Разное

Показать словарные слова: Словарные слова: для 2 класса

Как проверить “словарные” слова

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Абрамян  М.К. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 17

Тихонова  Т.Н. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 17

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение


На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с не проверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Такие слова мы называем «словарными».

Учителя начальной школы предлагают своим ученикам эти слова запомнить. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Как же запомнить столько слов? Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая.

Слов много, и это вызывает затруднения у учащихся. И я решила узнать, можно ли запомнить и проверить эти слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.

Думаю, что работа актуальна, так как некоторым учащимся начальных классов трудно запомнить большое количество «словарных» слов.

Цель моей работы: доказать, что «словарные» слова можно проверять используя этимологический словарь.

Перед собой я поставила такие задачи:

1. Узнать, что такое этимология.

2. Познакомиться с этимологическим словарем русского языка и научиться пользоваться им.

3. Выяснить, как знание этимологии помогает запоминать словарные слова.

4. Провести эксперимент по написанию словарных слов во вторых классах нашей школы и показать, как можно запоминать словарные слова используя этимологический словарь.

Гипотеза: «Словарные» слова можно проверить с помощью этимологического словаря.

Объект исследования: словарные слова.

2. Методы исследования:

Наблюдение, изучение, сравнение, обобщение, анализ.

Этимологический анализ.

Лингвистический эксперимент.

3. Результаты исследования

3.1. Что такое этимология?

Задумывались ли вы над тем, что такое язык и как возникают слова? Мы часто даже и не замечаем, что, например, один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Или то, что мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В русском языке огромное количество слов! В самом большом словаре «Словаре русского литературного языка» их более 130 тысяч! А ведь не все слова записывают в словари. Так кто же их придумывает? Ведь не могли слова сами собой возникнуть? Все эти вопросы изучает специальная наука – этимология. Ее задача – выяснение истоков слова, его зарождения: почему мы называем что-либо так, а не иначе.

Еще в 1806 году Н. Яновский дал следующее определение этимологии: «Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла».

В современной языковедческой практике термин «этимология» употребляется в следующих значениях:

– раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

– совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;

– происхождение слова.

Этимология возникла в Древней Греции (здесь появился и сам термин étymologia, étymon – истина и logos – слово, что значит учение об истинном значении слова). Уже тогда многих ученых интересовало происхождение различных слов. В более поздние античные времена этимология считалась одной из частей грамматики, а значит, занимались ею исключительно грамматисты.

Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно. В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия — это искаженная форма от слова Наверхия (потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере). А Италия объяснялась им как Удалия, так как она удалена от России.

Но наука развивалась, и языкознание в свете многих учений продвигалось вперед. Появившаяся в конце XVIII века работа Гердера «Исследование о происхождении языка» выступила против бытующего тогда мнения о божественном возникновении и неизменяемости языка.

В XIX веке утвердился сравнительно-исторический метод (совокупность приёмов, которые позволяют доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории, сравнивая фонетику и грамматику). Этот метод дал возможность подходить к происхождению слов с научной точки зрения. Было бы интересно узнать, откуда появились некоторые слова? Кто их придумывает? Вот несколько интересных фактов …

Учёные редко сочиняют новые слова, но иногда им приходится это делать, когда они изобретают что-то новое! Ведь надо же это как-то назвать?

Скажем, синтетические материалы появились в текстильной промышленности сравнительно недавно. Пока не было нейлона, естественно, не было и слова для обозначения этого вида искусственного волокна. Но вот одна английская фирма стала производить новое синтетическое волокно, у которого пока ещё не было никакого названия. Как же назвать этот новый вид продукции? И вот фирма объявляет… конкурс на лучшее название для выпускаемого ею волокна. На конкурс было представлено 350 слов. Победа была присуждена слову nylon [нáйлэн] ‘нейлон’’. С тех пор (конец 20-х годов XX века) это слово вместе с новым синтетическим материалом быстро распространилось по всему земному шару. В ряду таких современных «синтетических» названий, как нейлон, капрон, поролон и т. п., вполне в духе эпохи звучит и слово 

лавсан. История возникновения этого слова совсем особая. Название этому новому виду синтетического волокна было дано по имени той лаборатории, где это волокно было впервые получено. Слово лавсан представляет собой сокращение от названия: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук (СССР).

Михаил Васильевич Ломоносов – ученый-энциклопедист, который внес огромный вклад в развитие многих наук. Физика, химия, геология, астрономия, инженерное дело, и отдельный вклад в русский язык и литературу. Именно Ломоносовым была заложена основа того языка, на котором мы говорим сейчас с вами. Поэтому неудивительно, что благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем.

Кто бы мог подумать?

Писатели тоже сочинили много слов. Многие слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, в действительности появились не так давно и не сами по себе, а при помощи наших поэтов и писателей. Они эти слова придумали, а нам они так понравились, что остались в русском языке надолго. Например, историк, публицист, прозаик, поэт Николай Карамзин придумал слово «промышленность». Он образовал его от слова «промышлять», то есть производить. А придуманное слово прижилось, и мы его сейчас повседневно используем. Карамзин исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало. А теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Крайне впечатляющий набор, не правда ли?

Сегодня происхождение слов можно узнать с помощью специального словаря, который называется этимологический. Назначение этимологического словаря — дать информацию о происхождении (этимологии) слов. Знакомясь с этим словарем, можно выяснить, в каком языке появилось слово, как оно менялось на протяжении длительного времени, в каком языке зафиксировано.

Язык — общественное явление. Возникновение слова и его жизнь в языке — изменения его произношения (и написания), значения, форм (спряжения или склонения), сохранение его в течение многих веков или исчезновение, или замена другим словом — связаны. С одной стороны, с историей языка, а с другой стороны — с жизнью народа-носителя языка, с развитием его материальной и духовной культуры, с природными условиями его обитания, с его социальным развитием, контактами с другими народами.

Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия. Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет привлекать к себе тех, кто серьезно относится к слову, изучает его историю, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.

3.2. Словарные слова и этимология.

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется “врожденной грамотностью”). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).

Среди множества слов есть слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. Однако есть слова, усвоение правописания которых обычными способами затруднено, но может быть существенно облегчено с помощью этимологии.

Этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что латинский глагол ponere («класть, ставить») является этимологическим корнем обоих слов. Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод). Факты интересны, но точку ставить рано. Оказывается, этимологическими родственниками композитора и компота (причем и со стороны корня, и со стороны приставки) являются также композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать. Вот так к увлекательному рассказу получаем весомое облегчение правописания: возможность проверить безударные гласные в таких сложных, серьезных словах с помощью обычного компота.

Как-то на уроке русского языка моя учительница Татьяна Николаевна рассказала нашему классу о происхождении слова “пирог”. Пирог образовано от пирь-“пир” и имело первоначальное значение – “хлеб для праздничного застолья”. Пирог- национальное русское кушанье, которое представляет собой хлеб с начинкой. Историки затрудняются точно сказать, когда именно на Руси появился первый пирог. В энциклопедии я как-то раз прочитала, что слово “пирог” много сотен лет назад произошло от древнерусского “пыро”, что значило пшеница.

Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей природе, которые представляются нам таинственными и на которые хочется найти ответ. Например, я заинтересовалась, почему медведя назвали “медведем?” Оказывается, слово “медведь” образовано от слияния двух слов “мёд” и “ведать”. Причём я слышала от взрослых, что слово ведать здесь может иметь не только значение знать, но и значение кушать, как в выражении “отведай-ка медку”. Слово медведь появилось на Руси в 11 веке. Я в словаре прочитала, что слово медведь образовалось ещё в общеславянском языке, и “мёд” и “ед” со значением “медведь” для замены запретного имени этого зверя. Медведи в лесу часто находят дупла с мёдом диких пчёл, для них большой праздник, когда липовый мёд.

Радостное слово “каникулы”! Нет на свете школьника, который не любит каникулы! Всем известно, каникулы – пора отдыха, но вот откуда произошло “каникулы” знают немногие. Оказывается есть такая звезда “Сириус”, так вот по-латински она называется “каникула”.
Название переводится примерно “собачка”, “щенок”. Эта звезда появлялась приблизительно с 22 июля по 23 августа в самые жаркие дни.
В это время римский сенат объявлял выходные дня. Школьникам давали передышку. Отсюда и название дошедшее до наших времен.
Это слово пришло в русский язык в 16 веке и означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. У нас бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Каникулами принято называть перерывы в учёбе школьников и студентов.
Само слово библиотека происходит от слова “Библия”, которое означает “книга”. Это слово греческое означает “книгохранилище”: “библио”- книга, “тека”- хранилище. Библиотека – это не только хранилище книг, но и памяти народа, это центр познания, общения. Так было во все времена. Это волшебное место, где книгам не скучно, где книгам не тесно. На полках рассказы, стихи и романы, которые читают люди. Библиотека существует почти пять тысяч лет.

Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве в 1037 году. Её основателем был Ярослав Мудрый. Кстати 30 сентября считается Днём библиотек. Библиотека – это учреждение, в котором собираются и хранятся книги и другие печатные издания, например, газеты и журналы. Мир меняется, на смену бумажным изданиям пришли электронные. Так теперь есть и электронные книгохранилища. Очень много разных библиотек, например: публичная, научная, детская, домашняя, передвижная и электронная.

3.3. Этимология-помощник в проверке словарных слов.

Проведя этимологический анализ некоторых словарных слов, я выяснила происхождение, узнала об источнике и времени появления слова, способе образования слов и пришла к выводу: словарные слова можно проверить, зная их этимологию. Я решила провести небольшой эксперимент. Я составила словарный диктант для учеников второго класса.

Берёза. Это дерево мы считаем символом нашей страны, но имя его знакомо в разных вариантах большинству индоевропейских народов. От древнего слово бер -“белый”,”светлый”, “белизна”.

Берёза – это высокое дерево с белой корой и черными полосками. По цвету коры дерево и назвали берёзой.

Мали́на. Происхождение этого слова связывают с корнем «мал-»: малиновая ягода состоит из многих «малых» ягодок-зернышек. Другие видят в нем древний индоевропейский корень, означавший «синий» или «черный» (греческое «ме́лас» — «черный»), и считают, что ягода получила имя за свой темно-красный, «малиновый» цвет.

Пирог. Слово родилось от древнего слова пир. Так в старину называли праздничный обед, на который готовили много выпечки с начинкой.

Работа. Слово родилось от древнего слово раб. Так в старину называли людей, которых заставляли много работать их хозяева.

Медведь. Это большой и хищный зверь с бурой или белой шерстью. Бурые медведи любят есть мед, поэтому название зверя родилось от двух слов: мёд и ведать. Старинное слово ведать означает “знать”: медведь знает, где искать мёд.

Каранда́ш. В этом слове тюркское «кара́» является в своем наиболее обычном значении — «черный». «Даш» тоже тюркское слово, значащее «камень». Слово «карандаш» понималось как «черный камень» — графит. Отсюда и наше слово.

Солда́т. Древнейшее значение здесь было: наемник, состоящий на жалованье. Слово связано с итальянским «со́льдо» — название монеты и «жалованье». Человек, получающий «со́льдо», назывался «coльда́тo».

Пена́л. По-английски «пен» — «писчее перо». Слово это в английский язык попало из латыни, где перо звалось «пе́нна». Там же существовало и слово «пенна́лэ» — «ящичек для перьев»; его потомком и является наше «пенал».

Портфе́ль. Целый ряд слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого «порт-»: «портсигар» ,«портмоне», «портфель», то есть «листоноска», для листов бумаги. «Порт-» (от глагола «портэ» — «носить»), а «фёй» («feuille») означает «лист». Все французские слова несут ударение на последнем слоге. Никогда не произносите «по́ртфель»: это грубая ошибка.  Первоначально — «папка для бумаг».

Тетрадь. Слово «тетрадь» имеет в корне греческое «тетра» – четыре. А сама «тетрадь” дословно переводится как «блокнот». Почему четыре листа? Первое время для написания текстов из пергамента делали свитки, обрезая ненужные края выделанных шкур. И заметили, что слишком много получается отходов. Тогда и пришла кому-то в голову светлая мысль, складывать готовый лист пергамента, разрезая по верхним сгибам. Получалось что-то на подобии тонкой тетрадки из четырёх листов. Такое изделие называли – «тетрада». Если нужно было большее количество листов, то сшивали несколько тетрад, получая тетрадь, уже похожую по строению на современную.

Вместе со своей учительницей, Татьяной Николаевной, я провела словарный диктант в трех классах. Сначала я просто продиктовала слова второклассникам (Приложение 1). После диктанта я показала ребятам презентацию, где рассказала о происхождении всех слов из диктанта (Приложение 2). Позже в этих же классах я провела повторный диктант, куда вошли знакомые уже ребятам слова (Приложение 3). Результаты представлены в таблицах и диаграммах (Приложение 4). Из таблицы видно, как количество учащихся, не допустивших ошибок, увеличилось в каждом 2-ом классе. А количество учащихся, допустивших ошибки, уменьшилось. При проверке диктантов я выяснила, что больше всего ошибок учащиеся допустили в словах: пирог, солдат. Так же ученикам понравилась моя презентация, много нового они узнали о словах. Отметили следующие слова: портфель, солдат, тетрадь, пенал.

Мне удалось показать, как этимология помогает запоминать словарные слова. К некоторым словарным словам удалось найти слова-помощники для проверки словарных слов.

Выводы

В результате работы я узнала о том, что такое этимология и как она помогает при запоминании словарных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание.

Проведено исследование около 30 словарных слов по вопросу их значения, происхождения. Проведенный эксперимент показал, что словарные слова трудно запоминаются, а рассмотренный прием обращения к этимологии слова существенно облегчает их запоминание.

Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в том, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя этимологический словарь.

Заключение

Сергей Островой в своем стихотворении «Первородство» так рассказал об этимологическом анализе.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу: – Извини меня!

–Это значит: – Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу: – Обереги меня!

–Это значит: – Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под серым кустом.

И когда я слышу: – Защити меня!

–Это значит: – Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть

–Слово тебе сотворит добро.

Таким образом, этимология значительно упрощает написание некоторых трудных, словарных слов.

Список используемой литературы

Успенский Л.В. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника, Москва: АСТ; Владимир: Zebra E; 2009

Успенский Л.В. Слово о словах, М.: «Астрель», «Мир энциклопедий Аванта +» 2010 г.

Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка, М.:Просвящение,1976

Интернет-ресурсы:

http://headinsider.info/1x3aa1.html

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601401

Приложение 1

Ребята 2-ого класса пишут словарный диктант первый раз.

Приложение 2

Рассказываю о значении слов из словарного диктанта.

Приложение 3

Ребята пишут словарные слова второй раз.

Приложение 4

Результаты словарного диктанта 2 “А” класса (писало 24 ученика)

 

Не допустили ошибок

Допустили 1 ошибку

Допустили 2-3 ошибки

Допустили 4 и более

Диктант № 1

8

7

8

1

Диктант № 2

20

2

1

1

Результаты словарного диктанта 2 “В” класса (писало 22 ученика)

 

Не допустили ошибок

Допустили 1 ошибку

Допустили 2-3 ошибки

Допустили 4 и более

Диктант № 1

4

7

10

1

Диктант № 2

15

5

1

1

Результаты словарного диктанта 2 “Г” класса (писало 17 учеников)

 

Не допустили ошибок

Допустили 1 ошибку

Допустили 2-3 ошибки

Допустили 4 и более

Диктант № 1

2

4

8

3

Диктант № 2

9

3

4

1

Просмотров работы: 1145

Приёмы работы при изучении словарных слов

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,

хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. »
 А.В.Текучев

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со “cловарными” словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов – целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

– Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

– Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же,  моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.  Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.
«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

  • мороз
  • корова
  • сорока
  • дорога
  • ворона
  • воробей
  • хорошо

– Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.

– оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 – ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

6. Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

– Давайте  с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

– Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо – можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

7.
Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М – медведь
О – однажды
Р – растение
О – около
З – земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

– Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

Г – горох
О – огурец
Р – ребята
О – огород
Д – девочка

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

  • 1 гр. «Морфология».
  • 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
  • 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
  • 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания. Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске». (С.Соловейчик). Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу.

Показать определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Похожие материалы
  • Когда использовать
  • Примеры
  • Британский
  • 9001 7 Идиомы и фразы

Показывает уровень сложности слова.

[шох]

/ ʃoʊ /

Сохрани это слово!

См. синонимы к слову: показать / показать / показать / показать на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


глагол (используется с объектом), показывал, показывал или показывал, показывал.

вызывать или позволять быть увиденным; экспонат; отображать.

представлять или выступать в качестве публичного развлечения или зрелища: показывать фильм.

указать; указать: указать путь.

, чтобы направлять, сопровождать или сопровождать: Он показал мне мою комнату. Покажите ей.

, чтобы объяснить или прояснить; сделать известным: Он показал, что он имел в виду.

сообщить; информировать, инструктировать или доказывать: я покажу вам, что я имею в виду.

для доказательства; продемонстрировать: Его эксперимент показал ошибочность теории.

для указания, регистрации или отметки: Термометр показывал 10 ниже нуля.

выставить или предложить к продаже: показать дом.

утверждать, как в юридическом документе; сослаться, как причина или причина.

для предъявления в качестве фактов в письме под присягой или на слушании.

выражать или доказывать внешним видом, поведением, речью и т. д.: показывать свои чувства.

оказывать или даровать (благосклонность, доброту и т. д.): Он проявил милосердие в своем решении.

глагол (используется без дополнения), показывал, показывал или показывал, показывал.

будет видно; быть или стать видимым: показывается ли мой бланк?

быть увиденным определенным образом: показать в выгодном свете.

для проведения выставки или представления; продемонстрировать свои товары или продукты: сейчас в Нью-Йорке выставляются несколько дизайнеров одежды.

Неофициальный. присутствовать или записаться на прием; show up: Он сказал, что будет там, но не явился.

занять третье место в скачках, скачках и т. д.

сущ.

театральная постановка, спектакль или компания: Мы хотели бы посмотреть бродвейское шоу, пока мы в городе!

радио- или телепрограмма: шоу по вторникам в 8:00.

кино: возьмите попкорн и напиток перед началом шоу.

выставка для дилеров или публики продукции различных производителей в определенной отрасли, обычно проводимая в выставочном зале, конференц-зале и т.п.: ежегодная выставка лодок.

любая публичная выставка или экспозиция: шоу Ренуара.

показная демонстрация: не более чем показуха.

экспозиция, выставка или демонстрация: настоящая демонстрация свободы.

индикация; trace: Он хмурился при малейшем проявлении эмоций.

позиция участника, занявшего третье место в скачках, упряжных гонках и т. д. Сравните место (по умолч. 27b), выиграйте 1 (по умолчанию 17).

внешний вид

; впечатление: сделать жалкое зрелище.

зрелище.

нереальный или обманчивый вид: Слезы актрисы имели вид горя.

акт или случай показа.

Неофициальный. шанс: получить честное шоу.

Медицина/Медицина.

  1. первое появление крови в начале менструации.
  2. кровянистые слизистые выделения из влагалища, свидетельствующие о начале родов.

В основном британский неофициальный. любое предприятие, группа лиц, событие и т.п.; роман; вещь.

Глагольные фразы

хвастаться,

  1. демонстрировать нарочито: Парад был разработан, чтобы продемонстрировать все новейшее оружие войны.
  2. стремиться привлечь внимание, демонстрируя на видном месте свои способности или достижения.
показать,

  1. сообщить, как неисправности; разоблачать; раскрывать.
  2. выставлять определенным образом; появляются: белый хорошо виден на синем фоне.
  3. приехать или прибыть на место: Мы ждали два часа, но он не появился.
  4. заставить (другого) казаться неполноценным; превзойти.

ДРУГИЕ СЛОВА ПОКАЗЫВАТЬ

4 вести, проводить.

5 истолковывать, разъяснять, объяснять; раскрывать, раскрывать, разглашать.

10 утверждать, подтверждать.

13 дарить, даровать.

23 зрелище.

30 обман, притворство, симуляция, иллюзия.

См. синонимы к слову show на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Идиомы о шоу

    выставлять напоказ, хвастаться; аффект: Всякий раз, когда есть посетители, боссы делают вид, что хорошо относятся к своим сотрудникам.

    управлять шоу, контролировать бизнес, ситуацию и т. д.; быть главным: Мой отец управляет шоу в нашем доме.

    затмить всех,

    1. , чтобы получить наибольшее внимание, аплодисменты или похвалу за что-то: Без сомнения, все три звезды очень талантливы, но маленький мальчик затмил всех. Я сделал всю работу, но мой партнер украл шоу.
    2. , чтобы быть самым приятным или эффектным предметом или человеком в группе: первые блюда в этом ресторане всегда хороши, но ожидайте, что десерт затмит всех!

    остановить представление, чтобы вызвать такие восторженные аплодисменты, что театральное представление временно прерывается.

Происхождение шоу

Впервые записано до 900; (глагол) Среднеанглийское showen, s(c)hewen «смотреть, показывать», древнеанглийское scēawian «смотреть»; родственно голландскому schowen , немецкому schauen ; (существительное) Среднеанглийское s(c)hew(e), производное от глагола

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ show

show·a·ble, прилагательноеshow·less, прилагательноеout·show, глагол (используется с дополнением), out·showed, out·show или out·showed, out·show·ing.pre·show , прилагательное, существительное, глагол (используется с объектом), предварительно показанный, предварительно показанный или предварительно показанный, предварительно показанный.

пере-показать, глагол, пере-показать, пере-показать или пере-показать, пере-показать-ing.su-per-show, существительное-не-показать-a-ble, прилагательное лопатоносый, лопатоносый, лопатоносый осетр, отпихнуть, показать, Showa, показать и рассказать, показать сумку, показать счет, шоу-бизнес

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Как еще можно сказать  показать ?

Существительное шоу относится к любому типу демонстрации, выставки или демонстрации. Как он соотносится с дисплеем , роскошью и помпой ? Узнайте на Thesaurus.com.

Слова, относящиеся к показу

появление, демонстрация, ярмарка, театрализованное представление, парад, презентация, программа, зрелище, действие, комедия, драма, фильм, фильм, картина, игра, постановка, воздух, демонстрация, выставка, предложение

Как использовать шоу в предложении

  • Полицейские на шоу шутят о тюремных беспорядках, угрозах взрыва и расстреле безоружных мирных жителей.

    Обзор «Вавилона»: тупая жизнь полицейских, радующихся триггеру|Мелисса Леон|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Как только это нападение [произошло], граждане Парижа собрались вместе, чтобы показать, что они не боятся, мы Шарли Эбдо.

    Франция убивает убийц Charlie Hebdo|Нико Хайнс|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • И им, возможно, не придется так долго ждать, чтобы продемонстрировать свою политическую значимость.

    Американцы азиатского происхождения – новая Флорида|Тим Мак|8 января 2015|DAILY BEAST

  • Не настоящие агенты ЦРУ, а сотрудники правительства США, которые очень тесно сотрудничали с ЦРУ и являются поклонниками шоу.

    Создатель «Лучника» Адам Рид раскрывает секреты 6 сезона, от сюрреалистических сюжетных линий до жизни после ИГИЛ|Марлоу Стерн|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Ранее на этой неделе Хакаби закончил свое ток-шоу на Fox News, чтобы провести время, обдумывая еще одну заявку на выдвижение от республиканцев.

    Хакаби 2016: Нагнись и возьми, как узник!|Оливия Нуцци|8 января 2015|DAILY BEAST

  • Ни одна другая не осмелилась бы показаться незнакомцу обнаженной, да еще и белому человеку.

    Красный год|Луи Трейси

  • Я покажу, как можно таким образом продлить жизнь до установленного Богом срока.

    Средневековый разум (Том II из II)|Генри Осборн Тейлор

  • Таким образом, дети не только сами по себе расширяют сферу наших команд, но и проявляют склонность устанавливать правила для себя.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

  • Он призвал Орден предъявить документы, подтверждающие право собственности, но получил презрительный отказ.

    Филиппинские острова|Джон Форман

  • Если кто-то потерял самообладание, а также свои деньги, он старается не показывать этого; сделать это здесь было бы действительно дурным тоном.

    The Pit Town Coronet, Volume I (of 3)|Charles James Wills показывал, показывал, показывал или показывал

    делать, быть или становиться видимым или заметнымвыказывать свою неприязнь

    (tr) выставлять на обозрение; выставлятьон показал мне картинку

    (tr) указать или объяснить; доказатьпоказать, что земля движется вокруг солнца

    (tr) показать или представить (себя или себя) в определенном характерепоказать себя заслуживающим доверия

    (tr; следовать как и инфинитив) инструктировать путем демонстрациипоказать мне, как плавать

    (tr) указывать или регистрироватьбарометр показывает изменения в погоде

    (tr) даровать или одариватьоказывать кому-либо благосклонность

    (intr) представитьсяпоказать в выгодном свете

    выставить, выставить или предложить (товары и т. д.) для продажитри художника выставлялись в галерее

    (tr) заявить, как в юридическом документеуказать причину

    представить ( спектакль, фильм и т. д.) или (пьесы и т. д.), которые должны быть представлены, как в театре или кинотеатре

    (tr) проводить или сопровождатьпожалуйста, проводите меня в мою комнату дверь для него

    (внутренняя), чтобы выиграть место в скачках и т. д.

    , чтобы показать представление о верховой езде и управлении (лошадь), чтобы показать ее лучшие очки

    (внутренняя) неформально, чтобы произвести впечатление; прибыть

    сущ.

    экспозиция или выставка

    публичное зрелище

    показное или претенциозное представление

    театральное или другое развлечение

    след или указание

    акушерство выделение крови в начале родов

    США, Австралии и Новой Зеландии неофициальный a шанс; возможность (особенно во фразах устроить кому-то шоу, он не может показать победу и т. д.)

    спортивное мероприятие, состоящее из состязаний, в которых всадники выполняют различные упражнения, чтобы показать свое мастерство, способности и породность своих лошадей

    сленг, в основном британский вещь или дело (особенно во фразах хорошее шоу, плохое шоу и т. д.)

    добыча полезных ископаемых в Австралии и Новой Зеландии небольшое указание на наличие золота

    выставка сельскохозяйственных животных с соответствующими соревнованиями

    для показухи, чтобы привлечь внимание

    вести шоу неформально, чтобы взять на себя ответственность или управлять делом, бизнесом и т. д.

    затмить всех, чтобы привлечь наибольшее внимание или восхищение, особенно неожиданно

    остановить шоу неформально

    1. (сценического номера и т. д.) получить столько аплодисментов, что спектакль прервется
    2. будет воспринят с большим энтузиазмом

    См. также show off, show up

    Word Origin for show

    Old English scēawian ; связанные с древневерхненемецким scouwōn to look , древнескандинавским örskār осторожным , греческим thuoskoos seer

    Английский словарь Коллинза – полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Другие идиомы и фразы со словом show


    В дополнение к идиомам, начинающимся с show

    • show and tell 900 04
    • шоу должно продолжаться,
    • хвастаться
    • поднимать руки
    • показывать свои цвета
    • показывать свое лицо
    • показывать свои руки
    • показывать свои каблуки
    • показывать свои зубы
    • показывать свое истинное лицо
    • показать знаки
    • показать кому-нибудь дверь
    • показать кому-то веревки
    • показать кому-то хорошее время
    • показать кому-то
    • показать путь
    • показать белое перо
    • показать преимущество
    • показать
    9 0020 см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *