Разное

Почему вредно смотреть телевизор детям: Никакого телевизора: почему детям все-таки вредно смотреть ТВ

Никакого телевизора: почему детям все-таки вредно смотреть ТВ

Но что плохого в том, чтобы немного посмотреть ТВ? Большинство скажет: «Ничего!» Наверное, поэтому 40% младенцев смотрят телевизор уже в три месяца, а к двухлетнему возрасту 90% ребятишек проводят за телепрограммами и видеоиграми один-два часа в день. В 1996 году Американская академия педиатрии опубликовала программное заявление о просмотре телевидения детьми, названное в СМИ положением «никакого ТВ до двух лет».

Но разве телевизор вредит маленьким детям? Вредит, и еще как!

  • Ни о каком положи тельном эффекте от просмотра детьми телевизионных программ ничего не известно. Это касается и образовательных программ, предназначенных для дошкольников. Человеческий мозг «запрограммирован» учиться у живых людей, по крайней мере в раннем возрасте. Наличие или отсутствие непосредственного общения напрямую определяет, освоит ли малыш определенные навыки или нет.

  • Просмотр телевизора тормозит развитие устной речи. Малыши, смотревшие развивающие видео программы Baby Einstein, имели меньший словарный запас, чем их сверстники, не смотревшие эти программы. Результаты исследования настолько шли вразрез с обещаниями производителя — компании Disney, что она предложила вернуть родителям деньги. Два исследования доказали, что просмотр «Улицы Сезам» негативно сказывается на экспрессивной речи детей младше двух лет (в более старшем возрасте эта программа, наоборот, способствует развитию ребенка в определенных отношениях,  например в плане готовности к школе).

  • Когда включен телевизор, дети не общаются. Дети ничего вокруг не видят, не слышат, что вы им говорите. Они не исследуют мир, не играют, не двигаются — а это важнейшие для развития ребенка виды деятельности.

Дети не общаются… В том-то и дело! Ведь телепрограммы созданы не для ребенка — они для родителей, чтобы те могли отдохнуть от ребенка. Они заставляют годовалого или двухлетнего малыша полчаса сидеть молча и неподвижно, вместо того чтобы, скажем, опустошать ящики комода, пока вы пытаетесь навести порядок в доме. Если программа называется «образовательной», вас не так терзает чувство вины, вот и вся разница.

Полагаю, причины популярности такого рода продукции кроются в следующем.

1. Родителям требуется передышка, а обращаться за столь необходимой помощью к собственным родителям, соседям, родственникам и друзьям мы разучились.

2. Родителям нужно переделать кучу дел. И как же все упрощается, когда ребенок прикован к экрану! Но тяжесть повседневных забот станет гораздо легче, если согласовать ожидания с новыми реалиями жизни. Когда ребенок рядом с вами, он на первом месте, вот и всё. Достаточно помнить об этом, и борьба приоритетов перестанет разрывать вас на части. Разумеется, мы переделаем несколько меньшую кучу дел. Само собой, любое дело потребует раз в пять больше времени. Но, положа руку на сердце, разве это так ужасно?

Капелька ТВ после двух лет

Дети старше двухлетнего возраста уже могут чему-то научиться благодаря интерактивным телепрограммам. Подбирайте для детей программы, герои которых:

  • обращаются напрямую к ребенку;

  • дают ему возможность ответить;

  • говорят, как называются разные предметы.

Отвечающие этим требованиям обучающие программы, например «Умная собачка Блу» (Blue’s Clues) и «Даша-Путешественница» (Dora the Explorer), действительно могут расширить словарный запас ребенка, развить его навыки общения и подготовить к школе. На сайте Common Sense Media (commonsensemedia.org) выкладываются рейтинги и обзоры в помощь родителям.

Что особенного в этом возрасте — два года? Как выяснили ученые, в период между 18 и 30 месяцами ребенок начинает по-новому воспринимать информацию и обретает способность сосредоточиваться на содержании телепередачи. Снова и снова оказываясь перед телевизионным экраном, дети учатся извлекать информацию из телепрограмм.

Словарный запас

В одном исследовании дети, смотревшие интерактивные передачи, продемонстрировали больший словарный запас, чем их сверстники из контрольной группы (результатом просмотра неинтерактивных программ стало знание меньшего количества слов).

Навыки общения

Вопрос на засыпку: что, на ваш взгляд, лучше смотреть трехлетнему ребенку — откровенный «взрослый» мультсериал «Царь горы» или «Чудо-зверята», детские истории про команду зверят-спасателей производства Nickelodeon? Недавнее исследование показало: родители могут снизить уровень агрессивности дошкольника, если вместо взрослых передач с демонстрацией агрессии разрешат ему смотреть детские, способствующие социализации (показывающие, как проявлять участие, помогать другим или улаживать разногласия, не прибегая к силе).

Готовность к школе

По результатам исследования среди семей с низким и средним доходом, дети, смотревшие обучающие телесериалы (например, «Улица Сезам», «Мистер Роджерс» и 3-2-1 Контакт), через три года лучше проходили тесты на академическую успеваемость, чем дети из контрольной группы.

Почему вредно смотреть ТВ больше двух часов в день

Итак, дети могут учиться с помощью телевизионных программ. Тем не менее Американская академия педиатрии предупреждает: ребенок двух лет и старше не должен проводить у телевизионного — или любого другого — экрана большее одного, максимум двух часов в день. Почему?

1. Просиживание у телевизора приводит к ожирению. Дети, которые смотрят ТВ, больше едят и меньше двигаются. Это настолько пассивное времяпрепровождение, что интенсивность обмена веществ падает даже сильнее, чем при сидячей работе или учебе. Больше двух часов телепрограмм или видео в день опасны для здоровья.

2. Дети отказываются от чтения. В семьях, где телевизор почти всегда включен (а это 30% семей с маленькими детьми), ребятишки в три-четыре года уделяют чтению на 25%, а в пять-шесть лет — почти на 40% меньше времени, чем в домах, где это не принято.

3. Постоянно работающий телевизор отвлекает детей от игр. Когда телевизор работает «фоном», дети вроде бы не обращают на него внимания, лишь временами кидая взгляды на экран. Но в возрасте от одного года до трех лет дети, растущие в таких условиях, проводят меньше времени за играми, хуже сосредоточиваются на игре, беспорядочно хватаются то за одну игрушку, то за другую, да и сама их игра оказывается примитивной.

4. Страдает устойчивость внимания. Как установили ученые, если дети смотрят телевизор больше двух часов в день, им труднее концентрироваться.

5. Страдает сон. Дети, проводящие у телевизора больше двух часов ежедневно, гораздо чаще сверстников имеют проблемы со сном. Оставлять работающий телевизор ночью — очень плохая привычка. Почти у 30% малышей двух-трехлетнего возраста в детской стоит телевизор, а их родители утверждают, что ТВ помогает детям спать. Но исследования говорят об обратном: просмотр телепрограмм приводит к тому, что ребенок позже ложится спать, дольше засыпает и меньше спит. В долгосрочной перспективе недостаток сна подрывает здоровье ребенка, не говоря уже о том, что на следующий день малыш будет кукситься и капризничать.

Другие потенциальные проблемы

  • Дошкольники особенно восприимчивы к сценам жестокости. По всей видимости, в силу социальной незрелости дети младшего возраста особенно легко перенимают всё, что видят, и их социальное развитие поддается любому влиянию.

  • Дети не отличают реальность от вымысла. Посмотрев однажды трансляцию футбольного матча, наша 19-месячная дочь (при некотором подстрекательстве папочки) научилась вскидывать ручонки над головой и вопить: «Тачдаун!» Очень мило. Куда как менее милыми оказались другие «находки» — пикировать на пол или пытаться долбануть меня головой. Дети двух-пяти лет еще плохо различают фантазию и реальность. Они готовы подражать даже «самой нереалистичной схеме поведения», отмечают ученые. Задумайтесь, что смотрят ваши дети. Вы хотите, чтобы они вели себя в соответствии с увиденным?

  • Дети не всегда понимают посыл телевизионной передачи. В ходе одного исследования ученые наблюдали за группой детей, смотревших образовательный сериал. Со временем малыши стали проявлять все больше агрессивности — не в физическом плане, но в общении друг с другом. Например, ребенок мог отказаться от приглашения на день рождения, если товарищ не выполнял какое-то требование, наблюдались и случаи бойкота кого-то из детей. Как оказалось, в основе сюжета каждой серии был конфликт, обычно с элементами межличностной агрессии, который в конце концов разрешался. Но дети,  смотревшие сериал в одиночку, без разъяснений взрослых, обращали внимание только на конфликт, а мораль упускали из виду. Например, серия «Большой рыжий пес Клиффорд» должна была объяснить детям, что дружба преодолевает физические различия (у одной собаки было три лапы). Но 90% детсадовцев, участвовавших в исследовании, не смогли объяснить, в чем смысл этой истории.

Как смотреть ТВ: вместе, под ваши разъяснения

Ученые утверждают: можно смягчить негативное воздействие телевидения и максимально использовать его развивающие возможности. Смотрите ТВ вместе с детьми и обсуждайте программу. Мелисса Моргенландер, образовательный консультант в области детских СМИ и информационных технологий, дает соответствующие рекомендации на сайте coviewingconnection.com. Первое, что нужно сделать, советует она, — выбрать детскую передачу, которая нравится и вам, и усесться у телеэкрана в обнимку с малышом. Дальше действуйте следующим образом.

  • Телевизионный персонаж задает зрителям вопросы? Отвечайте на них! Как бы по-дурацки вы себя при этом ни чувствовали, это очень важно — чтобы вы «разговаривали» с телегероями, когда они к вам «обращаются». Поддержите игру! Считайте вслух, когда вам предлагают считать, повторяйте вслед за персонажами волшебные слова, подпевайте, если знаете песню.

  • Сами задавайте вопросы. Это, пожалуй, лучший способ вовлечь ребенка в интерактивное взаимодействие. Именно так я предпочитаю заполнять затишье в развитии действия, а иногда даже нажимаю кнопку «пауза». Задавайте ребенку вопросы, требующие развернутого ответа, например: «Как ты думаешь, почему он обрадовался?» или «Как ты догадался, что случится дальше?».

  • Проводите параллели между происходящим на экране и жизнью ребенка. Герои «Команды Умизуми» отправились в аквариум? Напомните малышу, как вы ездили смотреть рыбок. Поросенок из группы Альфа (Super Why!) расстроен, потому что кто-то разбросал его кубики? Наверняка ребенку тоже приходилось огорчаться из-за разрушенной крепости.

  • По окончании передачи обсудите ее. После финальных титров припомните вместе с ребенком, что происходило на экране. Спросите: «О чем была эта серия?» Узнайте, какие персонажи и повороты сюжета понравились малышу больше всего, и назовите собственных фаворитов. Образовательное ТВ действительно может многому научить, если этому способствует взрослый человек из реального мира!

«От 0 до 5: Простые подсказки для умных родителей», Трейси Катчлоу

Кто из начинающих родителей не мечтал иметь простую, удобную в использовании книгу, где были бы собраны самые лучшие и проверенные советы по воспитанию малыша и уходу за ним!

«От 0 до 5: Простые подсказки для умных родителей» — именно такая книга. Ее автор, Трейси Катчлоу, журналист и молодая мама. Советы Трейси основаны на рекомендациях специалистов, пересказанных понятным, доходчивым языком, и ее собственном родительском опыте. Первые пять лет — очень важное время в жизни ребенка, когда он стремительно развивается. Главному, что нужно знать родителям в этот период, и посвящена эта книга.

Для вас она станет помощником, вместе с которым вы воспитаете замечательного ребенка: умного, счастливого, нравственного, пытливого и, конечно, любимого!

Фото: Getty Images

Екатерина Еремеева

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И МЛАДЕНЦЫ | Наука и жизнь

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

Американская академия педиатрии выпустила в прошлом году предупреждение: не демонстрируйте телепередачи детям до двух лет. Но что может быть опасного в просмотре, например, мультиков для самых маленьких? Понятно, что для старших детей некоторые телепередачи могут быть нежелательны ми с точки зрения воспитания и морали. Обследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем по 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы – около 8 тысяч убийств (у нас, пожалуй, и больше). Но что поймут самые маленькие в мелькающей на экране мешанине?

Для детей моложе двух лет, утверждают американские педиатры, опасность может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человечка все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте около 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, а не затыкать их телевизором.

“Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, – говорит Сьюзен Джонсон, исследовательница из Калифорнии, изучающая взаимодействие мозга и телевидения. – Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка – тихое общение с матерью или отцом”.

Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному – новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу “Улица Сезам”. Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор – точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука.

Так как телевизор дает одномерное, плоское изображение, увлечение им может помешать и развитию стереоскопического зрения, которое продолжается у ребенка до четырехлетнего возраста.

После некоторых операций на глазах людям рекомендуют не читать, а смотреть телевизор, так как глаза при этом фиксированы в одном положении и не травмируются лишними движениями. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам, может нарушиться нормальный рост глазных яблок.

Слишком раннее знакомство с телевизором может способствовать и болезненному привыканию к нему. Конечно, гораздо легче жить, когда тебя постоянно развлекают без малейших усилий с твоей стороны. Но в дальнейшем такая пассивность плохо скажется на характере ребенка и его умении формировать собственные идеи и представления. Не говоря уж о том, что привязанность к сидению перед экраном ведет к нарушениям обмена веществ – вот почему у американских детей все чаще отмечается ожирение.

Так что же конкретно рекомендуют врачи? Джоан Андерсон, автор книги “Как справиться с привычкой вашей семьи к телевизору, видеоиграм или компьютеру” советует до второго дня рождения вашего малыша спрятать телевизор в шкаф, вынимая только после того, как ребенка уложат спать. Замените телевидение общением с родителями или одногодками. Рекомендуется также перенести или отменить регулярные уборки квартиры. Обычно в это время мать усаживает ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Перейдите на вечерние уборки или, наконец, смиритесь с тем, что в квартире в течение года с небольшим будет менее строгий порядок, чем вам хотелось бы.


Телевидение и дети | Johns Hopkins Medicine

Телевидение и дети | Медицина Джона Хопкинса

По мере того, как дети растут и развиваются, на них легко может повлиять то, что они видеть и слышать, особенно по телевизору. В то время как телевизионные программы могут быть образования, многие дети слишком много смотрят телевизор.

Телевизионные программы могут показывать жестокое поведение детей, которое вы не хотите, чтобы они имитировали, или которое может вызывать страх. Телевидение также может показывать детям плохие привычки в еде через реклама высококалорийных продуктов с низким содержанием питательных веществ. Чрезмерный просмотр телевизора может также отнимайте время у чтения, учебы, учебной деятельности, игр и упражнение. Телевидение также может показывать употребление алкоголя и наркотиков, курение и сексуальное поведение до того, как ребенок будет эмоционально готов понять эти вопросы и практиковать правильное принятие решений.

Родители могут помочь уменьшить вредное воздействие просмотра телевизора, проверяя тип программ и ограничивая время, в течение которого ребенок смотрит телевизор. Ниже приведены рекомендации, которые помогут выработать хорошие привычки просмотра телевизора:

  • Выберите программы для просмотра вашим ребенком. Всегда планируйте, что ваш ребенок увидит по телевизору. Не включайте телевизор случайно. Дайте выбор между двумя программами, которые, по вашему мнению, подходят вашему ребенку.

  • Ограничьте просмотр телевизора 1 или 2 часами в день для детей старше 2 лет. Американская академия педиатрии рекомендует детям младше 2 лет вообще не смотреть телевизор.

  • Включите образовательные передачи на местной общественной радиовещательной станции (PBS) или в таких программах, как Discovery Channel, Learning Channel или History Channel.

  • Смотрите телевизор вместе с ребенком. Расскажите о том, что произошло на шоу. Поговорите о том, что было хорошо или плохо в программе. Расскажите о разнице между реальностью и выдумкой.

  • Выключите телевизор, если программа, по вашему мнению, не должна смотреть ваш ребенок.

  • Не думайте, что все мультфильмы приемлемы и уместны. Многие мультфильмы содержат насилие.

  • Многие дневные программы (например, мыльные оперы и ток-шоу) не подходят для детей.

  • Будьте хорошим примером для своего ребенка, сами не смотрите слишком много телевизора. Займитесь другими делами, особенно чтением. Читайте своему ребенку.

  • Поощряйте игры и физические упражнения вашего ребенка. Запланируйте для ребенка другие развлечения, чтобы у него был выбор вместо просмотра телевизора.

  • Ограничьте использование телевизора в качестве поощрения за хорошее поведение. Попробуйте вместо этого сходить в парк, на фестиваль, на детскую площадку или в гости к родственникам или друзьям.

  • Не позволяйте смотреть телевизор во время еды.

Связанные

  • Детская

    Роботизированная лапароскопическая хирургия

  • Диагностика и скрининг

    Сканирование Меккеля для детей

  • Банк крови

    Банк крови

Как использование медиа может повлиять на детей (для родителей)

Большинство детей подключаются к таким устройствам, как телевизоры, игровые приставки, планшеты и смартфоны, задолго до того, как они могут даже ездить на велосипеде.

Технологии — часть жизни. А родители могут сделать технологии здоровой частью детства, научив их пользоваться умными медиа. Дошкольники могут получить помощь в изучении алфавита по общественному телевидению, школьники могут играть в образовательные приложения и игры, а подростки могут проводить исследования в Интернете.

Но у использования медиа есть и обратная сторона:

Связь с ожирением

Дети, которые слишком много времени проводят за медиа, чаще имеют избыточный вес. Эксперты в области здравоохранения уже давно связывают слишком много времени перед экраном с избыточным весом. Когда они смотрят на экраны, дети неактивны и склонны перекусывать. Они также видят много рекламы, которая побуждает их есть нездоровую пищу, такую ​​как картофельные чипсы, и пить безалкогольные напитки с пустыми калориями, которые часто становятся любимыми закусками.

Исследования показывают, что уменьшение количества просмотров телевизора детьми приводит к меньшему набору веса и снижению индекса массы тела (ИМТ). Замена видеоигр на игры на свежем воздухе — еще один хороший способ помочь детям поддерживать здоровый вес.

Наблюдение за рискованным поведением

Персонажи на телевидении и в видеоиграх часто демонстрируют рискованное поведение — например, употребление алкоголя, наркотиков и курение сигарет — как крутое, веселое и увлекательное. Когда эти вещи кажутся приемлемыми, у детей и подростков может возникнуть соблазн попробовать их. Это может привести к проблемам со злоупотреблением психоактивными веществами. СМИ также могут подвергать детей рискованным сексуальным практикам, и исследования показывают, что подростки, которые смотрят много сексуального контента, с большей вероятностью начнут половую жизнь в молодом возрасте.

Наблюдение за насилием

Средний американский ребенок к 18 годам увидит по телевизору 200 000 актов насилия. Многие из них совершаются «хорошими парнями», которыми детей учат восхищаться. На самом деле, часто герой побеждает, сражаясь с «плохими парнями» или убивая их. Это может сбить с толку детей, когда они пытаются понять разницу между добром и злом. бояться, что мир страшен и что с ними случится что-то плохое.0003

Маленьких детей легко напугать изображениями насилия. Поскольку они еще не понимают, что реально, а что выдумка, просто сказать им, что насилие нереально, не поможет. Проблемы с поведением, ночные кошмары и проблемы со сном могут возникнуть после того, как дети увидят насилие на экране.

Детей постарше тоже могут напугать сцены насилия. Разговор с детьми в этом возрасте поможет им, поэтому важно утешать их и объяснять, что они видят, чтобы облегчить их страхи. Но еще лучше не позволять детям смотреть шоу или играть в игры, которые могут их напугать.

Проблемы со сном, психическим здоровьем и другие проблемы

Дети, которые используют мультимедийные средства в своих спальнях, часто не высыпаются ночью. Использование средств массовой информации также может подвергнуть детей кибербуллингу, который связан с депрессией и самоубийством.

А использование мультимедиа может отвлекать детей от важных задач, мешать выполнению домашних заданий и снижать успеваемость в школе. Это может ограничить качественное семейное время и заставить детей чувствовать себя одинокими или изолированными.

Слишком много рекламы

Маленькие дети не понимают, что реклама предназначена для продажи продукта, и иногда не могут отличить шоу от рекламы. Даже детям старшего возраста, возможно, потребуется напомнить о цели рекламы. Видеоигры особенно полны всплывающих окон с призывом к покупке.

Объясните, что реклама предназначена для того, чтобы заставить людей хотеть вещи, которые им, вероятно, не нужны, и верить, что эти продукты каким-то образом сделают их счастливее. Научите детей быть умными потребителями. Задайте им такие вопросы, как: «Что вам в этом нравится?» или «Как вы думаете, это действительно так хорошо, как выглядит в этой рекламе?»

Старайтесь ограничить показ рекламы детям. Вы можете:

  • Предложите им смотреть общественные телеканалы, которые редко показывают рекламу продуктов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *