Показать словарные слова: Словарные слова: для 2 класса
Как проверить “словарные” слова
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 17
Тихонова Т.Н. 11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Введение
На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с не проверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Такие слова мы называем «словарными».
Учителя начальной школы предлагают своим ученикам эти слова запомнить. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Как же запомнить столько слов? Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая.
Слов много, и это вызывает затруднения у учащихся. И я решила узнать, можно ли запомнить и проверить эти слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.
Думаю, что работа актуальна, так как некоторым учащимся начальных классов трудно запомнить большое количество «словарных» слов.
Цель моей работы: доказать, что «словарные» слова можно проверять используя этимологический словарь.
Перед собой я поставила такие задачи:
1. Узнать, что такое этимология.
2. Познакомиться с этимологическим словарем русского языка и научиться пользоваться им.
3. Выяснить, как знание этимологии помогает запоминать словарные слова.
4. Провести эксперимент по написанию словарных слов во вторых классах нашей школы и показать, как можно запоминать словарные слова используя этимологический словарь.
Гипотеза: «Словарные» слова можно проверить с помощью этимологического словаря.
Объект исследования: словарные слова.
2. Методы исследования:
Наблюдение, изучение, сравнение, обобщение, анализ.
Этимологический анализ.
Лингвистический эксперимент.
3. Результаты исследования
3.1. Что такое этимология?
Задумывались ли вы над тем, что такое язык и как возникают слова? Мы часто даже и не замечаем, что, например, один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Или то, что мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В русском языке огромное количество слов! В самом большом словаре «Словаре русского литературного языка» их более 130 тысяч! А ведь не все слова записывают в словари. Так кто же их придумывает? Ведь не могли слова сами собой возникнуть? Все эти вопросы изучает специальная наука – этимология. Ее задача – выяснение истоков слова, его зарождения: почему мы называем что-либо так, а не иначе.
В современной языковедческой практике термин «этимология» употребляется в следующих значениях:
– раздел языкознания, изучающий происхождение слов;
– совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;
– происхождение слова.
Этимология возникла в Древней Греции (здесь появился и сам термин étymologia, étymon – истина и logos – слово, что значит учение об истинном значении слова). Уже тогда многих ученых интересовало происхождение различных слов. В более поздние античные времена этимология считалась одной из частей грамматики, а значит, занимались ею исключительно грамматисты.
Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно. В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия — это искаженная форма от слова Наверхия (потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере). А Италия объяснялась им как Удалия, так как она удалена от России.
Но наука развивалась, и языкознание в свете многих учений продвигалось вперед. Появившаяся в конце XVIII века работа Гердера «Исследование о происхождении языка» выступила против бытующего тогда мнения о божественном возникновении и неизменяемости языка.
В XIX веке утвердился сравнительно-исторический метод (совокупность приёмов, которые позволяют доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории, сравнивая фонетику и грамматику). Этот метод дал возможность подходить к происхождению слов с научной точки зрения. Было бы интересно узнать, откуда появились некоторые слова? Кто их придумывает? Вот несколько интересных фактов …
Учёные редко сочиняют новые слова, но иногда им приходится это делать, когда они изобретают что-то новое! Ведь надо же это как-то назвать?
Скажем, синтетические материалы появились в текстильной промышленности сравнительно недавно. Пока не было нейлона, естественно, не было и слова для обозначения этого вида искусственного волокна. Но вот одна английская фирма стала производить новое синтетическое волокно, у которого пока ещё не было никакого названия. Как же назвать этот новый вид продукции? И вот фирма объявляет… конкурс на лучшее название для выпускаемого ею волокна. На конкурс было представлено 350 слов. Победа была присуждена слову nylon [нáйлэн] ‘нейлон’’. С тех пор (конец 20-х годов XX века) это слово вместе с новым синтетическим материалом быстро распространилось по всему земному шару. В ряду таких современных «синтетических» названий, как нейлон, капрон, поролон и т. п., вполне в духе эпохи звучит и слово
Михаил Васильевич Ломоносов – ученый-энциклопедист, который внес огромный вклад в развитие многих наук. Физика, химия, геология, астрономия, инженерное дело, и отдельный вклад в русский язык и литературу. Именно Ломоносовым была заложена основа того языка, на котором мы говорим сейчас с вами. Поэтому неудивительно, что благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем.
Писатели тоже сочинили много слов. Многие слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, в действительности появились не так давно и не сами по себе, а при помощи наших поэтов и писателей. Они эти слова придумали, а нам они так понравились, что остались в русском языке надолго. Например, историк, публицист, прозаик, поэт Николай Карамзин придумал слово «промышленность». Он образовал его от слова «промышлять», то есть производить. А придуманное слово прижилось, и мы его сейчас повседневно используем. Карамзин исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало. А теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».
Сегодня происхождение слов можно узнать с помощью специального словаря, который называется этимологический. Назначение этимологического словаря — дать информацию о происхождении (этимологии) слов. Знакомясь с этим словарем, можно выяснить, в каком языке появилось слово, как оно менялось на протяжении длительного времени, в каком языке зафиксировано.
Язык — общественное явление. Возникновение слова и его жизнь в языке — изменения его произношения (и написания), значения, форм (спряжения или склонения), сохранение его в течение многих веков или исчезновение, или замена другим словом — связаны. С одной стороны, с историей языка, а с другой стороны — с жизнью народа-носителя языка, с развитием его материальной и духовной культуры, с природными условиями его обитания, с его социальным развитием, контактами с другими народами.
Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия. Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет привлекать к себе тех, кто серьезно относится к слову, изучает его историю, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
3.2. Словарные слова и этимология.
Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется “врожденной грамотностью”). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).
Среди множества слов есть слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. Однако есть слова, усвоение правописания которых обычными способами затруднено, но может быть существенно облегчено с помощью этимологии.
Этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что латинский глагол ponere («класть, ставить») является этимологическим корнем обоих слов. Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод). Факты интересны, но точку ставить рано. Оказывается, этимологическими родственниками композитора и компота (причем и со стороны корня, и со стороны приставки) являются также композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать. Вот так к увлекательному рассказу получаем весомое облегчение правописания: возможность проверить безударные гласные в таких сложных, серьезных словах с помощью обычного компота.
Как-то на уроке русского языка моя учительница Татьяна Николаевна рассказала нашему классу о происхождении слова “пирог”. Пирог образовано от пирь-“пир” и имело первоначальное значение – “хлеб для праздничного застолья”. Пирог- национальное русское кушанье, которое представляет собой хлеб с начинкой. Историки затрудняются точно сказать, когда именно на Руси появился первый пирог. В энциклопедии я как-то раз прочитала, что слово “пирог” много сотен лет назад произошло от древнерусского “пыро”, что значило пшеница.
Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей природе, которые представляются нам таинственными и на которые хочется найти ответ. Например, я заинтересовалась, почему медведя назвали “медведем?” Оказывается, слово “медведь” образовано от слияния двух слов “мёд” и “ведать”. Причём я слышала от взрослых, что слово ведать здесь может иметь не только значение знать, но и значение кушать, как в выражении “отведай-ка медку”. Слово медведь появилось на Руси в 11 веке. Я в словаре прочитала, что слово медведь образовалось ещё в общеславянском языке, и “мёд” и “ед” со значением “медведь” для замены запретного имени этого зверя. Медведи в лесу часто находят дупла с мёдом диких пчёл, для них большой праздник, когда липовый мёд.
Радостное слово “каникулы”! Нет на свете школьника, который не любит каникулы! Всем известно, каникулы – пора отдыха, но вот откуда произошло “каникулы” знают немногие. Оказывается есть такая звезда “Сириус”, так вот по-латински она называется “каникула”.
Название переводится примерно “собачка”, “щенок”. Эта звезда появлялась приблизительно с 22 июля по 23 августа в самые жаркие дни.
В это время римский сенат объявлял выходные дня. Школьникам давали передышку. Отсюда и название дошедшее до наших времен.
Это слово пришло в русский язык в 16 веке и означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. У нас бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Каникулами принято называть перерывы в учёбе школьников и студентов.
Само слово библиотека происходит от слова “Библия”, которое означает “книга”. Это слово греческое означает “книгохранилище”: “библио”- книга, “тека”- хранилище. Библиотека – это не только хранилище книг, но и памяти народа, это центр познания, общения. Так было во все времена. Это волшебное место, где книгам не скучно, где книгам не тесно. На полках рассказы, стихи и романы, которые читают люди. Библиотека существует почти пять тысяч лет.
Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве в 1037 году. Её основателем был Ярослав Мудрый. Кстати 30 сентября считается Днём библиотек. Библиотека – это учреждение, в котором собираются и хранятся книги и другие печатные издания, например, газеты и журналы. Мир меняется, на смену бумажным изданиям пришли электронные. Так теперь есть и электронные книгохранилища. Очень много разных библиотек, например: публичная, научная, детская, домашняя, передвижная и электронная.
3.3. Этимология-помощник в проверке словарных слов.
Проведя этимологический анализ некоторых словарных слов, я выяснила происхождение, узнала об источнике и времени появления слова, способе образования слов и пришла к выводу: словарные слова можно проверить, зная их этимологию. Я решила провести небольшой эксперимент. Я составила словарный диктант для учеников второго класса.
Берёза. Это дерево мы считаем символом нашей страны, но имя его знакомо в разных вариантах большинству индоевропейских народов. От древнего слово бер -“белый”,”светлый”, “белизна”.
Берёза – это высокое дерево с белой корой и черными полосками. По цвету коры дерево и назвали берёзой.
Мали́на. Происхождение этого слова связывают с корнем «мал-»: малиновая ягода состоит из многих «малых» ягодок-зернышек. Другие видят в нем древний индоевропейский корень, означавший «синий» или «черный» (греческое «ме́лас» — «черный»), и считают, что ягода получила имя за свой темно-красный, «малиновый» цвет.
Пирог. Слово родилось от древнего слова пир. Так в старину называли праздничный обед, на который готовили много выпечки с начинкой.
Работа. Слово родилось от древнего слово раб. Так в старину называли людей, которых заставляли много работать их хозяева.
Медведь. Это большой и хищный зверь с бурой или белой шерстью. Бурые медведи любят есть мед, поэтому название зверя родилось от двух слов: мёд и ведать. Старинное слово ведать означает “знать”: медведь знает, где искать мёд.
Каранда́ш. В этом слове тюркское «кара́» является в своем наиболее обычном значении — «черный». «Даш» тоже тюркское слово, значащее «камень». Слово «карандаш» понималось как «черный камень» — графит. Отсюда и наше слово.
Солда́т. Древнейшее значение здесь было: наемник, состоящий на жалованье. Слово связано с итальянским «со́льдо» — название монеты и «жалованье». Человек, получающий «со́льдо», назывался «coльда́тo».
Пена́л. По-английски «пен» — «писчее перо». Слово это в английский язык попало из латыни, где перо звалось «пе́нна». Там же существовало и слово «пенна́лэ» — «ящичек для перьев»; его потомком и является наше «пенал».
Портфе́ль. Целый ряд слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого «порт-»: «портсигар» ,«портмоне», «портфель», то есть «листоноска», для листов бумаги. «Порт-» (от глагола «портэ» — «носить»), а «фёй» («feuille») означает «лист». Все французские слова несут ударение на последнем слоге. Никогда не произносите «по́ртфель»: это грубая ошибка. Первоначально — «папка для бумаг».
Тетрадь. Слово «тетрадь» имеет в корне греческое «тетра» – четыре. А сама «тетрадь” дословно переводится как «блокнот». Почему четыре листа? Первое время для написания текстов из пергамента делали свитки, обрезая ненужные края выделанных шкур. И заметили, что слишком много получается отходов. Тогда и пришла кому-то в голову светлая мысль, складывать готовый лист пергамента, разрезая по верхним сгибам. Получалось что-то на подобии тонкой тетрадки из четырёх листов. Такое изделие называли – «тетрада». Если нужно было большее количество листов, то сшивали несколько тетрад, получая тетрадь, уже похожую по строению на современную.
Вместе со своей учительницей, Татьяной Николаевной, я провела словарный диктант в трех классах. Сначала я просто продиктовала слова второклассникам (Приложение 1). После диктанта я показала ребятам презентацию, где рассказала о происхождении всех слов из диктанта (Приложение 2). Позже в этих же классах я провела повторный диктант, куда вошли знакомые уже ребятам слова (Приложение 3). Результаты представлены в таблицах и диаграммах (Приложение 4). Из таблицы видно, как количество учащихся, не допустивших ошибок, увеличилось в каждом 2-ом классе. А количество учащихся, допустивших ошибки, уменьшилось. При проверке диктантов я выяснила, что больше всего ошибок учащиеся допустили в словах: пирог, солдат. Так же ученикам понравилась моя презентация, много нового они узнали о словах. Отметили следующие слова: портфель, солдат, тетрадь, пенал.
Мне удалось показать, как этимология помогает запоминать словарные слова. К некоторым словарным словам удалось найти слова-помощники для проверки словарных слов.
Выводы
В результате работы я узнала о том, что такое этимология и как она помогает при запоминании словарных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание.
Проведено исследование около 30 словарных слов по вопросу их значения, происхождения. Проведенный эксперимент показал, что словарные слова трудно запоминаются, а рассмотренный прием обращения к этимологии слова существенно облегчает их запоминание.
Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в том, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя этимологический словарь.
Заключение
Сергей Островой в своем стихотворении «Первородство» так рассказал об этимологическом анализе.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу: – Извини меня!
–Это значит: – Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу: – Обереги меня!
–Это значит: – Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под серым кустом.
И когда я слышу: – Защити меня!
–Это значит: – Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть
–Слово тебе сотворит добро.
Таким образом, этимология значительно упрощает написание некоторых трудных, словарных слов.
Список используемой литературы
Успенский Л.В. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника, Москва: АСТ; Владимир: Zebra E; 2009
Успенский Л.В. Слово о словах, М.: «Астрель», «Мир энциклопедий Аванта +» 2010 г.
Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка, М.:Просвящение,1976
Интернет-ресурсы:
http://headinsider.info/1x3aa1.html
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601401
Приложение 1
Ребята 2-ого класса пишут словарный диктант первый раз.
Приложение 2
Рассказываю о значении слов из словарного диктанта.
Приложение 3
Ребята пишут словарные слова второй раз.
Приложение 4
Результаты словарного диктанта 2 “А” класса (писало 24 ученика)
Не допустили ошибок |
Допустили 1 ошибку |
Допустили 2-3 ошибки |
Допустили 4 и более |
|
Диктант № 1 |
8 |
7 |
8 |
1 |
Диктант № 2 |
20 |
2 |
1 |
1 |
Результаты словарного диктанта 2 “В” класса (писало 22 ученика)
Не допустили ошибок |
Допустили 1 ошибку |
Допустили 2-3 ошибки |
Допустили 4 и более |
|
Диктант № 1 |
4 |
7 |
10 |
1 |
Диктант № 2 |
15 |
5 |
1 |
1 |
Результаты словарного диктанта 2 “Г” класса (писало 17 учеников)
Не допустили ошибок |
Допустили 1 ошибку |
Допустили 2-3 ошибки |
Допустили 4 и более |
|
Диктант № 1 |
2 |
4 |
8 |
3 |
Диктант № 2 |
9 |
3 |
4 |
1 |
Просмотров работы: 1145
Приёмы работы при изучении словарных слов
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.

А.В.Текучев
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.
Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.
АктуальностьНаиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со “cловарными” словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов – целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
– Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
– Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных словЭти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.
1. Обращение к этимологии слова Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.
2. Слова-подсказки Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.
4. Использование схем гласных (согласных) При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.
В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.
«Словарное лото» Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.
Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.
- Как об стенку ______________.
- Береги нос в большой __________.
- Живут как кошка с ____________.
- Куй ____________, пока горячо.
- __________ до Киева доведёт.
- Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.
Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
-оро-
- мороз
- корова
- сорока
- дорога
- ворона
- воробей
- хорошо
– Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.
– оло- (солома, около, молоко, молоток)
Шифровка – алфавитКаждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 – (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
6. МнемотехникаПрочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
– Давайте с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.
Метод звуковых ассоциацийСуть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.
– Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.
кОнцерт –нОта, хОр, гАзета-бумАга, вОрота- гОл.
“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.
Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо – можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.
Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.
7.
Приём “Чепушина”Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
М – медведь
О – однажды
Р – растение
О – около
З – земляника
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
Летом медведь ест корни растений, землянику.
Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.
– Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить мини-текст или отдельные предложения.
Г – горох
О – огурец
Р – ребята
О – огород
Д – девочка
Каждая группа получает лист, памятку, словарь.
- 1 гр. «Морфология».
- 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
- 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
- 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
Проверка работы групп.
В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ
Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.
УЗНАВАНИЕ СЛОВА
Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания. Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.
РАБОТА НАД СЛОВОМ
1) Измените слово по вопросам падежей.
2) Подберите однокоренные слова.
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.
2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.
Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)
3) Копилка-минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова
могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.
Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.
Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).
4) Использование интерактивных тренажёров.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске». (С.Соловейчик). Обучая других – учись сам.
Всем огромное спасибо за работу.
Показать определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Похожие материалы
- Когда использовать
- Примеры
- Британский 9001 7 Идиомы и фразы
Показывает уровень сложности слова.
[шох]
/ ʃoʊ /
Сохрани это слово!См. синонимы к слову: показать / показать / показать / показать на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
глагол (используется с объектом), показывал, показывал или показывал, показывал.
вызывать или позволять быть увиденным; экспонат; отображать.
представлять или выступать в качестве публичного развлечения или зрелища: показывать фильм.
указать; указать: указать путь.
, чтобы направлять, сопровождать или сопровождать: Он показал мне мою комнату. Покажите ей.
, чтобы объяснить или прояснить; сделать известным: Он показал, что он имел в виду.
сообщить; информировать, инструктировать или доказывать: я покажу вам, что я имею в виду.
для доказательства; продемонстрировать: Его эксперимент показал ошибочность теории.
для указания, регистрации или отметки: Термометр показывал 10 ниже нуля.
выставить или предложить к продаже: показать дом.
утверждать, как в юридическом документе; сослаться, как причина или причина.
для предъявления в качестве фактов в письме под присягой или на слушании.
выражать или доказывать внешним видом, поведением, речью и т. д.: показывать свои чувства.
оказывать или даровать (благосклонность, доброту и т. д.): Он проявил милосердие в своем решении.
глагол (используется без дополнения), показывал, показывал или показывал, показывал.
будет видно; быть или стать видимым: показывается ли мой бланк?
быть увиденным определенным образом: показать в выгодном свете.
для проведения выставки или представления; продемонстрировать свои товары или продукты: сейчас в Нью-Йорке выставляются несколько дизайнеров одежды.
Неофициальный. присутствовать или записаться на прием; show up: Он сказал, что будет там, но не явился.
занять третье место в скачках, скачках и т. д.
сущ.
театральная постановка, спектакль или компания: Мы хотели бы посмотреть бродвейское шоу, пока мы в городе!
радио- или телепрограмма: шоу по вторникам в 8:00.
кино: возьмите попкорн и напиток перед началом шоу.
выставка для дилеров или публики продукции различных производителей в определенной отрасли, обычно проводимая в выставочном зале, конференц-зале и т.п.: ежегодная выставка лодок.
любая публичная выставка или экспозиция: шоу Ренуара.
показная демонстрация: не более чем показуха.
экспозиция, выставка или демонстрация: настоящая демонстрация свободы.
индикация; trace: Он хмурился при малейшем проявлении эмоций.
позиция участника, занявшего третье место в скачках, упряжных гонках и т. д. Сравните место (по умолч. 27b), выиграйте 1 (по умолчанию 17).
внешний вид; впечатление: сделать жалкое зрелище.
зрелище.
нереальный или обманчивый вид: Слезы актрисы имели вид горя.
акт или случай показа.
Неофициальный. шанс: получить честное шоу.
Медицина/Медицина.- первое появление крови в начале менструации.
- кровянистые слизистые выделения из влагалища, свидетельствующие о начале родов.
В основном британский неофициальный. любое предприятие, группа лиц, событие и т.п.; роман; вещь.
Глагольные фразы
хвастаться,- демонстрировать нарочито: Парад был разработан, чтобы продемонстрировать все новейшее оружие войны.
- стремиться привлечь внимание, демонстрируя на видном месте свои способности или достижения.
- сообщить, как неисправности; разоблачать; раскрывать.
- выставлять определенным образом; появляются: белый хорошо виден на синем фоне.
- приехать или прибыть на место: Мы ждали два часа, но он не появился.
- заставить (другого) казаться неполноценным; превзойти.
ДРУГИЕ СЛОВА ПОКАЗЫВАТЬ
4 вести, проводить.
5 истолковывать, разъяснять, объяснять; раскрывать, раскрывать, разглашать.
10 утверждать, подтверждать.
13 дарить, даровать.
23 зрелище.
30 обман, притворство, симуляция, иллюзия.
См. синонимы к слову show на Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Идиомы о шоу
выставлять напоказ, хвастаться; аффект: Всякий раз, когда есть посетители, боссы делают вид, что хорошо относятся к своим сотрудникам.
управлять шоу, контролировать бизнес, ситуацию и т. д.; быть главным: Мой отец управляет шоу в нашем доме.
- затмить всех,
- , чтобы получить наибольшее внимание, аплодисменты или похвалу за что-то: Без сомнения, все три звезды очень талантливы, но маленький мальчик затмил всех.
Я сделал всю работу, но мой партнер украл шоу.
- , чтобы быть самым приятным или эффектным предметом или человеком в группе: первые блюда в этом ресторане всегда хороши, но ожидайте, что десерт затмит всех!
остановить представление, чтобы вызвать такие восторженные аплодисменты, что театральное представление временно прерывается.
Происхождение шоу
Впервые записано до 900; (глагол) Среднеанглийское showen, s(c)hewen «смотреть, показывать», древнеанглийское scēawian «смотреть»; родственно голландскому schowen , немецкому schauen ; (существительное) Среднеанглийское s(c)hew(e), производное от глагола
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ show
show·a·ble, прилагательноеshow·less, прилагательноеout·show, глагол (используется с дополнением), out·showed, out·show или out·showed, out·show·ing.pre·show , прилагательное, существительное, глагол (используется с объектом), предварительно показанный, предварительно показанный или предварительно показанный, предварительно показанный.
пере-показать, глагол, пере-показать, пере-показать или пере-показать, пере-показать-ing.su-per-show, существительное-не-показать-a-ble, прилагательное лопатоносый, лопатоносый, лопатоносый осетр, отпихнуть, показать, Showa, показать и рассказать, показать сумку, показать счет, шоу-бизнес
Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Как еще можно сказать показать ?
Существительное шоу относится к любому типу демонстрации, выставки или демонстрации. Как он соотносится с дисплеем , роскошью и помпой ? Узнайте на Thesaurus.com.
Слова, относящиеся к показу
появление, демонстрация, ярмарка, театрализованное представление, парад, презентация, программа, зрелище, действие, комедия, драма, фильм, фильм, картина, игра, постановка, воздух, демонстрация, выставка, предложение
Как использовать шоу в предложении
Полицейские на шоу шутят о тюремных беспорядках, угрозах взрыва и расстреле безоружных мирных жителей.
Обзор «Вавилона»: тупая жизнь полицейских, радующихся триггеру|Мелисса Леон|9 января 2015 г.|DAILY BEAST
Как только это нападение [произошло], граждане Парижа собрались вместе, чтобы показать, что они не боятся, мы Шарли Эбдо.
Франция убивает убийц Charlie Hebdo|Нико Хайнс|9 января 2015 г.|DAILY BEAST
И им, возможно, не придется так долго ждать, чтобы продемонстрировать свою политическую значимость.
Американцы азиатского происхождения – новая Флорида|Тим Мак|8 января 2015|DAILY BEAST
Не настоящие агенты ЦРУ, а сотрудники правительства США, которые очень тесно сотрудничали с ЦРУ и являются поклонниками шоу.
Создатель «Лучника» Адам Рид раскрывает секреты 6 сезона, от сюрреалистических сюжетных линий до жизни после ИГИЛ|Марлоу Стерн|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Ранее на этой неделе Хакаби закончил свое ток-шоу на Fox News, чтобы провести время, обдумывая еще одну заявку на выдвижение от республиканцев.
Хакаби 2016: Нагнись и возьми, как узник!|Оливия Нуцци|8 января 2015|DAILY BEAST
Ни одна другая не осмелилась бы показаться незнакомцу обнаженной, да еще и белому человеку.
Красный год|Луи Трейси
Я покажу, как можно таким образом продлить жизнь до установленного Богом срока.
Средневековый разум (Том II из II)|Генри Осборн Тейлор
Таким образом, дети не только сами по себе расширяют сферу наших команд, но и проявляют склонность устанавливать правила для себя.
Children’s Ways|Джеймс Салли
Он призвал Орден предъявить документы, подтверждающие право собственности, но получил презрительный отказ.
Филиппинские острова|Джон Форман
Если кто-то потерял самообладание, а также свои деньги, он старается не показывать этого; сделать это здесь было бы действительно дурным тоном.
The Pit Town Coronet, Volume I (of 3)|Charles James Wills показывал, показывал, показывал или показывал
делать, быть или становиться видимым или заметнымвыказывать свою неприязнь
(tr) выставлять на обозрение; выставлятьон показал мне картинку
(tr) указать или объяснить; доказатьпоказать, что земля движется вокруг солнца
(tr) показать или представить (себя или себя) в определенном характерепоказать себя заслуживающим доверия
(tr; следовать как и инфинитив) инструктировать путем демонстрациипоказать мне, как плавать
(tr) указывать или регистрироватьбарометр показывает изменения в погоде
(tr) даровать или одариватьоказывать кому-либо благосклонность
(intr) представитьсяпоказать в выгодном свете
выставить, выставить или предложить (товары и т.
д.) для продажитри художника выставлялись в галерее
(tr) заявить, как в юридическом документеуказать причину
представить ( спектакль, фильм и т. д.) или (пьесы и т. д.), которые должны быть представлены, как в театре или кинотеатре
(tr) проводить или сопровождатьпожалуйста, проводите меня в мою комнату дверь для него
(внутренняя), чтобы выиграть место в скачках и т. д.
, чтобы показать представление о верховой езде и управлении (лошадь), чтобы показать ее лучшие очки
(внутренняя) неформально, чтобы произвести впечатление; прибыть
сущ.
экспозиция или выставка
публичное зрелище
показное или претенциозное представление
театральное или другое развлечение
след или указание
акушерство выделение крови в начале родов
США, Австралии и Новой Зеландии неофициальный a шанс; возможность (особенно во фразах устроить кому-то шоу, он не может показать победу и т. д.)
спортивное мероприятие, состоящее из состязаний, в которых всадники выполняют различные упражнения, чтобы показать свое мастерство, способности и породность своих лошадей
сленг, в основном британский вещь или дело (особенно во фразах хорошее шоу, плохое шоу и т.
д.)
добыча полезных ископаемых в Австралии и Новой Зеландии небольшое указание на наличие золота
выставка сельскохозяйственных животных с соответствующими соревнованиями
для показухи, чтобы привлечь внимание
вести шоу неформально, чтобы взять на себя ответственность или управлять делом, бизнесом и т. д.
затмить всех, чтобы привлечь наибольшее внимание или восхищение, особенно неожиданно
остановить шоу неформально- (сценического номера и т. д.) получить столько аплодисментов, что спектакль прервется
- будет воспринят с большим энтузиазмом
См. также show off, show up
Word Origin for show
Old English scēawian ; связанные с древневерхненемецким scouwōn to look , древнескандинавским örskār осторожным , греческим thuoskoos seer
Английский словарь Коллинза – полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Другие идиомы и фразы со словом show
В дополнение к идиомам, начинающимся с show
- show and tell 900 04
- шоу должно продолжаться,
- хвастаться
- поднимать руки
- показывать свои цвета
- показывать свое лицо
- показывать свои руки
- показывать свои каблуки
- показывать свои зубы
- показывать свое истинное лицо
- показать знаки
- показать кому-нибудь дверь
- показать кому-то веревки
- показать кому-то хорошее время
- показать кому-то
- показать путь
- показать белое перо
- показать преимущество
- показать