Разное

Подготовка к школе рисование по клеточкам: Рисование по клеточкам: варианты работы

Содержание

Рисование по клеточкам: варианты работы

Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рисование по клеточкам: варианты работы

Подробности
Категория: Подготовка к школе

Рейтинг:  5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Рисование по клеточкам – хороший способ деятельности ребёнка, совмещающий много полезных навыков и умений, главные из которых ориентировка на листе бумаги и работа по зрительной и слуховой инструкции.

Я уже упоминала, что рисование по клеточкам соединяет элементы рисования и конструирования  и обычно  вызывает интерес у всех детей: и любящих рисовать, и не любящих этого дела.

Проводить рисование по клеточкам можно по-разному в зависимости от от поставленных вами задач.

Вариант 1. Воспроизведение зрительного образца

Этот вариант рисования по клеточкам более понятен детям, поэтому может применяться в работе лет с четырёх (в зависимости от развитости малыша).

Материалы для рисования по клеточкам
  1. Карандаши цветные (мягкие предпочтительнее). Единственный их недостаток – выглядят на рисунке блёкло. Если берёте акварельные карандаши, то потом тонкой кисточкой рисунок размывается (работа тонкая, лучше взрослому делать) в ровный цвет.
  2. Капиллярные ручки или фломастеры с тонкими кончиками.
  3. Гелиевые ручки. Надо знать, что гелиевые ручки не пишут по карандашу, то есть ксерокопия рисунка не подойдёт. По ксерокопии не рисуют любые ручки, так как краска тянется за стержнем.
  4. Бумага в клетку (сначала крупную). По мере накопления опыта работы клетка уменьшается. Клетки должны быть чёткими, хорошо видными ребёнку. Предпочтительна плотная бумага, но если таковой нет в наличии, подойдёт обыкновенная тетрадка. Рисуя гелиевыми ручками или фломастерами на бумаге в обыкновенной тетрадке, подкладывайте под рисунок лист плотной бумаги типа картона, так как избыток влаги промочит лист рисунка насквозь и испортит ещё 2-3 листа под ним.
Ход работы

Приготовьте цветной образец. Лучше, если это будет «живой» образец, который можно потрогать. Но если нет времени пригодится и электронный. Планшеты сейчас есть у многих. Объясните малышу, что вы с ним нарисуете также.

Рисование по клеточкам проводится по уровням

  1. Помогаете частично делом: вместе считаете клетки, подбираете подходящий цвет, учите раскрашивать в строчку и столбик и т. д.
  2. Ребёнок видит клетку, умеет считать, рисует самостоятельно, ориентируясь на образец.
Последовательность действий
  1. Поставьте точку где-нибудь в верхнем левом углу листа. Точка должна стоять на пересечении горизонтальной и вертикальной линий.
    Это точка начала работы.
  2. Делаем рамку для картины, проведя из начальной точки горизонтальную и вертикальную линии.
  3. Отсчитайте на образце количество клеток по горизонтали и перенесите на свой рисунок. От последней клетки проведите дополнительную линию вниз. Точно также отсчитайте клетки по вертикали и проведите линию.
  4. Полученный четырёхугольник – рамка – ограничит пространство, чтобы оно не было  большим (снимает страх «белого листа»), и не сдвигались начало и конец строки, что бывает у дошколят достаточно часто. По мере освоения такого способа рисования по клеточкам рамку можно будет делать в конце работы. Размер рамки совпадает с размером образца.
  5. Сбоку рамки иногда проставляются номера строк, чтобы ребёнок не терял строки.
  6. Рисовать можно не только по строкам, но и по столбикам (сверху вниз). Полезно один и тот же рисунок нарисовать сперва продвигаясь по горизонтали, а потом по вертикали.
  7. Считаем клетки и раскрашиваем их слева направо (или сверху вниз), постепенно продвигаясь сверху вниз от левого верхнего угла рамки: посчитали на образце клетки одного цвета – перенесли на свою картину. И так по строчкам (столбикам) до конца.

Приходя в школу, далеко не все дети имеют представление о строке и столбике. Ребята, освоившие рисование по клеточкам, этой проблемы не имеют. Они хорошо ориентируются в плоскости двухмерного пространства, хорошо считают и удерживают посчитанное в уме. Это полезные навыки.

Переходим к цвету. Подбирая подходящий цвет, ребёнок тренирует зрительный анализатор – цветовое зрение – тоже полезное занятие. А малыши закрепляют цвета, находя такой же.

Для дошколят и школьников, испытывающих трудности при работе на слух, применим другой вариант рисования по клеточкам. Об этом читайте дальше.

  • Назад
  • Вперёд
Добавить комментарий

Похожие материалы

Популярные

  • Короткие рассказы о животных
  • org/Article”> Игры на ассоциации
  • Тексты для чтения по слогам
  • Поиск антонимов
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД)
  • Мирамистин для грудничков
  • Рассказы о насекомых для дошкольников

В начало

Диктанты для подготовки к школе. Графические диктанты (рисование по клеточкам)

Вот уж никогда не думала, что популярная студенческая забава рисовать картинки по клеточкам означает не только коротание времени на лекции!

Это, конечно, не очень хорошо – не слушать лекции, но иногда (в редких случаях и при наличии уважительной причины) допустимо.

Тогда мы совершенно не думали о том, что это не простое времяпрепровождение, а действие, имеющее еще и психологическое значение, и оно будет так популярно в наше время!

Оказывается – рисование по клеточкам у детей развивает мелкую моторику, воображение, логику мышления. Впрочем, это все можно отнести, к подросткам и взрослым представителям человечества, ну может быть за исключением моторики. Сейчас эта забава (рисование по клеточкам) даже получила красивое называние – пиксель арт.

Польза рисования по клеточкам в тетради для детей и взрослых

Кроме убивания времени и лекарства от скуки, развития мелкой моторики и воображения. рисование по клеточкам помогает в утверждении своего Я.

Каким образом происходит самоутверждение? Все просто. Есть люди, которые любят рисовать, но у них это плохо получается. Ну не дал им Бог таланта! И вот тут им на помощь приходит пиксель арт. Вы можете рисовать! Вы можете переносить на лист бумаги свое видение мира и иллюстрировать свои мысли!

А еще это отличный способ сосредоточиться и успокоиться, что в наш стремительный век стрессов и страстей весьма важно.

Рисовать по клеточкам очень просто, сделать это можно двумя способами:

  • на листке в клеточку (это может быть простой листочек из тетради по математики)
  • нанести клетки определенного размера на понравившийся рисунок и затем планомерно перенести его на другой листок

Конечно, второй способ сродни плагиату, но никто и не претендует на авторство той или иной скопированной картины, а вот моральное удовлетворение от своего творчества вы получаете огромное.

Первый способ отлично подходит не только для детей всех возрастов – от дошкольников до подростков, но и взрослым.

Кроме всех перечисленных «полезностей» рисование по клеточкам помогает развить чувство цвета. Рисунок можно сделать цветным, используя всю палитру красок.

Для пиксель арта не требуется никаких дорогостоящих принадлежностей – листок в клетку, карандаш или ручка найдется у каждого человека. Хотите добавить цвета – возьмите цветные карандаши, ручки, мелки (хоть ими не очень удобно прорисовывать мелкие детали).

Если бумага или взятый вами листок тонкий, или фломастеры пропечатываются с другой стороны – подложите плотный лист бумаги или картон для того чтобы не испортить поверхность стола за которым вы работаете или другой чистый лист бумаги.

Графический диктант

Разъясним тем, кто впервые прочитал это словосочетание – «графический диктант». Это рисование по клеточкам по заданному заранее алгоритму. Например, вы диктуете ребенку в какую сторону (вправо, влево, вверх, вниз) на сколько клеточек провести линию.

К такому диктанту надо заранее подготовиться. У вас должен быть листок с четким планом, алгоритмом диктовки и конечным результатом (какой рисунок в конечном итоге должен получиться у ребенка).

Положительные аспекты такого диктанта:

  • развитие внимательности
  • развитие логического мышления, ориентации в пространстве
  • подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики)
  • развитие усидчивости (что важно для современных гиперактивных детей)

Начинать графические диктанты надо с простых рисунков (например, с лестницы) и постепенно переходить к более сложным рисункам.

В самом начале диктанта четко проговаривайте, с какой точки начинаем рисунок, например, 9 клеточек сверху, 9 клеточек слева и ставим точку. Именно она и является отправной.

Пример графического диктанта Ключик».

Отступите по 5 клеток сверху и слева, поставьте точку – она будет являться отправной.

  • 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз
  • 8 клеток вправо

по одной клетке:

  • вверх
  • вправо
  • вверх
  • вправо
  • вправо
  • вправо

12 клеток влево и по одной клетке:

  • влево
  • влево
  • вверх
  • влево

3 клеточки вверх.

Рисунок готов!

Если вы обладаете навыками рисование по клеточкам или большой фантазией, рисунок можно нарисовать самостоятельно и затем составить алгоритм. Можно поступить и по-другому – купить сборник графических диктантов. Такие сборники могут быть для детей определенного возраста, для девочек или мальчиков.

Рисование по клеточкам и графические диктанты – это интересная игра, которая помогает развить нужные ребенку навыки.

Примеры рисунков для простого графического диктанта.

Посмотрите видео пример графического диктанта.

Рисунки по клеточкам в тетради легкие и сложные

Начинать рисовать по клеточкам надо с легких рисунков, постепенно переходя к более сложным вариантам. Легкие рисунки просты в выполнении и доступны маленьким детям. Ниже приведены легкие варианты рисунков, которые по плечу маленьким детям.


Освоив технику рисования по клеточкам можно приступать и к более сложным вариантам

Ну, и наконец, научившись «клеточному» рисованию начинайте осваивать цветовое оформление рисунка.

Рисунки по клеточкам в тетради для детей

Когда на свет появляется маленький человечек, у родителей добавляется хлопот и забот. Воспитание ребенка заключается не только в том, чтобы его покормить, одеть и обуть. Воспитание — это еще и развитие его способностей.

Сейчас разработано много различных способов и методик для этого, но все специалисты сходятся во мнение – развитием ребенка лучше всего заниматься в игровой форме. Методом с элементами игры обучают начальным знаниям по математике, родному языку и еще многому, тому, что необходимо для гармоничного развития ребенка.

Одним из способов развития логических способностей ребенка считается рисование по клеточкам. Начинать надо с простейших рисунков, например, таких, как елочка, пароход, флажок.

Рисунки по клеточкам помогут вам в изучении букв. Нарисовав букву по клеточкам, малыш не только воспринимает ее на слух, не только видит ее написание, но и как бы осязает ее. Включаются все виды памяти – слуховая, зрительная и механическая (рисует букву).

Кроме буквы можно прописывать палочки, лесенки и другие фигуры тем самым тренируя детскую руку и подготавливая ее к письму. Такие упражнения помогут ребенку в школе.

Чему учится ребенок, рисуя по клеткам? Правильно держать карандаш, правильному алгоритму действий, счету, творческому подходу к делу, внимательности и усидчивости.

Постепенно стоит усложнять графику рисунка и вводить цвета. Ребенок может сам выбирать цветовое решения, тем самым развивая чувство цвета и цветовых сочетаний. К слову, такое рисование помогает выявить, творческие способности детей.

Рисунки по клеточкам легкие и сложные для девочек и для мальчиков

То, что рисунки по клеточкам или арт пиксель — занятие полезное вы уже поняли. При выборе рисунков их можно подобрать по интересам, отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. С помощью этой техники рисования вы можете, даже не обладая навыками рисования воплотить на листке все, что захотите.

Вот несколько примеров рисунков для мальчиков.

А такие рисунки на листке в клеточку сможет нарисовать любая девочка.

Рисунки для личного дневника

Что такое личный дневник? Для кого-то это способ самовыражения, для кого-то фиксация событий происходящих в его жизни, личная оценка этих событий, людей, происшествий. Кто-то записывает внезапно посетившие его идеи и мысли. Личные дневники ведут многие люди — мальчишки, девчонки, взрослые женщины и мужчины.

Некоторые события, происходящие в жизни великих людей стали известны из их личных дневников. Часто записи в личных дневниках сопровождались иллюстрациями, нарисованными авторами. К слову, такие иллюстрации великих людей часто становились раритетными и помогали раскрыть более глубоко личность этого человека.

А если к рисованию нет таланта, а выразить свои эмоции хочется не только посредством слов, но и рисунка? И как же в этом случае проиллюстрировать свои записи? В этом случае на помощь могут прийти рисунки по клеточкам. Рисовать их просто и для этого не требуется ничего кроме листка в клетку и карандаша. Можно воспользоваться уже готовыми рисунками. Перенесите их в свой личный дневник следующим способом:

  • сделать сетку из клеточек на выбранном рисунке
  • в тетрадке (дневнике) начертить такую же сетку по количеству клеток (клетки могут быть другого размера – больше или меньше)
  • начать перенос изображения из каждой клеточки на выбранном рисунке в такую же клетку на листке

В интернете есть множество примеров рисунков по клеточкам – вам надо только выбрать и нарисовать.

Какими рисунками «оживить» личный дневник – решать вам. Чуть ниже приведено несколько интересных рисунков по клеткам.

Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!

Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку “Печать”.

Введение

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях – графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Самого разного характера – конструкторы, разные электронные обучалки, пазлы, мозаики и многое другое. Все они помогают вырабатывать у ребенка очень важные навыки – внимание, усидчивость, развивают логику и мышление.

Сегодня хочу предложить вам еще один интересный вид развивающих занятий – графический диктант. Я просто влюблена в него. Если честно, мне не меньше, чем сыну интересно и увлекательно выполнять задание, чтобы в конце увидеть, что же было зашифровано на картинке.

Географический диктант – это рисование по клеточкам. Путь для рисования прописан и, если четко и правильно выполнить задание, то в итоге получится какой-то изображение (собачка, машинка и т.д.). Сам процесс очень захватывающий, так как картинка рождается на ваших глазах, хочется быстрее выполнить задание, чтоб увидеть что же было зашифровано, но спешить нельзя, ведь в спешки можно сделать что-то не правильно и тогда изображение не получится.

Графический диктант очень полезен для дошкольников. Он помогает выработать у ребенка очень важные навыки – внимательность, усидчивость, координацию движения, мелкую моторику пальцев.

Как проводить занятие с графическими диктантами

1. Распечатайте понравившееся вам название картинки, внизу прописан сам диктант (цифры со стрелочками). На всякий случай поясню обозначения:

2 – означает, что нужно нарисовать линию на 2 клетки вниз,

3 – означает, что нужно нарисовать линию на 3 клетки вверх,

5 – рисуем линию на 5 клеток вправо,

2 – рисуем линию на 2 клетки влево,

1
– диагональ вниз и вправо на одну клетку

2
– диагональ вниз и влево на две клетки

2
– диагональ вверх и влево на две клетки

3
– диагональ вверх и вправо на две клетки

2. На рисунке есть точка – это место старта, задание нужно выполнять именно от него.

3. Само занятие можно проводить двумя способами – вы диктуете ребенку ходы, или он делает это самостоятельно, глядя на путь (мой сын – 5 лет делает сам, чтобы не запутаться задание, которое сделал обводит кружком, потом он сам дорисовывает еще какие-то делали на картинке).

Удачи вам!

Скачать графический диктант

Домик
Кораблик
Лебедь

Лошадка
Машинка
Олень

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете (например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → – 1 клетка вправо

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

Графические диктанты


(Рисование по клеточкам)

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты или рисование по клеточкам для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях – графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку “Печать”.

Развиваем руку для письма: задания и тренажеры

Доброго времени суток, друзья! Некоторые мамы и папы, занимаясь подготовкой ребенка к школе, обращают пристальное внимание на то, умеет ли ребенок читать и считать. И совершенно забывают о других сторонах процесса. Например, о развитии мелкой моторики. А ведь от этого напрямую зависит успех обучения ребенка в школе. Надеюсь, вы не относитесь к разряду таких нерадивых родителей. И сегодня хочу рассказать вам о том, как мы с моим любимым подготовишкой Артемкой развиваем руку для письма.

Вообще, ставить знак равенства между понятиями «развитие мелкой моторики» и «подготовка руки к письму» я бы не стала. Я бы поставила знак «примерно верно». Развитие моторики – понятие более обширное. Моторика она ведь не только для письма нужна, она и на мышление влияет и на речь.

Любые упражнения на развитие моторики готовят ребенка к письму. А вот некоторые задания на подготовку к письму к моторике не имеют никакого отношения.

План урока:

  • 1 План подготовки руки.
  • 2 Развиваем мышцы руки
  • 3 Пальчиковая гимнастика
  • 4 Система «Супер-пальцы»
  • 5 Ловкость пальцев
  • 6 Правильно держим ручку
  • 7 Графические упражнения
  • 8 Ориентация на листе бумаги
  • 9 Рисование по клеточкам
  • 10 Зеркальное рисование

План подготовки руки.

Итак, давайте разбираться, как сделать так, чтобы маленькие ручки выдержали нагрузку, которая ляжет на них в школе?

  1. Необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. А что делает мышцы сильными? Тренировки конечно!
  2. Нужно сделать пальчики ловкими, способными управляться с мелкими предметами. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Попытайтесь вспомнить свои ощущения, когда вы в первый раз использовали для приема пищи не привычные вилку и ложку, а китайские палочки. Если с вами такого еще не случалось, то обязательно попробуйте. И поймете, что испытывает маленький ребенок. Пальцы не слушаются. Не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Но если давать им работу постоянно, то они быстро научатся.
  3. Нужно научить пальчики правильно держать ручку. И как можно раньше. А так же объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой, как тетрадку перед собой размещать.
  4. Выполнение графических упражнений обязательно пойдет на пользу будущему первоклашке. Позволит ему привыкнуть к новому виду деятельности.
  5. Простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.

Ну а сейчас подробнее о том, какие упражнения мы делаем с моим младшим сыном Артемкой, который в новом учебном году тоже пойдет в первый класс.

Развиваем мышцы руки

Все тренажеры, необходимые для развития ручной мускулатуры найдутся в любом доме, это:

  • пластилин;
  • ножницы;
  • бумага;
  • проволока;
  • тесто;

Список можно продолжить, но иногда даже эти простые вещи не потребуются.

Наши занятия делятся на:

  1. Обычную, привычную, творческую работу.
  2. Пальчиковую гимнастику.

Обычная творческая работа это:

  • лепка из пластилина;
  • вырезание из бумаги;
  • аппликации;
  • работа с тестом;
  • моделирование из проволоки;

Из пластилина Артем лепить умеет и любит. Так что заставлять его не приходится. Пластилин покупаю самый обыкновенный. Чтобы его размять, согреть, приходится постараться. А нам только этого и надо.

Ножницы тоже отличный тренажер. Хоть и опасный. Главное, показать ребенку, как правильно ими пользоваться. Долго не получалось у Темы вырезать. Но мы старались, тренировались и  сейчас он  уже научился. А еще бывает, что мы бумагу не режем, а рвем пальцами. Из такой рваной бумаги получаются прекрасные необычные аппликации.

Когда наша бабушка готовит пельмени самолепные, а она в этом настоящий спец, она завет Артема на помощь. Он с удовольствием ей помогает. И всегда остается кусочек теста для личного пользования Артема, с которым он потом играет, лепит, раскатывает, разминает.

Интересно с проволокой заниматься. Из нее тоже можно многое сделать. Колечки разные и фигурки. Артем сначала делает каркас, а потом его сверху замазывает пластилином. Прикольно получается.

Пальчиковая гимнастика

Думаю, вряд ли найдутся родители, которые о ней никогда не слышали. Много всяких разных стишков, под которые эта гимнастика делается. Но Артем заявил, что он уже слишком большой для таких детских стишков. Пришлось придумать что-нибудь посовременнее. И получилась у нас система «Супер – пальцы!»

Система «Супер-пальцы»

По сути это такая странная сюжетно-ролевая игра. Главные участники – это мои руки и руки Артема. Мы кладем руки на стол, и они оживают. Разговаривают друг с другом нашими голосами. Иногда как ляпнут чего-нибудь, так потом смеешься пол-часа, успокоиться не можешь. В общем, хоть и странная, но очень веселая игра.

Мои руки – это тренеры, а Темины пришли в фитнес клуб спортом заниматься. Тренер показывает, что нужно делать, остальные повторяют. Все как в жизни.

План нашей тренировки:

  1. «Разминка». Она первая. Трем ладошки друг о друга, чтобы разогреться перед тренировкой. Трем пока теплыми не станут.
  2. «Тренируем пальцы». Исходное положение – ладони на столе пальцы вытянуты вперед. И раз – мах вверх мизинцем одной руки, и два – мах безымянным этой же руки, и три – мах средним пальцем. И так до мизинчика второй руки доходим, а потом обратно. Далее начинаем махать двумя мизинцами, двумя безымянными пальцами и т.д.
  3. «Штанга». Приступаем к силовым упражнениям. Ладони на столе, пальцы вытянуты. Между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев зажимаем карандаш. И пытаемся карандаш пальцами удерживать и поднимать вверх.
  4. «Спортивная ходьба». Указательный и средний пальцы – это как будто ножки. Между ними опять же зажат карандаш. Удерживая карандашик, начинаем пальцами ходить по столу. Бегать в таком положении невозможно. Шаги получаются совсем маленькие.
  5. «Ролики». Откуда в фитнес-клубе ролики? Этот вопрос мы обсудим позже. А пока что покатаемся. С ролью роликов хорошо справляются крышечки от пластиковых бутылок. «Надеваем» ролики на указательный и средний пальцы и поехали кататься по столу. Будьте аккуратны, это очень скоростной вид спорта. Иногда руки сталкиваются друг с другом, падают, теряют ролики, долго не могут встать, дрыгают ногами и кричат что-то неразборчивое. И такие моменты не могут не вызвать смеха.
  6. «Упражнения с мячом». Вместо мячика используем контейнеры из-под киндеров. В них насыпаем соль, чтобы были поувесистее. И просто перекатываем из одной руки в другую.
  7. Ну и, на последок, немного развлечений. Устраиваем паучьи бега. Небольшая подготовка, из счетных палочек выкладываем дорожки, по которым будут бегать наши руки-пауки. Ставим ручки на старт. Ладони от стола приподняты опора на все пять пальцев, ну чтобы на пауков было похоже. Внимание! Марш! И побежали пауки, ножками перебирают, торопятся. Иногда забываются, заползают на стены и даже нам на головы.
  8. Тренировка окончена! Можно идти домой! Стоп! А «уборка»? Палочки то по всему столу разбросаны! Собираем палочки одной рукой по одной штучке.

Ловкость пальцев

Для того, чтобы научиться управляться с мелкими предметами, нужны…. мелкие предметы.

Бисероплетение, вязание, вышивание – все это здорово влияет на развитие моторики. Как-то раз купила Артему набор для изготовления лягушки из бисера. Но сынуля заявил, что не мужское это дело из бисера плести и посоветовал мне отдать наборчик Александре. Саша – это его старшая сестра. Так я и сделала. Сашуля была рада! Артем тоже!

Ну а для Темки приобрели конструктор «Лего» с маленькими детальками. Он очень любит с ним играть, может часами сидеть и что-то строить. И так классно у него получается! Аж гордость берет!

Еще у нас есть такой железный конструктор, как раньше были. Из него Тема тоже мастерит. То винтики какие-то прикручивает, то гаечки откручивает, то колесики приделывает. В основном получаются разные машинки.

Ну а еще для развития ловкости пальцев ребенку можно предложить:

  • нанизывать бусины на нитку;
  • завязывать шнурки и бантики на ленточках;
  • наматывать нитки на клубок;
  • перебирать зернышки или выкладывать из них картинки.

Смысл в чем? Найти что-нибудь мелкое, придумать игру и предложить ее ребенку.

Правильно держим ручку

Что написано пером, того не вырубишь топором!

А что написано простым карандашом, то легко сотрется ластиком.

Именно поэтому на подготовительные курсы в школу ручки мы не носим. В пенале только простые и цветные карандаши и ластик. Как объяснила учительница, это нужно для того, чтобы дети сильно не переживали из-за ошибок и могли их исправлять. Говорят, что и в первом классе так будет.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок держит карандаш, когда рисует.

Правильное положение руки. Карандаш удерживается средним и большим пальчиками, а указательный прикрывает карандашик сверху. Мизинчик прижат к бумаге. Ладонь повернута к столу. Удерживаем карандаш на расстоянии 2 см от грифеля. А свободный конец карандаша смотрит на плечо.

Если вы видите, что ребенок держит карандаш неправильно, то это обязательно нужно исправить. На это нельзя закрывать глаза. Иначе в школе он будет очень медленно писать.

Пять разных способов научить ребенка правильно держать ручку вы найдете в этой статье.

Чтобы ребенок точно понял, как правильно ручку держать, рекомендуется встать за его спиной, правильно вложить карандаш в его руку, взять его руку в свою и писать вместе.

Так же стоит позаботиться об осанке. Следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно. Спинка ровная, корпус чуть вперед, но не лежит грудью на столе. Ноги не висят, не задраны на стул, а стоят на полу. Бедра параллельны полу. Левая рука придерживает тетрадь. У левшей – правая.

Тетрадь размещается перед ребенком под углом, под наклоном. Лампу ставим для правшей слева, для левшей – справа.

Графические упражнения

К графическим упражнениям относятся:

  • штриховка;
  • раскрашивание;
  • обводка;

Для выполнения графических заданий можно приобрести специальную литературу для подготовки к школе, прописи, раскраски. Там найдете массу заданий на развитие графических навыков.

Картинки раскрашивать лучше не фломастерами, а цветными карандашами. От них больше толку с точки зрения развития мелкой моторики. Так как при рисовании карандашами, на них приходится нажимать. Следите, чтобы картинка была раскрашена аккуратно, равномерно, без выступов за линии.

Раскраски, кстати, можно использовать и для упражнений на штриховку. Штриховать картинки нужно в разных направлениях. Вертикально, горизонтально, по диагонали. Последите за ребенком во время штриховки. Обратите внимание на то, не переворачивает ли он лист, когда переходит от вертикальной штриховки к диагональной. Это ошибка! Нужно учиться управлять рукой, а не листом бумаги.

Отлично развивают точность движения рук задания, где предлагается обвести что-нибудь. Например, рисунок, который изображен пунктирной линией.

Очень много графических упражнений можно найти в детских журналах. Вы покупаете журналы? Мы сейчас «подсели» на «Внеклассный журнал». Это совсем молодое издание. В марте этого года в продаже появился только 4 номер. Кроме упражнений для рук, там много интересных заданий на развитие памяти, внимания, мышления.

Ориентация на листе бумаги

Для развития ориентации мы используем лист в крупную клетку.

Для начала нужно объяснить ребенку, что такое клетка. Что вы имеете в виду, когда произносите это слово. Показать где у клетки верхняя сторона, нижняя, правая и левая. Попробуйте посчитать клеточки.

Тоже самое и с листом бумаги. Где у него центр? Где верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы? Предлагайте ребенку задания типа такого, в центре и в трех углах нарисуйте какие-нибудь фигуры, а один уголок оставьте пустым. Пусть в этом углу ребенок сам что-нибудь нарисует. Спросите его, в какой части листа находится его рисунок?

Еще три классных упражнения:

  1. Рисование по клеточкам.
  2. Копирование узоров.
  3. Зеркальное рисование.

Рисование по клеточкам

Для детишек 6 – 7 лет самое то. Поставьте на листе точку. Это начало рисунка. В точку ребенок ставит карандаш. А вы говорите, куда ему нужно двигаться. Например, 2 клеточки вниз, одна налево, три вверх и т.д. Вы говорите, ребенок слушает и рисует.

Хотите попробовать? Давайте, я подиктую, а вы рисуйте:

  • одна клеточка вверх
  • одна клеточка вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • шесть клеточек вверх;
  • пять влево;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • две вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • две вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • пять влево;
  • семь вниз;
  • одна влево;
  • одна вниз;
  • две влево.

Закончили упражнение! Расскажите, пожалуйста, в комментариях, что за картинка у вас получилась?

Узоры также рисуются по клеточкам. В них можно добавлять творческие элементы, всякие кружочки, волны, точки, крестики. Задача родителей начать узор, задача ребенка – продолжить его по образцу. Ну или можно найти образцы узоров в прописях.

Зеркальное рисование

Это когда одна часть симметричного рисунка нарисована, а вторая нет. Ребенок, опираясь на нарисованную часть картинки и считая клеточки должен нарисовать рисунок целиком.

Ну вот, кажется и все, друзья.

Ой! Чуть не забыла! У нас же еще есть игра «Твистер». Только не тот, на который ногами становишься, а специальный для пальцев. Задания такие: большой палец на красное, средний на синее, мизинец на желтое и т.п.  Это только кажется, что все просто. На самом деле во время игры пальцы такое вытворяют, что только диву даешься!

А давайте, друзья, вместе диву даваться! От того, насколько красивый почерк у наших детишек, и от того, насколько все замечательно у них в школе! Но для этого сейчас нужно потрудиться. Хотя, какой же это труд? Сплошное удовольствие и веселые игры!

А вот еще и видео о том, как можно весело научить ребенка правильно ручку держать.

Вот теперь точно все. Желающих высказать свою точку зрения, как всегда жду в комментариях. Спасибо за внимание!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Cell Biology

Cheek Cell Lab – наблюдение за клетками щеки под микроскопом
Cheek Cell Virtual Lab – виртуальный просмотр клеток под микроскопом

Plant Cell Lab – микроскопическое исследование лука и элодеи дома или в библиотеке
Виртуальная лаборатория клеток растений — используйте виртуальный микроскоп для просмотра клеток растений.

Сравнение растительных и животных клеток – анализ клеток щек и луковицы

Исследование: какие существуют типы клеток – исследование различных типов клеток, клеток щеки, крови, корня лука, листа

Исследование: изучение клеток. Следуйте по стопам известных ученых, таких как Гук и Ван Левенгук, изучая препараты пробки, парамеций (анимакулы) и типичные образцы растений и животных.

Раскраска клеток животных – раскрасьте типичные клетки животных
Раскраски клеток растений – раскрасьте типичные клетки растений
Раскраски прокариот – раскрасьте типичные клетки бактерий в сети
Модель ячейки – создать ячейку из предметов быта и кухни, рубрика включена
Cell Research & Design – исследуйте клетки в сети, используйте компьютер для создания своей собственной клетки
Cell Rap – песня или стихотворение, описывающие части клетки и синтез белка
Маркировка клеток – сравниваются простые рисунки клеток и сложные схемы клеток

Почему клетки такие маленькие? – измерьте площадь поверхности и объем ящиков в качестве модели клетки

Эксперимент с размером клетки – используйте агар и основной раствор, чтобы проиллюстрировать, насколько быстро жидкости могут диффундировать в клетку, в зависимости от размера клетки

Репродукция клеток

Митоз в луковице — просмотрите изображение, определите стадии митоза в каждой из клеток
Этикетка клеточного цикла — подпишите изображение стадий митоза, определите части клетки, такие как центриоль и веретено
Лаборатория кончиков корней лука – просмотр реальных клеток под микроскопом, требуется лабораторное оборудование и подготовленные предметные стекла
Лук и сиг – просмотр клеток, если вы пропустили лабораторию в классе; виртуальная версия лаборатории митоза
Mitosis Internet Lesson — просмотр анимации митоза; вопросы
Интернет-урок по мейозу — просмотр анимации мейоза, сравнение с митозом
Клеточный цикл «Вырезать и вставить» — учащиеся расставляют слова и рисуют стрелки, чтобы проиллюстрировать митоз

Рак: неконтролируемые клетки — статья, описывающая, как клеточный цикл связан с раком, включает вопросы

Осмос и диффузия

Диффузия – моделирование диффузии с использованием пластикового пакета, йода и стакана. В этой статье объясняется, что происходит.

Транспорт через клеточную мембрану – простая диаграмма показывает, как молекулы проникают в клетку посредством диффузии, облегченной диффузии и осмоса

Изображения клеточной мембраны – работайте в группах над созданием надписей и названий для изображений, изображающих клеточную мембрану и транспорт через нее.

Практический пример: кистозный фиброз — для AP Biology изучает роль белков клеточных мембран в удалении слизи из легких.

Наблюдение за осмосом – используйте яйцо, уксус, кукурузный сироп, займет несколько дней
Соль и элодея – экспресс-лаборатория для наблюдения за воздействием соленой воды на клетки элодеи

Кроссворд по диффузии и осмосу – повторение словарного запаса
Обзорное руководство по диффузии и осмосу — с вопросами, определениями и изображениями

Осмос в клетках — AP Lab 1, модифицированный, с использованием диализных трубок и растворов сахара для наблюдения за движением воды

Клеточное дыхание и фотосинтез

Модель фотосинтеза и дыхания — изображение показывает, что два процесса связаны; учащиеся отвечают на вопросы, связанные с графикой

Окраска хемиосмоса – окраска мембраны и этапы производства АТФ
Преобразование энергии света в химическую энергию — графическое обозначение фотосистем I и II

Концептуальная карта клеточного дыхания — карта этапов клеточного дыхания
Клеточное дыхание — Лаборатория биологии AP с использованием гороха и респирометров
Виртуальная лаборатория клеточного дыхания — Лаборатория AP

Практический пример: «Убийства с цианидом» — исследует клеточное дыхание и почему нам нужен кислород

Растительные пигменты — AP Lab 4, модифицированный
Моделирование фотосинтеза — используйте онлайн-симулятор для настройки параметров освещения и сбора данных о производстве АТФ
Моделирование фотосинтеза – этот симулятор использует свет и различные уровни углекислого газа для изучения скорости фотосинтеза, заменяет симулятор водорослей
Лаборатория фотосинтеза – Лаборатория AP, использует листья шпината и свет для измерения скорости фотосинтеза. Пузырьки кислорода заставляют листовые диски плавать, когда они подвергаются воздействию света.

Биохимия

Кислоты и основания – основная раскраска, показывающая, как вода диссоциирует на ионы, шкала рН

Лаборатория ферментов – используйте печень, чтобы показать, как каталаза расщепляет перекись водорода на кислород и воду, барботирование используется для измерения реакции при различных температурах .

Виртуальная лаборатория ферментов — этот симулятор позволяет пользователю изменять концентрацию субстрата и уровень pH, а затем наблюдать за скоростью реакции.

Органические соединения – концептуальная карта, учащиеся заполняют термины, связанные с органической химией (углеводы, нуклеотиды и т. д.)

Клетки | Биология I Лабораторное руководство :

  • описать основное различие между прокариотическими клетками и эукариотическими клетками
  • определить, является ли животная клетка прокариотической клеткой или эукариотической клеткой
  • определить, является ли растительная клетка прокариотической клеткой или эукариотической клеткой
  • определить, является ли бактериальная клетка прокариотической клеткой или эукариотической клеткой
  • идентифицировать структуры, присутствующие в бактериальных клетках, на модели или изображении (используйте как лабораторное пособие, так и учебник в качестве справочного материала)
  • укажите, какие из 3 доменов (бактерии, археи или эукариоты) имеют прокариотические организмы
  • определить структуры, присутствующие в растительных или животных клетках на модели или изображении
  • перечислить структуры, присутствующие в клетках растений, но не в клетках животных
  • перечислить структуры, присутствующие в животных, но не в растительных клетках
  • перечислите две функции или клеточные компоненты, которые являются общими для всех ячеек

Слайд-шоу

Cells Lab from Lumen Learning

Введение

Клетки являются основной единицей жизни. Все живые существа состоят из клеток. Хотя есть несколько характеристик, общих для всех клеток, таких как наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ДНК и рибосом, не все клетки одинаковы.

Прокариотические клетки лишены ядра и связанных с мембраной органелл. Эукариотические клетки разделены мембранными органеллами со специализированными функциями. У эукариот ДНК находится внутри ядра; тогда как у прокариот отсутствует ядро.

В некоторых окрашенных препаратах ядро ​​может содержать одно или несколько окрашенных в более темный цвет телец, ядрышек (единственное ядрышко). Рибосомальная РНК (рРНК) транскрибируется внутри ядрышка. Ядро также содержит ряд структур, называемых хромосомами, которые состоят из ДНК и белков. Хромосомы можно увидеть только после специальных процедур окрашивания делящихся клеток. Когда клетки не делятся, хромосомы рассматриваются как хроматин. Исключение составляет одна инактивированная и конденсированная хромосома у самок млекопитающих. Эта хромосома, которая может быть видна как темное пятно в ядре, называется тельцем Барра.

Ядро в живых клетках иногда неотличимо от цитоплазмы, если только клетка не окрашена. При окрашивании ядро ​​кажется более темным, чем окружающая его цитоплазма.

Цитоплазма – это область клетки вне ядра. Он содержит жидкость, рибосомы, цитоскелет и, у эукариот, другие мембраносвязанные органеллы.

Мельчайшие «электростанции» в цитоплазме клеток называются митохондриями. Эти органеллы примерно такого же размера, как многие бактерии, и их можно увидеть только при большем увеличении на специально подготовленных предметных стеклах.

Пластиды — это органеллы, обнаруженные в растениях и водорослях. Некоторые органические соединения образуются и хранятся в пластидах. Зеленый пигмент хлорофилл находится в специальных фотосинтетических пластидах, называемых хлоропластами. Другие виды пластид включают хромопласты, которые содержат пигменты, отличные от хлорофилла, и амилопласты, которые хранят крахмал.

Центральная соковая вакуоль часто занимает большое пространство в цитоплазме растительных клеток, но может быть небольшой или отсутствовать в других типах клеток. Часто другие органеллы, обнаруженные в растительных клетках, расположены рядом с плазматической мембраной, потому что центральная вакуоль занимает так много места внутри клетки. В здоровых условиях для растительных клеток центральная вакуоль имеет большие размеры и оказывает тургорное давление на клеточную стенку, расположенную снаружи клеточной мембраны. Клеточная стенка удерживает растительные клетки от разрыва. Некоторые другие клетки также имеют клеточные стенки, но они, как правило, состоят из других материалов. Клеточные стенки растений состоят из целлюлозы, клеточные стенки бактерий состоят из пептидогликана, а клеточные стенки грибов состоят из хитина. Археи и водоросли также имеют клеточные стенки из различных соединений.

Часть 1: Клетки животных

Животные представляют собой группу эукариотических, многоклеточных, гетеротрофных организмов, которые потребляют органические вещества для пропитания. У многих животных есть клетки, которые дифференцируются в специализированные ткани, включая эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

Яйцеклетка морской звезды

Из-за большого количества хранимой пищи яйцеклетки животных являются одними из крупнейших известных одиночных клеток.

Материалы
  • подготовленное стекло неоплодотворенной икры морской звезды
  • составной микроскоп
Процедура
  1. Изучите препарат с икрой морской звезды и выберите идеально сферическую клетку для изучения. Переместите ползунок так, чтобы ячейка оказалась рядом с центром поля, и включите большую мощность. Отрегулируйте свет для хорошего контраста и аккуратно сфокусируйтесь. Обратите внимание на центральную сферическую структуру, ядро ​​и окружающую цитоплазму. Цитоплазма ограничена клеточной мембраной, которая очень тонкая и податливая. Также обратите внимание, что сферическое ядро ​​ограничено четко выраженной ядерной оболочкой. Внутри ядра находится зернистый хроматин и ядрышко, отчетливое, глубоко окрашенное, округлое тело.
  2. Нарисуйте яйцо морской звезды диаметром примерно 2 см. Назовите клеточную мембрану, хроматин, ядрышко, ядерную оболочку, ядро ​​и цитоплазму.

Клетки щечного эпителия

Клетки, покрывающие поверхность вне или внутри тела, называются эпителиальными клетками. Эпителиальные клетки изо рта легко собираются и исследуются под микроскопом.

Материалы
  • слайд
  • покровное стекло
  • зубочистка
  • пипетка-капельница
  • краситель метиленовый синий
  • метрическая линейка
  • составной микроскоп
Процедура
  1. Зубочисткой аккуратно поскребите внутреннюю поверхность щеки. Поместите собранный материал в каплю воды на предметном стекле. Добавьте одну каплю красителя метиленового синего и смешайте два раствора. Добавьте покровное стекло и наблюдайте под микроскопом. Используйте как низкую, так и большую мощность.
  2. Найдите клеточную мембрану, ядро, ядерную оболочку и цитоплазму.
  3. Нарисуйте три репрезентативные клетки диаметром около 2 см каждая. Пометьте одну ячейку перечисленными выше структурами.
  4. Какой цели служат эпителиальные клетки?

Часть 2: Клетки растений

Существует два основных типа клеток:

  • Паренхима: Эти клетки имеют тонкие стенки, обеспечивающие свободный перенос материалов между мембранами соседних клеток. Основные функции включают формирование пограничных слоев (эпидермиса), химический синтез (хлоренхима) и хранение пищи.
  • Склеренхима: Эти клетки толстостенные и неживые в зрелом возрасте. Среди клеток склеренхимы есть те, которые производят твердые части, такие как скорлупа орехов (каменистые клетки), те, которые обеспечивают прочность стеблей (волокна), и те, которые транспортируют воду и растворенные минералы вверх по стеблю растения (элементы сосудов).

Паренхима:

Эпидермис лука

Луковица лука состоит из специализированных листьев или чешуек. Каждый лист покрыт одним слоем эпидермальных клеток.

Материалы
  • луковица
  • слайд
  • покровное стекло
  • составной микроскоп
  • Раствор йода
Процедура
  1. Очистите небольшую часть нежного эпидермиса, покрывающего внутреннюю поверхность луковой чешуи, и поместите ее на предметное стекло. Сделайте влажный препарат, покрыв кусочек эпидермиса раствором йода и покровным стеклом. Уменьшите количество света, проходящего через препарат.
  2. Нарисовать несколько ячеек. Сделайте отдельные ячейки шириной 20 мм. Назовите структуры одной клетки: ядро, ядрышки, ядерную оболочку, цитоплазму и клеточную стенку.
  3. Сколько ядрышек в каждом ядре?

Синтетическая паренхима:

Хлоренхима Элодея

Элодея — это водное растение, которое в изобилии растет в прудах вокруг Спокана. Клетки являются удобными объектами для изучения клеточного строения и примером клеток, синтезирующих пищу.

Материалы
  • Элодея
  • слайд
  • покровное стекло
  • пипетка-капельница
  • составной микроскоп
  • метрическая линейка
Процедура
  1. Поместите лист Elodea на предметное стекло с каплей воды и накройте покровным стеклом. При низкой мощности перемещайте предметное стекло и наблюдайте за присутствующими клетками. Переключитесь на большую мощность и с помощью точной настройки сфокусируйтесь на различной глубине листа.
  2. Различают следующие части клетки: клеточную стенку, цитоплазму и хлоропласты. Центральная часть клетки в цитоплазме кажется чистой. Эта область содержит воду и вещества в растворе и называется центральной соковой вакуолью или водной вакуолью. Мембрана вокруг этой структуры слишком узкая, чтобы ее можно было различить в световой микроскоп. Клеточная или плазматическая мембрана присутствует, но не видна, потому что она тонкая и находится в прямом контакте с клеточной стенкой. Ядро присутствует, но его трудно увидеть, потому что этот препарат не окрашивается, а хлорофилл маскирует другие структуры клетки.
  3. Нарисуйте одну ячейку Elodea . Сделайте свой рисунок 75 мм в самом длинном измерении. Назовите части клетки, которые вы можете различить.
  4. Движение цитоплазмы определяют по движению хлоропластов, взвешенных в цитоплазме. Хлоропласты переносятся в цитоплазме как бы током. Это движение известно как циклоз или цитоплазматический поток. Стрелками укажите направления потоков (циклозы) на рисунке выше.

 

Часть 3: Прокариотические клетки

Прокариотические клетки, принадлежащие к археям и бактериям, обычно не имеют связанных с мембраной органелл.

Бактерии

Материалы
  • подготовленные предметные стекла с окраской по Граму
  • бумага для линз
  • составной микроскоп
Процедура
  1. Используя составной микроскоп, сфокусируйте окрашенные клетки бактерий при высоком увеличении.
  2. Нарисуйте несколько клеток бактерий.
  3. Видите ли вы какие-либо детали в цитоплазме отдельных клеток бактерий?
  4. Какая разница в размерах между прокариотическими и эукариотическими клетками? Какие из них вообще больше, а какие меньше?

Резюме

Какие структуры находятся в следующих ячейках?

Сотовый
Ядро
Цитоплазма
Центральная соковая вакуоль
Пластиды
Клеточная мембрана
Клеточная стенка
Яйцо морской звезды
Эпителий щеки
Лук
Элодея
Бактерии

Модели клеток

В лабораторном классе есть несколько образцов клеток растений, животных и бактерий. Потратьте некоторое время на просмотр этих моделей и убедитесь, что вы можете идентифицировать и знать функцию следующих структур:

  • Ядро
  • Ядрышко
  • Цитоплазма
  • Плазматическая мембрана
  • Хлоропласт
  • Центральная вакуоль
  • Клеточная стенка
  • Жгутики
  • Лизосома
  • Цитоскелет
  • Рибосома
  • Гладкий эндоплазматический ретикулум
  • Грубый эндоплазматический ретикулум
  • Тела Гольджи
  • Митохондрии
  • Везикула
  • Нуклеоидная область
  • Пилли
  • Центриоль

Подготовка фиксированных ячеек к маркировке | Thermo Fisher Scientific

Основы фиксации и проницаемости

Фиксация и пермеабилизация клеток обычно фиксирует их на месте и позволяет более крупным молекулам, таким как антитела, получить доступ внутрь клетки для лучшего нацеливания на интересующий вас белок или состояние. Но фиксированные и пермеабилизированные клетки мертвы. , и вы теряете способность смотреть на динамические биологические процессы.

Приведенная ниже информация поможет вам решить, подходят ли фиксация и пермеабилизация для вашего исследования.

Посмотреть Протокол Fix, Perm & Block

Темы в этом разделе

  • Плюсы и минусы: использование фиксированных и пермеабилизированных клеток для визуализации
  • Фиксация
  • Пермеабилизация
  • Блокирование

3 Использование фиксированных и пермеабилизированных клеток для визуализации

  • Клетки сохраняются в определенный момент времени
  • Клетки становятся проницаемыми для больших молекул
  • Круссмен -клеточные структуры защищены, а стабилизированные
  • Целью легче изобразить, когда они не перемещаются
  • Конформация белка может измениться
  • Наиболее enzymes. может быть потерян
  • Динамические процессы дают больше функциональной информации


Фиксация

Рисунок 1 . Фиксация формальдегидом по существу блокирует клеточные структуры на месте.

 

Флуоресцентные красители различаются по своей способности продолжать генерировать сигнал после фиксации клетки. С помощью некоторых красителей вы можете маркировать живые клетки, а затем фиксировать их без потери сигнала. Однако более распространенным подходом является фиксация, проницаемость и блокировка клеток, а затем их окрашивание флуоресцентными красителями и/или конъюгатами антител.

Формальдегид является наиболее часто используемым фиксатором; он работает путем химического связывания соседних макромолекул, таких как белки, вместе. Этот процесс известен как сшивание. Наиболее доступные препараты формальдегида на самом деле представляют собой параформальдегид (PFA, полимерный формальдегид), растворенный в воде или буфере. Свободные метандиолы в полученном растворе вступают в реакцию с аминогруппами белков и других клеточных структур, содержащих азот. PFA также растворяет некоторые липиды в клеточных мембранах. PFA обычно разбавляют до 3,7–5% по объему и наносят на клетки на 10–15 минут.

Хотя формальдегид имеет широкую реакционную способность с большинством белков, пептидов и ферментов и является наиболее часто используемым фиксатором, в случаях, когда формальдегид не работает для вашей цели, можно использовать другие подходы. Глутаровый альдегид сам по себе может использоваться в качестве более сильного фиксатора сшивания или может использоваться в сочетании с формальдегидом, но образцы, обработанные глутаровым альдегидом, требуют дальнейшей обработки, прежде чем антитела можно будет использовать для мечения образца. Фиксация холодным спиртом иногда рекомендуется для поверхностно-мембранных антигенов.


Пермеабилизация

На этапе пермеабилизации удаляется больше липидов клеточных мембран, что позволяет крупным молекулам, таким как антитела, проникать внутрь клетки. Thermo Scientific™ Triton™ X-100 и NP-40 — это детергенты, обычно используемые в концентрации 0,1–0,5% (об./об., в PBS) для пермеабилизации. Время пермеабилизации 10-15 минут является хорошей отправной точкой, но если это не работает для вашей цели, возможно, вам придется попробовать более короткое время или другое моющее средство. Эти детергенты также проницаемы для ядерной мембраны, поэтому они подходят для различных целей.

Рисунок 2 . Удаление липидов клеточных мембран на этапе пермеабилизации позволяет крупным молекулам проникать внутрь клетки.


Устранение неполадок
, если вы пытаетесь визуализировать целевую, которая находится в составе, подобный составу, который может полностью удержать SAPENINE, что, как и ущерб, вам нужно, чтобы они могли полностью удержаться, подобно использованию, подобному SAPENENINER, подобному SAPENER. Thermo Scientific™ Tween™ 20 или дигитонин для более короткого времени. Попробуйте их при 0,1–0,5% (об./об.) в течение 5–10 минут, если Triton X-100 или NP-40 не дают хорошей визуализации вашей цели.


Блокировка

Рисунок 3 . Использование блокирующих агентов на белковой основе уменьшает неспецифическое окрашивание.

 

Если вы собираетесь использовать антитела для маркировки структур в ваших фиксированных и пермеабилизированных клетках, может быть полезным использование блокирующего раствора перед этапом первичного антитела. Блокирование обычно выполняется с помощью раствора, содержащего избыток белка, который служит для уменьшения количества неспецифического связывания в вашем образце. Это может быть важно, если ваше первичное или вторичное антитело имеет тенденцию взаимодействовать с молекулами в образце, которые не являются вашей мишенью. Уменьшение неспецифического «фонового» окрашивания, скорее всего, из-за гидрофобных взаимодействий между антителом и нецелевыми молекулами, облегчит вам идентификацию положительного сигнала и даст более чистый конечный результат.

Наиболее распространенными типами блокирующих растворов для ICC являются 3% (вес/объем) бычьего сывороточного альбумина в PBS и/или 10% (об/об) раствор инактивированной нагреванием видоспецифической сыворотки в PBS, где сыворотка вид соответствует виду вторичного антитела. Например, если вы используете вторичное антитело мыши против кроличьего IgG, выберите обычную инактивированную нагреванием сыворотку мыши для приготовления блокирующего реагента.

Рисунок 4 . Блокирующие агенты на белковой основе помогают уменьшить неспецифическое окрашивание. Антитела способны вытеснять блокирующие белки, образуя высокоаффинную связь со своими эпитопами, в то время как блокирующие белки предотвращают взаимодействие низкоаффинных антител в других частях образца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *