Разное

Печатные буквы русского алфавита для детей письмо: Пишем печатные буквы русского алфавита – Развитие ребенка

Содержание

Можно ли научить читать ребенка, не выучив с ним алфавит?

Короткий ответ на этот вопрос: да, можно.

Более того, учить читать ребенка нужно именно до того, как он выучит весь алфавит. Почему же многие взрослые, которые окружают малыша, так «напирают» именно на изучение алфавита с ребенком? Не спрашивайте! И не ищите никакого логического объяснения в таких действиях. Не найдете. В этих действиях нет никакой логики, нет даже никакого здравого смысла.  Просто не делайте этого сами, не повторяйте в домашних условиях то, что вы видите в роликах на YouTube, когда очередной «одаренный ребенок» в памперсах демонстрирует перед гордыми родителями знание алфавита. Это совершенно бессмысленное занятие. Да, и еще – пожалуйста, не обращайте внимание на рекомендации на упаковках волшебных пазлов, которые знакомят с алфавитом ребенка от 2-х до 5-ти лет, причем одновременно и с печатными, и с письменными буквами. Зачем ребенку в 2 года письменные буквы? Ведь вы понимаете, что еще очень и очень рано. Попытаемся сегодня разобраться, что и все сразу печатные буквы изучать в таком раннем возрасте –  не очень продуктивное, лишнее и только отвлекающее от главного занятие.

А теперь попробуем разобраться в этом вопросе подробно и основательно. Для этого нам нужно будет ответить себе на несколько вопросов: что такое алфавит, что такое чтение и что такое обучение чтению. И в результате определиться с основным вопросом – нужно ли ребенку в 2-3 года и даже в 5-6 лет знать алфавит. И как знание алфавита или отсутствие этого знания влияет на навыки чтения ребенка, его грамотность и дальнейшую любовь к языку в целом. Вот такой «скромный» у нас план на сегодня 🙂 .

 

Что такое алфавит?

Алфавит – это совокупность букв того или иного языка, расположенных в определенном порядке.

Появление алфавита в истории человечества – это поворотный пункт развития цивилизации, это появление системы обозначения звуков того или иного языка, это результат долгой работы по развитию способа записи звука с помощью графической системы, характерной для того или иного языка. Отдельные знаки, обобщенные в алфавите, обозначают фонемы языка. Очень редко буква соответствует определенному звуку, даже в таком фонетическом языке как русский. Заметим, что люди записывали слова не только с помощью букв, но и с помощью пиктограмм (когда обозначение соответствует определенному понятию). Люди  записывают звуки с помощью иероглифов (обозначение может соответствовать отдельным звукам и слогам, но может и соответствовать морфемам, целым словам и понятиям-идеограммам). Поэтому мы можем поздравить себя с этой отличной новостью – в нашем языке звуки устной речи передаются

всего лишь буквами.

В лингвистике именно с алфавита обычно начинается раздел графика. Графика как раздел лингвистики изучает буквы и их звуковое значение. Звуковых значений обычно у каждой буквы несколько. Примеры звуковых значений букв я уже приводила ЗДЕСЬ, не буду повторяться.

Сегодня нам важно понять несколько основных моментов:

  1. алфавит – это систематизация знаний о звуках того или иного языка и их передачи на письме с помощью букв;
  2. в алфавите буквы располагаются в одном, установленном традицией, порядке,  что называется «от А до Я». Это нужно для того, чтобы использовать алфавитный порядок для любой другой систематизации. Например,  расположить слова в алфавитном порядке в словаре, расставить книги в библиотеке по полочкам, а фамилии детей записать в классном журнале. Это вторая, инструментальная функция алфавита, она имеет колоссальное практическое значение в упорядочении человечеством знаний обо всем. Это практическое значение алфавита получило широчайшее распространение в эпоху возникновения библиотек, систем классификаций, энциклопедий и всего того, что составляло суть организации знаний до появления компьютеров, поисковых программ и систем кодов.  Сохраняет ли эта функция алфавита свою важность – вопрос дискуссионный. Но, как мне кажется, ее практическое применения становится более ограниченным;
  3. в алфавите каждая буква имеет свое собственное название – алфавитное название буквы. Это своего рода имя буквы, по которому букву следует называть при заучивании алфавита наизусть. Удивительная история изменений названий букв описана в Википедии, в статье «Названия букв русского алфавита
    », в этой статье все соответствует первоисточникам, проверено 🙂 . Поэтому, если вас интересует, как именно менялись алфавитные названия букв, читайте в Википедии. Прекрасным обобщением является таблица ниже:

Таблица 1. Названия букв русского алфавита с начала XIX в. до 2006 г.

В статье приведен удивительный факт, о котором я, к примеру,  не знала:  в 2006 г. алфавитные названия двух букв (см. названия букв «ж» и «ц») русского алфавита были изменены в очередной раз (!), это также подтверждает первоисточник – полный академический справочник под редакцией Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации». Поэтому все, что вы учили в школе – забудьте 🙂 . Вот так выглядит русский алфавит сегодня, так на сегодняшний день называются буквы. Хотя изменения названий двух букв шли по линии «восстановления исторической справедливости», если можно так сказать применительно к именам букв, всем учителям я очень советую перед тем, как проходить тему «Русский алфавит» во 2-м или в 5-м классе по программе российской школы, каждый раз заходить на портал, адрес которого указан выше, и сверять состояние русского алфавита «на сегодняшний день» со своими собственными знаниями.

Так как о переименовании целых двух букв вам никто никогда в центральной прессе не сообщит. А что именно и когда придет реформаторам в голову, как мы все отлично знаем, это всегда тайна, покрытая мраком. Так что следите за первоисточником :).

Таблица 2. Названия букв русского алфавита по полному академическому справочнику Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации» на 2006 г.

Как же мы живем, не зная о реформе 2006 г.? Как же читаем и пишем? Как же учим детей? А вот так. Совершенно спокойно и очень даже хорошо. По той простой причине, что алфавитные названия букв вообще не имеют никакого отношения ни к обучению чтению детей, ни к умению читать, ни к практической грамотности русского человека

.

Подводя итог, подчеркнем самое важное: алфавит – это вершина систематизации представлений о способах записи звуков и инструмент классификаций объектов в алфавитном порядке. Буквы русского языка в алфавите имеют названия.

 

Зачем реформировали русский алфавит?

Реформы русского алфавита имели разные обоснования, некоторые из них носили противоречивый характер. К числу таких историки и лингвисты относят отмену четырех букв русского алфавита большевиками в 1918 г.  Специалисты считают, что эта реформа отрезала население России от письменного дореволюционного культурного наследия.

Переименования названий букв, как правило, объяснялось тем, что буквы можно будет проще усвоить и, таким образом, неграмотное взрослое население России быстрее научится читать. И такие переименования на протяжении XIX – первой половины XX в. смотрятся сейчас вполне оправданно, так как читать действительно училось взрослое неграмотное население страны. А взрослые учатся читать именно в такой последовательности: выучивается алфавит и знания сразу же применяются при чтении слов и коротких текстов. Так взрослый неграмотный человек учится читать на родном языке, так взрослый человек учится читать на иностранном языке.

Процесс обучения чтению взрослых устроен по следующей логике  – от буквы к слову, тексту и очень быстро к предложению. Точно так же можно учить читать детей на иностранном языке, если они уже отлично читают и пишут на родном языке, то есть имеют прочные навыки графики – свободно обозначают звуки буквами  на родном языке. Вспомните свои школьные годы – именно так вы учили английский или другой иностранный язык, уже отлично умея читать и писать по-русски. Взрослые и дети, изучающие иностранный язык,  учатся читать от системы обозначения звуков  к применению этой системы на практике. И этот процесс не такой уж и долгий, но нам с вами очень важно понять одно – он кардинальным образом отличается от обучения чтению маленького ребенка.

 

Как учатся читать маленькие дети?

Маленькие дети учатся читать эффективно и комфортно, если строить учебный процесс в точном соответствии с физиологией раннего возраста и тем колоссальным богатством, которое накоплено русской логопедической школой. Я глубоко убеждена, что для развития полного развитого двуязычия в раннем возрасте именно логопедический подход является первичным по отношению к методикам изучения русского как иностранного, как второго родного и прочих методик, как бы их авторы их не называли. Если развивать двуязычие в раннем возрасте правильно, то русский язык у ребенка будет очень близок к возрастной норме родного языка, поэтому и учить русскому в дальнейшем его можно и нужно будет в соответствии с общими принципами и программами русского как родного языка. И никакие методики РКИ вам не потребуются. Мое убеждение в этом крепнет из года в год, я утверждаюсь в нем тем сильнее, чем больше времени проходит с момента открытия нашей первой

школы LinguaPlay в Лондоне в 2008 г., с тех первых лет первых поисков и экспериментов, когда мы искали и находили правильные и комфортные для ребенка приемы и методики. Сейчас, через 12 лет, мы уже видим результаты. И они не могут не радовать.

Однако, все это требует от родителей терпения и большой работы, родители должны не только делать то, что нужно, но и – и это очень важно – не делать ничего лишнего. Так как ребенок растет и развивается в дефиците речевой среды, в дефиците времени на все речевые ситуации, которые касаются русского языка.

Назову очень кратко то, что важно знать родителям двуязычных детей применительно к обучению чтению в раннем возрасте, так как в более ранних статьях блога можно найти очень подробный материал на эту тему.

Если вы собираетесь учить читать маленького ребенка по-русски, то:

  • не делайте этого до 3,5, а лучше до 4-х лет, не торопите события;
  • до обучения чтению сосредоточьтесь над развитием речи ребенка, развивайте его мелкую моторику, навыки владения кистями обеих рук через лепку – это потрясающее занятие исключительно важно для внутреннего эмоционального баланса маленького человека, развития воображения, навыков ролевой игры и мелкой моторики. По поводу лепки я собираюсь написать особо, следите за блогом, так как это очень важный момент;
  • развивайте речь ребенка направлено, по лексическим темам, опираясь на тематические планы логопедических детских садов русскоязычных стран. Одна тема в неделю или в две недели – овощи, фрукты, игрушки и т.п. Очень много информации сейчас доступно, используйте ее.
    При двуязычии это очень и очень важно, так как ваш ребенок находится в дефиците речевой среды на обоих языках, а иногда на трех. Используйте любую возможность для повышения качества этой речевой среды. Время – вот ваш главный соперник в достижении успеха;
  • развивайте фонематический слух ребенка – учите его слышать первый звук в слове, узнавать в словах звуки, похожие на «песенку ветра» (всегда твердый звук [ш]), на песенку большого комара (твердый звук [з]), песенку маленького комарика  (мягкий звук [з’]) и так по каждому речевому звуку. Опорные логопедические картинки-ассоциации существуют для каждого звука, используйте их в добуквенный или добукварный период, этот этап развития ребенка называется по-разному, но проделанная в этот момент работа крайне важна. Важно понимать, что на этом этапе буквы ребенку показывать не обязательно, а лучше даже и не показывать, работать только со звуками;
  • помните, что вы учите двуязычного ребенка читать не для того, чтобы он прошел собеседование в престижную школу в русскоязычной стране, показав там чудеса скорости перед тетей с секундомером. Не для этого. У вас совершенно иная цель – вы учите его читать, чтобы русский язык недавно заговорившего ребенка получил визуальную опору в виде буквы, слога, слова, предложения и коротенького текста. Вы учите читать двуязычного ребенка, чтобы его устная речь развивалась, грамматический строй речи креп, а словарный запас расширялся;
  • знакомьте ребенка в буквами с правильном порядке: сначала основные гласные а, о, у, ы, э; поcле этого согласные только в твердом положении. Не торопитесь вводить гласный и, а также йотированные гласные я, ю, е, ё. Не торопитесь вводить сложные для произношения и редко встречающиеся буквы Ч, Щ, Ц, Ь, Ъ, без которых вполне можно читать достаточно хорошо и довольно большие учебные тексты;
  • знакомьте ребенка с буквами правильно, а именно: называйте букву как звук. Исключением являются йотированные гласные русского языка 
    я
    , ю, е, ё;
  • формируйте навык записи на слух сразу же, буквально с первой буквы («напиши буквы, которые я назову»), с первых слогов. Пишите с ребенком на слух, не гонясь за чистописанием, не исправляйте пока кривоватые линии. Все придет. Важно, чтобы ребенок обозначал буквой именно тот звук, который вы произносите. Писать на слух крайне важно, так как чтение и письмо две стороны одного и того же процесса. Письмо – это  кодирование звуков, а чтение – расшифровка этих кодов;
  • формируйте навыки чтения на нескольких изученных буквах, не спешите. Работайте над плавным слиянием сразу же, как только освоили первые несколько букв. Ребенку будет интересно, когда у него начнет получаться. Много и легко – вот основной девиз взрослого, который учит ребенка до 8-10 лет любому предмету, особенно учит читать. Много легких разнообразных упражнений, без забегания вперед, которые позволяют отработать навыки чтения, что называется с разных сторон. Поэтому мы записываем буквы, слоги и слова на слух, записываем слова по первым буквам, выкладываем слова из букв, наклеиваем слова под картинками, соединяем «дорожками» слово и картинку, раскрашиваем только те предметы, названия которых прочитали и так далее, и тому подобное;
  • обсуждайте слова, которые ребенок прочитал. Обсуждайте картинки рядом, «разбивайте» сложный в самом начале процесс чтения речевыми упражнениями. Занимайтесь с ребенок регулярно, но не занимайтесь долго. Лучше каждый день по 10-15 мин, чем один раз в неделю целый час. Это связано с физиологическими особенностями памяти раннего возраста, необходимостью регулярного повторения и закрепления.

Подводя итог, скажу главное: формирования навыков чтения должно строится от звука к букве, а уже после этого к плавному слиянию в слоги в слова.

 

Миф о необходимости изучения алфавита в раннем возрасте

Попробуем теперь развернуть все, что мы уже знаем об алфавите  и о механизме обучения чтению детей в раннем возрасте в сторону нашего двуязычного ребенка, который только начал говорить иногда на одном, а иногда на двух языках одновременно. И которого родители  непременно и совершенно срочно хотят научить  читать. И в результате этого благого намерения очень и очень часто оказываются в плену распространенного мифа о необходимости изучения алфавита как начального этапа обучения чтению в раннем возрасте.

Многие родители, бабушки и дедушки ни минуты не сомневаются в том, что для того, чтобы научить ребенка читать нужно выучить с ним все буквы. Ребенка же пора учить! Как же без букв! 🙂  И моментально начинается «волшебная карусель», которая непременно включает покупку «совершенно необходимых» ребенку 2-3-х лет наглядных пособий,  одним из которых в современном высокотехнологичном мире является «Говорящая азбука». Кто и когда придумал это чудо техники для «обучению» малышей, сейчас уже сложно вспомнить. Смутные воспоминания мне подсказывают, что появились эти чудесные настенные приборы в конце 1990-х годов, но не в этом суть.

Суть в том, что «Говорящая азбука» после нажатия ребенком на кнопку или на картинку произносит алфавитное название буквы. Возможны и иные варианты озвучивания: металлический голос называет картинку и алфавитное название буквы. Крайне редко голос произносит название картинки и первый звук в слове, что уже отличное достижение «говорящего азбучного бизнеса» само по себе, но далеко не идеальное воплощение нужной нам концепции.

Если вы уже столкнулись с этим волшебным прибором, то проверьте, как именно произносит букву металлический голос на стене. Если произносится ее алфавитное название, например «эль», то никакой связи этот прибор с обучением чтению иметь в дальнейшем не будет. Не может ребенок в 3-4 года правильно прочитать слог «ла», если он выучил, благодаря волшебному прибору, букву «эль». При попытке соединить «эль»+а у ребенка в лучшем случае получится «элла» или «эльа». Что-то в этом роде. То есть, заучивание букв в их алфавитном названии только отдаляет ребенка от первых успехов в чтении слогов. Но алфавит, вероятно, ребенок выучить может. И ребенку потом, вероятно, эти знания пригодятся. Во 2-м классе российской школы, не раньше. Ведь именно во 2-м классе дети, занимающиеся русским языком по программе родного языка, знакомятся с алфавитом и заучивают алфавитные названия букв. И это совершенно правильно и логично, так как во втором классе все дети уже отлично читают и умеют писать, то есть полностью освоили процесс обозначения звука на письме буквами. И в качестве закономерного финального аккорда их знакомят с алфавитом как с принятой в русском языке системой записи звуков.

Наносят ли говорящие азбуки вред ребенку. Я думаю, что нет. Единственный момент состоит в том, что это напрасная трата времени, энергии ребенка и родителей. Напрасное ожидание «волшебного чуда» в результате такого, казалось бы, современного технического средства обучения.

А время и развитое двуязычие – это гласные соперники. Поэтому относитесь ко времени со своим ребенком бережно, не делайте ничего лишнего. Не гонитесь за магическими волшебными приборами. Слушайте себя и доверяйте своему внутреннему голосу.

На этом я хочу на сегодня закончить, надеюсь, что убедила вас подождать с изучением алфавита еще несколько лет. Хорошего вечера.

Вика Тяжельникова.

Как научить ребенка писать: советы нейропсихолога | Мел

В век интернета и технологий все больше родителей задаются вопросом, пригодится ли их ребенку навык письма от руки и почему в школах этому уделяется такое внимание. О важности письменной речи и правильной подготовке к ней мы попросили рассказать Анну Полищук, клинического и перинатального психолога, детского нейропсихолога, автора образовательного проекта «Дети, готовые к будущему».

Уметь писать и правда важно

Письменная речь — это не просто умение писать буквы. Это сложный интегративный процесс. Когда мы осваиваем письмо, одновременно работают практически все области головного мозга — причем делают это слаженно, создавая целую функциональную систему.

Зрительные области отвечают за воспроизведение и удержание в оперативной памяти образа слова и образа буквы; слуховые — за работу с фонемой. Именно поэтому, когда дети только начинают писать, они проговаривают вслух каждое слово. Моторные и глубинные отделы мозга отвечают за достаточный тонус мышц, правильные тонкие движения, ювелирное переключение между позициями. И конечно, все это сопровождается анализом и поиском семантически подходящих слов.

Представляете, сколько задач в секунду решает мозг ребенка, когда выводит букву?

Мы не просто учимся писать — мы создаем новую функциональную систему, связываем все отделы мозга в единую сеть. Мозг меняется даже морфологически. Попробуйте заняться старорусской каллиграфией — и вы почувствуете, какой это требует концентрации, тонуса, внимания.

Если в школах письмо заменят печатью на клавиатуре, это, безусловно, облегчит процесс учебы, но это скажется на когнитивных функциях детей.

Когда начинать подготовку

Красивое письмо во многом зависит от того, насколько готова у ребенка рука. Речь здесь и об общем тонусе, и о позе, которую принимает ребенок для письма, и, конечно, о моторике.

Редко можно встретить неуклюжего ребенка с хорошим почерком — потому что проблемы с крупной моторикой тянут за собой и трудности с мелкой.

Фото: Juriah Mosin / Shutterstock

Подготовка руки к письму естественным путем начинается с рождения: даже просто играя в песочнице, ребенок развивает моторику. Этой же цели способствуют прыжки, игры со скакалкой, классики, катание на велосипеде, веревочные парки.

Сегодня у родителей популярна идея раннего — опережающего — развития, но активно сажать ребенка за прописи раньше 4–5 лет просто нет смысла. К этому возрасту достаточно уметь правильно держать карандаш.

Ребенок готов учиться писать, если у него сформированы следующие навыки:

  • круговые амплитуды кисти, в том числе умение рисовать волнистые линии;
  • умение рисовать прямые сплошные линии: сперва вертикальные и горизонтальные, затем по диагонали;
  • умение рисовать прерывистые линии в разных направлениях (штриховка).

Как заинтересовать письмом

Письмо — сложная интегративная функция, и, чтобы сформировать к ней интерес, важно понять, с чего она начинается.

Письменная речь — это всегда передача информации. От ребенка взрослому. И начинается она с рисунка! Когда ребенок выводит каракули, приносит маме неаккуратно раскрашенные картинки или дарит папе исчерканные листочки, он пытается поделиться своими мыслями. Взрослым обязательно нужно это поощрять. Ребенок кодирует свои слова в линии и черточки, пытается передать идею через образ — это аналог системы шифрования в письме: мы так же кодируем смысл буквами.

Поэтому очень важно инициировать рисование. Предлагать карандаши, мелки, краски и кисточки, пробовать рисовать пальчиками, ставить на бумаге точки, следы от ладошек, учить раскрашивать, закрашивать, изображать первых человечков-«головоногов».

Часто современным детям не нравится рисовать из-за проблем с общим тонусом или его асимметрией. Гаджеты, гиподинамия, неправильная поза — все это сказывается на здоровье, детям трудно удерживать нажим карандаша.

Дети любят быть взрослыми, и в этом весь секрет обучения: пишите сами!

Оставляйте записочки, пишите рассказы, читайте друг другу с листа и проявляйте яркие эмоции, когда ребенок повторяет за вами. Хвалите за попытки. Рассказывайте, как вам нравится получать разноцветные записки и вешать красивые рисунки на холодильник.

Заведите галерею и сохраняйте все творения детей! Покажите, что вам важно то, что хочет донести до вас ребенок в этом изображении!

Все это основа письменной речи. Удовольствие от рисования постепенно переходит в удовольствие от написания букв, а затем и слов. Если у ребенка к 5–6 годам не появилось такого стремления, возвращайтесь к предыдущим уровням: рисуйте и составляйте записочки-каракули.

Как помочь ребенку овладеть письмом?

В первую очередь — естественным путем, через быт. Готовка, уборка, стирка — это все про моторику.

Нелишним будет включить в ваши повседневные занятия рисование, прохождение лабиринтов, игру с геобордом и мозаикой, графические диктанты.

Фото: sakkmesterke / Shutterstock

Также можно использовать специальные пособия-тренажеры для ориентировки на листе и в образе буквы. Например, тетради KUMON «Пространственное мышление» и «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».

В последнем есть несколько преимуществ:

  • ребенок обучается написанию букв от простого к сложному;
  • тренируются разные направления и амплитуды руки;
  • в каждом упражнении есть ориентиры — стрелочки, с помощью которых легче запомнить написание и вектор движения руки при письме. А ведь с этим сталкиваются многие учителя в школе: дети пишут буквы в обратном направлении, против гравитации или зеркалят.

Нельзя забывать важный критерий: подобные пособия стоит предлагать ребенку только тогда, когда он уже подходит к возрасту обучения чтению, то есть ближе к 5 годам.

Нужно ли исправлять ошибки

Отзеркаливание букв, письмо справа налево — все это нормальные этапы обучения. Можно мягко поправлять ребенка, объяснять, как правильно. Единственное, на что до первого класса точно не стоит обращать внимания, — это орфография.

Если проблемы не ушли естественным путем к 6,5–7 годам, стоит обратиться к нейропсихологу.

И еще: если ребенок при письме рвет бумагу ручкой или карандашом, чаще всего это говорит о гипертонусе мышц. В этом случае имеет смысл проконсультироваться с ортопедом и попробовать тренажеры для кистей и разные релаксационные техники.

Изображение на обложке: ANDREI_SITURN / Shutterstock

русских алфавитов по одной букве. Количество букв в алфавитах разных народов

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Алфавит в его нынешнем представлении существует с 1942 года. Фактически годом образования современного русского алфавита можно считать 1918 год – тогда он состоял из 32 букв (без буквы ё). Происхождение алфавита, согласно историческим документам, связано с именами Кирилл и Мефодий и относится к 9 в.й век нашей эры. С момента своего возникновения до 1918 года алфавит несколько раз менялся, включая и исключая знаки. Когда-то в нем было более 40 букв. Русский алфавит также иногда называют русским алфавитом.

Русский алфавит с названием букв

На нашем сайте для каждой буквы русского алфавита есть отдельная страница с подробным описанием, примерами слов, картинками, стихами, загадками. Их можно распечатать или скачать. Нажмите на нужное письмо, чтобы перейти на его страницу.

А а Б б С в Г д Е ж ж ж ж ж з й и у у к л л м м н н О П п п р с с т у у у ф х х з з ж ш ш у у у у у б

Часто в письменной речи вместо буквы е употребляется буква е. В большинстве случаев замена проста для читателя, но в некоторых контекстах необходимо использовать букву ё, чтобы избежать двусмысленности. Русские буквы – существительные среднего рода. Следует учитывать, что стиль букв зависит от шрифта.

Буквенная нумерация

В некоторых логических задачах на определение следующего элемента в ряду, в играх при разгадывании шуточных шифров, в конкурсах на знание алфавита и в других подобных случаях требуется знать порядковые номера букв русского алфавита , включая цифры при счете от конца к началу алфавита. Наша наглядная «полоска» поможет вам быстро определить номер буквы в алфавите.

  • НО
    1
    33
  • Б
    2
    32
  • В
    3
    31
  • Г
    4
    30
  • Д
    5
    29
  • Е
    6
    28
  • Йо
    7
    27
  • И
    8
    26
  • Вт
    9
    25
  • И
    10
    24
  • Д
    11
    23
  • до
    12
    22
  • л
    13
    21
  • М
    14
    20
  • Н
    15
    19
  • О
    16
    18
  • Р
    17
    17
  • Р
    18
    16
  • ОТ
    19
    15
  • Т
    20
    14
  • В
    21
    13
  • Ф
    22
    12
  • Х
    23
    11
  • С
    24
    10
  • Н
    25
    9
  • Вт
    26
    8
  • СЧ
    27
    7
  • Коммерсантъ
    28
    6
  • С
    29
    5
  • б
    30
    4
  • Е
    31
    3
  • Ю
    32
    2
  • I
    33
    1

Буквы русского алфавита

Частые вопросы о буквах русского алфавита: сколько букв в алфавите, какие из них гласные и согласные, какие называются прописными, а какие строчными? Базовые сведения о буквах часто встречаются в популярных вопросах для учащихся начальных классов, в тестах на эрудицию и IQ, в опросниках для иностранцев на знание русского языка и других подобных задачах.

Количество букв

Сколько букв в русском алфавите?

В русском алфавите 33 буквы.

Некоторые люди, чтобы запомнить количество букв в русском алфавите, связывают их с популярными фразами: «33 удовольствия», «33 беды», «33 коровы». Другие люди связывают с фактами из своей жизни: живу в квартире №33, живу в районе 33 (Владимирская область), играю в команде №33 и тому подобное. А если количество букв алфавита снова забыто, то вспомнить его помогают ассоциированные фразы. Вам наверное тоже поможет?

Гласные и согласные

Сколько гласных и согласных букв в русском алфавите?

10 гласных + 21 согласная + 2 без звука

Среди букв русского алфавита:

  • 10 гласных: а, о, ю, ы, е, и, е, е, ю, и;
  • 21 согласная буква: б, в, д, д, д, г, з, к, л, м, н, р, р, с, т, ж, х, с, ч, ш, у;
  • 2 буквы, не обозначающие звуки: б, б.

Буква означает звук. Сравните: «ка», «эль» — названия букв, [к], [л] — звуки.

Прописные и строчные

Какие буквы прописные, а какие строчные?

Буквы прописные (или прописные) и строчные:

  • A, B, C…E, U, Z – заглавные буквы,
  • а, б, в… э, ю, з – строчные буквы.

Иногда говорят: большие и маленькие буквы. Но эта формулировка неверна, так как имеется в виду размер буквы, а не ее начертание. Сравните:
Б — большая заглавная буква, Б — строчная прописная буква, б — большая строчная буква, б — строчная строчная буква.

Имена собственные пишутся с большой буквы, начало предложений, обращение на «ты» с выражением глубокого уважения. В компьютерных программах используется термин «буквенный регистр». Прописные буквы набираются прописными, строчные – строчными.

В вашем браузере отключен Javascript.
Элементы управления ActiveX должны быть включены для проведения расчетов!

Мы используем буквы в письме и звуки в речи. Буквы обозначают звуки, которые мы произносим. Между буквами и звуками нет простого и прямого соответствия: есть буквы, не обозначающие звуков, бывают случаи, когда буква означает два звука, и случаи, когда несколько букв обозначают один звук. В современном русском языке 33 буквы и 42 звука.

Виды

Буквы гласные и согласные. Буквы мягкий знак и твердый знак не образуют звуков; в русском языке нет слов, начинающихся с этих букв. Русский язык «голосистый», в русских словах много гласных (о, э, и, а), звонких согласных (н, л, в, м, р). Шумных, глухих, шипящих (ш, ч, ш, ю, в, ж) значительно меньше. Гласные ю, е, е также употребляются редко. На письме вместо буквы ё часто пишут букву е, не теряя смысла.

Алфавит

Буквы русского языка перечислены ниже в алфавитном порядке. Показаны прописные и строчные буквы, указаны их названия. Гласные отмечены красным, согласные синим, буквы ь, ъ серым.

A a B b C c D d E f f f g f g h I i y y k k l l M m N n O P p p s s t t u u v f x x z z z h Sh sh y y y y b

Букву L называют «эл» или «эл», букву Е иногда называют «Э реверс».

Нумерация

Numbers of letters of the Russian alphabet in direct and reverse order:

Letter BUT B AT G D E Yo AND W And Y To L M H O P R FROM T At F X C H Ж СЧ Коммерсант С б Э Ю И
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Алфавит русского языка имеет долгую историю. И хотя это общеизвестная истина, мало кто знает, кто и когда ее придумал.

Откуда взялась русская азбука

История русской азбуки уходит в глубокую древность, во времена языческой Киевской Руси.

Повеление о создании русского алфавита поступило от императора Византии Михаила III, который поручил братьям-монахам разработать буквы русского алфавита, впоследствии названного кириллицей. Это произошло в 863 году.

Кириллица восходит к греческой письменности, но поскольку Кирилл и Мефодий пришли из Болгарии, эта земля становится центром распространения грамотности и письменности. Церковно-греческие и латинские книги стали переводиться на старославянский язык. Через несколько столетий он стал исключительно языком церкви, но сыграл важную роль в развитии современного русского языка. Многие согласные и гласные не сохранились до наших дней, так как этот русский алфавит претерпел множество изменений. Основные преобразования коснулись алфавита во времена Петра Великого и во время Октябрьской революции.

Сколько букв в алфавите?

Однако интересно не только то, кто изобрел русский алфавит, но и то, сколько букв в нем содержится. Большинство людей даже в зрелом возрасте сомневаются, сколько их: 32 или 33. А что уж говорить о детях! Для этого есть все основания. Давайте погрузимся в историю.

В старославянской азбуке (в том виде, в каком она дошла до нас в письменных источниках) было 43 буквы. Впоследствии были добавлены еще 4 буквы, а 14 убраны, так как обозначаемые ими звуки переставали произноситься или сливались с подобными. В 19ХХ века русский историк и писатель Н. Карамзин ввел в алфавит букву «йо».

Долгое время «Е» и «Йо» считались одной буквой, поэтому было принято считать, что в алфавите 32 буквы.

Только после 1942 года они были разделены, и алфавит стал 33-буквенным.

Алфавит русского языка в его нынешнем виде делится на гласные и согласные.

Произносим гласные свободно: звук беспрепятственно проходит через голосовые связки.
Согласные звуки для своего создания требуют препятствий на пути. В современном русском языке эти буквы и звуки находятся в следующем соотношении, при этом количество звуков и букв будет другим:

  • – звуки: гласные – 6, согласные – 37;
  • – буквы: гласные – 10, согласные – 21.

Если не вдаваться в подробности и сказать кратко, то это связано с тем, что некоторые гласные (э, е, ю, я) могут обозначать два звука, а согласные имеют пары твердость-мягкость.

По написанию различают прописные и строчные буквы:

Их написание связано с необходимостью выделения в тексте имен собственных и нарицательных (для последних, как и для написания слов вообще, используются прописные буквы).

Учим порядок букв

Даже если ваш ребенок знает, как называются буквы, ближе к школьному возрасту возникает проблема, что нужно запоминать буквы по порядку в алфавите. Большинство детей долго путают буквы и не могут расставить их в правильном порядке. Хотя помочь ребенку очень просто. Есть несколько способов сделать это.

Фотографии и картинки для малышей

Картинки и фотографии с буквами помогут вам выучить алфавит. Вы можете скачать их на нашем сайте, распечатать, наклеить на плотный картон и заниматься с ребенком.

Чем могут быть полезны картинки и фото, прикрепленные к обозначениям букв?

Красивый дизайн, яркие цвета обязательно привлекут внимание малышей. Детям интересно все необычное, красочное – и обучение идет быстрее и увлекательнее. Русский алфавит и картинки станут лучшими друзьями на уроках для малышей.

Русский алфавит в картинках для детей.
Стол с карточками русского алфавита.

Еще вариант таблица букв с цифрами, цифры

Ее также легко скачать и распечатать на сайте. Нумерованный список букв для детей может значительно облегчить для тех, кто умеет считать, изучение алфавита. Так ребята твердо запоминают, сколько букв в алфавите, а сопутствующие фото и картинки, которые включает в себя таблица, помогают выстроить ассоциативный ряд. Вот кому-то пришла в голову отличная идея – выучить алфавит по картинкам и фотографиям.


Русский алфавит с нумерацией букв.

Развивающие мультики

Никто не поспорит с тем, что все дети любят мультики. Но ведь эту любовь можно найти с пользой и выучить алфавит с помощью специально созданных обучающих мультфильмов. В них входят отрывки из советских мультфильмов, яркие обозначения букв, картинки, песни. Музыкальное сопровождение заставляет детей напевать и рифмовать алфавит, так он намного быстрее запоминается.

— “Азбука в мультиках”

Посмотреть этот мультик можно здесь:

Отличный видеоурок для детей. Здесь есть не только написание и чтение букв, но и отрывки из мультфильмов, изображения того, что означают слова на ту или иную букву и т. д. Малышу ничего не останется, кроме как запомнить песенку и порядок букв.

– “Учим буквы: азбука в стихах”

Посмотреть этот мультфильм можно здесь:

Помимо красочных мультфильмов, мелодичного музыкального сопровождения, мультфильм “Учим буквы: азбука в стихах” предлагает простые стихи, которые легко запомнить и сказать малышу, какая буква в алфавите следующая.

– “Азбука для детей” студия Berg Sound

Это отличный мультфильм для тех детей, которые уже знакомы с азбукой и пытаются читать. Здесь мы изучаем алфавит и правила написания слов с помощью Компьютера и его помощника Файла. Рассказывают малышам на примере слов, как читать, и какое место буквы занимают в алфавите, а также сколько букв в русском алфавите. Это увлекательный мультфильм, рассчитанный на 30-40 минут, так что придется запастись терпением. Но для детей он не понадобится: материал подается в игровой форме, и дети не скучают.

Мультфильм можно посмотреть здесь

– “Учим буквы с кошкой Бусей”

Мультфильм можно скачать здесь

Главный герой – кот Буся, который вышел из иллюстрированного букваря, чтобы показать детям, как письма смотрят и читаются. Мультфильм имеет не только красочные рисунки, но и музыкальное сопровождение. Кошка Буся читает короткие стихи, посвященные одной букве.

– “Изучение русского алфавита”

Здесь легко будет посмотреть этот мультик

Просматривается иллюстрированный букварь, а мужской голос приятно и медленно читает небольшие стихотворения, посвященные буквам.

Таким образом, изучение алфавита должно быть интересным для детей, тогда они быстро и легко усвоят материал. Обучение в веселой и ненавязчивой форме

Для записи звучащей речи необходимы буквы. В современном русском языке 33 буквы, составляющие русский алфавит. Вся необходимая информация об алфавите представлена ​​в нашей статье.

Рассказ

Кто создал русский алфавит? Вопрос не столь очевиден. Ведь за древность лет в него было внесено немало изменений, проведено много реформ.

На Руси азбука – кириллица – появилась в связи с принятием христианства, и требовалась она прежде всего в церкви. Каждая буква имела свое название (например, а – аз, б – буки, в – свинец и т. д.) Буквами обозначались и цифры. Написано без пробелов и знаков препинания. Длинные и общеизвестные слова писали сокращённо, ставя над ними специальный знак — заглавие. Чтобы монахам, которых учили читать, было легче запоминать азбуку по порядку, им предлагалось заучивать специальную молитву («азбуку»), где каждая строчка начиналась с буквы в алфавитном порядке (первая — аз, второй – в буки и др. ).

Нет сомнений, что создателями первой славянской азбуки являются святые Кирилл и Мефодий. Но что такое первый алфавит? Существует мнение, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица, являющаяся основой современной азбуки, является творением ученика св. Кирилла Климента Охридского.

Многие реформы русского алфавита были направлены на то, чтобы приблизить его к тому, какие звуки на самом деле все еще используются в речи. Поэтому исчезли буквы Ѯ, Ѱ, Ѳ, V и ряд других.

Устная речь первична, поэтому алфавит призван отражать ее фонетический состав.

Буквы русского алфавита

Основой русского, как и латинского, алфавита был греческий. Сейчас многие буквы очень похожи. Например, β — в, π — р и т. д. Однако звуковой состав греческого языка отличается от славянского. Поэтому Кирилл и Мефодий несколько увеличили количество букв, стремясь к тому, чтобы в алфавите были знаки для всех гласных и согласных. Нам не приходится прибегать к использованию специальных значков или писать 2-3 буквы для передачи одного звука.

Изучение алфавита

Буквы в русском языке, как и в любом другом алфавите, расположены в определенном порядке. Естественно, случайно. Так нужно ли запоминать русский алфавит по порядку? Конечно, вы делаете! Ведь именно в такой последовательности располагаются слова в словаре и имена детей в школьном журнале, книги в библиотеке и статьи в энциклопедии – любые элементы любого списка. Конечно, алфавит обычно дается в начале словаря для тех, кто не смог его запомнить, но всегда лучше знать самому, чем полагаться на подсказку.

Выучить алфавит легко. Азбуку русского языка для детей в виде плаката с красочными картинками можно купить в любом магазине для школьников. Существует множество стихов и песен для заучивания алфавита по порядку. Для иностранцев, изучающих русский язык, может быть полезна транскрипционная таблица русского алфавита, предлагающая не только начертание букв, но и их произношение.

Чему мы научились?

Из статьи мы узнали, что в основе русского алфавита лежит его греческий аналог. Мы узнали, кем и когда был изобретен алфавит. Они ответили на вопрос, зачем в быту знать порядок букв в алфавите.

Самое большое количество букв в Книге рекордов Гиннесса — кхмерский алфавит. В нем 72 буквы. На этом языке говорят в Камбодже.

Однако наибольшее количество букв содержит убыхский алфавит – 91 буква. Убыхский язык (язык одного из кавказских народов) считается одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нем до 80 согласных фонем.

При советской власти были внесены серьезные изменения в алфавиты всех народов, проживающих на территории СССР: в русском языке в сторону уменьшения количества букв, а в других языках в основном в сторону увеличивая их. После перестройки количество букв в алфавитах многих народов, проживающих на территории бывших советских республик, уменьшилось.

В современном русском языке 33 буквы. По официальным источникам, до реформы Кирилла и Мефодия в русском языке было 43 буквы, а по неофициальным – 49.

Первые 5 букв Кирилл и Мефодий выкинули, потому что не было соответствующих звуков на греческом языке, и греческие имена давались четырем. Ярослав Мудрый убрал еще одну букву, оставив 43. Петр I сократил ее до 38. Николай II до 35. В рамках реформы Луначарского из алфавита были исключены буквы «ять», «фита» и «и десятичная» ( Вместо него следует использовать Е, Ф, И), а также исключить сплошной знак (Ъ) в конце слов и частей сложных слов, но сохранить его как разделительный знак (подъем, адъютант).

Кроме того, Луначарский убрал образы из Начальной буквы, оставив только фонемы, т.е. язык стал необразным = безобразным. Так вместо Букваря появился Алфавит.

До 1942 года официально считалось, что в русском алфавите 32 буквы, так как Е и Ё считались вариантами одной и той же буквы.

Украинский алфавит включает 33 буквы: по сравнению с русским не используются Ъё, Ъъ, Ыы, Еэ, но присутствуют Ґґ, Єє, Іі и Її.

Сегодня в белорусском алфавите 32 буквы. По сравнению с русским алфавитом i, u, ъ не используются, но добавляются буквы i и ў, а орграфы j и dz иногда считаются имеющими статус букв.

В якутском языке используется алфавит на основе кириллицы, который содержит весь русский алфавит плюс пять дополнительных букв и две комбинации. Также используются 4 дифтонга.

Казахская и башкирская кириллица состоит из 42 букв.

Современный чеченский алфавит содержит 49 букв (составлен на графической основе русского алфавита в 1938 году). В 1992 году руководство Чечни приняло решение о введении алфавита на основе латиницы из 41 буквы. Этот алфавит ограниченно использовался параллельно с кириллицей в период с 1992 по 2000 год.

Армянский алфавит содержит 38 букв, но после реформы 1940 г. «незаслуженно получил статус буквы, не имеющей прописной буквы, — таким образом число букв стало как бы «тридцать восемь с половиной».0003

Татарский алфавит после перевода в 1939 году татарского письма с латинизированного алфавита на алфавит на основе русской графики содержал 38 букв, а после 1999 года широко используется алфавит на основе латиницы из 34 букв.

Кириллический алфавит Киргизии, принятый в 1940 году, состоит из 36 букв.

Современный монгольский алфавит содержит 35 букв и отличается от русского двумя дополнительными буквами: Ө и Й.

В 1940 году узбекский алфавит, как и алфавиты других народов СССР, был переведен на кириллицу и содержал 35 букв. В 90-х годов прошлого века узбекские власти решили перевести узбекский язык на латиницу и алфавит стал 28-буквенным.

Современный грузинский алфавит состоит из 33 букв.

В македонской и молдавской кириллице 31 буква. Финский алфавит также состоит из 31 буквы.

Болгарская кириллица включает 30 букв – по сравнению с русской в ​​ней отсутствуют буквы Ы, Е и Ё.

Тибетский алфавит состоит из 30 слоговых букв, которые считаются согласными. Каждая из них, составляющая начальную букву слога и не имеющая другого гласного знака, при произношении сопровождается звуком «а».

В шведском и норвежском алфавитах 29 букв.

Арабский алфавит состоит из 28 букв. В испанском алфавите 27 букв.

В латинском, английском, немецком и французском алфавитах 26 букв.

Итальянский алфавит “официально” состоит из 21-й буквы, но на самом деле состоит из 26 букв.

В греческом алфавите 24 буквы, в то время как в стандартном португальском алфавите 23 буквы.

В еврейском алфавите 22 буквы, нет разницы между прописными и строчными буквами.

Наименьшее количество букв в алфавите племени ротокас с острова Бугенвиль, Папуа-Новая Гвинея. Их всего одиннадцать (а, б, е, г, и, к, о, р, т, ю) – из них 6 согласных.

Учитывая, сколько букв в языке одного из папуасских племен, интересно, что во всех алфавитах количество букв постепенно меняется, обычно в меньшую сторону.

Изменение количества букв в алфавите во всех странах мира, как правило, происходит с приходом новой власти, так что подрастающее поколение оказывается отрезанным от языка, литературы, культуры и традиций своей предков, а через некоторое время говорит уже совсем на другом языке.

Честное Зеркало Юности и еще шесть древних азбуки / Новости / Сайт Москвы

Культура

От Азбуки иеромонаха Кариона Истомина, предназначенной только для царственных детей, до Анти – Религиозная азбука, созданная в 1933 году другом Владимира Маяковского, настроившим кремлевские часы на революционные мелодии.

День русского языка отмечается 6 июня, в день рождения любимого поэта России Александра Пушкина. В честь праздника совершим экскурс в историю азбуки русского языка. В этой статье, написанной совместно mos.ru и турфирмой «Мосгортур», рассказывается о самых замечательных старинных учебниках из собраний московских музеев.

Первые азбуки

Пособия по чтению стали появляться в России с появлением книгопечатания. Первым таким учебным пособием был «Азбука» Ивана Федорова, изданный во Львове в 1574 году. Сегодня его экземпляр хранится в библиотеке Гарвардского университета. Первая азбука в Москве появилась в 1634 году благодаря усилиям Василия Бурсова-Протопопова, взявшего за образец федоровский букварь. Печатника, происходившего из семьи священнослужителя, прозвали «писцом азбуки».

До середины XIX века в основе азбуки лежала силлабическая система, согласно которой учащиеся сначала запоминали буквы, затем слоги и только потом слова. Чтобы помочь зубрежке, алфавит был напечатан в прямом, обратном и смешанном порядке со списками двух- и трехбуквенных слогов и слов для цифр и знаков препинания. Алфавитные книги также содержали информацию о склонении, спряжении и пассивном залоге. Практическая часть состояла из молитв.

Русское слово, обозначающее букварь, азбука , имеет два значения. Оно может относиться к алфавиту и образовано от первых двух букв старославянского алфавита, «аз» и «буки», точно так же, как английский словесный алфавит состоит из первых двух букв греческого алфавита, «альфа». ” и “бета”. Кроме того, это слово также может означать учебник.

Азбука Кариона Истомина (1690-е гг.)

Русские азбуки до конца XVII века не имели иллюстраций. Впервые они появились в азбуке иеромонаха Чудовского монастыря Кариона Истомина. Этот шедевр книжной иллюстрации с множеством цветов и золотом был написан от руки и предназначался для королевских детей. Одна книга была подарена матери Петра Великого царице Наталье (Нарышкиной) в 169 году.2, чтобы учить внука Алексея. На следующий год подобный Азбуку подарили царице Прасковье (Салтыковой), жене царя Ивана, старшему брату и соправителю Петра Великого. Царские дочери тоже научились читать по этой прекрасной книге.

Основная часть азбуки состояла из 38 листов старославянской азбуки. В левом верхнем углу каждого листа есть тщательно прорисованный рисунок буквы, представленный «изображениями людей и других животных или инструментов в разных положениях, так что названия этих вещей начинаются с данной буквы алфавита». Также показаны разные способы написания буквы: печатные прописные и строчные, рукописные, а также их аналоги в латинском, греческом и польском алфавитах. Ниже представлены изображения предметов и животных, названия которых начинаются на эту букву — удивительное нововведение для того времени. В самом низу страницы воспитательные стихи Истомина, содержащие слова, начинающиеся на ту же букву.

Имена художников, сделавших иллюстрации, неизвестны.

В 1694 году Леонтий Бунин, гравер Оружейной палаты, издал в Москве печатный вариант азбуки Кариона Истомина. После этого она неоднократно переиздавалась: например, экземпляр из собрания Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, изображенный на фото ниже, выпущен после 1719 года.

Честное зеркало молодежи (1717)

Петр Великий провел первую реформу русского алфавита в 1708 году. Получившийся шрифт для использования в светских изданиях был намного легче читать, чем церковнославянский полуунциал, основу которого составляли рукописные буквы. После реформы полууставное письмо, пережившее запуск типографии, использовалось только для церковных книг.

Считается, что прогрессивный монарх лично участвовал в создании новой письменности, которая разрабатывалась по западноевропейским образцам. Новинку назвали амстердамской азбукой, потому что первый набор «новоизобретённых русских букв» был отлит в столице Нидерландов. Первой книгой, напечатанной этим шрифтом, был учебник под названием «Геометрия, или измерение земли» (1708 г.).

Петровская языковая реформа устранила диакритические знаки и некоторые буквы кириллицы, ввела букву «э» и арабские цифры. Все эти нововведения были использованы в популярной книге «Честное зеркало юности, или Указания к житейским нравам, собранные от разных авторов», изданной в Петербурге в 1717 г. Один из сохранившихся экземпляров книги хранится в собрании Московский государственный объединенный художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Книга открывалась разделом по грамматике, включавшим «изображение древнеславянских и новославянских печатных и рукописных букв», перечисление двух- и трехбуквенных слогов, а также «Учение из Священного Писания по алфавиту». упорядоченный.” В этот же раздел вошли арабские цифры и кириллические буквы, использовавшиеся для обозначения чисел до петровской реформы.

Вторая часть пособия представляла собой руководство по этикету, что обеспечило популярность издания. Это был сборник советов для юношей и девушек о том, как вести себя дома и в обществе в соответствии с нормами дворянства петровской эпохи.

Подарок детям на память о событиях 1812 (1815) года

Первая русская сатирическая учебная книга для юношества называлась «Подарок детям на память о событиях 1812 года», иллюстрированная азбука книга, изданная в Петербурге в январе 1815 года. Экземпляр этой удивительной книги хранится в собрании музея-панорамы Бородинского сражения.

В народе его называли «Азбукой Теребенева» по имени Ивана Теребенева, выпускника Императорской Академии художеств, прославившегося в годы Отечественной войны 1812 года своими «летающими листами» с карикатурами, призванными поднимать боевой дух русских солдат и мирных жителей. Внезапная смерть художника от болезни в возрасте 35 лет почти совпала с появлением в книжных магазинах «Подарка детям».

Азбука состояла из 34 страниц, каждая из которых содержала по одной гравюре мультфильма и раскрашена акварелью. Все сюжеты связаны с войной 1812 года. 32 из 34 карикатур скопированы с ранних оригиналов Теребенева, один образ заимствован у родоначальника русской карикатуры Алексея Венецианова, а другой создан художником Иваном Ивановым.

Каждому мультфильму соответствовала каждая буква алфавита. Рисунки сопровождались сатирическими куплетами, которые начинались на каждую букву алфавита. Некоторые буквы кириллицы не появляются в начале слов, и в таких случаях куплеты заканчивались ими. Автором куплетов, предположительно, был сам Теребенев.

Народы Российской Империи и Земли (1810-1820)

На рубеже XIX в. в России возник новый тип иллюстрированной азбуки, где рисунки играли более заметную роль, чем буквы . Как правило, такие алфавиты не содержали никаких текстов, только лаконичные подписи к рисункам. Иллюстрации были объединены единой темой, подобранной для каждой буквы алфавита и расположенной в алфавитном порядке. Экземпляр такой азбуки с 37 цветными страницами, изображающими представителей разных народов, хранится в собрании Государственного музея А. С. Пушкина.

Большинство фигурок изображены стоящими парами (мужчины и женщины), держащими в руках традиционные предметы быта. Есть «гренландцы», «дикие люди Канады», «понтагонцы», «жители Новой Голландии», «уналаскианцы» и «эскимосы из Лабрадора». Эти изображения, вероятно, предназначались для использования в качестве справочника по географии.

Этнография стала популярной после того, как немецкий ученый Иоганн Готлиб Георги, член Императорской Академии наук и художеств, опубликовал в 1776-1777 годах свою книгу «Описание всех народов, живущих в Российской империи, их быта, верований, обычаев, мест жительства, одежды и прочих отличий», что высоко оценила Екатерина Великая. Это нашло отражение и во многих фарфоровых фигурках серии «Народы России», выпускавшихся различными фабриками вплоть до XIX века.17 оборот.

Азбука Елизаветы Бём (1913-1914)

Оригинальная азбука в русском стиле, задуманная как рассказ в картинках, была создана в начале ХХ века Елизаветой Бём (урожд. Ендауровой), одной из первая женщина в России, получившая степень изобразительного искусства.

Выпускница художественной школы при Обществе поощрения художников, добилась признания в различных областях изобразительного искусства. В начале своей карьеры она увлеклась силуэтами, которые были популярны в России со времен Екатерины Великой. В отличие от мастеров прошлого, она не вырезала их ножницами из черной бумаги, а рисовала изображения на камне, а потом делала оттиски. Всего она издала 14 силуэтных альбомов, которые выходили несколько раз.

Великие художники того времени, такие как Иван Крамской и Илья Репин, выражали большое восхищение ее творчеством. Репин подарил ей одну из своих картин в знак уважения. На обороте холста он написал посвящение: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего восхищения ее талантом. Я люблю ее «черненьких» больше многих-многих «беленьких».

Акварели Бема завоевали медали на международных выставках и были приобретены Петром Третьяковым и другими коллекционерами. Когда ее брат Александр стал директором знаменитого Мальцовского хрустального завода, она начала создавать эскизы для художественного стекла.

Художника вдохновил мир детей. Она стала очень популярной благодаря книжным иллюстрациям, а также более чем 300 открыткам, выполненным в так называемом сентиментальном реализме.

Постоянным клиентом Бём был печатник Иван Сытин, и во многом благодаря ему ее рисунки завоевали такую ​​большую популярность. Сытин в больших объемах издавал популярную литературу и другую печатную продукцию, используя работы лучших художников того времени.

К сожалению, Бём начала терять зрение, и ее последним крупным проектом стал акварельный алфавит, выпущенный в 1911 крупного издателя Ивана Лапина.

«Разнообразные и необычайно красивые рукописные буквы из Историко-инициальной книги времен Алексея Михайловича послужили источником вдохновения для этой азбуки. Это натолкнуло меня на мысль подобрать рисунки к каждой из букв, придерживаясь духа времени, в сказочном или народном стиле», – такими словами начинается книга.

Алфавит должен был быть издан в пяти частях, по шесть иллюстраций в каждой. Всего было выпущено четыре номера (24 письма), последний вышел уже после смерти Елизаветы Бём.

В 1920-х годах в Праге дважды издавалась азбука в виде серии открыток для детей русских эмигрантов. Некоторые страницы хранятся в Доме Русского Зарубежья.

Советский алфавит Владимира Маяковского (1918)

В 1918 году в Советской России была проведена орфографическая реформа, которая заключалась в изменении написания и исключении некоторых букв. Его целью было повышение грамотности в стране. Реформа была запланирована еще до революции, формально объявлена ​​Временным правительством, но всегда была связана с большевиками, проводившими эти преобразования.

Осенью 1919 года Владимир Маяковский опубликовал свой агитационный «Советский алфавит». Он предназначался для бойцов Красной Армии, уходящих на фронт; в результате это 30-страничное издание на тонкой бумаге стало огромной редкостью. Сегодня один из сохранившихся экземпляров выставлен в Государственном музее Владимира Маяковского.

Каждой букве алфавита соответствовала двухстрочная песенка на актуальную тему, карикатурно изображающая одну или несколько человеческих фигур. Каждая строка начиналась с этой буквы. «Были некоторые остроты, не очень годившиеся для салонов, но очень хорошо действовавшие для окопов», — вспоминал позже Маяковский.

Поэт не только написал стихи для книги, но и сделал все рисунки и собственноручно литографировал их в типографии Строгановского училища. Несколько тысяч экземпляров написал сам поэт при содействии своей музы Лили Брик и художницы Екатерины Туровой. «Это действительно предмет ручной работы, созданный во времена самой зловещей блокады Советского Союза. Эта книга сделала свое дело», — сказал Маяковский.

Что касается художественного замысла, то «Советская азбука» была, с одной стороны, отсылкой к традициям лубка, а с другой — проявлением авангарда. Она выполнена в стиле самописной книги русских футуристов, стремившихся к единой технике текстов и рисунков.

Антирелигиозная азбука (1933)

Еще одно идеологическое учебное пособие “Антирелигиозная азбука” создана другом Маяковского, плакатистом и карикатуристом Михаилом Черемных. Он пересекся с Маяковским во время работы над знаменитыми окнами РОСТА. Первый номер новаторского плакатного журнала, быстро откликавшегося на острые темы сатирическими стихами и рисунками, Черемных выпустил осенью 1919 года, и вскоре к нему присоединились Владимир Маяковский, Михаил Вольпин, Василий Хвостенко и другие писатели и художники.

В 1922 году Черемных стал одним из учредителей сатирического журнала «Крокодил» («Крокодил»), в котором до самой смерти публиковались произведения художника.

В 1933 году он иллюстрировал «Антирелигиозную азбуку», которая, как следует из названия, отражала советскую политику в отношении Церкви. Сегодня экземпляр Азбуки Черемных хранится в собрании Музея Москвы.

Каждой букве алфавита соответствует цветной рисунок, а повторяющимся персонажем является веселый мальчик в буденовке с красной звездой на голове. Рисунки сопровождаются тематическими куплетами из двух-четырех слов, начинающихся на соответствующую букву алфавита. Автором подписей стала жена артиста Нина Черемных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *