Почему становление нравственных качеств: Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания ?
К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
А.А. Бодалев отмечает, что в ряду первоочередных проблем нравственного развития существенное место занимает проблема объективных факторов, которые обеспечивают это развитие. И главной задачей в этой связи он считает выяснение, когда, как и какими своими сторонами они влияют на развитие личности и вместе с тем, как эти стороны должны изменяться, чтобы человек формировался не с любыми характеристиками духовного развития, а только с теми, которые отвечают высоким общечеловеческим идеалам.
О.И. Мантонина отмечает, что развитие нравственной структуры личности зависит от природы социальных условий и воспитания.
Личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Личность развивается только тогда, когда она овладевает той или иной формой поведения, поднимающей ее на новую ступень.
Традиционно нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми.
Усвоение ребенком нравственных отношений предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается тремя моментами: 1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомством с ним ребенка, 2) раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, 3) переходом имеющихся у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [2].
Многие отечественные психологи (А.В. Запорожец, Е.В. Суббот-ский, Р. К. Терещук, С.Г. Якобсон) считают, что для нравственного становления личности необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. При этом разные авторы уделяют большее внимание тому или иному компоненту этих систем, по-разному подходят к решению проблемы нравственного развития и воспитания.
Первоначальный этап нравственного становления личности характеризуется поверхностным овладением внешними механизмами моральной регуляции. Ребенок, руководствуясь внешними санкциями, не сразу вникает в освоение моральных требований. Саморегуляция на этом этапе развита слабо. Было бы ошибочным резко разделять во времени периоды овладения моральными ценностями и превращения их в личностные качества. Каждому этапу индивидуального нравственного развития свойственна своя мера превращения социальных требований в нравственные устои личности.
В работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина подчеркивается, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.
Л.И. Божович [2] рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации. Она пишет о том, что дошкольники в ряде случаев могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву. Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит благодаря стремлению ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.
Эту мысль продолжает в своих исследованиях Т.М. Титаренко, когда пишет о том, что дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения.
Т.В. Семеновских доказано, что мотивационная направленность поведения личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, то есть отражает доминанту, становящуюся вектором поведения. Положительная направленность мотивов поведения проявляется в доброжелательности как эмоциональном выражении отношения ребенка к окружающим, как проявлении отношения ребенка к собственным поступкам.
Анализ превращения моральных знаний ребенка в его убеждения, а следовательно, и в мотивы его поступков обнаруживает, что соответствующие знания должны ложиться на подготовленную нравственно психологическую почву. Эта почва создается в практике общественного поведения ребенка, где он не на словах, а на деле учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах достижения общих для всего коллектива общественно значимых целей. В такого рода практике общественного поведения у детей формируется определенная система нравственных чувств и привычек, составляющих ту необходимую почву, на основе которой усвоение нравственных норм и правил происходит глубоко и не формально.
Развитие ребенка представляет собой сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Вопрос о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребенка. Воспитание у дошкольника общественно ценных мотивов поведения – одна из важных задач.
Л.И. Рувинский [5] считает, что нравственные переживания могут стать мотивами поступков только в том случае, если человек имеет необходимый опыт нравственного поведения, условия для упражнения в нравственных поступках. По мнению автора, должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений. Это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности как устойчивое психическое состояние.
Идею включения деятельности по осуществлению нравственных норм и принципов применяли в своей практике известные педагоги В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко.
В.А. Сухомлинский предостерегал от превращения добрых чувств и добрых дел в показные «мероприятия»: «Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе. Самое опасное то, что человеческие поступки ребенок ставит себе в заслугу, считает чуть ли не доблестью… Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».
А.С. Макаренко также считал, что выработка устойчивого привычного нравственного поведения немыслима без правильной организации всей системы воспитательных воздействий: «должно быть усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с «переживанием» их».
Л.И. Рувинский указывает на то, что морально воспитанную личность характеризует внутреннее принятие нравственных норм, то есть внешние требования должны перейти в требования личности к самой себе. Автор видит эффективность нравственного воспитания в сочетании воспитания и самовоспитания, которое возможно, если ребенок может устанавливать связь между своим поступком и качествами (т.е объяснение своих поступков через личностные качества, а не через ситуацию).
В основе нравственного качества лежит взаимосвязь нравственного знания и соответствующего чувства. Вне связи интеллектуального и эмоционального в сфере личности невозможно психологически характеризовать их нравственные качества.
Польские педагоги З. Кшиштошек и Х. Свида пытались установить, что должно представлять собой то или иное нравственно психологическое качество личности, воплощенное в облике ребенка соответствующего возраста: каково должно быть его содержание и структура, в чем и как оно должно проявляться, иначе говоря, какова должна быть его возрастная характеристика. Если же то или иное качество вообще еще не доступно данному возрасту, то в какой деятельности, в каком поведении должен накапливаться то опыт отношений, который составляет предпосылку формирования данного качества.
Работа этих ученых представляется интересной в двух отношениях: во-первых, в ней отчетливо выступает поиск той психологической характеристики, которую имеет на данном возрастном этапе развитое качество личности взрослого человека. Во-вторых, в ней содержится предположение, что формирование нравственных качеств должно опираться на опыт собственных переживаний ребенка, на практику его личных взаимоотношений с окружающими людьми и прежде всего со сверстниками.
Ученые делают вывод, что более высокий уровень воспитанности имеет более сложную структуру нравственных качеств личности. По мере формирования нравственной воспитанности личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее внутреннего мира, регулирующими поведение.
Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений и пр. Каждое качество будет менять свое содержание и строение в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, то есть в зависимости от того, с какими другими качествами и особенностями субъекта оно связано, а также в какой системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.
Исследования индивидуальных особенностей в развитии отдельных детей обнаруживают, что какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. Потребность же выполнить то или иное требование среды возникает у ребенка лишь в том случае, если его выполнение не только обеспечивает соответствующее объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает возможность занять то положение, к которому он сам стремится, то есть удовлетворяет его внутреннюю позицию.
Правильное представление о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе должны стать для ребенка образцами для подражания. Необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. От характера позиции ребенка и ее соотношения с его внешним положением и с его реальными возможностями зависит вся система переживаний и его дальнейшее психическое развитие.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ | Статья:
Погодаева О.С.,
Якимова Е.В.,
МБДОУ детский сад №25.,
г.Иркутск
ВОСПИТАНИНЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
В современном мире все более остро встает вопрос о становлении нравственности личности, что обусловлено сложившейся ситуацией, для которой характерны ценностный вакуум, бездуховность, которая влечет за собой отчуждение человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей.
Проблема воспитания нравственных качеств, которая активно обсуждается в системе дошкольного образования, во многих психолого-педагогических исследованиях не может быть полностью разрешена без участия семьи в решении задач нравственного воспитания.
Исследователи, занимающиеся вопросами нравственного воспитания детей дошкольного возраста, отмечают, что воспитание нравственных качеств является одной из сложнейших задач, для решения которой взаимосвязь семьи и дошкольной организации является неотъемлемым условием.
Многие дети дошкольного возраста характеризуются проявлениями детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. По мнению Л.И. Божович, С.Г. Рочева становление нравственных качеств своими корнями уходит именно в дошкольный возраст, когда происходит формирование нравственных норм. Семья является не только важнейшим институтом социализации, но и источником становления нравственного начала каждого ребенка, поскольку родители являются первыми субъектами, которые транслируют для ребенка нравственные нормы и правила, проявляют нравственные качества[1; 5].
На основе важнейших механизмов социализации, таких, как подражание, идентификация, ребенок усваивает модели поведения взрослых, копируя их. Именно поэтому очень важно, чтобы в семье родители осознанно подходили к вопросу воспитания нравственных качеств, таких, как доброта, терпение, трудолюбие, гуманность и другие качества.
В дошкольном возрасте формированию нравственных качеств детей во многом препятствуют такие особенности поведения, как неустойчивое и ситуативное использование нравственных вором в своем поведении, преобладание контроля над соблюдением нравственных норм в общении со взрослыми и слабый контроль над соблюдением нравственных норм в общении со сверстниками, нарушение норм под влиянием ситуативных желаний по причине неустойчивой сформированности механизмов произвольного поведения.
При этом дошкольный возраст в силу эмоциональности детей, их непосредственности, активности, любознательности, является благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств. В семье основными методами воспитания нравственных качеств детей выступают беседы нравственного содержания, обсуждение различных ситуаций, возникающих в жизни, обсуждение примеров и собственное поведение родителей, как образец для подражания ребенка.
Многими родителями проблема воспитания нравственных качеств в полной мере не осознается. Не устанавливая связь между тем, что дети копируют поведение взрослого, родители, с одной стороны, проявляют к ребенку требования с точки зрения следования нравственным нормам, с другой стороны, сами не придерживаются данных требований, в результате чего у ребенка возникает противоречие между требованиями родителя и собственным отношением к нормам, которые требуются от ребенка.
Для того, чтобы нравственное воспитание в семье содействовало становлению системы нравственных качеств, важна целенаправленная работа не только с детьми, но и с родителями. Прежде всего, эта работа заключается в том, чтобы содействовать осознанию родителями значения нравственных качеств и механизмов их формирования. Родителей необходимо знакомить с тем, что воспитание нравственных качеств базируется на механизмах подражания, имитации, поощрения, наказания, внушения, рефлексии.
Нравственные качества ребенка формируются в дошкольном возрасте на основе действия определенных механизмов усвоения нравственных норм и правил.
Прежде всего, как отмечает Р.В. Овчарова, условиями выступают наличие образца-эталона выступающего в качестве ориентира в выборе стратегии поведения, зарождения нравственных чувства регулирующих поведение, демонстрация альтернативных способов и форм поведения, создание условий для непосредственного использования накопленных знаний и представлений в собственном поведения, зарождение начала рефлексии и оценки собственного поведения [27].
Также положительное влияние на воспитание нравственных качеств оказывают такие механизмы, как механизм подражания, имитации, поощрения или наказания, внушения, идентификации, установки, рефлексии, интериоризации-эстериоризации.
В дошкольном возрасте имитация, по сути, является механизмом построения ориентировочного образа и рассматривается как основной источник новых актов поведения и эффективная стратегия научения. Стереотипизация является еще одним из механизмов нравственного развития ребенка. Стереотипы сначала выступают в простых значениях, постепенно усложняются. Механизм идентификации позволяет ребенку отождествлять себя с другим человеком, проявлять готовность чувствовать, переживать, действовать. Эти и другие механизмы направлены на формирование внутреннего мира ребенка.
Л.И. Божович указывает, что нравственное развитие ребенка выступает результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, которые постепенно переходят во внутренние психические процессы[1].
С.А. Козлова указывает, что развитие нравственной сферы личности дошкольника представляет собой процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила [3].
По мнению Р.Р. Калининой, развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено рядом психологических факторов и осуществляется через действие особых психологических механизмов, запускаемых противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «Я» и представлением о реальном «Я», обусловленном отношениями взрослых и собственной самооценкой[4].
Большим потенциалом для реализации перечисленных механизмов воспитания нравственных качеств являются не только ситуации из жизни семьи и ребенка, но и художественная литература, опыт нравственного поведения, который дети могут обсуждать совместно с родителями на основе просмотра мультипликационных фильмов. Кроме того, собственные рассказы родителей о различных ситуациях, поступках, о собственном отношении к разным действиям также является важным. Игра, как источник понимания нравственных норм и правил, является незаменимой в дошкольном возрасте.
В семье могут использоваться разные виды игр: ролевые, театрализованные, дидактические. Каждый из видов игр позволяет решать задачи формирования различных аспектов нравственных качеств, содействовать укреплению их проявления в поведении ребенка.
Таким образом, семья имеет огромное значение в воспитании нравственных качеств личности дошкольника. Используя разные педагогические средства и опираясь на механизмы нравственного воспитания, родители способствуют развитию в ребенке доброты, трудолюбия, отзывчивости других качеств.
Список литературы:
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. –М.: Воронеж, 2017. – 170 с.
- Калинина, Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение [Текст]: автореферат дис. … канд. психол. наук. / Р.Р. Калинина. –СПб., 2008. – 19 c.
- Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2001. –№9. – С.14-18.
- Овчарова, Р.В.Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст] / Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова. – СПб.: Амалтея, 2008. – 109 с.
- Рочев, С.Г. Об относительной значимости моральных норм [Текст] / С.Г. Рочев // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 5. – С. 18-20.
Честность и добродетель: формирование хорошего характера
. 2015 май; 82(2):149-69.
doi: 10.1179/2050854915Y.0000000001.
Луиза Митчелл 1
принадлежность
- 1 Филадельфия, Пенсильвания, США.
- PMID: 25999613
- PMCID: PMC4434789
- DOI: 10.1179/2050854915Я.0000000001
Бесплатная статья ЧВК
Луиза Митчелл. Линакр К. 2015 май.
Бесплатная статья ЧВК
. 2015 май; 82(2):149-69.
doi: 10.1179/2050854915Y.0000000001.
Автор
Луиза Митчелл 1
принадлежность
- 1 Филадельфия, Пенсильвания, США.
- PMID: 25999613
- PMCID: PMC4434789
- DOI: 10.1179/2050854915Я.0000000001
Абстрактный
Моральный характер формируется поступками. Привычки, действия и эмоциональные реакции человека с хорошим характером — все они объединены и направлены на нравственность и добро. Поскольку люди представляют собой единство тела и души, действия тела являются действиями самости, то есть люди обладают самообладанием, самоуправлением и самоопределением. Чтобы иметь хороший характер, нужно знать добро, поступать нравственно хорошо, быть расположенным и склонным к добру через развитие добродетелей. Характер и действие настолько тесно переплетены, что профессиональные обязанности или даже то, что другие воспринимают как обязанности, не могут взять верх над совестью, не оказывая отрицательного влияния (и изменяя) на характер. Чтобы врач имел хорошую репутацию, необходимо, чтобы он во всем следовал своей совести: в личной жизни, а также в своей профессии, т. е. в лечении больных. Краткое изложение: Характер нельзя отделить от личности. Быть хорошим характером означает, что все привычки, действия и эмоциональные реакции человека объединены и направлены на нравственность и добро. При этом публичные действия не могут быть отделены от частных действий. Оба набора действий влияют на характер.
Ключевые слова: Действие; Персонаж; Совесть; Этика; Честность; Добродетель.
Похожие статьи
Что такое моральный характер, а что нет.
Джордж М.И. Джордж М.И. Linacre Q. 2017 Aug;84(3):261-274. дои: 10.1080/00243639.2017.1338442. Epub 2017 18 августа. Линакр К. 2017. PMID: 28912619 Бесплатная статья ЧВК.
[Происхождение информированного согласия].
Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.
Автономные установки в приверженности лечению когорты лиц, постоянно принимающих психотропные средства.
Бауманн М., Тринкард М. Бауманн М. и соавт. Энцефал. 2002 сен-октябрь; 28 (5 часть 1): 389-96. Энцефал. 2002. PMID: 12386539 Французский.
На пути к строгой этике добродетели в сестринской практике.
Армстронг АЕ. Армстронг АЕ. Нурс Филос. 2006 г., июль; 7(3):110-24. doi: 10.1111/j.1466-769X.2006.00268.x. Нурс Филос. 2006. PMID: 16774598 Обзор.
Харизма и лидерство: новые вызовы для психиатрии.
Фонд Г., Дюкасс Д., Атталь Дж., Ларю А., Макгрегор А., Бриттнер М., Капдевьель Д. Фонд Г. и соавт. Энцефал. 2013 Декабрь; 39 (6): 445-51. doi: 10.1016/j.encep.2012.10.006. Epub 2012 13 декабря. Энцефал. 2013. PMID: 23246329 Обзор. Французский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Уравновешивание брекетинга ценностей с интеграцией моральных ценностей в психотерапию: оценка клинической практики с точки зрения католического морального богословия.
Маквортер МР. Маквортер МР. Linacre Q. 2019 май; 86 (2-3): 207-224. дои: 10.1177/0024363919856810. Epub 2019 13 августа. Линакр К. 2019. PMID: 32431411 Бесплатная статья ЧВК.
Что такое моральный характер, а что нет.
Джордж М.И. Джордж М.И. Linacre Q. 2017 Aug;84(3):261-274. дои: 10.1080/00243639.2017.1338442. Epub 2017 18 августа. Линакр К. 2017. PMID: 28912619 Бесплатная статья ЧВК.
Формирование характера
Эта статья является третьей из серии из 9 частей, в которой обсуждается «кто-есть» и «что-есть» настоящего лидера, который формирует культуру и управляет производительностью.
В своей предыдущей статье «Что значит быть компетентным?» я поделился тем, как повысить компетентность членов вашей команды, которая является одним из восьми основных элементов настоящего лидерства. Подводя итог, настоящие лидеры ищут обратную связь и действуют в соответствии с ней, развивают упорство, чтобы учиться и оставаться актуальными, обязуются трансформировать членов своей команды и задавать качественные вопросы, чтобы помочь другим увидеть свет. В этой статье я хотел бы подробно рассказать о формировании Характера, одной из основ «Кто-есть» настоящего лидера.
Репутация и характерАвраам Линкольн однажды сказал: «Репутация — это тень. Характер — это дерево». Он утверждал, что характер человека гораздо больше, чем его репутация, которую вы пытаетесь продемонстрировать другим. Характер определяет ваше истинное «я», даже если никто не регулирует ваше поведение и не наблюдает за вами.
Характер включает в себя комплекс умственных и этических черт или качеств, которые являются уникальными для человека и проникают в жизнь человека. Ваш характер влияет на вашу реакцию в той или иной ситуации.
В контексте лидерства создание и развитие хорошего характера отличает настоящего лидера от других. Если у вас хороший характер, вы будете поступать правильно и этично.
Хороший и плохой характерВ Притчах 28:6 цитируется: «Лучше бедный человек, ходящий в непорочности своей, чем богатый, сбивающийся с пути своего». Эта пословица — отличный пример того, что такое хороший характер, который влияет на преднамеренное поведение, которое вы выбираете для демонстрации в ситуациях, когда никто не смотрит.
Вопрос в том, почему человек выбирает плохой характер? Одна теория предполагает, что принятие плохого характера является результатом того, что люди поддаются искушению неоднократно совершать неправомерные поступки. Чтобы оправдать свои проступки, они выстраивают психологическую основу, чтобы «утешать» себя, говоря, что это «нормально» совершать эти неправомерные действия.
Со временем это формирует их характер и определяет их поведение. Люди с хорошим характером успешно преодолевают такие искушения, поскольку они также создали психологическую основу, поддерживающую правильные поступки.
В следующих абзацах я обсуждаю, как ценности, моральные и этические принципы влияют на эту психологическую структуру, формирующую характер.
Что формирует характер?Большинство людей придерживаются некоторых ценностей. Такие ценности могут быть привиты их родителями, учителями, религиозными лидерами или даже их начальниками, среди других источников. Эти ценности формируют их «внутренний компас», то есть философию, которая определяет их поведение при взаимодействии с людьми и решении повседневных проблем.
Настоящие лидеры строят свой характер, сначала обнаруживая, во что они действительно верят. Джим Коллинз, автор книги «От хорошего к великому », однажды сказал, что ценности — это непреходящие принципы, имеющие особое значение для человека, который их принимает. Ценности не требуют внешнего обоснования и служат философией, формирующей характер людей и, в конечном счете, их поведение.
Чем яснее люди понимают свои ценности, тем яснее они будут понимать, что делать или от чего воздерживаться. Следовательно, если вы не уверены в своих ценностях, вы обнаружите, что ваше поведение резко меняется в различных ситуациях. Например, если вы твердо придерживаетесь честности, вы не поддадитесь искушению нарушить обещания, обмануть других или выдумать истории в поддержку своего дела.
Наоборот, если вы не уверены в честности, вы, вероятно, поддадитесь искушению нарушить обещания, сфабриковать истории и так далее. Вы можете обнаружить, что оправдываете эти действия и почему они «нормальны», и это формирует в вас психологическую основу. Со временем такое поведение становится для вас приемлемым. Эта итерация, чтобы оправдать ваши действия, в конечном итоге влияет на формирование вашего характера.
Переплетение отношений между ценностями, моралью и этикойНа выбор ваших ценностей также влияют ваши моральные и этические принципы. Концепция морали основана на понимании разницы между правильным и неправильным и жизни в соответствии с этим пониманием того, что делать правильно. Концепция этики – это философия того, как мораль направляет индивидуальное и групповое поведение.
Проще говоря, мораль — это ваши принципы совершения правильных поступков, а этика — это правила и нормы общества для совершения правильных поступков на благо общества. Следовательно, мораль можно рассматривать как основу этики.
На приведенной выше диаграмме показаны переплетенные отношения между ценностями, принципами морали и этическими принципами. Когда вы пойдете по жизни, вас, вероятно, научат некоторым ценностям ваша семья, учителя и даже друзья. Попутно вы узнаете и разработаете моральные и этические принципы, которые переплетаются с ценностями, которых вы придерживаетесь.
Вопрос о том, важнее ли мораль ценностям или наоборот, остается дискуссионным. Здесь важно отметить, что эти три элемента имеют повторяющиеся отношения, как трехжильный шнур, который нелегко разорвать, тем самым формируя характер человека.
Подводя итог, можно сказать, что настоящие лидеры демонстрируют хороший характер, основанный на ценностях, моральных принципах и этических принципах. Чем яснее вы представляете ценности, которые вы принимаете, тем меньше вероятность того, что вас одолят искушения совершать неправомерные, аморальные и неэтичные поступки. Ценности, мораль и этика образуют трехжильный шнур, который нелегко разорвать и который может выдержать испытания критическими инцидентами (т. е. ситуациями, в которых проверяются ценности человека).