Разное

Особенности поведения подростков: Особенности поведения подростков

Особенности поведения подростков

Авторы:врач, к. м. н., Юдинцева М. С., [email protected]врач, к. м. н., Толмачева Е. А., [email protected]
врач, научный директор АО “Видаль Рус”, Жучкова Т. В., [email protected]

Подростковый возраст – непростой этап взросления, который в среднем длится с 12-13 до 18 лет и сопровождается бурным ростом, серьезными физиологическими и психологическими изменениями. Так как в организме подростка происходит множество изменений, многие поведенческие особенности могут быть вызваны физиологическими процессами, половым созреванием, гормональными изменениями  в организме.  Сильный отпечаток подростковый возраст откладывает и на нервную систему, в которой в этом возрасте процессы возбуждения преобладают  над процессами торможения. Все эти изменения делают подростков излишне возбудимыми, провоцируют сильные эмоциональные реакции даже на незначительный с взрослой точки зрения стресс, а также излишне импульсивное и истеричное поведение.

В то же самое время подросток занят поисками себя и формированием собственной идентичности. Самыми значимыми людьми в жизни подростка являются уже не родители и родственники, а друзья и компании сверстников. Попытки завоевать авторитет у значимой группы сверстников могут толкнуть вчерашнего ребенка на весьма необдуманные поступки. Особенно сложно для родителей бывает принять тот факт, что поиск себя и своего места в жизни подросток часто начинает с того, что отвергает родительские ценности и бунтует против родительского авторитета. Очень активно подростки сопротивляются и родительской заботе, почти всё время, принимая ее за контроль и всячески пытаясь отвоевать свою независимость и автономность.

Поиски себя часто приводят подростков к неформальным группам, с ярко выраженным лидером, кодексом поведения, а также особенностей внешнего вида. Любимая музыка, спортивный клуб или хобби позволяют подросткам создавать свои закрытые группы и часто становятся более значимым местом для проявления своих способностей и талантов, чем школьные занятия, дополнительные курсы или любые предложенные родителями виды деятельности. При этом интересы подростков очень переменчивы и их мировоззрение вместе с соответствующим поведением может изменяться буквально каждый день.

Родители часто отмечают противоречивость подросткового поведения. Так грубое и агрессивное поведение может смениться излишней ранимостью и эмоциональностью. А периоды лихорадочной активности – апатией, когда подростки становятся угрюмыми и проводят дни, закрывшись в своей комнате. Все особенности поведения в подростковом возрасте являются нормальной частью процесса сепарации и взросления. Однако этот возраст является одним из самых сложных и иногда подростку может понадобиться помощь психолога для того, чтобы успешно пройти кризисный этап подросткового возраста. Родителям следует обратить внимание на своего подростка в том случае, если поведение постоянно  излишне агрессивно или слишком ранимо. Тревожится необходимо, когда затягиваются периоды апатии, так как подростковые депрессии – явление не такое редкое, как думают многие родители. Важным фактором успешного прохождения через подростковый кризис является умение родителей разговаривать с взрослеющим ребенком, идти на компромиссы и предоставлять ему больше свободы, при этом сохраняя границы дозволенного.

Если у подростка сохраняется контакт с родителями, то остальные проявления – это просто нормальный этап взросления. Переживать родителям стоит тогда, когда их ребенок замыкается в себе и отказывается идти на контакт.  Таким образом, сохранение доверия между подростком и родителями – один из ключевых факторов способности семьи успешно проходить через кризисы. Очень часто лучшим решением является консультация у психолога, которая особенно уместна, когда проблемы в отношениях подростка и родителей только начинаются и многие негативные моменты подросткового возраста могут быть сглажены, чтобы этот период прошел успешно и с минимальными потерями для всей семьи.

Особенности подросткового возраста – памятка для родителей – РУССКАЯ ШКОЛА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

(по материалам Рунета)

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается  по-разному: от 15 до 17-18 лет.

Особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте. Подростковый возраст может протекать весьма бурно, сопровождаясь серьёзными кризисами в 13, 15 и 17 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.  В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных заболеваний), а также снижением интереса к учебной деятельности.

В 12–13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

Суждения подростков не всегда бывают объективными. В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом.

В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением

походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка.

Психологические особенности младшего подросткового возраста.

Младший подростковый возраст (7- 8 классы в Австралии) – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии.

  1. Начало бурного психофизиологического развития: изменение пропорций тела и силы мышц приводят к временным нарушениям координации движений, возникают трудности в устной и письменной речи. Гормональная перестройка, подростковый кризис 12-13 лет.
  2. Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение. Активно развиваются дружеские связи, наблюдаются признаки первой любви.
  3. Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том, чтобы ему дали проявлять самостоятельность как взрослому, и нуждается в опеке, защите, как ребенок
  4. Чувство взрослости (переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка приобрести умения и качества взрослого человека, воплощающие образцы «настоящего мужчины» и «идеальной женщины», стремление делать что-то полезное).
  5. Самооценка складывается на основе объективной оценки всей его деятельности (когда оценивают другие), на оценке собственных способностей, интересов в учебе («могу –не могу») и на оценке своей внешности( «красивый- некрасивый»)
  6. Мотивация учения. У подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает интерес к окружающему миру, преобладает мотив общения со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации: учение приобретает личностный смысл («учусь для себя»)
  7. Специфика интересов: интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками. Появляется «мода на интересы»- безоглядность какого-нибудь увлечения, когда интерес вдруг приобретает для подростка сверхценный характер (музыка, граффити, спорт и т.д.)
  8. Подростковые обманы и ложь возникают на почве боязни не соответствовать группе сверстников и одновременно пойти против воли родителей. Это заставляет подростка «выкручиваться» – врать и друзьям и родителям, чтобы сохранить свою самооценку и положение.
  9. Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей (объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами при этом не умеют «по-взрослому» выражать чувства. Возникает определенная неловкость в детско-родительских отношениях: и те и другие сомневаются в любви друг друга и даже конфликтуют по этому поводу.
  10. Возникновение «ценностного конфликта»: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости, обвинение взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и ценностям, которые проповедуют.
  11. Подростковая лень связана с функциональным состоянием подростка. Бурный рост, созревание организма, психологические изменения приводят к повышенной утомляемости, снижению работоспособности. Кризис 13 лет – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм и правил («я уже не ребенок») Смысл подросткового кризиса: через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Симптомы кризиса 13 лет:

  1. упрямство
  2. строптивость
  3. негативизм
  4. своеволие
  5. протест-бунт
  6. обесценивание взрослых
  7. неприкосновенность личной жизни
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком.

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка – общение со сверстниками. Учеба отходит на второй план. Для детей главное – не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее их положение (лидер, авторитет, друг), поэтому родителям важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.

Подростки много знают, но часто не умеют управлять своим поведением, отсюда задача родителей – воспитание силы воли у подростков, путем научения его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям ребенка (например, закончить четверть без “троек”).

Родителям важно научить подростка составлять план действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению).

Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые; чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам.

В решении «ценностных конфликтов» родители должны, с одной стороны, не соглашаясь с подростком аргументировано отстаивать собственную позицию (спокойное, доброжелательное противодействие), а с другой стороны изменить прежние формы выражения своих чувств по отношению к своему ребенку-подростку, перейти на «взрослый уровень» эмоционального реагирования, уметь оказывать своему ребенку психологическую поддержку –  замечать малейшие достижения ребенка, опираться на его сильные стороны, избегать подчеркивания промахов; показывать, что вы удовлетворены ребенком, внести юмор во взаимоотношения с ним, демонстрировать оптимизм.

Помните, что вы тоже были детьми и совершали много ошибок. Подростки ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе!

Подростковое поведение

Подростковый возраст является важным этапом развития, характеризующимся выраженными биологическими и физиологическими изменениями.

С точки зрения поведения подростковый возраст связан с неустойчивыми эмоциями и поведением, проверяющим границы, поскольку люди исследуют и утверждают свою личность, учатся ориентироваться в отношениях со сверстниками и переходят к независимости.

Самые сильные стереотипы подросткового возраста отражены в бесчисленных телевизионных шоу и фильмах: появление сексуального интереса и поведения, дилеммы принятия решений. Это поведение изучается в двух недавних работах.

Moadab и коллеги (2017, Behavioral Neuroscience ) (PDF, 307 КБ) исследуют, как раннее повреждение миндалевидного тела и гиппокампа влияет на социальное поведение у самок макак-резусов-подростков. Это продолжение их лонгитюдного анализа аффективного и социального поведения у макак-резусов, которые получили поражения в возрасте двух недель, а затем были помещены в социальное жилье (см. В центре внимания статьи: Раннее повреждение миндалевидного тела или гиппокампа оказывает тонкое влияние на социальное поведение взрослых).

В этом исследовании социальные группы, состоящие из одного взрослого самца, одной самки с поражением миндалевидного тела, одной самки с поражением гиппокампа и одной контрольной самки, были сформированы, когда самки достигли начала половой зрелости (примерно 4 года). Наблюдения в течение первого месяца формирования группы показали, что в то время как контрольные самки и самки с поражением гиппокампа взаимодействовали с самцом предсказуемым образом, самки с поражением миндалевидного тела проводили меньше времени, взаимодействуя с самцом, и демонстрировали меньше поведения, сигнализирующего о сексуальном или репродуктивном интересе (например, контакт, близость, взаимное ухаживание).

Это могло быть связано либо с влиянием повреждения миндалины на гормональную функцию, что повлияло бы на социальное поведение, связанное со спариванием, либо с тем фактом, что повреждение миндалевидного тела повлияло на статус доминирования (все, кроме одной, самки с повреждением миндалины имели самый низкий социальный статус). ранжирование), что дало бы этим животным меньший доступ к самцу.

Моадаб и др. исследовать вклад миндалевидного тела в развитие типичного социального поведения по мере того, как животные достигают половой зрелости. Как обычно напоминают нам подростковые драмы, сексуальное развитие часто связано с дилеммой принятия решения, которая влечет за собой оценку риска.

Somerville и коллеги (2017, Journal of Experimental Psychology: General ) (PDF, 315 КБ) предложил участникам в возрасте 12–28 лет сыграть в игры с однорукими бандитами, в которых были представлены два варианта выбора, различающиеся средней величиной вознаграждения. Каждая игра начиналась с четырех фиксированных выборов (сделанных компьютером). В некоторых играх фиксированные варианты были равномерно распределены между двумя вариантами, поэтому участники имели одинаковое количество информации о каждом варианте. В других играх фиксированные варианты были распределены неравномерно (один вариант выбирался один раз, другой – три раза). Зависимой переменной был выбор участников при их первом свободном выборе.

Хотя общий уровень исследования не менялся с возрастом, стратегическое использование исследования отличалось от подросткового до взрослого возраста, особенно в случаях, когда один бандит имел более высокую ценность вознаграждения, а другой содержал более высокую информационную ценность (т. е. меньше предыдущих выплат, отображаемых во время фиксированный выбор).

Когда в игре был только один свободный выбор, все участники обычно использовали вариант с высокой наградой. Однако в играх, где участники в конечном итоге должны были сделать шесть бесплатных выборов, увеличение возраста было связано с усилением тенденции к исследованию, что отражалось в тенденции выбирать вариант с более низкой ценностью и более высокой информацией.

Эти результаты свидетельствуют о том, что принятие решений в подростковом возрасте не ограничивается неспособностью рассмотреть горизонт принятия решений, поскольку количество возможных вариантов будущих решений влияет на исследовательское поведение. Вместо этого связанные с возрастом изменения в стратегии принятия решений от подросткового возраста до взрослой жизни возникают из-за изменения ценности, приписываемой немедленному вознаграждению, по сравнению с полезностью информации в будущем.

Цитаты

  • Моадаб, Г., Блисс-Моро, Э., Бауман, М. Д., и Амарал, Д. Г. (2017). Раннее повреждение миндалевидного тела или гиппокампа влияет на социальное поведение девочек-подростков во время формирования группы. Поведенческая неврология, 131 (1), 68–82. http://dx.doi.org/10.1037/bne0000181
  • Somerville, LH, Sasse, S.F., Garrad, M.C., Drysdale, A.T., Abi Akar, N., Insel, C., & Wilson, R.C. (2017). Диаграмма расширения стратегического исследовательского поведения в подростковом возрасте. Journal of Experimental Psychology: General, 146 (2), 155–164. http://dx.doi.org/10.1037/xge0000250

Подростковое поведение

В возрасте примерно 12–18 лет вы можете ожидать, что развитие вашего ребенка будет включать в себя множество предсказуемых физических и умственных вех, но также и некоторые изменения, которые могут вызвать у него беспокойство и замешательство. Вот некоторые вещи, на которые следует обратить внимание во время этого перехода, а также несколько советов, как справиться с этими многочисленными изменениями у подростков, согласно данным Национального института здоровья.

В подростковом возрасте у детей развиваются способности:

  • Понимать абстрактные идеи (такие как высшие математические понятия и философия), а также развивать моральные понятия и взгляды, включая права и привилегии
  • Устанавливайте и поддерживайте отношения, научившись делиться близостью, не чувствуя беспокойства или подавленности
  • Начать более зрело чувствовать себя и свое предназначение
  • Подвергнуть сомнению старые значения, не теряя их идентичности
  • Добиваться независимости и бросать вызов авторитетам

Физическое развитие

В подростковом возрасте молодые люди претерпевают множество изменений, переходя от детства к физической зрелости. Ранние препубертатные изменения происходят, когда появляются вторичные половые признаки. Это черты, которые отличают два пола, но не являются непосредственно частью их репродуктивной системы; например, у мальчиков растут волосы на лице или бедра девочек становятся шире. Эти физические изменения и реакция на них подростка влияют на эмоциональное и сексуальное поведение молодых людей. Узнайте больше о сексуальном развитии подростков и получите советы для родителей о сексуальности.

Поведение

Внезапные и быстрые физические изменения, через которые проходят подростки, могут сделать их очень застенчивыми, чувствительными и обеспокоенными изменениями собственного тела. Они могут болезненно сравнивать себя со сверстниками.

Поскольку физические изменения могут происходить не по гладкому и регулярному графику, подростки могут проходить этапы неуклюжести как в отношении внешнего вида, так и физической координации. Девочки могут беспокоиться, если они не готовы к началу менструального цикла. Мальчики могут волноваться, если не знают о ночных поллюциях.

В подростковом возрасте для молодых людей нормально отделяться от родителей и устанавливать свою личность . В некоторых случаях это может происходить без проблем со стороны родителей и других членов семьи. Однако в некоторых семьях этот обычный подростковый бунт может привести к конфликту , поскольку родители могут попытаться сохранить контроль.

По мере того, как подростки отдаляются от родителей в поисках себя, их друзья становятся все более важными.

  • Их группа сверстников может стать убежищем, в котором подросток может проверить новые идеи.
  • В раннем подростковом возрасте группа сверстников обычно состоит из неромантичных друзей, часто включающих «клики», клубы или банды. Члены группы сверстников часто пытаются вести себя одинаково, одинаково одеваться, иметь секретные коды или ритуалы и участвовать в одних и тех же действиях.
  • По мере того, как юноша достигает середины подросткового возраста (14–16 лет) и старше, группа сверстников расширяется и включает в себя романтическую дружбу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *