Разное

Парные гласные и согласные таблица – : , , (1-4 )

Картотека по русскому языку (1 класс) на тему: сводная таблица “Звуки и буквы русского алфавита” 1 класс

Звуки и буквы русского алфавита

Гласные буквы:  10         а о у и ы э е ё ю я

Гласные звуки:  6                   [а о у и ы э]

Йотированные буквы:  4                е ё ю я

 

Звуки йотированных букв:

– в начале слова, после мягкого и твердого знака, после гласной буквы:  2 звука

Е- [й’ э]

Ё – [й’ о]

Я – [йа]

Ю – [йу]

– после согласной буквы6 1 звук + мягкость согласному перед собой

Е – ‘ [э]

Ё – ‘ [о]

Ю – [у]

Я – ‘ [а]

Гласные первого ряда:             а о у  э ы

Гласные второго ряда:            я ё ю е и

 

Согласные буквы:  21          б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Согласные звуки:

     мягкие  [‘]  –   перед мягким знаком,

                                                          –  перед гласными второго ряда

Всегда мягкий:  [ч  щ’]

                            твердые                – перед гласными первого ряда,

                                                           – без гласного,

                                                           – перед согласным.

Всегда твердый:    [ц  ш  ж]

 

Парные звонкие и глухие: 

Звонкие –       Б Б’          З З’           В В’          Г Г’           Д Д’       Ж

Глухие   –       П П’         С С’         Ф Ф’         К К’          Т Т’      Ш

 

Непарные звонкие (сонорные или самые звонкие):  м  л  н  й’  р 

Непарные глухие:     ц   ч  щ   

nsportal.ru

Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
  3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
  4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Задачи:

  • Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
  • Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
  • Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
  • Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

– фонетические
– грамматические
– орфографические
– графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

  1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
  2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
  3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
  4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
  5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
  6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.



В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.

Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»:

logoped18.ru

Английские звуки в таблице

Звуки английского языка — это непростая и довольно объемная тема, которая потребует от вас усидчивости и терпения. Для того чтобы вы смогли проще и быстрее освоить эту ступень, предлагаю вам поработать с английскими звуками в таблице. Если вы помните, то в британской системе произношения 44 звука, именно с ними мы и будем работать. С особенностями американского произношения можно ознакомиться в отдельной статье. Для удобства таблица разбита на отдельные теоретические блоки, в которых рассказывается как правильно произнести тот или иной звук.

Перед началом работы обязательно ознакомьтесь со следующей информацией: 

В британском английском 44 звука: 

24 согласных:

  • парные, звонкие и глухие:
    /b/-/p/, /z/-/s/, /d/-/t/, /v/-/f/, /dʒ/-/tʃ/, /ʒ/-/ʃ/, /ð/-/θ/, /g/-/k/
  • непарные, звонкие и глухие:
     /l/, /m/, /n/, /j/, /r/, /w/, /h/, /ŋ/

С согласными звуками все более или менее понятно: парные – непарные, звонкие – глухие. Из школьного курса фонетики русского языка мы знаем об этих категориях. Знаем также, что в русском языке согласные могут быть мягким и твердыми. В английском языке понятие мягкости и твердости согласных звуков отсутствует. Есть понятие палатализации – смягчения согласных в позиции перед некоторыми гласными, путем поднятия спинки языка к твёрдому нёбу. В чем же, собственно, разница? Все дело в том, что в русском языке мягкость и твёрдость согласных звуков влияет на смысловое значение слова. Сравните: “пуст” – “пусть”, “вон” – “вонь”, “вес” – “весь”. В английском языке смягчение согласных звуков не влияет на смысл слов, а является лишь результатом механического изменения звука в потоке речи. 

20 гласных:

  • закрытые, долгие и короткие:
    /iː/, /ɪ/, /uː/, /ʊ/
  • средне-открытые, долгие и короткие:
    /e/, /ɜː/, /ə/, /ɔː/
  • открытые, долгие и короткие:
    /æ/, /ʌ/, /ɑː/, /ɒ/
  • дифтонги:
    /eɪ/, /aɪ/, /ɔɪ/, /aʊ/, /əʊ/, /ɪə/, /eə/, /ʊə/

С гласными немного сложнее: закрытые, открытые, средне-открытые. О чем идет речь? О положении языка в ротовой полости. При произнесении открытых гласных язык лежит низко в ротовой полости и не касается нёба. Произнесите русский звук /а/, который является открытым и обратите внимание на то, что язык лежит низко в ротовой полости. При произнесении закрытых гласных язык расположен очень близко к нёбу. Произнесите русский звук /и/, который является закрытым и обратите внимание но то, что язык изгибает спинку, как котёнок и спинка почти касается твёрдого нёба. При произнесении средне-открытых, язык занимает промежуточную позицию. Произнесите русский звук /э/, который является средне-открытым и запомните положение языка. Долгие и короткие гласные. О чем идет речь? О длительности произнесения звука. Долгие звуки звучат более продолжительно, чем короткие. Долгота звука в английской транскрипции обозначается как знак двоеточия, за звуковым знаком /iː/, /ɜː/, /ɑː/, /ɔː/. Дифтонги. Что это? Это звук состоящий из двух гласных звуков, первый элемент дифтонга звучит ударно, а второй слабо. Ну а теперь можно приступать к работе над

английскими звуками в таблице.

Блок № 1

  /æ/Открываем рот, для того чтобы произнести русский звук /а/, но произносим при этом звук /э/. Чтобы избежать ошибки типа русского звука /э/, следует шире открывать рот, кончик языка остается у нижних зубов. В случае ошибки типа русского звука /а/ следует прижать кончик языка к нижним зубам и шире открыть рот. (открытый, короткий)
   /ɪ/Открываем рот, для того чтобы произнести русский звук /и/, но при этом пробуем произнести звук /ы/. Чтобы избежать ошибки типа русского звука /и/, не следует слишком высоко поднимать язык, необходимо слегка оттянуть его назад и сократить звук. При ошибке типа русского /ы/ язык следует продвинуть вперед, растянуть губы и максимально сократить звук. (закрытый, короткий)
  /e/Произносим русские слова “мел”, “грел”, “пень”, “кедр”. Запоминаем как буква “е” при произнесении звучит в этих словах и используем как звук /е/ в английском. При ошибке типа русского /э/ следует меньше раскрывать рот, губы слегка растянуть и продвинуть язык вперед. (средне-открытый, короткий)
  /ɒ/Произносим русский звук /о/, но при этом не вытягиваем губы вперед. В случае ошибки типа русского /о/ следует шире раскрыть рот, ниже опустить и отодвинуть язык, округляя губы, не вытягивать их вперед и несколько сократить звук. (открытый, короткий)
  /ʊ/Произносим русский звук /у/, но при этом выгибаем спинку языка, почти касаясь им твёрдого нёба и не вытягиваем губы вперед. Губы слегка округлены. В случае ошибки типа русского гласного /у/, который является открытым звуком, следим за положением языка, добиваясь закрытости звука и не вытягиваем губы вперед. (закрытый, короткий)
  /b/

Практически соответствуют русскому звуку /b/, но при произнесении в конце слова, в отличие от русского звука практически не оглушается. Сравните “дуб” – /дуп/ и “Bob” – /bob/. 

  /p/

Похож на русский звук /п/, но произносится более глухо. Глухое звучание получается в результате придыхания. То есть размыкание губ как-бы выдыхается, а не происходит со взрывом. Звучание немного напоминает /пф/ или /пх/. Кроме того, в конце слов английский /p/ звучит сильно, а не слабеет как русский /п/. 

  /g/

Похож на русский звук /г/, но звучит менее звонко в начале слов и практически не оглушается в конце слов. 

  /k/

Похож на русский звук /к/, но звучит энергичнее и произносится с придыханием. Звучание немного напоминает /кф/или /кх/. 

  /d/Произносим русский звук /д/, но при этом кончиком языка касаемся не верхних зубов, а помещаем его на альвеолы (бугорки на твёрдом нёбе, за верхними зубами). В отличие от русского согласного /д/ английский /d/ в конце слов оглушается частично. 
  /t/Произносим русский звук /т/, но при этом кончиком языка касаемся не верхних зубов, а помещаем его на альвеолы (бугорки на твёрдом нёбе, за верхними зубами). Английский глухой согласный /t/ сильнее русского /т/ и произносится с придыханием. Звучание в итоге немного напоминает /тф/ или /тх/. 
  /n/Произносим русский звук /н/, но при этом кончиком языка касаемся не верхних зубов, а помещаем его на альвеолы (бугорки на твёрдом нёбе, за верхними зубами).
  /h/Напоминает русский звук /х/, но произносится не энергично со взрывом, а представляет собой лишь легких выдох. Встречается только перед гласными. При ошибке типа русского /х/ сле­дует ослабить согласный до легкого выдоха. 

 

pig, pet, put, pot, pan – /pɪɡ/, /pet/, /ˈpʊt/, /pɒt/, /pæn/ 

big, ben, book, bog, ban – /bɪɡ/, /ben/, /bʊk/, /bɒɡ/, /bæn/

dig, den, hood, dog, bad –  /dɪɡ/, /den/, /hʊd/, /dɒɡ/, /bæd/

tip, ten, took, top, tap – /ˈtɪp/, /ten/, /tʊk/, /tɒp/, /tæp/

get, gig, good, god, gap – /ˈɡet/, /ɡɪɡ/, /ɡʊd/, /ɡɒd/, /ɡæp/ 

kit, Ken, cook, cod, cap – /kɪt/, /ken/, /kʊk/, /kɒd/, /kæp/

Nick, net, nook, not, Nat – /nɪk/, /net/, /nʊk/, /nɒt/, /næt/

hit, hen, hook, hot, ham –  /hɪt/, /hen/, /hʊk/, /hɒt/, /hæm/

Не стремитесь проработать все английские звуки в таблице сразу. Да у вас это и не получится, поскольку объем работы со звуками рассчитан на несколько астрономических часов, как минимум. Прорабатывайте теорию по блокам, обязательно выполняйте упражнения в конце блока. Главное в изучение языка – регулярность. Лучше работать по 15-20 минут каждый день, чем по 2-3 часа один раз в неделю. 

Блок № 2 

Обратите внимание на произнесение долгих гласных звуков и произнесение согласных звуков, которые не имеют в русском языке аналогов.

   /ɑː/Произносим русский звук /а/, но при этом оттягиваем кончик языка от нижних зубов как можно дальше назад, губы не напрягаем. При ошибке типа русского /а/ следует оттянуть язык назад и несколько удлинить гласный и не открывать рот слишком широко. (открытый, долгий)
   /ɔː/

Произносим русский звук /о/, но при этом оттягиваем кончик языка от нижних зубов как можно дальше назад, губы не напрягаем и не вытягиваем вперед. При ошибке типа русского /о/ следует добиваться более открытого произношения не вытягивать губы вперед. По сравнению с английским /ɑː/ звук /ɔː/ менее открытый. (открытый, долгий)

   /uː/Произносим русский звук /у/, но при этом не вытягиваем губы вперед, губы округляем, но не напрягаем. В процессе произнесения звука /u:/ оттягиваем кончик языка от нижних зубов как можно дальше назад. В случае ошибки типа русского /у/ следует в первую очередь следить за тем, чтобы губы были округлены, но не вытянуты вперед. (закрытый, долгий)
    /l/

Произносим русский звук /л/, но при этом помещаем кончик языка на альвеолы (бугорки на твердом нёбе). Английский звук /l/ имеет два звучания:

  • твердое (в конце слов и перед согласными) звучит мягче твердого русского /л/ 
  • мягкое (перед гласными и перед согласным звуком /j/) звучит тверже мягкого русского /л’/ 
   /m/Произносим русский звук /м/, но при этом сильнее напрягаем губы. 
    /r/Готовимся произнести русский звук /ж/, но при этом пробуем произнести русский звук /р/. Чтобы произнести звук правильно следим, чтобы кончик языка находился за альвеолами (бугорками на твердом нёбе), при этом не касался их, оставался напряженным и неподвижным. 
   /w/Аналогичного звука в русском языке нет. Отдаленно похож на русское звучание /уа/. Чтобы правильно произнести это звук вытягиваем губы вперед как для произнесения русского звука /у/, при этом губы напряжены и округлены, в таком положении пробуем быстро произнести русский звук /в/. В случае ошибки типа русского /в/ следим за тем, чтобы нижняя губа не соприкасалась с верхними зубами и верхней губой. В случае ошибки типа русского /ы/ еще больше напрягаем и округляем губы.
    /ŋ/Аналогичного звука в русском языке нет. Чтобы правильно произнести этот звук, прижимаем заднюю часть языка к мягкому нёбу и пробуем произнести русский звук /н/. В случае ошибки типа русского /н/ шире открываем рот и следим, чтобы кончик языка не касался верхних зубов или альвеол, а находился у корней нижних зубов.
    /v/Практически соответствует русскому звуку /в/. Английский /v/ звучит слабее русского /в/, но в конце слов практически не оглушается. 
    /f/Практически соответствует английскому звуку /ф/. Английский /f/ звучит сильнее русского /ф/, особенно в конце слов 
    /z/Практически соответствует русскому звуку /з/. Но звучит слабее. В конце слов почти не оглушается. 
    /s/Практически соответствует русскому звуку /с/. Но звучит гораздо энергичнее. 
    /ð/Аналогичного звука в русском языке нет. Для того чтобы правильно произнести этот звук располагаем кончик языка между верхними и нижними передними зубами и пробуем произнести русский звук /з/. В конце слов этот английский звонкий согласный почти не оглушается. В случае ошибки типа русского /з/ следим за тем, чтобы кончик языка не прятался за зубы. В случае ошибки типа русского /д/ следим за тем, чтобы язык не прижимался к верхним зубам, между кончиком языка и верхними зубами должна оставаться небольшая щель. В случае ошибки типа русского /в/ следим за тем, чтобы нижняя губа была опущена. 
    /θ/Аналогичного звука в русском языке нет. Для того чтобы правильно произнести этот звук располагаем кончик языка между верхними и нижними передними зубами и пробуем произнести русский звук /с/. В случае ошибки типа русского /с/ следим за тем, чтобы кончик языка не прятался за зубы. В случае ошибки типа русского /т/ следим за тем, чтобы язык не прижимался к верхним зубам, между кончиком языка и верхними зубами должна оставаться небольшая щель. В случае ошибки типа русского /ф/ следим за тем, чтобы нижняя губа была опущена. 

 

lark, look, lips, last – /lɑːk/,  /lʊk/,  /lɪps/,  /lɑːst/ 

mood, moon, mask, mast – /muːd/, /muːn/, /mɑːsk/, /mɑːst/ 
rude, red, rock, room – /ruːd/,  /red/,  /rɒk/,  /ruːm/
what, when, well, wool – /ˈwɒt/, /wen/,  /wel/, /wʊl/
sing, sink, wink, pink – /sɪŋ/, /sɪŋk/, /wɪŋk/, /pɪŋk/
zip, zink, zing, zoo – /zɪp/, /ˈzɪŋk/, /zɪŋ/, /zuː/
silky, swim, sick, soon – /ˈsɪlki/, /swɪm/, /sɪk/, /suːn/
vase, voodoo, vest, vast – /vɑːz/, /ˈvuː.duː/, /vest/, /vɑːst/
farm, fool, food, fast – /fɑːm/, /fuːl/, /fuːd/, /fɑːst/
thin, think, threat, theft – /θɪn/, /ˈθɪŋk/, /θret/, /θeft/
this, the, then, them –  /ðɪs/, /ði:/, /ðen/, /ðəm/
four, store, fork, door – /fɔː/, /stɔː/, /fɔːk/, /dɔː/

Если вы читаете эти строки, значит вы проработали первые два блока и целых 50% этой трудной темы вами успешно усвоено. Примите мои поздравления и позвольте похвалить вас за усердие, трудолюбие и терпение! Ведь это именно те качества, которые приведут вас к триумфу на пути освоения английского языка. Приступая к работе над третьим блоком английских звуков в таблице, не забывайте, что “повторение – мать учения”. Поэтому обязательно возвращайтесь к пройденным блокам и не ленитесь их повторять!

Блок № 3

Обратите внимание на произнесение нейтрального звука /ə/, долгих гласных звуков, дифтонгов.

/ə/Аналогичного звука в русском языке нет. Произносим русские слова “мята”, “ребята”, “Володя”, звучание буквы “я” в этих словах отдаленно напоминает английский звук /ə/, только звучит безударно, слабо, нечетко, почти незаметно. В случае ошибки типа русского безударного /а/ как в слове “лето” – /л’`эта/, приподнимаем язык целиком к твёрдому нёбу. (средне-открытый, короткий)
/ɜː/Аналогичного звука в русском языке нет. Произносим русские слова “плёл”, “цвёл”, “мёл”, звучание буквы “ё” в этих словах отдаленно напоминает английский звук /з:/. При произнесении этого звука следим, чтобы кончик языка находился у нижних зубов, расстояние между верхними и нижними зубами сохранялось небольшое, губы не растягиваем, добиваемся их нейтрального положения. (средне-открытый, долгий)
/iː/Отдаленно напоминает русское звучание “ий” в словах “крепкий”, “меткий”, “редкий”. Двухуровневый звук, т.е. звучит неоднородно в начальной позиции и конечной. В начальной позиции язык находится в передней части полости рта, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть языка поднята высоко к твердому нёбу, губы несколько растянуты. В процессе произнесения, язык от более низкого и отодвинутого назад положения переходит к более высокой и продвинутой вперед позиции. (закрытый, долгий)
/eɪ/Немного напоминает русское звучание “эй” в словах “смелей”, “веселей”, “подогрей”. Ядро дифтонга – средне-открытый, краткий гласный звук /е/. После произнесения ядра язык делает легкое движение вверх в направлении звука /ɪ/, не достигая, однако, его полного образования. Нельзя допускать произношения звука типа русского /й/. (дифтонг)
/aʊ/Немного напоминает русское звучание “ау” в словах “раунд”, “баунти”. В случае ошибки типа русского
/ау/ следим за тем, чтобы второй элемент звучал безударно и ослабленно. (дифтонг)
/eə/Ядро дифтонга – английский средне-открытый короткий гласный /e/, второй элемент – безударный английский гласный /ə/. (дифтонг)
/ʒ/Произносим русский звук /ж/ но при это смягчаем его звучание. 
/ʃ/Произносим русский звук /ш/ но при это смягчаем его звучание. 
/j/Похож на русский звук /й/, но отличается более слабым произношением.

 

pleasure, treasure, measure, leisure – /ˈpleʒə/, /ˈtreʒə/, /ˈmeʒə/, /ˈleʒə/
should, shake, shame, shirt – /ʃʊd/, /ʃeɪk/, /ʃeɪm/, /ʃɜːt/
yes, yet, you, your – /jes/, /jet/, /ju/, /jə/
world, work, heard, word, bird – /wɜːld/, /ˈwɜːk/, /hɜːd/, /ˈwɜːd/, /bɜːd/
never, ever, fever, river – /ˈnevə/, /ˈevə/, /ˈfiːvə/, /ˈr.və/
sea, eat, beef, these, beans – /siː/, /iːt/, /biːf/, /ðiːz/, /biːnz/
stay, hey, play, hate, game – /steɪ/, /heɪ/, /ˈpleɪ/, /heɪt/, /ɡeɪm/
how, now, about, round, ground – /ˈhaʊ/, /naʊ/, /əˈbaʊt/, /ˈraʊnd/, /ɡraʊnd/
wear, hair, player, repair, theirs – /weə/, /heə/, /ˈpleɪə/, /rɪˈpeə/, /ðeəz/

 

Ура! Вам предстоит освоить последний блок английских звуков в таблице. А это значит, что совсем скоро вы начнете легко читать транскрипцию английских слов в словаре и начать с ними самостоятельную работу в нашей словотеке, которая создана для того, чтобы вы нарабатывали и расширяли свой словарный запас.

Блок № 4

Обратите внимание на произнесение короткого звука /ʌ/, дифтонги, согласные звуки, которые не имеют в русском языке аналогов.

/dʒ/Аналогичного звука в русском языке нет. Немного напоминает русское звучание “джь”. Чтобы не допустить ошибки типа русского “дж”, следим за тем, чтобы оба компонента звучали слитно, а не раздельно как в словах “джем”, “джаз”. Приготовьтесь к произношению русского звука /ч/, но при этом произнесите “джь”. 
/tʃ/ Напоминает русский звук /ч/, но звучит тверже.
/ʌ/Произнесите русский звук /а/, но при этом оттяните язык назад, держите рот полуоткрытым, а губы нейтральными. В случае ошибки типа русского /а/ язык следует назад. Английский /ʌ/ звучит более кратко чем русский /а/. (открытый, короткий)
/aɪ/Немного напоминает русское звучание “ай” в словах “рай”, “байкот”. В случае ошибки типа русского /ай/ следим за тем, чтобы второй элемент звучал безударно и ослабленно. (дифтонг)
/ɔɪ/Немного напоминает русское звучание “ой” в словах “бой”, “герой”. Ядро дифтонга представляет собой нечто среднее между долгим
  /ɔː/ и коротким /ɒ/. В случае ошибки типа /ой/ следует сделать первый элемент дифтонга более открытым, а второй элемент ослабить. (дифтонг)
/əʊ/Аналогичного звука в русском языке нет. Ядро дифтонга близко по звучанию к английскому /з:/. После произнесения ядра язык делает легкое движение вверх и отходит назад в направлении артикуляции [ʊ]. В случае ошибки типа русского /оу/ не вытягиваем губы вперед. При ошибке типа русского /эу/ не растягиваем губы, округляем их. (дифтонг)
/ɪə/Аналогичного звука в русском языке нет. Ядро дифтонга – короткий гласный /ɪ/. После произнесения ядра язык движется к центру в направлении /ə/. Чтобы избежать ошибки типа русского /иа/ следим, чтобы второй элемент дифтонга звучал ослабленно. (дифтонг)
/ʊə/Аналогичного звука в русском языке нет. Ядро дифтонга – короткий гласный /ʊ/. После произнесения ядра язык движется к центру в направлении /ə/. Чтобы избежать ошибки типа русского /уа/ не округляем и не выпячиваем губы вперед, следим за тем, чтобы второй элемент дифтонга звучал ослабленно. (дифтонг)

         

jug, jog, gem, general, jeep – /dʒʌɡ/, /dʒɒɡ/, /dʒem/, /ˈdʒenrəl/, /dʒiːp/
chest, chair, chain, choose, cheap – /tʃest/, /tʃeə/, /tʃeɪn/, /tʃuːz/, /tʃiːp/  
why, tie, buy, fly – /waɪ/, /taɪ/, /baɪ/, /flaɪ/  
boy, toy, joy, voice, employ – /ˌbɔɪ/, /tɔɪ/, /dʒɔɪ/, /vɔɪs/, /ɪmˈplo.ɪ/
near, dear, beer, here, gear – /nɪə/, /dɪə/, /bɪə/, /hɪə/, /ɡɪə/  
pure, sure, tour, cure, lure – /pjʊə/, /ʃʊə/, /tʊə/, /kjʊə/, /lʊə/  
cup, nut, mug, sun, bud – /kʌp/, /nʌt/, /mʌɡ/, /sʌn/, /bʌd/

Поздравляю вас с успешным освоением английских звуков в таблице! Теперь вы можете переходить к освоению второй ступени в изучении английской фонетики. А именно, выучить правила словесного ударения, правила связки и редукции звуков, о которых будет рассказано в нашей следующей статье «Правильное произношение английских слов».

liteka.ru

Конспект занятия: “Дифференциация парных гласных”

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательн6ых и слуховых ощущений).
  2. Закреплять знания детей о гласных; учить сравнивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога и слова.
  3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: мяч, таблица с гласными первого и второго ряда, карточки с заданием для индивидуальной работы, пособие «Парашютисты», тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал. (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков)

  • А О Э У Ы;
  • Я Ё Е Ю И.

Можно ли считать парными звуками У и Я, Ы и Ё? Какие звуки называют парными и почему?

2.Сформулировать и записать тему занятия.

II. Основная часть.

1.Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

Логопед: Прослушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки – А, О. У, Э. Был у них друг- согласный Й. он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он их стеснялся.

Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я – Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

  • ЙУ-ЙУ-ЙУ=Ю;
  • ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ=Е;
  • ЙО-ЙО-ЙО=Ё;
  • ЙА-ЙА-ЙА=Я.

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Игра «Скажи наоборот».

Логопед называет слог, услышав твёрдый вариант назвать мягкий (с перекидыванием мяча), аналогично к мягкому варианту подобрать твёрдый.

  • ДА-ДЯ;
  • ДО-ДЁ;
  • ДУ-ДЮ;
  • ДЫ-ДИ;
  • РО-РЁ;
  • СО-СЁ;
  • ФЫ-ФИ;
  • ТУ-ТЮ;
  • НЯ-НА;
  • ВЁ-ВО;
  • ЛЮ-ЛУ;
  • БИ-БЫ.

Обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игра «Парашютисты».

Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опустится на полянки: если в слове – название картинки – есть буква А и Я- на поляну с буквами А,Я, если буквы Ы и И- то на полянку с буквами Ы,И и т.д.

Картинки: маяк, арбуз, костёр, аист, утюг, яблоко, баян, мыши, орех, сливы, моряк, птицы.

4. Работа в тетрадях. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Диктант слогов. Записать только слоги, содержащие мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять – Стучат в беспорядке пальчиками по столу.
Вышел дождик погулять. – Стучат попеременно пальчиками по столу, затем
Шел неспешно по привычке, одновременно.
А куда ему спешить? – Ритмично стучат кулачками по столу.
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» – Ритмично хлопают в ладоши.
Дождь вздохнул тихонько:
-Ох!
И ушел. Газон засох
– Стучат в беспорядке пальчиками по столу.

6. Развитие звукового анализа и синтеза. Работа с паронимами.

Сравнить пары слов по смыслу, по звучанию первого согласного и написанию гласного. Придумайте устно предложение с гласным словом:

  • МАЛ -МЯЛ;
  • ЛУК-ЛЮК;
  • МЫЛ-МИЛ;
  • НОС-НЕС.

7. Индивидуальная работа. Запись на карточках.

Логопед: Прочитать данные ниже слова и выписать только те слова, которые содержат парные гласные звуки.

СОНЯ, АНЯ, РУКИ, ЗНАМЯ, КОСМОС, КОСТЁР, УТЮГ, ПАМЯТЬ, ПОЁТ, ПОЭТ, БОКСЕР, ВИЛЫ, ОРЕХ, ВЁСЛА, СИЛЬНЫЙ, БАЯН, САЛЮТ, МЫШИ, ОВЁС, КЛЮНУЛ, КРЫША, СЛИВЫ, МУХИ, ПОЛЁТ, ИВЫ, ЛАПЫ, ЛИПЫ, МЕСЯЦ, МАЯК, ПОЖАР.

III. Итог занятия.

Логопед: Назовите гласные 1-го и 2-го ряда. Какими свойствами обладают гласные второго ряда?

20.03.2008

urok.1sept.ru

Таблицы “Нормы произнесения гласных и согласных звуков”

Таблицы по теме « Нормы произнесения гласных и согласных звуков»

1)Нормы произнесения гласных звуков

А.н.с. – абсолютное начало слова

Звук [о] произносится как несколько ослабленный звук [а]:

омлет — [а]млет, кора — к[а]ра

звуки [э] и [а] после мягких согл. произносятся как э]: песок — п[иэ]сок, деревья — д[иэ]ревья, впечатление — впеч[иэ]тление.

голова — г[ъ]лова, сторож — стор[ъ]ж, дорога — дорог[ъ].

После мягких согласных на месте буквы е в безударных слогах обычно произносится краткий редуцированный звук [ь] — средний между звуками [э] и [и]: ветер — вет[ь]р, беловатый — б[ь]ловатый.

На месте букв е и а после твердых шипящих [ж], [ш] и [ц] в безударных слогах произносится звук [ыэ]: жалеть — ж[ыэ]леть, лошадей — лош[ыэ]дей, цена — ц[ыэ]на

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Оглушение

Озвончение

Смягчение согласных

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются:

бег [к], лодка [т].

(записать только примеры)

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются:

просьба [з’], молотьба [д’].

(записать только примеры)

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются:

степь [с’т’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному:

молод – молот, лезть – лесть. (ОМОФОНЫ)

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

ве[чн]о, челове[чн]о,

серде[чн]ные капли, игруше[чн]ый

коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая,

серде[шн]ный друг;

в женских отчествах на -ична: Лукини[чн]а, Фомини[чн]а и т. п.

Було[чн]ая и було[шн]ая (устар.)

копее[ч’н]ый и копее[шн]ый (устар.).

в слове что и производных от него (ничто, кое-что, чтобы, что-нибудь и подобных), кроме слова нечто [ч’т].

Во всех других случаях орфографическое ЧТ произносится всегда как [ч’т]: мечта, почта, ничтожный.

нечто [ч’т]

  • Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, большо[в]о, ново[в]о.

В ок.

-ого – [в]

зш и сш

– долгий [ш]

сж и зж – долгий [ж]

зч и сч – долгий мягкий [щ’]

дц и тц – долгий [ц]

-тся и –ться –[ца]

большо[в]о, ново[в]о.

ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), бе[ш]и-нели (без шинели)

[ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг)

во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик)

коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца)

беру[ца] (берутся)

Буква г на конце слова Бог произносится как [х]

гк –[х’к’]

гч как [хч’]

лёгкий, мягкий

легче, мягче

Произношение иноязычных слов с буквой е после согласного

В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения перед е согласные смягчаются: ка[т’]ет, na[m’]ефон, [с’]ерия, [р’]ектор.

Всегда перед е смягчаются заднеязычные согласные г, к, х: па[к’]ет, [г’]ерцог, с[х’]ема. Звук [лʹ] также обычно произносится в этом положении мягко: [л’]еди, мо[л’]екула, ба[л’]ет и т. п.

  • Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед е сохраняется: о[тэ]ль, ко[дэ]кс, биз[нэ]с, [тэ]ст, бу[тэ]рброд, [тэ]ннис и др. Но: лотерея — [т] и [т’], сессия — [с] и [с’].

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *