Почему нельзя с месячными крестить: Крестить ребенка с месячными. Почему нельзя крестить с месячными
можно ли во время месячных крестить ребенка
Содержание
- Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты
- Новый Завет о ритуальной чистоте
- Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте
- Взгляд современной Церкви
- Индивидуальный подход
- Настроение
- Настоящие препятствия
Вопрос о том, можно ли крестить ребёнка во время месячных, связан с понятием о ритуальной нечистоте. Однозначного ответа на него просто нет. Ни на одном Православном Соборе он просто не рассматривался, поэтому нет какого-то единого принятого решения по этому вопросу.
То есть, те, кто ссылаются на какие-либо церковные «каноны» заблуждаются и вводят в заблуждение других, либо сознательно опираются на несуществующие доказательства, чтобы подтвердить свое мнение.
Каждая женщина, которая готовится стать крестной матерью или крестить своего ребенка должна решить его для себя сама, с помощью священника. В среде пожилых людей, исповедующих Православие, устоялось предубеждение, полностью запрещающее женщине во время менструации посещать храм. Самые главные церковные «специалисты» по всем вопросам, связанным с ритуалами — «бабушки» опираются на языческие традиции. Многие православные священники допускают, что женщина в этом состоянии может посещать богослужения, но не должна принимать участие в Таинствах и прикладываться к святыням. Откуда взялись такие мнения?
Таинство крещения имеет определенные правилаВетхозаветное понимание ритуальной нечистоты
Во времена Ветхого Завета понятие о нечистоте было связано с состоянием организма человека. Все, что напоминало о смерти, в том числе болезни, связывалось со «скверной». Нечистотой считалось мертвое человеческое тело и все кто к нему прикасались. Каждый, кто имел какое-либо истечение из тела (кровоточащая рана, насморк и т. п.) считался «скверным». Это относилось и к женщинам во время менструации. Все предметы и люди, к которым она притрагивалась, становились «оскверненными». Тогда не было гигиенических средств, которые имеют под рукой современные девушки и женщины. Неприятный запах и риск того, что истечения из тела могут запачкать пол в храме, делали невозможным пребывание на церковных службах женщин в этом состоянии.
Понятие о женской нечистоте присутствует в Ветхом ЗаветеС тех пор и появилось среди верующих убеждение в том, что посещение храма и принятие участия в Таинствах, а значит и в Крещении ребенка во время менструации недопустимо.
Новый Завет о ритуальной чистоте
В Новом Завете понятие о чистоте человека уже связывается с состоянием духа, а не тела.
Самый яркий эпизод, подтверждающий это — исцеление кровоточивой. Эта женщина много лет страдала от страшной болезни, сопровождавшейся непрекращающимся кровотечением. Узнав о Христе, она решила, что одно прикосновение к краю его одежды поможет ей выздороветь. Если судить ее по ветхозаветному закону, то она совершила страшное преступление — осквернила многих людей, пока пробиралась сквозь толпу, а затем сделала «нечистым» и самого Христа. Но само сопоставление имени Иисуса и понятие «скверны» — нонсенс. Господь не только не осудил кровоточивую, но и похвалил за проявленную веру, поставил в пример другим. В этом эпизоде Христос подтвердил, что никакая человеческая нечистота не может быть препятствием на пути к Богу, не может осквернить Его.
В Новом Завете об этом ничего не сказаноИисус спокойно прикасался к мертвым телам и возвращал в них души. Отпевание по православному обычаю происходит в храме, что тоже является доказательством полного разрушения древнего представления о «скверне».
Разница в ветхо- и новозаветном понимании ритуальной нечистоты заключается в том, что с Точки зрения Ветхого Завета, нечистый телом нечист и духом. Новый Завет не связывает духовную и телесную нечистоту между собой. Разумная женщина понимает, что если она не предпримет необходимых мер, то рискует испачкать пол или окружающие предметы, что не осквернит, но именно загрязнит церковь. Это не изгонит Святой Дух из храма, но верующая женщина с особым трепетом относится ко всему, что связано с Богом, церковью, а значит постарается этого избежать.
Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте
Первое письменное опровержение понятия о нечистоте женщины датируется четвертым веком. Это послание Святого Афанасия Великого к одному монаху.
Святой Афанасий Великий – мозаикаВ нем говорится о том, что Бог не создал ничего скверного, а значит, женщина в любое время может считаться чистой и посещать церковные службы.
В начале седьмого века святитель Григорий Двоеслов на вопрос о женской нечистоте ответил, что менструация — не грех. Это естественное явление для женского организма, никак не связанное с ее волей. Нельзя считать человека нечистым за то, что от него не зависит. Далее он говорит о том, что если женщина в этом состоянии отваживается причаститься, она таким образом проявляет веру, достойную уважения и нельзя ее за это осуждать. Если же она напротив, воздерживается от Причастия во время месячных из благоговения, то достойна одобрения. Это можно сказать и об участии в Крещении ребенка.
Взгляд современной Церкви
Многие молодые священнослужители сейчас придерживаются мнения, что запрет на посещение женщиной храма при менструации является устаревшим церковным каноном и противоречит православному пониманию о чистоте человека. Внимание нужно обращать на духовную готовность, а не на телесную.
Посещение церкви в критические дни не запрещеноНо, из уважения к сложившимся церковным традициям, большинство священников все же не рекомендуют причащаться или крестить детей во время месячных.
Подобного мнения придерживается один из современных богословов — Патриарх Сербский Павел. Он пишет, что менструация не делает женщину ритуально нечистой, не оскверняет ее молитву. Нечистота физическая, по его мнению, никак не связана с духовной нечистотой. Предприняв все необходимые меры, с особой осторожностью женщина может приходить в храм, молиться, петь, принимать святую воду и антидор, но не должна причащаться или креститься (а значит и крестить). Впрочем, в смертельной болезни женщина может и принять Святое Причастие и креститься.
Индивидуальный подход
Многие священники по-прежнему придерживаются ветхозаветных взглядов на женскую нечистоту. Они рекомендуют либо вообще не посещать храм во время месячных, либо ограничиться присутствием на службе, но при этом не прикладываться к святыням, а значит и не принимать участия в Таинствах. Поэтому, прежде чем начать готовиться к Крещению ребенка, желательно спросить священнослужителя, который будет его совершать, о том, как именно он смотрит на этот вопрос. Священник, который придерживается старых взглядов, не услышав подобного вопроса может смущаться во время совершения Таинства, что нежелательно.
Крестильные вещи должна подготовить крестная мамаЕсли во время Крещения вместо того, чтобы всей душой помолиться за младенца, его родителей и восприемников, он будет мучиться вопросом, а не находится ли одна из присутствующих женщин в «нечистоте», это плохо скажется на всем Таинстве.
Настроение
Есть еще один аспект проблемы. В такой праздник, как и в любой памятный день, хочется, чтобы ничто не отвлекало от происходящего, чтобы приятные радостные воспоминания ничто не испортило. Вряд ли женщина во время месячных может легко избежать ощущения дискомфорта. Летом, несмотря на то, что используются гигиенические средства, велик риск испачкать пол в храме. Это неизбежно создаст лишнее беспокойство со стороны будущей крестной или мамы, что тоже неблагоприятно скажется на молитве и настроении.
Настоящие препятствия
Готовясь стать крестной, нужно все внимание уделить не телесной чистоте, а очищению души. Чистота тела имеет важное значение, но далеко не первостепенное.
Таинство крещения: особенности обряда, приметы и предостереженияСкверной женщину делает лишь грех. Важнее организовать время подготовки таким образом, чтобы по возможности избежать развлечений, суетных мыслей и расчетов, пустой болтовни, ссор.
Если будущая крестная или мама входят в храм перед совершением Таинства, а ум их при этом занят подсчетом гостей или новой юбкой свекрови, это гораздо хуже скажется на Крещении, чем женская нечистота одной из присутствующих. Поэтому хорошо, если есть возможность хотя бы на один — два дня ограничить общение и посещение общественных мест. Лучше всего побыть дома и почитать Евангелие, приготовиться к исповеди, внимательно рассмотреть себя изнутри.
Можно ли крестить ребенка во время месячных?
Крещение для младенца, его родителей и крестных – это значимое событие в жизни. Малыш, таким образом, становиться на путь божий, а крестные берут на себя ответственность за его дальнейшее воспитание. Поэтому вполне логично, что родные и крестные родители хотят, чтоб обряд крещения прошел по всем правилам и канонам церкви. Но непредвиденных ситуаций порой не избежать, например, у крестной мамы могут внезапно начаться месячные, что делать в таких случаях, давайте попробуем разобраться.
Можно ли крестить ребенка с месячными?
Споров и дискуссий по этому поводу не перечесть, и в наши дни каждый волен поступать на свое усмотрение. Однако, если хоть как-то упорядочить информацию, полученную с разных источников, то вариантов получается несколько.
- Итак, часто с вопросом, можно ли, и как крестить ребенка, если у крестной внезапно начались месячные, родители обращаются к священнослужителям. На что не всегда получают однозначный ответ. Одни священники категорически запрещают женщинам с менструацией заходить в церковь, и тем более участвовать в таинстве. Другие относятся к этому снисходительно и предлагают крестной маме просто постоять в стороне, в то время как кто-то другой примет младенца из купели. Также встречаются однозначно положительные ответы на вопрос, можно ли крестить ребенка во время месячных. Но в любом случае, поинтересоваться мнением батюшки по этому поводу нужно обязательно.
- Отдельно, хочется остановится на том, почему нельзя крестить маленького ребенка во время месячных. Это очень давняя традиция. Ранее считалось, что женщина с менструацией якобы «грязная» и не должна заходить в храм божий и прикасаться к святыням. Вопрос, конечно спорный, и здесь четко прослеживается разница между такими понятиями, как «вера» и «религия».
Почему в дни естественного очищения женского организма, даже посещение церкви считается грехом, не всем понятно. Ведь менструацию можно расценивать, как подготовительный этап к зачатию и рождению ребенка, и ничего плохого и греховного в этом нет. К тому же если женщина обращается к Богу с чистыми помыслами. Может это связано с тем, что раньше представительницы слабого пола не носили нижнее белье, и менструальная кровь пачкала полы в церкви. В таком случае, современные средства личной гигиены давно уже решили эту проблему.
Словом, однозначного ответа на вопрос можно ли крестить ребенка с первого по последний день месячных на сегодняшний день нет. Но дабы не нарушать прочно укоренившиеся традиции, дату крещения лучше заранее согласовать с крестной мамой. А если уж менструация началась внезапно, тогда необходимо спросить совета у священника.
Статьи по теме:
Можно ли мастурбировать во время месячных? Женщина, как никто другой, всегда точно знает, как доставить себе удовольствие. Поэтому иногда девушки любят себя «побаловать» сами, особенно в дни, когда с партнером сексуальные контакты временно недоступны, например, при месячных. Но тогда возникает вопрос, не вредно ли заниматься мастурбацией в это время? |
Обильные месячные со сгустками Женщины часто наблюдают во время месячных, особенно после ночи или долгого пребывания в одной позе, например сидя, что после у них появляются сгустки в менструальных выделениях. Однако иногда эти сгустки могут быть очень большими. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. |
Почему нельзя заниматься сексом во время месячных? Большинство пар даже не задумываются над вопросом, можно ли заниматься сексом во время месячных. Однако много и таких, которые не видят преграды на пути к достижению удовольствия. Если вас не пугают “красные дни” календаря, необходимо все же учесть некоторые нюансы. | Можно ли сдавать мочу во время месячных? Иногда нам приходиться сдавать анализы в срочном порядке. Но что делать, если женщине необходимо сдать мочу, а у нее в это время идут месячные? Можно ли во время менструации собирать материал для анализа, и если да, то каким способом лучше это сделать? Эти вопросы волнуют многих женщин. |
Многие женщины-католички все еще беспокоятся о своих месячных. Они задают такие вопросы: Менструация – это грех? Сейчас я объясню, почему это так.
Итак, как мы должны судить о менструации?1. Физические фактыМенструация – это нормальная функция женского организма. Каждый месяц матка выстилается питательной тканью для выхода яйцеклетки и подготовки к оплодотворению яйцеклетки мужской спермой. Когда этого не происходит, подкладка отбрасывается, что приводит к потоку материала, богатого кровью. Это часть чудесной системы, с помощью которой женское тело способно зачать детей и родить их. Вывод: 2. Религиозный уголТабу вокруг менструации, возникшие в еврейской и христианской традициях, должны быть решительно отвергнуты. После долгого обсуждения с раввинами своего времени вопросов ритуальной чистоты (см. Марка 7,1-13) Иисус ясно учил своих учеников, что единственное, что делает нас нечистыми, это грехи, происходящие от злых намерений сердце. Никакие внешние, физические реальности не могут сделать нас «нечистыми» в глазах Бога. Иисус сказал: «Именно изнутри, из сердец людей исходят злые намерения: блуд, воровство, убийство, прелюбодеяние, сребролюбие, злоба, коварство, непристойность, зависть, клевета, гордыня, безумие. Все эти злые вещи исходят изнутри (сердца). Они делают человека нечистым» (Марк 7,14-23). Джон Вейнгардс |
Святое Причастие и Менструация – Братание
On
От о. ТедИн Евхаристия, Святое Причастие, Православная ЦерковьВремя от времени вновь возникают старые дебаты, и прихожане увлекаются спорными идеями. Итак, на днях меня спросили, следует ли разрешать женщинам во время менструации приходить к Святому Причастию. Этот вопрос возникал время от времени на протяжении столетий существования христианства. Мы видим, что это рассматривается, например, в документе 4 го века под названием «Апостольские постановления», написанном около 375 года нашей эры. В этом сочинении озабоченность по поводу менструации изображается как действительно относящаяся к иудаизации христианства — возвращению к следованию Закону, не поддерживаемому Новым Заветом. В этом документе говорится следующее:
Теперь, если кто-либо соблюдает иудейские обычаи и обряды, касающиеся естественных поллюций и ночных поллюций, а также законных супружеских актов (Левит xv), пусть они скажут нам, в те часы или дни, когда они подвергаются чему-либо подобному, они соблюдают, чтобы не молиться, или прикасаться к Библии, или принимать участие в Евхаристии? И если они признают, что это так, то ясно, что они лишены Святого Духа, который всегда пребывает с верными.
Дело в том, что за крещеных и миропомазанных христиан нам дан Святой Дух, который не может быть отнят у нас ни супружескими актами, ни естественными выделениями. Если у нас нет Святого Духа во время этих действий, то мы всегда лишены Святого Духа. Следствием этого является то, что если мы получили Святого Духа при крещении и миропомазании, то мы можем получить Святое Причастие, даже если во время менструации. Так как мы не теряем Святого Духа через акты естественного истечения или супружеские акты, то мы можем причащаться после таких актов. Апостольские постановления продолжают:
Ибо о святых Соломон говорит: «Каждый может приготовиться, чтобы, когда он спит, он охранял его, а когда он вставал, он мог говорить с ним». (Притчи 6:22) Ибо, если ты думаешь, женщина, что после семи дней разлучения твоего ты лишена Духа Святого, то, если и умрешь внезапно, то уйдешь, лишенная Духа и без твердой надежды в Бога; или же вы должны воображать, что Дух всегда неотделим от вас, как не находящийся в месте. Но ты нуждаешься в молитве и в Евхаристии и в сошествии Святого Духа, как ни в чем не повинный в этом деле. Ибо ни законное смешение, ни деторождение, ни менструальное очищение, ни ночная нечистота не могут осквернить естество человека или отделить от него Святого Духа. Ничто, кроме нечестия и незаконной практики, не может сделать этого». (Апостольские конституции, Kindle Loc. 3158-69)
В этом христианском документе 4 века довольно ясно сказано, что только христиане с неверными представлениями о менструации и тому подобном будут воздерживаться от Святого Причастия. Интересно, что свт. Иоанн Дамаскин (ум. 749) считал, что Апостольские постановления и их каноны должны считаться и читаться как Писание в Православной Церкви.
Хотя учения о менструирующих женщинах и Святом Причастии на самом деле различались в разные периоды православной истории и в разных культурах, испытавших влияние Православия, были некоторые четкие учения, говорящие, что это не должно беспокоить христиан. Обеспокоенность проистекает из всегда присутствующей в легализации благочестия Православия тенденции к фарисейским взглядам. Это благочестие, которое время от времени становится популярным. Для некоторых это кажется более благочестивым воздерживаться от причастия во время менструации. Однако, поскольку мы не следуем еврейскому Закону о чистоте и нечистоте во всех вопросах, кажется необычным, что мы выбираем один вопрос, а затем внезапно чувствуем себя более святыми, соблюдая один аспект Закона. Нам не мешало бы вспомнить слова св. Иакова в его послании: « Ибо кто соблюдает весь закон, но погрешит в одном пункте, тот виновен во всем ». Благочестие, предписывающее менструирующим женщинам воздерживаться от Причастия, похоже, говорит о том, что можно соблюдать один пункт закона и игнорировать остальные и считать себя святым.
Как Апостольская Конституция указывает, что только « нечестие и беззаконие » могут отделить нас от Святого Духа. Ни рождение ребенка, ни менструация не являются нечестивыми или незаконными. Кроме того, можно спросить себя, если мы на Литургии верно провозглашаем Христовы заповеди — « Приимите, ядите » и « Пейте все » — при каких обстоятельствах мы осмелились бы ослушаться Христа? Он повелевает нам принять Его Тело и Кровь для прощения грехов. Зачем не слушаться Господа?
Я рассматриваю вопрос о женских менструациях и Святом Причастии в контексте Деяний 15, где в зарождающейся христианской общине ведутся споры о том, должны ли мужчины-язычники обрезаться, чтобы стать христианами. Другими словами, обязаны ли христиане соблюдать Тору? Тогдашняя раннехристианская община, в основном еврейская, должна была решить, нужно ли вам стать практикующим евреем, чтобы стать христианином. Совет апостолов и старейшин решил: НЕТ! Если мы прочитаем этот текст, то увидим, что избранные апостолы Иисуса решили, что Закон действительно был для евреев бременем, которое они не могли вынести, и поэтому было бы ни духовно благоразумно, ни хорошо навязывать закон обращенным в христианство. Я думаю, что решение апостолов-основателей Церкви применимо и сегодня к дискуссии о женщинах и Причастии. Менструация внезапно требует, чтобы христианки соблюдали Тору? От нас, как от православных христиан, не требуется следовать иудейской или фарисейской практике. Сами апостолы разрешили этот спор еще при жизни. Однако появляются благочестивые идеи, которые превосходят даже самих апостолов. В самом деле, это часто становилось частью благочестия различных православных национальностей, и кажется таким благочестивым говорить менструирующим женщинам не причащаться.