Правописание жи: Урок 73. буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу – Русский язык – 1 класс
Урок 73. буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу – Русский язык – 1 класс
1 класс
Урок № 73
Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
На этом уроке
Вы узнаете:
- Что такое буквосочетания
- Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
- Исключения
Ключевые слова:
Слово, буквосочетания, правописание, шипящие звуки.
Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научатся правописанию буквосочетаний в словах, познакомятся с исключениями.
Основное содержание урока
- Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. Это буквы «ж», «ш», «ч», «щ». [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’],[щ’] – всегда мягкие.
- После шипящих ж, ч, ш, щ в русских словах не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся буквы и, у, а.
- Буквосочетание – это такое сочетание нескольких букв, которое при произношении читается как один звук.
- В русском языке есть буквосочетания жи-ши-ча-ща-чу-щу:
Жираф, шило, чаща, чашка, чучело, щука
- Исключения: Брошюра, жюри, парашют, Жюль Верн
Разбор типового тренировочного задания
- Определи, на каких изображениях показаны слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, а на каких – нет. Перенеси картинки в соответствующие столбцы.
Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща | Слова с исключениями |
Картинка 1:
Картинка 2
Картинка 3
Картинка 4
Картинка 5
Ответ:
Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща | Слова с исключениями |
Картинка 2 Картинка 3 Картинка 4 | Картинка 1 Картинка 5 |
2) Выберите один правильный вариант ответа:
Выберите один правильный вариант ответа:
В каком из вариантов везде пишется буква «и»?
- Ш_повник, ш_ны, камыш_,
- Мал_ш, шл_м, ш_шка
- Ш_ло, ш_ба, ж_р
Ответ: 1
3) Необходимо написать ответы на загадки:
Ответ: Мор часы, чаща, чайка, часовой.
Урок 55. буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу – Русский язык – 2 класс
Русский язык. 2 класс.
Урок 55. Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
Цель:
- освоить правописание в словах сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Задачи:
- научиться различать непарные мягкие шипящие звуки; находить в словах буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;
- подбирать примеры слов с такими сочетаниями;
- выполнить успешно упражнения в применении правила написания слов с буквосочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
На уроке
мы узнаем:
- об особенностях буквосочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;
мы научимся:
- различать непарные мягкие шипящие звуки;
- находить в словах буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;
мы сможем:
- применить правило написания слов с буквосочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Тезаурус
Непарные мягкие шипящие звуки – это звуки Ч’ и Щ’
Непарные твердые шипящие звуки – это звуки Ж и Ш
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10 – 15.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 7-9.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 29 – 34.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 44 – 45.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 38.
Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.50-54.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7 – 13.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 53-55.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Буквы. Буквы. Буквы. Самое величайшее изобретение человечества! Стоило только людям договориться, какими символами обозначить разнообразные звуки, как свершилось невероятное – стал видимым звучащий мир! Они поймали неуловимое – звук! С тех пор и слово мудреца, и трель соловья, и звенящая тишина солнечного зноя были запечатлены на бумаге.
Каждой букве отведена своя роль. Есть среди них такие трудолюбивые, что выполняют сразу две, а то и три функции. С четырьмя из них – Ч и Щ, Ж и Ш – мы сегодня познакомимся поближе.
В русском алфавите 21 буква обозначает согласные звуки. Из них 15 может обозначать как мягкий, так и твердый парный согласный звук. Например, буквой Б можно обозначить звуки Б и Б’. И только 6 букв обозначают по одному непарному согласному звуку: только твердый звук обозначают буквы Ж, Ш, Ц, только мягкий звук – Й, Ч, Щ.
Буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки, у которых нет твердого парного звука. Попробуй произнести звуки Ч и Щ без улыбки, с которой произносим все мягкие звуки, и у тебя ничего не получится!
В письменной речи эта особенность букв Ч и Щ имеет большое значение: мягкость звуков Ч и Щ не нужно показывать!
Вспомни! ЧА – ЩА пиши с буквой А. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
Например, часы, роща, чулок, щука.
Буквы Ж и Ш, также как Ч и Щ, обозначают только по одному непарному согласному звуку, только твердому – Ж и Ш.
Тогда зачем в сочетаниях ЖИ и ШИ пишется буква И, которая указывает на мягкость предыдущего согласного звука? Чтобы объяснить это странное явление, нужно совершить историческое путешествие вглубь веков и перенестись почти на 900 лет назад! Тогда, в Древней Руси, звуки Ж и Ш имели мягкие пары. Попробуй-ка их произнести – Ж’ и Ш’. Странно звучит, не правда ли?
Более 700 лет назад из произношения в русском языке исчезают мягкие звуки Ж’ и Ш’, а привычка писать букву И после букв Ж и Ш осталась. Никто не стал переучивать писарей Древней Руси, иначе пришлось бы переписать все написанные вручную книги. Это было просто невозможно! Вот так и появилось самое известное правило русского языка.
Вспомни! ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
Сегодня на уроке ты встретился с хорошо известными орфограммами: ЧА – ЩА пиши с буквой А. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
Теперь ты знаешь, что ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ пишутся так потому, что нет смысла указывать на мягкость согласных звуков Ч и Щ – у них нет твердой пары! А ЖИ – ШИ пишут так по привычке, которой почти 1000 лет.
Занимательные истории кроются за скучными правилами школьной орфографии, не правда ли?
Изучайте историю родного языка — и вам откроются удивительные тайны!
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Поставь слова в пропуски.
Выбери подходящие по смыслу слова. Заполни ими пропуски в тексте. Будь внимателен: не выбери слова с ошибками.
- Эта река была полноводной, а теперь __________ .
- Внимательный человек умеет многое _________ .
- Дятел может очень долго ___________ по стволу дерева, чтобы извлечь жучков из-под коры.
- Гостеприимный хозяин от всей души __________ гостей.
- Чтобы не беспокоить соседей в поздний ______ , музыка должна __________ тихо.
- _______________ бытовую технику нужно по инструкции.
- ______________ внимание на безударные гласные.
- Моя мечта – ______________ на тройке по зимнему лесу.
Слова для выбора: подключать, подключять, стучать, стучять, угощает, угощяет, обращай, обращяй, обмельчала, обмельчяла, подмечать, подмечять, промчаться, промчяться, звучать, звучять, час, чяс.
Подсказка: Вспомни правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ ЩУ. Будь внимателен: не выбери слова с ошибками.
Правильный ответ:
- Эта река была полноводной, а теперь обмельчала.
- Внимательный человек умеет многое подмечать.
- Дятел может очень долго стучать по стволу дерева, чтобы извлечь жучков из-под коры.
- Гостеприимный хозяин от всей души угощает гостей.
- Чтобы не беспокоить соседей в поздний час, музыка должна звучать тихо.
- Подключать бытовую технику нужно по инструкции.
- Обращай внимание на безударные гласные.
- Моя мечта – промчаться на тройке по зимнему лесу.
Задание. Запиши словосочетания.
Подбери к словам-названиям предметов слова, обозначающие признаки предметов. Запиши получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Слова – названия предметов: нора, погода, улица, поездки, школа, человек, вещи, сервиз, хвост.
Слова – признаки предметов: ч__ткий, ч__ж__е, ч__йный, щ__чий, мыш__ная, ш__рокая, ч__десная, ч__стые, нач__льная.
Подсказка: Вспомни правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ ЩУ.
Правильный ответ:
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Методическая разработка по русскому языку по теме:
Карточка №1. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Шу(б,п)ка, игру(ш,ж)ка, слё(з,с)ки, мы(ж,ш)ка, ба)б,п)кА, де(д,т)кА, ре(п,б)кА, дру(г,к), зу(б,п), ду(б,п), лё(д,т), морко(в,ф)ь, гря(д,т)кА.
Карточка №2. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Тетра(д,т)кА, холо(д,т), сне(ж,ш)ки, сала(З,с)ки, ска(з,с)ки, обе(т,д), заво(д,т), медве(д,т)ь, крова(д,т)ь, отря(д,т), наро(д,т), эта(ж,ш).
Карточка №3. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Тетра(д,т)ь, но(ж,ш), стри(ж,ш), тру(д,т), шала(ж,ш), лоша(д,т)ь, пру(д,т), гря(д,т)кА, ло(ж,ш)кА, ло(д,т)кА, ры(б,п)кА, шу(д,т)кА, кру(ж,ш)кА.
Карточка №4. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Гла(д,т)ко, тр(в,ф)кА, се(д,т)кА, кры(ж,ш)кА, ла(б,п)кА, ла(з,с)кА, кни(ж,ш)кА, руба(ж,ш)кА, ппромока(ж,ш)кА, гла(з,с)ки, дру(ж,ш)ба.
Карточка №5. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Сапо(ж,ш)ки, нево(д,т), людое(д,т), жира(в,ф), гри(б,п), пло(д,т), пры(ж,ш)ки, поса(д,т)ка, заря(д,т)ка, вприся(д,т)ку, площа(д,т)ка.
Карточка №6. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Ло(в,ф)ко, уло(в,ф), трениро(в,ф)кА, вперё(д,т), ле(в,ф), ука(з,с)кА, ще(б,п)кА, кру(г,к), хле(б,п), клё (в,ф), шля(б,п)кА, в(в,ф)тобус.
Карточка №7. Правописание согласных.
Подбери проверочные слова.
Бро(д,т), го(д,т), дол(г,к), гра(д,т), бага(ж,ш), клу(б,п), лопа(д,т)ка, сковоро(д,т)ка, прихва(д,т)кА, салфе(д,т)кА, наза(д,т), ры(б,п)кА.
Какую согласную нужно написать?
Вот царь зверей – могучий ле…(в,ф),
А тут фира(в,ф) с длинной шеей.
Ушастый ё(ж,ш). Чем он хорош?
Ено (д,т) – красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры (з,с),
Плывет могучий бегемо(д,т),
Медве(д,т) над нерпою ревет. И белый голу (б,п)ь там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
Вставьте пропущенные буквы
Сне_ки, пры_ки, фла_ки, кры_ки, оре_ки.
Подберите нужные слова
- Как называется избушка, где живет сторож?
- Украшение в ушах.
- Твердая застежка на поясе.
- Часть стола или стула.
_ _ _ _ _ ж _ _
_ _ _ _ ж _ _
_ _ _ ж _ _
_ _ ж _ _
Угадайте последнее слово и запишите.
- Ранним утром у школьных ворот
Собирается дружный ….
- Дом пустует без ребят,
Убежали дети в …
- Сообщает Дед Мороз,
Что он елочку принес,
Отряхнул с нее снежок
На ветках лампочки …
- Хоровод, хоровод,
Пляшет маленький …
- На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий…
- В тулуп и валенки одет,
Шел на охоту старый …
- Я знаю точно адрес наш,
И свой подъезд, и свой…
- На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит …
- Щиплет щеки, щиплет нос.
Но не страшен нам …
- Катя младшему братишке
Каждый день читает…
Вставьте пропущенные буквы.
Среди больших красивых ро_
Один шиповник дикий ро_
Он ввысь и вширь упрямо ле_
И разрастался целый ле_.
Упражнения на тему: “Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу”
Упражнения «Правописание ЖИ- ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ»
Звуки [Ж] [Ш] всегда твердые.
В сочетаниях ЖИ, ШИ пишется буква И: жил, шил.
Задание 1.
1. Прочитайте.
2. Произнесите выделенные слова по слогам
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое! К.Чуковский.
3. Напишите стихотворение по памяти.
4. Поставьте ударения.
5. Подчеркните орфограммы.
6. Проверьте написанное по тексту.
Задание 2.
Прочитайте.
Тишина в лесу. Легко скользят лыжи.
В воздухе пушистые снежинки. На вершинах сосен мохнатые шапки.
2. Спишите. Подчеркните сочетания жи, ши.
Задание 3.
Вставьте в данные слова сочетания жи, ши.
Пру…на, сне…нка, на…вка, ма…на, вер…на, дру…на, о…бка, сме…ка, пу…ка.
Спишите слова. Подчеркните жи, ши.
Задание 4.
Измените слова по образцу. Напишите, разделяя их на слоги для переноса.
Образец: багаж – бага-жи, ба-гажи.
Гараж – … Стриж – …
Этаж – … Ёж – …
Ландыш – … Юноша – …
Малыш – … Уж -…
Задание 5.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Белый медведь ж…вет на севере. Это очень крупное ж…вотное. Под кожей у медведя очень толстый слой ж…ра. Он защищ…ет зверя от стуж… . Ученые внимательно изуч…ют ж…знь этого хищника.
Задание 6.
1. Прочитайте пословицы. Подберите к ним объяснения из правого столбика.
Поспешишь – людей Много читай. Тебе будет
насмешишь. Интереснее жить.
С книгой дружить – Кто торопится, делает
век не тужить. много ошибок.
Спишите пословицы. Подчеркните сочетания жи, ши.
Задание 7.
Прочитайте вопросы.
Ответьте одним словом и напишите это слово.
Подчеркните сочетания жи, ши.
А) Как называется африканское животное с длинной шеей?
Б) Как называется дикая роза?
В) Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпой?
Г) Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
Д) Как называется форменное пальто у военных?
Задание 8.
Исправить ошибки в тексте.
Кот.
Рыжи кот спална кыльце. Из ноки выско чили мышта. Они стли иргать. Кот прынул к мы шатам. Они бысто ум чались в ноку. Кот тольк рот раскыл.
Осень.
Натала осень. Целы день и дет додик. дует ветр. Нашсадик голый. На зелме лужи, мама взяла зонт ипошла на рабту. Волдя надел курку и споги. Он и дет в шолу.
Зима.
дети выш ли во двр. Там сугобы снга. Юраи Алеша катилис нежный ком. Они строли гоку. У даши и Натши санки. Они пое дут сгоры на санках.
Задание 9.
Прочитайте.
Не дыш…, охотник!
Собака, не шурш…!
Уточка с утятами
Плывет сквозь камыш… .
До чего ж пугливые!
До чего ж счастливые!
Не стреляй, охотник!
Собака, не спеш… . В.Берестов.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните жи, ши.
Задание 10.
Замените выделенные слова близкими по значению.
Образец: Просторные улицы – широкие улицы.
Толстый кот – …
Ароматный чай – …
Мохнатые ели – …
Напишите. Подчеркните сочетания жи, ши.
Задание 11.
Прочитайте.
Спишите.
Выделенные слова разделите на слоги для переноса.
Деревья, травы спрашивают ёжика: «Почему у тебя от ветра иголки не колышутся?» А ёж отвечает: «Боится ветер, что уколю».
Как ответил ёжик: правильно, остроумно, серьёзно? Выбери самое точное слово.
Задание 12.
Прочитайте. Измените слова в скобках.
Кто как зиму проводит?
Первыми на юг улетели (стриж). Зарылись в сухие листья (ёж). Спрятались в норки (мышь). В глубокие подводные ямы ушли (ёрш). Заползли под корни (уж).
Запишите предложения. Подчеркните жи, ши.
Задание 13.
1. Прочитайте.
Таня рисовала простым карандашом. Скучные получились картинки. Взяла Таня цветные карандаши. Шиповник расцвёл алыми цветами. Ужи повернули к солнцу жёлтые шейки. Засияла река. Зашумели у реки зелёные камыши.
2.Выпишите предложения, в которых есть слова с сочетаниями жи, ши. Проверьте написанное.
Задание 14.
Подберите подходящие по смыслу слова и напишите по образцу.
Образец: Цветные карандаши.
Длинные … Колючие …
Летучие … Проворные …
Душистые … Густые …
Слова для справок: мышь, ёж, ландыш, стриж, камыш, уж.
Задание 15.
Прочитайте загадки. Напишите отгадки.
А) Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут …
Б) Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …
В) По полям бегут ручьи,
На дорогах …
После зимней …
Г) Грамоты не знаем,
А весь век пишем.
Д) Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте …
Трясут бородой.
I. Орг. момент 3 мин
2. Актуализация знаний учащихся
3. Формирование новых знаний и умений учащихся.
4. Применение полученных знаний и умений.
5. Итоги урока. Рефлексия. Комментирование отмето
4. Домашнее задание. |
Приветствие Приветствие. Учет посещаемости. Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой.
Проверка домашнего задания. Использование разных методов проверки домашнего задания. (- А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям Сообщение темы, цели, показать значение нового, создание проблемной ситуации ,умение заинтересовать учащихся А) Словарная работа Б) Творческая работа. В) Усвоение нового материала. Тема нашего урока: Животной мир. Правописание жи- ши. Говорим правильно Использование вопросов требующих мыслительной деятельности ,использование Посмотрите на доску. Какие буквы вы видите? – Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. Стр. 29 Упр-я 1,2,3,4,5,6,7 Ученики отвечают на вопросы по теме ,чему мы научились? Что мы узнали на уроке? А) Устный опрос Объяснение содержание работы, последовательность выполнения домашней работы, номер упражнения и страницу 32,упр 9
|
Настрой на урок. Готовность к уроку Задают друг другу вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя, проверяют д/з .
Понимают значение знаний по теме, записывают число и тему урока в тетрадях. Выполняют упражнения ,отвечают на вопросы. Ученики отвечают на вопросы. Выполняют задания. Учит новые слова.
Делают выводы, выполняют разные виды работы, отвечают на вопросы Читают текст и комментируют. Выполняют самостоятель ную работу
Записывают домашнее задания.
|
КК-1
КК-2
КК-1
КК-2
КК-3
КК-3
|
ПК-2
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-3
ПК-2
|
Форматив ное, Суммативное
Форматив ное, Суммативное
Форматив ное, Суммативное
Форматив ное, Суммативное
Форматив ное, Суммативное |
Чудесное путешествие в Чудинию. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
3 фишки: – Текст волшебной сказки писателя и педагога Марины Аромштам. – Игровые задания и упражнения: заниматься по книжкам можно в школе и дома. – Очень красивые иллюстрации Сергея Гаврилова. Описание книги. Есть на свете одна Замечательная страна. Там на каждом шагу чудеса. Стоит только сказать: “Чур-чура, чур-чура! Начинается игра. Хочу очутиться в Чудинии!” — И ты уже здесь! Чувствуешь… дальше “? В каждой книге Марины Аромштам одна очень важная орфограмма, одна волшебная сказка (в ней орфограмма представлена так ярко, что не запомнить её невозможно!) и увлекательные задания, и упражнения. Дети читают смешные, волшебные истории, играя, выполняют упражнения — а правила усваиваются, грамотность растет, оценки улучшаются. В тетрадке ваш малыш будет: – Находить в тексте орфограмму и подчеркивать её. – Вставлять пропущенные буквы и слова. -.Придумать истории, рисовать, раскрашивать — словом, проявлять творческие способности. – Играть в настольную игру вместе с друзьями и родителями. – Много запоминать, а значит тренировать память и внимание. Лайфхак для родителей. Интересные уроки — самый короткий путь к грамотной письменной речи. Книжки отлично подойдут для занятия на уроках русского языка и самостоятельно дома. Задания усложняются незначительно, что ребенок выполняет их без труда. Через 2-3 странички ребенку становится понятно, что нужно делать. •Если ваш ребенок в данный момент не хочет заниматься, отложите занятия до более удобного момента. Не забывайте, что ваши совместные “уроки” должны проходить на хорошем эмоциональном уровне. •После того, как ребенок прочитал задание, обязательно спросите, как он его понял. Если задание понято верно, предложите выполнить его самостоятельно. •Избегайте неодобрительной оценки, чаще хвалите ребенка за его настойчивость и терпение. Формируйте у него уверенность в своих силах. Помните, у вас появилась возможность еще больше подружиться с ребенком! Что развиваем? – Речь – Память – Внимание – Воображение – Навыки письма – Сообразительность – Логическое мышление Про автора. Марина Аромштам — кандидат педагогических наук, 20 лет она проработала в школе учителем начальных классов и знает, как работать с детьми, чтобы это было и эффективно, и не скучно. Сегодня мы знаем Марину и как известного журналиста, главного редактора сайта о чтении “Папмамбук”, и автора популярных книг для детей и взрослых.
мы но лы | хо ры та | хо ры та | |
ту ро да | ту ро да | вель све | вель све |
Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ
Тема «Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ»
Цель – формирование умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;
2) объяснить, почему написание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ носит этот характер и является орфограммой;
3) составить алгоритм написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
4) научить писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
5) развивать речь учащихся при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов;
6) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.
Планируемые результаты:
Предметные:
– повышение активности учащихся на уроках;
– улучшение результатов обучения;
– учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение.
Коммуникативные: контролировать действия партнера, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.
Оборудование:
1. Информационный материал – учебник
2. Демонстрационный материал:
– плакат «Буквосочетания ча — ща, чу- щу, жи-ши».
– карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии
3. Технические средства обучения:
компьютер,
медиапроектор.
4. Экранно-звуковые пособия – презентация Power Point
Ход урока
I. Целеполагание и мотивация.
Учитель. Добрый день, ребята!
Начинается урок.
Он пойти вам должен впрок.
Учитель. Проверьте, как организовано “рабочее место”, как установлено ваше парте учебники, тетрадь, пенал. Почему это важно?
(Дети высказывают свое мнение)
Учитель.Сегодня у нас очередной урок, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка. Помогут нам в этом сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Фонограмма в гостях у сказки
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса …… ..
1. Каллиграфическая минутка
Учитель. С чего мы начинаем классную работу?
Дети. С каллиграфической минутки или минутки чистописания.
Писать нужно всегда, чисто, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. А это мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.
1. Повторение алгоритма написания букв ч, щ, у.
Самопроверка по образцу.
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений.
Слайд 2
Учитель. Что вы уже знаете о буквах ч, щ, ж, ш?
Дети.Буквы ч, щ, ж, ш обозначают шипящие согласные звуки.
Буквы ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по твёрдости, как и звук [й ׳].
-Буквы ж, ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по мягкости, как и звук [ц].
Слайд 3
1. Игра «Буква потерялась»
Учитель. Вставьте в слова пропущенные буквы:
Ж… раф, ч_дак, щ_ка, маш… на, ч_шка.
Учитель. Запишите пропущенные буквы на планшетках.
Учитель. У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?
Дети.Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в данные слова.
Учитель. У кого есть ответы, покажите их.
Дети. У-ю, а-я, и-ы.
Выставляю разные ответы детей на доску.
Учитель. У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный? Обоснуйте свое мнение.
Дети. Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова, чем они похожи?
Дети. В них есть шипящие согласные звуки.
Учитель. Значит, какая цель нашего сегодняшнего урока?
Дети.Научиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слайд 4
III. Построение проекта выхода из затруднений.
Учитель. Кто-нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания?
Дети высказывают предположения
1. Повторение правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слайд 5
Учитель. Послушайте стихотворение:
Русские слова с жи-ши
Через и всегда пиши.
И конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.
Ну а щу, шу, жу и чу, –
Я серьезно, не шучу, –
С буквой у всегда дружны,
И заметить мы должны:
В иностранных лишь словах
Ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.
Учитель. Какие же буквы нужно было вставить в слова: жираф, чудак, машина, щука, чашка?
Дети. Используя правило, в словах чудак и щука пишется буква у, в слове чашка пишется буква а, в слове жираф и машина – буква и.
Учитель. А как вы будете действовать?
Дети. По алгоритму.
Учитель. Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом?
Слайд 6
2. Работа в группах.
Определи опасное место
Произнеси слово
Обозначь орфограмму
Применимое правило!
Дети.Нет. Шаги алгоритма стоят не по порядку.
Учитель. Предлагаю вам посовещаться и восстановить алгоритм правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Учитель. Предлагаю каждую паре представить свой вариант алгоритма и доказать, почему последовательность шагов будет именно такой.
Каждая группа представляет свой вариант алгоритма и доказывает его правильность.
Учитель. Алгоритм готов.
Слайд 7
IV. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
1. Работа по учебнику. Выполнение упражнений 8 1с. 53 с комментированием.
Учитель. Прочитайте вопрос Совенка. Какие орфограммы надо знать, чтобы правильно вставить буквы в этом упражнении?
Дети. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
V. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель. Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?
Дети. Написать самостоятельную работу.
1. Выполнение разноуровневых заданий. Работа по карточкам.
(Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом:
синий – самый легкий уровень,
зеленый – уровень средней степени сложности,
красный – самый легкий уровень.
Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его оценке степени освоения им учебного материала уроке знаний, и его выполнение.)
выполнения задания – самопроверка. Сверяют написанное с образцом.
1 уровень
«Что за чудо?» – мыслит он (царь Дадон).
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо…
Царь Салтан дивится чуду…
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
• О каких чудесах говорит А.С.Пушкин?
• Сделать звуко-буквенный анализ слова чудо.
2 уровень
… .по небу идет,
… по морю плывет.
В синем небе звезды…,
В синем море волны….
• Восстанови стихотворение, используя нужные слова: туча, бочка, блещут, хлещут.
3 уровень
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
• Придумай свои слова на данные орфограммы.
(После выполнения задания – самопроверка. Дети сверяют написанное с образцом.)
VII. Включение в систему знаний и повторение
1. Словарная работа.
Слайд 8
Учитель. Догадайтесь какое слово пропущено!
И к ц… (а) ревне нал… (и) вное,
Молодое, золотое
Прямо ____________) л… (е) тит.
Учитель. А поможет вам загадка.
… Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось! (Яблоко).
Учитель. Устно вставьте пропущенные орфограммы.
Учитель. Какое задание вы бы предложили выполнить с данным словом?
Дети. Составить предложение: Пёс на яблоко с лаем кинулся.
Дети. Подобрать однокоренные (родственные) слова: Яблоко, яблочко, яблочный.
2. Игра «Исправь мои ошибки»
Слайд 9
В норе пищят волчята.
Внучята попрощались с бабушкой.
На площядке овчярка рычяла на кота.
Малышы любят стучять и кричять.
Слайд 10
(Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель. С каким затруднением на уроке вы столкнулись?
Дети. Не знали, как написать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Учитель. Какую цель ставили на уроке?
Дети. Выяснить, как пишутся слова с этих буквосочетаний.
Учитель. Достигли цели?
Дети. Да.
Учитель. Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Дети. Жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у.
Учитель. Оцените свою работу. Напишите слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
Понял
Понял, но…
Не понял
Слайд 11
Учитель.А я хочу поблагодарить вас, дети, за активную и творческую работу на уроке. Молодцы!
IX. Домашнее задание
РТ № 67 с. 43
Урок 73. буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу – Русский язык – 1 класс
1 класс
Урок № 73
Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
На этом уроке
Вы узнаете:
- Что такое буквосочетания-ШИописание , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
- Исключения
Ключевые слова:
Слово, буквосочетания, правописание, шипящие звуки.
Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научатся правописанию буквосочетаний в словах, познакомятся с исключениями.
Основное содержание урока
- Звуки [ж], [ш], [ч ’], [щ’] называются шипящими . Это буквы «ж», «ш», «ч», «щ». [ж], [ш] – всегда твердые; [ч ‘], [щ’] – всегда мягкие.
- После шипящих ж, ч, ш, щ в русских словах не пишутся буквы ы, ю, я , а а пишутся буквы и, у, а .
- Буквосочетание – это такое сочетание нескольких букв, которое приношении читается как один звук.
- На русском языке есть буквосочетания жи-ши-ча-ща-чу-щу:
Жираф, шило, чаща, чашка, чучело, щука
- 902, Брошюра: парашют, Жюль Верн
Разбор типового тренировочного задания
- Определи, на каких изображениях показаны слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, а на каких – нет. Перенеси картинки в соответствующие столбцы.
Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща | Слова с исключениями |
Картинка 3
Картинка 4
Картинка 5
Ответ:
Слова с буквосочетания жи-ши, чу- | ответ|
Картинка 2 Картинка 3 Картинка 4 | Картинка 1 Картинка 5 |
2) Выберите вариант правильный вариант ответа:
В каком из вариантов везде пишется буква «и»?
- Ш_повник, ш_ны, камыш_,
- Мал_ш, шл_м, ш_шка
- Ш_ло, ш_ба, ж_р
Ответ: 1
3) Необходимо написать ответы на загадки чадки,
чайка, часовой.Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Правописание ЖИ –ШИ»
МБОУ «Средняя образовательная общественная школа №31 »г. Курск
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
по программе «Школа России»
по теме
«Правописание ЖИ – ШИ »
(послебукварный период)
Разработала учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Голобокова Оксана Александровна
Курская область, г.Курск
Курск 2012
Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний жи – ши.
Задачи.
Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЖИ -ШИ.
Развивающие . Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи -ши ; создать условия для формирования устойчивый орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работа в паре.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями жи -ши без ошибок.
Метапредметные результаты:
– определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
– проговаривает последовательность действий на уроке;
– работает по коллективно составленному плану;
– фиксирует затруднения в выполнении заданий;
– оценивает правильность выполнения действий;
– Добро пожаловать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– высказывает свои предположения;
– строит краткое устное высказывание по теме;
– слушает и понимает речь других;
– ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
– участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительная литература, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
– сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,
– пословицы,
– скороговорки,
– электронное приложение к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.,
-нарисованный плакат деревни,
– картинки: герои мультфильма Простоквашино, автобус.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).
Учитель. От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.
2. Актуализация знания. Минутка каллиграфии
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме ( к) . Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ( п ). Формирование умений слушать и понимать речь других ( к ).
Слайд-2
На интерактивной доске появилось скороговорки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
Учитель. Прочитаем скороговорки и попробуем их произнести.
Учитель. Какие звуки чаще всего встречаются в скороговорках?
Ученик. Звуки ж, ш.
Учитель. Что вы можете рассказать об этих звуках?
Ученик. ж – согласный, звонкий, твёрдый, парный.
ш – согласный, глухой, твёрдый, парный.
Эти звуки шипящие.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки?
Ученик. Буквами Ж, Ш.
Учитель. Какое предложите выполнить задание с этим буквами?
Ученик. Прописать их на минутке чистописания.
Учитель. Вспомним правильное написание заглавных букв Ж и Ш.
На интерактивной доске буквы прописываются автоматически, дети наблюдают. Буквы на электронном приложении к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.
Учитель. Откроем тетради, запишем число и пропишем на первой строке заглавную букву Ж, на вторая строка заглавную букву Ш.
3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других ( к) . Формирование умений ориентироваться в своей системе знания, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую ( п ). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с с помощью учителя. ( р )
Слайд-3
На интерактивной доске появятся слова.
Ш… шка, ёж… к, маш… на, лыж…, ж… раф, камыш….
Учитель. Ребята, прочитаем слова.
Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова – предметы, во всех словах есть жи-ши, в словах пропущена буква и.
Учитель. Почему вы решили, что в словах пропущена буква и?
Ученик. Я знаю, что ЖИ – ШИ всегда пишется с буквой И.
Слайд-4
На интерактивной доске появляется правило.
ЖИ- ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Хором, по моей руке прочитаем правило.
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Хорошо.А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Писать слова с ЖИ – ШИ.
Учитель. Да, дети, мы сегодня будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнения последовательности действий ( р ), позиции по отношению к своей работе в группе ( л ), быть исследователем, организовывать совместную работу ( к ).
Учитель. Какое задание вы бы хотели выполнить со словами, работая в паре?
Ученик. Один человек будет выписывать слова с сочетанием ЖИ, а другой с сочетанием ШИ и подчеркнуть эти сочетания.
Учитель. Приступаем к работе.
Учитель. Какое задание вы хотели бы выполнить с выписанными словами?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Самостоятельно выполняем эти задания.
Учитель. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга и оцените выполненную работу.
Дети оценивают работу сигналами светофора.Рисуют кружок: зелёный – всё правильно, жёлтый – одна-две ошибки, красный – требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей, если согласен с оцениванием ребенка, ставит рядом с кружком +, если не согласен ставит -, затем с ребёнком всё это обсуждается.
Учитель. Как вы думаете, какое слово «лишнее»?
Ученик. Машина – оно словарное.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём это слово по слогам.
Дети. МА-ШИ-НА.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение с ним.
Учитель. Мне очень хочется услышать предложения, которые у вас получатся!
Ученик. Папа едет на машине. У дедушки есть машина.
Учитель. Молодцы! Какое ещё слово может быть «Лишним»?
Ученик : Ёжик, потому что в этом слове звуков больше, чем букв, т.к. буква ё стоит в начало слова, а значит обозначает два звука.
Учитель. Молодчина! А что же нам нужно сделать, чтобы в этом убедиться?
Ученик. Записать транскрипцию этого слова.
Учитель. С новой строки запишем транскрипцию слова – ёжик.
Один ученик выходит к системе и с объяснением.
5. Физкультминутка
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально – волевой сферы и игровой деятельность, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни ( л) .
Дети демонстрируют действия
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листья шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку
Учитель. Ребята, ёжик предлагает вам выполнить задание.
Слайд-5
На интерактивной доске появляется запись:
ёлкой, под, ёж… к, ж… л.
Учитель. Кто же догадался, что это за задание?
Ученик. Вставить пропущенные буквы, составить из слов предложение.
Карандашом для интерактивной доски ребёнок вписывает вместо точек буквы.
Ученик. Думаю какую букву надо вставить, вспоминаю правило жи –ши пиши с буквой и.
Учитель. Какое предложение составим?
Ученик. Под ёлкой жил ёжик.
Учитель. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку.
Учитель. Запишите предложение.
Какое задание предложите выполнить дальше?
Ученик. Найти главные слова или главные члены предложения.
Учитель. Хорошо. Подчеркните главные слова в предложении, правило жи.
Учитель. Назовите слово, которое обозначает действие?
Ученик. Я думаю слово « Жил».
Учитель. Молодец! Кто вспомнит пословицы с этим словом?
У учителя на интерактивной доске пословицы записаны.
Ученик. Жить – родине служить.
Слайд-6
Появляется пословица.
Учитель. Объясните смысл пословицы.
Ученик. Служить родине, значит любить страну, в которой живёшь, её людей, природу.
Учитель. Молодец! Запишите её в тетрадь и подчеркните сочетание жи.
Кто ещё вспомнил пословицу?
Ученик. Век живи – век учись. Это значит, что пока человек живёт, он постоянно чему-то учится.
Слайд-7
Учитель. А я знаю, ребята, вот такую пословицу: Жизнь дана на добрые дела.Как вы её можете объяснить?
Ученик. Человек на протяжении своей жизни должен совершать только добрые дела и поступки.
Учитель. Какие вы молодцы! Вы всё знаете! Ребята, а давайте вспомним, какое задание у нас было?
Ученик. Вспомнить пословицы со словом «жил».
Учитель. Внимательно посмотрите на пословицу, которую предложила вам я.
Ученик. Я заметил. В ней нет слова жил, но есть слово жизнь, а эти слова родственники.
6. Физкультминутка для глаз
Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.
Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.
Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни ( – ).
Пролетает самолет, (раскинули руки)
С ним собрался я в полет! (смотрим вниз)
Правое крыло отвел.(посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел. (посмотрели как можно дальше влево)
Я мотор завожу (рука большой круг, глазки следят за ее движением)
И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу! (следим за движением руки глазами)
Учитель. Я знаю, что вы все очень любить играть. Поиграем?
Дети. Да.
Учитель. Игра называется «Найди пару».
Слайд-8
На интерактивной доске появляются два столбика слов. Дети карандашом от доски соединяют слова одного столбика с другим по ассоциации.
Этажи пушистый
Животное кружить
Груши жить
Снежинка свежий
Учитель. Назовите какие сочетания встретились в этих словах, надо запомнить.
Ученик. ЖИ –ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Дети, а вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Слайд-9
Появляется автобус.
Учитель. Сейчас мы мысленно подтверждаемся в автобусе, на которое отправимся в путешествие в деревню Простоквашино. А как вы думаете, почему туда?
Ученик. В слове Простоквашино есть ШИ, а это тема нашего урока.
Учитель. А кто же покажет нам туда дорогу?
Ученик. Герои мультфильма: дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин, собака Шарик.
Слайд-10
Появляются герои на интерактивной доске.
Учитель. А что делают пассажиры в автобусе во время путешествия?
Ученик. Смотрят в окна и любуются красотой.
Учитель. Вы тоже будете любоваться красотой природы из окна. Будьте очень внимательными, запоминайте всё, что из окна. И так поехали.
Слад 11-14
Сменяются картины природы
Проезжаем мимо болота, на котором растут камыши. А в реке плавают ерши. Едем дальше и видим на дорогах лужи. А тут около пенька спрятались ежи. А вот и деревня!
Учитель вывешивает на доске плакат, на котором нарисована деревня.
Учитель. Путешествие подошло к концу. Вспомните, какие предметы вы видели, в написании которые встречаются сочетания жи – ши. Запишем эти слова разделяя их для переноса, подчеркнём сочетания жи-ши.
Ученик. Ка-мы-ши, лу-жи, ер-ши, а слово ежи перенести нельзя.
7. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.
Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действия на уроке ( р ), дать самооценку учебной деятельности ( л ).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы учились писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Учитель. Поработаем со светофором.Помним, что зелёный круг – всё понятно, жёлтый – не совсем понятно, красный – требуется помощь.
Слайд-15
На интерактивной доске появилось высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.
Я запомнил, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И.
Я понял, что в словах сочетания ЖИ – ШИ надо писать только с буквой И.
Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили это правило и поняли, что ЖИ – ШИ всегда надо писать с буквой И.
8. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действия на уроке, оценивать правильность выполнение действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ( р ). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ( л ).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я… ..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
– А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить?
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось – жёлтый, но а если было плохое настроение – зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен.
***
На уроке шло формирование следующих универсальные учебные действия
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерий успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затрудняет выполнение заданий; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форма; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительная литература, информацию, полученную на уроке.
Источники информации
Александрова, Г.Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – СПб .: Тритон, 1997.
В.Волина «Занимательное азбуковедение», М .: Просвещение, 1991г.
Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М .:, 2000.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М .: Азбуковник, 1999.
5. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.
6. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М .: Вако, 2010.
Я . Орг. момент 3 мин 2. Актуализация знаний учащихся 3. Формирование новых знаний и умений учащихся. 4.Применение полученных знаний и умений. 5.Итоги урока. Рефлексия. Комментирование отмето 4.Домашнее задание. | Приветствие Приветствие. Учет посещаемости. Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой. Проверка домашнего задания. Использование разных методов проверки домашнего задания. (- А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Сообщение темы, цели, показать значение нового, создание проблемной ситуации, умение заинтересовать учащихся А) Словарная работа Б) Творческая работа. В) Усвоение нового материала. Тема нашего урока: Животной мир. Правописание жи- ши. Говорим правильно Использование вопросов требующих мыслительной деятельности, использование Посмотрите на доску. Какие буквы вы видите? – Какими звуками на письме они обозначаются? Стр. 29 Упр-я 1,2,3,4,5,6,7 Ученики на вопросы по теме, чему мы научились? Что мы узнали на уроке? А) Устный опрос Объяснение содержание работы, последовательность выполнения домашней работы, номер упражнения и страницу 32, упр 9 | Настрой на урок. Готовность к уроку Задают друг другу вопросы по теме, спрашивают на вопросы учителя, проверяют д / з. Понимают значение знаний по теме, записывают число и тему урока в тетрадях. Выполняют упражнения, выполняют на вопросы. Ученики на вопросы. Выполняют задание. Учит новые слова. Делают выводы, работают разные виды работы, на вопросы Читают текст и комментируют. Выполняют самостоятель ную работу
Записывают домашнее задание. | КК-1 КК-2 КК-1 КК-2 КК-3 КК-3 | ПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-2 | Форматив ное, Суммативное Форматив ное, Суммативное Форматив ное, Суммативное Форматив ное, Суммативное Форматив ное, Суммативное |
жи | чи | жи | лы | жи | 9030о4мы | ши |
Этапы урока | Деятельность учителя | учащихся Деятельность |
И. Организационный момент. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. – Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Придумано кем-то Просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! – Поздороваемся с нашими гостями… – Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. – Поздоровавшись учтиво, Мы стоим у парт красиво. Тихо сели, спинки прямо Начинаем наш урок. Всем успехов я желаю, Пусть урок пойдет вам впрок. | Обучающиеся внимательно слушают. Приветствуют: – Здравствуйте! |
II. Объявление темы урока и постановка задач. | – Ребята, сегодня у нас не простой урок, мы отправимся в лесную школу и будем учиться вместе со зверятами! – Приготовим наши ручки для работы: Вдруг в лесу раздался стук – Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он их просто клювом лечит. – Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить. Сядьте прямо, не кривитесь, За работу все возьмитесь. Запишите все число, Классная работа. – Сейчас внимательно слушайте. Я вам буду читать слова, а вы должны мне сказать: какие звуки чаще всего встречаются: ЛЫЖИ, МЫШИ И УЖИ, ШИНЫ, ЕЖИКИ, СТРИЖИ РОЩА, ЧАЩА И СВЕЧА, ПИЩА, ТУЧА 0003 ЧУЛОК И ЧУДО И ЧУГУН,ЧУДАК И ЩУКА И ВОРЧУН. – Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на мой вопрос: «Какие звуки в этих словах чаще других?» – А какие шипящие согласные звуки вы знаете? – Сформулируйте тему урока в лесной школе. | Обучающиеся слушают учителя. Выполняют пальчиковую гимнастику. Проверяют посадку, записывают число, классная работа. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Делают предположения. |
III. Актуализация необходимых знаний. 1. Минутка чистописания. | – Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь. – Запишем в тетради шипящие согласные: Жж Шш Щщ Чч (Показанный образец написания на доске с комментариями элементов букв.) – Произнесите звуки… – Это гласные или согласные? – Твердые или мягкие? Какую шапочку наденем? Что дадим колокольчик или наушники? | Обучающиеся требования к посадке при письме. Записывают буквы в тетрадь. 3 группа – обводят буквы по контуру. Произносят, дают характеристику шипящим согласным. |
2. Повторение правил написания сочетаний. | 1) На уроке в лесную школу заглянуло солнышко, но его лучи закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь в следующем: на каждой тучке есть вопросы о правописании сочетаний. Тучки уйдут в случае, если вы покажите свои знания правил о написании этих сочетаний. 1 тучка – расскажите о написании сочетаний ЖИ – ШИ. ЖИ – ШИ пиши с буквой И 2 тучка – расскажите о написании сочетаний ЧА – ЩА. ЧА – ЩА пиши с буквой А 3 тучка – расскажите о написании сочетаний ЧУ – ЩУ. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У – Молодцы, ребята! Солнышко засияло улыбкой, и оно дарит вам свои лучики.Пусть они помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день. 2) Игра «С какими гласными дружат шипящие согласные звуки?» – Дружат ли шипящие с буквами А, Ю, У, Ы, И, Я. – Давайте еще раз повторим правило правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ. Молодцы, ребята. | Обучающиеся, пользуясь схемой-опорой, рассказывают правила написания сочетаний. С гласными И, А. У. Молча показывают (кивок головы или покачали головой) с какими гласными. Повторяют правила. |
IV.Физминутка. | Щу-щу-щу – я сегодня не грущу. (Голова наклоняется влево, вправо.) Ши-ши-ши – все заданья хороши. (Туловище наклоняется влево, вправо.) Ща-ща-ща – пишем вместе сообща. (Руки вперед, в стороны.) Жи-жи-жи – ты за партой не лежи.(Погрозить.) Ча-ча-ча – слушай, думай, отвеччай. (Показать уши, лобик, рот.) | Обучающиеся выполняют движения с проговариванием чистоговорки. |
V. Практическая работа по закреплению знаний и умений. 1. Отгадывание загадок. Письмо с комментированием. | – Ребята, кто-то уже сидит за партой в лесной школе? Словно елка, Весь в иголках. (Это – ежик.) Чистоговорка: Ель на ежика похожа Еж в иголках, елка тоже. – Ёжик приготовил задание: отгадать загадки, а ответы в тетрадь записать. – Поставили точку с новой строки, отгадываем загадки и отгадки записываем в тетрадь: 1) Не поедет без бензина Наша быстрая… (машина). 2) Захотели малыши Поточить… (карандаши).
И окрошку, и кисель? Подскажите мне ребята Как зовут его? … (щавель). | Обучающиеся отгадывают загадку, находят ежика на пространстве в классе. Проговаривают чистоговорку. По одному обучающиеся работают у доски, объясняют написание слова по изученному правиламу. |
2.Физминутка (зрительная). | – Когда мы много читаем или пишем, устают глазки. Дадим им отдых. Разогрейте ладошки и приложите их к глазкам, почувствуете тепло… – Вдаль посмотрим и под ноги, Влево, вправо поскорей. Удивимся: что такое? И закроем их скорей. | Обучающиеся упражнения выполняют. |
3. Игра «Собери слова». | – Белочка так спешила в школу, что упала и все слова у нее рассыпались и перепутались. – Давайте, ребята, мы поможем их собрать. Много с буквами хлопот Уж такой они народ… Но когда с умом, толково Их построишь в четкий ряд Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят. – Нужно составить слова из слогов: Лыжи, часы, роща, свеча, чайник, ежи, щука, жираф, туча, машина. – Спасибо, тебе Белочка за интересное задание и вам ребята, спасибо! – А слова Белочка не просто так принесла в лесную школу. Она приготовила задание для зверят: Лисичке нужно найти слова с сочетаниями жи-ши, Волчонку – с сочетаниями ча-ща, Зайчику – с сочетаниями чу-щу. – Запишите слова в тетрадь. | Обучающиеся работают в парах: из карточек-слогов слова. Прикрепляют состав слова под картинками соответствующих животных на доске. 1 группа – 3 столбика 2-3 группа – 1 столбик 4 группа – на карточке |
4.Физминутка. | В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят … Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка – сова, Большая голова. На суку сидит, Головой вертит. (Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.) | Обучающиеся повторяют движения. |
5. Работа с предложением. | – Совушка всем зверятам приготовила пословицу: Умей дружбой дорожить. Давайте попробуем её разъяснить. Дружба – это прекрасное чувство. Не оставляйте друга в беде. Относитесь к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. Руки – на месте, Ноги – на месте, Локти – у края, Спинка – прямая. – Вспомните правила написания предложения. – Запишите пословицу правильно и красиво. | Обучающиеся читают пословицу. Разъясняют её смысл. Повторяют хором правила. Записывают с комментированием (один ученик). |
VI.Самостоятельная работа. Работа с текстом. | – Ребята, написание каких сочетаний мы повторяемем? – Давайте назовем эти правила. – Пользуясь правилами написания сочетаний, выполните задания зверят на карточках. Задания для 1 группы (Бозунов А., Дмитриенко Я.) – Нужно найти и исправить ошибки. Предложения записать в тетрадь. Малышы ходили в рощю. Там озеро. У берега качнулись камышы. Над водой летели чяйки и стрижы. (6 ошибок) Задания для 2 группы (Боталов С.) – Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Малыш… ходили в рощ….Там озеро. У берега кач..лись камыш…. Над водой летели ч..йки и стриж… Задания для 3 группы (Барсуков П., Сидоренко С., Фомин А.) – Спиши, вставляя пропущенные буквы. Малыш… ходили в рощ… Там озеро. У берега кач..лись камыш…. Задания для 4 группы (Андреева А.) – Пропиши. Малыши ходили в рощу. Там озеро. – Прочитайте слова, в которые встретились сочетания жи-ши. Подчеркните их. – Прочитайте слова, в которые встретились сочетания ча-ща.Подчеркните их. – Прочитайте слова, в которые встретились сочетания чу-щу. Подчеркните их. | Обучающиеся вспоминают – жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проговаривание по схеме-опоре. Выполняют задание на карточках. Проверяют написанное, подчеркивают нужные слова, подчеркивают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
VII. Задание на дом. | Ребята, Мышонок выполнил задание с ошибками.Давайте поможем ему найти и исправить ошибки. Задания для 1 группы – Исправь ошибки и перепиши текст в тетрадь. Летом я был на даче. Дачя была у речки. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и лещя. Задания для 2 группы – Исправь ошибки и перепиши текст в тетрадь. Летом я был на даче. Я поймал щюку и лещя. Задания для 3 группы – Запиши текст. Летом я был на даче. Дача была у речки.Я поймал щуку и леща. Задания для 4 группы – Пропиши текст. Летом я был на даче. Я поймал щуку и леща. – Скажите, почему Мышонок допустил так много ошибок? – Зачем надо на уроке быть внимательным? – Зачем знать правила правописания? Молодцы! | Обучающиеся отвечают на вопросы. |
VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний и умений. | – А сейчас мы подведём итоги урока в лесной школе. – Понравился ли вам урок? – Слова, с какой орфограммой мы повторяли? – Какие задания вам больше всего понравились? Почему? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А какие задания с трудом? | Обучающиеся отвечают на вопросы. |
IX. Рефлексия. | – Скоро Новый год, наши елочки становятся очень нарядными.Продолжим украшать их. Если вы довольны своей работой и вам понравился урок, используйте зелёную игрушку. А если испытывали затруднения возьмите желтую. – Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощайтесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен. | Обучающиеся выбирают игрушки соответствующего цвета, «вешают» их на свои ёлочки. |
Чудесное путешествие в Чудинию. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
3 фишки: – Текст волшебной сказки писателя и педагога Марины Аромштам.- Игровые задания и упражнения: заниматься по книжкам можно в школе и дома. – Очень красивые иллюстрации Сергея Гаврилова. Описание книги. Есть на свете одна Замечательная страна. Там на каждом шагу чудеса. Стоит только сказать: “Чур-чура, чур-чура! Начинается игра. Хочу очутиться в Чудинии!” – И ты уже здесь! В каждой книге Марины Аромштам одна очень важная орфограмма, одна волшебная сказка представлена так ярко, что не запомнить её невозможно!Дети читают смешные, волшебные истории, исполняют упражнения – а усваиваются, грамотность растут, улучшаются. В тетрадке ваш малыш будет: – Находить в тексте орфограмму и подчеркивать её. – Вставлять пропущенные буквы и слова. -Придумать истории, рисовать, раскрашивать – словом, проявлять творческие способности. – Играть в настольную игру вместе с друзьями и родителями. – Много запоминать, а значит тренировать память и внимание. Лайфхак для родителей. Интересные уроки – самый короткий путь к грамотной письменной речи.Книжки отлично подойдут для занятия на уроках русского языка и самостоятельно дома. Задания усложняются незначительно, что происходит их без труда. Через 2-3 странички ребенку становится понятно, что нужно делать. • Если ваш ребенок в данный момент не хочет заниматься, отложите занятия до более удобного момента.