Разное

Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте: Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Содержание

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Содержание

  • 1 Восприятие мира в дошкольном возрасте
    • 1.1 Что такое восприятие ребенка
    • 1.2 Формирование ощущения и восприятия
  • 2 Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем
    • 2.1 Слуховое
    • 2.2 Зрительное
    • 2.3 Тактильное
  • 3 Особенности восприятия у младших дошкольников
    • 3.1 Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет
    • 3.2 Цветовосприятие
  • 4 Особенности восприятия у старших дошкольников
    • 4.1 Восприятие времени
    • 4.2 Эстетическое восприятие
  • 5 Способы развития восприятия дошкольников

Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок дошкольного возраста познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Восприятие — ведущий познавательный процесс, отвечающий за формирование целостного представления о мире. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • окружающий мир состоит из множества сигналов – звуков, красок, картинок, осязаемых предметов;
  • вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги (к любому объекту), малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы. Благодаря восприятию ускоряется развитие познавательных процессов в целом.

Формирование ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым сенсорным восприятием. Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина – более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников развиваются на базе различных анализаторов:

  • зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно во время прогулок, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте по отношению к другим видам. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения. Рисование с детьми 3 4 лет может включать как традиционное использование карандашей и красок, так и оригинальные техники.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало.

Детальнее: Как развивать тактильное восприятие в дошкольном возрасте.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется рядом особенностей.

  • Неотделимость свойства от предмета. Например, большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть левую-правую руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство, и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • красный;
  • желтый;
  • синий;
  • зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Однако старшие дошкольники уже способны уяснить, как определяют настоящее время. Самое время научить ребенка определять время по часам со стрелками.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют. Перечисленные виды занятий помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения 5-летнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком.

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. Суть задания в том, что необходимо сложить в емкости кружочки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется мелкими игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем эффективное познавательное продвижение и формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Восприятие ребенка в дошкольном возрасте


На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают. А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить. Школьный материал и программу ребенок не освоит, знания у него не сформируются.

Содержание

  1. Что же такое восприятие ребенка?
  2.  Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста
  3. Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста
  4. Слуховое восприятие
  5. Зрительное восприятие
  6. Тактильное восприятие ребенка
  7. Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

Что же такое восприятие ребенка?

Когда конкретный объект или явление непосредственно воздействуют на систему органов чувств человека, то мы наблюдаем психический процесс восприятия. Восприятие обязательно должно быть развито у детей уже в дошкольном детстве.

Восприятие осуществляется через нервную систему и отражается через ощущения. Может быть восприятие запаха, цвета, тяжести и т.д.

 Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Восприятие имеет основные для обучения в школе виды:

  • Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
  • Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.

Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает.

Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.

Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.

Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность. Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп.

Тактильная чувствительность у старших дошкольников развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.

При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.
Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер.

Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.

Что касается восприятия маленькими детьми других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся люди, обладающие привлекательными качествами, взрослые и дети, которые легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия.

В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.

Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, необходима целенаправленная работа.

Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Слуховое восприятие

Дошкольнику аудиалу нужно давать информацию в виде аудиозаписей. Можно пропевать отдельные звуки, слоги, прослушивать диски с учебными текстами.

Слуховое восприятие ребенка хорошо развивается на уличных прогулках, полезно предлагать детям послушать звуки, определить, шумы и сигналы автомобилей, шум самолета другие. Можно попросить различить шумы с прикрытыми глазами. Например, можно определять, машина идет или находится на месте. Далеко машина или близко.

Зрительное восприятие

Детям визуалам нужно больше давать наглядной информации, картинок, иллюстраций. Во время обучения чтению, можно рисовать буквы, разыгрывать сценки с персонажами сказок, показывать видеоролики.

Так как зрение у детей визуалов является основным средством восприятия информации, то следует подбирать специальные для этого упражнения.

Подбирать дидактические материалы, различные мозаики и конструкторы — важный способ передачи детям учебной информации. К упражнениям развития зрительного восприятия относятся такие, как «Сложи узор», блоки Дьенеша и другие. Если использовать мозаику или паззлы, то детали должны быть оптимального размера.

Обязательно нужно проводить зрительную гимнастику. Ее проводят 3 раза в день. Продолжительность зрительных упражнений 3-5 минут. Упражнения нужно разнообразить, они должны быть в игровой форме, чтобы детям эмоционально было приятно выполнять такие упражнения. Зрительные игры и упражнения способствуют улучшению кровообращения, корректируют зрительные процессы. Для этого можно использовать и специальные тренажеры.

Тактильное восприятие ребенка

Ребенок кинестетик должен сам рисовать или лучше вылеплять буквы из пластилина.

Чтобы развить тактильное восприятие ребенка можно предлагать ему исследовать различные природные материалы или разные предметы с отличной структурой. Как правило, дети хорошо различают на ощупь предметы по форме и размеру.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с фольгой. С закрытыми глазами они сначала должны смять фольгу, скатать шарик, потом разгладить фольгу.

Очень интересное упражнение — определить, что находится внутри шарика.
В каждый шарик помещаются различные вещества — вода, мука, песок, горох, разная крупа (манка, рис, гречка). Детям предлагают на ощупь найти парные шарики, в которых находятся одинаковые вещества.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым и словесным методам их формирования.

При наглядных методах формируют умения старших дошкольников наблюдать наглядные средства, рассматривать образцы предъявляемого учебного материала.

К практическим методам относят упражнения, проведение опытов и экспериментов, различных исследований и моделирования.

На словесные методы сейчас обращают основное внимание. Это рассказы педагога, детей, им читают литературу, беседуют с детьми. Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе.

Но ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. И именно она должна быть во главе формирования всех познавательных психических процессов. Восприятие ребенка наиболее эффективно формируется в ходе дидактических игр, когда создаются игровые и воображаемые ситуации, разыгрываются роли.

Развитие восприятия | SpringerLink

  • Аслин, Р. Н., Ющик, П. В., и Писони, Д. Б. (1998). Речевая и слуховая обработка в младенчестве: ограничения и предшественники языка. В D. Kuhn & RS Siegler (Eds.), Справочник по детской психологии (Познание, восприятие и язык, 5-е изд., Том 2, стр. 147–198). Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Бошан, Г.К., Коуарт, Б.Дж., Меннелла, Дж.А., и Марш, Р.Р. (1994). Младенческий соленый вкус: факторы развития, методологические и контекстуальные факторы. Психобиология развития, 27 , 353–365.

    ПабМед Google ученый

  • Берманн М. , Авидан Г., Леонард Г. Л., Кимчи Р., Луна Б., Хамфрис К. и др. (2006). Конфигурационная обработка при аутизме и ее связь с обработкой лиц. Нейропсихология, 44 (1), 110–129.

    ПабМед Google ученый

  • Белл, Массачусетс, и Фокс, Н.А. (1996). Опыт ползания связан с изменениями в организации коры головного мозга в младенчестве: данные когерентности ЭЭГ. Психобиология развития, 29 , 551–561.

    ПабМед Google ученый

  • Бенч, Р. Дж., Коллиер, Ю., Менц, Л., и Уилсон, И. (1976). Исследования по поведенческой аудиометрии младенцев: I. Новорожденные. Аудиология, 15 , 85–105.

    ПабМед Google ученый

  • Берк, Л. (2000). Развитие ребенка (5-е изд.). Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Пирсон.

    Google ученый

  • Бертенталь Б. И., Кампос Дж.Дж. и Барретт К. (1984). Самостоятельная локомоция: организатор эмоционального, когнитивного и социального развития в младенчестве. В R. Emde & R. Harmon (Eds.), Непрерывность и разрывы в развитии (стр. 174–210). Нью-Йорк: Пленум.

    Google ученый

  • Бертенталь, Б.И., и Клифтон, Р.К. (1998). Восприятие и действие. В D. Kuhn & RS Siegler (Eds.), Справочник по детской психологии (Познание, восприятие и язык, том 2, стр. 51–102). Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Бхат, А. Н., Галлоуэй, Дж. К., и Ланда, Р. Дж. (2010). Социальные и несоциальные модели визуального внимания и ассоциативное обучение у младенцев с риском развития аутизма. Журнал детской психологии и психиатрии, 51 (9), 989–997.

    ПабМед Google ученый

  • Берч, Э.Э. (1993). Стереопсис у младенцев и его связь с развитием остроты зрения. В К. Саймонс (ред.), Раннее развитие зрения: нормальное и ненормальное (стр. 224–236). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Бронсон, Г. В. (1991). Младенческие различия в скорости визуального кодирования. Развитие ребенка, 62 , 44–54.

    ПабМед Google ученый

  • Браун, А.М. (1990). Развитие зрительной чувствительности к свету и цветовому зрению у младенцев: критический обзор. Vision Research, 30 , 1159–1188.

    ПабМед Google ученый

  • Брайсон, С.Э., Цвайгенбаум, Л., Брайан, Дж., Робертс, В., Сатмари, П., Ромбоу, В., и Макдермотт, К. (2007). Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. Журнал аутизма и нарушений развития, 37 , 12–24.

    Google ученый

  • Бушнелл, И. В.Р., Сай, Ф., и Маллин, Дж.Т. (1989). Неонатальное распознавание лица матери. Британский журнал психологии развития, 7 , 3–15.

    Google ученый

  • Мужество, М.Л., и Адамс, Р.Дж. (1990). Оценка остроты зрения от рождения до трех лет с использованием процедур карты остроты зрения: поперечные и продольные образцы. Оптометрия и наука о зрении, 67 , 713–718.

    ПабМед Google ученый

  • Доусон Г., Карвер Л., Мельцофф А. Н., Панайотидес Х., Макпартланд Дж. и Уэбб С. Дж. (2002). Нейронные корреляты распознавания лиц и объектов у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра, задержкой развития и типичным развитием. Развитие ребенка, 73 (3), 700–717.

    ПабМед Google ученый

  • Доусон Г., Роджерс С., Мансон Дж., Смит М., Винтер Дж., Гринсон Дж. и др. (2010). Рандомизированное контролируемое исследование вмешательства для детей ясельного возраста с аутизмом: Денверская модель раннего начала. Педиатрия, 125 (1), 17–23.

    Google ученый

  • Доусон Г., Уэбб С. Дж., Вийсман Э., Шелленберг Г., Эстес А., Мансон Дж. и др. (2005). Нейрокогнитивные и электрофизиологические доказательства измененной обработки лица у родителей детей с аутизмом: последствия для модели аномального развития социальных цепей мозга при аутизме. Развитие и психопатология, 17 , 679–697.

    ПабМед Google ученый

  • Эймас, П. Д., Сикеланд, Э. Р., Ющик, П., и Вигорито, Дж. (1971). Восприятие речи у младенцев. Наука, 171 , 303–306.

    ПабМед Google ученый

  • Фокс, Н. А., и Макдэниел, К. (1982). Восприятие биологического движения человеческими младенцами. Наука, 218 , 486–487.

    ПабМед Google ученый

  • Гибсон, Э. Дж., и Уок, Р. Д. (1960). «Визуальный обрыв». Scientific American, 202 , 64–71.

    ПабМед Google ученый

  • Гольдштейн, Э. Б. (2002). Ощущение и восприятие (6-е изд.). Пасифик-Гроув, Калифорния: Wadsworth Group.

    Google ученый

  • Happe, FGE (1999). Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль? Trends in Cognitive Sciences, 3 (6), 216–222.

    ПабМед Google ученый

  • Хаттон, Д. Д., Бейли, Д. Б., младший, Бурчинал, М. Р., и Феррелл, К. А. (1997). Кривые развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие ребенка, 68 , 788–806.

    Google ученый

  • Хаксби, Дж. В., Хорвиц, Б., Унгерлейдер, Л. Г., Майсог, Дж. М., Пьетрини, П., и Грейди, К. (1994). Функциональная организация экстрастриарной коры человека: ПЭТ-rCBF исследование избирательного внимания к лицам и местам. Journal of Neuroscience, 14 , 6336–6353.

    ПабМед Google ученый

  • Хобсон, Р. П., Оустон, Дж., и Ли, А. (1988). Что на лице? Случай аутизма. Британский журнал психологии, 79 , 441–453.

    ПабМед Google ученый

  • Джолифф, Т., и Барон-Коэн, С. (1997). Сдают ли люди с аутизмом и синдромом Аспергера тест со встроенными цифрами быстрее, чем обычно? Журнал детской психологии и психиатрии, 38 , 527–534.

    Google ученый

  • Джозеф, Р. М., и Танака, Дж. (2003). Целостное и частичное распознавание лиц у детей с аутизмом. Журнал детской психологии и психиатрии, 44 (4), 529–542.

    ПабМед Google ученый

  • Келлман, П.Дж. (1996). Истоки восприятия объектов. В W. Epstein & S. Rogers (Eds.), Справочник по восприятию и познанию (стр. 3–48). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Клин А., Воробей С. С., де Бильдт А., Чиккетти Д. В., Коэн Д. Дж. и Фолькмар Ф. Р. (1999). Нормированное исследование распознавания лиц при аутизме и связанных с ним расстройствах. Журнал аутизма и нарушений развития, 29 (6), 499–508.

    Google ученый

  • Куль, П. К. (1983). Восприятие слуховых классов эквивалентности речи в раннем детстве. Поведение и развитие младенцев, 6 , 263–285.

    Google ученый

  • Куль, П.К., Коффи-Корина, С., Падден, Д., и Доусон, Г. (2005). Связи между социальной и лингвистической обработкой речи у детей дошкольного возраста с аутизмом: поведенческие и электрофизиологические данные. Наука о развитии, 8 , 1–12.

    Google ученый

  • Куль П., Цао Ф. и Лю Х. (2003). Иноязычный опыт в младенчестве: влияние краткосрочного воздействия и социального взаимодействия на фонетическое обучение. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 100 , 9096–9101.

    ПабМед Google ученый

  • Куль, П.К., Уильямс, К.А., Ласерда, Ф., Стивенс, К.Н., и Линдблом, Б. (1992). Лингвистический опыт изменяет фонетическое восприятие у младенцев к 6 месячному возрасту. Наука, 255 , 606–608.

    ПабМед Google ученый

  • Лабарбера, Дж. Д., Изард, К. Э., Витце, П., и Паризи, С. А. (1976). Визуальные реакции четырех- и шестимесячных младенцев на радость, гнев и нейтральное выражение лица. Детское развитие, 47 , 535–538.

    ПабМед Google ученый

  • Людеманн, П. М. (1991). Генерализованная дискриминация положительной мимики у семи- и десятимесячных детей. Развитие ребенка, 62 , 55–67.

    ПабМед Google ученый

  • Мандлер, Дж. М. (1998). Представление. В D. Kuhn & RS Siegler (Eds.), Справочник по детской психологии (Познание, восприятие и язык, 5-е изд., Том 2, стр. 255–308). Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Марлье, Л., Шааль, Б., и Сусиньян, Р. (1998). Неонатальная реакция на запах амниотической и молочной жидкости: тест перинатальной хемосенсорной непрерывности. Развитие ребенка, 69 , 611–623.

    ПабМед Google ученый

  • Макклири, Дж. П., Акшумофф, Н., Добкинс, К. Р., и Карвер, Л. Дж. (2009 г.). Атипичная обработка лица по сравнению с обработкой объектов и асимметрия полушарий у 10-месячных младенцев с риском развития аутизма. Биологическая психиатрия, 66 , 950–957.

    ПабМед Google ученый

  • Макпартланд Дж. , Доусон Г., Уэбб С., Панагиотидес Х. и Карвер Л. (2004). Потенциалы мозга, связанные с событиями, выявляют аномалии во временной обработке лиц при расстройствах аутистического спектра. Журнал детской психиатрии и психологии, 45 , 1235–1245.

    Google ученый

  • Мельцофф, А. Н., и Бортон, Р. В. (1979). Интермодальное соответствие у новорожденных. Природа, 282 , 403–404.

    ПабМед Google ученый

  • Мерин, Н., Янг, Г.С., Озонофф, С., и Роджерс, С.Дж. (2007). Паттерны зрительной фиксации во время взаимного социального взаимодействия отличают подгруппу 6-месячных детей с риском аутизма от детей сравнения. Журнал аутизма и нарушений развития, 37 , 108–121.

    ПабМед Google ученый

  • Морронджелло, Б.А. (1988). Локализация звуков младенцев по горизонтальной оси: оценки минимального угла слышимости. Психология развития, 24 , 8–13.

    Google ученый

  • Мортон, Дж., и Джонсон, М. Х. (1991). CONSPEC и CONLERN: двухпроцессная теория распознавания лиц младенцев. Psychological Review, 98 , 164–181.

    ПабМед Google ученый

  • Надиг А.С., Озонофф С., Янг Г.С., Розга А., Сигман М. и Роджерс С.Дж. (2007). Проспективное исследование реакции на имя у младенцев с риском развития аутизма. Архивы детской и подростковой медицины, 161 , 378–383.

    Google ученый

  • Нельсон, Калифорния (2001). Развитие и нейронные основы распознавания лиц. Развитие младенцев и детей, 10 , 3–18.

    Google ученый

  • Нельсон, К.А., и Де Хаан, М. (1996). Нейронные корреляты зрительной реакции младенцев на выражение эмоций на лице. Психобиология развития, 29 , 577–595.

    ПабМед Google ученый

  • Олшо, Л. В., Кох, Э. Г., Картер, Э. А., Халпин, К. Ф., и Спетнер, Н. Б. (1988). Чистотоновая чувствительность человеческих младенцев. Журнал Акустического общества Америки, 84 , 1316–1324.

    ПабМед Google ученый

  • Озонофф, С., Стрейер, Д.Л., МакМахон, В.М., и Филлу, Ф. (1994). Способности исполнительной функции при аутизме и синдроме Туретта: подход к обработке информации. Журнал детской психологии и психиатрии, 35 (6), 1015–1032.

    ПабМед Google ученый

  • Паскалис, О., деШонен, С., Мортон, Дж., Дерюэль, К., и Фабр-Грене, М. (1995). Распознавание лиц матери новорожденными: репликация и расширение. Поведение и развитие младенцев, 18 , 79–85.

    Google ученый

  • Прейслер, Г. М. (1991). Ранние модели взаимодействия между слепыми младенцами и их зрячими матерями. Ребенок: уход, здоровье и развитие, 17 , 65–90.

    Google ученый

  • Рафф, Х. А., Салтарелли, Л. М., Капоццоли, М., и Дубинер, К. (1992). Дифференциация деятельности при исследовании предметов младенцами. Психология развития, 28 , 851–861.

    Google ученый

  • Раттер, М., и Исследовательская группа усыновленных детей из Англии и Румынии. (1998). Отставание в развитии и дефицит после усыновления после серьезных глобальных ранних лишений. Журнал детской психологии и психиатрии, 39 , 465–476.

    ПабМед Google ученый

  • Шульц Р. Т., Готье И., Клин А., Фулбрайт Р. К., Андерсон А. В., Фолькмар Ф. Р. и др. (2000). Аномальная активность вентральной височной коры во время распознавания лиц у людей с аутизмом и синдромом Аспергера. Архив общей психиатрии, 57 , 331–340.

    ПабМед Google ученый

  • Сокен, Х. Х., и Пик, А. Д. (1992). Интермодальное восприятие счастливого и злого экспрессивного поведения семимесячными младенцами. Развитие ребенка, 63 , 787–795.

    ПабМед Google ученый

  • Спенс М.Дж. и ДеКаспер А.Дж. (1987). Пренатальный опыт с низкочастотными звуками материнского голоса влияет на неонатальное восприятие образцов материнского голоса. Поведение и развитие младенцев, 10 , 133–142.

    Google ученый

  • Стэк Д.М. и Мьюир Д.В. (1992). Тактильная стимуляция взрослых во время общения лицом к лицу модулирует аффект и внимание пятимесячных детей. Развитие ребенка, 63 , 1509–1525.

    ПабМед Google ученый

  • Штайнер, Дж. Э. (1979). Выражение лица человека в ответ на стимуляцию вкуса и запаха. В HW Reese & LP Lipsitt (Eds.), Успехи в развитии и поведении детей (Том 13, стр. 257–295). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Торн, Б.М., и Хенли, Т.Б. (2001). Связи в истории и системах психологии . Бостон: Хоутон Миффлин.

    Google ученый

  • Трестер, Х., и Брамбринг, М. (1992). Раннее социально-эмоциональное развитие слепых детей. Ребенок: уход, здоровье и развитие, 18 , 207–227.

    Google ученый

  • Уокер-Эндрюс, А.С., и Гролник, В. (1983). Дискриминация голосовых выражений у маленьких детей. Поведение и развитие младенцев, 6 , 491–498.

    Google ученый

  • Уэбб, С.Дж., Доусон, Г., Бернье, Р., и Панагиотидес, Х. (2006). ERP свидетельство нетипичной обработки лица у маленьких детей с аутизмом. Журнал аутизма и нарушений развития, 36 , 881–890.

    ПабМед Google ученый

  • Webb, S.J., Jones, E.J.H., Merkle, K., Murias, M., Greenson, J., Richards, T., et al. (2010). Реакция на знакомые лица, недавно знакомые лица и новые лица по оценке ERP у взрослых с расстройствами аутистического спектра не нарушена. Международный журнал психофизиологии, 77 (2), 106–117.

    ПабМед Google ученый

  • Уайт, Б., и Хелд, Р. (1966). Пластичность сенсомоторного развития у младенцев. В JF Ronsenblith & W. Allinsmith (Eds.), Причины поведения (стр. 60–70). Бостон: Аллин и Бэкон.

    Google ученый

  • Йонас, А., Грандруд, Э.С., Артерберри, М.Е., и Хэнсон, Б.Л. (1986). Восприятие расстояния младенцами с точки зрения линейной перспективы и текстурных градиентов. Поведение и развитие младенцев, 9 , 245–256.

    Google ученый

  • Цвайгенбаум Л., Брайсон С., Роджерс Т., Робертс В., Брайан Дж. и Сатмари П. (2005). Поведенческие проявления аутизма на первом году жизни. Международный журнал неврологии, 23 , 143–152.

    Google ученый

Скачать ссылки

Мозг: Слуховое восприятие | Энциклопедия раннего развития детей


Минна Хуотилайнен, доктор философии, Ристо Няятанен, доктор философии
Университет Хельсинки, Финляндия

PDF-версия

Введение

Слуховое восприятие начинается еще до рождения. 1 В процессе развития человеческий мозг становится высокоспециализированной системой для функций восприятия, памяти и семантики, необходимых для понимания и воспроизведения языка и получения удовольствия от музыки. Вехи этого пошагового развития имеют свою основу в развитии нервной системы и тесно связаны со слуховым воздействием и коммуникативными действиями в детстве.

Субъект

Несколько навыков восприятия речи и музыки присутствуют в мозгу младенца уже при рождении. 2 Мозг новорожденного уже может распознавать знакомые голоса и мелодии внутриутробного периода. Кроме того, новорожденные быстро усваивают новые звуки и уделяют много внимания объединению зрительной и слуховой информации. Им интересно сопоставлять то, что они слышат, с тем, что они видят. Вскоре они узнают соответствия между определенными фонемами и их звуками, а также движения губ, языка и гортани при их воспроизведении. Некоторые навыки восприятия речи и музыки развились в период внутриутробного развития, в то время как другие являются более «жесткими». В течение первых нескольких лет слуховое восприятие становится настолько точным и эффективным, что позволяет понимать быструю речь даже в шумных условиях, получать удовольствие от музыки и извлекать детальную информацию из звуков окружающей среды. 3

Проблемы

Без методов исследования мозга было бы очень трудно определить навыки восприятия и памяти у младенцев. Большинство методов исследования в настоящее время позволяют использовать только очень простые поведенческие парадигмы, сравнивающие два коротких звуковых паттерна, но исследования продвигаются в сторону более экологических парадигм. Основная проблема при использовании поведенческих методов заключается в том, что результаты зависят не только от навыков восприятия и памяти ребенка, но и от его мотивации и состояния возбуждения.

Контекст исследования

Традиция исследования когнитивного мозга движется к более экологически обоснованным парадигмам исследования, использующим естественные слова и речь. Потенциалы, связанные с событием (ERP) , 4 , извлеченные из электроэнцефалограммы (ЭЭГ) , предоставляют точную информацию о мозговых процессах, лежащих в основе слухового восприятия и функций памяти (т. сходства между звуками), тогда как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) 5 обеспечивает хорошее пространственное разрешение в областях, участвующих в задачах восприятия у младенцев и детей. Негативность несоответствия (MMN), 6,7,8 , особенно при регистрации в новых эффективных парадигмах, таких как многофункциональная парадигма, 9,10,11 , является ключевым инструментом в области исследований ERP, поскольку в настоящее время обеспечивает меру точности восприятия для всех наиболее важных акустических параметров, таких как частота, интенсивность, продолжительность, временная структура и местоположение источника звука. 10,11 Кроме того, для звуков речи могут быть изучены такие параметры, как идентичность гласных и согласных, высота голоса и другие. 11 Кроме того, этот тип парадигмы в настоящее время разрабатывается для определения способностей к восприятию различных аспектов естественной речи и музыкальных звуков, которые также можно использовать у младенцев. Если проблемы с восприятием речи наблюдаются в младенчестве, для укрепления перцептивных навыков доступны некоторые экспериментальные методы обучения. В будущем очень ранние методы тренировки восприятия речи могут стать частью стандартного ухода за такими младенцами.

Ключевые вопросы исследования

Какие этапы развития связаны со слуховым восприятием и памятью? Каковы нейронные корреспонденты этих вех? Какова роль слухового воздействия в развитии слуха? Можно ли обнаружить ранние проблемы со слуховым восприятием у ребенка, которые могут привести к таким проблемам, как дислексия или задержка речи, с помощью измерений мозга? Какие контрмеры доступны, когда наблюдаются такие проблемы? В настоящее время исследования сосредоточены как на понимании основных механизмов слухового восприятия в мозге младенцев, так и на применении этой информации для понимания проблем восприятия речи у отдельных младенцев и детей, а также для демонстрации результатов различных методов обучения.

Недавние результаты исследований

Недавние результаты исследований со здоровыми людьми показали, что мозг новорожденного на удивление способен обнаруживать звуки, различия в звуковых характеристиках и даже закономерности в слуховой среде. 12 Недавние результаты прикладных исследований показывают, что существуют явные дефициты, в частности, в реакции MMN, уже у новорожденных и у детей раннего возраста, когда они рождаются недоношенными, 13 имеют повышенный риск дислексии, 14 или страдали нарушением обмена веществ во время беременности. 15 У некоторых младенцев реакции мозга, связанные с обнаружением изменений в длительности звука речи или изменении фонемы, очень слабые или отсутствуют. Это означает, что автоматические механизмы, обнаруживающие изменения звуков речи в мозгу здорового младенца, не работают, как обычно, что затрудняет обнаружение звуков речи.

Пробелы в исследованиях

В настоящее время существует несколько идей по очень раннему устранению проблем с восприятием речи и усвоением языка. В этих методах часто используется пассивное обучение (т. е. обучение по кассетам, говорящим игрушкам и т. д.). Нам нужны научные доказательства того, работают ли эти методы и как они работают, и какой из них будет наиболее оптимальным.

Выводы и последствия

Слуховая система в головном мозге плода и новорожденного находится в стадии быстрого развития. Важно направить это развитие в его естественное русло. Это обеспечивается за счет создания для младенца и ребенка слуховой среды, защищенной от сильных или непрерывных шумов и включающей в себя много направленной на ребенка речи и музыки, особенно пения. Фоновая речь или музыка, например из телевизора, не способствуют языковому развитию ребенка; речь и музыка должны быть обращены к ребенку в живой ситуации и в коммуникативной манере. Даже младенцы могут участвовать в общении. Младенцы очень быстро учатся. Общение между младенцами и детьми старшего возраста очень эффективно для обучения речи.

Слуховая система особенно уязвима после преждевременных родов. Для этих младенцев должна быть обеспечена спокойная обстановка с ориентированной на младенца речью и пением в соответствии с индивидуальным графиком младенца, если это возможно, даже в период интенсивной терапии.

Младенцы учатся произносить фонемы методом проб и ошибок, слушая и глядя на говорящего. Для обучения речи важно, чтобы младенец и говорящий находились в зрительном контакте. Продолжительность зрительного контакта определяется ребенком или младенцем и зависит от возраста младенца, начиная с нескольких секунд.

Очень важно, чтобы дети, которые плохо учатся говорить, слушали речь на тихом фоне.

Совместное внимание необходимо для обучения речи. Взрослые должны активно искать общие моменты внимания с младенцами. Когда младенец указывает на предмет, а взрослый несколько раз произносит название предмета, младенец очень быстро выучит это название.

Ссылки:

  1. Lecanuet JP, Schaal B. Сенсорные способности плода. Европейский журнал акушерства, гинекологии и репродуктивной биологии 1996;68:1-23.
  2. Куль ПК. Раннее овладение языком: взлом речевого кода. Nature Reviews Neuroscience 2004; 5:831-843.
  3. Цвикер Э., Фастл Х. Психоакустика: факты и модели . 2-е обновленное изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер; 1999. Серия Springer по информационным наукам.
  4. Удача SJ. Введение в технику потенциалов, связанных с событиями . Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2005.
  5. Dehaene-Lambertz G, Dehaene S, Hertz-Pannier L. Функциональная нейровизуализация восприятия речи у младенцев. Наука 2002;298:2013-2015.
  6. Näätänen R, Gaillard AWK, Mäntysalo S. Переосмысление эффекта раннего селективного внимания на вызванный потенциал. Acta Psychologica 1978; 42: 313–329.
  7. Näätänen R. Отрицательность несоответствия: мощный инструмент для когнитивной нейробиологии. Ухо и слух 1995;16:6-18.
  8. Näätänen R, Paavilainen P, Rinne T, Alho K. Негативность несоответствия (MMN) в фундаментальных исследованиях центральной слуховой обработки: обзор. Клиническая нейрофизиология 2007;118:2544-2590.
  9. Няатанен Р., Пакаринен С., Ринне Т., Такегата Р. Негативность несоответствия (MMN): на пути к оптимальной парадигме. Клиническая нейрофизиология 2004;115:140-144.
  10. Пакаринен С., Такегата Р., Ринне Т., Хуотилайнен М., Няятанен Р. Измерение обширных профилей слуховой дискриминации с использованием отрицательности несоответствия (MMN) слухового потенциала, связанного с событием (ERP). Клиническая нейрофизиология 2007;118:177-185.
  11. Kujala T, Lovio R, Lepistö T, Laasonen M, Näätänen R. Оценка мультиатрибутной слуховой дискриминации при дислексии с отрицательным несоответствием. Клиническая нейрофизиология 2006;117:885-893.
  12. Teinonen T, Fellman V, Näätänen R, Alku P, Huotilainen M. Статистическое изучение языка у новорожденных, выявленное с помощью потенциалов мозга, связанных с событиями. BMC Neuroscience 2009; 10:21.
  13. Jansson-Verkasalo E, Valkama M, Vainionpää L, Pääkkö E, Ilkko E, Lehtihalmes M.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *