Парные согласные звуки твердые и мягкие: Парные мягкие согласные. Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
Парные по глухости. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости? VIII
Тренинги
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], г – [г], д – [д], ж – [ж], й – [й], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], п – [п], р – [р], с – [с], т – [т], ф – [ф], х – [х], ц – [ц], ч – [ч], ш – [ш], щ – [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих – 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар – жар, кол – гол, дом – том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью – глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара из глухой и звонкой согласной.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к”], [п], [п”], [с], [с”], [т], [т”], [ф], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
- Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные.
Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения – это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.
Звуки и буквы
В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы – это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.
Звуки и их особенности
Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.
Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.
- Б – [Б] – [П];
- Г – [Г] – [К];
- В – [В] – [Ф];
- Ж – [Ж] – [Ш];
- З – [З] – [С];
- Д – [Д] – [Т].
Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки – звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере – это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае – определение того, какую букву необходимо писать в слове.
А вот образовавшаяся пара букв – это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.Примеры
Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:
- Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса – на улице (ответ – морковь).
- Шел долговяз, в землю увяз (ответ – дождь).
- В лесу я родилась, а на воде – живу (ответ – лодка).
Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.
Правило
В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг – нет флага, клюв – нет клюва, мороз – нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.
Еще примеры
Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос – «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную – «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» – «нет зуба».
«Поезд» – «поезда». Слышим «Т» – пишем «Д».
«Таз» – «тазы, тазик». Слышим «С» – пишем «З».
Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:
«Глазки» – «глаза, глазок, глазной».
«Тропка» – «тропа, тропинка, тропиночка».
Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.
- Мама купила мне красную юбку (проверочное слово – юбочка).
- Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово – холодок).
- Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово – снежок).
- Кружка молока стояла на столе (проверочное слово – кружечка).
- Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово – выставить).
- В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово – гвозди).
- Сад цветет весной (проверочное слово – сады).
- После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово – синяки).
- В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово – салаты).
- Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово – голуби).
Сказка напоследок – для закрепления материала
Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б – п, г – к, в – ф, ж -ш, д – т, з – с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.
Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили – кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».
Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».
Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» – ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» – и ты получишь ответ. Назови ласково меня – не ошибешься никогда!».
Задание 1. С :
A.сколь…кая поверхность;
B.искусная ре…ьба;
C.ре…кий ветер;
D.дер…кий ответ;
E.убедительная про…ьба.
Задание 2. Выбрать вариант, где в слове пишется З :
A.ни…шая ступень;
B.сеет мелкая изморо…ь;
C.бро…кий цвет;
D.ве…ти разговор;
E.вы…шая математика.
Задание 3. Выбрать вариант, где в слове пишется П :
A.ро…ко возражать;
B.мелкий масшта…;
C.хру…кое здоровье;
D.про…ки на дорогах;
E.джинсовая ю…ка.
Задание 4. Выбрать вариант, где в слове пишется Ф :
A. популярный моти…;
B.жилой масси…;
C.ше…ство над классом;
D.ло…кий приём;
E.прочная верё…ка.
Задание 5. Выбрать вариант, где в слове пишется Ж :
A.подвергаться насме…кам;
B.трудовые дене…ки;
C.свежая ватру…ка;
D.прочная деревя…ка;
E.смешная зверю…ка.
Задание 6: Выбрать вариант, где в слове пишется Ш :
A.сидеть у око…ка;
B.бежать по доро…ке;
C.новая фура…ка;
D.шерстяные варе…ки;
E.ветхая лачу…ка.
Задание 7. Выбрать вариант, где в слове пишется К :
A.непростительный поро…;
B.переступить поро…г;
C.надежный рыча…г;
D.острые ко…ти;
E.мя…кий хлеб.
Задание 8. Диктант. В скобках указать проверочные слова.
Ни…ший, доро…ка, сколь…кий, репорта…, развя…ка, ро…ки, ре…ьба, насме…ка, но…ти, оши…ка, лё…кий, лоша…ка, чу…кий, пиро…ки, свя…ка, селё…ка, сторо…ка, серё…ка, про…ьба, бума…ка, пол…ти, не…ти, сапо…ки, выши…ка, моско…ский.
Задание 9. Объяснительный диктант. Обозначить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
1. Я люблю народные сказки. 2. Как душисты ягодки земляники! 3. На грядках росла морковь. 4. От ветра клонилась гибкая березка. 5. Лодка медленно плыла по реке. 6. Берег постепенно приближался. 7. Сторож ночью не спит. 8. Громко лает дворняжка. 9. Ёж пробирался в кустах. 10. Кошка выпустила когти. 11. Заткни бутылку пробкой. 12. Сдайте багаж на хранение. 13. Это был дерзкий поступок. 14. Спортсмен был очень ловкий. 15. Меня обидел твой резкий ответ. 16. Рыбка мелка, да уха сладка. 17. Хороши в дорожке пирожки с горошком. 18. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. 19. Робкого и пень страшит.
Задание 10. Диктант. Подчеркнуть орфограмму. Найти слова, в которых написание парного звонкого/глухого согласного нельзя проверить.
1. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь вкусного: баранок, мятных пряников, медовой коври…ки. (Горький) 2. Я кладу бума…ку в карман стёганки и надеваю варе…ку. (Чаковский) 3. На полу, впереме…ку с пакетами чая и табака, валялись кожаные перчатки. (Каверин) 4. Молочная изморо…ь расписывает свои узоры на стёклах окон. (Бубеннов) 5. За столом разместились попарно, то есть мужчины впереме…ку с дамами. (Салтыков – Щедрин) 6. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо…ь. (Арсеньев) 7. По шоссе мчались велосипедисты, юноши и девушки в ярких фу…болках. 8. Парень делает из большой угловатой деревя…ки ло…ку. (Чехов) 9. Вагон стоял на во…зальных путях. (Бек)
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума – глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарные звонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
д очка – точка
б очка – почка
ш ар – жар
удочка – уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Fictionbook.ru ().
- Deafnet.ru ().
- Samouchka. com.ua ().
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.) .
- Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [п”], [р”], [ф”], [г”], [х”].
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные – только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит “ь” и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г”эн], лён – [л”он], диск – [д”ыск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ”ука], [хор], [цар”], [ч”ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р”], [п] – [п”], [м] – [м”], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [з] – [з”], [б] – [б”], [г] – [г”], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | бал | б” | битва | |
в | вой | в” | веко | |
г | гараж | г” | герой | |
д | дыра | д” | дёготь | |
з | зола | з” | зевок | |
к | кум | к” | кеды | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
н | нога | н” | нежность | |
п | паук | п” | песня | |
р | рост | р” | ревень | |
с | соль | с” | сено | |
т | туча | т” | терпение | |
ф | фосфор | ф” | фирма | |
х | худоба | х” | химия | |
Непарные | ж | жираф | ч | чудо |
ш | ширма | щ | лещина | |
ц | цель | й | войлок |
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных –
Десять гласных отнимите,
Знаки – твердый, мягкий –
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон – используем в игре.
PALS0009 Введение в науку о речи
Ключевые понятия
- Фонологический выбор можно определить, найдя минимальные пары.
- Согласные описываются с помощью системы Voice-Place-Manner.
- В английском языке есть около 24 вариантов согласных, которые можно классифицировать в соответствии с их типичной артикуляцией.
- Аппроксиманты и Носовые имеют сходную акустику с гласными.
- Источником энергии для фрикативов является турбулентность, возникающая в месте сужения или вблизи него. Фрикативные спектры варьируются в зависимости от размера полости перед сужением.
- Взрывчатые вещества имеют ряд событий: закрытие, удержание, взрыв, открытие и необязательное стремление. Сигналы места для взрывного звука связаны со спектром взрыва и формантными переходами.
- Время начала голоса определяет “звонкость” взрывных звуков.
Цели обучения
По окончании изучения этой темы учащийся должен уметь:
- описывают процедуру, с помощью которой можно идентифицировать фонологический выбор для языка
- определить фонологический выбор согласных, используемых в английском языке
- опишите типичную артикуляцию для каждой согласной в английском языке, используя систему обозначений Voice, Place, Manner.
- найти артикуляции гласных и согласных на спектрограммах простых слов
- описывают акустические различия между английскими фрикативами
- описывают артикуляционные и акустические различия между английскими взрывными звуками.
Темы
- Как определить фонологический выбор
В значительной степени мы можем формализовать процедуру поиска фонологических вариантов, используемых в языке, путем поиска минимальных пар слов, то есть слов, которые отличаются только вставкой, заменой или удалением одной фонологической единицы. Тот факт, что два слова различимы для слушателей, подразумевает различие в их фонологической форме.
Вот несколько наборов слов, которые помогают определить набор согласных в английском языке:
- пин, бин, дин, жесть, кин, джин, чин
- пальто из козьего меха
- сум, солнце, сун
- кнут, рип, губа, тявканье
- плавник, тонкий, грех, голень
- ват, та, шапка
- байка, бежевая
- проход, разбор
Метод минимальной пары не является надежным — например, вы не можете найти минимальную пару, которая противопоставляет звук /h/ в слове «шляпа» звуку /ŋ/ в слове «sung» (понимаете, почему?). Однако мало кто верит, что это «одна и та же» фонологическая единица, потому что они реализуются как такие разные звуки.
- Фонетика выбора согласных в английском языке
В английских словах используется около 24 вариантов согласных (число варьируется в зависимости от акцента и от того, учитываются ли слова, заимствованные из других языков). Мы можем использовать типичную фонетическую форму этих выборов, чтобы сгруппировать согласные разными способами. В типичном английском акценте согласные могут быть сгруппированы по голосу (звонкие, глухие), месту (двугубные, губно-зубные, зубные, альвеолярные, небные, велярные, гортанные) и манере (взрывные, аффрикатные, фрикативные, носовые, аппроксимантные). . Затем мы можем использовать символы из алфавита Международной фонетической ассоциации (диаграмма IPA) для обозначения этих вариантов и их типичной артикуляции:
Symbol Keyword Place Symbol Keyword Place Voiced Voiceless Plosives b bin Bilabial p pin Двугубная д din Альвеолярная т банка Альвеолярная г 6 9 give Velar k kin Velar Affricates dʒ gin Palato-alveolar tʃ chin Palatal Fricatives V VIM Labiodental F FIN Labiodental ð Это Дента θ Dental θ 0099 thin Dental z zing Alveolar s sin Alveolar ʒ measure Palato-alveolar ʃ shin Palatal h hit Glottal Nasals m mock Bilabial n knock Alveolar ŋ thing Velar Approximants r wrong Alveolar-retroflex л длинный альвеолярный боковой ш оса 92949 лабиально-велярный0224j яхта Небная - Место артикуляции согласного
В общем, место артикуляции согласных считается основной точкой сужения голосового тракта, где артикулятор Primary Active соприкасается или приближается к местоположению Passive .
Названия основных мест артикуляции показаны на схеме и в таблице ниже:
Place Description Bilabial both lips Labiodental lower lip against upper teeth Dental tongue tip against upper teeth Alveolar кончик языка упирается в гребень зубов альвеолярный латеральный кончик языка упирается в гребень зубов, но с опущенными боками Альвеолярный-ретрофлекс Нагнетатель языка скручился рядом с зубчатым гребнем Палато-альвеолярный Наконец языка слегка втянут из зубчатого гребня Палатал Является в блэд. язык против мягкого неба Гортань Закрытие голосовых складок в гортани - Способ артикуляции согласных
Вообще Манера артикуляции согласных описывает характер артикуляционного жеста, происходящего в одном месте; в частности, это относится к степени стриктуры , то есть насколько близко активный артикулятор приближается к пассивному местоположению.
Основные способы артикуляции описаны в таблице ниже:
Манера Описание Приблизительные звуки не вызывают полной закупорки голосового тракта, это просто сужение тракта по-разному в разных положениях. Все они озвучены. Взрывные звуки имеют полную непроходимость в каком-то месте. Они вызывают прерывание воздушного потока и прохождения звука из гортани. Для глухих взрывных звуков есть одновременный жест открытия голосовой щели, а также оральное закрытие. Фрикативные звуки сопровождаются сильным сужением прохода воздуха в каком-либо месте. Сужение приводит к тому, что воздушный поток становится турбулентным и создает шум. В звонких фрикативах этот бурный шум добавляется к звуку фонации из гортани. Аффрикаты Звуки подобны комбинации взрывного и фрикативного: взрывное закрытие рта с последующим фрикативным выпуском. Носовые звуки имеют оральные закрытия, как и взрывные, но они сделаны в сочетании с опущенным мягким небом, которое позволяет воздуху выходить через нос. Продолжение потока означает, что озвучивание может быть сохранено. - Звонкость согласной артикуляции
В целом Голос согласных относится к форме любой ассоциированной конфигурации гортани или жеста. Аппроксиманты и Носовые всегда звонкие – то есть всегда связаны с закрытой голосовой щелью и фонацией. Фрикативы делятся на две категории. Глухие («глухие») фрикативные звуки произносятся с открытой голосовой щелью, так что единственным производимым звуком является звук турбулентности в месте сужения. Звонкие фрикативные звуки производятся при закрытой голосовой щели – это может привести к одновременному возникновению двух источников звука: и фонации в гортани, и турбулентности в месте сужения. См. схему ниже.
Ситуация с Взрывчатые вещества более сложная. В звонких взрывных звуках между двумя гласными голосовая щель обычно остается закрытой. Однако это не означает, что фонация происходит через согласную. Поскольку взрывной звук создает полную преграду для потока воздуха в ротовой полости, он препятствует прохождению воздуха через гортань и, следовательно, препятствует фонации. Таким образом, при звонких взрывных фонация имеет тенденцию прекращаться вскоре после закрытия ротовой полости и не возобновляется до тех пор, пока закрытие не будет удалено и воздух снова не сможет проходить через гортань. Обычно озвучивание возобновляется очень быстро после выпуска взрывного — в течение 30 мс. См. схему ниже.
Когда глухие взрывные звуки произносятся между двумя гласными звуками, возникает гортанный жест, при котором голосовые связки полностью или частично отводятся (растягиваются), тем самым открывая голосовую щель. Жест открытия голосовой щели совершается одновременно с оральным закрытием взрывного. Это приводит к более быстрой остановке фонации, чем в случае со звонким звуком. Когда взрывное вещество выпущено, голосовая щель может быть все еще открыта или только частично закрыта. Это означает, что озвучивание не возобновляется после взрывного выпуска. Вместо этого поток воздуха, который проходит через гортань, может вызвать турбулентность, создавая своего рода звук /h/, который следует сразу за взрывным взрывом. Эта гортанная турбулентность после выпуска глухого взрывного звука называется 9.0320 стремление . Наконец, через некоторое время после освобождения происходит второй голосовой жест, при котором складки полностью сближаются, голосовая щель закрывается и фонация возобновляется. Однако этот перезапуск происходит через некоторое время после взрывного выброса, обычно более чем через 30 мс. См. схему ниже.
- Акустика согласных
Мы можем применить фильтр источника модели к акустике согласных, а также к гласным. В звонких звуках одним из источников звука является вибрация гортани. В глухих звуках источником звука является турбулентность, возникающая при сужении голосового тракта. Часто считается, что фильтр представляет собой просто эффект трубы голосового тракта перед источником звука. Например, у фрикативов фильтр представляет собой часть трубки голосового тракта, которая простирается от точки сужения до губ, а у носовых фильтр включает в себя влияние резонансов носовой полости.
Аппроксимации
Поскольку аппроксиманты не имеют полного замыкания в ротовой полости, мы можем анализировать их акустику по методике, разработанной для гласных и дифтонгов, то есть по изменению частот резонансов речевого тракта при изменении его формы. Таким образом, аппроксимации рассматриваются как движения формантного паттерна особой формы со временем:
Носовые железы
Несмотря на то, что носовые носы имеют оральное закрытие, опущенное мягкое небо обеспечивает продолжение потока воздуха через гортань и непрерывную фонацию. Резонансы носовой полости влияют на тембр гортанного гудения почти так же, как резонансы ротовой полости (также известные как форманты) влияют на тембр гортанного гудения гласных. Хотя в носовых каналах звук не проходит через полость рта, форма полости рта за крышкой действительно влияет на общую частотную характеристику трубы голосового тракта и, следовательно, на спектральную картину, наблюдаемую на спектрограмме:
Фрикативы
Поскольку фрикативы имеют узкую перетяжку, полость за перетяжкой не играет очень большой роли в формировании АЧХ фильтра (поскольку звук сильно затухает, переходя из-за перетяжки вперед). Частотная характеристика передней полости сильно зависит от ее длины и размера отверстия. Вот почему энергия концентрируется на более высоких частотах, чем больше место артикуляции смещается к передней части рта.
Мы можем объяснить фрикативную акустику, используя модель источника-фильтра. Источником является турбулентность, генерируемая в точке сужения, имеющая в целом плоский спектр. Фильтр представляет собой эффект передней полости, который имеет несколько резонансов. В симуляции ниже мы видим, что спектр шума формируется одним широким резонансом на частоте около 2500 Гц, который дает звук, похожий на [ʃ], и на частоте около 4500 Гц, что дает звук, похожий на [s]:
На спектрограммах фрикативов можно увидеть влияние изменения размера передней полости.
Взрывные устройства
Чтобы понять акустику взрывчатых веществ, необходимо разделить их артикуляцию на отдельные фазы: фазу закрытия, фазу удержания, фазу выпуска и факультативную фазу аспирации. В заключительной фазе мы видим, как предыдущая гласная обрывается, когда делается устное закрытие. В фазе удержания мы видим в звуке тихий интервал («стоп-пауза»). В фазе расслабления мы можем наблюдать короткий период турбулентности в месте сужения, когда артикулятор отходит от закрытия («взрыв»). Звук этой турбулентности будет формироваться полостью перед закрытием, как и в фрикативных звуках. Наконец, в фазе придыхания, характерной для глухих взрывных звуков, в голосовой щели возникает турбулентность, производящая нечто вроде звука /ч/.
Readings
Essential
- Хьюлетт и Бек, Введение в науку о фонетике, Глава 4, Основные принципы описания согласных. [есть в библиотеке].
Предыстория
- Элизабет Зсига, «Звуки языка», Уайли Блэквелл, 2013. Глава 3. Знакомство с согласными. [есть в библиотеке]
- Питер Ладефогед, «Гласные и согласные», Blackwell 2001. Глава 6, Звуки согласных. [есть в библиотеке]
Лабораторные занятия
На этой неделе на лабораторном занятии вы рассмотрите спектрографический характер согласных в контексте.