Парные мягкие и твердые согласные звуки: Мягкие и твердые, парные и непарные звуки, пример?
Парные согласные звуки в русском языке – правописание в корне слов, правило орфограмм (2 класс )
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 223.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 223.
В данной статье, предназначенной для учащихся 2 класса, рассмотрим парные согласные звуки по звонкости/глухости и по твердости/мягкости, уделим особое внимание правилам написания парных по звонкости/глухости согласных звуков в корне слова.
Определение
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
Термин «парные согласные звуки» обозначает, что согласные звуки имеют пару.
Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости.
Парные по звонкости/глухости
Многие согласные звуки являются парными по звонкости/глухости. Это значит, что такие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. К таким согласным звукам относятся: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш].
Звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, глухие согласные звуки – только из шума.
Правило
Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков – орфограмма, требующая проверочное слово. Эта орфограмма касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова).
Парные звуки оглушаются в следующих случаях:
- слова с парной согласной на конце
(например, в слове «зуб» произносится парный глухой согласный звук [п], так как согласный звук находится в конце слова)
- перед глухими согласными звуками
(например, в слове «губки» произносится парный глухой согласный звук [п], так как он находится перед глухим согласным звуком [к]).
Парные звуки озвончаются в следующем случае: перед звонкими согласными звуками (например, в слове «сделать» произносится парный звонкий согласный звук [з], так как он находится перед звонким согласным звуком [д]).
Приведенные примеры (зуб – зу[п], губки – гу[п]ки, сделать – [з]делать) помогают доказать, что звуки и буквы не всегда совпадают.
Парные по твердости/мягкости
Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости.
К таким согласным относятся: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
Твердые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении: при произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому небу.
Что мы узнали?
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки. Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости. Парными по звонкости/глухости являются: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.4Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 223.
А какая ваша оценка?
Урок русского язык . Парные и непарные по твёрдости
Урок 33
ТЕМА УРОКА: Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки.
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст работы для индивидуального выполнения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
3. Актуализация знаний
Фронтальная беседа
— Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
Сколько из них гласных? (10)
Сколько гласных звуков вы знаете? (Шесть. )
Какие это звуки?
Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного звука? Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки».
Учебная познавательная задача урока — «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?»
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 85, упр. 8)
— Прочитайте слова.
Одинаково или по-разному надо читать букву л в каждом слове? Выполнение задания по вариантам.
Вариант 1. Выписать два слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук. (Лампа, лыжи.)
Вариант 2. Выписать два слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук. (Любые два слова из: шляпа, лицо, билет, дятел.)
2. Первичная проверка понимания
Работа в тетради (с. 44, упр. 41)
Выполнение упражнения согласно заданию.
— Прочитайте слова, в которых буквы е, ё, ю, я не указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 85, упр. 9)
— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
Какие буквы пропущены в словах. Докажите правильность своего варианта. Произнесите звуки, которые обозначают пропущенные буквы.
Запишите слова сказала, хозяйка.
Объясните, почему гласный звук [а] в этих словах обозначен разными буквами. (В слове сказала звук [з] — твёрдый, в слове хозяйка звук [з’] — мягкий.)
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Рабата в тетради (с. 44, упр. 42)
Восстановление текста.
— Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (Слова даны в словах для справок.)
Подчеркните слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
Способ проверки: самопроверка по учебнику (с. 81, упр. 1)
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение теста по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
1. Укажи ряд букв, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного.
[ ] а, о, у, ы, э
[ ] е, ё, ю, я, и, ь
2. Укажи пары слов, которые различаются согласными звуками.
[ ] шест — шесть
[ ] мышка — мошка
[ ] сон — сын
[ ] галка — галька
3. Укажи слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки.
[ ] звезда
[ ] жизнь
[ ] пяльцы
[ ] книга
4. Укажи слова, в которых все согласные твёрдые.
[ ] фикус
[ ] кактус
[ ] драцена
[ ] фиалка
5. Укажи ряд букв, которые всегда обозначают непарные твёрдые согласные звуки.
[ ] й, ч, щ
[ ] ж, ш, ц
7. Самостоятельная работа
Выполнение задания из рубрики «Проверь себя» (с. 86).
— Прочитайте слова, записанные вами в тетрадь, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (Медведь, земля, клён, рюкзак.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику (с. 86, упр. 10).
9. Подведение итогов урока
— Уточните, чего больше — твёрдых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки.
Как на письме обозначается мягкость (твёрдость) согласных звуков?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
На уроке мне было интересно…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Урок дал мне …
Модель недели – Школьный округ округа Карлайл
Образец недели – школьный округ КарлайлПропустить навигацию по боковой панели
Последний элемент для навигации
Образец недели
Раздел 1: Начало учебы – середина/конец сентября слоговые слова, содержащие краткие гласные звуки. Пример: кошка, еще, мит, швабра, чашка и т. д. Блок 2: конец сентября – начало ноября
Раздел 3: ноябрь – начало/середина января Блок 4: январь – конец февраля Блоки 6 и 7: май – конец учебного года 🙂 Алфавит может быть ужасно универсальным, когда вам это нужно. Возьмем, к примеру, букву «С». Когда вы произносите алфавит, у него мягкий, плавный звук, идентичный звуку «вижу». Но смешайте его с другими буквами, и у вас получится целый звуковой ландшафт. Буква «C» сама по себе звучит как слово «see». А вот мягкая «С» в целом встречается реже. Вы почти всегда произносите мягкую «С» только в том случае, если она сочетается с «Е», «И» или «Й». Примеры: прекратить, кедр, сидр, кибер Кроме того, разные C-слова имеют немного различное произношение в зависимости от того, с какой гласной они сочетаются. Например, у сельдерея звук «сах», а у циана больше звук «вздох», а город находится где-то посередине. Наиболее распространенное произношение буквы «C» практически взаимозаменяемо с твердым звуком «K» или «kuh». Подобно мягкому «С», вы произносите слово с твердым «К» в зависимости от того, с какой буквой оно сочетается — чаще всего это «А», «О» или «У», а также «Л», « Р» или «Т». Примеры: Capital, contains, Customer, Classy, Crystal, District В отличие от мягкого «C», вы обнаружите, что это произношение довольно универсально, независимо от того, с какой гласной оно сочетается. Твердые «С» в паре с согласными имеют немного другой звук, как в словах «расщеплять» («кл») или «жаждать» («кр»). Стоит также отметить, что когда в конце слова появляется буква «С», она обычно также произносится с твердой «К», например, с дугой или афродизиаком. Соедините «C» с «H», и вы получите приятный, мягкий звук, как в «сыре», «жевать» или «учить»… в большинстве случаев. Но иногда «ч» дает другой звук. Звук «ч» меняется в зависимости от места и происхождения слова. В английском языке, когда «СН» стоит в начале или в конце слова, это мягкое произношение. Примеры: церковь, мелочь, шоколад, часы, шпинат, поцелуй Но если буква «К» стоит в середине слова? Обычно это звук «К», как эхо. Слова греческого происхождения также произносятся как «Ч» с твердой «К». Примеры: хром, механика, химия В словах, вдохновленных французским языком, также будет использоваться мягкое «CH», независимо от того, где расположены буквы. Примеры: беспечность, шарада Иногда буква «С» вообще не звучит, чаще всего в паре с буквой «С».
Блок 5: март – начало мая
Сколько способов произнести букву С?
The Soft C
The Hard C
The CH
Молчаливый C