Разное

Предложение для дошкольников: Презентация ” Понятие о предложении” | Презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа) по теме:

Содержание

Презентация ” Понятие о предложении” | Презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа) по теме:

Занятие 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях.)

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: Цветные карандаши, тетради в крупную клетку, на каждого ребёнка картинка «Девочка купает куклу»,  ручки. (Альбом №1)

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

-Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас  я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления в детском саду.

Учитель-………(воспитатель)

Директор-……. (заведующая)

Класс-…………….(группа)

Парты-……………(столы)

Урок-………………(занятие)

  1. Знакомство с понятием «предложение».

–Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет  там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

(педагог смотрит пособие на стр.5)

А) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос

-Что изображено на картинках?»

– Девочка  завтракает.

– Дети строят башню из кубиков.

Педагог делает вывод:

-Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

-У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?

Б) –Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

-Катя поливает цветы из….  Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

(аналогично проводится работа по второй картинке:  Наташа даёт рыбкам корм. Педагог делает вывод: Предложения должны быть закончены. Педагог  упражняет детей в передачи повествовательной интонации.)

В) – В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите  картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

– Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке . Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

  1. Физкультминутка.

(Движения с речевым сопровождением.)

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

 Пошагать и покружиться,

 Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

 И друг другу улыбнуться.

б) «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик – прикорнул,

 Это пальчик уж заснул.

Встали пальчики -УРА!

В детский сад идти пора.

( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем ( можно под счёт 1, 2, 3 касаться всех остальных-«будить». Одновременно  с восклицанием «УРА!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. )

  1. Знакомство с понятием «слово» ( с. 6).

-Юпик увидел картинку «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите  её и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т.д.

–Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Педагог делает выводы:

– Небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный -это слова.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

 А безымянных нету.

А.Шибаев.

5.Знакомство с составом предложения.

-Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело.»

(  Дети определяют  количество  слов  в  предложении. Называют  первое, второе слово в предложении.)

-Каждое слово в предложении будет обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

                                                 Осень.

                                                 Небо потемнело.

– Прочитайте схему предложения.

-Составьте предложения о ветре ( о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Составление предложения  по схеме (с. 7).

-А вот ещё картинки Юпик не может понять, что это за линии над картинками. Объясните ему.

-Составьте предложение по схеме.

7. Упражнение в согласовании слов в предложении.

«Поправь Юпика».

-Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал:» Маша, кукла, укладывать.» Правильно он сказал? Скажите предложение правильно.

(Педагог делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке).

8. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

-Если я скажу слово,, вы вытяните руки вперед и скажите «Слово» . Если предложение- руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».

Конспект занятия ” Слово и Предложение” | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:

           Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

           Тема: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                          Конспект занятия

                                                                                                            Педагог дополнительного образования

                                                                                                                                         Ниязова О. М

                                                                 Панаевск, 2017

Цели: актуализировать знания детей о слове и предложении.

Задачи: Дифференцировать понятия «предложение» от набора слов,учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность; дополнять, а затем и сокращать предложение.

Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление(загадки), творческое воображение, быстроту реакции,  умение анализировать

Восптывать  интерес, любознательность, желание учиться и познавать.

Оборудование:

  • Игрушка Незнайка
  • Карточки с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребенка
  • Зеленые полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения
  • Мяч

   

Воспитатель показывает игрушку Незнайка.

  Педагог. К нам сегодня пришел Незнайка, говорит, что он плохо запомнил все, о чем говорилось на первом занятии. Давайте ему напомним!

Наша речь состоит из . .. (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится …(предложение). В предложении может быть разное количество (2,3,4,5,6,7 и т.д.) …(слов).

А все слова состоят из …(слогов, звуков, букв). (Элемент опережающего обучения.). Как мы будем обозначать слова при составлении схемы предложений? (Зелеными полосками.) Как лучше подсчитывать количество слов в предложении? (Можно «бросать» каждое слово, как мяч.)

А вот Незнайка говорит, что можно подсчитать, сколько слов в предложении, шагами: сколько шагов, столько и слов. Давайте, проверим, так это или нет.

Взрослый называет предложение «Незнайка пришел учиться». Кто-либо из детей отсчитывает количество слов «под шаг по кабинету», другие могут «шагать», сидя на своих местах, то есть сколько раз ребенок топнет ножками, столько слов и в предложении.  

Педагог. Я прочитаю вам стихотворение «Что такое слова?»:

Всему названию дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что видеть может глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Обозначай словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

                                                                                                А. Шибаев

 Педагог.   Вам понравилось стихотворение? Придумаем про это предложение?

Дети:  Детям понравилось стихотворение.

Педагог: Сколько здесь слов? Назовите первое слово, второе, третье. Значит, в этом предложении три слова. А есть ли здесь законченная мысль?

Дети: Да, нам все понятно, все слова дружат друг с другом.

Педагог: Предлагаю поиграть. Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если набор слов.

       Цель упражнения: коррекция логического мышления, слухового внимания. Занятие   проводится на ковре, сидя, в позе Лотоса.

   Педагог: Я говорю: «Пчела жужжать. Что я сказал(а)?

Дети: Просто два разных слова.

Педагог:   «Пчела жужжит».

Дети: Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.  (варианты «Самолет, лететь. Самолет летит. Строители, строить. Строители строят. Дети, учить. Дети учатся)  

         Динамическая разминка

Разминка проговаривается  2 раза с последующим изменением имен детей, которые присутствуют на занятии.

 

Миша, Ира и Иван                                 Имитация танцевальных движений.

Весело плясали,                                    

      Покружились, поклонились,                 Покружиться с прямой спинкой,

                                                                  Наклониться вперед.

На местах остановились.                       (Повторить еще ра 

Педагог. Ребята, приглашаю вас на ковёр.Сядим     на коленях с прямой спиной .

Я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово. Моя бабушка всегда печет вкусные пироги.

Бабушка всегда печет вкусные пироги.

Бабушка печет вкусные пироги.

Бабушка печет пироги.

 Бабушка печет.

 Педагог: Дети,  длинные слова, а есть очень короткие слова. Например: «в школу» – это два слова. «На крыше» – два слова. «Я иду» – тоже два слова. И каждое короткое слово надо выделять отдельно от других слов и обозначать его зеленой полоской при составлении схемы предложений.

Мы очень любим золотую осень.

                                                     Мы любим золотую осень.

                                                     Мы любим осень.

Педагог. Подними ту карточку, сколько слов в предложении. « Мы поем песню. Саша ест сахар. Наступила зима. Мы читали книжку. Мама мыла окно» и т.д.

 Дети  слушают сказанное предложение и поднимают карточки с цифрами 2,3,4,5  

        Педагог.  Так, молодцы, а теперь немного  дадим отдохнуть глазкам

(Зрительная гимнастика)

Протяните вперед руку. Посмотрите на большой палец – медленно отведите руку вправо, влево, приблизьте палец к носу, удалите от себя.  

Поморгайте глазками  

      Педагог: Отдохнули, а теперь поиграем в игру «Закончи предложение»

   Дети прибежали…

(Варианты ответов: … потому что попали под сильный дождь; …из школы; …очень веселые и радостные

 Валя решила …;Ребенок заплакал …; Кот обиженно зашипел … .

 Педагог. Слушаем загадки, а с отгадкой придумываем  предложение, считаем, сколько слов, выкладываем схему слов.

              На солнце греется пузатый

              Крепыш в рубашке полосатой.

                                                   (Арбуз)

              Приходил – стучал по крыше,

              Уходил – никто не слышал.

                                                    (Дождь)

              Растет не на суше,

              Голова из плюша    (Камыш)

Дети придумывают предложения, педагог выбирает те, в составе которых не больше 5 слов. Далее составляется схема предложения, где каждому слову соответствует одна зеленая полоска.

 Педагог:  РА,ра, ра продолжается игра!

 Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое первое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Например, первый ребенок говорит: «Яблоко»; второй ребенок – «растет»… «на» … «высоком»… «дереве».

     

Подводятся итоги занятия

                                                                       


Использованная литература:

Бондарева Л.Ю «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день» Ярославль: Академия развития, 2008.

Картотека игр и упражнений по ознакомлению детей с предложением.

Картотека игр и упражнений по ознакомлению детей с предложением.

Выполнила:

Шнитко Надежда

  1. «Составь предложение»

Цель: Формировать умения составлять простые предложения.

Оборудование:

Описание: Воспитатель даёт детям поочередно задания, и они по действиям составляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребёнок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя.

Воспитатель слетит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.

  1. «Закончи четверостишие».
    Цель:
    Формировать представление детей о связи слов в предложении.

Оборудование:

Описание: Воспитатель говорит детям, что он будет читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостаёт слова. Этот слово должны придумать и сказать сами дети. Он просит их слушать внимательно и не ошибаться.

– Ребята, стихотворение называется вкусный пирог.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе … .

Я взял муку и взял творог

Испёк рассыпчатый … .

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту … .

Когда же гости подошли,

То даже крошек не … .

Методическое указание:

Последние слово дети договаривают хором. Когда они усвоят задание, то можно будет брать новые стихи, и играющие должны дополнить строчку рифмующимися словами. Не сумевший правильно дополнить считается проигравшим.

  1. «Какое слово по порядку»

Цель: Формирование умения анализировать предложение.

Оборудование: Сюжетные картинки.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и составить предложение из трёх слов: «Лена стирает платок». Дети подсчитывают количество слов в предложении. Каждому из детей даётся слово, например :у Лены – слово «Лена», у Саши – слово «стирает», у Толи – слово «платок». «Лена, какое твоё слово по порядку?» – «Первое». – «Встань первая. Саша, какое твоё слово по порядку? – «Второе».

– «Встань вторым. Толя, какое твоё слово по порядку?» – «Третье». – «Встань третьим».

Затем дети называют каждый своё слово и повторяют предложение целиком. Воспитатель может предложить детям самостоятельно придумать предложения по картинкам из 2 – 3 слов, распределить слова между собой и встать в таком порядке, чтобы можно было «прочесть» предложение.

  1. «Какая полоска нужна?»

Цель: Учить детей дифференцировать понятия «слово» и «предложение».

Оборудование: Короткие и длинные полоски бумаги.

Описание: Воспитатель раздает детям полоски и говорит «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если я назову предложение – длинную полоску.

Карандаш. Медведь рычит.

Барабан. Дети играют.

Стол. Рыбки плавают.

Волчек вертится. Книга интересная.

Тот, кто ни разу не ошибся, считается победившим.

  1. «Предложения – по картинкам»

Цель: Учить детей составлять распространенные предложение по сюжетной картине.

Оборудование: сюжетная картина

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и ответить на вопросы: Кто нарисован на картине? (мальчик). Как мы его назовем? (Федя). Составьте предложение про Федю. (Федя поливает цветы). Где Федя поливает цветы? (В саду). Как теперь можно составить предложения про Федю? (Федя поливает цветы в саду). А когда поливает цветы? (Летом). Значит, как можно составить предложение? (Летом Федя в саду поливает цветы).

Для составления предложений можно использовать другие сюжетные картинки.

  1. «Что где лежит»

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом «В».

Оборудование: Предметные картинки.

Описание: Воспитатель раздает детям картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?»

Хлеб лежит…(в хлебнице)

Платок лежит….(в кармане)

Книги лежат…(в шкафу)

Лопатка лежит….(в ведре)

Овощи лежат…(в вазе) и тд.

  1. «Лесенка предложений»

Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.

Оборудование: панно, сюжетная картинка, доска, мел
Описание: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

  1. «Составь предложение»

Цель: Учить детей составлению простого распространенного предложения.

Оборудование: Предметные картинки, фланелеграф.

Описание:

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф предметные картинки, опираясь на которые дети заканчивают предложение, начатое логопедом.

Юра держит… ( шар)

Витя собирает… (цветы)

Собака грызет… ( кость)

Курица снесла…( яйцо)

  1. «У меня друзей не мало»

Цель: Учить детей составлению простого распространенного предложения

Оборудование: Иллюстрации к стихотворению «У меня друзей не мало»

Описание: Воспитатель читает детям стихотворение.

У меня друзей не мало,

Я их всех нарисовала.

Маша машет, паша пашет,

Коля колет, Катя катит,

Света светит, Соня спит, Тоня тонет…

Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Таню.

Далее воспитатель читает стихотворение по строчкам, попутно, рассматривая соответствующие иллюстрации. Дети дополняют предложения.

Маша машет(чем?) платком.

Паша пашет(что?) поле.

Коля колет(чем?) топором.

Поля полет(что?) грядку.

Варя варит(что?) суп.

Катя катит(что?) мяч.

После этого воспитатель может предложить детям самостоятельно составить предложения по этим же картинкам.

  1. «Объясните, почему…»

Цель: Научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Описание: Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

  • Вова заболел… (простыл)

  • Мама взяла зонт… (идёт дождь)

  • Дети легли спать… (поздно)

  • Очень хочется пить… (жарко)

  • Лед на реке растаял… (тепло)

  • Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Знакомство с понятием предложение»

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Знакомство с понятием предложение»

Цель: Составление простых нераспространённых предложений.

Задачи:

1. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?, действий с вопросом Что делает?

3. Знакомство с понятием предложение.

4. Составление простых нераспространённых предложений из двух слов.

5. Закрепление цветовых символов слов.

Оборудование: предметные картинки, прямоугольники жёлтого и коричневого цвета.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

– Что можно увидеть глазами и потрогать руками?

2. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

У каждого ребёнка предметная картинка с изображением живых и неживых предметов.

– Задайте вопрос к своему слову-предмету.

– Подберите действие.

3. Знакомство с понятием предложение.

Игра «Живые слова»

– Птица, лететь. Ребята, что я назвала? – Два слова.

– Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?

Вызвать двух детей.

– Маша и Аня будут «живыми словами». Маша будет словом «птица», Аня словом «летит». Маша скажет своё слово и даст руку Ане. Аня даст руку Маше и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «птица» уйдёт, а слово «летит» останется. Можно ли считать его предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место. Дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Получилось предложение. В предложении все слова дружат между собой. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

– Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Слова начинают дружить и получается предложение.

Птица, лететь. – Это два слова.

Птица летит. – Это предложение.

– Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.

– Хлопните, когда я назову предложение: Солнце светит. Машина ехать. Конь скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать.

4. Обозначение предложения символами-полосками.

– Давайте добавим в предложение любое слово, которое не будет дружить с остальными. Например: Птица летит арбуз. Что получилось? – Добавилось слово и предложение разрушилось. Чтобы не залетали случайные слова в предложение, оно решило отгородиться от всех случайных слов.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком и точкой в конце полоски.

– Длинная полоска – это предложение, а уголок обозначает начало предложения. На письме начало предложения обозначается большой заглавной буквой, а в конце каждого предложения ставиться точка.

5. Закрепление символов слов.

– Каждое предложение состоит из слов. Чтобы посчитать слова, мы уже научились пользоваться цветными прямоугольниками.

– Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова- предметы? (Жёлтого.)

– Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? (Коричневого.)

– Составьте предложение из слов: рыба, плавать. Назовите первое слово в предложении? (Рыба.) Какое второе слово? (Плывёт.) Теперь нужно посчитать слова. Какой прямоугольник мы положим вместо первого (второго) слова? Сколько слов в предложении?

6. Составление предложений из двух слов.

– А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения

Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. И т.д.

7. Физминутка.

Координация речи с движением.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают.

8. Составление предложений по схеме.

На доске картинка с изображением собаки.

– Задайте правильно вопрос – кто это? или что это? Что обозначает это слово?

– Как обозначим?

– Что делает собака? Что обозначает это слово?

– Как обозначим? Мы составили схему этого предложения.

– Составьте свои предложения по этой схеме.

9. Итог.

– Что мы составляли на занятии?

– Когда получается предложение?

– Из чего состоит предложение?

– На какой вопрос отвечает слово-предмет (слово-действие)?

– Как обозначаем слово-предмет (слово-действие)?

– На письме какие границы есть у предложения?

Читаем предложения. Карточки для детей 5-7 лет.

  • Мифы и легенды