Разное

Потешки для детей 4 месяца: Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Содержание

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части «Ребенок в 4 месяца», а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Развиваем предпосылки речи

Игра в переклички

Это  очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев.  Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке.  Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному.  Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно!  О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок  в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

 

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

 

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они  проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в  играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т. д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио  и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

 

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета,  шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Дили- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили.
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков.  В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы.  Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками. 

Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого.  

Гляделки: прослеживание взглядом

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда  малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.

В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.

Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.

Развитие слухового сосредоточения

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо! 

Мамина гимнастика с потешками

Играем с ручками и ножками

В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.

Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:

-Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)

Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)

Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)

И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)

Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.

Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша  бубенчик или браслетик.

Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:

-Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко

-Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно

-Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)

-Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки.  

Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)

Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.

-Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)

-Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)

Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)

И играть скорей пойдем.

Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!

Топотушки

Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.

Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)
Удивляются игруууууушки, (удивленно)
На окошко прыгнул кот  —  (удивленно)
Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)
Ходит не ладошками, (ритмично, весело)
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивленааааа, (удивленно)
Что не падает онаааааа! 

Присаживание

Возьмите малыша за две ручки  и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.

Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!

Чики, чики, кииииички,
Берёзовые лыыыыычки!
Летели две птиииииички,
Собой невелииииички.
Как они летееееели,
Все люди глядеееееели.
Как они садиииииились,
Все люди дивиииииились.

Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:

Бабушке – поклооооон!

Дедушке – поклоооон!

Папе – поклооооон!

Маме – поклооооон!

Братику – поклоооон!

Сестрице – поклоооон!

А тебе, детонька –

Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо  развивался)

 

Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не  продается.

А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:

Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,

К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.

Щучки – в кучки, плотички – в полииички,

Один ершок! Да и тот в горшооок!

 

Прыжки

Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.

Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.

Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!

Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Сел кузнечик на листок!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик по дорожке –
Прыг-Скок! Топ-Топ!
Дети хлопают в ладошки –
Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!
Зайчик солнечный на стенке,

Прыг-Скок! Прыг-Скок!

Я на папиной коленке –
Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)

 

Но, лошадка, прыг — скок!

На пригорок, на мосток.

Мы поскачем по лесам

И опять вернёмся к вам!!!

 

Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот

Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.

При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.

Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.

Влееееево-впраааааво,

влееееево-впрааааааво

Весело качаааааается.

Влееееево-впрааааааво,

влееееево-впраааааааво

На пол не роняется. (Г. Верд)

 

Учимся переворачиваться

Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.

Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка,  повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.

Делая упражнение, приговариваем:

«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»

Брыкание

Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).

Кач-кач

Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)

Скатайте валик  из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.

Ай качи-качи- качииииии!
Глянь, баранки, калачииииии.
Глянь, баранки, калачииииии,
С пылу, с жару из печиииии.
В пылу с жару из печиииииии,
Все румяны, горячиииии.
Налетели тут грачииииии,
Подхватили калачииииии.
Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!

Велосипед (4-5 месяцев)

Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.

Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами.
Поехали, поехали,
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами и с орехами.

Повторите упражнение 3-4 раза. 

Знакомимся с окружающим миром

Вот моя семья!

Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама, это  я.
Это — бабушка моя!
Это — папа, это — дед.
И у нас разлада нет!

Кто это?

Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но  узнав Ваш голос, улыбается.

Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.

Две бутылочки

Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)

Путешествие по квартире

Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.

Показ игрушки

Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.

Бутылочка

При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.

В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:

Стихи для новорожденных и самых маленьких: народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?

Пестушки: проверенный веками метод развития младенцев.

Ребенку 4 месяца: основные линии развития малыша, создание развивающей среды.

О дальнейшем развитии малыша Вы можете почитать:

Ребенку 5 месяцев: игры, упражнения с малышом, что умеет малыш.

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры, упражнения. гимнастика.

До новых встреч в рубрике «Развития малыша от рождения до года»!

О  дальнейшем развитии ребенка Вы сможете прочитать в статье «Что умеет ребенок в 5 месяцев». Показатели развития малыша. Игрушки для ребенка в 5 месяцев. Развивающие игры и упражнения.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

6 советов, как развивать ребёнка: гид по игрушкам для малышей

10. 08.2022

Игрушки становятся важным помощником ребёнка с самого рождения. Благодаря им дети не только получают удовольствие, но и учатся новому. Сегодня поговорим о том, когда и какие игрушки предлагать малышу, чтобы взять от них максимум пользы для развития.

Содержание

Как развивать ребёнка до года

1. Стимулируем зрение

2. Делаем акцент на мелкой моторике и координации движений

3. Общаемся с малышом

Как развивать ребёнка от года до 3 лет

4. Учим малыша цветам

5. Учим малыша чтению и речи

6. Развиваем мышление и таланты


Как развивать ребёнка до года

1. Стимулируем зрение

В первые месяцы жизни зрительный аппарат у детей очень слабый. Малышам сложно фокусировать взгляд: лучше всего они видят предметы в 25–30 см от себя — примерно на таком расстоянии находится лицо матери при кормлении грудью. Всё, что расположено дальше, для них расплывчато.

Быстрее научиться фокусироваться на предметах крохе помогут обычные погремушки. Показывайте ребёнку игрушку и плавно передвигайте её в разные стороны. Это улучшит зрительно-слуховую ориентацию, и через какое-то время вы заметите, что малыш начал следить глазками за бубенчиками.


Для развития внимания и остроты зрения также полезно показывать малышу контрастные картинки. Из-за их популярности даже появился миф, что новорождённые не видят другие цвета, кроме чёрного и белого. Это неправда: дети их различают, просто хуже. Крохам легче воспринимать очень контрастные рисунки, поэтому такие изображения их часто завораживают.

Использовать такие картинки рекомендуется в первые 3 месяца. Их можно показывать как карточки, закрепить на стене в детской или наклеить на кубики и повесить на мобиль над кроваткой. Начинать лучше с геометрических форм и простых узоров, постепенно добавляя более сложные — силуэты животных и предметов.

С полутора месяцев можно вводить карточки по методике Домана (в том числе цветные). Они позволят одновременно совершенствовать зрение и мышление, а также будут помогать ребёнку запоминать слова.

Ещё одно полезное для зрения изобретение — развивающий коврик. Если игрушки в нём подвешены на правильной высоте (не дальше 25–30 см), малыш с удовольствием будет рассматривать их, изучать и следить, как они двигаются. При регулярной практике такие наблюдения ускорят развитие зрения.


Игрушки для стимуляции зрения


Набор погремушек

Мобиль на кроватку

Чёрно-белые картинки

2. Делаем акцент на мелкой моторике и координации движений

Если вы не знаете, какие навыки нужно развивать у детей, чтобы они росли гармонично, уделите особое внимание моторике. Зона мозга, которая отвечает за эти способности, расположена близко к речевому центру. Поэтому стимулируя одну область, можно влиять и на другую.

Хватать и удерживать в ручках различные предметы малыши учатся примерно с 4 месяцев. На этом этапе предложите ребёнку тактильные игрушки, чтобы он изучал текстуры и развивал сенсорику.

Для занятий подойдут массажные шарики, деревянные палочки с выпуклыми частями, комбинированные игрушки из разных материалов: мягких, гладких, шершавых.


Своими руками можно смастерить сенсорные коробочки — положите в небольшую коробку вымытые грецкие орехи и фигурные макароны. Затем отдайте малышу их перебирать.

Также детям будут полезны самые простые игрушки: пирамидки, матрёшки, сортеры и вещи, которые можно катать, — мячики, конусы, заводные машинки. За них хочется ухватиться, потому у детей появляется мотивация ползать.

Игрушки для совершенствования моторики


Развивающие мячики

Сортер

Развивающий набор

3. Общаемся с малышом

Дети становятся восприимчивы к звукам ещё в утробе матери и отличают голоса мамы и папы уже на 22-й неделе. Но не все родители понимают, насколько важно общаться с малышом. Может показаться, что раз ребёнок ещё не распознаёт речь, то можно подождать, пока он подрастёт. На самом деле, чем больше вы будете разговаривать, тем быстрее малыш начнёт улавливать смысл сказанного и сам произносить слова.

Понять, как развивать речевые навыки, если ваш кроха только начал агукать, иногда сложно. Поэтому начните с простого: комментируйте все действия, которые вы совершаете вместе с ребёнком, — купание, кормление, сборы на прогулку. Маленьким детям важны эмоциональность и выразительность речи, поэтому идеально подойдут стишки и потешки. Разучите несколько песенок, и ребёнок будет с большим интересом к вам прислушиваться.

Чуть позже можно подключить книги. На первых порах выбирайте стихи и сказки, где есть много повторений. Например «Репку», «Теремок» или «Колобок». Обратите внимание на иллюстрации, они должны быть крупные и яркие — такие удерживают внимание ребёнка.


Занимаясь с малышом по карточкам, проговаривайте, что на них нарисовано, а также озвучивайте названия предметов и частей тела. Поначалу используйте в речи больше детских слов — «баба», «кака», «киса», «ляля». Тогда ребёнок быстрее научится говорить.

Первые книжки


Книжка-шуршалка «Репка»

Непромокаемая книжка «Кто как говорит?»

Набор книг с глазками «Стихи и потешки для малышей»

Как развивать ребёнка от года до 3 лет

4. Учим малыша цветам

В полтора года большинство детей уже способны найти предмет нужного цвета. Для родителей это сигнал, что можно разучивать названия оттенков. Вводить их лучше ненавязчиво, через игры. Подойдут липучки, головоломки, сортеры, кубики. Но не стоит настаивать, если малыша пока не увлекают занятия с ними. Лучше подождать, когда он проявит интерес и предложить игрушки снова. В норме ребёнок должен уметь называть основные цвета к 3 годам.

Материалы для запоминания цветов


Развивающая игра «Ладошки»

Сортер-копилка «Цветная стирка»

Набор водных книжек

5.

Учим малыша чтению и речи

Когда уже пора учить ребёнка читать? — этот вопрос мучает многих родителей. Точного ответа на него нет: начинать занятия можно и в 2, и в 4 года. Главное, ориентироваться на желание малыша. Если он приносит книжку и просит показать буквы — можно приступать к занятиям. Начинать принято с алфавита и простых слогов. Остальное оставьте на возраст, когда ребёнок станет постарше.

Пособия для чтения


Развивающий набор 6 в 1 «Запуск речи»

Деревянные пазлы «Алфавит животные»

Обучающие карточки по методике Г. Домана «Учимся читать»

Навык чтения тесно связан с развитием речи. Ребёнок постепенно осваивает новые слова и совершенствует произношение. Для этого важно беседовать с ним и поощрять желание разговаривать. Иногда дети ленятся и вместо слов активно используют жестикуляцию. Притворитесь, что не понимаете, и просите малыша всё проговаривать. Также можно использовать тренажёры, которые помогают ребёнку учиться дуть: для речи это важно.



6. Развиваем мышление и таланты

В период, когда ребёнок активно познаёт мир, психологи советуют стимулировать его мышление и поощрять усидчивость. Сделать увлекательные открытия и развить интеллект ребёнку помогут головоломки (в том числе пазлы и конструктор), а также сенсорные игрушки — пластилин, тесто.

Материалы для интеллекта


Годовой курс занятий
«IQ уроки для детей от 2 до 3 лет»

Развивающий набор «Маленький строитель. Транспорт»

Пластилин на растительной основе

В возрасте до 3 лет у детей уже проявляются таланты, поэтому задача родителей — заметить их и поддержать стремления малыша. Не стоит решать за ребёнка, кем ему нужно быть, и предлагать «правильные» игрушки. Если видите, что малышу нравится музыка, подарите ему металлофон или гитару. А если маленькие ручки так и тянутся что-то нарисовать, пригодится набор красок или магнитный планшет.


Помогите ребёнку развиваться вовремя и с удовольствием! Ищите больше полезных игрушек для малышей в соответствующем разделе.

Игрушки Детские товары

Все новости

в

10 лучших песен для младенцев и малышей | GoStudent

Существует так много отличных песен для младенцев и малышей, но мы собираемся сузить их до 10 наших любимых песен для разных возрастных групп и объяснить, почему. ✨ Мы также поделимся некоторыми забавными и стимулирующими музыкальными занятиями для вашего младенца или малыша, которые помогут их умственному и физическому развитию.

Какую музыку предпочитают дети?

 

Исследования показали, что младенцы могут слышать и запоминать музыку еще в утробе матери. 👶 Вы, наверное, слышали, как многие из ваших друзей говорят о любимой мелодии или жанре своего ребенка, и они могут варьироваться, как у взрослых, от классики до техно.

Тем не менее, одно исследование показало, что новорожденные предпочитают Баха Aerosmith. Существует множество другой литературы, в которой утверждается, что классическая музыка полезна для здоровья и успокаивает детей, так что это отличное место для начала.

Как мы все знаем и обычно не можем не знать, младенцы любят голоса взрослых, когда мы говорим на «материнском» языке: напевный тон, предназначенный специально для младенцев. 🎵 Вот почему дети так любят детские стишки, а также глупые звуки и действия, которые добавляются для дополнительной стимуляции и развлечения.

Мы собираемся поделиться нашими 10 лучшими песнями для детей до 6 месяцев, в возрасте от 6 до 18 месяцев и от 18 месяцев до 3 лет.

 

Наши лучшие 10 песен для детей до 6 месяцев

 

Какие хорошие песни для начинающих можно сыграть для ребенка? В этом возрасте вы будете петь и издавать забавные звуки в песнях. Нет никаких причин, по которым это не должно быть весело и для вас, и для вашего ребенка. 💃

Конечно же, вам захочется вооружиться песнями для разного времени суток и поиграть. Колыбельные песни для детей хороши, когда вы пытаетесь уложить их спать, в то время как вам понадобятся более активные увлекательные песни, чтобы стимулировать их и развлекать, когда они должны бодрствовать. 📻

Мы должны отметить, что ваш малыш захочет продолжать слушать многие из этих песен и петь их, когда немного подрастет. Песни с действиями особенно полезны, потому что ваш ребенок может присоединиться к ним позже. Они также отлично подходят для улучшения координации и моторики.

Вот 10 лучших песен для малышей до 6 месяцев.

1. Itsy Bitsy Spider 🕷️

В этой классической игре есть все: успокаивающий тон и мелодия, большое количество повторений и множество действий в придачу. Пощекочите тело вашего ребенка, когда паук смывается, и вы каждый раз будете смеяться.

2. Вокруг и вокруг сада 

Эта песня призывает к большим дозам контакта между вами и вашим ребенком, поэтому она всегда выигрывает. Пока вы поете слова, вы берете ладонь ребенка и используете указательный и средний пальцы, чтобы «ходить» по кругу.

3. Голова, плечи, колени и пальцы ног 

Эта повторяющаяся песня означает, что вы будете прикасаться или указывать на части своего тела, включая свое лицо, что будет веселым для вашего ребенка.

4. Мерцай, мерцай, маленькая звездочка 🌟

Лучшая колыбельная для сна, чтобы усыпить вашего малыша. Вы можете попробовать одновременно укачивать ребенка на руках, прежде чем положить его.

5. Air on the G String 

Любимая музыка Баха — отличная фоновая музыка для вашего ребенка. Вы даже можете найти сборники лучшей классической музыки для детей, чтобы слушать их часами, включая это замечательное произведение.

6. This Little Piggy 🐷

Когда вы поете этот стишок, малыш шевелит пальчиками на ноге и доставляет ему чувственное удовольствие.

7. У Мэри был ягненок 🐑

В этой милой детской песенке есть запоминающаяся мелодия, которую вы можете спеть своему малышу, и, как это ни удивительно, она основана на реальных событиях.

8. Skinny Marinky Dinky Dink 

Определенно более глупая мелодия, но мелодия любима детьми всего мира, а слова такие милые.

9. The ABC Song 

Познакомьте их с алфавитом заранее, и вы не забудете эти слова!

10. Ты мое солнышко 🌞

Нет ничего прекраснее этого. Определенно для сна и для улыбки на вашем лице и лице вашего ребенка.

 

10 лучших песен для малышей в возрасте от 6 до 18 месяцев

 

Ваш малыш будет становиться все более подвижным и сможет начать прыгать, ходить и прыгать под некоторые из этих веселых мелодий.

Вот 10 лучших песенок для малышей в возрасте от 6 до 18 месяцев.

1. Маленькая акула

Запоминающееся с простым текстом это то, о чем каждый ребенок будет просить сотни, если не тысячи раз в своей жизни. Это отлично подходит для изучения ролей разных членов семьи и смеха.

2. Я маленький чайник

Симпатичный маленький номер, который обязательно рассмешит вашего малыша благодаря глупым действиям, которые должны сопровождаться преувеличенной мимикой.

3. Row Row Row Your Boat

Это отличная песенка для малышей, которые уже умеют сидеть или только начинают. Возьмите их за руки и покачивайте вперед-назад, пока вы поете.

4. Five Little Ducks

Заранее наберите несколько номеров, и им понравится тот факт, что вы должны «крякать».

5. У вас низко висят уши?

Есть несколько вариантов этой песни, так что просто используйте то, что вы знаете, или выберите тот, который вам больше нравится. Это глупо, заставит вашего ребенка прыгать и может выполнять простые движения руками.

6. Когда ты мечтаешь о звезде

Классика Диснея, эта успокаивающая колыбельная отлично подходит для сна или сна.

7. Хлопать Хлопать Хлопать в ладоши

Это отличный способ познакомить их с различными движениями и частями тела.

8. Шалтай-Болтай

Эта классическая английская детская песенка всегда вызывает смех.

9. Сколько стоит собачка в окне?

Эта песня вышла в 50-х годах, но ее очаровательный текст делает ее идеальной для детей. В песне также упоминается множество других животных (кролик, попугай, рыбки).

10. Hickory Dickory Dock

Эта песня великолепна, потому что в ней много повторений, много куплетов (плюс вы можете придумать больше), и ваш ребенок сможет присоединиться к «тик-так». или, по крайней мере, кивать им головой, пока они не начнут обретать свой голос.

 

Лучшая музыка для детей в возрасте от 18 месяцев

 

Переход к этапу малышей может принести массу удовольствия вам и вашему малышу. У нас есть классика, которая всегда покоряет малышей.

Вот 10 лучших песен для малышей от 18 месяцев.

1. Погладьте торт 🎂

Очень интерактивный, вы сидите напротив своего малыша и хлопаете своими ладонями о его ладони в такт мелодии.

2. Если ты счастлив и знаешь это

Пусть ваш малыш топает ножками и хлопает в ладоши под этот счастливый номер.

3. Ring Around the Rosy

Наслаждайтесь танцами по кругу с вашим малышом и наблюдайте, как его энергия каждый раз падает на землю, сопровождаемая смешком.

4. The Wheels on the Bus 🚌

В этой песенке для малышей больше слов, чем в большинстве других, поэтому она отлично подходит для пополнения словарного запаса. Он также сопровождается множеством действий, которые усиливают различные звуки и значение слов для вашего малыша.

5. Великий старый герцог Йоркский

Еще один детский стишок, в котором много слов, которые также являются наиболее практичными, чтобы ваш ребенок мог узнать свои «взлеты» и «падения», переходя к тексту.

6. 10 зеленых бутылочек

Это замечательная песенка для малышей, помогающая им учить и практиковать числа. Попробуйте получить 10 реквизитов, чтобы вы могли показывать их или заставлять их класть один каждый раз, когда бутылка «падает».

7. У старого Макдональда была ферма

Ваш ребенок может с удовольствием подпевать, когда он может, или присоединиться к животным звукам, или просто получить удовольствие от того, как вы это делаете.

8. The Hokey Pokey

Всегда весело и гарантированно вовлечет вашего малыша в изучение частей тела, их «левых» и «правых» одновременно.

9. Муравьи маршируют 🐜

Еще одна отличная мелодия для изучения чисел и разминки во время марша по комнате.

10. B-I-N-G-O

Приведите их в восторг от собаки Бинго и одновременно начните произносить заклинания.

Вам также следует подумать о том, чтобы включить детскую песенку о парашюте на вечеринках по случаю дня рождения или игровых встречах вашего ребенка, когда он научится вставать. Идея заключается в том, что дети (и взрослые, если вам нужно больше людей, чтобы держать парашют вверх) держат парашют, подпевая детскую песенку, и либо махают им вверх-вниз, либо ходят по кругу.

 

Музыкальные занятия для детей до 6 месяцев

 

Младенцы в этом возрасте легко стимулируются, и многие исследования показывают, что музыка способствует развитию ребенка и ребенка. 🥰 Многие мамы замечают, что их ребенок реагирует на музыку в животе, и исследования показывают, что малыши могут ее запомнить. Итак, если вы или ваш партнер беременны, спойте им свои любимые песни и включите музыку.

Вот несколько замечательных музыкальных занятий для детей до 6 месяцев:

  • Спойте стишки, в которых вы касаетесь или щекочете своего ребенка, например, «Вокруг сада».
  • Спойте простые повторяющиеся колыбельные, например «Голова, плечи, колени и пальцы ног».
  • Тихо включайте классическую музыку, которая, как говорят, стимулирует мозг.

Музыкальные занятия для детей от 6 до 18 месяцев

 

Приблизительно в возрасте 6 месяцев ваш малыш должен начать сидеть с небольшой помощью, а к 18 месяцам, скорее всего, будет передвигаться на ногах. Вы можете сделать музыкальные занятия более интерактивными для этой возрастной группы и вовлечь своего ребенка в песни или игру на музыкальных инструментах.

  • Выберите песни, которые работают с действиями и держите ребенка за руки, если он еще учится сидеть и двигаться вместе.
  • Пусть они начнут издавать звуки, стуча по кастрюлям, пластиковым ведрам или коробкам разными ложками (например, деревянными, металлическими) и экспериментируют с разными звуками.

 

Музыкальные занятия для малышей

 

Музыкальные занятия для малышей помогают улучшить их концентрацию, координацию и творческие способности. Музыка и занятия, связанные с инструментами и музыкой, также стимулируют мозг, поэтому они отлично подходят умственно и физически для вашего маленького ангела.

  • Купите ребенку маракасы. Есть много брендов, которые подходят для детей в возрасте от 18 месяцев и старше, и это отличные инструменты, на которых ваш ребенок может играть под разные песни с битами.
  • Объедините рассказы с музыкой, попросив ребенка выбрать ударный инструмент для каждого персонажа и создать звуковые эффекты, когда вы читаете книгу.
  • Дайте ребенку шарфы или ленты, чтобы он мог танцевать под разные песни.

Мы надеемся, что вам понравился наш список лучших песен для малышей, и вы получите много часов удовольствия от их исполнения. Многие родители задаются вопросом: «Какие песни для малышей?». Хотя есть проверенные песни, которые больше нравятся детям, вы не ограничены только детскими песнями. 🎸

Вы можете включить им любую музыку, которая вам нравится, и оценить их реакцию. Возможно, песня или жанр подходят им в качестве фонового шума, или, может быть, они слишком сильно их возбуждают. Помните, что лучшее, что вы можете сделать в качестве ди-джея (и родителя) в этих отношениях, — это вовлечь их и заинтересовать музыкой и отлично провести время вместе. 🎉

 

Мозг младенцев настроен на детский лепет и детские стишки

  • Опубликовано

Image caption,

Шапочка на голове Поппи улавливает волны ее мозга в исследовательском проекте, чтобы узнать больше о том, как дети учатся.

Автор Паллаб Гош

Научный корреспондент BBC News лучше всего учатся, когда их мозговые волны синхронизируются с волнами их родителей.

Исследование также показало, что младенцы лучше понимают детский лепет и детские стишки.

Исследования показывают, что младенцам необходимо чувствовать себя в безопасности, защищенными и любимыми, чтобы правильно формировались мозговые связи, позволяющие им эффективно учиться.

Результаты исследования мозга младенцев в Кембриджском университете.

Для новорожденного мир — это суета образов и звуков, переизбыток информации. Но затем мир постепенно становится в фокусе. Младенцы вскоре учатся узнавать лица и голоса, а в ближайшие месяцы учатся двигаться, понимать язык и понимать, что их окружает.

Это решающий момент в нашей жизни, когда в мозгу формируются важные связи.

Чтобы узнать, как это происходит, исследователи детской лаборатории в Кембридже сканируют мозг младенцев и их мам, пока они взаимодействуют друг с другом в учебной деятельности.

По предварительным данным, когда мозговые волны матерей и детей не синхронизированы, дети хуже учатся. Но когда два набора мозговых волн настроены, они учатся более эффективно.

Доктор Виктория Леонг, возглавляющая исследование, обнаружила, что младенцы хорошо учатся, когда их мамы говорят с ними успокаивающим напевным голосом, который она называет “материнским”.

Исследования доктора Леонг показывают, что детские стишки — это особенно хороший способ для мам в ее исследовании синхронизироваться со своими детьми.

“Хотя это звучит странно для нас, дети действительно любят слушать материнский язык даже больше, чем взрослую речь. Он лучше удерживает их внимание и речь звучит для них яснее. Таким образом, мы знаем, что чем больше материнского языка слышит ребенок, тем лучше у него развивается речь. ,” она сказала.

Доктор Леонг говорит, что то же самое, несомненно, верно, если младенцы слышат детский лепет и детские стишки от отцов, бабушек и дедушек и любых других опекунов, но ее эксперименты на сегодняшний день были сосредоточены на взаимодействии между матерями и их детьми.

«Мозг ребенка настроен реагировать на материнский язык, поэтому он является таким эффективным средством обучения детей новой информации», — говорит она.

Команда доктора Леонга также обнаружила, что младенцы лучше реагируют на продолжительный зрительный контакт. Мамы, которые пели детские песенки, глядя прямо на своих детей, удерживали их внимание значительно лучше, чем те, которые смотрели в сторону, даже время от времени.

Источник изображения, Кембриджский университет

Image caption,

Младенцы учатся, создавая и укрепляя связи между различными частями своего мозга

Так должны ли занятые, многозадачные родители беспокоиться, если они время от времени поглядывают на свои телефоны, ухаживая за своими детьми?

«Нет, совсем нет», — говорит доктор Леонг. «В целом, большинство родителей прекрасно справляются с воспитанием детей. Развитие мозга страдает только в крайних случаях пренебрежения или недостатка внимания».

Выводы доктора Леонга о том, что младенцы хорошо реагируют на общение и беседы лицом к лицу, хорошо зарекомендовали себя в поведенческих исследованиях. Но что нового, так это то, что ее команда пытается узнать, что происходит внутри мозга, когда детям уделяется качественное внимание.

«Моя работа заключается в том, чтобы понять неврологическую подоплеку этих эффектов», — сказала она.

“Как мозг ребенка обрабатывает социальные взаимодействия с матерью и как он помогает обучению?”

Младенцы учатся, создавая физические связи в своем мозгу, когда узнают что-то новое. Человеческий мозг развивается годами, потому что нам нужно многому научиться. Младенцы изучают различные способы осмысления мира в основном через игру, пока внезапно не совершают прорыв, и именно тогда в их мозгу формируется и укрепляется связь.

Но, по словам доктора Кирсти Уитакер, исследователя мозга на кафедре психиатрии Кембриджского университета, иногда это может произойти слишком быстро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *