включают:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Заболевания головного мозга или центральной нервной системы
  • Эмоциональные расстройства
  • Сверхактивность щитовидной железы (гипертиреоз)
9000 Активность часто хорошо поддается конкретным направлениям и программе регулярных физических нагрузок. Но ребенку с СДВГ трудно следовать указаниям и контролировать импульсы.

Позвоните лечащему врачу вашего ребенка, если:

  • Ваш ребенок все время кажется гиперактивным.
  • Ваш ребенок очень активен, агрессивен, импульсивен и испытывает трудности с концентрацией внимания.
  • Уровень активности вашего ребенка вызывает социальные трудности или трудности с выполнением школьных заданий.

Медицинский работник проведет медицинский осмотр вашего ребенка и спросит о симптомах вашего ребенка и истории болезни. Примеры вопросов включают, является ли поведение новым, всегда ли ваш ребенок был очень активным и ухудшается ли его поведение.

Медицинский работник может порекомендовать психологическую оценку. Также может быть пересмотр домашней и школьной среды.

Активность – повышенная; Гиперкинетическое поведение

  • Центральная нервная система и периферическая нервная система

Feldman HM, Chaves-Gnecco D. Педиатрия, связанная с развитием и поведением. В: Zitelli BJ, McIntire SC, Nowalk AJ, ред. Атлас детской физической диагностики Зителли и Дэвиса . 7-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 3.

Морроу К. Психиатрия. В: Клейнман К., Макдэниел Л., Моллой М., ред. Справочник Гарриет Лейн . 22-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2021:глава 24.

Урион ДК. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 49.

Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, MHA, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

1. Мельцер Х. Психическое здоровье детей и подростков в Великобритании. Лондон: Канцелярия; 2000 [Google Scholar]

2. Форд Т., Гудман Р., Мельцер Х. Британское обследование психического здоровья детей и подростков, 1999 г.: распространенность расстройств согласно DSM-IV. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2003;42:1203–11 [PubMed] [Google Scholar]

3. Barkley RA, Fischer M, Smallish L, et al. Наблюдение молодых взрослых за гиперактивными детьми: антисоциальная деятельность и употребление наркотиков. J Детская психологическая психиатрия 2004;45:195–211 [PubMed] [Google Scholar]

4. Barkley RA, Fischer M, Smallish L, et al. Исход гиперактивных детей в молодом возрасте: адаптивное функционирование в основных сферах жизнедеятельности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2006;45:192–202 [PubMed] [Google Scholar]

5. Thapar A, Langley K, Asherson P, et al. Взаимодействие генов и окружающей среды при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и важность перспективы развития. Бр Дж Психиатрия 2007;190:1–3 [PubMed] [Google Scholar]

6. Rutter M, Thapar A, Pickles A. Взаимодействие генов с окружающей средой: биологически обоснованный путь или артефакт? Arch Gen Психиатрия 2009 г.;66:1287–9 [PubMed] [Google Scholar]

7. Biederman J. Синдром дефицита внимания/гиперактивности: выборочный обзор. биопсихиатрия 2005;57:1215–20 [PubMed] [Google Scholar]

8. Thapar A, Holmes J, Poulton K, et al. Генетическая основа дефицита внимания и гиперактивности. Бр Дж Психиатрия 1999;174:105–11 [PubMed] [Google Scholar]

9. Sprich S, Biederman J, Crawford MH, et al. Приемные и биологические семьи детей и подростков с СДВГ. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2000;39:1432–7 [PubMed] [Google Scholar]

10. Lichtenstein P, Carlström E, Råstam M, et al. Генетика расстройств аутистического спектра и связанных с ними нервно-психических расстройств в детском возрасте. Эм Джей Психиатрия 2010;167:1357–63 [PubMed] [Google Scholar]

11. Paloyelis Y, Rijsdijk F, Wood AC, et al. Генетическая связь между симптомами СДВГ и трудностями чтения: роль невнимательности и IQ. J Abnorm Child Psychol 2010; 38:1083–95 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Kuntsi J, Eley TC, Taylor A, et al. Сочетание СДВГ и низкого IQ имеет генетическое происхождение. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2004;124B:41–7 [PubMed] [Google Scholar]

13. Cole J, Ball HA, Martin NC, et al. Генетическое совпадение показателей гиперактивности/невнимательности и настроения у детей и подростков. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2009;48:1094–101 [PubMed] [Google Scholar]

14. Thapar A, Harrington R, McGuffin P. Изучение сопутствующего поведения, связанного с СДВГ, и проблем с поведением с использованием дизайна исследования близнецов. Бр Дж Психиатрия 2001;179:224–9 [PubMed] [Google Scholar]

15. Thapar A, Stergiakouli E. Генетические влияния на развитие детских психических расстройств. Психиатрия 2008;7:277–81 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Faraone SV, Doyle AE, Mick E, et al. Метаанализ ассоциации между 7-кратным аллелем гена дофаминового рецептора D(4) и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Эм Джей Психиатрия 2001;158:1052–7 [PubMed] [Google Scholar]

17. Faraone SV, Perlis RH, Doyle AE, et al. Молекулярная генетика синдрома дефицита внимания/гиперактивности. биопсихиатрия 2005; 57:1313–23 [PubMed] [Google Scholar]

18. Li D, Sham PC, Owen MJ, et al. Мета-анализ показывает значительную связь между генами дофаминовой системы и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Хум Мол Жене 2006;15:2276–84 [PubMed] [Google Scholar]

19. Gizer IR, Ficks C, Waldman ID. Кандидатные исследования генов СДВГ: метааналитический обзор. Хум Жене 2009;126:51–90 [PubMed] [Google Scholar]

20. DiMaio S, Grizenko N, Joober R. Гены дофамина и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: обзор. J Psychiatry Neurosci 2003; 28:27–38 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Гайнетдинов Р.Р. Мыши с мутантным переносчиком дофамина в экспериментальной нейрофармакологии. Naunyn Schmiedebergs Arch Pharmacol 2008;377:301–13 [PubMed] [Google Scholar]

22. Brookes KJ, Mill J, Guindalini C, et al. Распространенный гаплотип гена переносчика дофамина, связанный с синдромом дефицита внимания/гиперактивности и взаимодействующий с употреблением алкоголя матерью во время беременности. Arch Gen Психиатрия 2006;63:74–81 [PubMed] [Google Scholar]

23. Becker K, El-Faddagh M, Schmidt MH, et al. Взаимодействие генотипа переносчика дофамина с пренатальным воздействием дыма на симптомы СДВГ. Дж Педиатр 2008; 152: 263–9[PubMed] [Google Scholar]

24. Thapar A, Langley K, Fowler T, et al. Вариант гена катехол-О-метилтрансферазы и масса тела при рождении предсказывают раннее начало антисоциального поведения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Arch Gen Психиатрия 2005;62:1275–8 [PubMed] [Google Scholar]

25. Caspi A, Langley K, Milne B, et al. Воспроизведенная молекулярно-генетическая основа для подтипирования антисоциального поведения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Arch Gen Психиатрия 2008; 65: 203–10 [PubMed] [Google Scholar]

26. Langley K, Heron J, O’Donovan MC, et al. Связь генотипа с экстремальным антисоциальным поведением: вклад когнитивных путей. Arch Gen Психиатрия 2010;67:1317–23 [PubMed] [Google Scholar]

27. Franke B, Neale BM, Faraone SV. Полногеномные ассоциативные исследования СДВГ. Хум Жене 2009;126:13–50 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Peer I, Yelensky R, Altshuler D, et al. Оценка нагрузки множественного тестирования для полногеномных ассоциативных исследований почти всех распространенных вариантов. Жене Эпидемиол 2008; 32:381–5 [PubMed] [Google Scholar]

29. Lasky-Su J, Neale BM, Franke B, et al. Полногеномное сканирование ассоциаций количественных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выявляет новые ассоциации и подтверждает ассоциации генов-кандидатов. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2008;147B:1345–54 [PubMed] [Google Scholar]

30. Lesch KP, Timmesfeld N, Renner TJ, et al. Молекулярная генетика СДВГ у взрослых: сходящиеся данные исследований полногеномной ассоциации и расширенных исследований сцепления родословных. J нейронная передача 2008; 115:1573–85 [PubMed] [Google Scholar]

31. Mick E, Todorov A, Smalley S, et al. Семейное полногеномное ассоциативное сканирование синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:898–905e3 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Neale BM, Lasky-Su J, Anney R, et al. Полногеномное ассоциативное сканирование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2008;147B:1337–44 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

33. Neale BM, Medland SE, Ripke S, et al. Метаанализ полногеномных ассоциативных исследований синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:884–97 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Bastain TM, Lewczyk CM, Sharp WS, et al. Цитогенетические аномалии при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002;41:806–10 [PubMed] [Google Scholar]

35. Stephen E, Kindley AD. Должны ли дети с СДВГ и нормальным интеллектом проходить рутинный скрининг на наличие скрытых цитогенетических аномалий? Арка Дис Чайлд 2006;91:860–1 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Scherer SW, Lee C, Birney E, et al. Проблемы и стандарты интеграции обследований структурной изменчивости. Нат Жене 2007;39:S7–15 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Sebat J, Lakshmi B, Malhotra D, et al. Сильная связь мутаций числа копий de novo с аутизмом. Наука 2007;316:445–9 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Sebat J, Levy DL, McCarthy SE. Редкие структурные варианты при шизофрении: одно расстройство, множественные мутации; одна мутация, множественные нарушения. Тенденции Жене 2009;25:528–35 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Elia J, Gai X, Xie HM, et al. Редкие структурные варианты, обнаруживаемые при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, преимущественно связаны с генами развития нервной системы. Мол Психиатрия 2010;15:637–46 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Леш К.П., Селч С., Реннер Т.Дж. и соавт. Анализ вариаций числа копий по всему геному при синдроме дефицита внимания/гиперактивности: связь с дозировкой гена нейропептида Y в расширенной родословной. Мол Психиатрия 2011;16:491–503 [PubMed] [Google Scholar]

41. Уильямс Н.М., Захариева И., Мартин А. и соавт. Редкие хромосомные делеции и дупликации при синдроме дефицита внимания и гиперактивности: полногеномный анализ. Ланцет 2010;376:1401–8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Графы CA, Nigg JT, Stawicki JA, et al. Семейные невзгоды в DSM-IV, комбинированные подтипы СДВГ и невнимательности, а также связанные с ними деструктивные поведенческие проблемы. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2005;44:690–8 [PubMed] [Google Scholar]

43. Pineda D, Ardila A, Rosselli M, et al. Распространенность симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей в возрасте от 4 до 17 лет в общей популяции. J Abnorm Child Psychol 1999;27:455–62 [PubMed] [Google Scholar]

44. Keenan HT, Hall GC, Marshall SW. Ранняя травма головы и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: ретроспективное когортное исследование. БМЖ 2008;337:а1984. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Академия медицинских наук Выявление экологических причин болезней: как нам решить, чему верить и когда действовать? Лондон: Академия медицинских наук, 2007 г. [Google Scholar]

46. Collishaw S, Maughan B, Goodman R, et al. Временные тенденции психического здоровья подростков. J Детская психологическая психиатрия 2004;45:1350–62 [PubMed] [Google Scholar]

47. Раттер М., Смит Д. Психосоциальные расстройства у молодых людей: временные тенденции и их причины. Чичестер: Джон Вили и сыновья; 1995 [Google Scholar]

48. Мини М.Дж. Эпигенетика и биологическое определение взаимодействия генов с окружающей средой. Детский разработчик 2010;81:41–79 [PubMed] [Google Scholar]

49. Langley K, Rice F, van den Bree MB, et al. Курение матери во время беременности как экологический фактор риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Обзор. Минерва Педиатр 2005;57:359–71 [PubMed] [Google Scholar]

50. D’Onofrio BM, Van Hulle CA, Waldman ID, et al. Курение во время беременности и проблемы с экстернализацией потомства: исследование генетических и экологических проблем. Дев психопат 2008;20:139–64 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Thapar A, Rice F, Hay D, et al. Пренатальное курение может не вызывать синдрома дефицита внимания/гиперактивности: данные нового исследования. биопсихиатрия 2009;66:722–7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Linnet KM, Dalsgaard S, Obel C, et al. Факторы материнского образа жизни во время беременности, риск синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и связанного с ним поведения: обзор текущих данных. Эм Джей Психиатрия 2003; 160:1028–40 [PubMed] [Google Scholar]

53. Mick E, Biederman J, Faraone SV, et al. Исследование случай-контроль синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и курения матери, употребления алкоголя и наркотиков во время беременности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002;41:378–85 [PubMed] [Google Scholar]

54. Rice F, Harold GT, Boivin J, et al. Связи между пренатальным стрессом и развитием потомства и психопатологией: распутывание экологических и унаследованных влияний. Психол Мед 2010;40:335–45 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Bhutta AT, Cleves MA, Casey PH, et al. Когнитивные и поведенческие результаты детей школьного возраста, родившихся недоношенными: метаанализ. ДЖАМА 2002;288:728–37 [PubMed] [Google Scholar]

56. Aarnoudse-Moens CS, Weisglas-Kuperus N, van Goudoever JB, et al. Метаанализ нейроповеденческих исходов у очень недоношенных детей и/или детей с очень низкой массой тела при рождении. Педиатрия 2009;124:717–28 [PubMed] [Google Scholar]

57. Hack M, Youngstrom EA, Cartar L, et al. Поведенческие исходы и признаки психопатологии у детей с очень низкой массой тела при рождении в возрасте 20 лет. Педиатрия 2004;114:932–40 [PubMed] [Google Scholar]

58. Johnson S, Hollis C, Kochhar P, et al. Психические расстройства у крайне недоношенных детей: продольные данные в возрасте 11 лет в исследовании EPICure. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:453–63e1 [PubMed] [Google Scholar]

59. Heinonen K, Räikkönen K, Pesonen AK, et al. Поведенческие симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у недоношенных и доношенных детей, родившихся маленькими и соответствующими гестационному возрасту: лонгитюдное исследование. BMC Педиатр 2010;10:91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Lahti J, Räikkönen K, Kajantie E, et al. Малые размеры тела при рождении и поведенческие симптомы СДВГ у детей в возрасте пяти-шести лет. J Детская психологическая психиатрия 2006;47:1167–74 [PubMed] [Google Scholar]

61. Nigg JT. СДВГ, воздействие свинца и профилактика: сколько свинца или сколько доказательств необходимо? Эксперт преподобный Нейротер 2008;8:519–21 [PubMed] [Google Scholar]

62. Bouchard MF, Bellinger DC, Wright RO, et al. Синдром дефицита внимания/гиперактивности и мочевые метаболиты фосфорорганических пестицидов. Педиатрия 2010;125:e1270–7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Eskenazi B, Marks AR, Bradman A, et al. Воздействие фосфорорганических пестицидов и развитие нервной системы у маленьких мексикано-американских детей. Перспектива охраны окружающей среды 2007;115:792–8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

64. Marks AR, Harley K, Bradman A, et al. Воздействие фосфорорганических пестицидов и внимание к детям мексикано-американского происхождения: исследование CHAMACOS. Перспектива охраны окружающей среды 2010;118:1768–74 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

65. Rauh VA, Garfinkel R, Perera FP, et al. Влияние пренатального воздействия хлорпирифоса на развитие нервной системы в первые 3 года жизни детей из городских районов. Педиатрия 2006; 118:e1845–59[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Eubig PA, Aguiar A, Schantz SL. Свинец и ПХБ как факторы риска синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Перспектива охраны окружающей среды 2010;118:1654–67 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Sagiv SK, Thurston SW, Bellinger DC, et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *