Разное

Правила 3 класса по русскому языку все: Правила русского языка 3 класс ФГОС Школа России (Канакина)

Все основные правила русского языка. 3 класс – МНОГОКНИГ.ee

Все основные правила русского языка. 3 класс – МНОГОКНИГ.ee – Книжный интернет-магазин

категории

книги

НовинкиАкции %АвтомобилиДетективы, боевикиДетская литератураДом, быт, досугИностранные языки, словариИстория, политикаКомпьютерные технологииЛюбовный романМедицина и здоровьеПодарочные изданияПсихология, философияПутеводители, атласыСовременная и классическая литератураСпорт, оружие, рыбалкаСувениры. АксессуарыФантастикаЭзотерика, астрология, магияЭкономическая литература

Подарочные карты

игры, игрушки

MNOGOKNIG Games Игрушки Книги-игры Настольные игры Развивающие игры

товары для малышей

Прорезыватели и пустышки Шезлонги и качели Автокресла Аксессуары для защиты ребенка Вигвам Детская мебель Детская одежда Детские кроватки Кровать для путешествий Купание малыша Матрасы Подушки для беременных Развивающие игрушки для малышей Текстиль Товары для кормления Уход за малышом Ходунки

товары для праздника

Все открытки Карнавальные костюмы, маски и аксессуары Одноразовая посуда Подарочные коробки Подарочные пакеты Свечи Шарики

товары для школы

Бумажная продукция Глобусы Канцелярские товары Папки Пеналы Товары для творчества Школьные ранцы

товары для живописи, рукоделия и хобби

Декорирование Жемчуг эффект для декупажа Живопись Контур по стеклу и керамике Контур по ткани Краски для свечей Маркеры для скетчинга Моделирование Прочее Рукоделие

традиционные товары

Костровые чаши и очаги Матрёшки Платки Самовары Фарфоровые фигурки

другие товары

Аксессуары для девочек Аксессуары для мальчиков Товары для пикника Фотоальбомы

издательство

Об издательстве Многоразовые наклейки Настольные игры Рабочие тетради для дошкольников Рабочие тетради для школьников Развивающее лото Раскраски для девочек Раскраски машины и техника Раскрась водой! Учебные пособия для дошкольников

Код: 9785170924851

К сожалению, этого товара нет в наличии. Когда товар снова появится у нас, мы обновим статус, и вы сможете сделать заказ.

Автор: УЗОРОВА О., НЕФЕДОВА Е.
Издательство: АСТ
Серия: Как научиться грамотно писать
Год издания: 2015
Примечание:
Страниц 24 стр.
Формат 60×84/8 (210×280 мм)
Тираж 5000 экз.
Переплет Мягкая обложка

Под заказ

В пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма. Без знания этой теории невозможно написать без ошибок различные проверочные работы. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку для 3-го класса.

Урок русского языка “Девять правил орфографии” 3 класс

Урок русского языка “Девять правил орфографии” 3 класс. Тип урока: урок развивающего контроля по изученному разделу. На уроке учащиеся составляют и защищают интерактивную карту познания, работая в группах.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока русского языка 3 класс»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Девять правил орфографии»

Тип урока: урок развивающего контроля

Тема

Девять правил орфографии

Цель темы

формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к усвоенным знаниям и способам решения частной задачи по изучению девяти правил орфографии

Планируемый результат

уметь грамотно составлять и защищать интерактивную карту познания по данной теме, работая в группах

Основные понятия

понятия: правила орфографии

Межпредметные связи

русский язык, окружающий мир

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

учебник «Русский язык» 3 класс, Л. Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,

методическое пособие, разноуровневые задания, презентация, светофоры (обратная связь) , лист самоконтроля

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование УУД

I этап. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель – формирование и и развитие ценностного отношения (ЦО) к умению оценивать готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

Слушайте внимательно.

Работайте старательно.

В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Помни, друг, что надо прочно

Математику познать.

Произнесём девиз нашего урока:

«С маленькой удачи начинается большой успех»

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

II этап. Актуализация знаний.

Цель: определение границ знания и незнания.

Организует работы в парах.

На слайде составление интеллект-карты по теме «Девять правил орфографии».

– Ребята, о чём сегодня будет идти разговор на уроке, вы узнаете, выполнив пробное задание. Определите на какую орфограмму данные слова:

1. Татьяна, Волга.

2, трава, земля, голова

3.дорожка, травка

4.деревня, лестница

5.чаща, лыжи, речной

6.ужасный, прелестный, радостный

7.аллея. длинный

8.объявление, деревья

9.мель-ка-ет, Ин-на

После каждой названной орфограммы учащиеся в паре озвучивают правило орфографии

Ответ на вопрос.

1.Прописная буква в именах собственных

2.Проверяемые безударные гласные в корне слова

3. Проверяемы парные по звонкости-глухости согласные в корне слова

4. Непрповеряемые гласные и согласные в корне слова

5. Правописание буквосочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу. чк, чн. нч, щн, рщ

6. Непроизносимые согласные

7.Удвоенные согласные

8. Разделительный твёрдый и мягкий знаки

9.Правила переноса

После каждой названной орфограммы учащиеся в паре озвучивают правило орфографии, сигналят за названные ответы, работает обратная связь

Самооценка за данный этап на листе самоконтроля.

(логические-анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

III этап. Постановка учебной задачи.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать тему и цель для изучения в совместной деятельности с учителем.

– Посмотрите, что происходят со стрелками, они се ведут к центру, значит в центре и будет основная идея урока Сформулируйте тему урока. Какие задачи и в какой последовательности нам помогут достичь нашей цели?

Формулируют главную идею урока.

Ставят задачи на урок:

– повторить свои знания по теме «Девять правил орфографии»;

– проверить, как мы поняли усвоенный материал и где можем применить наши знания

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Коммуникативные УУД

(постановка вопросов)

ПознавательныеУУД

(самостоятельное формулирование темы-проблемы)

Физминутка

А сейчас немного отдохнём, физминутку проведём.

Физминутку проводит учащийся по желанию под музыку

Личностные УУД(самоопределение)

IV этап. Закрепление изученных знаний с самопроверкой по эталону.

Контролирующее задание

Выполняют разноуровневые задания

Разноуровневые задания русский язык 3 класс 1 четверть «Девять правил орфографии»

1 уровень.

Вставь пропущенную букву и подбери проверочные слова, обозначь орфограмму

Б..жать –

Л..сник –

На тр..вке –

Доро..ка –

Сколь..кий –

Ладо..ка –

Д..ревья –

2 уровень.

Спиши предложения и вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, обозначь орфограмму.

Наступила поз..няя ( ). В л..су замолкли птичьи г..лоса ( ). На доро..ке ( ) л..жат ( ) з..лотые ( ) листья. Мы вышли на у..кую ( ) тр..пинку ( ).

3 уровень.

Составь предложения из слов, вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные слова.

в л..су з..лотая наступила ос..нь

л..жат разноцветные на доро..ке листья

в кр..я птицы ул..тели тёплые

Выполняют разноуровневые задания. Каждый учащийся выбирает свой уровень и выполняет его . После выполнения идёт самопроверка по эталону на слайде. Самооценка за данный этап на листе самоконтроля.

Регулятивные УУД

(удерживание цели урока)

Познавательные УУД

(сопоставление, сравнение)

(строить логическую цепь рассуждений)

Коммуникативные УУД

(договариваться и приходить к общему решению)

V этап. Самостоятельная работа в группах

Контролирующее задание

Организует работу в группах.

– А сейчас ребята вам предстоит составить интерактивную карту познания по темам, используя свою выбранную тему и материалы по ней и защитить свою карту.

Самостоятельная работа в группах по составлению интерактивной карты познания и защита своей карты.(видеофрагмент урока представлен на сайте) Самооценка работы на данном этапе

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)

Личностные УУД (самоопределение)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует рефлексию деятельности учащихся.

Сейчас оцените свою работу на уроке.

Закончите свои высказывания начиная со слов:

узнал …

Я научился …

смогу …

– Я хочу вас похвалить за хорошую работу на уроке. Мне было приятно с вами общаться.

Оценивают свою работу на уроке. Подсчёт баллов.

Я узнал все правила орфографии. Я научился определять орфограмму. Я смог выполнить разноуровневые задания и смог защитить в группе интерактивную карту познания по данной теме.

Регулятивные УУД

(самооценка,

смыслообразование)

Приложения

Просмотр содержимого презентации
«урок русского языкашайдуллина Э. М.»

Проверяемые безударные гласные

в корне слова

Проверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне

Прописная буква

в именах собственных

Девять правил орфографии

Правила переноса слов

Непроверяемые гласные и согласные

в корне слова

Непроизносимые согласные

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, щн

Удвоенные согласные

Разделительный твёрдый (Ъ) и мягкий (ь) знаки

самоконтроль

1 уровень.

Вставь пропущенную букву и подбери проверочные слова, обозначь орфограмму

Бежать – бег

Лесник – лес

На траве – травушка

Дорожка – нет дорожек

Скользкий – скользить

Ладошка – нет ладошек

Деревья -дерево

самоконтроль

2 уровень .

Спиши предложения и вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, обозначь орфограмму.

Наступила поздняя (позден). В лесу (лес)замолкли птичьи голоса ( голос). На дорожке (дорожек) лежат (лёжа) золотые (золото) листья. Мы вышли на узкую ( узок) тропинку ( тропы).

3 уровень.

Составь предложения из слов, вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные слова.

В лесу(лес) наступила золотая(золото) осень(осенний).

На дорожке(дорожек) лежат(лёжа) разноцветные листья.

В тёплые края(край) улетели(улёт)

птицы.

Екатерина Великая | Биография, факты, дети и достижения

Екатерина II

Смотреть все СМИ

Год рождения:
2 мая 1729 г. Щецин Польша
Умер:
17 ноября 1796 г. (67 лет) Пушкин Россия
Должность/Офис:
императрица (1762-1796), Российская империя
Известные работы:
«Поучение Екатерины Великой»
Дом/Династия:
Династия Романовых

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известна Екатерина Великая?

Екатерина II, прозванная Екатериной Великой, правила Россией 34 года — дольше, чем любая другая женщина в истории России. Став императрицей, Екатерина вестернизировала Россию. Она привела свою страну к полноценному участию в политической и культурной жизни Европы. Она защищала искусство и реорганизовала свод законов России. Она также значительно расширила территорию России. Сегодня Екатерина является предметом национальной гордости многих россиян.

Подробнее читайте ниже: Наследие

Россия

Узнайте больше об истории России и ее империи.

Как Екатерина Великая пришла к власти?

Екатерина Великая родилась Софией фон Ангальт-Цербст в семье прусского принца Христиана Августа фон Ангальт-Цербст. В 16 лет она вышла замуж за Карла Ульриха (впоследствии Петра III), наследника российского престола. Вскоре после того, как Ульрих взошел на престол, Екатерина возглавила против него успешный мятеж. Ульрих отрекся от престола, и в сентябре 1762 года Екатерина была коронована императрицей России.

Подробнее читайте ниже: Молодость

Петр III

Узнайте о Петре III, муже Екатерины Великой, и о государственном перевороте, положившем конец его правлению.

Каким было указание Екатерины Великой?

Наставление Екатерины Великой — российский политический документ, подготовленный императрицей в качестве руководства для законодательной комиссии, рассматривавшей внутренние реформы. В нем Екатерина «поручила» комиссии создать новый свод законов и рекомендовала ряд государственных реформ, основанных на либеральных гуманитарных политических теориях. Согласно инструкции:

  • Все люди должны считаться равными перед законом.
  • Закон должен защищать, а не угнетать людей.
  • Закон должен запрещать только вредные действия.
  • Крепостное право должно быть отменено.
  • Смертная казнь и пытки должны быть прекращены.
  • Необходимо соблюдать принцип абсолютизма.

Подробнее ниже: Молодость

Наставление Екатерины Великой

Узнайте больше о Наставлении Екатерины Великой и его влиянии на Россию 18 века.

Как умерла Екатерина Великая?

Вопреки распространенному мнению, Екатерина Великая не умерла в туалете. Однако она перенесла инсульт в туалете (имеется в виду ванная) и умерла на следующий день, 6 ноября (17 ноября по новому стилю) 1796 года. Слух о том, что Екатерина умерла в туалете, вероятно, возник при императорском русском дворе. Враги Екатерины при дворе распустили много разных слухов о ее смерти. Один особенно неприятный слух гласил, что Екатерина умерла при попытке полового акта с лошадью.

Павел

Прочитайте о сыне и преемнике Екатерины Великой Павле и его бурных отношениях с матерью.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Узнайте о жизни и царствовании Екатерины Великой в ​​России

Посмотреть все видео по этой статье Софи Фридерике Огюст, принцесса фон Ангальт-Цербст , (род. 21 апреля [2 мая по новому стилю] 1729, Штеттин, Пруссия [ныне Щецин, Польша] — умерла 6 ноября [17 ноября] 1796, Царское Село [ныне Пушкин], недалеко от Санкт-Петербурга, Россия), родившаяся в Германии императрица России (1762–1796), которая привела свою страну к полноценному участию в политической и культурной жизни Европы, продолжая дело, начатое Петром Великим. Со своими министрами она реорганизовала администрацию и право Российской империи и расширила территорию России, добавив Крым и большую часть Польши.

Молодость

Софи Фридерика Огюст, принцесса (принцесса) фон Ангальт-Цербст, была дочерью малоизвестного немецкого принца, Кристиана Августа фон Ангальт-Цербст, но она была связана через свою мать с герцогами Гольштейна. В 14 лет она была избрана женой Карла Ульриха, герцога Гольштейн-Готторпского, внука Петра Великого и наследника российского престола как великий князь Петр. В 1744 году Екатерина прибыла в Россию, приняла титул великой княгини Екатерины Алексеевны и в следующем году вышла замуж за свою двоюродную сестру. Брак был полным провалом; следующие 18 лет были для нее наполнены разочарованием и унижением.

Что поп-культура ошиблась в отношении Екатерины Великой

Посмотреть все видео к этой статье

Россией в то время правила дочь Петра Великого, императрица Елизавета, чье 20-летнее правление значительно стабилизировало монархию. Посвященная большим удовольствиям и роскоши и очень желая придать своему двору блеск европейского двора, Елизавета подготовила путь для Екатерины.

Екатерина, однако, не стала бы императрицей, если бы ее муж был совсем нормальным. Он был чрезвычайно невротичным, мятежным, упрямым, возможно, импотентом, почти алкоголиком и, что самое серьезное, фанатичным поклонником Фридриха II Прусского, врага императрицы Елизаветы. Екатерина, напротив, была трезвой и честолюбивой. Ее ум, гибкость характера и любовь к России снискали ей большую поддержку.

Она была унижена, скучала и относилась к ней с подозрением при дворе, но нашла утешение в том, что много читала и готовилась к своей будущей роли правительницы. Хотя женщина малокрасивая, Екатерина обладала значительным обаянием, живым умом и необычайной энергией. Только при жизни мужа у нее было по крайней мере трое любовников; если верить ее намекам, ни один из ее троих детей, даже наследник Пол, не был отцом ее мужа. Однако ее истинной страстью было честолюбие; так как Петр был неспособен к управлению, она довольно рано увидела возможность устранить его и самой управлять Россией.

Императрица Елизавета умерла 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года по новому стилю), когда Россия в союзе с Австрией и Францией вела Семилетнюю войну против Пруссии. Вскоре после смерти Елизаветы Петр, ныне император, прекратил участие России в войне и заключил союз с Фридрихом II Прусским. Он не пытался скрыть своей ненависти к России и любви к родной Германии; бесконечно дискредитируя себя своими глупыми поступками, он готовился также избавиться от жены. Екатерине оставалось только нанести удар: она имела поддержку армии, особенно полков в Петербурге, где находился ее любовник Григорий Орлов; суд; и общественное мнение обеих столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). Ее также поддерживали «просвещенные» элементы аристократического общества, поскольку она была известна своими либеральными взглядами и вызывала восхищение как одна из самых образованных особ в России. 28 июня (9 июля, по новому стилю), 1762 г., она повела сплотившиеся на её сторону полки в Петербург и провозгласила себя императрицей и самодержицей в Казанском соборе. Петр III отрекся от престола и через восемь дней был убит. Хотя Екатерина, вероятно, не заказывала убийство Петра, оно было совершено ее сторонниками, и общественное мнение возложило на нее ответственность. В сентябре 1762 года она была торжественно коронована в Москве, древней столице царей, и начала царствование, которое должно было длиться 34 года, в качестве императрицы России под титулом Екатерины II.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Первые годы императрицы

Несмотря на личные слабости Екатерины, она была прежде всего правительницей. Истинно преданная своей приемной стране, она намеревалась сделать Россию процветающим и могущественным государством. С первых дней своего пребывания в России она мечтала установить царство порядка и справедливости, распространить образование, создать двор, способный соперничать с Версалем, и развить национальную культуру, которая была бы чем-то большим, чем подражание французским образцам. Очевидно, ее проектов было слишком много, чтобы их можно было реализовать, даже если бы она могла уделить им все свое внимание.

Однако ее самой насущной практической задачей было пополнение государственной казны, которая была пуста, когда умерла Елизавета; это она сделала в 1762 году, секуляризировав собственность духовенства, которому принадлежала треть земли и крепостных в России. Русское духовенство превратилось в группу оплачиваемых государством чиновников, потеряв ту небольшую власть, которую ему оставили реформы Петра Великого. Поскольку ее государственный переворот и подозрительная смерть Петра требовали осторожности и стабильности в ее отношениях с другими народами, она продолжала сохранять дружеские отношения с Пруссией, давним врагом России, а также с традиционными союзниками страны, Францией и Австрией. В 1764 году она решила проблему Польши, королевства, не имевшего четких границ и желанного для трех соседних держав, назначив одного из своих старых любовников, Станислава Понятовского, слабого человека, полностью преданного ей, королем Польши.

Однако ее попытки исправиться не увенчались успехом. Будучи ученицей английских и французских либеральных философов, она очень быстро увидела, что реформы Монтескье или Жан-Жака Руссо, достаточно трудно осуществимые в Европе, совершенно не соответствуют реалиям анархического и отсталого общества. Россия. В 1767 году она созвала комиссию, состоящую из делегатов от всех провинций и всех социальных слоев (кроме крепостных), с целью выяснения истинных желаний своего народа и разработки конституции. Споры длились несколько месяцев и ни к чему не привели. Поручение Екатерины комиссии представляло собой проект конституции и свода законов. Его сочли слишком либеральным для публикации во Франции, а в России он остался мертвой буквой.

Разочаровавшись в своих попытках реформ, Екатерина воспользовалась предлогом войны с Турцией в 1768 году, чтобы изменить свою политику; отныне упор будет делаться прежде всего на национальном величии. Со времен правления Петра Великого Османская империя была традиционным врагом России; война неизбежно воспламенила патриотизм и рвение екатерининских подданных. Хотя морская победа при Чешме в 1770 году принесла императрице военную славу, Турция еще не была побеждена и продолжала сражаться. В этот момент Россия столкнулась с непредвиденными трудностями.

Сначала в Москве разразилась страшная чума; наряду с трудностями, вызванными войной, она создала атмосферу недовольства и народного волнения. В 1773 году Емельян Пугачев, бывший офицер донских казаков, выдав себя за умершего императора Петра III, поднял величайшее восстание в истории России до революции 1917 года. губерний, а в июне 1774 г. пугачевские казачьи войска приготовились к походу на Москву. В этот момент война с Турцией закончилась победой русских, и Екатерина послала свои отборные войска для подавления восстания. Побежденный и взятый в плен Пугачев был обезглавлен в 1775 году, но террор и хаос, которые он внушал, не скоро были забыты. Екатерина поняла теперь, что для нее людей следует больше бояться, чем жалеть, и что вместо того, чтобы освобождать их, она должна сжимать их узы.

До своего прихода к власти Екатерина планировала освободить крепостных, на которых держалась экономика России, состоявшая на 95 процентов из сельского хозяйства. Крепостной был собственностью господина, и состояние дворянина оценивалось не в землях, а в «душах», которыми он владел. Однако, столкнувшись с реалиями власти, Екатерина очень быстро поняла, что освобождение крепостных никогда не будет допущено владельцами, от которых она зависела в плане поддержки и которые ввергнут страну в беспорядок, как только потеряют собственные средства к существованию. . Без особого труда примирившись с неизбежным злом, Екатерина обратила внимание на организацию и укрепление системы, которую она сама осуждала как бесчеловечную. Она наложила крепостное право на украинцев, которые до этого были свободными. Раздав так называемые удельные земли своим фаворитам и министрам, она ухудшила положение крестьян, пользовавшихся известной автономией. В конце ее царствования в России почти не осталось ни одного свободного крестьянина, а из-за более систематизированного контроля положение крепостных было хуже, чем до правления Екатерины.

Таким образом, 95 процентов русского народа никоим образом не выиграли напрямую от достижений екатерининского царствования. Скорее, их принудительный труд финансировал огромные расходы, необходимые для ее постоянно растущих экономических, военных и культурных проектов. По крайней мере, в этих предприятиях она показала себя хорошим администратором и могла утверждать, что кровь и пот людей не пропали даром.

Российская Империя | История, факты, флаг, расширение и карта

Российская Империя

Смотреть все СМИ

Дата:
2 ноября 1721 г. – 15 марта 1917 г.
Основные события:
Русская революция Русско-японская война Русско-турецкие войны Русская революция 1905 года Крымская война
Ключевые люди:
Петр I Екатерина Великая Сергей Юльевич, граф Витте Константин Петрович Победоносцев династия Романовых
Похожие темы:
славянофил Манифест освобождения декабрист западник
Похожие места:
Россия Москва Санкт-Петербург Киев

Смотреть все материалы по теме →

Российская империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда Российский Сенат пожаловал Петру I титул императора (императора) всея Руси. Николая II 15, 19 марта17 г. ознаменовал конец империи и ее правящей династии Романовых.

Узнайте о могущественном царском правлении огромной Российской империи, покрывающей одну шестую поверхности Земли

Посмотреть все видео к этой статье

Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его в Михаиле Романове, молодом боярине (дворянине), избранном царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил престол в решающие годы своего царствования со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис взошел на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, которому на момент восшествия на престол в 1676 году было всего 14 лет, также уступил много власти фаворитам. Несмотря на это, все трое были народными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы XIX в. ХХ века идеализировали русских монархов как образец. Правительство в этот период обычно находилось в руках лиц, которые по тем или иным причинам пользовались личным влиянием на царей. Народное недовольство обычно оборачивалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к ссылке Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.

Теоретически русская монархия была неограниченной, да и вообще не было никаких гарантий, ни юридических, ни экономических, против произвола царской власти. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была фактически ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом несовременной концепцией политики. Вследствие этого подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили вполне автономными общинами, лишь номинально подчиняясь царской власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *