Песни о классе о школе: Песни о школе, песни про школу, школьные песни (тексты + mp3)
злые песни о школе — VATNIKSTAN
«Когда уйдём со школьного двора», «Школа, школа, я скучаю», «Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь» — песенки о школе, которые знает почти каждый. Правда, поют их те (и для тех), кто учился хорошо и сохранил о годах за партой добрую память. Но есть и другие, так почему бы не предоставить им «эфир»?
Школяры военных лет, которым отдали «приказ поймать училку и выбить правый глаз»; их потомки, разбирающие школу «пока-пока-по камушкам»; панк-исповедь первоклассника, блатняк с задних парт и лирика двоечниц — мы собрали подборку треков, напоминающих, что 1 сентября для многих не красный, а чёрный день календаря.
«За наши двойки и колы по канцелярии — огонь»
Писатель Михаил Ардов вспоминал свои школьные годы, которые выпали на середину 1940‑х и были совсем не чудесны:
«На дворе осень сорок четвёртого года, наша семья только возвратилась из эвакуации. <…> Все мои соученики были оборвыши и заморыши, и все постоянно хотели есть. А в классе нас было сорок с лишним человек. В школьном сортире старшеклассники курили и играли в „расшибалку“. Популярной у тогдашних учеников была некая песня, она пародировала знаменитый в те годы „Марш артиллеристов“:
Горит в душе у нас большая папироса,
И в школу ходим мы лишь „пары“ получать.
Мелькают дневники,
залитые чернилом,
Когда идём к доске
уроки отвечать.
Ученики, директор
дал приказ:
Поймать училку и выбить правый глаз!
И сотни тысяч матерей
Стоят у булочных дверей
И просят милостыню дать им поскорей!»
Как всякое народное песенное творчество, «Марш старшеклассников» не имел устоявшихся слов, везде пели немного по-своему. В романе-пьесе Константина Кедрова «Голоса» приводится такой вариант:
Ученики, директор дал приказ
поймать учителя и выбить левый глаз.
За наши двойки и колы,
за наши парты и столы
по канцелярии — огонь, огонь!
У Анатолия Приставкина в повести «Солдат и мальчик» герой Васька тоже распевал про глаз, но считал, что выбить его следует завхозу. Правда, по приказу всё того же зловещего директора.
В оригинале «Марша…» на слова поэта Виктора Гусева пелось: «Артиллеристы, Сталин дал приказ…» Интересно, знал ли Иосиф Виссарионович, что его альтер-эго из ученического фольклора призывает к насилию в отношении работников школ? А если знал, то как к этому относился?
«Умный любит учиться, а дурак — учить»
Во второй половине XX века выросло поколение, не знавшее войны — возможно, поэтому и песни про нелюбовь к школе ими складывались более мирные. В популярной фантастической повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» двоечник Витя читает знакомой девочке стишок, который сочинили в их классе:
Нам учиться целый день
Лень, лень, лень,
Надоело!
Нам бы бегать и играть,
Мяч бы по полю гонять —
Это дело!
В сравнении с историей про выбитые глаза — просто детский лепет. Правда, нигде не указано, что это именно песенка, но звучит довольно ритмично. Особенно если подобрать какой-нибудь бодрый старомодно-рок-н-ролльный мотив.
Школяры 40‑х, которые выросли в поэтов и бардов, создавать отечественный вариант We don’t need no education (Another Brick in the Wall) группы Pink Floyd не спешили — видимо, своих забот хватало. Можно, конечно, припомнить «Песню о дураках» Булата Окуджавы, где «Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак — учить». Но всё-таки это, скорее, об организации бытия вообще.
Даже Владимир Высоцкий, казалось бы, писавший песни обо всём на свете, про злых учителей не сложил ни одной. Зато однажды выступил на школьную тему в не свойственном для себя жанре стендапа. Артист рассказал под запись анекдот о Моте Рабиновиче, который всю неделю не был в школе и выдумывает нелепые, не всегда приличные отговорки:
«Директор сам застрелится, а мы его добьём»
На излёте XX века страну снова лихорадит, и школьный фольклор опять становится кровожадным. Текст про то, как «пока-пока-по камушкам мы школу разберём» активно передавался из уст в уста в 90‑х и нулевых, а судя по тому, что на Ютубе есть свежие видео с песней, она жива и по сей день.
Естественно, в каждой школе и даже классе детали сюжета могли отличаться. Но в целом у всех было что-то на приблизительный мотив песни из фильма «Д‘артаньян и три мушкетёра» — той, где «пора-пора-порадуемся» и «пока-пока-покачиваем»:
youtube.com/embed/2Hg2v1rKLXc?feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Пока-пока-по камушкам
Мы школу разберём!
Учителя повесим,
А завуча убьём.
Директор сам застрелится,
А мы его добьём.
Пока-пока-по камушкам
Мы школу разберём!Учителя немецкого
Мы спустим в унитаз.
Пускай он там поплавает,
Немецкий водолаз.Учительницу физики
Вольтметром шуганём.
Пока-пока-по камушкам
Мы школу разберём!
«Девочка входит в класс, сжимая приклад букваря»
В 90‑е в среде московской панк-сцены, известной как «формейшен» или «коньковская формация», появилось сразу несколько песен и даже целых концептуальных альбомов про (и для) школьниц с отвратительными оценками и экзистенциальными неладами. С возникновением проекта «Н.О.Ж.» («Необходимые Особенности Жизни») стереотип, что плохо учиться и курить в туалете могут только мальчики, а все девочки — прилежные «зубрилы», окончательно остался прошлом.
Для первого альбома «Н.О.Ж» искали солистку без вокальных данных, но из соответствующей среды. В итоге фронтвумен, со слов одного из идеологов группы Дмитрия Моделя, стала «знакомая настоящая пэтэушница» Наталья Сухарёва. И зазвучало надрывное (цитата из песни «Одноклассник»):
Снова учитель что-то
Пытается нам объяснять,
Мне слушать его неохота,
Мне хочется погулять.
Я после звонка наплевала
На следующий урок,
Сломала окно и сбежала
Слушать тюменский панк-рок!
Вокалистка группы «Фанни Каплан» Люся Казарян в книге Феликса Сандалова «Формейшен. История одной сцены» так говорила про «Н.О.Ж.»:
«Это драма от лица „потерявшейся“ школьницы, инфантильный нарратив из её жизни: плохие парни, стабильно разбитое сердце, тоска под звёздным небом, запиваемая дешёвым вином, — в памяти встают воспоминания о побеге от вожатых в пионерлагере и игре в привидений в лесу. Сквозь песни „Н.О.Ж.а“ проступает бездна радости и разочарования, без переживания которых жизнь кажется бессмысленной. Это максимально прямое высказывание, слепок жизни прям как она есть».
Сам Сандалов вторит Казарян:
«Это не музыка даже, а звуковой аналог ритуала сожжения тетрадей, отмечающего начало каникул, печенье „мадлен“, способное пробудить самые щемящие чувства — когда ты юн, когда ты пьян, когда всё в новинку, когда ты настолько глуп, но достаточно красив, чтобы верить в то, что сможешь стать звездой».
Не отставала и одна из главных «формейшеновских» панк-муз — Арина Строганова, выступавшая с «Соломенными енотами» и сольным проектом «Утро над Вавилоном». Её героиня — уже не глупая раздолбайка, а революционерка-индивидуалистка. Она не ищет любви, зато сжимает букварь, как приклад, наблюдает за творящимся вокруг хаосом и готовится постоять за себя:
Первое сентября,
Стране не хватает царя,
Хмурая девочка входит в класс,
Сжимая приклад букваря.
Её предки работали на совдепию,
Она будет пахать на себя,
И она уже знает целых две буквы —
«Я» и ещё раз «Я»!
«Первоклассники, снимите ранцы вы»
Немного о мужской стороне «формейшеновской» школьной лирики. Фронтмен «Соломенных енотов», хронически бескомпромиссный бунтарь-очкарик Борис Усов (Белокуров) в 1995 году записал с группой песню «Первоклассник». Словно мальчик из анекдота, которому учительница велела войти в класс «как твой папа заходит в дом», а тот открыл дверь пинком и заорал «ну что, паршивцы, не ждали?!», усовский не по годам развитый «первачок» мыслит визит в школу как «поход к буржуям в гости». И не стесняется напомнить окружающим, что они — зверьё.
Школьный двор шипит, как жаренный гусь.
Я сжимаю свой кулак от того,
Что, наверно, никогда не дождусь
Выпускного вечера своего. <…>
Ягода-малина радости и злости.
Мне везёт, ведь всё вокруг моё.
И что я говорю, придя к буржуям в гости?
«Здравствуй, разодетое зверьё!»
Я всего лишь первоклассник, да-да-да!
В «Усталом школьнике», которого автор предлагал воспринимать как «чуть-чуть повзрослевшего первоклассника», доказывать что-то кому-то сил уже не осталось. Остаётся побег:
За перекрёстками дорог
Перелицованная тишь.
Эй, грузовик-единорог!
Вези в Берлин меня, в Париж.Чтоб я забыл решётки школ,
Любитель перемены мест,
Я прохожу сквозь протокол,
И я пою, как манифест.От волчьей ямы ученических программ,
От респектабельной любви к своим углам
И от тебя, король природы, человек,
Усталый школьник отправляется в побег.
Но школа не отпускает. Похоже, что, перефразируя персонажей чеховского «Вишнёвого сада», Усов мог бы сказать: «Вся Россия — наша школа». Наступление лета здесь — не начало каникул, а очередного урока, которому не будет конца. В композиции «Взорванное лето» автор поёт:
Знаю, будет взорванное лето,
Снова, но уже в последний раз.
Снова первоклассник с пистолетом,
В лето я вхожу, как в первый класс.
Вот такая школьная реформа,
Школьной формой тень свою укрой.
Эхо отвечает: «Мартин Борман
Смог бы полюбить весь этот строй…»
В 2000 году Борис пишет текст «Джекки (Прощание с империей)», посвящённый 1 сентября. В произведении не наступает компромисса, но следует что-то вроде небольшого перемирия ради обитающей в арестантской школьной среде прекрасной принцессы — учительницы пения. Через 20 лет, в предисловии к первому сборнику стихов Усова «Эльд», Максим Семеляк назовёт именно его «обращением к потомкам для будущих хрестоматий»:
Листья клёнов в этот день не глянцевы.
Утро первых суток сентября.
Первоклассники, снимите ранцы вы!
Ни к чему морочиться зазря!
Но нельзя. За спинами — родители,
Вероломный родственный конвой.
И идёт ребёнок в школьном кителе,
Грустный, но пока ещё живой.
«В кабинете у директора я целую всем назло тебя»
В XXI веке школьные «песни протеста» перестали быть выступлением против системы как таковой. Основная их часть строится по принципу: «не хочу учиться, хочу влюбляться, родители против, но мне по фиг». В духе «Н.О.Ж.», но без постиронического остранения — скрытой усмешки циника-интеллектуала, который стоял бы за спиной, словно Карабас-Барабас, временами для пользы дела дёргая за ниточки. Впрочем, кажется, это и называется «новой искренностью»?
Вот, например, «В кабинете у директора» Алёны Швец:
В кабинете у директора
Я целую всем назло тебя.
Разом все учителя кричат,
Завтра нас, наверно, исключат.
В кабинете у директора
Я целую всем назло тебя.
Завтра выложат в интернет,
Маме передай привет.
Естественно, что с таким голосом в «Н.О.Ж.» её бы не взяли — петь Алёна умеет, и это уже не очень в тему. Да и высокое качество записи настораживает: тут же суть дворовая песня, вот и звучать она должна так, будто записана на скамеечке во дворе, ну или в падике (в идеале не как будто, а именно там). Эх, дать бы это спеть «настоящей пэтэушнице» Сухарёвой. Где же она теперь?
В нулевые на общем романтическом фоне выделилась, так до сих пор до конца и не померкнув, «Красавица» группы «Фактор‑2». Гоповатого вида ребята, сидя как раз в правильном месте — на лестнице, — жаловались на то, как «хочется учительницу химии», вот только красавице это не нравится.
Многих эта песня в своё время раздражала — то ли из-за того, что блатной мотив не вязался с попсовой аранжировкой, вызывая ощущение фальши, то ли банально «заездили» её на радио. В КВН даже шутили, что, если развернуть текст песни в обратном направлении, как в конкурсе «Апож» из популярной в те времена телеигры «Хорошие шутки», обнаружится послание инопланетян: «Земляне, вы будете порабощены. Эта музыка высосет ваш мозг».
Однако позднее выяснилось, что мозги народонаселению высасывает совсем другая «музыка». А в 2017 году группа «Фактор‑2» распалась и сегодня уже не очень понятно, за что их так хейтили в нулевые. Идея соединить два, как кажется, противоположных, но на самом деле очень близких по духу слова из трёх букв — «гоп» и «поп» — кажется, во всяком случае, забавной.
Или, может, всех смущал «антиобщественный» сюжет? А это ведь даже не Лаэртский со своим «Сегодня в моём подъезде повесилась грустная школьница». Правда, и альбом «Детства чистые глазёнки» (1992), где «корячество маленьких пальцев смешило, как чукча в „Вольво“» (вероятно, отсылка к этому анекдоту) слышали немногие, иначе досталось бы Александру Алексеевичу по полной программе. И не только от кавээнщиков.
Неизвестным у нас быть выгодно — взял гитару и делай что хочешь. А стоит чуть-чуть хайпануть, так сразу выясняется, что слово «красавица» задом наперёд звучит как «умрёте» и другие ужасы.
«Кто узнал цену смерти, хорошо кончил четверть»
Накануне нового учебного года серебряный призёр Чемпионата поэзии имени Маяковского 2021 года, петербургский панк-бард Веселин Оптоволокнов выложил свежий лоуфай-трек «Песня для хора постаревших первоклассников» — явный оммаж Усову и компании. Трактовать витиеватый текст можно по-разному, что логично — мы живём во времена сверхъестественной свободы интерпретаций.
О чём, например, строчка «кто узнал цену смерти, хорошо кончил четверть»? Наверное, о том же, о чём и классики, — «нет правды [и вообще любого идеала] на земле». Но, возможно, всё-таки есть где-то выше?
Читайте также «Гарри Поттер: русский след и „поттерозамещение“».
Поделиться
Стихи и песни о школе | Материал (5 класс) по теме:
1
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой,
О которой мы поем.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
А страна большая эта –
Вечно “белое пятно”.
Припев:
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, веселой
Встречают нас, как новоселов, –
Страна эта в сердце всегда!
2
В новый класс, как в новый город
Мы приходим каждый год,
Племя юных фантазеров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне!
Припев.
3
Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Гул далеких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
О которой мы поем.
Припев.
1
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Припев:
Если б не было,
Если б не было,
Если б не было школ!
Если б не было,
Если б не было,
Если б не было школ!
2
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Припев:
Если б не было,
Если б не было,
Если б не было школ!
Если б не было,
Если б не было,
Если б не было школ!
3
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он явился бы в гости… с дубиной!
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он явился бы в гости… с дубиной!
Припев:
Если б не было,
Если б не было,
Если б не было школ!
Если б не было,
Если б не было,
Если б не было школ!
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»
– Здравствуй!
– Привет!
– Что ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что…
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?!
– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
– Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя…
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
стихотворение В. Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
1.
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем класс свой представлять
2.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
3.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
4.
И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
Песня о школе
1. Как мы дружно ,весело живём,
Учим ноты, песенки поём,
Школа наша-нам родимый дом
И без школы мы не проживём.
Припев:
Наша школа – это чудо !
В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям(2 р )
Пусть так будет.
Припев:
2. Знает каждый, каждый ученик,
Что без школы мир наш не велик.
Любит школу наша детвора
Школа,школа – лучшая пора.
Припев:
3.Пусть учитель будет с нами строг
Постараюсь выучить урок
И не буду у доски молчать
Я отвечу на оценку пять!
Главная Угловые Угловые Семинары и обучение Тематические исследования по акциям Основные мероприятия Учебная программа по справедливости Опрограммы по акционерной осведомленности РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЕЧАТЬ Исследовательская комната Гуманное образование Связанные с речи Песни о социальной справедливости . Получение обновлений по электронной почте Награды и признание О Поле Горски | Песни о классичности и нищете Подать песню! Аллентаун “Ну, мы живем здесь, в АллентаунAnother Day In Paradise в исполнении Фила Коллинза из альбома But Seriously (Покупка на Amazon.com) о равнодушии людей к проблеме бедности: “Она взывает к мужчине на улицаArgon Mill в исполнении Si Kahn из альбома In My Heart (покупка на Amazon. com) о закрытии мельницы и последующем влиянии на жизнь жителей: “И единственная мелодия I услышатьБольшое желтое такси в исполнении Джони Митчелл (также переделана Эми Грант) из альбома Ladies of the Canyon (Приобретение на Amazon.com) об опасностях капитализма и коммерциализма: “Они проложили рай и поставили парковку лотПрибытие дорог в исполнении Джуди Коллинз из альбома Пятый альбом (Приобретение на Amazon.com) о приманке и силе жадности: “Когда-то я благодарила Бога за свои сокровищаCrime to Be Broke in America в исполнении Spearhead из альбома Home (Покупка на Amazon. com) про эксплуатацию низшего класса: “Наказание – смертная казньДень, когда они закрыли фабрику в исполнении Гарри Чапина из альбома Лучшее из Гарри Чапина 3 о борьбе маленького городка, когда закрывается местный источник занятости Factory “Через особняки страха, через особняки боли ,Fast Car в исполнении Трейси Чепмен из альбома Трейси Чепмен (покупка на Amazon. com) о попытке свести концы с концами в финансовом отношении, сохраняя при этом эмоциональное и физическое здоровье: «У меня есть быстрая машина, у нас есть билет куда угодноОн звонит домой в исполнении Candlebox из альбома Candlebox (Покупка на Amazon.com) о бездомном: “Я вижу его каждый деньHole in the Bucket в исполнении Spearhead из альбома Home (покупка на Amazon.com) о борьбе человека за то, чтобы быть более сострадательным к тем, кто не так обеспечен: “Пройди мимо и подумай об этомHomeless в исполнении Пола Саймона из альбома Graceland (Куплено на Amazon. com) о бездомности в Южной Африке, вызванной “сильным ветром”: “Сильный ветер разрушает наш домI’m Afraid of Americans в исполнении Дэвида Боуи из альбома Землянин (Покупка на Amazon.com) о последствиях американской меркантильности: “Джонни хочет мозг, Джонни хочет сосатьJacob’s Latter в исполнении Марка Уиллса из альбома Greatest Hits (покупка на Amazon.com) о связи между социально-экономическими классами: «Джейкоб был грязным бедным мальчиком с фермыJohnny Ryall в исполнении Beastie Boys из альбома Бутик Пола (покупка на Amazon. com) о жизни бездомного: “Жить на одолженное время и одолженные деньги” Дай мне одеждуLiverpool Lullaby в исполнении Джуди Коллинз из альбома В моей жизни (Покупка на Amazon.com) о жизни бедного ребенка отца-алкоголика: “Хоть у нас и нет серебряной ложки”Мерчендайз в исполнении Fugazi из альбома Repeater (Покупка на Amazon.com) о коммерциализме: “Товар, он держит нас в узде…The Message в исполнении Grandmaster Flash из альбома Message from Beat Street (Купить на Amazon. com) о жизни в гетто: “Инкассаторы звонят мне на телефонMis-Shapes в исполнении Pulp из альбома Different Class (http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/B000001E8P/qid=1072296332/sr=1- 1/ref=sr_1_1/103-3278463-2967804?v=glance&s=music) о досаде и ярости, вызванных подавлением и отсутствием возможностей, трансформировавшихся в ненасильственная сила: «Нам нужны ваши дома,Миссия в исполнении Дженис Ян из альбома Месть о жизни в приюте для бездомных: “Нет места лучше дома |