Особенности воспитания детей дошкольного возраста: Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста
Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:Илюхина, Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13744/ (дата обращения: 12.10.2022).
Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальных институтов, также претерпела видоизменения.
Семья наиболее остро реагирует на перемены в экономике, политике, социальной структуре общества. Очевидно, что даже самые незначительные перемены во внутрисемейных отношениях оказывают влияние на формирование, становление характера, жизненных установок и проекций ребенка.
Наиболее восприимчивы к таким изменениям дети дошкольного возраста. В этот период родители, закладывают духовно-нравственную основу, ценности, определяющие ориентиры в жизни. Родители как пример для подражания являются главным показателем хороших и плохих поступков. Все вместе это формирует отношение ребенка к жизни.
За последнее время наблюдается прогрессирующая тенденция обострения социальных проблем института семьи и родительства, кризиса воспитания. Последствия такой тенденции: увеличение случаев самоубийств среди подростков, наркомания, повышение подростковой преступности.
Многие педагоги, психологи, ученые признают, что старые методы воспитания уже не эффективны, морально устарели. Дети изменились, возникла необходимость модернизации форм и методов воспитания.
Все чаще мы слышим о детях «нового поколения», которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отлеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих профессий, ученые.
Так, например, Р. Джерард, доктор философии, изучая феномен «нового поколения», говорит о необходимости реформации образования в целом — все больше количество учителей подтверждают тот факт, что старые методы обучения и образования изжили себя, в настоящее время потерпели свою актуальность. [2, с. 19]Так какие они, дети «нового поколения»? Доктор философии М. Мелвин, говорит о них как о личностях с обостренным чувством самоуважения, независимых, для которых важна свобода. [2, с. 17]
Для таких детей мотивация запугиванием и наказанием неэффективна. Новое поколение обладает врожденной способностью отличать, что есть правильно и хорошо, а что нет. Педагогам и родителям просто нужно дать возможность делать выбор. Таким детям нужна поддержка и принятие, а не то, чтобы их улучшали, меняли, подстраивали под существующие шаблоны.
Современные дети обладают чрезмерной энергией, гораздо активнее предыдущего поколения и это представляет проблему для многих педагогов и родителей. Исследования показывают, что такие дети осознают свои эмоции и внутренние потребности, они более чувствительные.
Очевидно, что изменилась социальная среда ребенка. Если еще пару десятилетий назад дети в основном развивались в условиях определенного социума — семьи, как правило, патриархальной, дворового окружения, ближайшего окружения, при четкой привязанности к взрослому, то в современном обществе ребенок поставлен в новую ситуацию — нуклеарная семья, разорванные родственные связи, потеря преемственности, давление хаотичного, порой агрессивного информационного потока, идущего из Интернет, телевизора. При этом, информационный поток не упорядоченный, бессистемный, не имеющий структурно-содержательной связи. Все это фрагментарно вписывается в процесс формирования и развития ребенка, не представляя собой целостной, единой картины мира. Совместный семейный досуг зачастую связан с приобщением детей к телевизору. Экранная зависимость приводит к тому, что ребенок не способен концентрироваться на каком-либо действии, занятии, возникает потребность в постоянной экранной стимуляции.
Такие дети, как правило, гиперактивны, рассеянны, с отсутствием интересов.Дошкольный возраст — огромный, важный отрезок детства ребенка. Его не зря называют возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любознательности, любопытства. Это период значимых изменений и формирований в становлении личности ребенка.
У современных дошкольников отмечается сужение уровня сюжетно-ролевой игры, что в свою очередь приводит к недоразвитию произвольности, мотивационно-потребностной сферы личности. Это влияет на психологическую готовность ребенка к школе, проблемам в процессе обучения.
Все чаще воспитатели говорят о низких показателях дошкольников, требующих в действиях удержания правила, внутреннего плана действий, оперирования образами.
Тревогу вызывает недостаточная социальная компетентность — беспомощность в отношениях со сверстками, неспособность разрешить простейшие конфликты, самостоятельные решения часто имеют агрессивный характер, низкий уровень коммуникативной компетентности.
Следует отметить, что изменения современного дошкольника связаны не только с социальными процессами, происходящими в обществе, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современной личности, которые сопровождаются комплексом признаков: независимостью мышлением, креативными способностями детей.
Также, мы можем говорить о сдвиге возрастных границ детства.
На наш взгляд, педагогам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми важно тщательно анализировать изменения в развитии, становлении как личности современных детей.
В этом плане первостепенной выступает задача разработки и апробации новых методов диагностики и коррекции. Особо это относится к воспитателям и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Считаем также, что в современных условиях возникает необходимость тесного контакта с семьей воспитанников, для личностно ориентированного взаимодействия семьи и образовательной организации. В современном мире задача родителя уделить достаточное внимание своему ребенку, помогать ему решать возникающие проблемы, быть вовлеченным в процесс воспитания, и по возможности проводить как можно больше времени с ним.
Содержание распространяемой информации должно быть направлено на формирование общей культуры родительства, повышение уровня знаний, уверенности и веры в себя как родителя. [1, с. 187]
Не случайно, все чаще в современном обществе звучат высказывания о гуманной педагогике, согласно которой процесс воспитания и обучения должен быть выстроен так, чтобы направлять и наставлять ребенка на его духовный путь.
Самое время вспомнить слова Ш. А. Амонашвили, ученого и педагога: «Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее».
Литература:
- Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.185–187.
- Грей Д. Дети с небес. М.: София, 2008, — 325.
- Кислицына Т. Г. Русская семья. От рождения к вечности. М.: Белый город, 2013, — 359.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, современное общество, доктор философии, изменение, педагог, процесс воспитания, родитель.
Дошкольная педагогика в системе образования на…Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте
Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Проблемы
Русский философ И. А. Ильин так писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям
Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества.
Педагогическое сопровождение и помощь родителям…родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.
Исторические взгляды и
современные подходы патриотического…Не смотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень
Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста.
Воспитание — социальная проблема? | Статья в журнале…Вопросы дошкольной педагогики.
Если говорить о российском
Детей можно и нужно развивать в этом направлении с дошкольного возраста, обучать их, воспитывать социально…
Правовое
воспитание детей как инновационная форма…ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир.
Актуальные проблемы
современного дошкольного образованиядетский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением…
Особенности
воспитания в семье детей дошкольного возрастародитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов…
Создание условий для развития нравственных качеств…
Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими…
Особенности воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Появление в семье ребёнка – одна из самых больших радостей в жизни. Уход за ребенком требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.
Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей перед неожиданными проблемами. Как же строить отношения в семье, в которой родился ребенок с проблемами в развитии? Прежде всего, не вините друг друга в случившимся. Постарайтесь поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Не стесняйтесь гулять с ребёнком, спокойно отвечайте на вопросы посторонних.
Некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, а ребёнок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинайте регулярные занятия с малышом, как можно раньше и проводите их не эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя.
Практика показывает, что необучаемых детей нет: если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберет их и сложит в коробку. Важно подобрать для малыша доступное задание и запастись терпением.
Особенности воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Умственное воспитание включает в себя развитие всех познавательных процессов, а также формирование основных видов деятельности. Вся работа строится комплексно, то есть в рамках одного занятия или игры решается несколько задач обучения или развития одновременно. Проведение работы по обучению ребенка неотделимо от общего уклада жизни семьи: режима, стиля воспитания, бытовых условий. Поэтому прежде всего необходимо создать в семье ровную, спокойную обстановку, способствующую формированию четкого режима дня. В режим дня входят бытовые моменты, прогулки, занятия, отдых. В целом режим дня ребенка с нарушением интеллекта должен быть щадящим, чтобы избежать переутомления, истощаемости, способствовать укреплению здоровья, выработке полезных привычек. Кроме того, необходимо, чтобы в воспитании ребенка принимали участие все члены семьи, соблюдая единство требований, по возможности разделяя между собой обязанности.
Занятия с ребенком дома лучше организовывать в специально отведенное время, желательно в первой половине дня. Их успешность будет выше, если учитывать следующие принципы.
Игровая форма проведения занятия. Любое занятие проходит успешнее, если оно замаскировано под увлекательную игру. Ребенок не знает, что его учат, он играет и одновременно развивается. Существует большое количество специально разработанных игр-занятий для детей всех возрастов.
Частая повторяемость материала. В связи с особенностями памяти и восприятия детей с нарушениями интеллекта (истощаемось, кратковременность, неустойчивость и т. д.) необходимо в рамках каждого занятия обеспечивать возможность многократного повторения материала. Лучше выбрать для изучения что-нибудь одно (например, познакомиться с одной игрушкой, выучить одно слово, узнать название одного цвета), но быть уверенным, что ребенок усвоил это прочно. Кроме того, необходимо постоянно повторять уже изученный материал через определенное время.
Частая смена видов деятельности. В связи со сниженной работоспособностью детей с нарушением интеллекта необходимо строить занятие таким образом, чтобы оно, во-первых, было небольшим по продолжительности (для детей от 3 до 5 лет – 15–20 мин, для детей от 6 до 8 лет – 30 мин). В дальнейшем время занятия можно варьировать в зависимости от сложности материала. В связи с такой небольшой продолжительностью занятия рекомендуется проводить в течение дня не один раз, а 2–3 раза. Занятия должны быть разной тематики (например, математическое занятие, рисование, развитие речи). Во-вторых, необходимо строить занятие так, чтобы ребенок имел возможность переключаться с одного вида деятельности на другую (например, в рамки одного занятия можно включить дидактическую игру, рисование или обведение по контуру, упражнения по развитию мелкой моторики, действия с игрушками). При этом нужно стараться, чтобы это были не разрозненные упражнения, а действия, объединенные одной общей темой. В целях профилактики переутомления можно проводить с детьми короткие физкультминутки (1–2 мин.) в середине занятия или тогда, когда ребенок явно утомлен. Это могут быть движения под музыку, короткие стишки, сопровождаемые действиями, и т. д. Желательно, чтобы физкультминутка также перекликалась с основной темой занятия.
Обеспечение переноса навыка на другой материал. Учет данного принципа очень важен в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как у них отсутствует или значительно снижена способность самостоятельно переносить усвоенный навык в новую ситуацию. Поэтому каждое занятие должно иметь продолжение, в процессе которого дается то же самое задание, но уже с другими игрушками (вчера считали матрешек, а сегодня – елочки), в другом помещении (сначала рассказывали стишок дома, а теперь попробуем на прогулке). Навык можно считать полностью сформированным только тогда, когда ребенок сможет повторить его на любом материале и в любой обстановке.
У ребенка с нарушением интеллекта нужно развивать все основные виды деятельности, характерные для детей в целом. Сначала акцент можно делать на предметно-игровую деятельность, развитие речи, физическое и трудовое воспитание. Затем, по мере роста ребенка, занимаются формированием элементарных математических представлений, конструированием, ручным трудом, рисованием, лепкой, аппликацией.
Остановимся на организации предметно-игровой деятельности ребенка. У детей с нарушениями интеллекта не сформирован механизм игровой деятельности, что препятствует их полноценному развитию, затрудняет социальную адаптацию и интеграцию в социум. Для того чтобы игра приобрела статус ведущей деятельности и начала оказывать развивающее влияние на личность ребенка, требуется специальное обучение.
Сначала родителям следует учить ребенка с нарушением интеллекта действовать с разнообразными игрушками. Для этого каждому ребенку, независимо от его пола, необходим набор игрушек, включающий в себя дидактические (обучающие) игрушки, куклы, игрушки-животные, игрушки для подвижных игр, игрушки-двигатели, игрушки, отражающие быт людей (мебель, кукольная одежда и т. д.). Все игрушки, предлагаемые детям с интеллектуальной недостаточностью, должны быть реалистичного вида, так как дети данной категории с трудом понимают условность изображения.
Каждый день взрослый предлагает ребенку какую-то одну игрушку для подробного знакомства. Игрушку рассматривают, называют ее части, учат нескольким наиболее характерным действиям с ней (например, мячик – катают, бросают). Особенное отношение вырабатывается к кукле, так как это имитация человека. Занятия периодически повторяются, при этом игрушка меняет свой внешний облик (кукла резиновая, пластмассовая, тряпочная). Постепенно игровые действия, которым обучают детей, усложняются (кормление, одевание, катание на машине). Действие считается сформированным, если ребенок способен воспроизвести его на другом объекте и начинает переносить в свободную деятельность. При обучении одному действию используется различная тематика (например, действие «кормление» отрабатывают в играх – «завтрак куклы», «у куклы гости», «день рождения куклы»). Параллельно идет объединение изученных действий в простейшие цепочки (кормление, одевание, прогулка). С самого начала работы необходимо учить детей сопровождать свои действия речью, мимикой, выразительными жестами. Для этого взрослый сам должен быть предельно эмоционален и заинтересован в игре.
Затем ребенка начинают обучать бытовой сюжетной игре, которая содержит небольшой связный сюжет («кукла встала», «купание куклы»). Очень важно в это время обратить внимание на логику игровых действий и правильную их последовательность в игре.
В это же время можно начинать работу по введению предметов-заместителей, что является важнейшим шагом на пути к освоению абстрактного мышления. Для этого необходимо завести коробку с разнообразным бросовым материалом (палочками, коробочками, брусочками), который предлагают ребенку для замены некоторых игрушек. Нужно сразу стараться избегать механического, стереотипного использования заменителей, поэтому каждый из них используется по-разному (кубик может быть мылом, утюгом, печеньем, столиком). Параллельно проводится работа по обучению действиям с воображаемыми предметами. Здесь основной акцент следует сделать на выразительность действия, его узнаваемость.
Постепенно происходит переход к ролевой игре. Все ролевые действия по своей природе двойственны – с одной стороны, это действия самого ребенка, а с другой – действия другого человека. Это раздвоение сложно для осознания детьми с нарушениями интеллекта, поэтому ролевая игра первоначально возможна только с помощью взрослого. Сначала для обыгрывания предлагаются роли, близкие по содержанию (мама, папа, бабушка, воспитатель). Затем – более обобщенные (шофер, продавец). Перед каждой игрой желательно провести подготовительную работу для ознакомления с ролью и обогащением представлениями о данной области действительности. Эта работа может включать: экскурсии, дидактические игры, рисование, беседы, рассматривание иллюстраций по теме игры.
Кроме этого, необходимо обязательное участие взрослого в игре. На первых этапах взрослый выполняет главные роли, давая ребенку образец ролевого, речевого и эмоционального поведения в игре. Позже взрослый может выполнять второстепенные роли, стараясь своим участием разнообразить сюжет (ввести проблемную ситуацию, придумать новые эпизоды). Постепенно у ребенка появляются любимые сюжеты, участвуя в которых взрослый должен стараться каким-то образом их усложнять, видоизменять для того, чтобы игра не превращалась в стереотипное повторение одних и тех же заученных действий.
В дальнейшем спектр ролей, разыгрываемых ребенком вместе со взрослым, нужно расширять, используя для этого события из жизни семьи, поездки, посещение новых для ребенка мест. С помощью игры можно решать воспитательные задачи (например, разыграв по ролям сценку с участием непослушного, капризного, упрямого ребенка). Игра используется и для воспитания у детей положительных личностных качеств путем вхождения в роль персонажа, обсуждения его чувств, поступков и переноса их в повседневную жизнь.
Большое значение имеет игра для развития речи ребенка с нарушением интеллекта. Если игра увлекательна, захватывает ребенка, то речевые высказывания становятся естественным условием участия в игре. Взрослому нужно закреплять речевые проявления ребенка, стараться их поддерживать, повторять, расширять, подсказывать новые средства для выражения состояния персонажа. Очень полезны для развития речи театрализованные игры, где ребенок может опираться на уже готовый текст, который в случае необходимости можно сначала разучить. Театрализованную игру лучше проводить как представление для кого-нибудь из членов семьи (папы, бабушки) или гостей. Тогда у ребенка будет дополнительный мотив к тому, чтобы как можно лучше запомнить слова и выполнить игровые действия. Для театрализованных игр лучше брать небольшие по объему и несложные по содержанию сказки с небольшим количеством действующих лиц.
Большое значение для домашнего обучения ребенка имеют дидактические игры. Сначала они должны быть направлены на знакомство с разнообразными свойствами предметов (цвет, форма, величина, материал и т. д.), их расположением в пространстве. Детей учат выделять плоскостные и объемные формы, узнавать предметы в изображении, пользоваться простейшими предметами-орудиями. Одновременно все эти признаки должны закрепляться в речи. Затем переходят к развитию умения сравнивать и группировать предметы по выделяемым свойствам, обучая ребенка простейшим классификациям. В целом дидактические игры используют для развития всех психических процессов (мышление, внимание, память, речь и т. д.), а также для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры.
Еще одним важным моментом в воспитании ребенка с нарушением интеллекта является работа над развитием речи. Как правило, именно недоразвитие или отсутствие речи у детей беспокоит родителей прежде всего. Особенности речевого развития и изучение функций речи детей с нарушениями интеллекта изучены достаточно подробно (Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Н.Д. Соколова и др.). У детей с нарушениями интеллекта отмечается недостаточная речевая активность, слабость коммуникативной направленности речи, бедность средств выражения, в том числе внеречевых.
Среди разнообразных по характеру и степени выраженности языковых нарушений предметом особого внимания являются трудности усвоения значения слова, проявляющиеся в разрыве между словом, образом и практическим действием.
Физическое воспитание
В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдаются и отклонения, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Это проявляется в соматической ослабленности организма (большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям), в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и т. д.
Л.Н. Гордеева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования АИРО имени А.М. Топорова, заведующий МБДОУ «Д/с №56», г. Барнаула
Воспитание детей дошкольного возраста: направления, методики
- Особенности воспитания детей дошкольного возраста
- Психологические особенности
- Основные правила
- Области развития ребёнка дошкольного возраста
- Физическое воспитание
- Интеллектуальное
- Нравственное
- Социальное
- Трудовое
- Авторские методики воспитания
- Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:
- Развитие личности;
- Подготовка к школе.
Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.
Психологические особенности
В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.
Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:
- Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
- Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.
Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:
- Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
- Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
- Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.
Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:
- Раннее развитие ответственности;
- Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
- Ребёнок проявляет инициативу;
- Оказывается более подготовленным к жизни.
Минусов у индукции несколько:
- Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
- В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
- Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.
Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:
- Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
- Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
- На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.
Минусов несколько, но они достаточно губительны:
- Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
- Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.
Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.
Основные правила
Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.
Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:
- Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
- Контролировать, но давать свободу выбора;
- С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
- Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
- Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
- Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
- Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
- Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
- Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
- Избегать запретов и ложных обещаний;
- Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
- Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.
Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.
Области развития ребёнка дошкольного возраста
Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:
- Физическое воспитание;
- Интеллектуальное;
- Нравственное;
- Социальное;
- Трудовое.
Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.
Физическое воспитание
Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:
- Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
- Начинать день с зарядки и физических упражнений;
- Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
- Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
- Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.
Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.
Интеллектуальное
Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.
В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:
- 1-3 года;
- 4-6 лет;
- 6-7 лет.
В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.
К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.
После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.
Нравственное
Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:
- До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
- До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
- Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
- Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
- После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.
Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.
Социальное
Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.
Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.
Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.
Трудовое
Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:
- Помощь в определении трудовой цели;
- Обсуждение трудового процесса;
- Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
- Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
- Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
- Обсуждение результатов;
- Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
- Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
- Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
- Подача правильного ответственного примера;
- Помощь советом или делом;
- Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.
Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.
Авторские методики воспитания
В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:
- Метод Никитиных — воспитание здоровых и умных детей. Педагоги-классики Борис и Елена Никитины рекомендуют начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их правильного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в нужных местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
- Метод Монтессори — всестороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует вначале учить письму, а затем уже счету и чтению. Метод Монтессори направлен на познавательное, трудовое, нравственное и социальное развитие;
- Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно недавно, но уже набравший огромную популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы растить самостоятельных детей, с детства развивая в них навыки познания, понимания и поиска решений. Метод крайне простой и эффективный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
- Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и предназначена для формирования умственных способностей с раннего возраста и до семи лет. Он основывается на уверенности в том, что дети могут бесконечно усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом знаменитые карточки Домана, а также упражнения для раннего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.
Существует огромное количество подобных методик, однако у каждого родителя свой характер и стиль поведения, поэтому редко кто становится приверженцем исключительно одной методики. Гораздо более частым и наиболее оптимальным вариантом считается принцип «отовсюду» — когда из каждой системы берётся самое лучшее и самое важное.
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:
- Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
- Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
- Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
- Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.
В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.
Самое свежее
Знать свои потребности и особенности
Дошкольникам интересно все, что они видят и слышат. Это прекрасное время для опекунов, как родителей, так и учителей, чтобы сформировать умы детей и побудить их использовать свои творческие способности и воображение. Это также важное время для взрослых, чтобы научить их социальным навыкам, которые помогут им адаптироваться к новой среде, наполненной другими детьми. Мир расширяется для детей дошкольного возраста, и для родителей и учителей важно дать им поддержку и возможность исследовать свой мир и строить отношения с другими людьми, помимо членов их семьи.
Что нужно дошкольникам? Родителям важно знать, что нужно их дошкольнику для подготовки к детскому саду и миру за пределами дома. Когда вы записываете своего малыша в дошкольное учреждение, вы должны убедиться, что в нем есть все, что поможет в социальном, интеллектуальном и эмоциональном развитии вашего ребенка. Вот некоторые вещи, которые дошкольники должны приспособить к своей новой среде:
- Поощрение родителей и учителей к исследованию и обучению.
- Чистая и светлая дошкольная среда, в которой они чувствуют себя комфортно, как только входят в нее.
- Аккуратный и опрятный класс, в котором каждый предмет находится на подходящем месте, чтобы детям было легко найти то, что они хотят.
- Социальное взаимодействие с большими и малыми группами других маленьких детей.
- Практический опыт с игрушками и другими предметами, которые учат их чему-то новому.
- Игрушки и игры, которые развивают навыки решения проблем и манипулятивной игры.
- Равный баланс занятий в помещении и игр на свежем воздухе.
- Обучение развитию интеллектуальных, когнитивных и моторных навыков, которые потребуются им при поступлении в детский сад.
Родители и другие взрослые, участвующие в жизни детей дошкольного возраста, должны поощрять малышей к любопытству, самостоятельному мышлению и творчеству.
Каковы социальные характеристики детей дошкольного возраста? В этом возрасте дети не способны понимать эмоции или восприятие других людей. Они в своем собственном мире, и мир виден только их глазами. Да, они эгоцентричны; однако взрослые в их жизни по-прежнему оказывают на них большое влияние. Они начинают проявлять свою независимость и способности. В этом возрасте они также хотят встречаться и играть с новыми детьми, но могут не знать, как к ним подойти из-за застенчивости или страха быть отвергнутыми. Есть дошкольники, которые предпочитают играть в одиночестве, поэтому родители и учителя должны побуждать их прилагать усилия, чтобы играть в группе с другими детьми их возраста.
Каковы интеллектуальные характеристики детей дошкольного возраста? Дети дошкольного возраста обладают очень конкретным и буквальным мышлением. Они не мыслят образно, как дети постарше или взрослые. Они также еще не обладают способностями к рассуждению. В этом возрасте дети любят исследовать и трогать, чувствовать, обонять, пробовать на вкус, смотреть и удивляться всему, что их окружает. Они также начинают проявлять признаки инициативы и творчества. Книги, строительные блоки и маленькие головоломки — вот лишь некоторые из вещей, которые очаровывают дошкольников, поскольку они позволяют им использовать свой интеллект для изучения новых вещей и улучшения развития мелкой моторики.
Каковы эмоциональные характеристики детей дошкольного возраста? Дети в этом возрасте проявляют свои эмоции так, как только могут. Гнев и ссоры довольно распространены среди детей дошкольного возраста. Они не признают концепцию самоконтроля, поэтому часто набрасываются на любого, кто их злит. Другими характеристиками детей этой возрастной группы являются ревность и поиск внимания. У них нет возможности выразить свои чувства или эмоции словесно, поэтому многие склонны к истерикам дома и в классе.
Родители и другие взрослые опекуны несут много обязанностей по отношению к дошкольникам, так как это идеальное время для обучения их навыкам, необходимым для их эмоционального, интеллектуального и социального развития. Воспитателям дошкольных учреждений необходимо включать различные виды деятельности, которые помогут им, особенно когда они переходят в детский сад. На этом этапе решающее значение имеет сочетание веселых и образовательных мероприятий. Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны работать вместе, чтобы убедиться, что дошкольники развиваются в своем собственном темпе. Важно также развивать их сильные стороны. Пусть они исследуют, экспериментируют и познают окружающий мир!
Дороти Гастингс
Дороти Хастингс — директор Первой школы, состоящей из трех дошкольных учреждений и центров по уходу за детьми, расположенных по всей Южной Калифорнии. First School предлагает практический подход к программам дошкольного образования и ухода за детьми, в котором особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка. В дополнение к их интуитивному академическому подходу, Первая школа также фокусируется на развитии социальных навыков и уверенности в себе ребенка, что стало возможным в их интимной учебной атмосфере.
Эта запись была опубликована в разделе Воспитание с пометкой Уход за детьмиЦентр присмотра за детьмиродителишколаСоциальная деятельность
Основы дошкольного образования: как дети развиваются в дошкольном возрасте
Эми Халлибертон
Бывшая аспирантка MU
Сара Гейбл
Государственный специалист по вопросам развития человека и семьи
Дошкольные годы (от 2-1/2 до 5 лет) интересное время для маленьких детей. Когда они были младенцами, они стали доверять своим опекунам. Будучи малышами, они начали обретать некоторую независимость. Теперь, будучи дошкольниками, они используют это доверие и независимость, чтобы активно исследовать новые формы игры (например, воображаемую игру) и новую среду (например, школу).
Дошкольники должны научиться делать выбор самостоятельно и чувствовать себя хорошо, когда делают свой выбор. Их работа заключается в том, чтобы «научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами» (Эриксон, 1963).
Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста лучше всего можно описать как «что видишь, то и получаешь» или рассуждения, основанные на том, как выглядят вещи. Дошкольники в значительной степени полагаются на буквальный внешний вид вещей как на средство понимания окружающего мира. Например, если ребенок разламывает свой крекер на четыре части, а ее брат ломает свой пополам, он думает, что у нее больше крекера, чем у брата, потому что у нее четыре кусочка, а у него только две. Точно так же ребенок может подружиться с другим ребенком из-за чего-то привлекательного, что есть у другого ребенка, например, красивого платья или новой игрушки.
Взрослые играют важную роль, помогая детям проявлять инициативу и исследовать окружающую среду. Поведение, отношение и стиль мышления взрослых способствуют развитию дошкольников. Общение с детьми и вовлечение их в беседы помогает развивать их языковые навыки. Важно дать детям возможность для воображаемой игры. Это помогает им понять себя и других и поощряет их воображение.
В этом руководстве представлены основные этапы развития дошкольного возраста, а также советы о том, как вы можете способствовать позитивному развитию детей. Особое внимание уделяется вопросам, относящимся к дошкольникам, включая ролевые игры, переход в школу и раннюю грамотность.
Развитие в возрасте от 30 до 60 месяцев
Каждый ребенок растет и развивается со своей скоростью, показывая вехи развития в разное время. В приведенной ниже таблице показаны характеристики, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет по мере их роста и развития. Для каждого типа развития (например, физического, коммуникативного и т. д.) характеристики детей младшего возраста находятся вверху каждого списка, а дети старшего возраста — внизу.
Таблица 1
Достопримечательности развития между 30 и 60 месяцами
Физические
Характеристики
- Получение силы и координации
- Увеличение контроля рук и использования пальцев
- Laces Shoes
- Кнопки и Zips Oriters
- Laces
- и кнопки Zips Lakes
- . ловит мяч
- забивает гвозди
- одевает себя и завязывает обувь
- самостоятельно пользуется туалетом
- рисует и рисует
- режет ножницами
- Нанизывать бусы
- Прыгать/прыгать/прыгать
Что умеют делать взрослые?
- Обеспечьте детей соответствующими материалами для поощрения развития мелких мышц, такими как цветные карандаши, кисти, ножницы, пазлы, кубики, бусины и тесто для лепки.
- Обеспечьте детей соответствующими материалами для развития крупных мышц, такими как мячи, трехколесные велосипеды и бревна.
- Ограничьте время просмотра телевизора — помогите детям научиться получать удовольствие от активности.
- Создайте в доме и за его пределами обстановку, способствующую физической активности.
- Планируйте семейные поездки в местные парки.
Мышление и обучение
Характеристики
- Curiosity
- Эксперименты по причине и эффектам
- распознают буквы и цифры
- . Развивает повышение квалификации
- . текстуры
- Развивает предпочтение правой или левой руки
- Улучшает память
- Практическое обучение
Что могут делать взрослые?
- Задавайте детям открытые вопросы («Как ты собрал этот пазл?»).
- Предоставьте детям возможность поэкспериментировать (например, смешать синюю, красную и желтую воду, играть в «тонуй или плавать» с пробкой, камнями, перьями и другими предметами).
- Традиционные часы в детских спальнях; составьте график распорядка дня детей и повесьте его на холодильник.
- Из старых лоскутов ткани сшейте одеяло различной текстуры, цвета и формы.
- Сделайте игру на память с картоном и наклейками с изображением животных или старой оберточной бумагой.
- Поощряйте детей рассказывать о прошлом («Расскажите, как прошел ваш сегодняшний день. Что вы делали? С кем вы играли?»).
Выражение чувств
Характеристики
- Ласковый
- Развитие чувства юмора
- Легко поощряется/разочаровывается
- Демонстрирует сильные чувства страха, радости, гнева, любви
- Может хвастаться и требовать внимания
Что могут делать взрослые?
- Помогите детям определить и словесно обозначить свои эмоции (например, «Выглядишь так, будто тебе сегодня грустно; что-то случилось в школе?»).
- Поощряйте детей говорить о своих чувствах, осознавая, что это возможность сблизить их с детьми.
- Внимательно наблюдайте, слушайте и реагируйте на эмоции детей.
- Обеспечьте детей куклами, марионетками и мягкими игрушками, которые дети могут использовать в эмоциональных ролевых играх (например, утешать плачущую куклу, изображать спор между мягкими животными).
Осознание себя и других
Характеристики
- Демонстрирует независимость Играет в притворную игру
- Демонстрирует самоконтроль
- Делится и ходит по очереди
- Развивает дружеские отношения
- Проявляет уважение к чужим вещам
- Заучивает имя и фамилию, адрес, номер телефона, возраст, пол
Что умеют делать взрослые?
- Предоставьте детям возможность работать самостоятельно и в небольших группах (например, поощряйте братьев и сестер вместе собирать головоломку; организуйте время для уединения с книгами).
- Создавайте среду, поддерживающую ролевые игры.
- Поручайте детям простые обязанности, такие как полив растений, проверка почты, протирание пыли с книжных полок и уборка их игрушек.
Communication
Характеристики
- спрашивает, почему/Who/Who/Почему
- обладает быстро расширяющимися словарями
- . собственное имя
- Пытается написать имя
- Демонстрирует музыкальные знания
- Улучшает навыки слушания
- Использует предложения с правильной грамматикой
- Способен вербально разрешать конфликты с другими детьми
Что могут сделать взрослые?
- Поощряйте детей задавать вопросы.
- Разговаривайте с детьми, например, во время обеда и перед сном.
- Предоставьте детям возможность потренироваться копировать свое имя.
- Предоставьте детям доступ к музыкальным инструментам, таким как самодельные шейкеры, барабаны и колокольчики.
Ролевая игра
Дети дошкольного возраста любят играть, особенно когда их игровая деятельность связана с выдумкой. Этот особый тип игры, известный как притворная игра, особенно важен для развития детей младшего возраста. По мере того, как навыки мышления детей улучшаются в дошкольном возрасте, они могут запоминать и рассказывать истории, которые следуют за последовательностью событий и имеют смысл для других. Притворная игра — отличный способ для детей учиться и развивать такие навыки, как:
- Планирование, включая организацию типа ролевой игры (например, «пляж»), ролей (спасатель, аквалангист, рыбак) и предметов/предметов, необходимых для деятельности (свисток, очки, ласты, удочка, пляж полотенца)
- Как решать проблемы и идти на компромисс (например, «В этот раз я буду спасателем, который спасет тебя, а в следующий раз ты сможешь спасти меня»)
- Как общаться словами и действиями
- Как выразить эмоции (например, страх перед лицом ребенка, притворяющегося страшным животным; восторг или ревность, когда новорожденный возвращается из роддома)
- Творчество и воображение; притворяться, что опыт становится более сложным и фантастическим по мере того, как дети становятся старше (например, вместо того, чтобы быть просто рыбаками, они становятся исследователями морских глубин, ища потерянные сокровища на затонувшем корабле)
- Навыки памяти, поскольку любимые события повторяются снова и снова снова (например, завести нового питомца, поесть в ресторане, сходить в зоопарк)
Вы можете способствовать развитию детей, создавая среду, способствующую ролевым играм. Например:
- Организуйте место для детских игр и предоставьте различные предметы, включая кошельки, головные уборы, обувь, одежду, телефоны, кухонные принадлежности, канцелярские принадлежности, нежелательную почту и т. д. Обязательно предусмотрите место для хранения предметов для игр. . Например, дети могут повесить свою «нарядную» одежду на старую вешалку, а остальные предметы для ролевых игр хранить в корзине для белья.
- Поощряйте детей рассказывать об их притворной игре. Попросите их описать вам свою притворную игру: кем они притворялись? Почему они хотели притвориться, что они были этим человеком? Что они успели сделать? Тем не менее, не прерывайте детей вопросами об их игре, когда они уже глубоко погружены в притворную игру. Их фантазийный опыт может быть легко нарушен, если им придется переключиться и поговорить с кем-то за пределами их воображаемого опыта.
- Участвуйте в ролевых играх с детьми. Вы можете улучшить детскую игру, предлагая варианты действий и вводя новые слова в детский словарный запас. Обязательно следуйте примеру ребенка. Позвольте ребенку руководить фантазийной игрой. Исследования показывают, что дети более покладисты и могут выражать свою развивающуюся независимость, когда взрослые следуют плану игры ребенка. Примеры ролевых игр для взрослых и детей включают чаепития, купание кукол, открытие ресторана или салона красоты, работу библиотекарем или почтальоном.
- Обратите внимание на тему детских ролевых игр. Исследования показывают, что по сравнению с детьми, которые мало или совсем не участвуют в насильственных фантазийных играх, дети, которые участвуют в заметно более насильственных фантазийных играх, как правило, злее и менее склонны к сотрудничеству. Примеры насильственных притворных игр включают в себя агрессивных монстров, которые причиняют вред людям, или полицейских и грабителей, которые убивают друг друга.
Переход в школу
По мере того, как дошкольный возраст подходит к концу, семьи сталкиваются с проблемой подготовки своих детей к поступлению в школу. Подготовка к этому переходу может сделать опыт ребенка (и опыт семьи) более комфортным. Переход от дошкольного учреждения к школе включает в себя сдвиг в отношениях между воспитателем и ребенком и в отношениях со сверстниками — некоторые отношения заканчиваются, а начинаются новые. Дети часто испытывают смешанные эмоции по поводу этого перехода, в том числе чувство грусти по поводу ухода из дошкольного учреждения или программы по уходу за детьми, а также чувство волнения и предвкушения начала школы. Способность справляться с этими эмоциями и адаптироваться к этим изменениям важна для успешного перехода, что задает положительный тон школьным приключениям детей.
Вот несколько советов, которые помогут вам подготовить детей к такому переходу.
- Организовать посещение новой школы ребенка. Убедитесь, что ребенок знакомится со своим новым учителем и имеет возможность исследовать новый класс.
- Спросите нового учителя вашего ребенка о распорядке дня, который ваш ребенок может ожидать в новом классе. Например, узнайте о дневном сне (Дремлют ли дети? Дневной сон постепенно прекращается в течение учебного года?), о перекусах (сколько раз в течение дня есть перекусы?) и обедах (Едят ли дети в кафетерий? Придется ли им нести поднос?).
- Включите аспекты нового распорядка вашего ребенка в его или ее текущий распорядок. Например, если дети обедают в столовой, поиграйте дома в игру, в которой ваш ребенок научится балансировать на подносе. Если дети не спят в новой школе, в которой учится ваш ребенок, постепенно сокращайте дневной сон вашего ребенка дома. Если ваш ребенок посещает дошкольное учреждение или программу по уходу за детьми, попросите учителя вашего ребенка помочь поэтапно отказаться от дневного сна.
- Поговорите с детьми о том, что изменится, а что останется прежним. Например, у детей могут быть друзья, которые будут учиться в их новом классе в школе, но они также смогут завести новых друзей. Исследования показывают, что дети могут лучше приспособиться к смене школы, если у них есть поддержка друга. Узнайте, будет ли кто-нибудь из друзей вашего ребенка учиться в том же классе. Если нет, попросите учителя вашего ребенка связать вас с другой семьей, чей ребенок будет ходить в ту же школу и живет поблизости.
- Поощряйте детей рассказывать о том, что они думают о поступлении в школу.
- По возможности работайте волонтером в школе вашего ребенка. Вы можете посещать экскурсии, читать рассказы классу вашего ребенка и помогать в проведении специальных мероприятий. Если ваша работа не позволяет вам заниматься волонтерством в течение дня, вы можете использовать некоторое личное время, чтобы стать волонтером на специальном мероприятии в школе вашего ребенка. Родители, которые не могут заниматься волонтерской деятельностью в течение дня, могут помочь, сохранив материалы для художественных занятий или внося свой вклад в школьный информационный бюллетень.
Содействие ранней грамотности детей младшего возраста
Чтобы поощрять у маленьких детей удовольствие говорить, слушать, читать и писать, взрослые должны обеспечить разнообразный интересный языковой опыт.
Дети, испытывающие трудности с чтением в начальных классах, часто имели ограниченный опыт обучения грамоте в раннем возрасте. У детей с трудностями чтения хуже знание букв, меньшая чувствительность к понятию, что звуки речи отличаются от их значения, меньше знакомство с основной целью и механизмами чтения, а также более низкие общие языковые способности.
Дети, умеющие читать, понимают алфавит и буквы, используют базовые знания и стратегии для извлечения смысла из печатного текста, могут легко распознавать слова и бегло читать.
Занятия, которые подготавливают детей младшего возраста к обучению чтению, подчеркивают:
- Счет
- Понятия чисел
- Названия букв, формы и звуки
- Фонологическое и фонематическое осознание
- Модели интереса взрослых к грамотности
- Независимая и совместная деятельность по обучению грамоте
Ключевые понятия ранней грамотности детей
Фонологическая осведомленность
Восприятие звуков и значений произносимых слов. Например, фонологически осведомленный ребенок может слышать и произносить рифмующиеся слова, делить слова на звуки и/или слоги и снова складывать их вместе, а также распознавать, что группы слов вначале имеют одинаковый звук (рыба, лягушка, фрукт), или тот же звук в конце (кости, мыши, лед).
Фонематическая осведомленность
Продвинутая форма фонологической осведомленности. Осознание того, что печатные символы, такие как буквы, систематически представляют составные звуки языка. Дети, демонстрирующие фонематическую осведомленность, узнают отношения звука и символа. Фонематическая осведомленность позволяет детям «озвучивать» слова.
Чем могут заниматься взрослые
Будьте образцом грамотного поведения для своих детей: пишите заметки, ведите календарь и ежедневник, вывешивайте списки продуктов питания и домашних нужд и обязанностей детей, вводите новые словарные слова во время рутинной беседы и чтения книг, а также подпишитесь на местные газеты и журналы, которые будут интересны всей семье.
Ежедневно пойте песни, сочиняйте смешные стишки, читайте книги и играйте со словами и звуками. Обсуждайте печатный текст, слова и звуки как «объекты», о которых можно думать, которыми можно манипулировать, изменять и исследовать. Помогите детям построить и использовать их постоянно растущий словарный запас.
Обеспечить детей средствами грамотного поведения (ручки, карандаши, фломастеры, бумага, конверты, степлер, скрепки, марки, словарь, атлас, телефонные книги, журналы, каталоги, газеты, спам) и заниматься повседневными занимайтесь с детьми грамотностью (пишите благодарственные письма, отправляйте поздравительные открытки, ищите номера телефонов, находите экзотические места в атласе, составляйте списки, читайте книги, посещайте библиотеку).
Рекомендуемые книги для дошкольников
Чтение книг — один из самых ценных способов, которым родители могут проводить время со своими детьми. Чтение детям помогает им лучше понимать звуки языка, понимать, что буквы обозначают звуки, и ценить грамотность. Книги, перечисленные ниже (название, автор/иллюстратор, издатель, дата публикации), способствуют формированию у детей новых навыков грамотности посредством рифмовки, повторяющихся моделей и предсказуемости. Самое главное, их интересно читать!
- Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?
Билл Мартин мл.
Иллюстрации Эрика Карла
Холт. (1992). - Продажа кепок: история о торговце, обезьянах и их обезьяньем бизнесе
Эсфирь Слободкина
HarperCollins. (1987). - Чика Чика Бум Бум
Билл Мартин-младший и Джон Аршамбо
Иллюстрации Лоис Элерт
Аладдин. (2000). - Если дать мышке печенье
Лаура Дж. Нумерофф
Иллюстрации Фелиции Бонд
HarperCollins. (1985). - Дом для сна
Одри Вуд
Проиллюстрировано Доном Вудом
Харкорт. (1984). - Полярный экспресс
Крис Ван Олсбург
Хоутон Миффлин. (1985). - Снежный день
Эзра Джек Китс
Викинг. (1981). - Кошмар в моем шкафу
Автор Мерсер Майер
Даттон. (1992). - Там, где дикие твари
Морис Сендак
HarperCollins. (1988). - Dr. Suess books
- Hop on Pop
- The Foot Book
- One Fish, Two Fish, Red Fish, Blue Fish
- Green Eggs and Ham
Conclusion
Дошкольные годы — активное время для маленьких детей: их независимость и инициатива позволяют им исследовать мир по-новому. Перед родителями и учителями стоит важная задача предоставить детям многочисленные и разнообразные возможности для содействия их развитию в дошкольном возрасте, включая физическое развитие, мышление и обучение, выражение чувств, осознание себя и других и общение. Использование предложенных предложений поможет создать позитивную, творческую среду, в которой дети смогут развиваться.
Ссылки
- Бернс, М. С., Гриффин, П., и Сноу, К.Е. 1999. Правильное начало: Руководство по содействию успеху чтения у детей. Комитет по предотвращению трудностей с чтением у детей младшего возраста, National Academy Press: Вашингтон, округ Колумбия.
- Комитет по предотвращению проблем с чтением у детей младшего возраста. 1998. Предотвращение трудностей с чтением у детей младшего возраста. Издательство национальных академий: Вашингтон, округ Колумбия.
- Данн, Дж., и Хьюз, К. (2001). «У меня есть мечи, и ты мертв!»: бурная фантазия, антиобщественное поведение, дружба и моральная чувствительность у маленьких детей. Развитие ребенка, 72, 491-505.
- Эриксон, Э. (1963). Детство и общество (второе издание). Нью-Йорк: Нортон.
- Гарви, К. (1990). Играть. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Лэдд, Г.В., Кохендерфер, Б.Дж., и Коулман, К.К. (1996). Качество дружбы как предиктор адаптации детей раннего возраста к школе. Развитие ребенка, 67, 1103-1118.
- Рочиссано, Л., Слэйд, А., и Линч, В. (1987). Диадическая синхрония и уступчивость малыша. Психология развития, 23, 698-704.
- Министерство здравоохранения и социальных служб США. Управление по делам детей и семьи, Head Start Bureau. Эффективная практика перехода: содействие преемственности. Washington, D.C.
Перейти к основному содержанию
Перейти к основному содержанию
10 основных качеств, которые следует искать в дошкольном учреждении
Никогда не рано начинать подготовку к дошкольному обучению. Исследования показали не только то, что развитие мозга и способность к обучению ребенка начинаются с рождения, но и то, что те, кто посещает дошкольные учреждения, со временем показывают лучшие результаты, чем те, кто начинает обучение в детском саду. Записать ребенка в дошкольное учреждение очень важно, но еще важнее выбрать правильную школу. Монтессори-программы особенно эффективны для подготовки ребенка дошкольного возраста к будущим успехам в школе и в жизни.
Итак, как понять, какой детский сад выбрать? Какая программа удовлетворит потребности вашего ребенка и подготовит его к будущему? Посещая потенциальные дошкольные учреждения для своего ребенка, следите за этими десятью качествами, которые, как было доказано, помогают детям преуспеть.
1. Дети радостные, увлеченные ученики.
Когда детям нравится ходить в школу, они, скорее всего, лучше учатся. Эффективные дошкольные учреждения поощряют детей к занятиям, играм и урокам, которые включают в себя как игру, так и обучение. Время игр и время учебы происходят как в классе, так и на улице. Здесь в Начальная школа Монтессори , наши классы просторные, солнечные, как в помещении, так и на открытом воздухе, чтобы наши ученики получали удовольствие от учебы.
2. Дети проявляют заботу и заботу о себе и других.
Хорошее дошкольное учреждение помогает детям повысить самооценку и освоить эффективные социальные навыки, такие как разрешение конфликтов и проблем. Дети развивают вежливость, сострадание и уважение к другим в школе Монтессори, которая рано готовит их к успешному социальному взаимодействию по мере взросления.
3. Дошкольная среда содержится в хорошем состоянии.
Маленькие дети хорошо себя чувствуют в спокойной, аккуратной, упорядоченной и привлекательной обстановке. А классы Монтессори дают детям возможность заботиться об окружающей среде, вдохновляя их поддерживать класс в чистоте и порядке.
4. Свобода передвижения является неотъемлемой частью учебного процесса.
Метод Монтессори основан на том факте, что дети учатся, делая и двигаясь, создавая для них возможности свободно перемещаться по классу и выбирать себе работу. От них не ожидается, что они будут сидеть спокойно в течение длительного времени. Вместо этого они могут исследовать все пространство класса.
5. Дети сами выбирают работу и проявляют самомотивацию.
В классах Монтессори дети получают удовольствие от разнообразных занятий по гибкому графику, а не от изучения одних и тех же предметов в одно и то же время каждый день. Это позволяет им развивать внутреннюю мотивацию, которая поможет им преуспеть в дальнейшей жизни. Обучение также может быть адаптировано к сильным сторонам вашего ребенка.
6. Дети работают и играют в смешанных возрастных группах.
Разновозрастные Монтессори-классы дают много преимуществ. Дети могут практиковаться в общении с теми, кто старше и моложе их, что улучшает их социальную ловкость. Старшие дети могут поделиться тем, что они узнали, с младшими детьми.
7. Возможности обучения предоставляются как индивидуально, так и в группах.
В рамках подхода Монтессори обучение происходит разными способами. Гиды (учителя) могут работать с детьми индивидуально и в небольших группах для более индивидуального обучения, а не просто предлагать общие инструкции для одной большой группы в течение всего дня.
8. Обучение проходит в собственном темпе ребенка.
Вместо того, чтобы заставлять детей соответствовать скорости обучения их учителя, метод Монтессори предоставляет детям более продолжительное время для игр и обучения, а также возможность работать с их собственной скоростью. Это означает, что они могут работать как быстрее, так и медленнее, в зависимости от их собственного развития и мастерства в данном навыке.
9. Учебная программа включает как традиционное образование, так и жизненные навыки.
В программах Монтессори дети развиваются целостно, изучая гораздо больше, чем традиционные азбуки. Помимо чтения и математики, ваш ребенок должен узнавать о природе, животных, растениях и людях. Они также должны заниматься практическими жизненными навыками, такими как уход за вещами и их укладка, мытье рук, надевание собственного пальто или обуви и многое другое.
10. Дошкольное учреждение имеет опыт работы и надлежащим образом сертифицировано.
Здесь, в начальной школе Монтессори , мы имеем тридцатичетырехлетний опыт преподавания учебной программы Монтессори , удовлетворяя образовательные потребности маленьких детей и их родителей. Мы одобрены Советом по образованию штата Мэриленд и являемся членом Американского общества Монтессори.