Подростковый возраст психология у девочек: Переходный возраст у девочек — советы психолога
Переходный возраст у девочек: его особенности и советы
Переходный возраст – это очень сложный период как для самого подростка, так и для его родителей. Он связан с изменениями в организме, спровоцированными половым созреванием и общим взрослением.
Во время переходного периода подростки особенно уязвимы, потому стоит хорошо понимать признаки его наступления и принимать все меры, которые могли бы помочь ребенку преодолеть сложную ситуацию.
В этом материале мы рассмотрим, когда наступает переходный возраст у девочек, какие у него признаки и как стоит вести себя родителям, чтоб максимально сократить вероятные риски.
Переходный возраст у девочек: что делать родителямОсобенности начала переходного периода у девочек
Как мы уже отметили, переходный возраст напрямую связан с пубертатом. Это время, когда организм подростка претерпевает значительные изменения, происходит гормональная перестройка.
Подобные перемены не могут проходить незамеченными, потому что они отличаются глобальным воздействием на весь организм.
В этом материале мы будем больше концентрироваться именно на психологических признаках переходного возраста, но начинать готовиться к нему стоит при появлении следующих внешних изменений:
- Увеличение степени оволосения кожи.
- Рост костей в тазовой области, увеличение их ширины.
- Начало развития молочных желез.
- Увеличение роста.
- Акне на лице, шее и спине.
- Появление месячных.
Никогда нельзя сказать, когда у девочки начнутся первые психологические изменения. Часто они оказываются связаны именно с началом месячных, но могут начать проявляться и раньше.
Особенности психологии переходного возраста
По мере взросления человека, у него начинает повышаться степень осознанного отношения к миру вокруг. Подросток становится значительно более склонным к рефлексии, что неизменно ведет к переменам в психике.
Для переходного возраста большую значимость имеет стремление как-то выделиться из толпы, самоопределиться, привязать себя к определенной возрастной группе. Потому подростки часто становятся частью какой-либо субкультуры или выбирают себе кумира, ролевую модель, на которую стремятся быть похожими.
Желание поменять не только себя, но и мир вокруг также приводит к формированию политических взглядов. Это тоже может иметь определенные риски для ребенка.
Опасности переходного возраста у девочек
С переходным периодом так или иначе сталкивается каждый человек. Но особое внимание родителей важно по причине ряда потенциальных рисков, которые могут оказать негативное влияние на всю последующую жизнь. К ним относятся такие, как:
- Попадание под негативное влияние. Речь идет как о плохих компаниях, так и о воздействии различных деструктивных течений. Это стало особенно актуальным в нашей стране в последние годы, что усилило контроль за детьми со стороны государства.
- Проблемы с органами правопорядка. Причин может быть масса – от мелкого хулиганства до участия в протестных акциях. Все перечисленное может привести к тому, что в жизни человека появится крайне негативный эпизод, способный плохо отразиться на будущем.
- Сильная депрессия и психические расстройства. Иногда дети в переходном периоде сталкиваются с проблемами со сверстниками, самоопределением. Для девочек это особенно актуально, потому что они начинают задумываться о своем теле, физической красоте. Многие ощущают себя нескладными, угловатыми, слишком высокими или низкими, ищут другие недостатки. Все это способно привести к депрессивным состояниям и большой опасности для жизни.
- Травля в школе. Именно на достижение переходного периода приходится больше всего случаев травли. Из-за нее не только формируются психологические проблемы и фобии, с которыми придется прожить всю жизнь, но и страдает успеваемость.
- Формирование вредных привычек и зависимостей. Их может быть масса – от курения до употребления алкоголя, запрещенных веществ. Это оказывает сильное деструктивное влияние на здоровье подростка, может привести к замедлению его развития.
В переходном возрасте у подростков чаще всего формируется конфликт поколений, противоречия со своими родителями. Все это приводит к тому, что семьи начинают раскалываться, в них растет разобщенность, удаленность друг от друга.
Далее мы рассмотрим, какие особенности характерны для переходного периода в разных возрастных группах.
Переходный возраст у девочек 10-12 лет
Именно на этот возраст приходится начало активной выработки гормонов. При этом рост тела ускоряется, запускается развитие всего организма, начинается стремительная перестройка, запуск репродуктивной системы.
В этот период девочки замечают у себя формирование груди, увеличение бедер, нарастание жировой ткани на бедрах, плечах, лобке и других местах. Также возникает акне.
По понятным причинам ребенок может быть сильно удивлен таким поведением своего тела. Часто изменения внешности формируют комплексы, особенно в том случае, если они сопровождаются повышенным вниманием со стороны сверстников. Появляется психологический диссонанс, когда человек просто не может принять перемены в своем теле, которые начинают протекать все более активно. И здесь особенно важно внимание родителей, их участие, способность приходить на помощь.
Переходный возраст у девочек 13-14 лет
На этот возраст у большинства девочек приходится время начала месячных. Это связано с общим ухудшением состояния здоровья – подросток может находиться в общем подавленном состоянии, у него развиваются перемены в поведении, агрессивность.
Некоторые жалуются на боли в животе, менструации проявляются болезненно. В ряде случаев это может потребовать внимания со стороны врача, потому что потенциально может говорить о самых разных проблемах.
С психологической точки зрения здесь также можно говорить о новом этапе неприятия своего тела. Несмотря на то, что подросток понимает, что такое месячные, их появление все равно обычно производит заметное впечатление. Нужно время для адаптации к пониманию самого процесса, особенностей и ограничений, которые он вносит в ритм повседневной жизни.
Переходный возраст у девочек 15-16 лет
На этот период приходится появление сексуального влечения, влюбленности. Рост тела также значительно ускоряется, многие подростки в 15-16 лет выглядят особенно угловатыми, нескладными, скованными. Человек не нравится сам себе, потому могут появляться самые разные потенциальные психологические проблемы.
Проблема неразделенной любви, влечения к недосягаемому человеку или кумиру делает девочку агрессивной, заставляет замыкаться в себе или удаляться в депрессивные состояния. Очень важно не потерять связь с подростком в этот период, потому что в большинстве случаев на эти сроки приходится создание внутри семьи настоящей пропасти взаимного непонимания.
Также этот возраст характеризуется особенно сильным стремлением к самоопределению. Как результат, ребенок может связаться с подозрительными людьми, примкнуть к деструктивными течениям. Его моральные ориентиры только формируются, очень важно ограничить негативное влияние.
Переходный период у девочек 17-18 лет
Гормоны уже не так активно играют в теле, а рост становится медленнее.
Но при этом сильно растет сексуальное влечение, появляются мечты о парнях. Здесь также важно не допустить потери своего ребенка, рассказать ему о сексуальных нормах, правильном поведении, контрацепции.Еще одна особенность этого периода – окончание школы. В жизни подростка близятся значительные перемены, которые приносят с собой неопределенность, приводят к тому, что ребенок начинает внутреннее метаться, испытывает сильный страх.
Как родителям вести себя во время переходного периода у девочки
Большое значение имеет выбор правильного стиля поведения родителей. Практика показывает, что в этот период многие допускают ошибки, создают внутри семьи агрессивные настроения или просто уделяют подросткам недостаточно внимания.
Есть несколько рекомендаций, которые помогут вам быть значительно ближе к своей дочери, упростить ей прохождение переходного периода:
- Постоянное ненавязчивое внимание. Многие родители практически устраняются от наблюдения за детьми в этом возрасте, так что они остаются предоставленными сами себе. Повышается риск попадания в плохую компанию, вероятность подпадания под деструктивное влияние. Стоит следить за ребенком, чтобы заметить у него признаки девиантного поведения, депрессии, подавленности, приема запрещенных веществ. При этом навязывать свое внимание не стоит, оно должно быть деликатным.
- Относитесь к перепадам настроения с пониманием. Нужно быть готовым к тому, что ребенок станет более раздражительным, агрессивным или подавленным. Конечно же, спускать особенно серьезные проявления этого нельзя, но и не стоит устраивать скандалы, которые могли бы привести к расколу внутри семьи.
- Говорите открыто даже на сложные темы. Многие родители стесняются обсуждать с детьми вопросы сексуального воспитания, контрацепции, половой гигиены. При этом в школе это тоже запрещено. Как результат – учителями становятся не слишком подходящие для этого люди. Лучше самому говорить с ребенком на такие темы – это дополнительно укрепляет доверие.
- Относитесь к желаниям подростка с вниманием и уважением. Если он начал слушать какую-то музыку, которую вы не понимаете или примкнул к субкультуре – в этом нет ничего страшного. Поощряйте культурное развитие, будьте открытыми и не давите своим авторитетом.
- Не забывайте о профессиональной психологической помощи. Школьные психологи обычно не справляются со своей задачей, потому может потребоваться привлечь стороннего специалиста. Главное – не относиться к этому скептически. Хороший психолог действительно помогает ребенку разобраться в себе, устранить множество фобий, которые очень часто преследуют людей на протяжении всей жизни.
Очень важно быть для своего ребенка надежным товарищем, другом, а не только родителем. Создание доверительной обстановки внутри семьи играет решающую роль в деле правильного прохождения пубертатного периода. В отрыве от психологии, мы также советуем вам обратить внимание на физическое развитие ребенка. Иногда может потребоваться консультация с врачом – терапевтом, гинекологом, эндокринологом. Это нужно в случае, если вы замечаете заметное отставание в созревании от обычных временных рамок, которые прописаны для этого периода. Не бойтесь обращаться за компетентной помощью, потому что это сильно поможет подростку во взрослой жизни.
Подростковый кризис у девочек и мальчиков
Содержание статьи
- Физиологические причины
- Психология подросткового кризиса
- Фазы подросткового кризиса
- Проявления в подростковом возрасте
- Особенности протекания у девочек и мальчиков
- Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
- скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
- головокружения, головные боли;
- слабая концентрация, рассеянное внимание;
- учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
- одышка;
- обморочные состояния;
- быстрая утомляемость;
- повышенная возбудимость, расстройства сна.
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
- Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
- Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
- Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
- Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
- Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
- Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
- Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
- Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
- Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
- Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
- Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
- Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
- Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
- Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
- Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
- Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
- Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
- Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
- Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
- Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
- Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
- Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Записаться на прием
Запись через сайт является предварительной.
Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.
Указать время
Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30
Указать специалиста
Cпециалист– не знаю –ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург
Подробнее о гарантии качества медицинских услуг
Глава 1: Несовершеннолетние правонарушители женского пола Почему потребности девочек отличаются? Подростковый возраст — это трудный период для многих девочек, даже для тех, у кого есть сильная страховочная сеть поддержки дома и в школе. Физические изменения полового созревания совпадают с огромными эмоциональными и психологическими проблемами (Brooks-Gunn & Reiter, 1990). В подростковом возрасте девочки начинают отделяться от своих семей, отстаивать свою идентичность, отождествлять себя со сверстниками, пересматривать свои отношения с заботливыми взрослыми, исследовать свою сексуальность, развивать собственное моральное и этическое чувство и готовиться к ответственности и вызовам жизни. совершеннолетие. Это редко бывает гладкой или легкой метаморфозой. Стойкий сексизм делает подростковый возраст более запутанным для девочек, создавая смешанные представления о ценности и роли женщин в обществе. Например, девушки могут сравнивать свою внешность с изображениями «идеальной» женской красоты в СМИ. Отсутствие женских образцов для подражания может сделать их мечты о будущей карьере в областях, где доминируют мужчины, казаться нереалистичными. Культура подросткового возраста «требует, чтобы, несмотря на то, что молодые женщины могли добиться успеха, они должны быть осторожны, чтобы не выглядеть слишком умными, иначе у них не будет бойфренда» (Мэрилендский департамент ювенальной юстиции, 19 лет). 95). Девочки могут отреагировать, заглушая свои собственные чувства и обращаясь к другим за подтверждением (Taylor, Gilligan, & Sullivan, 1995; Brown, 1991). Растущее количество исследований подтверждает падение самооценки и снижение уверенности в себе у многих девочек-подростков (Miller, et al., 1995; Girls Incorporated, 1996; Albrecht, 1994). Только недавно исследователи сосредоточились конкретно на развитии девочек-подростков.
Когда к и без того пугающим задачам женского подросткового возраста добавляются другие факторы риска, результаты могут быть ошеломляющими, толкая некоторых девочек к правонарушениям. Хотя исследований правонарушений среди девочек по-прежнему недостаточно, некоторые исследователи сосредотачиваются на «пути развития правонарушений» (Belknap & Holsinger, 19). 98). Точно так же, как девочки и мальчики развиваются по-разному физически и эмоционально в подростковом возрасте, их пути к правонарушениям также часто зависят от пола. Проблемы, с которыми сталкиваются девочки и молодые женщины, можно рассматривать как часть континуума развития, связывающего ранние проблемы (такие как семейная дисфункция, жестокое обращение, потеря основного опекуна и другие травмы) с более поздними поведенческими проблемами (Комиссия штата Орегон по делам детей и молодежи). , 1990). В подростковом возрасте, когда девочки переходят во взрослую жизнь, могут возникнуть нерешенные проблемы с более ранних стадий их развития. Неполная привязанность в младенчестве, сексуальное насилие в детстве, неудачные отношения со взрослыми и другие проблемы могут привести к неспособности формировать позитивные отношения, отсутствию самоуважения, игнорированию вопросов физического здоровья и сексуальности, а также низкой самооценке (Комиссия штата Орегон). по работе с детьми и молодежью, 1990). Злоупотребление психоактивными веществами в молодом возрасте также может прервать психосоциальное развитие девочки. Как заметил один исследователь: «Нередко 16-летняя девушка регистрируется в программе лечения наркомании по месту жительства, когда в ее рюкзаке спрятаны и ее работы (игла и шприц), и потрепанная мягкая игрушка». (Акока, 1995). Чтобы понять пути развития, которые могут привести девочек к правонарушениям, это может помочь рассмотреть, что нужно девочкам для здорового развития, а также признать проблемы, которые могут подвергнуть их большему риску правонарушений. Например:
Сексуальное и/или физическое насилие: Девочки в три раза чаще подвергались подверглись сексуальному насилию в детстве (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 1996 г.). Среди женщин-правонарушителей примерно 70% в прошлом подвергались сексуальному насилию (Калхун, Юргенс и Чен, 19 лет).93). В некоторых местах содержания под стражей доля девочек, подвергшихся жестокому обращению, приближается к 90 процентам. Чаще всего жестокое обращение совершается членами семьи или близкими друзьями семьи, которых считают взрослыми, которым доверяют (Davis, et al., 1997). Сексуальное насилие может иметь глубокое воздействие на девочку в подростковом возрасте, приводящее к снижению самооценки, неспособности доверять, академическая неуспеваемость, расстройства пищевого поведения, подростковая беременность и другие серьезные проблемы. Если не решить проблему сексуального насилия, девочки могут убежать или прибегнуть к алкоголю или другим наркотикам, чтобы заглушить эмоциональную боль. (Акока, 1998b) Некоторые яростно набрасываются на своих обидчиков. Злоупотребление психоактивными веществами: Злоупотребление психоактивными веществами усугубляет другие проблемы, которые может подвергнуть девушку риску правонарушений. Многие девушки, например, сообщают о том, что они находились в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием запрещенных веществ во время совершения преступных действий (Sommers & Baskin, 1994). Если девочка убегает из жестокой или неблагополучной семьи и оказывается на улице, она, скорее всего, будет вовлечена в употребление и/или торговлю наркотиками. Алкоголь и другие наркотики могут ослабить ее запреты, заставляя ее идти на риск, который может привести к незапланированной беременности и/или заражению венерическими заболеваниями. Исследования показывают, что среди женского населения злоупотребление психоактивными веществами сосуществует с другими проблемами, такими как психические заболевания и неуспеваемость, значительно чаще, чем среди мужчин (Rotheram-Borus, 19). 93).
Плохая успеваемость: Наиболее значимым фактором риска раннего начала правонарушений является плохая успеваемость (Dryfoos, 1990; Yoshikawa, 1994; Greenwood, et al., 1996). Непропорционально большое количество (26 процентов) несовершеннолетних правонарушителей женского пола имеют проблемы с обучаемостью (Министерство юстиции США, 1994 г.). К моменту поступления в систему они могут отставать от своих сверстников как минимум на один класс. Возможно, у них выработалось негативное отношение к учебе и неуверенность в себе относительно своей способности овладеть академическими навыками (Бергсманн, 19 лет). 94; «Гёрлз Инкорпорейтед», 1996). Девочки, являющиеся несовершеннолетними правонарушителями, могли в прошлом реагировать на трудности в учебе тем, что пропускали школу или вообще бросали учебу (Bergsmann, 1994; Hugo & Rutherford, 1992). Или, если они продолжали учиться в школах, которые не отвечали их потребностям, они могли «закрыться» в классе, усвоив свое разочарование и предполагая, что они «не могут учиться». Мальчики, испытывающие трудности в обучении, более склонны к разрушительным действиям, выражая свое разочарование вовне (Американская ассоциация университетских женщин, 19 лет).91). Как только они попадают в систему ювенальной юстиции, эти девочки снова оказываются в классе. Они могут значительно отставать от уровня своего класса. Некоторые девочки, у которых есть история академической неудачи, могут отреагировать неповиновением или гневом, если их заставят вернуться в класс. Поскольку неуспеваемость в учебе так тесно связана с неполной занятостью и безработицей, это фактор риска, который необходимо учитывать для женщин-правонарушителей, если они хотят избежать жизни с ограниченными возможностями. Потребности в области психического здоровья: Девочки, которые справляются с такими серьезными проблемами, как сексуальное насилие, злоупотребление психоактивными веществами, семейные проблемы и/или неуспеваемость, могут испытывать депрессию, расстройства пищевого поведения и другие проблемы с психическим здоровьем. Более половины молодых женщин в учебных заведениях сообщали о попытках самоубийства; из них 64 процента пытались покончить с собой более одного раза (Bergsmann, 1994). Социальные факторы: Девочки и мальчики не попадают в беду по одним и тем же причинам, теми же способами или с той же скоростью. К ним также не относится и система ювенальной юстиции, предназначенная для мальчиков. Поскольку ресурсы сообщества для девочек скудны, а система ювенальной юстиции считает необходимым «защитить» девочек, непропорционально большое количество девочек направляется в государственные учебные заведения, часто за нарушения статуса. С правонарушителями из числа этнических меньшинств обращаются более сурово, чем с белыми девушками. Как для мальчиков, так и для девочек чернокожие правонарушители чаще, чем белые правонарушители, получают штраф. более суровые меры при аресте, приемных слушаниях и в суде (Bergsmann, 1994; Chesney-Lind, 1997; Belknap, 1996; Lindgren, 1996). Бедные и зависимые афроамериканки, азиатки и латиноамериканки с большей вероятностью попадут в тюрьму, чем будут направлены. к лечению (Girls Incorporated, 1996; Сарри, 1983). Афроамериканки составляют почти 50 процентов всех девочек, содержащихся под стражей, а латиноамериканки — 13 процентов (Бергсманн, 19 лет).94). Белых девочек чаще направляют в психиатрические учреждения, чем в учреждения ювенальной юстиции (Federle & Chesney-Lind, 1992). В дополнение к факторам риска, влияющим на многих молодых женщин-правонарушителей, у некоторых девочек есть дополнительные особые потребности, в том числе: Беременность/воспитание подростков: Подростковая беременность, часто являющаяся результатом ранних сексуальных экспериментов, создает особые потребности как у матери-подростка, так и у ее ребенка (Maynard & Garry, 1997). Для молодой матери родительство в раннем возрасте может помешать обычным проблемам подросткового возраста, таким как развитие личности (Corley & Chase-Lansdale, 19 лет).98; Апфель и Зейтц, 1996). Матери-подростки с большей вероятностью бросают школу, что ограничивает их будущие шансы на трудоустройство и повышает вероятность того, что они будут жить в нищете (Robin Hood Foundation, 1996). Кроме того, по крайней мере половина матерей-подростков, родивших впервые, снова беременеют в течение года после первых родов. Ребенок родителя-подростка уязвим для жестокого обращения и пренебрежения. Дети матерей-подростков в два раза чаще становятся жертвами жестокого обращения с детьми и безнадзорности, чем дети взрослых матерей (Robin Hood Foundation, 19).96). Поскольку по крайней мере 70 процентов девочек в системе правосудия сами подвергались жестокому обращению, это становится проблемой, которая охватывает поколения. Наконец, сыновья матерей-подростков в 2,7 раза чаще попадают в тюрьму, чем сыновья взрослых матерей (Maynard & Garry, 1997). Членство в бандах: Поскольку мальчики и юноши долгое время доминировали в бандитской культуре, исследователи не спешат понять, почему девушки вовлекаются в банды и с какими рисками они сталкиваются из-за членства в бандах. Исследователи считают, что женщины играют преимущественно сексуализированную роль или играют лишь второстепенную роль по отношению к членам банды-мужчины (Chesney-Lind & Brown, в печати). Хотя число девушек, вовлеченных в банды, остается относительно небольшим (3,6 процента молодых людей, идентифицированных правоохранительными органами как члены банд, составляют женщины) (Chesney-Lind & Brown, в печати), банды действительно представляют определенный риск для молодых женщин (Семья и молодежь). Бюро услуг, 1993; Шпергель, 1992). Кажется, что девушек привлекают банды из-за стремления к безопасности или власти, а также из чувства принадлежности (Molidor, 1996; Campbell, 1990). Исследования женщин-членов преступных группировок показывают, что многие из них прибыли из домов, в которых высок уровень сексуального насилия, насилия в семье и семейных диспропорций (Molidor, 1996). Выросшие в бедности, изолированные от основного экономического потока, маргинализированные из-за расы, класса и академической неуспеваемости, девочки, которые, скорее всего, присоединятся к бандам, как правило, безнадежны в своем будущем (Bjerregaard & Smith, 19).93). Однако членство в бандах не дает девочкам безопасного убежища, а подвергает девочек-подростков повышенному риску виктимизации и насилия. С девушками часто обращаются как с сексуальной собственностью членов банды-мужчины. Во время инициации девочки могут быть избиты, подвергнуты сексуальному насилию или групповому изнасилованию. Будучи членами банд, девочки сталкиваются с повышенным риском незащищенного секса, сексуального насилия, подростковой беременности, злоупотребления психоактивными веществами и самоубийства (Morris, Harrison, Knox, Tromanhauser, Marques, & Watts, 1995; Family and Youth Services Bureau, 19).93). Кроме того, участие банды усложняет или препятствует способности девочки выполнять задачи развития подросткового возраста (Chesney-Lind & Brown, в печати). Пребывание в банде может потребовать, чтобы девушка терпела продолжающееся физическое или сексуальное насилие, подавляя свой гнев, обиду, унижение и стыд. Некоторые девочки со временем сами становятся виновниками насилия. Раннее начало полового созревания: Девочки, достигшие половой зрелости раньше нормы, могут чувствовать себя неловко, отчужденно или «отличаться» от сверстников, к которым они хотят принадлежать. Некоторые могут отыграться, участвуя в ранних сексуальных экспериментах, злоупотребляя психоактивными веществами или совершая правонарушения (Caspi, Lynam, Moffitt & Silva, 19 лет).91). Альтернативный образ жизни: Проблемы, с которыми сталкиваются девочки-лесбиянки в системе ювенальной юстиции, не были должным образом исследованы (Savin-Williams, 1995). Однако имеющиеся ограниченные исследования показывают, что молодые лесбиянки, геи и бисексуалы подвержены проблемам с психическим здоровьем (D’Augelli & Dark, 1994; Rotheram-Borus & Fernandez, 1995). Кроме того, девочки-лесбиянки могут чувствовать себя отверженными из-за своей сексуальной ориентации в период их подросткового развития, когда у них есть потребность принадлежать и быть принятыми. Они подвержены повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами и самоубийства. Риск суицида для подростков-лесбиянок в три раза выше, чем для их гетеросексуальных сверстников (Гибсон, 19 лет).89; Коалиция действий женщин, 1993 год). Некоторые девочки, открыто заявляющие о своей сексуальной ориентации, сообщают об усилении конфликтов дома и в школе (Rofes, 1994). Некоторые девочки убегают или вынуждены уйти членами семьи, которые не одобряют их образ жизни. Девочки-лесбиянки, которые становятся правонарушителями, также сообщают, что чувствуют себя отчужденными в системе правосудия. Кроме того, они уязвимы для преступлений на почве ненависти или другого насилия из-за своей ориентации (Savin-Williams, 1995; D’Augelli & Dark, 1994; Herek, 1989).).
|
Подростковый возраст | Психология сегодня
Половое созревание, Подростки
Отзыв от Psychology Today Staff
Подростковый возраст — это переходный этап от детства к взрослой жизни, который происходит в возрасте от 13 до 19 лет. Физические и психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, часто начинаются раньше, в предподростковом или «подростковом» возрасте: в возрасте от 9 до 12 лет.
Содержимое
- Что такое подростковый возраст?
- Разговор с подростками
- Психическое здоровье в подростковом возрасте
Что такое подростковый возраст?
Подростковый возраст может быть временем как дезориентации, так и открытий. Переходный период может поднять вопросы независимости и идентичности; по мере того как подростки развивают чувство собственного достоинства, они могут столкнуться с трудным выбором в отношении учебы, дружбы, сексуальности, гендерной идентичности, наркотиков и алкоголя.
У большинства подростков довольно эгоцентричный взгляд на жизнь; состояние ума, которое обычно уменьшается с возрастом. Они часто сосредотачиваются на себе и верят, что все остальные — от лучшего друга до близкого увлечения — тоже сосредоточены на них. Они могут бороться с неуверенностью и чувством осуждения. Отношения с членами семьи часто уступают место группам сверстников, романтическим интересам и внешнему виду, которые подростки воспринимают как все более важные в это время.
Переход может естественным образом привести к беспокойству по поводу физического развития, развития отношений с другими и своего места в большом мире. Легкая тревожность и другие проблемы типичны, но серьезные психические расстройства также возникают в подростковом возрасте. Лечение расстройства на ранней стадии может помочь обеспечить наилучший возможный результат.
Каковы этапы подросткового возраста?
Этапы подросткового возраста включают ранний подростковый возраст от 10 до 14 лет, средний подростковый возраст от 15 до 17 лет и поздний подростковый возраст от 18 до 24 лет. Каждый этап включает в себя различные проблемы для подростков и требует различных ответов от родителей.
Какова цель подросткового возраста?
Целью подросткового возраста является психологическое и социальное превращение ребенка во взрослого человека. Разрыв детской привязанности и безопасности позволяет детям обрести свободу и ответственность, чтобы развить независимость и отличаться от своих родителей и детства, чтобы установить свою собственную уникальную идентичность.
Почему половое созревание так сложно?
Почему подростки принимают неверные решения и рискуют?
В рискованном поведении подростков часто обвиняют гормональные изменения, но отношения также играют ключевую роль. Подростковые годы посвящены созданию дружеских отношений, которые могут служить людям на всю жизнь. В том же духе исследования показывают, что подростки мотивированы признанием сверстников больше, чем восприятием взрослых — к лучшему или к худшему.
Как меняется сон в подростковом возрасте?
Как мне поговорить с моим подростком?
Открыто говорить с подростками об изменениях, которые они переживают, может быть сложной задачей для любого родителя, особенно учитывая изменения в отношениях между родителями и детьми в это время.
Важным компонентом общения с подростками является помощь им в понимании того, что их ждет впереди. Объяснение того, как изменится их тело, чтобы они не были застигнуты врасплох, может уменьшить тревогу ребенка. Помимо физических изменений, родители могут начать разговор о социальных изменениях и изменениях образа жизни, которые сопровождают подростковый возраст. Обсуждение последствий важных решений, таких как секс или эксперименты с наркотиками, может побудить подростка задуматься о своем выборе.
Умение слушать — мощный, но недооцененный инструмент. Родители часто ориентируются на директивы и решения. Но если отбросить эти склонности и просто слушать подростка, отношения могут укрепиться. Задавание конкретных или любопытных вопросов может заставить ребенка чувствовать, что его осуждают, и поэтому он не решается говорить открыто и честно. Внимательное слушание показывает интерес, одобрение и поддержку. Это также увеличивает шансы того, что подросток доверится родителям, когда это необходимо. Активное слушание создает близость и доверие, одновременно позволяя подростку осмыслить свой опыт.
Как сохранить близкие отношения с подростком?
Развитие независимой идентичности в подростковом возрасте требует экспериментов с новыми отношениями и занятиями, при этом получая свободу от родителей. Но вы все еще можете поддерживать близкие отношения, несмотря на этот процесс. Выражайте интерес и задавайте вопросы о новых увлечениях вашего подростка. Приветствуйте своих друзей и обеспечьте семейную структуру. В дисциплинарных ситуациях критикуйте выбор, а не характер.
Как мне поговорить с подростком о здоровом сексе?
Покажите, что вы открыты для обсуждения чего угодно, например, сексуального здоровья, порнографии, удовольствия и любви. Во время этих разговоров слушайте открыто и не осуждая. Закрытие уязвимого подростка негативом или осуждением может привести к стыду и страху. Открытость побуждает их доверять вам будущие вопросы и развивать здоровые отношения с сексом.
Как поговорить с подростком о наркотиках и алкоголе?
Большинство подростков экспериментируют с алкоголем, наркотиками и курением. Но родители могут информировать о выборе, который они делают, под руководством, например, что решение об употреблении должно быть преднамеренным, а не автоматическим и личным выбором, а не под давлением общества. Родители должны обсуждать эту тему открыто, честно и постоянно.
Как я могу поддержать подростка, когда он расстроен?
Поощряйте их делиться своими чувствами, чтобы облегчить эмоциональное бремя, даже если это не с вами. Изучение причин своего несчастья также может побудить их к действию: если им скучно, возможно, они найдут новое хобби или спорт. Подростковый возраст может быть эмоциональным периодом, но эти и другие идеи могут помочь.
Как меняется психическое здоровье в подростковом возрасте?
Многие психические расстройства, с которыми люди сталкиваются во взрослом возрасте, начинают проявляться в подростковом возрасте. На самом деле, по данным Министерства здравоохранения и социальных служб, у каждого пятого молодого человека есть диагностируемое расстройство.
Тем не менее, подростки также могут бороться с тревогой, депрессией и другими формами дистресса, которые соответствуют развитию и не обязательно будут терпеть. Трудно понять, когда проблема заслуживает клинического внимания, но если есть сомнения, лучше всего обратиться к школьному консультанту или другому психологу.
Родители могут помочь, научившись определять ранние предупреждающие признаки расстройства, которым они обеспокоены, и не боясь спрашивать о мыслях и переживаниях своего ребенка. Борьба с психическими расстройствами и ранний доступ к лечению могут предотвратить увеличение тяжести или продолжительности расстройства. При своевременном обращении большинство состояний можно контролировать или лечить эффективно.
Почему современные подростки так напряжены и обеспокоены?
Как помочь тревожному подростку?
Родители могут позаботиться о своих подростках, предлагая сочувствие и непредвзятую поддержку — сосредоточьтесь на их понимании, а не на осуждении. Подростки достигают большего, если их не заставляют быть совершенными, поэтому родители могут не выражать потребность в совершенстве. Также полезно поддерживать отношения и поощрять их отношения с другими заботливыми взрослыми, такими как учителя и наставники.
Насколько распространены психические расстройства в колледже?
По крайней мере, каждый третий первокурсник колледжа соответствует критериям психического расстройства, показывают исследования. Возникновению психических заболеваний в это время может способствовать целый ряд факторов: поступление в колледж, детская травма, биологические изменения, финансовый стресс, академическое давление, недостаток сна, социальная изоляция и неуверенность в будущем.
Как я могу помочь студенту колледжа получить доступ к психиатрической помощи?
Поощряйте вашего ребенка обращаться в университетские психиатрические службы. Если университет не может обеспечить лечение из-за высокого спроса, ваш ребенок может рассмотреть возможность встречи с другими медицинскими работниками в кампусе, такими как врач или практикующая медсестра, попросить куратора кампуса помочь найти уход за пределами кампуса и начать дистанционную терапию.