Разное

Подростковая раздражительность: Подростковая нервозность и раздражительность: страхи и защитная агрессивность

Подростковая агрессия: причины появления и профилактика

Главная

Полезные материалы

Подростковая агрессия: причины появления и профилактика

15.10.2020

© depositphotos.com

В подростковом возрасте дети становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях эмоциональные перепады могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. И если подросток остаётся один на один со своим бунтарством, оно может привести его в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.

О том, какие факторы могут спровоцировать агрессивное поведение подростков и почему интернет – не самая главная опасность в жизни ребёнка, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Кирилл Хломов.

 

– Каковы основные причины подростковой агрессии?

– Для подросткового возраста характерно рисковое поведение. Один из маркеров, который на это указывает, – высокая смертность по причинам, не связанным с заболеваниями именно в этот возрастной период. Рисковое поведение тесно связано с агрессией. Также оно может быть связано с депрессивными и негативными эмоциональными состояниями. Если мы понимаем агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам, и в целом существованию человека в обществе, то одна из причин агрессивного подросткового поведения может быть объяснена фрустрационной теорией агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению. Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы.

Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции. 

– Как правильно работать с подростковой агрессией?

– Существуют разные формы агрессивного поведения подростков, как просоциальные так и антисоциальные. Занятия боксом, социальный активизм, бурное участие в различных общественных акциях, вовлечённость в футбольные фанатские движения – все эти проявления могут являться формами просоциального или антисоциального агрессивного поведения. По классификации агрессивного поведения А. Басса, были выделены такие формы: физическая, косвенная, негативизм, зависть, ненависть к окружающим, подозрительность, вербальная агрессия, манипуляции при помощи чувства вины. Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество.

И в работе с подростковой агрессией всё зависит от того, с какой формой мы планируем работать. В каждом случае важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе, всегда есть социальный контекст, в котором она проявляется. Есть ситуации, в которых агрессия объективно может быть чем-то необходимым. Возьмём, к примеру, такие истории, когда подростки участвуют в спортивных мероприятиях, боксе, фехтовании, и т.д. В этом конкретном случает физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечён в деструктивную деятельность, но потом переключился на спортивное поведение, то это тот случай, когда происходит преобразование антисоциальной агрессии в просоциальную, удачный пример социального или педагогического воздействия.

Второе, что мы обязательно рассматриваем для работы с подростковой агрессией, это социальная среда, в которой ребёнок находится. Сюда входит и семья как фактор, уникальный для каждого подростка, и школа, и то окружение, в котором растёт подросток вне дома. Все эти факторы сильно влияют на формирование агрессивного поведения, и от них зависит, в какой форме оно проявится. Учитывая вышеперечисленные факторы, в целом необходимо вести комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу, направленную на развитие соответствующих социальных компетенций и формирование адекватного поведения.

– Каким образом подростковая агрессия находит выход в молодёжных субкультурах?

– Во-первых, стоит учитывать, что одной из важных задач в подростковом возрасте является построение отношений со сверстниками и эксперименты с социальными ролями. Очень много потребностей и задач подростки реализуют в общении со сверстниками. Имеющее в том числе и социальную природу агрессивное поведение сильно зависит от отношений со сверстниками и факторами социальной среды.  В основном социальное развитие подростка происходит в школе, однако если ребёнок не находит там возможностей для этой реализации, он ищет другую территорию для решения этой задачи. Как показывает практика, дети, принимающие активное участие в школьной жизни, в школьных мероприятиях, в меньшей степени оказываются вовлечены в деструктивные сообщества.

Если подросток не находит признания и понимания среди сверстников, не может выстроить с ними отношения, в которых он особенно нуждается в подростковом возрасте, например, в школьной среде, риск быть вовлечённым в какую-либо субкультуру, где он будет самоутверждаться через агрессию и деструктивное поведение, может возрастать.

– Какие именно субкультуры способствуют большему развитию агрессии у подростков?

– Здесь нельзя выделить что-то определённое, какую-то одну определённую субкультуру. Есть несколько криминальных субкультур или субкультуры, связанные с «околофутбольной» средой, скорее хулиганские или радикальные, экстремистские социальные среды, поддерживающие определённые формы проявления агрессии. На мой взгляд, субкультура – это лишь форма для выражения агрессии. Субкультура может способствовать тому, что агрессия будет направлена против чего-то или кого-то, предлагает некоторую цель.  Она способствуют тому, что агрессивное поведение становится антисоциальным, но не является причиной возникновения агрессивного поведения.   

– На чем должна быть основана профилактика подростковой агрессии?

– Эффективная профилактика в первую очередь должна быть основана на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальной работы, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна включать в себя множество элементов, одни из которых связаны с социальными сетями, с поведением в интернет-пространстве, другие – с социально-педагогическими службами в школах, третьи – с социальной и психологической работой с семьей,  четвёртые – с доступностью психологической, психиатрической и медицинской помощи, пятые – с судебной и правоохранительной системами. Все эти элементы должны выстраиваться в одну систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества и динамичных изменений.

Невозможно разработать одну единственную профилактическую программу агрессивного поведения, внедрить её, и она будет 20 лет приносить результаты. Система профилактики рискового поведения требует модификации каждые несколько лет, так как и общество тоже меняется достаточно быстро.

– Верно ли считать, что интернет в основном негативно влияет на развитие личности подростка?

– Интернет – это глобальное явление в человеческой жизни, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, как и любое другое явление такого масштаба. И если рассматривать различные научные исследования, мы увидим, что нет однозначного негативного влияния интернета на развитие подростков. Неудачными оказываются крайности: когда ребенок совсем не пользуется гаджетами, он оказывается близок к социальному исключению; когда ребенок чрезмерно пользуется интернетом, возникает зависимость. И то, и другое начинает негативно влиять на его развитие. Однако сам интернет не может быть источником рисков, он может их только усиливать, предлагать формы для рискованного поведения, делать их доступнее.

В отдельном случае подросток может встречаться с агрессивным поведением других людей: интернет также является социальной средой, и ребёнок может стать жертвой мошенников или грумминга. Но основными источниками угроз, которым подвержен подросток, в том числе и в виртуальном мире, могут быть, например, неудовлетворённые потребности в общении и развитии, близкая социальная среда, семья и школа, в которой он находится, структура его личности и умение справляться со стрессом.


Теги:

подросткибезопасность детей

Подростковая агрессия. Причины, особенности, диагностика, профилактика и советы

Что нужно знать родителям о «трудных» подростках

Однажды это происходит: милого малыша подменили, был ласковым котенком, превратился в колючего дикобраза. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть: с одной стороны подросток, с другой – родители. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть глубже.

У одних детей период подростковой агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, у третьих затягивается до 17. Но он наступает неизбежно в подростковом возрасте. И лучше быть к нему готовым.

В детской психологии описаны разные проявления агрессии. Это не только драки и стычки со сверстниками. Грубость, хамство, жестокость, причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить шрамы, татуировки), демонстративное поведение. Даже участие в неформальных подростковых группах – это одна из форм агрессии. Принято говорить о трудных подростках. Страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебной деятельности.

Причины подростковой агрессии
И три аксиомы для родителей

1. Ребенок не родился подростком!

Человек переживает кризис, скачок роста, этап взросления, когда он начинает искать и осознавать свою роль в социуме. Возраст, когда жизненно необходимы авторитеты. В семье и за её пределами.

Семья и воспитание – мост, по которому ребенок переходит из одного возраста в другой. Этот мост родители начинают строить с раннего детства. Чем он прочнее, тем быстрее и легче ребенок «перемахнет» через трудности в подростковом возрасте.

В детской психологии известен «эксперимент Джонса», проведенный группой исследователей в 1979 году. Психологи в лабораторных условиях оценивали поведение детей в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Ученым было важно понять, как общаются эти дети со своими мамами и с другими детьми.

Отмечали время реакции матерей на плач или просьбы о помощи своих детей, как быстро брали их на руки или иначе проявляли внимание и заинтересованность. Фиксировали и уровень агрессивности малышей: как часто они кого-то ударяли, кусали, толкали, отбирали чужие игрушки.

Дети, чьи мамы не спешили приходить на помощь, вели себя более агрессивно, чем тем, чьи мамы были чуткими и внимательными.

Не забывайте и про физиологию: подросток переживает гормональную перестройку, взрыв, который неизбежно сказывается на его поведении. Мамы, представьте, если бы вас ругали за ПМС. Глупо, правда?

2. Хуже подросткового кризиса его отсутствие

Мы договорились, что подростковая агрессия как форма подросткового кризиса – этап взросления. Этап освоения и узнавания себя: Кто я? Где мое место? Какую роль я играю? Насколько я могу справляться с кризисами? Как я выхожу из конфликтов? И проявления подростковой агрессии встречаются и в семье, в школе при общении со взрослыми, и в кругу сверстников, в подростковой среде.

Но агрессия для ребенка как способ справиться со страхами, защитить свое мнение, адаптироваться в новой социальной среде. То есть агрессия может быть естественной, необходимой и «вредной». Задача – направить изменения в мирное русло.

3. Агрессию нужно принять, но не игнорировать

Две крайности.

В первом случае взрослые болезненно реагируют на проявления подростковой агрессии. Всплывают шаблоны, которые усугубляют конфликт.
«Мал на мать кричать!»
«Посмотрите, умный нашелся!»
«Уматывай! Потом на коленях обратно приползешь!»
«Ты меня в могилу загонишь, неблагодарный!»

Протест ведет к протесту – и так по кругу.

Во втором случае родители начинают игнорировать проявления подростковой агрессии. Из лучших, конечно, побуждений.
«Все мы такими были!»
«Он это перерастет, с возрастом пройдет»
«Перебесится»

Почему это неправильно?

Поведение подростка – это просьба о помощи, которую он не может выразить иначе.

Если полностью игнорировать его поведение, рискуете сломать хрупкую самооценку ребенка: «я никчемный, меня здесь никто не понимает».

Если он не научится преодолевать конфликты сейчас, в подростковом возрасте, дальше это сделать сложнее.

Родителям нужно найти золотую середину: не игнорировать, но и не реагировать слишком бурно на деструктивное поведение ребенка. На агрессию не стоит отвечать агрессией. Когда ваш ребенок был маленьким, вам говорили, как важно быть для него другом, наставником, опорой. Сейчас ничего не изменилось.

С возрастом агрессивное поведение не пройдет само собой. Оно трансформируется во что-то другое. Подросток может выращивать в себе агрессию или, наоборот, уйдет в себя, закроется, превратится в социофоба.

Как распознать подростковую агрессию?

Обычно под агрессией мы понимаем любое деструктивное поведение. Но ошибочно полагать, что это только физические проявления. Понаблюдайте за своим ребенком, есть ли в поведении что-то из нижеперечисленного.

Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это как раз драки и физические столкновения с кем-либо.

Раздражение: грубость и вспыльчивость.

Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева и раздражительности. Ребенок при любой острой ситуации (или даже, казалось бы, на ровном месте) кричит, угрожает, прибегает к шантажу («уйду из дома», «выпрыгну из окна»).

Косвенная агрессия, направленная на объект, жертву: злобные шутки, троллинг, сплетни.

Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.

Особенности подростковой агрессии: спусковые крючки

Психологи выделяют ряд факторов, они, как питательная среда для микробов. Ищите их в семье, личной жизни (а у подростка она уже есть!), в душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стресс, переутомление, болезнь, неправильное питание и режим дня).

Ребенок проявляет агрессию, когда страшно: что его не любят, не понимают, что он один в этом мире.

Когда не видит другого способа самоутвердиться, привлечь внимание.

В противоположность предыдущему пункту: гиперопека и повышенный контроль.

Неуверенность в себе.

Подросток агрессивен, если в доме неблагоприятная эмоциональная среда, если агрессивное поведение – норма для членов семьи.

Агрессивная медиа-среда: чрезмерное увлечение компьютерными играми, в том числе.

Высокий уровень агрессии в подростковых социальных группах наблюдается у лидеров и отверженных. Для первых это способ отстоять интересы, для вторых – защитить границы. То есть природа возникновения агрессии в этих случаях схожа – защитить себя.

Как бороться с подростковой агрессией: советы родителям

Бороться – не совсем верное в данном случае слово, но родители употребляют именно его. Бороться надо не с ребенком. Это не война. Подростковый период – сложное время для всей семьи. Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик подростка, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми. Так вам удастся корректировать и поведение ребенка.

Профилактика подростковой агрессии

Позвольте подростку решать быть самостоятельным, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.

Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.

Хорошо, если у подростка будет увлечение, хобби. Например, спорт или занятия танцами, которые направляют энергию подростка в мирное русло. Хвалите его за достижения и старание, поддерживайте. Даже если вам занятие кажется пустяковым.

Поговорите с подростком о его жизненных целях. Только не через нотации, пусть это будет доверительная беседа. Расскажите, каким подростком были вы: отличная терапия – признать «ты и я: мы с тобой одной крови».

Выстраивайте доверительные отношения.

В семьях, где вопрос доверия не стоит, уровень агрессии будет ниже. Ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.

Часто агрессивным поведением подросток мстит родителям. Не спешите говорить: «Мы идеальные родители, плохого ему не сделали!». Так вы отрицаете право ребенка на его внутренний мир. Попробуйте ответить: за что? Если ответите честно, поймете, как помочь ребенку справиться.

Если вы чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, не бойтесь прийти за помощью к психологу. Но не преподносите это ребенку так, будто он болен и его надо лечить. Попытайтесь объяснить, что поход к психологу нужен, чтобы попытаться услышать друг друга и наладить отношения. Психолог поможет диагностировать причины подростковой агрессии и наметит маршрут коррекции.

Это как подъем в гору: подготовленному человеку, со всем необходимым снаряжением проще забраться на вершину и преодолеть препятствия, чем тому, кто привык сидеть на диване, вдруг встал и в домашних тапочках собрался покорить гору. Выстраивайте с детьми крепкие и добрый отношения с детства, чтобы подростковый трудный возраст преодолеть с наименьшими потерями.

Книги о подростковой агрессии

• «Агрессия» — Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон
• «Подростковая агрессия» — Альберт Бандура, Ричард Уолтерс

Подробнее о причинах возникновения подростковой агрессии и о том, как с ней справиться, смотрите в интервью с педагогом, детским психологом Светланой Тращенковой на нашем YouTube-канале

Детский психолог в Москве

Автор: Виктория Айзикович
Редактор: Любомудрова Юлия

Подростковое поведение: нормальная капризность или тревожный знак?

Типичный подросток описывается как капризный, усталый, раздражительный, замкнутый и злой. Исследования показывают, что 11% подростков имеют диагностируемое депрессивное расстройство, и только каждый пятый получает помощь. Итак, как родители могут определить, когда у их подростка нормальная капризность, а когда она переросла в депрессию и нуждается в лечении?

Подростки становятся раздражительными, поскольку начинают формировать личность отдельно от своих родителей

Когда это происходит, подростки хотят дистанции и уединения и занимают оборонительную позицию, когда их спрашивают, что они делают. Хотя это неудобно для родителей, нормальные подростки используют защиту, чтобы достичь и поддерживать чувство обособленности. Хотя эти подростки протестуют против того, чтобы проводить время с родителями и семьей, они по-прежнему любят проводить время с друзьями и заниматься здоровыми делами вне дома. Подростки, которые злы, грустны и хронически отстранены от семьи и друзей, могут испытывать трудности.

Подростки склонны к драматизму.

Казалось бы, незначительные события, такие как плохие оценки за тесты, могут привести к тому, что подросток станет слишком расстроенным. Все еще развивая навыки управления эмоциями, подростки легко переполняются драматичным выражением лица. Если реакции подростка связаны с конкретными событиями и длятся всего несколько дней, это, вероятно, нормально. Если эмоции продолжаются или подросток выглядит хронически грустным или тревожным, это может сигнализировать о чем-то более серьезном, чем обычное подростковое беспокойство.

При оценке наличия проблемы может быть полезным рассмотрение трех аспектов опыта подростка:

1. Уровень нарушения повседневной жизни из-за мыслей и чувств подростка
  • Легкая: Мысли и чувства, которые дрейфуют через жизнь подростка и «приходить и уходить», не вмешиваясь в его повседневную деятельность, являются нормальными
  • Умеренная:  Эмоции, которые мешают здоровому функционированию в некоторых областях, таких как школа, дом и социальные взаимодействия, могут сигнализировать о проблеме
  • Серьезный:  Разрушительные мысли и чувства, мешающие вставать с постели или заниматься повседневными делами, и/или желание причинить себе вред или покончить с собой сигнализируют о необходимости немедленного внимания
2.
Продолжительность

Негативное или изолирующее поведение или настроения, проявляющиеся большую часть времени в течение двух недель или дольше, могут выходить за пределы нормы и должны оцениваться профессионалами.

3. Затрагиваемые области жизни

Плохое настроение, связанное с определенным событием и/или затрагивающее лишь небольшую часть жизни подростка, является нормальным явлением. Однако, если у подростка возникают трудности с функционированием в нескольких сферах жизни (например, в школе, на работе и у друзей), ситуация может быть более серьезной и должна быть оценена.

Дополнительные предупреждающие знаки

Когда подростки испытывают тревогу и депрессию, это может выглядеть иначе, чем грусть или слезы. Вместо этого вы можете увидеть признаки и симптомы, такие как:

  • Раздражительность и гнев, которые могут казаться вызывающими
  • Трудность восстановления после стрессовых ситуаций
  • Регулярная изоляция от друзей и семьи
  • Есть больше или меньше, чем обычно
  • Жалобы на трудности с засыпанием или сном
  • Жалобы на хроническую усталость и попытки как можно больше спать
  • Жалобы на головные боли, боли в животе или общие боли
  • Проявление малого интереса к ранее приятным занятиям
  • Прекращение деятельности без приобретения новых интересов взамен
  • Демонстрация трудностей с концентрацией внимания, запоминанием или концентрацией внимания
  • Отсутствие интереса к внешнему виду

Как разговаривать с подростком

Симптомы имеют множество причин и не обязательно означают, что что-то серьезно не так. Однако, если у вашего подростка начинают проявляться некоторые из этих симптомов, найдите время, чтобы поговорить с ним или с ней о том, что происходит. При разговоре с подростком важно:

  • Говорите спокойно и будьте готовы слушать
  • Не думайте, что ваш ответ является единственным ответом или даже правильным ответом
  • Старайтесь не использовать такие слова, как «всегда» или «никогда»
  • Избегайте сарказма, угроз и криков
  • Не переходить на личности
  • Работайте с подростком, чтобы найти несколько возможных решений, не требуя конкретных результатов
  • Напомните подростку, что вы в его углу, а не только он

И подростки, и их родители считают подростковый возраст трудным. Множество изменений, происходящих на этом этапе развития, затрудняют определение наличия проблемы, поэтому прислушивайтесь к своим родительским инстинктам, задавайте вопросы и принимайте меры, если вас что-то беспокоит.

Раннее вмешательство важно, так как примерно 80 % подростков, получающих лечение от расстройства настроения, реагируют на это лечение. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь обращаться к своему семейному врачу, школьному консультанту или специалистам в области психического здоровья в вашем районе.


Связанные статьи

Строители по статистике подвержены более высокому риску психических заболеваний, чем практически представители любой другой профессии. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, почти треть всех самоубийств в 2012 году были совершены работниками…

В Рождество перед тем, как начать терапию в Пайн-Рест, моя дочь не думала, что достойна жить. В том году мы оба плакали всю дорогу до нашей семейной встречи. Моя дочь страдала от высокой тревожности и была очень подавлена. Предыдущий…

Формы FASFA успешно заполнены, в колледже назначены соседи по комнате, куплены принадлежности для комнаты в общежитии, и все же… Смена ролей при отправке ребенка в колледж так же страшна и значительна, как и смена ролей, когда вы…

Категории статей и теги

ПОСЛЕДНИЕ КОНТЕНТЫ НОВОСТЕЙ, ДОСТАВЛЕННЫЕ НА ВАШ ВХОДЯЩИЕ

Подписаться на вопросы психического здоровья

Mayo Clinic Q and A: Быстрые изменения настроения в норме для подростков

  • By

    Лиза Торборг

DEAR MAYO CLINIC: Моя 13-летняя дочь стала очень капризной, что, как я понимаю, нормально для этого возраста. Но я боюсь, что она может быть в депрессии. В чем разница между типичным подростковым поведением и депрессией у подростков? Есть ли определенные вещи, на которые я должен обратить внимание, которые могут быть признаками депрессии?

ОТВЕТ: Перепады настроения — это нормально. Настроение людей обычно связано с их мыслями о событиях, происходящих вокруг них, а также о событиях в их недавнем прошлом. Реакция подростков на эти события может показаться экстремальной. Но это не обязательно сигнализирует о скрытой проблеме, такой как депрессия. Тем не менее, есть определенные симптомы депрессии, на которые следует обратить внимание. Если вы видите признаки депрессии у своей дочери, спросите ее о них и, если вы обеспокоены, запишите ее на прием к медицинскому работнику для осмотра как можно скорее.

Нередко у подростков быстро меняется настроение, а их эмоциональные реакции бывают сильными. Частично это связано с изменениями активности мозга, связанными с развитием, и с колебаниями уровня гормонов, которые происходят в организме подростка. Эти изменения также могут способствовать усилению или преувеличению подростками интерпретаций того, что происходит вокруг них. Все это может сочетаться с тем, что эмоции подростка кажутся изменчивыми или непредсказуемыми. Хотя это может беспокоить взрослых, которые заботятся о них, для многих подростков быстрые и резкие смены настроения часто являются нормальной частью их развития.

Однако в некоторых случаях эмоции и настроение могут сигнализировать о депрессии. Если грусть, раздражительность, гнев или другие тяжелые эмоции сохраняются и не проходят в течение нескольких недель, это может быть поводом для беспокойства. Если ваша дочь часто плачет без ясной причины, если она выражает чувство безнадежности или бесполезности, или если она чувствует непреодолимую вину или зацикливается на том, что она считает прошлыми неудачами, все это возможные симптомы депрессии. Это особенно верно, если то, как она себя чувствует, мешает ей выполнять обычные повседневные дела, например, вставать вовремя, ходить в школу или делать домашнее задание.

Другие симптомы депрессии у подростков могут включать потерю интереса к занятиям, которые им обычно нравятся, изменения сна и аппетита, недостаток энергии, проблемы с концентрацией внимания или принятием решений, пренебрежение своим внешним видом и употребление алкоголя или наркотиков. Некоторые подростки, находящиеся в депрессии, также могут негативно относиться к себе и будущему. Они могут нанести себе вред или иметь мысли о смерти или самоубийстве.

Если вы подозреваете, что ваша дочь переживает не только обычные взлеты и падения подросткового возраста, поговорите с ней. Расскажите ей, что вы обеспокоены, и спросите, как она себя чувствует. Если вы считаете, что она может думать о самоубийстве, спросите ее: «Ты думаешь о самоубийстве?» Некоторые родители избегают этого вопроса, потому что опасаются, что это может вызвать у ребенка мысли о самоубийстве, которых раньше не было. Это не так. Подростки знают о самоубийстве. Если они думают об этом сами, они хотят, чтобы кто-то спросил их об этом.

Даже если она не хочет навредить себе, подростку, чье поведение выходит за рамки типичных перепадов настроения в подростковом возрасте, нужна помощь. Если у вашей дочери есть симптомы депрессии, отведите ее к врачу или специалисту в области психического здоровья, который сможет оценить ее ситуацию и дать рекомендации. Этот поставщик также может помочь связать вас и вашу дочь с другими службами поддержки, такими как местные консультационные ресурсы и группы поддержки, если это необходимо.

Для получения дополнительной информации о подростковой депрессии посетите канал Mayo Clinic на YouTube (http://www.youtube.com/user/mayoclinic) и посмотрите четырехминутный видеоролик «Предотвращение самоубийств среди подростков». Позвоните на линию помощи для самоубийц и кризисных ситуаций, набрав 988 с любого телефона. — Д-р Джаррод Леффлер, Детская и подростковая психиатрия и психология, Клиника Майо, Рочестер, Миннесота

Статьи по теме

Минута клиники Майо: Сытные и полезные для сердца зимние супы

К декабрю все летние огороды были собрано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *