Разное

Подготовка руки к письму задания для дошкольников: Подготовка руки к письму: занятия и упражнения

Игры и упражнения для подготовки руки к письму. | Учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме:

Игры и упражнения для подготовки руки к письму.

Представленные рекомендации по подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями, учителями-логопедами и родителями. Известно, что недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

В рекомендациях представлены:

  • Упражнения и задания  для отработки дифференциации правых и левых частей тела.
  • Упражнения по развитию  ориентации в окружающем пространстве и на плоскости.
  • Упражнения и карточки-задания по подготовке руки к письму.
  • Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
  • Игры для развития мелкой моторики: игры с рисованием, игры с предметами домашнего обихода.
  • Пальчиковые игры.
  • Упражнения для пальчиковой гимнастики.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Педагоги, родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.

Умение ориентироваться в пространстве – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

  • Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
  • Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
  • После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
  • Можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку. «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.
  • Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.
  • Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
  • Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
  • Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки – раскраски. Раскрашивая любые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
  • Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
  • Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
  • Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
  • Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, крестик) и задания к ним. Например:

  • Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
  • Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.
  • Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставь точку.
  • Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

  • Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
  • Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
  • «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  • «Обезьянки». Повтори движение. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно, то можно поиграть в игры с рисованием.

  • Обводить квадратики или кружочки.
  • Продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка и каждый старается нарисовать позапутаннее).
  • Работа с трафаретами.
  • Рисование на доске, на листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые лини –  вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

Игры с предметами домашнего обихода.

Для проведения игр не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

  • Возьмите яркий поднос. Тонким  равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
  • Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи».

  • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
  • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

Это же можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  • Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
  • Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

  • Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
  • Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

  • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и проговаривают:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

  • Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игры для развития мелкой моторики.

  • Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду).
  • Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы).
  • Сортировка мелких предметов.
  • Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться) .
  • Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки).
  • Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки).
  • Упражнения с дыроколом.
  • Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать).
  • Бусы (нанизывать на шнурок или леску).
  • Рисунок из фасоли (на картоне ребенок рисует простое изображение, например человека). После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
  • Сортировка семян (в коробку с ячейками раскладывать семена).
  • Мозаика из мелких кусочков цветной бумаги.
  • Зубочистка (прокалывание дырочек по контуру рисунка).
  • Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок).
  • Наматывание ниток.
  • Переливание (пересыпание семян) жидкостей.
  • Конструкторы и пластилин.
  • Графическое рисование (трафареты, фигурные линейки), штриховка.
  • Оригами – конструирование из бумаги. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  • «Строим дом».

     Руки сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым).

Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем!

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки). Педагог хвалит домики, построенные детьми.

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша,

Мальчик он хороший.

В доме этом Маша,

Солнышко ты наше.

Этот – для Марата,

Будет он богатый…

  • «Прогулка в лес».

  Мы поехали в лес на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы – белый и подберезовики. А по грибку ползла вот такая улитка. На поляне росли разные цветы. Это ромашки, а это ландыши, колокольчики. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелки. На дереве было гнездом летали вот такие птицы.

  • «Котенок».

  – Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев.  Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают». Большой палец обязательно участвует.)

–  Этот котенок точит когти. Котенок выпустил когти 9пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают, в этом напряженном полусогнутом виде).

–  Ай-яй-яй, котенок, какой ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти.( «Котенок» прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т.д.)

  • «Выгладим платочек для мамы».

 Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался замкнутым.

Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой (возможны варианты: пользуясь двумя большими пальцами, повторить то же или указательными и т.д.).

  • «Кулачки».

 –  Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты (сжать пальцы),

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить

Расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

   Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5 – минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на занятиях. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый эффект.

  • «Мороз» – подышать на руки и растереть ладони от «холода».
  • «Водоросли» – поставить ладони вертикально (пальцами вверх) и пошевелить пальцами.
  • «Волны» – согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки. Сделать несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
  • «Камни» – руки сжать в кулаки и положить на стол.
  • «Рак» – прижать кулаки друг к другу. Большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед – это «клешни» рака; подвигать пальцами – так действуют «клешни2.
  • «Птички летят» – пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх – вниз.
  • «Пирожки» – перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки.
  • «Веник» – кончиками расставленных пальцев водить по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
  • «Моем посуду» – положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелки.
  • «Паутина» – широко развести пальцы на обеих руках, а затем сложить пальцы правой руки на пальцы левой так. Чтобы они пересекались, как нити паутины.
  • «Зайчик» – пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами».
  • «Волк» – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника  способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

упражнения и рекомендации. Советы детского психолога.

Наиболее распространенные трудности школьного обучения, с которыми сталкиваются юные ученики, – это различные виды дисграфии, т.е. нарушение письма. Обычно дисграфия проявляется несколькими симптомами, и один из них – это плохой почерк у ребенка. По статистике, примерно 60% первоклассников сталкиваются с таким нарушением письма в разной степени.

Исправить проблемы с письмом у ребенка можно. Во-первых, чтобы снизить риски появления дисграфии, необходимо начинать подготовку к письму еще в дошкольном возрасте. Во-вторых, если нарушение уже дало о себе знать, не стоит пренебрегать помощью профессионалов – детских нейропсихологов.

Проблемы с письмом и плохой почерк у ребенка

Несмотря на то, что проблемы с письмом напрямую относятся к речи и ее развитию, причины плохого почерка практически всегда связаны с нарушениями центрального отдела нервной системы – мозга.

Таким образом, многие родители ошибочно думают, что вопросами коррекции письма должен заниматься логопед, однако на самом деле помощь оказывает непосредственно детский нейропсихолог. Именно нейропсихология, в частности,занимается изучением различных поражений коры головного мозга, которые отвечают за функцию письменной речи.

Второй миф, касаемый развития письменной функции, – это ошибочное мнение, что подготовку к письму надо начинать за год до предполагаемого поступления в 1 класс, а для занятий необходимы только прописи. Увы, это не так.

На самом же деле подготовка к письму – это долгий и многоэтапный процесс, поэтому начинать его необходимо как можно раньше. Так, с младенчества особое внимание надо уделять развитию моторики. Именно с нее начинается запуск всех речевых функций, в том числе и дальнейшая функция письменной речи. Помните, что мелкая моторика – подготовка руки к письму.

Следующий этап – это ежедневные занятия, направленные на развитие всех органов чувств.

Особое внимание надо уделить зрительной, слуховой, артикуляционной функциям, а также вестибулярному и опорно-двигательному аппаратам. Согласно современной статистике, у детей предшкольноговозраста слабо развиты мышцы рук, затруднена координация движений, незавершено окостенение запястий и фаланг пальцев, а зрительная и двигательная функции находятся в разной степени развития. Также отмечается, что у детей 5-6 лет недостаточно сформированы способности к оценке пространственных различий, а сам процесс письма вызывает особые трудности в виде чрезвычайного перенапряжения. По данным различных исследований, достаточный уровень развития ЦНС и мышц достигается к 7 годам. Это одна из причин, почему крайне нежелательно отдавать ребенка в школу ранее этого возраста, чтобы не давать излишнюю нагрузку на еще неокрепшую письменную функцию.

Исходя из вышесказанного, овладение навыком письма требует не столько прямой подготовки к данному виду деятельности, сколько общего развития высших психических функций и всех органов чувств.

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Итак, для того, чтобы полноценно подготовить ребенка к письменной речи, необходимо, прежде всего, развивать моторику (и крупную и мелкую), причем с первых лет жизни малыша. Чем лучше у ребенка развита моторная функция, тем проще ему дастся овладение письмом. Но на что еще обратить внимание, и как определить уровень готовности к воспроизведению графических навыков?

Если Ваш ребенок достиг 6-летнего возраста, обратите внимание на:
1. Правильный захват канцелярских принадлежностей рукой.

2. Скорость воспроизведения графических элементов. Например, как быстро малыш способен разукрасить геометрическую фигуру или обвести контуры изображения, в т.ч. цифр, букв.

3. Специфику положения рук, осанки.

4. Усидчивость и концентрацию. К этому возрасту ребенок способен концентрироваться на занятии не менее 30 минут.

5. Интерес малыша к письменным заданиям.

6. Способность к зрительному анализу. Ребенок должен сам уметь находить нечеткости и ошибки.

Присмотритесь к тому, как малыш выполняет различные задания. Ребенок готов к письму, если он:
– уверенно и достаточно быстро штрихует;
– обводит изображения чётко по контуру;
– раскрашивает, не выезжая за края;
– может аккуратно вылепить даже самые мелкие детали.

Также можно выполнить с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развит у малыша навык письма.

1. Попросите нарисовать круг и покажите на другом листе бумаги образец, какую окружность вы хотели бы видеть. Если кисть руки ребенка развита слабо, то, скорее всего, вместо круга получится овал, круг выйдет слишком маленького размера или линия будет прерывистой, угловатой и неровной.

2. Предложите ребенку заштриховать элемент простого предмета (например, фрукт или овощ) прямыми линиями, не выходя за границы изображения. Если рука недостаточно хорошо развита, то штриховка будет разнонаправленной или не будут соблюдены границы рисунка.

Также специалисты выделяют три вида готовности письма у дошкольников:

1.    Развитие фонематической функции (умение различать звуки и сопоставлять их с буквами).

2.    Развитие графической функции (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры).

3.    Технический (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями по назначению).

 

Подготовка руки к письму: нейропсихологические упражнения

Рассмотрим основные упражнения, направленные на развитие мышц рук, а также тех участков мозга, которые отвечают за функцию письменной речи.

Для детей раннего возраста используйте различные игры с крупами и бобовыми. Здесь можно экспериментировать и придумывать разные упражнения в зависимости от возраста. Например, перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек или различных фигур и/или узоров (для малышей постарше), бросание в отверстие и т.д.

Также хороши игры с юлой и волчком.Эти 2 незамысловатые игрушки отлично укрепляют кисти рук и тренируют правильный захват.

В нужном векторе работают и взаимодействия с кинетическим песком, мозаикой, шнуровкой, конструкторами, мелкими деталями. Обязательно занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, позже – аппликацией.

Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой, тем более такие упражнения подходят даже самым маленьким детям и очень им нравятся. Начинать гимнастику лучше с массажа рук: сначала массируются кончики пальцев, затем– фаланги; далее – поглаживания, легкие пощипывания кистей; потом – растирание ладошек и запястьев. Также можно использовать массажные мячики и су-джок массажеры. Пальчиковые игры бывают самые разные, они развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными.

Не забывайте про повседневные бытовые занятия. Согласно системе Монтессори, они наилучшим образом сказываются на развитии различных функций, в т.ч. на подготовку руки к письму. Полив цветов, уход за обувью, уборка и т.д. Все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.

 

Упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников:

– Например, рисование, раскрашивание, штриховки, техника оригами и аппликация способствуют развитию двигательной функции, мелкой моторики, аккуратности, координации и точности движения рук.

– Тактильное письмо –написание букв или цифр на песке, манке и т.д.–развивает тактильные коммуникации, память и воображение.

– «Шершавый» алфавит. Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.

– Музыкальные инструменты. Игра на барабанах отлично тренирует мышцы рук, а игра на синтезаторе способствует развитию пальцев.

– Лепка. Полезно лепить буквы, цифры, фигурки с мелкими деталями, предметы из разных материалов: глина, пластилин, тесто и пр. Ребенок развивает моторику, получает тактильные ощущения, развивает пространственные представления и воображение, формирует образ буквы и цифры.

– Игры на слуховое восприятие. Упражнение включает в себя рисование по клеточкам под диктовку (графический диктант). Взрослый говорит, например, «две клеточки вверх, одна вправо, пять – влево». Ребенок приводит линии согласно услышанному. В итоге получается какое-либо задуманное изображение. Такое упражнение готовит руку к письму, развивает внимание, пространтсвенные представления, мышление и воображение ребенка.

– Прописи для дошкольников. Это один из конечных этапов для подготовки к письму. Обратите внимание, что малыш должен быть физически и эмоционально готов к письменной деятельности, ведь прописи являются непосредственным началом письма.

– Физическая активность. Различные игры на свежем воздухе, игры с мячом, прыжки на скакалке или батуте – всё это развивает опорно-двигательный и вестибулярный аппараты, а, значит, координацию, что полезно для будущегонавыка письма.

Помимо вышеперечисленного, не забывайте про упражнения, направленные на развитие других функций и органов чувств, потому что все они друг с другом тесно взаимосвязаны.

 

Совет родителям от детского нейропсихолога

Подготовка руки к письму – достаточно долгий процесс, зависящий от общего развития малыша, – это важно помнить каждому родителю. Поэтому старайтесь развивать ребенка с малых лет в разных направлениях. Не запрещайте ему познавать мир и быт, даже если вам это не очень нравится. Под чутким присмотром взрослого давайте малышу изучать, трогать, рассматривать всё, что вызывает у него интерес и не подвергает жизнь и здоровье опасности. Не требуйте от ребенка невозможного. Так, подготовка руки к письму 4 года посредством прописей – в корне неправильный подход.

Если занимаетесь дома, постарайтесь проводить занятия в интерактивной форме и с перерывами на отдых. Начинайте с тех упражнений, которые больше нравятся ребенку. При этом занятия должны быть регулярными – каждый день по 15-20 минут для подготовки к письму 5 лет и 25-30 минут для подготовки к письму 6 – 7 лет.

Проводя подготовку, помогайте малышу, не оставляйте его одного наедине со сложным для него заданием. И обязательно хвалите за успехи и старание. Если понимаете, что подготовка к письму вызывает у ребенка сложности, эмоциональный негатив или же осталось мало времени до поступления в школу, не пренебрегайте помощью специалистов. Пройдя курс нейропсихологических занятий, вы точно заметите положительную динамику и далее сможете самостоятельно заниматься с ребенком.


Письменные задания для вашего ребенка дошкольного возраста

Чтение 101: Руководство для родителей

Дети дошкольного возраста любят писать — они всегда ищут маркер или карандаш. Эти ранние каракули — важный шаг на пути к грамотности, и начать никогда не рано. Занимаясь письмом, маленькие дети часто отражают то, что видят вокруг себя; взрослые и дети старшего возраста пишут списки, заметки, текстовые сообщения. Они наблюдают за тем, как письмо используется в нашей повседневной жизни.

Обзор

Сначала каракули и рисование

Большинство детей начинают свою писательскую карьеру с каракулей и рисунков. Сжимая мелок или карандаш полным кулачком, маленький каракуль-ребенок исследует пространство и форму. Он создает постоянную запись своих идей и мыслей. Эти первые каракули могут быть гордыми достижениями! Толстые маркеры, мелки и нелинованная бумага — хорошие инструменты для письма на этом этапе.

Далее, буквообразные формы и фигуры

На этом этапе развития письма дети начинают понимать, что писатели используют символы для передачи своего значения. Письмо начинает включать формы (круги, квадраты) и другие фигуры. Ребенок часто будет что-то писать и спрашивать: «О чем это говорит?»

Дети дошкольного возраста начинают рисовать буквы в виде больших круговых движений в игровой форме. Часто первые буквы маленького ребенка рисуются случайно, а затем идентифицируются ребенком или родителем.

Дети в этом возрасте будут формировать буквы, чтобы представить письменный язык для значимых слов, таких как их имена, или фраз, таких как «Я люблю тебя».

Понимание того, почему мы пишем

Занимаясь письмом, маленькие дети часто отражают то, что видят вокруг себя; взрослые и дети старшего возраста пишут списки, заметки, текстовые сообщения. Они наблюдают за тем, как письмо используется в нашей повседневной жизни.

Попробуйте эти идеи для письма дома

Письмо как игра

Держите дома маркеры, карандаши и мелки. Дети развивают навыки, которые подготавливают их к письму, посредством их обычной игры, такой как рисование, раскрашивание и обведение объектов. Такая игра помогает подготовить мозг и мышцы к тому, чтобы держать карандаш и составлять письменные слова.

Это мое имя!

Помогите им научиться писать свое имя. Это вдохновляющий опыт, который позволяет им начать идентифицировать себя как писателей.

Авторский стул

Найдите в своем доме особый “авторский стул”. Здесь ваш ребенок может сесть и поделиться вслух тем, что он нарисовал, нацарапал или написал. Будьте увлеченным слушателем! Это покажет вашему ребенку, что другие хотят услышать о его мыслях и идеях.

Пишем вместе

Вовлекайте их в свою писательскую деятельность. Составьте вместе список покупок и укажите слова, которые начинаются с той же буквы, что и имя ребенка.

Чтение помогает писать

Читайте книги вместе! Раннее и частое знакомство с буквами, звуками, словами и историями помогает детям научиться читать и писать .

Говорите о ярких словах

Когда вы читаете своим детям, указывайте на то, что сделал автор книги, чтобы сделать книгу такой увлекательной для чтения. «Вау! Послушайте, как автор описывает океан. Разве от этих слов вам не кажется, что вы снова прыгаете через волны?»

Мультисенсорное письмо

Когда дети начнут учить буквы, вы можете потренироваться писать их на бумаге, в воздухе, на песке или снегу. Эти тактильные ощущения помогают им почувствовать форму и движение буквы.

Добавляйте подписи

Когда ваш ребенок начнет писать буквы, подписывайте написанное. Спросите ребенка: «О чем это говорит?» Напишите их слова под их написанием. Это помогает им больше узнать о буквах и словах.

Диктовка

Запишите, что говорит ваш ребенок — это простой способ показать, почему письменная речь важна. Попробуйте его после семейного приключения, захватывающего события или совместного чтения книги. Это может быть так же просто, как записать любимую часть фильма или книги или записать, что было на десерт в тот вечер. Пусть ваш ребенок сядет рядом с вами или понаблюдает, как вы пишете. Наблюдение за вашим ребенком поможет ему узнать о «правилах» письма, включая использование заглавных букв, интервалы между словами и пунктуацию. Пишите под диктовку короткими предложениями и используйте свой лучший почерк! Когда вы закончите писать, предложите ребенку перечитать предложения вместе с вами.

Моделируйте повседневное письмо

Покажите своим детям, что вы тоже пишете. Пусть ваши дети увидят, как вы пишете благодарственные письма, пишете электронное письмо или общаетесь со школой вашего ребенка.

Предоставление вашим детям возможности рисовать каракули подготовит их к чтению и письму

Это видео взято из Home Reading Helper, ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».

Дополнительные ресурсы для письма

7 простых упражнений для дошкольника

Прежде чем дети смогут научиться формировать буквы и писать от руки, они должны сначала освоить базовые навыки письма. В этом посте мы познакомим вас с некоторыми полезными упражнениями и навыками перед написанием.

Что такое подготовка к написанию?

Линии и штрихи, из которых состоят буквы и другие письменные формы, являются частью «навыков подготовки к письму». Дети практикуются и осваивают эти шаги, прежде чем научатся писать буквы алфавита. Линии следует практиковать последовательно. Метод и скорость, с которой дети учат линии и штрихи, зависят от возраста каждого ребенка. Ниже приводится краткое руководство по последовательности развития:

  • В возрасте 2 лет большинство детей начинают имитировать написание вертикальной линии. Затем, примерно в возрасте 3 лет, они будут копировать и осваивать рисование вертикальных линий.

  • Примерно в возрасте 2 и 1/2 лет они начинают имитировать рисование горизонтальных линий. Они могут копировать и осваивать эти строки примерно в возрасте 3 лет.

  • Дети могут рисовать круги, когда им 2 и 1/2 года. В возрасте 3 лет они могут копировать и осваивать рисунок этой формы.

  • Дети в возрасте 3 и 1/2 лет могут подражать рисованию крестов. Они могут копировать их к 4 годам. 

  • Дети начинают учиться рисовать квадраты в возрасте 4 лет.

  • Дети начинают учиться рисовать правые и левые диагональные линии в возрасте 4 и 1/2 лет.

  • Дети могут рисовать треугольники и крестики в возрасте 5 лет.

Почему подготовка к написанию важна?

Подготовка к письму жизненно важна, потому что именно на этом этапе процесса письма дети начинают излагать свои идеи. Они являются основой, которая позволяет детям научиться эффективно писать.

Подготовка к письму для дошкольников

Пластилин

Пластилин — отличный вариант для подготовки к письму. Это улучшает мелкую моторику детей, когда они раскатывают, раскатывают, вытягивают и формируют тесто. Это занятие также улучшает ловкость.

Получите максимальную отдачу от этого занятия, используя такие аксессуары, как наборы для лепки, ножницы и отдельные детали. Если вы хотите поднять это занятие на новый уровень, ознакомьтесь с некоторыми рецептами пластилина в Интернете и повеселитесь, выполняя их вместе со своими детьми.

Рисование водой

Это упражнение для подготовки к письму лучше всего подходит для дошкольников. Налейте немного краски на плоскую поверхность и дайте детям окунуть пальцы в воду. Они могут использовать только одну руку или обе руки для выполнения этого действия. Закончив, дети должны выжать лишнюю воду из кончиков пальцев и посмотреть, как она образует капельки и стекает по поверхности. Это отличный способ познакомить дошкольников с концепцией изучения букв.

Вы можете помочь детям нарисовать буквы, обведя их руки фломастерами на бумаге или картоне. Когда они будут готовы, пусть они закрасят их акварелью. После этого вы можете повесить их картины с письмами у себя дома.

Творчество с машинками

Рисование машинками отлично подходит для детей, которые любят автомобили. Следы, которые они создают краской, — отличный способ привлечь их внимание. Вы также можете прикрепить маркер и позволить ребенку рисовать линии, управляя машиной.

Рисование на коробках

Это упражнение помогает детям научиться создавать различные фигуры. Они могут использовать свои пальцы, руки или ноги, чтобы рисовать на коробке любого размера и формы. Вы можете добавить цвета между линиями или просто использовать черный маркер.

Вырезание

Вырезание и вырезание ножницами помогает детям развивать контроль и мелкую моторику. Во время некоторых сессий позвольте им свободно вырезать любые фигурки, которые они хотят. Затем в другие дни вы можете рисовать фигуры с разными очертаниями (изогнутыми или прямыми) или с углами, а дети должны вырезать эти фигуры.

Режущие операции не должны ограничиваться ножницами и бумагой. Сделайте его еще более сложным и веселым, используя желатин или пластилин.

Зачерпнуть и налить

Установить два контейнера. Поместите немного риса, песка или любого другого предмета в контейнеры. Затем попросите ребенка перенести часть риса или песка, зачерпнув часть из одного контейнера и вылив содержимое из другого. С помощью этого подготовительного занятия ваш ребенок может развить устойчивость и силу рук.

Игры с метанием мяча

Бросание и ловля мяча отлично подходят для укрепления рук, тренировки локтей и плеч, а также вращения запястья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *