Правила вежливого поведения для детей: 20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка
20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка
“Фу, как некультурно!” – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если “домомучительница” – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.
Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано “Не влезай – убьет”, к примеру).
Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере: только так они запомнят правила.
- Говорить “спасибо” и “пожалуйста”.
- Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).
- Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: “Простите, что перебиваю, но…”.
- Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.
- Не брать без спросу чужие вещи.
- Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).
- Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: “Как дела?”. Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.
- Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.
- Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.
- Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.
- Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.
- Предлагать свою помощь, когда это требуется.
- Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.
- Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.
- Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.
- С благодарностью принимать любые подарки.
- Не говорить грубых, бранных слов.
- Никого не дразнить и не обзывать.
- Просить прощения, когда ситуация того требует.
- Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.
Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.
Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы “не навредить”. Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения), а такое, к сожалению, встречается часто.
“Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой” – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов?
учим ребенка вежливости и этикету
Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: “Спасибо”, “Пожалуйста”, “Будьте добры”; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.
Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека
Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи – не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.
Вежливость – важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом “вежа” называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: “Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец”.
С чего нужно начинать воспитание вежливости
У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с “волшебных” слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:
- Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
- Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
- Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово “спасибо”, он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
- Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их “волшебными” словами.
- Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.
Проблемы при обучении вежливым манерам
Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:
- карапуз не реагирует на замечания взрослых;
- отмалчивается при попытке заставить его произнести “волшебные” слова;
- использует в речи ненормативную лексику;
- капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.
С чем это связано?
- Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей – трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
- Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей – проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.
Как поступать с детской непосредственностью
При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:
- показ на людей пальцем в общественных местах;
- высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
- обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
- обсуждение домашних дел при посторонних людях;
- нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).
Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.
Как обучать детей вежливости дома
Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую “азбуку вежливости”:
“Вежливые” игры
Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: “Накормим куклу”, “День рождения мишки”, “Магазин”, “Купание куклы”, “Водитель автобуса”, “Путешествие” и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.
Например:
- Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
- Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
- Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:
Кто из вас, проснувшись бодро,
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я. ..)
У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
“Вежливые” загадки
Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:
- Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
- Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… ( Пожалуйста).
- Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
- Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
- Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
- Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
- В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
- Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).
Просмотр мультфильмов
Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.
Чтение книг
Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки “Два жадных медвежонка”, “Морозко”, “Вежливый кролик”.
Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака “Урок вежливости”, где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.
Пословицы
В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Не мудрен привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Как проживёшь, так и прослывёшь.
Особенности детской “азбуки вежливости”
До 3-х летнего возраста
В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача – не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.
Дети после 3-4 лет
В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:
- Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
- Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка – это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.
Советы родителям
- Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
- Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
- Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
- Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
- Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
- Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
- Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
- Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь.
Яркие горизонты | Обучение детей хорошим манерам и поведению
Статья опубликована автором Яркие горизонты на 1 февраля 2020 г.
Совершенно воспитанный ребенок (или взрослый, если уж на то пошло), вероятно, является мифическим существом. Совершать ошибки при общении с другими — это нормально, и важно использовать эти моменты как обучающие моменты для детей.
Воспитание заботливых и воспитанных детей может быть непростой задачей, но есть несколько основных правил, которые помогут проложить путь.
- Выразите благодарность. Научите ребенка тому, как важно благодарить людей за подарки и другие добрые дела. Например, побудите его выразить свою признательность, сказав или написав личное благодарственное письмо за подарки на день рождения на специальных канцелярских принадлежностях или карточках. Дошкольник может продиктовать вам свои слова и нарисовать картинку или подписать свое имя. Дети школьного возраста могут даже отправить электронное письмо, чтобы поблагодарить кого-то.
- Сделайте свое сочувствие видимым. Помогите своему ребенку понять, что если поддразнить друга или сказать что-то недоброе, это заставит других чувствовать себя плохо. Задавайте такие вопросы, как: «Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то указал на вас пальцем и начал смеяться?»
- Хвалите за хорошее поведение. Пусть ваши дети знают, как вы гордитесь, когда «ловите» их на вежливости. Вскоре хорошие манеры станут для них второй натурой.
- Выразите свое неодобрение и объясните, почему. Если наши ожидания адекватны и понятны детям, а дети им не соответствуют, неодобрение не только нормально, но и важно. Когда дети плохо себя ведут, им нужно, чтобы мы говорили им, что мы ожидаем от них большего, и объясняли, что такое «больше».
Национальная ассоциация директоров начальных школ предлагает родителям следующие дополнительные идеи, которые помогут воспитать детей с хорошими манерами:
- Помогите своему ребенку использовать слова, а не действия. Часто маленькие дети ведут себя плохо, потому что не знают, как еще выразить себя. Разыграйте некоторые ситуации, с которыми у вашего ребенка возникают проблемы, и покажите ему, как реагировать спокойно и твердо словами, а не действиями.
- По очереди. Дети должны понимать, что они должны ждать своей очереди, как и все остальные. Игровая площадка дает образование в этой области: установите нулевую терпимость к поведению на игровой площадке, такому как толкание, столкновение с линией или запугивание. То же самое касается прерывания.
- Доля. Помогите своим детям понять, как важно делиться с другими в школе и в жизни. Поощряйте хорошее поведение, хвалите их, когда видите, что они делятся информацией с другими. Но также дайте им понять, что именно такого поведения вы ожидаете.
- Обеспечение отдыха и полноценного питания. Дети склонны вести себя плохо, когда они устали или голодны. Убедитесь, что они получают достаточно сна и питательной пищи.
- Будьте честны. Хотя «признаться» в плохом поведении иногда бывает трудно и болезненно для детей, они должны понимать, что честность — лучшая политика. Когда они признают, что сделали что-то не так, скажите им, что вы были бы еще более злы или разочарованы, если бы они не признали свою ошибку.
Мы все хотим, чтобы наши дети пользовались уважением и любовью окружающих. Консультант по манерам детей Керри Престон объясняет: «Практика, практика и еще раз практика. Лучший способ практиковать хорошие манеры — это хорошо относиться к маме, папе, братьям и сестрам. Именно в это время большинство из нас находится в худшем состоянии». Развитие, демонстрация и обучение хорошим манерам — это уроки на всю жизнь. Будьте терпеливы с ограничениями развития вашего ребенка. Дети дошкольного возраста только начинают развивать эмпатию и понимать, что мир включает в себя довольно сложные ритуалы. Дети младшего школьного возраста все еще разбираются в том, что грубо, а что буйно. На оттачивание социальных навыков могут уйти годы.
Делая все, что в ваших силах, большую часть времени и ожидая большего от своих детей под вашим чутким руководством, родители увидят хорошее поведение, которым они могут гордиться.
Подробнее по этой теме
- Вот 10 правил поведения за столом, которые научат детей контролировать время обеда.
- Чтение детям может принести много пользы, включая обучение манерам и хорошему поведению. Найдите примеры детских книг, которые учат позитивному поведению!
- Как дети должны обращаться к взрослым? Наша мама-блогер обсуждает этот каверзный вопрос детского этикета в нашем родительском блоге.
- Родители из нашего сообщества делятся идеями о детях и правилах поведения за столом.
- Growing Givers — это ресурс, который поможет вам найти соответствующие вашему возрасту занятия, проекты и волонтерские возможности для поощрения сочувствия, заботы и сострадания к миру и всем его людям.
16 манер, которым родители должны учить своего ребенка
Существует серьезный разрыв между поколениями, когда дело доходит до правил этикета. Согласно опросу Центра по связям с общественностью Associated Press-NORC, три четверти американцев заявили, что, по их мнению, манеры и поведение в Соединенных Штатах ухудшились за последние несколько десятилетий. Один пример: 50% молодых людей считают вполне приемлемым пользоваться мобильными телефонами в ресторанах, и только 20% людей старше 60 лет согласны с этим.
Почему манеры имеют значение
Это большая проблема, чем просто ссоры за обеденным столом; «Важной частью воспитания ребенка является обучение его хорошим манерам, поскольку это помогает ему добиться большего успеха в жизни и задает цивилизованный тон в обществе», — говорит Джоди Р. Р. Смит, основатель Mannersmith Etiquette Consulting. Отсутствие основных манер повлияет на детей во всех сферах их жизни. Возьмем, к примеру, эти правила этикета, которые должны преподаваться в школах, но не преподаются.
Как научить детей манерам
Обучение манерам не должно быть дракой, говорит Смит. Она рекомендует пять простых шагов, чтобы воспитать вежливых взрослых:
Тренируйтесь дома. Заранее подготовьте детей к различным ситуациям, чтобы они не были удивлены в данный момент.
Имейте соответствующие возрасту ожидания. Знайте, что ваш ребенок способен изучать и делать на каждом этапе жизни. Родители часто удивляются тому, на что способны их дети, когда им предоставляется такая возможность.
Подавайте хороший пример. Дети — лучшие мимики, так что следите за своими манерами, даже если вам кажется, что они не смотрят.
Пропустить угрозы и наказания. Они не работают, а положительное подкрепление более эффективно в долгосрочной перспективе. (Использование угроз является признаком того, что вы можете быть токсичным родителем.)
Продолжайте разговор. Убедитесь, что ваши дети знают, что они всегда могут обратиться к вам с вопросами.
Забытые манеры, которые должны знать все современные дети
Эти правила этикета раньше считались базовыми знаниями, но в наши дни встречаются гораздо реже. Убедившись, что ваши современные дети знают эти «старомодные» манеры, вы поставите их впереди своих сверстников (и многих взрослых).
Знайте, когда выключать телефон
У большинства детей, даже у многих маленьких, есть собственный смартфон или свободный доступ к смартфону родителей, что означает, что их нужно обучать этикету мобильного телефона, как только они станут достаточно взрослыми, чтобы говорить , Адеодата Чинк, эксперт по этикету и основатель Business of Manners. Это начинается с того, что нужно знать, когда его выключить или заставить замолчать и убрать с глаз долой, например, в кинотеатрах, местах отправления культа, вечеринках по случаю дня рождения и семейных обедах.
Сказать «добро пожаловать»
Не забывать говорить «пожалуйста» и «спасибо» — отличное начало, но вы также должны научить своих детей, как вежливо принимать слова благодарности, — говорит Цзинк. «Многие дети говорят: «Нет проблем», «Что угодно», «Хорошо» или вообще не отвечают, когда их благодарят, — говорит она. «Правильный ответ — сказать «добро пожаловать» или даже «с удовольствием». Родители, убедитесь, что вы не говорите эти 8 комплиментов, которые на самом деле вредны для вашего ребенка.
Мелкие акты обслуживания
Маленькие добрые дела помогают обществу жить гладко. По словам Чинк, такие вещи, как держать двери открытыми, собирать упавшие предметы или пропускать кого-то первым в очереди, имеют большое значение. Подумайте о небольших актах вежливого обслуживания, которые даже маленькие дети могут оказать взрослым и другим детям. Конечно, научите их делать это безопасным способом, в присутствии знакомого взрослого, и не заставляйте их общаться с незнакомцами, с которыми им неудобно.
Сказать спасибо работникам сферы обслуживания
Inti St Clair/Getty Images Говорить «спасибо» — это основа всех хороших манер, но в наши дни многие дети (и взрослые!) забывают поблагодарить людей, которые помогают им во многих мелочах каждый день, например, официантов, продавцов в магазинах. , учителей и водителей автобусов. Речь идет не только о вежливости, но и о том, чтобы научить детей признавать и признавать вклад других как ценный. «В конечном итоге речь идет о том, чтобы научить их не обращаться с другими людьми так, как будто они их слуги», — говорит Чинк.
Уступить свое место
Уступить место пожилому или беременному человеку раньше было обычным делом, но в наши дни многие люди ставят комфорт своего ребенка выше других. Если они не очень малы или больны, большинство детей вполне способны стоять в течение определенного периода времени (они могут даже предпочесть это!), и это прекрасная возможность научить их проявлять доброту и думать о других, говорит Чинк. Это особенно хорошее напоминание для подростков и подростков, которые могут не искать тех, кто нуждается в помощи.
Ответ на приглашение на мероприятие
Это правда, что в наши дни приглашения стали гораздо более случайными, но независимо от того, получаете ли вы приглашение или бумажную карточку, по-прежнему важно ответить на приглашение, чтобы организатор мог подготовиться, – говорит Мэриэнн Паркер, профессиональный этикет тренер и автор Manor of Manners. Есть много причин, по которым ребенок может воздержаться от ответа: он может предпочесть подстраховаться и дождаться более интересного приглашения, он может не захотеть разговаривать или звонить хозяину, он может быть рассеянным или забывчивым, или он может не хотеть сказать нет и разочаровать. Независимо от причины, сейчас как никогда важно научить своих детей отвечать на приглашения как можно скорее в знак уважения и благодарности за то, что их пригласили, говорит она.
Ожидание еды, пока все не рассядутся и не будут обслужены
Независимо от того, обедаете ли вы дома или в ресторане, правильный этикет по-прежнему заключается в том, чтобы не начинать есть, пока все не будут обслужены, говорит Паркер. У многих людей сложилось впечатление, что дети всегда должны есть сразу, но даже очень маленьких детей можно научить ждать несколько минут, пока не придут все остальные.
Голоса в помещении
Плач, смех или просто разговор детей могут быть очень громкими. По словам Паркер, родители должны с самого раннего возраста учить своего ребенка тому, как регулировать громкость и тон голоса в зависимости от ситуации. Вы можете превратить это в забавную игру для самых маленьких, например посмотреть, кто шепчет тише всех в церкви. Затем изучите 10 привычек родителей, которые воспитывают успешных детей.
Говорить по очереди
Дети естественно перебивают вас, но хотя их стремление к вашему вниманию нормально и уместно, их потребность получить его за счет других в разговоре – нет. Научите своего ребенка постукивать по вашей руке, а затем терпеливо ждать, пока вы признаете его, прежде чем говорить, говорит Паркер. Если они все-таки перебивают, спокойно скажите им, что перебивать невежливо, и дайте знать, что вскоре примете их. Помните, что это идет в обоих направлениях; предложите своему ребенку такую же любезность и не перебивайте его, когда придет его очередь говорить.
Вежливое замечание
Сказать дяде Флойду, что он выглядит беременным, или спросить незнакомца, почему у него на лице горошек (прыщи) — это поведение, подходящее для развития маленьких детей, изучающих свой мир. Однако их нужно учить тому, что их слова влияют на других, и они могут причинить обиду, комментируя внешний вид людей, — говорит Лиза Гроттс, эксперт по этикету, основатель Golden Rules Gal. Комплименты — это хорошо, но разговоры о внешнем виде других людей на публике должны быть под запретом. Научите их, что если они сомневаются, им следует подождать, пока они не смогут сказать вам об этом наедине.
Прикрываться при кашле или чихании
Witthaya Prasongsin/Getty Images
В наши дни как никогда важно научить детей кашлять или чихать в салфетку или локоть, говорит Гроттс. Это не просто вопрос гигиены — никому не нравится, когда его распыляют, — это также способ помочь другим чувствовать себя в безопасности и комфортно рядом с вами. «Не забудьте научить их говорить «извините» после», — добавляет она. Это одна из 25 ошибок этикета, которые каждый должен перестать совершать до 30 лет.0003
Написание благодарственных записок или текстовых сообщений
Дарителям приятно знать, что их подарок был получен и что получателю он понравился. По словам Гроттса, детей всех возрастов следует учить писать или рисовать благодарственные открытки, когда они получают подарок. Еще один современный вариант — отправить текстовое или электронное письмо с благодарностью, желательно с милой фотографией ребенка, держащего подарок, или табличкой с благодарностью.
Использование хорошего этикета в социальных сетях (медиа)
Большинство детей, если они не очень маленькие, в наши дни пользуются социальными сетями, а это означает, что их нужно учить тому, что можно и чего нельзя делать при общении в сети, говорит Гроттс. Это может быть отдельная статья, но основные принципы включают в себя не размещать фотографии или отмечать других людей без их разрешения, никогда не разглашать личную информацию и никогда не говорить ничего в Интернете, что вы не сказали бы лично.
Представление себя
Многие дети боятся смотреть в глаза или разговаривать с незнакомыми людьми, и их нужно научить вежливо приветствовать других. «Идеальный способ представиться — установить зрительный контакт, протянуть руку для рукопожатия и тепло улыбнуться», — говорит Гроттс, добавляя, что это верно как для детей, так и для взрослых. Однако, если рукопожатие не поощряется (как во время пандемии) или ребенку неудобно прикасаться к кому-то еще, кивок или удар локтем вполне допустимы.
Приходить вовремя
Несмотря на то, что дети не умеют водить машину, их можно и нужно учить тому, как важно быть готовым и приходить вовремя, говорит Гроттс. Это не только поможет их дню пройти более гладко, но и является признаком уважения к их одноклассникам, друзьям, учителям и членам семьи. В случае с детьми это означает научить их управлять переходами от одного вида деятельности к другому, научиться определять время и всегда убирать такие вещи, как обувь и пальто.
Разговор по телефону
Молодое поколение, возможно, лучше разбирается в использовании смартфонов, но пожилые люди, как правило, лучше разговаривают по телефону, особенно когда речь идет о разговоре по телефону. «Тревожно, что многие дети не знают основ разговора по телефону», — говорит Чинк. Научите их отвечать на звонок словами «привет» и говорить что-то, чтобы закончить разговор, а не просто вешать трубку или возвращать трубку взрослому. Покажите ребенку, как начинать телефонный звонок, представляться и говорить по очереди. Убедитесь, что они также знают, как обрабатывать видеозвонки. Узнайте 15 правил этикета, которые изменились за последнее десятилетие.
Источники:
- Associated Press-NORC Центр по связям с общественностью: грубое поведение в повседневной жизни и во время предвыборной кампании
- Джоди Р.