Появление учебных интересов и усвоение учебных действий: Формирование универсальных учебных действий
Основы учебной деятельности – Учебная задача как элемент ИОС
В учебной деятельности обязательно присутствуют следующие элементы:
Следовательно, ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие». Мотивация Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Он подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Возникший у учащегося интерес формирует мотивы учения. В образовательном процессе мотивация учения складывается из потребностей, мотивов, интересов, эмоций, формируется при анализе учебного задания. Мотивы побуждают учащегося к выявлению цели, представленной в определенных условиях и требующей выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Под мотивом в науке понимают то, ради чего осуществляется деятельность. Специалисты отмечают, что в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность. Поэтому важно, чтобы учебная задача затрагивала сферу интересов учащихся, содержала занимательные примеры, факты, экспериментальные данные, подразумевала современные формы и средства деятельности, взаимодействие учащихся, привлечение разнообразных источников информации. Сложность учебной задачи должна соответствовать учебным и возрастным возможностям учащегося, находиться в зоне его ближайшего развития. Более сильная мотивация формируется при направленности на способы деятельности, чем на результат. Организация обучения в информационной образовательной среде позволяет учителю использовать средства обучения, направленные на способы деятельности, вызывающие наибольший интерес у учащихся. Для учащихся значимо, чтобы инструменты, которыми они пользуются ежедневно, нашли свое применение для решения учебных задач. Мобильные устройства – телефоны, нетбуки, планшеты позволяют проводить фото-, видеосъемки, записывать информацию на диктофон, выходить в интернет. Значимое место в формировании мотивации играет возможность выбора учащимся источников информации. Действуя в информационной образовательной среде, учащиеся могут выбрать те источники информации, которые отвечают личностным особенностям восприятия. На мотивацию влияет актуализация знаний по теме, возможность быстро повторить информацию, которая необходима для решения учебной задачи. С этой целью учитель может организовать работу с тренажером. Учащийся отвечает на тесты. При затруднении он переходит в режим «Подсказка» или «Репетитор». Вопросы могут содержать не только текст, но и иллюстрации, схемы, модели, анимированные задачи. В результате за короткий промежуток времени каждый учащийся сможет определить собственный уровень знания – незнания, повторить и сформулировать индивидуальную цель деятельности. Сформированные мотивы определяют цель учебной деятельности и действия, направленные на ее достижение. Если учащийся самостоятельно ставит цель своей деятельности, это является признаком, характеризующим учебную деятельность. Если цель задается учащемуся извне (учителем или инструкцией), то такая деятельность осуществляется на уровне выполнения отдельных операций и является исполнительской. Соответственно ценностно-ориентировочные, познавательные, целеполагающие компоненты свернуты. При выполнении конкретного учебного задания цель деятельности учащегося очень узкая и конкретная — например, классифицировать объекты. На возникновение побуждающих к учебной деятельности мотивов влияет также вопрос (командная часть) учебной задачи. Например, «Как вы думаете…», «Докажите…», «Дайте обоснование…», «Как вы думаете, к каким последствиям это приведет…» и т.д. Как форма предъявления задачи учебная ситуация, ее «аранжировка», так-же является побудительным мотивом, связанным с содержанием и процессом учения, с овладением способом деятельности. Поэтому необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения. Мотивация:
Вывод: учебная задача должна:
По каким критериям вы определите наличие мотивации?
Действия Вторым элементом учебной ситуации являются учебные действия, с помощью которых учащиеся решают задачу, стремятся найти действие, с помощью которого можно так преобразовать условия задачи, чтобы достичь поставленной цели. Действие – это структурная единица деятельности, целесообразное практическое или теоретическое преобразование ситуации, регулируемое представлением требуемого результата, условий и способов его достижения. Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.
Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. Например, для того чтобы достичь поставленной цели классифицировать объекты, надо осуществить действие, состоящее из нескольких операций: выбрать основания для классификации, провести наблюдение и оценку по основанию, осуществить классификацию, оформить результаты. Следующее действие состоит из таких операций: сравнить свои выводы с образцом, оценить, если необходимо вернуться к предыдущему действию и скорректировать результаты. В Примерной программе по предмету предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания. При изучении большинства предметов школьного курса ведущую роль играет познавательная деятельность. Поэтому основные виды учебной деятельности учащегося на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания, умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, доказывать, аргументированно защищать свои идеи, давать определения понятиям. Выделяют универсальные и предметные учебные действия. Инструментальной основой учебной деятельности, определяющей операциональный ресурс человека, являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер. К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие. Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса. Выделяют четыре группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Формирование универсальных учебных действий реализуется в целостном образовательном процессе, обеспечивает усвоение содержания, являясь основой обучения, изучения фундаментальных научных идей, понятий, теорий, методов.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в учебной деятельности при решении учебных задач. Универсальные учебные действия являются способом решения учебной задачи, которая является главным компонентом учебной деятельности. Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие. Учащиеся совершают интеллектуальные действия с учебным материалом, усваивают знания, развивают умения. Знания и умения одновременно становятся средством развития универсальных учебных действий. Таким образом, система универсальных учебных действий обеспечивает усвоение научных понятий, развитие теоретического мышления и прогресс развития личности учащегося. Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее. Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности. Сформированные предметные действия, став личным достоянием, выступают как навыки и умения – способы поведения и деятельности. Например, действия, выполняемые при работе с микроскопом, физическими приборами, работа с историческими и географическими картами, наблюдении за живыми объектами. В основе любых учебных действий лежат регулятивные универсальные учебные действия – способность к постановке цели, планирование в форме определения последовательности промежуточных целей, прогнозирование результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата с критериями или заданным эталоном, коррекция плана и способов действия.
Классифицируя учебные действия на основе цели учебной деятельности можно выделить три группы:
Принятие учащимися цели, способа действия для ее реализации – это ориентировочные действия. Учащиеся отвечают на вопросы: Что делать? Как делать? Какие условия необходимы? Какие средства потребуются? В результате определяется цель, учебные действия и результат деятельности, выбираются условия и средства. Ориентировочные действия основываются на прогностическом виде самооценки, при котором происходит сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения и на основании этого, корректируется деятельность на несколько операций вперед. Исполнительные действия осуществляются для самооценки процесса деятельности, его соответствия общей цели и планируемому результату на основании критериев. Оценке принадлежит главная роль в коррекции и управлении учебной деятельностью, т. к. она определяется учебными целями и влияет на их постановку, выполняя функцию регулятора. Исполнительные действия основываются на корригирующем виде самооценки, когда учащийся контролирует ход выполнения деятельности или действия и корректирует качество. Контрольно-корректировочные действия обеспечивают анализ и оценку каждого учебного действия и деятельности в целом, результатов на основе критериев или эталона: объекта деятельности— самооценка результатов; субъекта деятельности, т. е. самого себя— рефлексия. Контролирующая функция заключается в принятии информации о совершаемом действии и исправлении отклонений от плана. В результате самоконтроля промежуточного или конечного результата учащиеся вносят поправки, уточнения и изменения в ориентировочные и исполнительские действия. Контрольно-корректировочные действия основываются на ретроспективном виде самооценки, при котором осуществляется оценка деятельности в целом, на основе соотнесения целей и результатов деятельности. Результатом учебной деятельности являются изменения в самом учащемся. Для субъекта “внутренний” результат – освоение нового опыта в виде знаний, умений, навыков, развитие ценностных отношений, способностей, рефлексивного мышления, изменения в поведении, которые приводят к успешной социализации в обществе и будущей профессии. Учебная деятельность, направленная на достижение целей образования в информационной образовательной среде, способна повысить качество образования, так как:
|
Мотивация учебной деятельности в дошкольном возрасте
Одной из стержневых проблем в психологии является проблема мотивации как важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения. Ее исследованию придается важное значение, как современной психологической наукой, так и общественной практикой. Особую значимость проблема мотивации приобретает в связи с возрастанием значимости проблем развития личности.
По мнению многих ведущих отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова), дошкольный период связан с развитием и усложнением мотивационной сферы личности, с появлением общественно-ценных мотивов и «соподчинением» их. «Мотив», по утверждению С.Л.Рубинштейна, есть тот «строительный» материал, из которого складывается характер. Мотивы выполняют двоякую функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность человека; во-вторых, они придают деятельности субъективный характер. И смысл деятельности, в конечном счете, определяется ее мотивами.
Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой “внутренней позиции школьника”, прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
- сформирована, широкая полимотивация учения;
- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе.
У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Е.ОСмирнова установила, что наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми.
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.
“Внутренняя позиция школьника” представляет собой впервые сложившуюся систему отношений ребенка к внешнему миру, где значимыми для ребенка отношениями становятся отношения субъективно переживаемой ребенком готовности включиться в учебную деятельность как социально значимую, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. Зрелая “внутренняя позиция школьника” это сложный психологический феномен, включающий в себя интерес к школьно-учебному содержанию знаний, способность к выделению собственно учебной задачи – усвоение данных учителем образцов учебных действий или понятий, выделение функции официального взрослого (в том числе учителя) и опосредствование социальными ролями отношений с взрослыми.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной).
Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.
“Внутренняя позиция школьника” детей шестилетнего возраста имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерно сочетание стремления в школу, положительного отношения к ней и почти полного игнорирования ее специфического школьно-учебного содержания, интересы шестилеток находятся в сфере дошкольного содержания занятий.
Основной вывод, к которому приходят психологи, состоит в том, что у детей 6-летнего возраста преимущественно дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению. Дети этого возраста только формально могут стать учениками, оставаясь психологически дошкольниками.
- мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»;
- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, побуждаемой ею, между мотивацией – ученика и успешностью его обучения. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Таким образом, мотивационная готовность к школьному обучению является одним из компонентов личностной готовности к школе и может быть, среди прочих способов, определена путем изучения деятельностных предпочтений детей.
Мотивационная готовность к обучению в школе есть системное качество мотивационной сферы психики, позволяющее ребенку проявить себя полноценным субъектом учебной деятельности в соответствующей ситуации школьного обучения, т. е. с прилежанием и успехом осуществлять учебную деятельность в условиях обычного ее стимулирования.
Пиаже и его теория обучения
9 минут
Последнее обновление: 21 февраля 2022 г.
Жан Пиаже — одно из тех имен, которые всегда пишутся золотыми буквами в области психологии. Его теория когнитивного обучения в детстве заставила нас считать его отцом современной педагогики. Он обнаружил, что принципы логики начинают формироваться внутри нас еще до овладения языком. Они возникают в результате сенсорной и двигательной активности и взаимодействия с окружающей средой, особенно с социокультурной средой. Давайте посмотрим на связь между работами Пиаже и обучением.
Психическое развитие, которое начинается с рождения и заканчивается в зрелом возрасте, сравнимо с органическим ростом. Это постоянное движение к состоянию равновесия. Наши тела эволюционируют до относительно стабильного уровня, характеризующегося окончанием роста и зрелостью органов. Точно так же нашу ментальную жизнь можно рассматривать как эволюционирующую к состоянию окончательного равновесия , которое достигается во взрослом возрасте.
Пиаже и обучение
Теории Пиаже о психологии обучения основаны на умственное развитие, язык, игра и понимание . Именно поэтому первая задача воспитателя – вызвать интерес. Этот интерес является инструментом, с помощью которого они могут понять и взаимодействовать со студентом. Исследования по этому поводу велись на протяжении почти сорока лет. Эта теория направлена не только на то, чтобы лучше узнать ребенка и улучшить педагогические или образовательные методы, но и на то, чтобы ценить детей как людей.
«Основной целью образования в школах должно быть воспитание мужчин и женщин, способных делать что-то новое, а не просто повторять то, что сделали другие поколения. Мужчины и женщины творческие, изобретательные и первооткрыватели. Люди, которые могут быть критическими, подтверждающими и не обязательно принимающими все, что им предлагают»
-Жан Пиаже-
Основная идея Пиаже состоит в том, что необходимо понять формирование психических механизмов ребенка, чтобы усвоить их природу и их функционирование во взрослой жизни. Его педагогическое теоретизирование основывалось на психологии, логике и биологии . Это отражено в том, как он определяет мышление, как оно обусловлено генетикой и строится через социокультурные стимулы.
Человек активно получает информацию, какой бы бессознательной и пассивной ни казалась ее обработка.
Обучение адаптации
Согласно теории обучения Пиаже, обучение — это процесс, который имеет смысл только в ситуациях перемен. Таким образом, обучение — это отчасти знание того, как адаптироваться к этим изменениям . Эта теория объясняет динамику адаптации через процессы ассимиляции и аккомодации .
Ассимиляция относится к тому, как мы получаем стимул от окружающей среды на уровне общества. Приспособление, с другой стороны, подразумевает модификацию современного общества в ответ на требования окружающей среды. Через ассимиляцию и приспособление мы мысленно реструктурируем наше обучение на протяжении всего развития. Для этого используется термин когнитивная реструктуризация .
Аккомодация и ассимиляция
Эта аккомодация или адаптация представляет собой процесс, посредством которого субъект изменяет свои планы и когнитивные структуры, чтобы включить в структуру новые объекты. Этого можно достичь, создав новый план или изменив существующий так, чтобы можно было интегрировать новый стимул и связанное с ним поведение.
Ассимиляция и аккомодация — два параллельных и постоянных процесса когнитивного развития. По Пиаже, ассимиляция и аккомодация взаимодействуют друг с другом в процессе равновесия . Это можно рассматривать как регуляторный процесс более высокого уровня, управляющий отношениями между ассимиляцией и аккомодацией.
Джон Леннон сказал, что жизнь — это то, что происходит с нами, пока мы строим другие планы, и часто так кажется . Людям нужна определенная безопасность, чтобы жить в мире, и именно поэтому мы создаем иллюзию постоянства. Мы представляем, что все статично и ничего не меняется , но это не совсем так. Все постоянно меняется, в том числе и мы. Мы часто не осознаем этого, пока изменение не станет настолько очевидным, что у нас не останется другого выбора, кроме как столкнуться с ним лицом к лицу.
«Интеллект — это то, что вы используете, когда не знаете, что делать»
-Жан Пиаже-
Мы общаемся посредством языка
В раннем детстве мы наблюдаем трансформацию нашего интеллекта. Из простого сенсорно-моторного или практического он превращается в правильное мышление под двойным влиянием языка и социализации.
Язык влияет на него, позволяя субъекту объяснить свои действия. Это облегчает построение прошлого и помогает вспомнить моменты и ситуации, которые помогли направить наше прежнее поведение.
Это также позволяет нам предвидеть будущие действия, которые еще не произошли, заменяя их словами и, возможно, никогда не выполняя их. Это отправная точка нашего мышления как когнитивного процесса, а также собственного мышления Пиаже (Piaget 1991).
Сам язык, по сути, объединяет концепты и понятия, принадлежащие всем и укрепляющие индивидуальное мышление через широкую систему коллективного мышления. Ребенок достигает этой последней стадии развития, когда он, наконец, может выражать себя таким образом. В этом смысле и на общем уровне то же самое происходит и с мыслями, и с поведением.
Вместо того, чтобы полностью адаптироваться к новым реалиям, которые открывает для себя ребенок, и постепенно создавать их, он или она должны двигаться гораздо медленнее. Они должны интегрировать эту информацию в свой характер и производительность. Эта эгоцентрическая ассимиляция характеризует как начало мышления ребенка, так и начало его интеграции в общество.
«Хорошая педагогика должна ставить ребенка в ситуации, в которых он может получить реальный жизненный опыт. Язык помогает нам предвидеть такие ситуации».0027 . В нем он представляет свою точку зрения на то, как наше поведение функционирует как определяющий фактор эволюционных изменений. Он утверждает, что это не просто продукт из него, который был бы результатом механизмов, независимых от действия этих организмов.
Пиаже рассуждает, в основном, с неодарвинистских позиций. Он считает, что биологическая эволюция происходит не только путем естественного отбора. Естественный отбор, который является исключительно продуктом случайной генетической изменчивости и с различной скоростью выживания и размножения в зависимости от адаптивных преимуществ.
С этой точки зрения это будет процесс, независимый от поведения организма. Это могло быть объяснено только последствиями , благоприятными или неблагоприятными, фенотипических изменений, вызванных совершенно случайными мутациями, и передачей их из поколения в поколение.
Поведение, по мнению Пиаже, представляет собой проявление глобальной динамики организма как открытой системы, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой . Это также было бы фактором эволюционных изменений.
Чтобы попытаться объяснить механизмы, с помощью которых поведение будет выполнять эту функцию, он опирается на концепцию эпигенетики и на свою собственную объяснительную модель адаптации с точки зрения ассимиляции и аккомодации. Эпигенетика — это взаимодействие между генотипом и окружающей средой с целью построения фенотипа на основе опыта.
«Когда вы чему-то учите ребенка, вы навсегда лишаете его возможности открыть это для себя»
-Жан Пиаже-
Пиаже утверждает, что любое поведение предполагает существенное вмешательство внутренних факторов . Он также указывает, что все поведение животных и людей связано с адаптацией к условиям окружающей среды. Это в дополнение к его когнитивной ассимиляции, которую мы понимаем как интеграцию в предыдущую поведенческую структуру.
Вклад Пиаже в современное образование
Мы считаем вклад Пиаже в образование чрезвычайно важным для формулирования теории образования. Пиаже является основоположником генетической психологии. Это существенно повлияло на теорию и образовательную практику, которая сформировалась вокруг нее. Это отличается от естественных изменений с течением времени, которые привели к появлению различных формулировок.
Вклад Пиаже привел к написанию многих важных статей. Его работа сосредоточена на открытиях человеческого мышления с биологической, психологической и логической точек зрения. Мы должны уточнить, что термин «генетическая психология» не рассматривается в чисто биологическом или физиологическом контексте, поскольку он не относится к генам человека. Его называют «генетическим», потому что он развил свою работу в отношении генезиса или происхождения человеческой мысли.
Одним из величайших вкладов компании Piaget в образование сегодня было то, что она оставила его хорошо обоснованным в отношении целей обучения. Цель состоит в том, чтобы в первые годы обучения ребенок достиг хорошего когнитивного развития. Это должно быть в первую очередь в обучении ребенка. Это абсолютно необходимо и дополняет то, чему семья учит дома. Эти правила и нормы позволяют ребенку хорошо адаптироваться в школьной среде.
Вторая цель образования
Есть еще один вклад Piaget, который мы видим сегодня в некоторых школах. Он утверждает, что теоретического обучения, которое ребенок получает в классе, самого по себе недостаточно, чтобы полностью принять на вооружение все, что нужно знать о предмете. Обучение включает в себя другие педагогические методы, такие как применение знаний, экспериментирование и демонстрация.
Вторая цель образования — научить мыслить критически. Приучить их проверять и не обязательно принимать все, что они получают. Большую опасность сегодня представляют темы, коллективные мнения и тенденции, которые уже существуют. Мы должны быть в состоянии бросить вызов этим идеям и различать, что правильно, а что нет.
-Жан Пиаже-
Основная цель образования – воспитать людей, способных к инновациям , а не просто повторять вклад других поколений. Это создание людей, которые являются творцами, изобретателями и первооткрывателями. Вторая цель образования — научить умы быть критическими, проверять и не обязательно принимать все, что они получают (Piaget, 1985).
Прохождение через Теории Пиаже позволят любому учителю увидеть, как развиваются умы их учеников . Центральная идея теории Пиаже состоит в том, что знание не является копией действительности, а является продуктом взаимодействия человека с окружающей его средой. Следовательно, это знание всегда будет индивидуальным и отличным от любого другого существующего знания.
Библиография
Piaget, J. (1987). Нравственное суждение ребенка. Ediciones Мартинес Рока.
Пиаже, Дж. (1981). Теория Пиаже. Детство и обучение, 4 (доп.2), 13-54.
Пиаже, Дж. (1985). Формирование реальности в ребенке Ребенок.
Пиаже, Дж. (1969). Психология и педагогика. Барселона: Ариэль.
Пиаже, Дж. (1991). Шесть исследований психологии.
Пиаже, Дж., и Инхелдер, Б. (1997). Психология ребенка (т. 369). Издания Мората.
Это может вас заинтересовать…Теория образования Пиаже — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Жан Пиаже (1896–1980) был психолог и эпистемолог , занимавшийся развитием детей. Он разработал теорию когнитивного развития человека (известную как «генетическая эпистемология»), основанную на его интересе к биологии и, в частности, к адаптации видов к окружающей среде. Его теория о том, что человеческий интеллект также является адаптивным механизмом, в то время вызывала споры. Он бросил вызов доминирующим психометрическим и бихевиористским подходам к интеллекту, которые измеряли интеллект (IQ) как фиксированную и наследуемую черту или ссылались на внешнее обусловливание (бихеворизм) как на источник когнитивных изменений. Пиаже утверждал, что люди являются активными создателями смысла, которые создают, а не получают знания, с большой способностью улучшать интеллект в течение всей жизни.
М айн особенности Педагогическая теория ПиажеПиаже предложил уникальный экспериментальный метод для определения тематических познавательных способностей детей, а также подробное объяснение того, как у детей развивается логическое и физическое мышление. По Пиаже:
Развитие понимается как увеличение сложности, подвижности и систематизации когнитивных структур . Пиаже рассматривал мышление (способность рассуждать, связывать идеи и решать проблемы) как результат когнитивных структур, которые постепенно формируются в мозгу в результате прямого воздействия и взаимодействия с окружающей средой.
Обучение — это процесс адаптации к стимулам окружающей среды, включающий последовательные периоды того, что Пиаже назвал ассимиляцией, аккомодацией и уравновешиванием. Усваивая знания, учащиеся включают свой опыт и наблюдения в логику своего существующего или развивающегося понимания. Например, дети могут понимать явления жизненного цикла бабочки с точки зрения их понимания жизненного цикла человека. Приспособление происходит, когда возникает конфликт или несоответствие между новой информацией и внутренними моделями учащихся, что приводит к тому, что учащиеся адаптируют свое существующее понимание и ожидания, чтобы включить свое новое восприятие и опыт.
L Заработок Зависимый не только на опыте , но и на студентов ’ Созревание и их способность поглощать и учиться на стимул. Пиаже заметил, что учащиеся были ограничены существующими у них когнитивными структурами в разработке новых способов понимания явлений.
Проявление происходит в четыре последовательности тэги , в которых мышление прогрессирует от «конкретного», эгоцентрического мышления, сильно привязанного к физическому опыту, к «формальному», абстрактному мышлению, которое включает мысленное, а не физическое манипулирование понятиями и идеями. Каждый этап представляет собой фундаментальное качественное различие в способах восприятия мира, обработки информации и реагирования на нее, а также развития понятий. Этапы:
- Сенсомоторный (от рождения до 2 лет): понимание мира ограничивается визуальным и тактильным взаимодействием с миром. Подражание обеспечивает основу для мышления визуальными образами.
- Дооперационный период (от 2 до 4 лет): мышление включает визуальные образы о сенсомоторных действиях и переживаниях, а также символическое мышление. Мысль сосредоточена на частном, не отвлекаясь от общих принципов, и опирается на восприятие и интуицию.
- Конкретно-операциональные (от 7-8 до 11-12 лет): когнитивные структуры достаточно развились, чтобы их можно было использовать как логические системы (называемые «операциями») и использовать в разных контекстах, а не для решения определенного типа задач в конкретном контексте. . На операциональном этапе мышления дети понимают понятия обратимости (вычитание может отменить сложение, глиняный шарик может превратиться в сосиску и обратно) и ассоциативности (способность идентифицировать несколько способов достижения цели, таких как диапазон действий). способы решения 25 х 25).
- Формальный операциональный (от 11-12 до 16-17 лет): возможно абстрактное и деконтекстуализированное рассуждение с использованием вербальных предложений, посылок, идей и понятий без доступа к конкретным объектам. Учащиеся могут выдвигать гипотезы, решать проблемы, замечать отношения между идеями и вещами, удерживать в уме ряд идей, а также развивать и связывать понятия.
Возрастные нормы, установленные Пиаже, были приблизительными, хотя Пиаже считал, что все люди проходят эти этапы в указанном порядке по мере развития познания и интеллекта.
Обучение зависит от от студентов ‘ от рук ’ от взаимодействия с объектами, а не от передачи информации . Учащимся необходимо испытать такие понятия, как сложение или емкость, взаимодействуя с вещами в их окружении, и они развивают логическое и математическое мышление, поскольку они усваивают эти действия как мыслительные процессы.
Социальные факторы играют важную роль i n построение знаний учащихся , поскольку дети получают знания как индивидуально, так и наблюдая и действуя вместе с другими в группах. Обсуждение сверстников, порождающее когнитивный конфликт, рассматривается как критический фактор когнитивного развития. Пиаже считал, что, хотя развитие познания имеет биологическую (врожденную и предопределенную) основу, общество также играет важную роль в предоставлении учащимся соответствующих возможностей для развития их познания.
Какие эмпирические доказательства имеются для этой теории на практике?Недавние достижения в области нейронауки подтвердили гибкость мозга и его способность реагировать и расти с опытом 1 , что согласуется с теорией Пиаже о построении когнитивных структур для учета и включения знаний из различного опыта 2 . Неврология также показывает, что по мере того, как учащиеся становятся старше и развиваются, они добавляют в свой репертуар более продвинутые формы мышления 9. 0303 3 .
Идеи Пиаже для поддержки развития познания также имеют некоторое научное обоснование. Было обнаружено, что учителя планируют, чтобы учащиеся участвовали в опыте, вызывающем когнитивный конфликт (например, предлагая детям обнаружить, что некоторые тяжелые предметы плавают, а некоторые легкие тонут, чтобы бросить вызов их представлениям о том, что плавание и опускание связаны с весом предмета). чтобы оказать значительное положительное влияние на успеваемость 4 , и было обнаружено, что предоставление учащимся манипулятивных материалов (таких как Кулинарные стержни, складывание бумаги и геометрические наброски), которые иллюстрируют математические идеи, способствуют более высоким математическим достижениям 5 .
Обширные исследования, основанные на уникальном экспериментальном методе Пиаже, подтвердили и улучшили некоторые из его идей 6 . Тем не менее, поскольку этот метод в значительной степени опирался на экспериментальные и искусственные ситуации , которые могли неадекватно отражать фактическое развитие детей 7 , а также не принимать во внимание различия в развитии учащихся в различных социальных и культурных контекстах 8 , многие утверждения Пиаже были оспорены. . Было показано, что некоторые из способностей, которые Пиаже приписывал взрослению, являются функцией опыта 9.0303 9 , с детьми, которые более способны, когда поставленные перед ними задачи имеют смысл и актуальны для них 10 . Нейробиологические исследования также показывают, что существуют не конечные этапы развития, а циклы развития, в которых за периодами оптимальной работы следуют всплески, приводящие к новым типам мышления и поведения 11 .
Piaget Влияние o n преподавание практикаИдеи Пиаже об обучении и развитии повлияли на конструктивистские теории обучения, а также на педагогику, ориентированную на ребенка, и, в частности, на тенденцию к пассивной, фоновой роли учителей в обучении детей. Пиаже предположил, что когнитивные процессы аккомодации и ассимиляции не могут быть ускорены обучением, и что большинство взаимодействий неэффективны для влияния на когнитивные изменения, если только они не расположены на правильном уровне между ассимиляцией и аккомодацией и очень тщательно строятся на основе того, что учащийся уже понимает. Пиаже предположил, что роль учителя заключается в предоставлении соответствующего учебного опыта и материалов, которые стимулируют учащихся развивать свое мышление. Его теория повлияла на концепции индивидуального и личностно-ориентированного обучения, формативной оценки, активного обучения, исследовательского обучения и взаимодействия со сверстниками. Тем не менее, это также иногда неправильно истолковывалось, чтобы предположить, что прямое обучение было бы неуместным, утверждение, которое явно не соответствует действительности в исследованиях когнитивной науки.
Индивидуальный обучениеОриентация Piaget на обучение как на индивидуальное развитие отражена в организации большинства систем образования, где обучение индивидуализировано, а учащиеся оцениваются по их индивидуальным, а не совместным результатам. Например, развитие рассматривается как индивидуальное, а не социальное или культурное.
Обучение, ориентированное на ученика, и формирующее оцениваниеКомпания Piaget также оказала влияние на то, что известно как обучение, ориентированное на ученика, при котором учителя начинают с существующего понимания ученика и помогают ему опираться на него и развивать его (хотя обратите внимание на это не мешает учителям тщательно определять и планировать преподаваемый контент). Практика оценивания, направленная на то, чтобы выяснить, что учащиеся уже знают и могут сделать, для информирования последующего обучения, важна для обучения, чтобы оно было своевременным и соответствовало текущей способности каждого учащегося структурировать и реструктурировать знания. Учителя используют оценивание, чтобы понять предыдущий опыт и понимание учащихся, а также то, как они лично создают тему или предмет в своем уме.
Активное обучениеПиаже считал, что независимое исследование и открытие важны на всех этапах когнитивного развития, позволяя учащимся вести собственное обучение в соответствии с их текущими представлениями о развитии. Учащимся на этапе конкретных операций требуются возможности для практического обучения, экспериментирования и проверки объектов с целью построения понятий, а также в дальнейшем для работы со словесными предложениями. Учащиеся на этапе формальных операций извлекают пользу из открытых проектов, в которых они могут исследовать гипотетические возможности и рассуждения.
Открытое обучениеТеория Пиаже также связана с концепцией «открытого обучения», в которой учащимся предлагается изучить тщательно спланированные действия и опыт, призванные помочь им реализовать ключевые наблюдения и идеи. Важно отметить, что, хотя Пиаже считал, что учащиеся могут открыть для себя некоторые вещи, большую часть времени их развитие требует размышлений и установления связей для построения знаний. Другими словами, важно, чтобы учителя структурировали открытия учащихся.
Конфликт со сверстникамиИдеи Пиаже о важности когнитивного конфликта для стимуляции процесса равновесия иногда претворяются в жизнь с помощью возможностей для обсуждения в классе, целью которого является дать учащимся возможность познакомиться с идеями и теориями, противоречащими их собственным.
Ссылки и далее
Crossland, J. (2016). Оптимальное обучение в школах – теоретические данные: Часть 1 Теоретические основы Пиаже. S школа S наука Обзор, 98 (363) 115-122.
ДеВриз, Р. (2000). Выгостский, Пиаже и образование: взаимное усвоение теорий и образовательных практик. Новые идеи в психологии, 18, 187-213.
Fuson, KC (2009). Избегайте неправильного толкования Пиаже и Выготского: преподавание математики без обучения, обучение без обучения или полезное обучение по пути обучения? Когнитивное развитие 24, 343–361
Мур, А. (2012). Преподавание и обучение: педагогика, учебная программа и культура. Рутледж.
Пиаже, Дж. и Инхелдер, Б. (1969). Психология ребенка . Нью-Йорк: Основные книги.
Пиаже, Дж. (1950). Психология интеллекта . Лондон: Рутледж и Кеган Пол
Уэйверинг, MJ (2011). Логика значений Пиаже: актуальна и сегодня. Школа естественных наук и математики, 111 (5), 249-252.
1 Кроссленд, 2016.
2 Кроссленд, 2016.
3 Кроссленд, Дж. (2017). Оптимальное обучение в школах – теоретические данные: Часть 2 Обновление Piaget. The School Science Review, 98 (364) , 77-83.
4 Hattie, 2015, цитируется в Crossland, 2016.
5 Юрашек, В. (1983). Пиаже и математика средней школы. Школа естественных наук и математики, 83 (1), 4-13.
6 Fuson, 2009 г.
7 Moore, 2012 г.
8 Crossland, 2016 г.; Moore, 2012.
9 Хелмор, Джорджия (1969). Пиаже: Практическое рассмотрение общих теорий и работ Жана Пиаже. Оксфорд: Pergamon Press.
10 Дональдсон, М. К. (1978). Детские умы. Лондон: Крум Хелм.
11 Crossland, 2016.
Доктор Вики Харгрейвс
ПОДГОТОВЛЕН ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА BY
Доктор Вики Харгрейвс
Вики ведет нашу серию вебинаров по ЕЭК, а также отвечает за создание многих наших обзоров исследований по ЕЭК.