Разное

Подготовка к школе обучение чтению: Обучение детей чтению

Содержание

Обучение детей чтению

О важности и роли чтения в жизни своих детей задумывается каждый родитель, заботящийся об их гармоничном, правильном и целостном развитии. Но если в одних семьях мамам и папам достаточно просто отправить свое чадо в детский садик или школу, переложив, да не прозвучит громогласно, ответственность на плечи воспитателей и учителей, то в других заботливые родители предпочитают заниматься с малышами еще и самостоятельно.

Информация из этого курса предназначается как раз людям второй категории, ведь те, кто относится к первой, вряд ли будут искать в интернете соответствующую информацию. Но продолжим.

Несмотря на большое желание научить свое драгоценное чадо читать как можно скорее, к этому процессу следует подходить с максимальным вниманием и осторожностью, ведь здесь есть свои тонкости и нюансы, на которые просто нельзя закрывать глаза. Дело в том, что вопреки распространенному мнению, что чем раньше приступить к освоению с ребенком азов чтения, тем лучше, многие специалисты (невропатологи, детские психологи и т.

д.) убеждены, что это может привести к отрицательным последствиям в будущем. К примеру, раннее обучение чтению с сопутствующими ему преждевременными нагрузками на зрительный аппарат нередко становится причиной близорукости и других проблем со зрением.

Таким образом, очень важно знать хотя бы основные особенности формирования организма ребенка, когда следует начинать обучать детей чтению и как определяется их готовность к этому процессу, а также придерживаться основных соответствующих правил. Эти основополагающие вопросы и будут рассмотрены нами в первом уроке.

Содержание:

  1. Как формируется ребенок. Общая информация
  2. Когда можно начинать обучать ребенка чтению
  3. Несколько слов о правильном обучении чтению
  4. Базовые правила обучения ребенка чтению
  5. Несколько дополнительных рекомендаций
  6. Цитаты известных людей об умении читать

Как формируется ребенок. Общая информация

Здесь, как и следует понимать, мы представим лишь общую информацию, т. к. ее будет вполне достаточно.

Итак, начиная с ранних сроков беременности и заканчивая трехлетним возрастом, формируется первый функциональный блок головного мозга малыша, отвечающий за его телесное, познавательное и эмоциональное восприятие.

С трех до пяти-восьми лет происходит формирование второго функционального блока головного мозга, управляющего пятью чувствами – осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.

Следует иметь в виду, что формирование функциональных блоков мозга – процесс последовательный. Любая попытка родителя «проскочить» какой-либо этап отрицательно сказывается на заложенном природой развитии ребенка, т.к. в него вносятся неестественные «коррективы». Коварность же последствий состоит в том, что, вполне вероятно, сказываться они будут не сразу, а по прошествии лет. Впоследствии у уже повзрослевшего ребенка могут появиться проблемы, выражающиеся не только в речевых нарушениях, неврозах, двигательных сбоях и т.п., но и в трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Исходя из этого, начинать учить ребенка читать нужно в определенное время.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению

Мнений на счет того, когда можно начинать обучать ребенка чтению, несколько. Одни специалисты полагают, что приступать к определенной работе, например, к показу карточек Домана (о них и других методах мы побеседуем во втором уроке), можно уже по достижении малышом полугодовалого возраста, а другие считают, что лучше всего начинать в 3-4 года, причем именно с букваря. Однако все педагоги сходятся в одном: никакое обучение чтению совершенно недопустимо и невозможно, пока ребенок не освоил навыки речи. Если же где-то к 3-4 годам малыш начинает оживленно интересоваться книгами, приступать к обучению чтению не только можно, но и нужно.

Тут же стоит отметить, что при проявлении неусидчивости и равнодушии к печатным материалам перед обучением следует понять, как вызвать у ребенка интерес к чтению. Данного вопроса мы еще коснемся более подробно в отдельном уроке, но все же скажем, что в решении этой проблемы родителям поможет невероятный выбор книг, выделяющихся, помимо яркости и красочности, наличием множества движущихся элементов и даже звуковым сопровождением.

Благодаря этому чтение становится для детей не просто интересным занятием, но и увлекательной игрой. На начальной стадии любая книга служит не столько источником знаний, сколько способом приобщения к самому процессу чтения.

Продолжая разговор на тему готовности ребенка к чтению, определить ее можно по нескольким признакам:

  • Во-первых, у малыша уже сформирована речь, и он в состоянии произносить слова и предложения, а также составлять хотя бы небольшие связные рассказы
  • Во-вторых, у ребенка нет нарушений логопедического характера, причем это касается как неправильного произношения, так и нарушений мелодики и темпа и ритма речи
  • В-третьих, малыш способен нормально ориентироваться в пространстве, и не путает между собой понятия «вправо», «влево», «вниз» и «вверх»
  • В-четвертых, у ребенка в достаточной степени развит фонематический слух, т.е. он может легко распознавать звуки в разных частях слов

Если с чем-то из названного выше наблюдаются проблемы, следует заняться их устранением – уделить некоторое время проработке вызывающих сложность моментов, посетить логопеда, невропатолога и т. д. Если же все в порядке (или после устранения проблем), можно переходить к обучению чтению.

Несколько слов о правильном обучении чтению

Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребенку становится скучно, он быстро устает и утомляется. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нем можно с большой натяжкой. Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребенка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы (таким методам мы посвятили отдельные уроки нашего курса, и пока мы не будем заострять на них внимание).

Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но все же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребенком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.

Базовые правила обучения ребенка чтению

Итак, если вы намерены помочь своему малышу освоить такой важный навык как чтение, придерживайтесь следующих правил:

1

Не заставлять

Помните, что принуждать малыша к чтению нельзя, и любая подобная стратегия заранее ошибочна, неправильна и неэффективна. Чтобы ребенок захотел читать и стал проявлять к книгам интерес, просто окружите его ими. Так, можно разложить книги по дому – на полках, столах и в других легкодоступных местах. Кроме того, нужно и самим брать в руки книги и читать сыну или дочке что-нибудь интересное. Также нужно читать для себя, чтобы ребенок видел вас с книгой. Учитывая то, что дети стремятся походить на своих мам и пап, ваше чадо, вероятнее всего, спросит, что вы делаете, или же само возьмет в ручки книгу.

2

Сначала звуки, потом буквы

Многие родители делают большую ошибку, начиная сначала объяснять малышу произношение букв, а только потом – звуков. Делать надо наоборот: в первую очередь важно рассказать, какой звук имеет та или иная буква в слове, а уже затем – как она произносится сама по себе. Т.е. изначально объясняйте, что буква «эр» в слове звучит как «р», «эн» – как «н», «эм» – как «м» и т.д. А уже после этого учите, что «эр» – это «эр», «эн» – это «эн», «эм» – это «эм» и т.д.

3

Учить не буквы, а слоги

Нужно понимать, что слоги, а в некоторых случаях даже целые слова усваиваются детьми намного лучше, нежели множество одиночных скучных букв. Поэтому и буквы нужно показывать в целых словах. В качестве вспомогательного материала можно использовать специально распечатанные карточки со слогами, при помощи которых удобно учить малыша читать по слогам и составлять слова.

4

Повторение

От частоты повторения изучаемого с ребенком материала зависит то, насколько хорошо он его запомнит и усвоит. Однако здесь есть одна хитрость – многие малыши не очень любят, когда им устраивают проверки и тесты, а потому и повторение в качестве обучающего метода нужно преподносить в форме игры.

5

Сначала простое, потом сложное

Как мы и говорили, изначально эффективнее всего обучать ребенка произношению звуков, и уже потом усложнять процесс – переходить к чтению по слогам и комбинированию слогов в слова. Вся информация должна предоставляться дозированно и поэтапно, чтобы в детской голове не возникало «каши» из получаемых знаний.

6

Учить простые слова

Обучение чтению всегда должно начинаться с простейших слов, где повторяются буквы, к примеру, слов «мама», «баба», «папа», «дядя» и т.п. После этого допускается переходить к обучению словам, где к слогу прибавляется буква, например, «бас», «кот», «дом», «мак», «лак» и т.д. И уже освоив такой материал, можно начинать заниматься элементарными предложениями, такими как «мама мыла Милу», «Коля колит колья» и т.д. А что касается букв «й», «ь» и «ъ», то их лучше оставить напоследок.

7

Учиться всегда и везде

Не важно, чем вы с вашим малышом заняты в данный момент: гуляете, ходите по магазинам, стоите на остановке или перекусываете в кафе – заниматься чтением можно где угодно и когда угодно. Практически везде есть вывески, рекламные плакаты, таблички с названиями магазинов, улиц, остановок и т.д. Используйте это с пользой для себя и своего ребенка, и пусть он читает все, на что вы ему показываете.

8

Играть

Обучение чтению ребенка, как, впрочем, и любому другому навыку, должно происходить в игровой форме. Придумывайте собственные игры, где нужно знать звуки, буквы и слоги. К примеру, вы можете попросить ребенка искать в словах конкретные буквы и произносить их. Также можно приобрести домой буквы на магнитах и составлять слова на специальной доске или холодильнике. А еще одна игра поможет развить внимательность – возьмите буквы на магнитах или кубики, составьте ряд букв, где все, кроме одной, согласные, а ваш малыш пусть найдет гласную букву.

9

Вызывать интерес

Чтобы чтение осваивалось ребенком лучше и легче, вам нужно заинтересовать его в этом. А для этого очень хорошо показывать, что чтение необходимо для полноценной жизни среди других людей. Поэтому наглядно демонстрируйте малышу важность этого навыка – показывайте ему письма, открытки, записи, таблички, пишите записки, чтобы он их читал. Со временем ребенок сам осознает, что учиться читать просто необходимо.

10

Читать вслух

Чтение вслух, да еще и на время, считается очень эффективным способом обучения ребенка быстрому чтению. Но применять его нужно, конечно, когда малыш уже овладел некоторыми навыками. Исходя из того, чему уже научилось ваше чадо, составляйте свои задания и давайте их ему на выполнение, засекая, например, минуту. Кстати, здесь очень поможет так называемый «Дневник читателя», где вы будете фиксировать прогресс вашего малыша. А чтобы он выполнял задания с энтузиазмом, после каждой сотни прочитанных слов, дарите ему какую-нибудь приятную мелочь.

11

Читать с закладкой

Чтение с закладкой – еще одно правило для улучшения освоения навыка чтения. Использовать закладку нужно здесь, как обычно, с той лишь разницей, что закрываться ей должна не нижняя строка, а прочитанные слова. Так вы поможете своему малышу не запутаться в большом количестве слов и сфокусировать внимание на новом слове.

12

Регулярность занятий

Мы уже говорили о повторении, поэтому просто дополним, что заниматься чтением нужно регулярно и систематически. Другими словами, уделять внимание освоению навыка чтения нужно ежедневно, пусть даже на это уйдет каких-то 5-10 минут. Но что еще важнее – так это не забрасывать занятия, даже когда начнет казаться, что малыш уже читает неплохо.

И в заключение первого урока мы хотели бы дополнить вышеназванные правила еще несколькими рекомендациями, которые помогут вам научить вашего ребенка читать быстрее и лучше.

Несколько дополнительных рекомендаций

Ваш ребенок будет учиться читать успешнее, если вы будете следовать этому перечню рекомендаций:

  • Обязательно обзаведитесь букварем или азбукой. В будущем эта литература всегда будет вызывать у ребенка ассоциации с приятным обучением. Лучше всего, если книги будут дополнены рисунками
  • Если изучаете буквы, то начинайте с гласных, ведь их можно петь, используя любимые мелодии, а это и полезно, и весело, и интересно. Очень хорошо, если занятия будут сопровождаться лепкой из пластилина или раскрашиванием картинок. Это научит малыша определять буквы и понимать их
  • Изучать согласные нужно только после гласных. И не забывайте о том, что сначала нужно объяснять ребенку, как произносится буква в слове, а уже затем – как она звучит сама по себе
  • Для повышения эффективности обучения полезно сочинять сказки о буквах, чтобы знакомство с ними проходило для малыша более интересно. К примеру, жила-была веселая буква «У». И однажды забралась она на горку, и как скатилась с нее, задорно крича «Уух!». По аналоги составьте короткие истории для каждой буквы
  • В процессе обучения не пренебрегайте творческими материалами.
    Помните, что ребенок познает мир посредством чувственного восприятия, а это значит, что ему обязательно нужно все попробовать и потрогать. Подойти может вырезание букв из картона, лепка букв из пластилина, выпечка печенья в форме букв и т.д. Подобный опыт навсегда запечатлеется в памяти вашего ребенка
  • Более всего эффективны непродолжительные занятия по 10-15 минут по нескольку (от 3 до 5) раз в день. Придерживайтесь такой системы, и ваш малыш не только не будет уставать, но и с нетерпением будет ждать каждого занятия
  • И, наконец, самым важным правилом в любом взаимодействии с ребенком является доброжелательность и терпение к малышу. Никогда не позволяйте себе терять самообладание, повышать голос и тем более оскорблять маленького человечка. В противном случае от всех занятий не будет никакого толка, да еще и отношение ребенка к вам может сформироваться не самое лучшее.

Подходите к обучению ребенка чтению с любовью и умом, и первые результаты не заставят себя долго ждать.

А в следующем уроке мы побеседуем о самых популярных на сегодняшний день методиках обучения детей чтению, а также вкратце скажем о том, на чем основывались мы при создании представленного курса.

Урок 1. Самые популярные методики обучения детей чтению

Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Урок 2. Наиболее важные моменты при обучении детей чтению. Легкий способ научить ребенка читать

В двух предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основы обучения детей чтению и познакомились с наиболее популярными методиками на эту тему. Но теоретические аспекты на этом не заканчиваются, ведь научить ребенка читать – задача не из простых. Мы, естественно не будем загружать вас теорией, иначе от курса просто-напросто не будет никакого толка, но все же позволим себе коснуться еще нескольких вопросов подобного характера.

Если вы хотите сделать так, чтобы ваше обучение ребенка чтению проходило как можно эффективнее, вам следует обращать внимание на ряд определенных нюансов, о которых мы и расскажем ниже. Также заметим, что предлагаемые нами рекомендации проверены на практике множеством родителей и показали свою результативность на многих поколениях детей. Несмотря на это, они крайне просты, и следовать им не составит для вас никакого труда. Плюс ко всему, эта информация позволит вам избежать самых распространенных ошибок. А это значит, что ваш малыш уже совсем скоро будет различать буквы, слоги и слова, запоминать их и правильно произносить.

Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендации

Вспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.

Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.

Урок 4. Изучение алфавита

Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.

Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.

Урок 5. Чтение по слогам

После того как ребенок освоил алфавит, и вы уверены в том, что отныне в его голове прочно укрепилась информация о буквах русского языка, самое время переходить к изучению слогов. Конкретно этой теме и посвящен представленный урок.

Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут вам научить своего малыша читать по слогам, а также несколько уроков для домашних занятий, направленных на улучшение сопутствующих чтению навыков и способностей. Начнем с рекомендаций.

Урок 6. Чтение целых слов

После пройденных занятий ребенок может уверенно читать слова, но звучат они примерно так: «ко-те-нок», «со-ба-ка», «иг-руш-ка», «ки-но» и т.д. Иначе говоря, слова малыш читает, но читает их по слогам. Это вполне нормально, но над этим обязательно нужно работать, т.к. только когда ребенок будет читать слова и предложения целиком и без запинок можно говорить о том, что он действительно научился читать. Помимо этого, одновременно с освоением чтения слов целиком дети должны учиться понимать смысл прочитанного. На эти темы мы и поговорим в представленном уроке.

Но прежде давайте уясним для себя несколько очень важных моментов – когда ребенок осваивает чтение слов целиком, необходимо:

Урок 7. Быстрое чтение

Умение читать – один из самых важных и нужных человеку в жизни навыков. И наиболее ярко это выражается, когда ребенок начинает ходить в школу. От умения читать зависит скорость и качество восприятия информации, а также успешность всего процесса обучения вообще. Если же читать ребенок умеет с трудом, изучать, записывать и усваивать материал он будет очень медленно, а это в свою очередь повлияет на успеваемость.

По этим и многим другим подобным причинам каждый заботящийся о своем ребенке и его успешности в жизни родитель должен не просто помочь ему научиться читать, но сделать это настолько эффективно и грамотно, насколько это вообще возможно. Говоря несколько иначе, он обязан научить ребенка читать правильно, осмысленно и быстро. И в нашем сегодняшнем уроке мы представим ряд методик и упражнений, которые помогут и вам достичь такого результата.

Урок 8. Как влюбить ребенка в чтение

О значении чтения и открываемых им границах сказано уже было предостаточно. Напомним лишь, что люди, любящие читать, имеют в жизни намного больше шансов на успех. А по данным некоторых психологических изысканий, начитанные дети отличаются лучшей успеваемостью в школе, и вероятность получения ими высшего образования заметно возрастает по сравнению с детьми, которые читать не любят.

Но как же сделать так, чтобы ребенок и умел читать, и любил это занятие? Как сделать так, чтобы вместо бесчисленных часов в соцсетях или игр на планшетнике он брал книгу и проводил время с ней?

Урок 9. Обучение детей чтению на иностранных языках

Научить ребенка читать по-русски – дело одно. Это, естественно, нужно; без этого, как говорится, никуда. Но в настоящее время все чаще возникает потребность в том, чтобы человек знал еще и какой-либо иностранный язык, и, конечно же, это предполагает умение читать на данном языке.

В заключительном уроке мы рассмотрим основы обучения детей чтению на иностранных языках, а в качестве примера, как несложно догадаться, используем английский язык. Во-первых, он является международным языком, т.е. пригодиться в жизни он может любому человеку, а во-вторых, его актуальность обусловлена широким распространением компьютерных технологий. Как раз поэтому, кстати, сегодня его все чаще начинают преподавать в школах уже с первого класса.

И перед тем как перейти к основной части курса, предлагаем немного подумать над тем, почему уметь читать и учить читать своих детей так важно.

Цитаты известных людей об умении читать

В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об умении читать:

Чтение – вот лучшее учение!


Александр Сергеевич Пушкин

Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.


Джозеф Аддисон

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.


Дени Дидро

Чтение – праздный творческий труд.


Морис Бланшо

Чтение – это беседа с мудрецами, действие же – это встреча с глупцами.


Фрэнсис Бэкон

Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.


Франсуа Фенелон

Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.


Шарль Луи Монтескье

Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или испорченным воздухом.


Джон Рескин

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного.


Мари Монтегю

Теперь же смело начинайте проходить уроки. Удачи!

Кирилл

1 Популярные методики →

Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения

Подготовим к школе без слёз и стресса

Начать учиться

Ориентироваться в чужом городе по вывескам с названиями улиц. В сотый раз пробежать глазами строчки билета в утро перед экзаменом. Изучить написанное мелким шрифтом в договоре и не дать себя обмануть. Когда-нибудь ваш ребенок сможет делать все это, даже не задумываясь, как у него получается. Но пока он или она учится читать свои первые слова, без вашей помощи не обойтись.

Как понять, что пора

На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:

  1. «Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.

  2. «Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.

Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.

Пора учиться читать, если…

Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:

  1. Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.

  2. Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.

  3. Грамматику. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.

  4. Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.

Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.

Бокс для отличной учёбы от Skysmart

Скачайте бокс, чтобы сделать учёбу проще и интереснее. Узнайте про лайфхаки и игры, которые увлекут ребёнка учёбой. Закройте пробелы в знаниях с помощью игр и комиксов

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

  1. Больше хвалить и никогда не ругать

    Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.

    Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.

    Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.

  2. Заниматься понемногу, но регулярно

    Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.

    А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.

  3. Читать книги вслух

    В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.

    Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.

Мнение эксперта

По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.

  1. Обсуждать прочитанное

    Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.

    Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:

    • Кто тебе понравился из героев?

    • Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?

    • Что бы ты сделал на месте героя?

    • Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?

    • Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?

    • Что больше всего запомнилось из прочитанного?

    • Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?

  2. Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.

  3. Идти от простого к сложному

    От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.

    Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.

    Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.

Методики обучения дошкольников чтению

Складовое чтение

Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.

Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.

Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).

Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.

Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.

Слоговое чтение

Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.

Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.

На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.

Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения

Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.

Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:

  1. Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т. д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.

  2. Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.

  3. Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.

  4. Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.

  5. Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.

  6. Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.

Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.

Упражнения для обучения чтению

Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.

Упражнения на запоминание букв

Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.

Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.

Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.

Упражнения на гласные и согласные

Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.

Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.

Упражнения на составление слов

Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.

Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.

Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.

Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Вета Иванченко

Редактор Skysmart

К следующей статье

Правильная подготовка ребенка к школе

Приходите на бесплатный вводный урок, чтобы начать готовиться к школе

На вводном уроке с методистом

  1. Определим уровень и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Как большинство детей учатся читать.

комфортная скорость чтения приближается к 100 словам в минуту. Он должен научиться комбинировать слова на странице с полдюжиной закорючек, называемых знаками препинания, во что-то — голос или образ в его уме, которые возвращают смысл. (Пол Кропп, 19 лет)96)

Формирование грамотности

Формирование грамотности описывает постепенный, непрерывный процесс обучения пониманию и использованию языка, который начинается с рождения и продолжается в раннем детстве (т. е. до восьмилетнего возраста). В этот период дети сначала учатся использовать устные формы языка (аудирование и говорение), а затем начинают изучать и понимать письменные формы (чтение и письмо).

Слушание и говорение

Формирование грамотности начинается в младенчестве, когда родитель берет ребенка на руки, смотрит ей в глаза и тихо говорит с ней. Трудно поверить, что эта случайная, спонтанная деятельность ведет к развитию языковых навыков. Это приятное взаимодействие помогает малышу узнать о взаимной выгоде разговора и удовольствиях от общения с другими людьми.

Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, сообщая о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, бормоча себе и другим, произнося свои первые слова и быстро добавляя новые слова в свой словарный запас. Большинство детей, которые с рождения были окружены языком, уже к трем годам свободно говорят на нем, независимо от интеллекта и без сознательных усилий.

В каждом из 6000 языков мира используется разный набор фонем — отличительных звуков, используемых для образования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, не используемых в их родном языке. Младенцы рождаются со способностью различать эти различия. Их лепет включает в себя гораздо больше звуков, чем те, которые используются в их родном языке. Примерно в возрасте от 6 до 10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, не используемые в их родном языке. Они бормочут только те звуки, которые издают люди, которые чаще всего с ними разговаривают.

В течение первого года жизни младенцы слышат речь как набор отдельных, но бессмысленных слов. К 1 году большинство детей начинают связывать слова со смыслом. Они понимают названия, используемые для обозначения знакомых предметов, частей тела, животных и людей. Дети на этом этапе упрощают процесс изучения этих обозначений, делая три основных предположения:

  • Ярлыки (слова) относятся к целому объекту, а не к его частям или качествам ( Флопси — это любимая игрушка, а не ее голова или цвет).
  • Ярлыки относятся к классам вещей, а не к отдельным предметам ( Doggie — это слово, обозначающее всех четвероногих животных).
  • Все, что имеет имя, может иметь только одно имя (на данный момент папа папа , а не мужчина или Джейк ).

По мере того, как дети развивают свои языковые навыки, они отказываются от этих предположений и изучают новые слова и значения. С этого момента у детей быстро развиваются языковые навыки. Вот типичная последовательность:

  • Примерно в 18 месяцев дети добавляют новые слова в свой словарный запас с поразительной скоростью: одно каждые 2 часа.
  • К 2 годам большинство детей имеют от 1 до 2000 слов и объединяют два слова в простые предложения, такие как: «Выйди». “Все ушли.”
  • В возрасте от 24 до 30 месяцев дети говорят более длинными предложениями.
  • В возрасте от 30 до 36 месяцев дети начинают следовать правилам выражения времени и числа и использовать такие слова, как какой-то , бы и кто .

Чтение и письмо

Одновременно с приобретением навыков аудирования и разговорной речи маленькие дети учатся читать и писать.

Дома и в детском саду, Head Start или школе слушают любимые сказки и пересказывают их самостоятельно, играют с кубиками алфавита, показывают логотип на вывеске любимого ресторана, рисуют, строчат и пишут буквы и слова, и смотреть, как взрослые читают и пишут для удовольствия и выполнения работы.

Маленькие дети делают многочисленные языковые открытия, играя, исследуя и взаимодействуя с другими. Языковые навыки являются основным средством когнитивного развития, поскольку они позволяют детям рассказывать о своем опыте и открытиях. Дети узнают слова, используемые для описания таких понятий, как «вверх» и «вниз», а также слова, которые позволяют им говорить о прошлых и будущих событиях.

Многие игры способствуют формированию у детей навыков грамотности. Сортировка, сопоставление, классификация и упорядочивание таких материалов, как бусы, коробка с пуговицами или набор цветных кубиков, способствуют формированию у детей навыков грамотности. Раскатывание пластилина и игра пальцами помогают детям укрепить и улучшить координацию мелких мышц рук и пальцев. Они используют эти мышцы для управления инструментами для письма, такими как мелки, маркеры и кисти.

По мере того, как их языковые навыки растут, маленькие дети рассказывают истории, идентифицируют печатные слова, такие как свои имена, пишут свои имена на картинах и творениях, а также используют письменность в своих придуманных играх. Выслушав рассказ, они рассказывают о людях, чувствах, местах, вещах и событиях в книге и сравнивают их со своим собственным опытом.

Навыки чтения и письма развиваются вместе. Дети учатся писать, видя, как печатные издания в их домах, классах и сообществах предоставляют информацию. Они смотрят и учатся, как пишут взрослые — составляют список, переписываются с другом или разгадывают кроссворд. Они также учатся, делая свои собственные записи.

В приведенной ниже таблице представлены примеры занятий, которыми занимаются дети дошкольного возраста, и описано, как они связаны с чтением и письмом.

Что могут делать дети
Как это связано с чтением и письмом
Составьте узор из таких предметов, как пуговицы, бусины, маленькие цветные кубики.
Располагая предметы в определенном порядке, дети понимают последовательность. Это поможет им обнаружить, что буквы в словах должны идти в определенном порядке.
 
Послушайте рассказ, а затем поговорите со своими семьями, учителями или репетиторами и друг с другом о сюжете, персонажах, о том, что может произойти дальше, и о том, что им понравилось в книге. Детям нравится читать вслух. Они узнают, что книги могут знакомить с людьми, местами и идеями, а также описывать знакомые переживания. Умение слушать и говорить помогает детям расширять словарный запас. Они развлекаются, изучая основные понятия грамотности, такие как: печатный текст — это произносимые слова, которые записываются, печатный текст несет значение, и мы читаем слева направо, сверху вниз на странице и с начала на конец страницы. книга.
Сыграйте в игру на совпадение, такую ​​как концентрация или бинго с картинками. Видя, что некоторые вещи абсолютно одинаковы, дети понимают, что буквы в словах должны каждый раз писаться в одном и том же порядке, чтобы нести смысл.
Двигайтесь под музыку, следуя указаниям, например, поднимайте руки вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо. Теперь шевелиться всем телом. Дети начинают понимать такие понятия, как вверх/вниз, вперед/назад и влево/вправо, и добавляют эти слова в свой словарный запас. Понимание этих концепций приводит к знанию того, как слова читаются и пишутся на странице.
Повторяйте рифмованные стихотворения, предложенные родителем, учителем или воспитателем, и сочиняйте новые рифмы самостоятельно. Дети знакомятся с фонемами – мельчайшими звуковыми единицами, из которых состоят слова. Это осознание приводит к успеху в чтении и письме.
Сделайте вывески для воображаемого продуктового магазина. Дети тренируются использовать печатные формы для предоставления информации – в данном случае, цен на различные продукты.
 
Перескажите любимую сказку другому ребенку или плюшевой игрушке. Дети обретают уверенность в своих способностях научиться читать. Они упражняются в том, чтобы рассказывать историю в том порядке, в котором она была прочитана им – от начала к середине и к концу.
Используйте придуманную орфографию, чтобы написать список продуктов, в то время как родитель пишет свой собственный список. Дети используют письмо, чтобы делиться информацией с другими. Наблюдая за тем, как пишет взрослый, он знакомится с правилами письма. Использование придуманного правописания способствует фонематическому восприятию.
Подпишите свои имена (каракулями, рисунком, некоторыми буквами или «правильно») на графике посещаемости, картине или письме. Дети узнают, что их имена обозначают их самих, а другие слова обозначают предметы, эмоции, действия и так далее. Они видят, что письмо служит цели сообщить учителю, что они прибыли, показать другим свои художественные работы или сообщить кому-то, кто отправил письмо.

Читатели и писатели

К тому времени, когда большинство детей переходят из дошкольного возраста в детский сад, они многое узнают о языке. В течение пяти лет они наблюдали, слушали и общались со взрослыми и другими детьми. Они играли, исследовали и делали открытия дома и в детских учреждениях, таких как Head Start и уход за детьми.

Детский сад

В начале или во время детского сада большинство детей имеют естественно развитые языковые навыки и знания. Они…

Знать печать означает:

  • Переворачивать страницы в сборнике рассказов, чтобы узнать, что произойдет дальше
  • “написание” (наброски или использование придуманной орфографии) для передачи сообщения
  • Использование языка и голоса историй при повествовании их историй
  • Диктовка рассказов

Знать, как выглядит письменная речь:

  • Понимать, что слова представляют собой комбинации букв
  • Определение конкретных букв в незнакомых словах
  • Письмо «фиктивными» буквами или письмо, включающее черты настоящих букв

Может различать и называть буквы алфавита:

  • Произносить алфавит
  • Указание букв алфавита в своих именах и в письменных текстах

Знайте, что буквы связаны со звуками:

  • Указание пальцем во время чтения или во время чтения на
  • Фонетическое написание слов, связывание букв со звуками, которые они слышат в слове

Знать звуки, издаваемые буквами:

  • Называть все предметы в комнате, начинающиеся с одной и той же буквы
  • Указание на слова в тексте, начинающиеся с одной и той же буквы
  • Подбор рифмующихся слов
  • Попытка озвучить новые или незнакомые слова при чтении вслух
  • Представление слов на письме по их первому звуку (например, написание d для представления слова собака )

Знать, что использование слов может служить различным целям:

  • Указывая на знаки определенных мест, таких как игровая площадка, ресторан или магазин
  • Письмо для различных целей, например, составление списка продуктов (воображаемого), написание благодарственного письма или составление меню для игры

Знать, как работают книги:

  • Держать книгу правой стороной вверх
  • Перелистывание страниц по одной
  • Чтение слева направо и сверху вниз
  • Начинать чтение спереди и последовательно двигаться к концу

Поскольку дети учат язык с рождения, большинство из них готовы перейти к следующему шагу – овладению обычным чтением и письмом. Чтобы научиться эффективно читать и писать, дети должны:

  • Узнавать письменные символы, буквы и слова, используемые при чтении и письме
  • Пишите буквы и формируйте слова, следуя общепринятым правилам
  • Использовать рутинные навыки, мыслительные и логические способности для создания смысла при чтении и письме

Письменные символы, которые мы используем для чтения и письма, представляют собой 26 прописных и строчных букв алфавита. Традиционные правила, регулирующие написание букв и составление слов, включают в себя написание букв в правильном направлении, использование прописных и строчных букв, правильное написание слов и размещение пробелов между словами.

Рутинные навыки относятся к тому, что читатели делают автоматически, не останавливаясь, чтобы подумать, что делать. Мы делаем паузу, когда видим запятую или точку, распознаем часто встречающиеся слова и используем то, что уже знаем, чтобы понять прочитанное. Одним из важнейших рутинных навыков является фонематическая осведомленность — способность связывать определенные звуки с определенными буквами и буквосочетаниями.

Исследования показали, что фонематическая осведомленность является лучшим предиктором ранних навыков чтения. Фонемы, мельчайшие звуковые единицы, образуют слоги, а слова состоят из слогов. Детям, которые понимают, что разговорный язык состоит из отдельных звуков – фонем и слогов – легче научиться читать.

У многих детей фонематический слух развивается естественным образом с течением времени. Простые занятия, такие как частое чтение знакомых и любимых рассказов, стихов и стишков, могут помочь детям развить фонематический слух. Другим детям, возможно, потребуется принять участие в мероприятиях, предназначенных для развития этого базового навыка.

Способности к мышлению и рассуждению помогают детям понять, как читать и писать незнакомые слова. Ребенок может использовать значение предыдущего слова или фразы, посмотреть на знакомый префикс или суффикс или вспомнить, как произносится комбинация букв, которая встречалась в другом слове.

Первый и второй классы

К тому времени, когда большинство детей заканчивают первый и второй классы, у них естественным образом развиваются следующие языковые навыки и знания. Они…

Улучшить понимание при чтении различных простых текстов:

  • Думать о том, что они уже знают
  • Создание и изменение мысленных образов
  • Создание, подтверждение и пересмотр прогнозов
  • Перечитывание при замешательстве

Применять навыки анализа слов при чтении по:

  • Использование фонетики и простых контекстных подсказок для понимания неизвестных слов
  • Использование частей слова (например, корневых слов, префиксов, суффиксов, похожих слов) для понимания незнакомых слов

Понимать элементы литературы (например, автора, главного героя, обстановку) по:

  • Делать выводы о событиях, персонажах и местах действия в рассказах
  • Сравнение настроек, персонажей и событий в разных историях
  • Объяснение причин поведения персонажей в рассказах

Понимать характеристики различных простых жанров (например, басни, реалистической фантастики, народных сказок, поэзии и юмористических рассказов) по:

  • Объяснение различий между простыми жанрами
  • Написание рассказов, содержащих характеристики выбранного жанра

Использовать правильные и подходящие языковые правила при ответе на письменный текст:

  • Правильное написание часто встречающихся слов
  • Правильное использование заглавных букв, запятых и знаков препинания
  • Написание разборчивым шрифтом и/или курсивом
  • Использование подходящего и разнообразного выбора слов
  • Использование полных предложений

В приведенной ниже таблице представлены примеры занятий, которыми занимаются дети, и описано, как они связаны с чтением и письмом.

Что могут делать дети
Как это связано с чтением и письмом
Обсудите правила предстоящей экскурсии, посмотрите, как учитель записывает их на большом листе бумаги, и присоединяйтесь, когда она будет читать правила вслух.
Дети на собственном опыте узнают, как взаимосвязаны различные формы речи — аудирование, говорение, чтение и письмо. Они видят, что язык используется с какой-то целью, в данном случае для подготовки к поездке. Они видят свои слова записанными и слышат, как их читают вслух.
 
Посмотрите в книге, чтобы найти ответ на вопрос. Дети знают, что печать дает информацию. Они используют книги как ресурс для познания мира.
Самостоятельно читать и перечитывать книгу в течение нескольких дней после того, как учитель прочитает ее вслух классу. Дети читают и перечитывают книгу, потому что это весело и полезно. Они могут вспомнить некоторые слова, которые учитель читает вслух, и понять другие, потому что они помнят последовательность и смысл рассказа.
Легко читайте некоторые слова, не останавливаясь на их расшифровке. Дети постепенно создают зрительный словарный запас, который включает в себя большинство слов, наиболее часто используемых в английском языке. Они могут читать эти слова автоматически.
Прочитайте слова, которые они никогда раньше не видели. Дети используют то, что они уже знают о сочетаниях букв, корневых словах, префиксах, суффиксах и подсказках на картинках или в рассказе, чтобы угадывать новые слова.
Используйте новые слова во время разговора и письма. Дети пополняют свой словарный запас, читая и разговаривая, делясь идеями, обсуждая вопрос, слушая, что говорят другие, и исследуя свои интересы. Использование новых слов помогает им полностью понять значение слов.
 
Распознавать собственные орфографические ошибки и обращаться за помощью для их исправления. Дети понимают, что правописание — это не просто сопоставление звуков с буквами. Они изучают основные правила правописания и исключения из правил.
Задавайте вопросы о прочитанном. Дети понимают, что чтение — это больше, чем правильное произношение слов. Они могут задавать вопросы, чтобы уточнить прочитанное или узнать больше по теме.
Читайте в свободное время дома, в школе и во внешкольных программах. Дети учатся получать удовольствие от самостоятельного чтения, особенно когда они могут читать книги по своему выбору. Чем больше дети читают, тем лучше они читают.

Ключевые моменты развития

  • Дети развиваются в четырех взаимосвязанных областях: когнитивной и языковой, физической, социальной и эмоциональной.
  • Большинство детей следуют одной и той же последовательности и схеме развития, но в своем собственном темпе.
  • Языковые навыки тесно связаны с когнитивным, социальным и эмоциональным развитием и зависят от него.
  • Сначала дети учатся слушать и говорить, а затем используют эти и другие навыки, чтобы научиться читать и писать.
  • Опыт и взаимодействие детей в раннем возрасте имеют решающее значение для развития их мозга и обучения в целом.
  • Развитие грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения пониманию и использованию языка.
  • Дети делают многочисленные языковые открытия, играя, исследуя и взаимодействуя с другими.
  • Дети опираются на свои языковые открытия, чтобы стать обычными читателями и писателями.
  • Эффективные читатели и писатели распознают буквы и слова, следуют правилам письма и придают смысл тексту.
  • Успешные программы поощрения чтения и развития грамотности у детей должны основываться на понимании развития ребенка, последних исследованиях развития мозга и естественном продолжающемся процессе, посредством которого большинство маленьких детей овладевают языковыми навыками и становятся читателями и писателями.

 

Подготовка учащихся к успеху с помощью чтения в предметных областях

Об этом руководстве по стратегии

В этом руководстве по стратегии вы узнаете, как определить уровень и тип поддержки, которую вам необходимо предоставить учащимся, на основе тщательного подготовка в качестве эксперта предметной области.

 

Исследовательская база

Учителя предметной области могут быть напуганы до паралича, когда дело доходит до чтения в классе. Учащиеся приходят в класс с таким разным уровнем фоновых знаний и навыков грамотности, что трудно понять, сколько подготовки достаточно, прежде чем просить учащихся читать. Хотя это правда, что учащимся, вероятно, потребуется некоторая поддержка перед чтением, не менее важно признать, что иногда сложное осмысление текста является неотъемлемой частью процесса и одной из самых важных привычек, которые учителя могут привить своим ученикам.

 

Стратегия на практике

Уровень подготовки, необходимый для любого опыта чтения, сильно различается в зависимости от учащихся и содержания, поэтому профессиональное суждение учителя является ключевым. Внимательно прочитайте выбранный текст, спросив себя, какие у вас есть экспертные знания (как по содержанию, так и по процессу), которые позволяют вам понять смысл прочитанного. Используйте это осознание как руководство к тому, что давать студентам.

  • Предварительный просмотр или предварительное изучение ключевых слов. Составьте список слов, которые, по вашему мнению, будут незнакомы учащимся. Если список невероятно длинный, это может быть признаком того, что этот текст не подходит для ваших учеников. Если список управляем, разделите слова на два подсписка: слова, которые имеют отношение к вашему содержанию (возможно, включая слова с несколькими определениями, которые имеют новые или неожиданные определения в содержании) и слова, которые являются частью более общего словарного запаса. Запланируйте потратить немного времени на объяснение слов, относящихся к содержанию; вполне возможно, что весь опыт чтения зависит от базового понимания учащимся этих слов. Для других важных (но не относящихся к содержанию) слов рассмотрите возможность предоставления мини-глоссария, раздаточного материала со словами и определениями, соответствующими контексту.
  • Ведите управляемый предварительный просмотр текста. Попросите студентов найти способы, которыми автор структурировал текст, чтобы направить смысл читателя. Обратите особое внимание на название статьи и любые заголовки и подзаголовки, которые включены. Предложите учащимся составить вопросы на основе этих «письменных ориентиров», чтобы подготовиться к чтению. Если уместно, поделитесь информацией о жанре и авторе произведения. Студентам нужно напомнить, например, что им нужно подходить к статье видного активиста иначе, чем к описанию той же темы в учебнике.
  • Спланируйте и подумайте вслух, чтобы смоделировать стратегии, подходящие для чтения. Спроецируйте первые несколько абзацев текста и прочитайте его вслух. Время от времени останавливайтесь, чтобы поделиться своими мыслями (связями, которые вы устанавливаете, вопросами, которые вызывает у вас текст, наблюдениями о том, как структурирован текст, или ключевыми идеями, которые вы хотите запомнить), чтобы продемонстрировать, как эксперт в вашем содержании область приблизилась бы к чтению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *