Понятие о закономерностях и принципах воспитания: 4,5 Закономерности воспитания (перечислить, раскрыть содержание каждой)
Закономерности и принципы воспитания – интернет энциклопедия для студентов
- Ключевые закономерности воспитательного процесса
- Основополагающие требования к принципам воспитания
- Характеристика принципов воспитания. Принцип персонификации
- Особенности принципа природосообразности
- Особенности принципа культуросообразности
- Специфика процедуры гуманизации
- Принцип дифференциации>
Ключевые закономерности воспитательного процесса
ПримечаниеЗакономерности процесса воспитания – это фактическое воспроизведение объективной действительности процедуры воспитания, для которого характерны стабильные общие характеристики в определенных условиях.
Принято выделять такие основные закономерности воспитания:
- процедура воспитания осуществляется только на принципах заинтересованности, активности учащегося, его взаимодействия с окружающими условиями;
- в ходе детского воспитания общее содержание активности детерминируется на конкретном этапе развития малыша его насущными потребностями;
- равнозначное соотношение детских стараний и усилий со стороны учителя в их общей работе;
- ученик может свободно проявлять свои отношения, может успешно развиваться исключительно в безопасных условиях, в окружении любящих, заботливых людей;
- процесс воспитания должен происходить либо завершаться успехом, который переживает ребенок.
Представленные закономерности воспитания в педагогике детерминируют базовые принципы детского воспитания, представляют требования к сути, содержанию, воспитательных методик, форм воспитательной деятельности.
Основополагающие требования к принципам воспитания
ФормулировкаПод принципами воспитания принято понимать основополагающие тезисы, представления, на основе которых действует педагог-воспитатель в ходе реализации воспитательной работы.
Принципы и закономерности воспитания должны соответствовать следующим требованиям:
- неукоснительность диктует полноценную, обязательную реализацию принципов воспитания в ходе практической работы;
- системность, подразумевает параллельное использование принципов воспитания на каждой стадии процедуры воспитания;
- равноценность, в системе принципов воспитания невозможно назвать второстепенные и базовые, посредством не равнозначной оценки принципов можно допустить нарушения в процессе воспитания.
Характеристика принципов воспитания. Принцип персонификации
По результатам последних работ в психолого-педагогической сфере, проанализировав основные закономерности воспитания, удалось установить существенную роль персональных возможностей, особенностей детей. Под персонификацией понимают акцент, в первую очередь, на субъективных характеристиках: основных поведенческих мотивах, мотивах деятельности, сформировавшихся жизненных установках, принципах, жизненных планах, комплексе ценностей и прочем.
Принцип персонификации в процессе воспитательной работы запрашивает от педагога-воспитателя:
- регулярного исследования, понимания персональной специфики привычек, вкусовых предпочтений, взглядов на жизнь, особенностей, темперамента детей;
- способности определять, понимать действительный уровня сформированности у воспитанника отношений к работе, к жизни, к окружению, жизненных установок, интересов, способа мышления;
- планомерное привлечение детей к выполнимой для них, поэтапно усложняющейся воспитательной работы, которая гарантирует результат в развитии целостного индивидуума;
- последовательного определения, ликвидации обстоятельств, которые затрудняют быстрое, успешное достижение цели, перемену стратегии воспитательного процесса, зависимо от обновленных условий;
- наибольшего акцента на личную инициативность индивида;
- комбинации воспитания с самостоятельным воспитанием индивидуума, оказание поддержки в процессе выбора целей, форм, подходов самовоспитания;
- активного развития самостоятельной деятельности, предприимчивости, самостоятельности учащихся.
Благодаря системной реализации представленных требований можно успешно избавиться от упрощения персонального, возрастного подходов. Таким образом, педагог-воспитатель имеет возможность принять во внимание глубинное протекание процессов. В числе индивидуальных свойств, которые должен учитывать в своей работе воспитатель, в особенности стоит выделить волю, характер, речевые особенности, память, темперамент, способ мышления, а также манера восприятия.
Особенности принципа природосообразности
Наследственности отводится особенное значение в развитии каждого индивида. Кроме того, общие закономерности воспитания учитывают данный фактор, он выступает в роли фундаментального принципа педагогики. Представленный аспект определяется как принцип природосообразности. В целом, он предполагает отношение к любому индивиду как к составляющей природы, подразумевает акцент на природных силах каждого человека, формирование необходимых условий для их становления, взятых из природной среды. В течении долгого промежутка времени рассматриваемый принцип природосообразности не поднимался в педагогике. Что касается актуальной педагогической науки начального образования, после возврата к принципам природосообразности, удалось добиться приблизительного понимания возможностей воспитанников. На основе такого принципа можно ликвидировать разногласие между идентичными научными программами, которые рассчитаны на равные способности учащихся.
Особенности принципа культуросообразности
Основу принципа культуросообразности составляет учет в ходе воспитательного, образовательного процессов внешних факторов, в которых пребывает индивид, а также культурного состояния социума. По факту, состояние культуры социума является фундаментом для становления нового поколения индивидов. Мера развитости культуры социума представляет к образовательной системе определенные требования для соответствующего воспитания образованных, цивилизованных людей. Важно принимать во внимание допустимые расхождения между принципом культуросообразности и природосообразности. При возникновении конфликта следует противостоять воздействию ложной культуры, образования. Индивид, будучи носителем системы культурно-исторических ценностей, в ходе своей жизненной активности всячески развивает, принимает данные приоритеты, пытается сформировать кардинально новые культурные явления. Следовательно, индивид является центральным субъектом культуры, тогда как культура – это результат человеческого творения.
Специфика процедуры гуманизации
Основу гуманистического воспитания составляет согласованное развитие индивидуума, подразумевает гуманную специфику взаимоотношений между каждым субъектом процесса обучения. В разрезе гуманизма становление индивидуума определяется взаимосогласованными переменами эмоционального, рационального аспектов, которые описывают уровень гармоничности личного и социального развития. Главное направление воспитания на принципах гуманизма – достижение такого баланса.
Принцип дифференциации
Сводится дифференциация к тому, чтобы в процессе воспитании принимались во внимание как персональные, так и возрастные качества, характеристики индивидов.
Физика
166
Реклама и PR
31
Педагогика
80
Психология
72
Социология
7
Астрономия
9
Биология
30
Культурология
86
Экология
8
Право и юриспруденция
36
Политология
13
Экономика
49
Финансы
9
История
16
Философия
8
Информатика
20
Право
35
Информационные технологии
6
Экономическая теория7
Менеджент
719
Математика
338
Химия
20
Микро- и макроэкономика
1
Медицина
5
Государственное и муниципальное управление
2
География
542
Информационная безопасность
2
Аудит
11
Безопасность жизнедеятельности
3
Архитектура и строительство
1
Банковское дело
1
Рынок ценных бумаг
6
Менеджмент организации
2
Маркетинг
238
Кредит
3
Инвестиции
2
Журналистика
1
Конфликтология
15
Этика
9
Значение теории акцентуаций для подросткового возраста Понятие «педагогическая теория» Принципы дидактики в педагогике Субъективные факторы воспитания Формы воспитательной работы
Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Имя
Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно – исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое Принимаю Политику конфиденциальностиПодпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях
Закономерности и принципы воспитания обучающихся | Статья на тему:
Закономерности и принципы воспитания обучающихся
Занимаясь воспитанием и обучением, преподаватель должен не только хорошо представлять себе конкретные педагогические действия, но и знать, какими педагогическими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности (педагогические закономерности).
Закономерности дают знание о том, как протекают воспитательные процессы.
Закономерности воспитания как процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.
Воспитание как социальное явление есть функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно опирается на следующие общие закономерности:
- подрастающее поколение присваивает социальный опыт старших поколений посредством воспитательных отношений;
- содержание воспитания определяется особенностями деятельности, которая характерна для данного этапа развития общества;
- характер воспитания определяется:
- уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений;
- материальными и духовными ценностями общества, т. е. его культурой;
- идеологией и интересами общества.
На основании данных закономерностей можно сделать следующий вывод: воспитание общества — это открытая самодостаточная (т. е. самостоятельная и автономная)система, развивающаяся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
Рассмотрим закономерности воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности.
Для педагога важное значение имеют закономерности, определяющие педагогическую инструментовку (организацию, строение) образовательного процесса, так как они дают более или менее конкретное представление о том, как воспитание и обучение осуществляется на практике.
Эффективность воспитательных отношений определяют три важнейших фактора: студент; воспитательный процесс; среда. Соответственно, можно выделить три группы педагогических закономерностей.
Воспитательный процесс
Среда
Студент
К первой группе относятся закономерности, вытекающие из особенностей человека как главного объекта воспитания и определяемые особенностями его психики. Рассмотрим их подробнее.
- Воспитание личности происходит только в процессе включения её в деятельность. Эта закономерность обусловлена тем, что личностное развитие человека происходит благодаря «присвоению» им общечеловеческого опыта в самых различных его проявлениях. Но это требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладел знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Поскольку цель образования заключается в разностороннем и гармоническом развитии личности, то в процесс образования студентов следует включать разнообразные виды деятельности.
- Формирование личности студента будет более эффективным, если стимулировать её активность и самостоятельную деятельность. Личность эффективно развивается и формируется только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности. Как отмечал известный психолог С.Л. Рубинштейн, внешнее формирует личность, только проходя через её внутреннюю сферу, только опосредуясь её активностью и реализуясь в ней.
- В процессе воспитания необходимо открывать перед студентами перспективы их роста, т. е. создавать мотивационно-ориентационные основы деятельности. У студентов могут отсутствовать внешние мотивы, связанные с учебной и будущей профессиональной деятельностью. В таком случае педагогу приходится эти мотивы создавать самому, опираясь на потребности студентов. Мотив как понятие означает субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается студентами как условие своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией, достижением определенного статуса в обществе и т. д. Данная закономерность также указывает на необходимость развития у студентов соответствующих интересов, склонностей, мировоззрения,убеждений и намерений их будущей деятельности.
Можно сказать, что в основе данной закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П. К. Анохин).
- В воспитательном процессе необходимо выявлять положительные качества студента и опираться на них. Открывая перед студентами перспективы их роста и разностороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личного формирования. Всякая деятельность требует от них большего напряжения физических сил и нервной энергии.
В этих условиях деятельность студента становится более эффективной, если он опирается на свои положительные качества. Задача педагога-выявить личностные качества и использовать.
- В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности студента в сочетании с высокой требовательностью. Характер отношений педагога и студента вызывает у последнего определенные внутренние (эмоционально-чувствительные) переживания и непосредственно сказывается на его деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то влияние преподавателя, как правило, будет вызывать у студентов положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
- В педагогическом процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Данная закономерность является вполне очевидной. Однако преподаватель профессиональной школы, работающие в более-менее стабильном возрастном диапазоне, не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих студентов. Уровень и специфика умственного, физического и нравственного развития каждого студента, свойства его характера должны находить соответствующие отражение в процессе образования т. е. обучением и воспитанием.
Закономерности второй группы объясняют ход самого педагогического процесса, процесса взаимодействия педагога и студента. Педагогический процесс должен быть целостным в отношении всех его составляющих (компонентов) всех его этапов и действий участников в соответствии с целями. Таким образом, можно сказать, что педагогический процесс должен быть технологичным. Это и есть основная закономерность хода педагогического процесса. Примеры такой технологичности находим в практике. Макаренко и Сухомлинского. Свое дальнейшее развитие данная закономерность получила в конкретных педагогических принципах, объясняющих, как строить педагогический процесс на технологичной основе.
Нетрудно видеть, что понятие «технологичность воспитательного процесса» также будет включать методы, приемы, операции и т. п. «Продукцией» же его будут качества формируемой личности, знания и умения.
Третья группа закономерностей обусловлена взаимодействием педагогического процесса с внешней средой, т. е. с социумом.
- Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив, и поэтому он должен формироваться в духе коллективизма, с развитыми коллективистскими качествами.
- В процессе воспитания необходимо добиваться единства в действиях педагога, семьи и общества в целом с его потребностями в отношении подготовки подрастающего поколения. Поскольку педагогический процесс технологичный, то среда, обеспечивающая его протекание, будет оказывать на него большое влияние. Поэтому вполне понятно, то такое влияние должно быть согласованным и обеспеченным целями воспитания.
Мы рассмотрели закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности, т. е. как педагогического явления.
Рассмотрим закономерности воспитания на уровне межличностного взаимодействия преподавателей и студентов, вытекающие из особенностей и структуры воспитательных отношений.
Основываясь на психологических особенностях развития студентов, можно выделить следующие закономерности воспитания:
- включение студентов в активную совместную деятельность;
- соответствие цели воспитания и достигнутого уровня развития студентов;
- опора на положительные личностные качества студентов, характерные для современного развития общества;
- учет возрастных особенностей развития студентов.
- Включение студента в активную совместную деятельность связано с формированием активной жизненной позиции и социальной мобильности, характерной для рыночных отношений. Все это способствует реализации. Я-концепции обучающихся и как следствие самореализации личности.
- Соответствие цели воспитания и достигнутого уровня развития студента позволяет видеть перспективы собственного роста и быстрее добиваться результатов в воспитании, а также воздействовать на внутреннюю систему мотивов, потребностей, эмоций студента, трансформируя тем самым воспитательные воздействия во внутренние достижения.
- Опора на положительные качества личности (гуманизм, толерантность, взаимодействие, коллективизм, креативность) формирует соответствующие воспитательные отношения.
- Учет возрастных особенностей развития студентов необходим в процессе воспитания, поэтому технология воспитательных воздействий для разных возрастных групп будет различной.
Закономерности, объясняющие ход самого воспитательного процесса взаимодействия педагога и студента, позволяют говорить о его технологичности. Благодаря технологизации воспитания появляется возможность учесть всю совокупность объективных и субъективных факторов, воздействующих на процесс воспитания, и сделать его оптимальным и более качественным.
Особенности взаимодействия процесса воспитания с внешней средой определяется следующими закономерностями:
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- единство в действиях педагога, семьи и общества в целом;
- учет национально-региональных особенностей и социально-экономических условий развития общества;
- социального партнерства.
В воспитательной работе преподавателя реализует принципы воспитания, служащие мостиком между теорией и практикой.
Принцип — это общее руководящее положение, требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.
В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется широкий диапазон хорошо зарекомендовавших себя принципов организации воспитательной работы.
Во-первых, принцип педагогической целесообразности. Его сформулировал А.С. Макаренко, который утверждал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей». Что бы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя труд своих студентов, проводя с ними досуг, он не только должен выпускать из виду цели воспитания, но, наоборот, последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, физических и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобразную программу личности современного специалиста.
Опытный педагог как бы держит перед глазами эту программу и, понимая что, «человек не воспитывается по частям», настойчиво стремится к достижению поставленных воспитательных целей. Так реализуется на практике принцип педагогической целесообразности.
С этим принципом связан принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей, который в настоящее время приобретает особо важное значение. В недавнем прошлом вся воспитательная работа в образовательных учреждениях была односторонне политизирована и идеологически нацелена на коммунистическое воспитание молодого поколения.
В современном обществе, когда происходит резкое классовое расслоение, активизировались различные политические движения и партии, такая односторонность воспитательной работы становится неоправданной и попросту невозможной. Политические пристрастия — личное дело каждого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как это было прежде. В этих условиях возникает потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, которые не разъединяли бы, а, наоборот, объединяли людей.
Ценностное отношение к действительности окружающей студента, в корне преобразует его поведение., а в поведении он выстраивает к тому, что ценностное для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение.
Следующий принцип воспитания — единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива и его интересы становились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, её интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем такая дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма. Но человек — это не только личность, это и те общности людей, в составе которых реально существует и развивается личность, а именно семья, коллектив, народ, человечество. Поэтому противопоставление личности коллективу надуманно и служит лишь формой прикрытия крайнего эгоизма. Вне коллектива невозможно нормальное развитие личности, немыслимо её комфортное существование. Одним из важнейших открытий педагогики XX века стала концепция воспитательного коллектива, понимание того, что коллектив является главным воспитателем личности, что педагог, организуя коллектив, сплачивая его, добивается достижения воспитательных целей.
Принцип развития самодеятельности личности впервые был выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность студента в учении: «Педагог должен только помогать студенту бороться с трудностями постижения того или иной дисциплины; не учить, а помогать учиться»*. Не учить, а помогать учиться — так просто был сформулирован принцип развития самодеятельности личности. Многие педагоги поняли эту формулу буквально, считая, что студенту надо с самого начала предоставить полную свободу для самостоятельного творчества. Однако опыт показал, что творчество не возникает на пустом месте.
Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявляются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива. Следовательно, принцип «воспитывать через творчество» выступает как один из ведущих принципов воспитания.
Принцип развития воспитательных функций коллектива обуславливает общие личности с определенным кругом людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. Народ давно подметил эту закономерность и определил её образно и просто: «С кем поведешься — от того и наберешься». Но не всякий коллектив воспитывает в соответствии с поставленными целями. Нужна специальная работа организатора, наставника, педагога, чтобы коллектив стал воспитательной силой.
Принцип, определяющий направления развития отношений педагога и студентов, четко сформулировал Макаренко — это единство требования и уважения к личности.
«У нас к личности, – говорил Антон Семенович, – предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это соединение требований к личности и уважения к ней — не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем деле, в нашей общей работе, это уважение к деятелю».
Данный принцип особенно важен на современном этапе развития нашего общества, когда растет число беспризорных подростков, бедных и сверхбедных семей, активно развивается негосударственная форма образования и т. д.
При рассмотрении современных подходов к проблемам воспитания особый интерес представляет состав принципов организации воспитательной работы, предложенный академиком Е. В. Ткаченко.
Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов полного принятия студента, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение педработников и студентов.
Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного и других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.
Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.
Принцип коллективизма следует из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования. Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молодежи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особенностей, включающих среди прочих и особенности общения.
Принцип универсализации воспитания — его реализации не только в образовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, должна происходить с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работодателей и учреждений образования в условиях обновляемого социального партнерства.
Социальное партнерство в воспитании подразумевает сотрудничество образовательного учреждения со всеми социальными структурами, имеющими отношение к воспитанию подрастающего поколения: общественными организациями, союзами и ассоциациями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, центрами психологической помощи семье и подростку, досуговыми центрами, отделами молодежи и спорта и т. д. Эффективность образовательного процесса, социализации молодого поколения и его конкурентоспособности на рынке труда еще больше повысится, если такое сотрудничество будет строиться с учетом радикально изменяющихся жизненных интересов, ценностей и приоритетов современной молодежи.
Предметом совместной деятельности социальных партнеров должны стать: формирование контингента обучающихся, проектирование и содержания образования и воспитания, педагогическое, учебно-технологическое обеспечение образовательных программ, оценка качества подготовки и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования как важнейших факторов, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Пришло время, когда в качестве субъектов социального партнерства следует рассматривать также семью, личность студента, преподавателей.
Принцип сопряженной возрастной (начиная с ранней) идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.
Сущность разработки этого принципа заключается в том, что подростки и молодежь, пришедшие в систему профессионального образования, уже относится к группе риска, по- своему трактующей законодательные нормы в обществе. Поэтому как можно более ранняя организация профильной воспитательной работы со своим «будущим контингентом» не только в основной школе, но даже в детском саду (в условиях учреждений непрерывного образования) является важным и перспективным направлением работы как для конкретных детей и учреждений ПО, так и для общества в целом.
Принцип совместного творчества, совместной творческой работы студента, преподавателя, родителей означает, что молодежь стремится активно участвовать в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства). Здесь имеется база не только для высокой самооценки, но и для позитивной оценки деятельности подростков их родителями, педагогами, часто переходящей в сотрудничество, совместное творчество. В рамках этого принципа создаются особо благоприятные условия для развития индивидуальности подростков (фактически на основе принципа развития индивидуальности).
Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет подростку проявить на уровне индивидуальности, стимулирует его внутреннюю активность, способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору активно развивается духовный опыт молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и всех его жизненных сил.
Принцип умеренного традиционализма — это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной работы, т. е. исторического опыта системы воспитания и лучшего опыта патриотического, нравственного воспитания, освобожденного от стандартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих естественное неприятие современной молодежи.
Принцип исторической преемственности подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.
Различные подходы к выделению принципов воспитания подчеркивают сложность такого понятия, как воспитание, воспитательная работа, в современных социально-экономических условиях. Союз различных принципов придает воспитанию гармонию и позволяет формировать личность будущего специалиста с учетом его потребностей и потребностей общества.
законов обучения – Эдвард Л. Торндайк (1974-194)
Законы обучения – Эдвард Л. Торндайк (1974-194)статьи открытого доступа по сестринскому делу теории и модели
Законы обученияЭдвард Л. Торндайк (1974-194)
Введение
- Основываясь на своих экспериментах по обучению животных, Эдвард Л. 18 сентября 2013 г. законы обучения.
- Законы Торндайка также называют S-R обучением.
- Законами (принципами) обучения являются:
- Готовность
- Упражнение
- Эффект
- Примат
- Интенсивность
- Свобода
Три основных закона обучения:
- Закон эффекта
- Закон упражнения
- Закон готовности
- обучение усиливается, когда сопровождается приятным или чувство удовлетворения.
- обучение ослабевает, когда связано с неприятным чувство.
- обучение происходит правильно, когда оно приводит к удовлетворение, а учащийся получает от этого удовольствие.
- Опыт работы в классе должен быть удовлетворительным и приятный. Учитель должен получать удовольствие от своей преподавательской работы.
- Учебный опыт и другие виды деятельности должны быть значимыми и понятно с точки зрения личной жизни учащиеся.
- Школьные мероприятия должны быть организованы с возрастающей сложностью порядок, чтобы студенты могли прогрессировать без каких-либо ошибок..
- Этот принцип гласит, что связь S-R усиливается от использования и ослабевает от неиспользования.
- Он состоит из двух частей: закон об использовании и закон о неиспользовании.
- Лучше всего запоминаются вещи, которые чаще всего повторяются.
- Учащиеся не изучают сложные задачи за одно занятие.
- Преподаватель должен повторять важные элементы предмета через разумные промежутки времени.
- Этот принцип гласит, что мотивация необходима для развития ассоциация или отображение измененного поведения.
- Первые знания производят сильное впечатление.
- То, чему учат, должно быть правильным с первого раза.
- «Отучить» неправильное первое впечатление сложнее, чем научить их правильно с первого раза.
- То, что изучает учащийся, должно быть процедурно правильным и применил с первого раза.
- то, что вы недавно узнали, лучше всего запоминается.
- частый обзор и обобщение помогают закрепить в сознании материал покрыт.
- этот принцип часто определяет последовательность лекций в рамках курса обучения.
- чем интенсивнее изучаемый материал, тем более вероятно, что он будет быть сохранены.
- учащийся узнает больше от реального предмета, чем от заменять.
- В классе демонстрации, пародии и ролевые игры повысить познавательный опыт учащихся.
- тому, чему учат свободно, лучше всего учить.
- чем большей свободой пользуются ученики в классе, тем большим интеллектуальным и нравственным прогрессом пользуется их.
- Знание этих законов помогает учителю стать лучше понимание учебного поведения учащихся.
Торндайк, Э. (1932). Основы обучения . Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
Последнее обновление этой страницы: 12.05.2020
Права вашего ребенка: 6 принципов IDEA
IDEA — это федеральный закон, обеспечивающий защиту учащихся с обучаемостью и другими ограниченными возможностями. • Среди ключевых положений — право на бесплатное и надлежащее образование, размещение в среде с наименьшими ограничениями и участие родителей • Закон также устанавливает гарантии для обеспечения соблюдения
Закон об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA) был принят федеральным правительством, чтобы обеспечить всем детям с ограниченными возможностями «равные [образовательные] возможности, полное участие, независимую жизнь и экономическую самодостаточность».
Изначально принятая в 1975 г. и измененная в 2004 г., IDEA направлена на преодоление образовательных проблем, связанных с заниженными ожиданиями и недостаточным вниманием к альтернативным исследованиям, методам обучения и инструментам. Ниже приведены шесть основных принципов IDEA, посвященных правам учащихся и обязанностям государственных школ по отношению к детям с ограниченными возможностями.
1. Бесплатное надлежащее государственное образование
В соответствии с законом IDEA каждый ребенок с инвалидностью имеет право на бесплатное надлежащее государственное образование (FAPE). IDEA делает упор на специальное образование и сопутствующие услуги, которые должны быть разработаны для удовлетворения «уникальных потребностей ребенка и подготовки его к дальнейшему образованию, трудоустройству и самостоятельной жизни».
Кроме того, суды постановили, что IDEA требует от школ подготовки индивидуальных планов обучения, которые приносят «значительную образовательную пользу» детям с ограниченными возможностями. Требование «значительной образовательной выгоды» включает в себя акцент на повышенных ожиданиях учащихся, соответствующем прогрессе и переходе к высшему образованию и самостоятельной жизни.
Государственные школы и местные школьные советы несут ответственность за то, чтобы каждый ребенок с инвалидностью получал FAPE.
2. Надлежащая оценка
IDEA требует, чтобы школы проводили «надлежащую оценку» учащихся, подозреваемых в инвалидности. Надлежащая оценка должна проводиться группой знающих и обученных оценщиков, должна использоваться надежные материалы и процедуры оценки и должна проводиться на недискриминационной основе.
Дети не должны подвергаться ненужному обследованию или тестированию, а оценивание должно быть направлено на планирование образования ребенка и его будущего обучения. Наконец, соответствующая оценка должна своевременно определять и давать рекомендации относительно права ребенка на получение услуг специального образования.
3. Индивидуальный план обучения
Индивидуальный план обучения (IEP) был разработан IDEA, чтобы помочь обеспечить доступ каждого ребенка к бесплатному соответствующему государственному образованию. IEP — это письменный документ, разработанный группой IEP, который опирается на существующую информацию об оценке, чтобы удовлетворить уникальные образовательные потребности учащегося.
Согласно IDEA, IEP должен включать информацию о текущем уровне успеваемости учащегося, годовых целях и задачах сравнительного анализа, услугах и дополнительных пособиях, которые необходимо получить, а также подробное объяснение случаев, когда учащийся не участвует в общем классе и почему.
IEP также должен включать информацию о последовательной отчетности об успеваемости учащихся, а также о «переходе» к взрослой жизни. Наконец, требуется, чтобы IEP учитывал проблемы планирования родителей и ребенка, сильные стороны конкретного ребенка и конкретные «академические, связанные с развитием и функциональные потребности» ребенка.
4. Наименее ограничивающая среда
IDEA уделяет большое внимание размещению в общеобразовательной среде. В соответствии с IDEA учащемуся гарантируется размещение в наименее ограничительной среде (LRE). Поэтому команда IEP должна изучить ряд альтернатив, позволяющих учащемуся участвовать в общеобразовательном классе. Сюда могут входить: модификации классной комнаты, дополнительные пособия и услуги, альтернативные методы обучения и т. д.
Если группа IEP определяет, что учащийся не может получить удовлетворительное образование в общеобразовательной среде, то группа должна приложить ответственные усилия для определения LRE для этого учащегося за пределами общего класса.
5. Участие родителей
В IDEA есть специальное положение об «участии родителей в принятии решений о размещении». В соответствии с этим положением государственные образовательные учреждения и местные школьные советы должны обеспечить, чтобы родители ребенка с инвалидностью были членами любой группы, которая принимает решения относительно устройства и LRE этого ребенка.
Родители имеют право на равное участие в этом процессе и имеют право на уведомление о запланированной оценке, доступ к материалам по планированию и оценке и участие во всех собраниях, касающихся размещения их ребенка. Кроме того, родители сохраняют за собой право отказать в дальнейшем обследовании своего ребенка. И учащиеся, и родители должны быть приглашены на собрания IEP, и IDEA прямо устанавливает роль родителя как равноправного участника и лица, принимающего решения.
6. Процедурные гарантии
Наконец, IDEA устанавливает процессуальные гарантии, чтобы помочь родителям и учащимся обеспечить соблюдение своих прав в соответствии с федеральным законом. Основная цель этого требования двояка: меры защиты защищают доступ родителей к информации, касающейся размещения и планирования перехода; и введены в действие процедуры для разрешения разногласий между родителями и школами относительно размещения учащегося.
В соответствии с процедурными гарантиями IDEA родители имеют право ознакомиться со всеми документами об образовании, относящимися к их ребенку, получить уведомление до собрания об оценке, размещении или идентификации их ребенка, а также получить независимую оценку образования (IEE) для рассмотрения в такие встречи.