Особенности познавательных процессов в раннем возрасте – Развитие познавательных процессов в раннем возрасте
Развитие познавательных процессов в раннем возрасте
Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов, в процессе которого развиваются все познавательные процессы.
Развитие речи
Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами “взрослой” речи.
В этот период происходит следующее увеличение словарного запаса ребенка: 1 год – 10 слов; 1г.8м. – 100 слов; 2 г. – 300 слов и более; 3 г. – 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“мама идет”), действие и объект действия (“дай булку”, “хочу конфету”), или действие и место действия (“книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
Речь становиться полноценным средством общения, и основным средством познания. Для развития речи у детей взрослым необходимо: говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи; больше разговаривать, показывать и называть предметы; рассказывать сказки; стимулировать стремление ребенка заговорить, давая ему поручения (сказать, сообщить, позвать).
Восприятие
Восприятие вплетено в ведущую деятельность, связано с выполняемыми предметными действиями. Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний, однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Основа развития восприятия: овладение предметной деятельностью, выполнение действий, требующих учета различных свойств предметов.
Внимание и память: непроизвольны.
Мышление
Мышление – наглядно-действенное, основанное на восприятии и действии с предметами. Мыслительные действия предполагают установление связей между предметами для достижения цели.
Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи – формирование обобщений, первоначально возникающих в процессе действия и затем закрепляющихся в слове. Благодаря обобщению происходит выделение предмета (свойств, функций), что означает начало логической переработки материала, осмысление, осознание окружающего мира.
Главным стимулом совершенствования умственной деятельностиу “ходячих” детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, по Ж.Пиаже. В этом возрасте они проходят
studfiles.net
Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте
Охарактеризуйте особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте.
Восприятие
Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они гласят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».
Л. В. Обухова отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявляется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отделены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.
Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится
соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета.
В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.
Л. С. Выготский делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Возраст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.
Внимание.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы произвольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8—10 минут.
Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Память.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не видит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследований:
— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;
— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.
В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Мышление.
Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».
С расширением предметной деятельности ребенок начинает понимать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии детского мышления».
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка данного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов).
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.
У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эффективность решения практических задач.
В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует перестройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдении В. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.
Воображение.
Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.
Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.
Воображение в раннем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка.
Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ребенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)
М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».
nsportal.ru
Вопрос 36. Развитие познавательных процессов, мышления и речи в раннем возрасте.
Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием его речи.
Овладению речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овладению речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала вокализации, слово – это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и конечно, общения.
Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Для того, чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, что обобщение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения.
Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга – мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь – в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются, совпадают. По словам Л.С. Выготского, происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека. Выготский рассматривал значение слова «не только как единство мышления и речи, но как единства общения и обобщения, коммуникации и мышления». Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни – вербальному речевому мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны.
Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.
Вопрос 37.Особенности предметной и игровой деятельности в раннем возрасте.
Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.
Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости.
По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка: овладение прямой походкой; овладение активной речью ; развитие предметной деятельности.
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.
Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.
Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.
Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.
К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.
Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.
Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.
Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.
Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).
Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.
Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.
studfiles.net
Развитие познавательных процессов в раннем детстве — КиберПедия
В условиях манипулирования предметами, усвоения их основных функций интенсивно развиваются познавательные процессы детей раннего детского возраста: восприятие, мышление, воображение и речь.
Этот возраст интересен тем, что из всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов.
Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.По мнению Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение.К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Однако, как отмечает Л. А. Венгер и В. С. Мухина, точность и осмысленность этого восприятия еще невелики. Так ребенок 2 лет еще не может достаточно точно определить свойства предметов, их фору, величину, цвет и т.п. Сами предметы он определяет не по сочетанию свойств, а по отдельным бросающимся в глаза признакам.
В ходе выполнения предметных действий ребенок раннего возраста учится сравнивать свойства воспринимаемых предметов с усвоенными образцами. Большое значение для развития умения соотносить отдельные свойства предметов с заданными образцами имеют различные развивающие игрушки (кубик с прорезями, сборно-разборные игрушки).
В раннем детском возрасте уже можно наблюдать у ребенка выделение пространственных отношений между предметами. Восприятие детей этого возраста эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями. Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Особенно большое значение имеет развитие речевого, фонематического слуха. Действия слухового восприятия – это не только действия, основанные на слушании, но и на самостоятельном произнесении звуков. (Пример. Андрюша, 2,7 мес.: «Занги лукава. Они глинные». Мама говорит: «Послушай, д-д-д-длинные». Повторяет: «Д-д-д-глинные»).
Как считают специалисты, для развития восприятия ребенка раннего детства нужно знакомить его с различными разновидностями форм и цветов предметов. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Однако он еще не может научиться правильно называть эти формы и цвета, зато без труда узнает их.
В ходе сенсорного развития ребенка необходимо показывать детям, что форма, цвет и величина – это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и различать. Это способствует развитию восприятия ребенка раннего детства.
В раннем детстве формируется наглядно-действенное мышление и первичные формы наглядно-образного мышления. Ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения, учитывать их в своих действиях. Например, ребенок строит домик из кубиков в непосредственной близости от двери, которая открывается внутрь. В определенный момент он понимает, что, если откроется дверь, то домик из кубиков будет разрушен. Он становится на коленки и руками отодвигает свою «постройку» в безопасное место. Выполняя пробы, направленные на достижение цели, и, замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Это способствует развитию наглядно-действенного мышления.
Большое значение для развития мышления ребенка раннего возраста имеют орудийные действия – когда предмет используется как орудие (вылавливание игрушки из воды сачком, доставание закатившегося под шкаф мяча палкой или линейкой).
По мере накопления опыта практических действий ребенок перестает осуществлять реальные пробы. Он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. Оно зарождается на этом этапе развития ребенка, но преобладающим видом становится только впоследствии.
Мозг ребенка пластичен, что позволяет достаточно легко запечетлевать получаемый опыт. Это приводит к тому, что в раннем детстве интенсивно развивается память. Чаще всего память у детей в раннем детстве проявляется в активном восприятии-узнавнии. Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная память, частично – образная. Значительно возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирующим видом памяти в раннем детстве по-прежнему остается непроизвольная память.
Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует теперь не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Пример. Катюше 2 года и 8 месяцев. Перед сном, как обычно мама ей читает сказки. Одной из самых любимых у Кати является сказка Ш. Перро «Красная шапочка». Читая, мама решила сократить сказку и пропустила один абзац. На что тут же услышала: «Непанина титаешь. Надо дальше титать так: «А Класная Сапатька посла по самой длинной доложке…» И так далее точно по тексту, целый абзац наизусть. Однако, такое запоминание, как отмечают психологии, ничего не говорит ни об общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных его особенностях. Это результат пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям этого возраста.
Воображение развивается очень активно, но оно не связано с реальностью. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Поэтому образы воображения создаются при малейшем намеке на сходство одних предметов с другими. Несмотря на то, что воображение носит скорее воссоздающий характер, в этом возрасте появляются и первые собственные сочинения ребенка: сказки, рассказы, небольшие стишки.
В раннем детстве ребенок сензитивен к развитию речи. Качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка объясняется возникающим противоречием между желанием ребенка побольше узнать об окружающем мире и невозможностью осуществить это своими силами. Он вынужден обращаться за помощью к взрослым, но имеющихся в наличии средств общения (жестов, мимики, автономной речи) оказывается недостаточно.
Развитие речи идет по 2 направлениям:
· совершенствуется понимание речи взрослых;
· формируется собственная активная речь.
На данном этапе развитие речи связано не только с общением с взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте появляется ситуативная речь, которая связана с практической деятельностью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).
На третьем году возрастает речевая активность ребенка. Ребенок овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи используются преимущественно одно-двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам. Однако, часто, усваивая грамматические формы, ребенок допускает ошибки. Так, иногда по аналогии дети этого возраста могут использовать окончания не тех склонений (Например, «забил молотком» – по аналогии ребенок говорит «забил ложком»).
В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.
Итак, к концу раннего детства складывается активная речь ребенка и основные структуры языка. К трем годам ребенок овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основное средство общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Она становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением. Таким образом, следует заключить, что развитие речи является основным новообразованием этого возраста.
В этом же возрасте можно наблюдать первые формы проявления самосознания ребенка. Первичное самосознание проявляется в названии себя по имени, узнавании себя и в первичной самооценке. После полутора лет, а иногда и после двух лет ребенок узнает себя в зеркале. В видеофильме в 2 года легко узнает свои игрушки, комнату, ситуацию, а про себя может сказать «Это мальчик» или назвать себя по имени «Это Саша». Позднее ребенок начинает узнавать свои действия в прошлом: «Да, да! Я это делал!». Теперь он поднялся в своем развитии еще на одну ступеньку: он помнит себя в момент съемки. Если с ребенком много общаются, он достаточно рано начинает использовать местоимение «я».
Важным компонентом самосознания является самооценка личностью самой себя, своих физических и психических качеств. Зарождаться самооценка у ребенка начинает к концу раннего возраста. Ребенок начинает осознавать свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых. Для обозначения себя появляется личное местоимение «Я». Это ведет к потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я». Однако интенсивного своего развития самооценка достигает лишь в дошкольном возрасте.
Ребенок сравнивает себя с взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономииипротивопоставлении своих желаний желаниямитребованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить свои отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает личное действие и личное желание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
cyberpedia.su
Развитие психических процессов в раннем возрасте.
Князева Ольга Викторовна
педагог – психолог 1 категория
E-mail: [email protected]
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Условия развития познавательных психических процессов, подъем их на более высокий уровень — это практика, исследовательские действия ребенка.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает:
— задачи сенсорного развития
— формирование мышления
— формирование речи
— формирование памяти
— формирование воображения
— формирование внимания
— ориентировки в окружающем
— обогащение разнообразными впечатлениями.
Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых являются форма и величина.
Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.
В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.
Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяет направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, и совершенствование свойства самого внимания .
Ребенок способен выполнять интересную для него деятельность, но не смотря на это, он испытывает трудности в переключении и распределении внимания.
Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Например: ребенок увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.
В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием .
В процессе игры дети лучше запоминают .
Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.
В раннем детстве обогащается содержание представлений, поэтому, возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение. Бурное развитие получает словестная память.
Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.
В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.
Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета — заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.
Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышление характеризуется обобщенностью и ответственностью.
В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:
— расположение в пространстве
— группировка предметов одного цвета, формы, размера
— сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени
— выделение основных свойств предметов
— координация движений рук и зрения
— формирование числовых представлений
Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи.
Ребенок — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
Литература
- Е.В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006;
- Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» М, «Экзамен», 2006;
- Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» М, «Мозаика-Синтез», 2005.
journalpro.ru
Вопрос 7. Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
Возрастная периодизация развития личности – развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.
Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности.
Выделяются собственно возрастные этапы формирования личности:
– ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3),
– детсадовское детство (3-7),
– младший школьный возраст (7-11),
– средний школьный возраст (11-15),
– старший школьный возраст (15-18).
В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при превалировании тактики “семейного сотрудничества”), либо оборачивается для ребенка зачастую совершенно не осознаваемыми родителями отрицательными сторонами, которые присущи менее развитым группам (если в семье взрослые придерживаются, например, тактики “диктата” или же “слепой опеки”). В зависимости от характера семейных отношений изначально складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца.
Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3-4 лет нередко протекает одновременно и в детском саду. Переход на этот новый этап развития детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей и т. д. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей.
Младший школьный возраст дает школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников. Эта группа управляется учительницей. Последняя, используя аппарат отметок, регулирует взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе “как к другому”. Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.
Вступление в подростковый период по сравнению с предыдущими имеет ту особенность, что не предполагает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, возникновение дружеских компаний у старших подростков и т. д.) при определяемой половым созреванием существенной перестройке организма. Сама группа становится другой, качественно изменяется. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создает внутри класса две половозрастные группы. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминирует иная деятельность и иные ценностные ориентации. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения.
Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
studfiles.net
Консультация (младшая группа) на тему: Особенности развития познавательно-психологического процесса в младшем возрасте.
Особенности развития познавательно-психологического процесса в младшем возрасте.
Особенности развития познавательно-психологического процесса в младшем возрасте.
Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако, сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 3 до 4 лет – наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Задача взрослого на данном этапе – активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка.
Ребёнок познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. Период младшего дошкольника – это период совершенствования предметного восприятия. В связи с этим специалисты утверждают, что развитие способности восприятия внешних признаков предмета – формы, цвета, размера, обязательно ведёт в дальнейшем к формированию и развитию мыслительных операций, так как формирует способность считывать внутренние свойства вещей и предметов, объединять в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак, вычленять из группы. В дальнейшем это формирует и совершенствует владение операциями классификации, обобщения, смыслового соотнесения.
Ведущей деятельностью ребёнка младшего дошкольного возраста является игровая деятельность. Малыш начинает активно демонстрировать первые игровые действия, они могут быть достаточно хаотичные и кратковременные, но при этом являются важным элементом интеллектуального и физического развития ребёнка. Первые игровые действия ребёнка являются имитацией его отношений со взрослым миром и следствием его общения с ним, так как изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше ребёнок интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Ребёнок начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности. Происходит это в двух направлениях – восприятие мира взрослых и мира сверстников. Воспринимая мир взрослых, дети, как правило, слепо копируют слова и действия родителей и значимых для ребёнка взрослых независимо от того, являются ли они положительными либо наоборот. Потому крайне важно в присутствии малыша следить за собственным поведением и выражениями.
В зависимости от этих изменений, происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.
Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит ребенка к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.
Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Ребёнок постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.
Развивается звуковая сторона речи, ребёнок говорит и слышит правильно. Интенсивно растет словарный запас речи. Для речи в младшем возрасте характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения. Ребенок в этом возрасте овладевает всеми формами речи присущие взрослым, появляются монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, которая включает согласование игровых действий.
Запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, то есть без специального обучения мнемическим операциям у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием.
У большинства нормально развивающихся детей младшего возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызывает у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить. Было показано, что развитие памяти тесно связано с развитием мышления у ребенка.
Ребенок не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.
Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия.
А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи.
Н.Н.Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:
1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане.
3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретического выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задачи.
5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Важный вывод, который был сделан Н.Н.Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными.
То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно, что является важной предпосылкой к готовности перехода на новую ступень развития – старший дошкольный возраст.
Список литературы:
- Валитова В. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Минск, 1997 г
- Мухина В. Возрастная психология. – М, 1998 г.
- Немов Р.С. Психология. – М. 2005 г., Т. 2.
- Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981 г.
nsportal.ru