Разное

Осенние месяцы какие –  РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Время года Осень

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Осенние месяцы – Сентябрь


Сентябрь. Изучаем осенние месяцы года. Читаем стихи о осеннем месяце, отгадываем загадки о осенних месяцах, раскрашиваем рисунки осенние месяцы. Изучаем сентябрь – осенний месяц.Загадки и стихи о сентябре осеннем месяце. Выполни задания по изучению Сентября месяца. Раскрась картинки посвященные праздникам сентября месяца. Три задания по изучению Сентября – осеннего месяца. Сентябрь это первый месяц осени.

Осенние месяцы Сентябрь


Загадки про Сентябрь месяц

***
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)

***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

Стихи про Сентябрь месяц

***
Осень художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

***

Сентябрь

(Самуил Маршак)
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.

***
Сентябрь

Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

***
Осенние дожди

(Л. Капленкова)
Зарядили дожди в сентябре,
Не успел он начаться – полили.
И зелёные листья в воде
Отражаясь, куда-то поплыли.
Кто же, осень, придумал тебя?
Ты пришла незаметно и быстро.
В серых тучах твоих, сентября,
Ни просвета, ни солнца не видно.
За окном не капелью стучит,
Нудный дождь заливает наш город.
И открылись повсюду зонты,
И бесшумно вползает в нас холод.
Лишь вчера веселились дворы,
Допоздна на скамейках сидели.
А теперь осень плачет навзрыд,
Ветки тянут промокшие ели.

Одинаковы лица у всех,
Вот прошёл, повернул, не заметил.
И не видим друг друга мы, нет.
Кто за всё, что случилось, в ответе?
И под этим дождём навсегда,
Превратимся в безликие толпы.
Прекрати литься с неба, вода,
Ты же видишь, не нужен нам зонтик!

www.razvitierebenka.com

Предложения со словосочетанием ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

Следовательно, его авторитет и популярность продолжали падать и в осенние месяцы 1741 г. В дверь уже стучали и через три минуты комната была полна народу: зимние и осенние месяцы рассаживались вокруг стола, а весенняя молодёжь и летние — ближе к батареям центрального отопления, на диванчик. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый
осенний месяц
. Первый осенний месяц выдался по-летнему тёплым, поэтому парни не упускали шанса подготовиться к чемпионату округа на свежем воздухе. Особенно в летние и осенние месяцы, в подмосковной, эта семейная жизнь принимала необыкновенные размеры и характер.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: измельчение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Что ж, сентябрь — осенний месяц
. Прохладный полдень последнего осеннего месяца начинал потихоньку превращаться в ранний вечер. Был осенний месяц, наверное, октябрь, день солнечный, но прохладный. И если в осенние месяцы жить в приюте было хорошо, к зиме стало всё ужасно. Он скрывал все тусклые горчичные краски, надоевшие за два холодных осенних месяца. Осенний месяц тут имеет своё значение. Осенние месяцы пролетели очень скоро. Затем наблюдалось сезонное снижение безработицы, которая в
осенние месяцы
стабилизировалась на уровне 5, 8 млн человек. Школьные годы запомнились дымом горелой листвы в осенние месяцы и первой любовью. Вопреки желаниям, свойственным предпразднечному настроению, декабрь предательски подыгрывал предыдущим осенним месяцам. Возможно, здесь второй осенний месяц назывался ташритом — почему бы и нет? О наших неудачах в летние и осенние месяцы 1941 года написано немало. Осенний месяц октябрь в разгаре. Если семья родилась в этот
осенний месяц
, спокойствия ожидать не стоит. Правда, они пролетят незаметно, и наступит первый осенний месяц — сентябрь. Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, её характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи. Вспомните с детьми названия осенних месяцев. Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию. Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)? Назовите первый (второй, третий)
осенний месяц
. Перечислите осенние месяцы по порядку. Вп. Какие осенние месяцы? В душе у него в этот момент создалось поле бушующих позёмок, перегоняемых старые листья поздних осенних месяцев. Стоял чудесный солнечный полдень и казалось, что избалованная летним теплом природа пела, приветствуя ещё один чудесный миг первого осеннего месяца. Что ж, сентябрь — осенний месяц. Так пробежали осенние месяцы и наступила зима. Осенний месяц, далёкая синева. Наступил
осенний месяц
афаним, который называют также месяцем бурных ветров. Это время приносит с собой обильные дожди, разливы рек и повсеместное бездорожье. Но успокоение не пришло. Напротив, слово «октябрь» повергло её в шок. Да будь проклят этот тревожный осенний месяц! Месяц, когда её мама ушла из жизни… Проводите данную процедуру на протяжении трёх осенних месяцев один-два раза в неделю. Осенние месяцы канули в никуда, как будто их и не было. Был осенний месяц, наверное, октябрь, день солнечный, но прохладный. Вспышки массового развития фитофага наблюдаются в весенние и
осенние месяцы
. Осенние месяцы сняли листву с деревьев, охладили землю и к началу зимы стёрли яркие краски, сделав всё вокруг серым и унылым. В те кровавые осенние месяца, когда плакали сами небеса, обильно удобряя холодной водой земляные окопы, когда ночью спали лишь мертвецы, мы сражались с коварным и сильным врагом, пришедшим на наши земли убивать. За несколько осенних месяцев русские стали понимать тактику, сплотили ханское войско, то скользя бросались в наступление, то поворачивали коней назад… и ордынцы повернули коней. Туман всегда приходил неожиданно, он мог проявиться в любой из осенних месяцев, и тогда город будто замирал — люди становились вялыми и неохотно выходили на улицы, предпочитая сидеть в тёплых сухих домах возле горящего камина и дожидаться, когда осенняя непогода подойдёт к концу. Был введён календарь и от «сотворения мира», годовой счёт месяцев и дней был двоякий: началом «священного» года считался весенний месяц нисан (современный март — апрель), началом гражданского года —
осенний месяц
тишри (сентябрь — октябрь), восходящие к поклонению дней весеннего и осеннего равноденствий. Вроде бы и живёшь так же, ничего такого, из ряда вон выходящего не происходит, но, видимо, почти полное отсутствие солнечного света, каковое неизменно сопутствует этому осеннему месяцу, наводит такую тоску, что порой выть хочется. Колодец соорудили давным-давно, для усталых путников, что имеют свойство передвигаться, как правило, в летние, осенние месяцы, кто с дальних огородов, кто из лесных зарослей с полной корзиной ягод, кто с пашни, кто из соседнего городка. Темы заданий в разделах по видам изобразительной деятельности определены поквартально, в трёх временных рамках (осенние месяцы, включающие некоторые задания в темах лета; зимние и весенние месяцы). Летние месяцы растят, что весенние посадили, осенние месяцы плоды пожинают, урожай собирают, зимние месяцы землицу снежными перинами согревают, деревья берегут да озимь белыми пуховыми покрывалами надёжно укрывают. Я пытался избавиться от неприятного осадка на душе (подходящего ноябрю, но никак не первому осеннему месяцу), сидя на крыльце и разложив перед собой инструменты, которые давно намеревался смазать, заточить и обработать от ржавчины.

kartaslov.ru

“Осенние месяцы”

Тема урока: Осенние месяцы.

Тип урока: открытие нового знания 
Форма проведения: урок-исследование 
Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая 

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

  • Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

  • Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;

  • Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;

  • Сочинять устный рассказ по картине;

  • Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.

Личностные результаты:

  • Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;

  • Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;

  • Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.

Оборудование для учителя:    мультимедийная презентация, энциклопедия, справочный материал, рисунок годового круга, аудиозапись пьесы Октябрь из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова «Первый снег», кукла из соломы, фотография храма Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли 
Оборудование для учащихся:   учебник «Окружающий мир»   А.А. Плешаков, М. Ю Новицкая 2 класс,  лист самооценки, Рабочая тетрадь 2 класс А.А. Плешаков, М. Ю Новицкая, справочный материал, энциклопедии «Народный месяцеслов» состав. Рыженков Г.Д М. Современник, Ермолов Е.С «Народный сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Ч 1

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

2. Актуализация знаний

Учитель: у    меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?

-Что такое погода?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

3. Создание проблемной ситуации

Долгие ночи, дождливые, темные,

И разрушенье – куда не взгляни,

Сыплются с дерева листья поблекшие,

В поле желтея, поникли кусты;

По небу тучи плывут бесконечные…

Осень докучная!.. Да, это ты! (слайд №1)

Отгадайте загадку:

– Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года» – спросят

Нам ответят ?… Это осень.

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! 
(Сентябрь)


Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)

4. Определение темы

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Осенние месяцы)

-Что бы вы хотели узнать на уроке? (откуда произошли названия осенних месяцев)

5. Этап открытия нового знания

 Итак, отправимся в гости к осени.

А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Унылая пора…Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)

Проверим какие осенние месяцы вы знаете

– Выберите названия осенних месяцев

Расскажите, как изменяется неживая природа,  используя слова – помощники

-Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.

В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

6.Выполнение действий по достижению результата.

В старину на Руси у каждого месяца были особые названия. Они были связаны с явлениями живой и неживой природы и с трудом человека. Люди следили, наблюдали и по своим наблюдениям давали названия месяцам.

Давайте попробуем вместе их отгадать, а для этого нам поможет следующее задание. (Работа в группах). Правила работы в группе вы все знаете, но мы еще раз повторим

1.Работать должен каждый на общий результат.

2. Один говорит, другие слушают.

3. Если не понял – переспроси.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

– Соотнесите современные названия месяцев с древнерусскими.

хмурень

дождезвон

листопад

капустник

свадебник

грязник

листогной

полузимник

бездорожник

Проверка осуществляется по образцу учебника с. 55(поднимите руки те группы, кто выполнил правильно это задание. Остальные не расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно получитсчя)

– Почему октябрь в старину называли КАПУСТНИК, СВАДЕБНИК?

– Давайте проверим – учебник с 56 – 57

– Что интересного вы еще заметили?

Но осень богата не только на народные праздники, но еще и на православные.Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной. Слайд с иконой.

Давайте и мы попробуем перенестись в прошлое на один из капустенских вечеров и заготовить капусту на долгую и холодную зиму.

7. Физкультминутка

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту жмем, жмем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем.

– Какое задание вам понравилось?

– Я предлагаю вам выполнить новое задание, побывать в роли художника. Откроем тетради на с. 37 упр. № 4

8. Включение нового в систему знаний

Собран весь урожай. Пора подумать как сохранить урожай. Вечерами в каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогали. За работой песни пели, а в перерывах в игры играли. Вот и повелось на Руси октябрь «капустником» величать. А еще «хлебником» и «свадебником». Посмотрите, вот так праздновали свадьбу. А на свадьбу молодым дарили вот такие куклы. Эти куклы с секретом. Куклы связаны между собой. Одна символизируют мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по- другому называют «Куклы неразлучники». Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Как вы думаете, для чего?

Осень богата на православные праздники. Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд14). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной.

Чтобы быть образованным человеком мы должны знать свои традиции, праздники. Наш город называется Дмитриев – Льговским. 8 число месяца «Листогноя» – религиозный праздник День Дмитрия Солунского по православному календарю празднуют его каждый год. Причем, этот божественный праздник отмечают на протяжении недели, которая называется родительской и традиционно является также поминальной. Этот праздник престольный в нашем городе. Вы можете поинтересоваться у своих бабушек и рассказать нам о нем. 8 число месяца «Листогноя» – это какой месяц?

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Откройте «Рабочую тетрадь» на 36 .

1.Прочитайте задания №1

У кого оно вызвало затруднее, задайте вопросы. (самопроверка. На слайде правильные ответы.

2. Работа с поговорками.

Как мы увидели, в старину у каждого месяца было своё название и не одно. Также народ сложил много загадок пословиц, поговорок об осенних месяцах Собери поговорки. Объясните их смысл.

В ноябре……….. на одном часу и дождь и снег

В сентябре………… ягода одна, и та горькая рябина.

В октябре…………… огонь и в поле, и в избе.

В сентябре…… зима с осенью борется

В октябре…………… и лист на дереве не держится

3. Работа в парах.

Прочитайте задание № 2.

Посовещайтесь с товарищем, если оно у вас вызовет затруднение. Проверим. Прочитайте ответы. (взаимопроверка.)

Какие же выводы вы сделаете.

10. Итог урока

– Какие новые знания открыли?

– Для чего они нужны?

– О чем хотели бы узнать подробней?

– Кто хочет подготовить сообщение по этой теме?

11. Рефлексия учебной деятельности

Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.

Чтение стихотворения

В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,

НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,

А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ

ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:

И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ,

ЛИСТИК ДУБА-ОН ЗЕЛЁНЫЙ-

РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.

ОТ ЧЕРЁМУХИ ЛИСТОЧКИ-

ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,

И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-

БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!

МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,

МЫ-БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,

НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ

ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!

-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.

-Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА)

Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.

-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.

-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.

-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.

11. Домашнее задание

-Учебник с 57, рабочая тетрадь с 37 задания №3, №5

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь) (слайд№2)

videouroki.net

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

               Тема.  «Осень. Осенние месяцы.  

                               Периоды осени».

     Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Учить передавать и получать информацию с помощью мимики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными, расширение и активизация словаря глаголов).  

   Коррекционно-развивающие цели. Развитие длинного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.  

   Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; формирование навыков сотрудничества; воспитание любви и бережного отношения к природе.  

   Оборудование. Магнитофон, СD или аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Осеняя песня» из альбома «Времена года» , мольберт, сюжетные картинки по теме «Осень», вазочка с рябиной, корзина с шишками, каштанами, ваза с букетом из осенних листьев , мяч, разрезные картинки, листочками, Мультимедио, большие бумажные  осенние листочки, костюм для ребёнка-Осени, корзинка с угощениями.  

   Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальных занятиях. Разучивание стихотворений об осени: «Осень» И. Тихонова.  Чтение сказки К. Ушинского «Сбор листьев», рассказа «Моя берёза. Осенью».

 

                                          Ход занятия

1. Орг. момент. (Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы.)

Логопед приглашает детей пройти в кабинет, встать полукругом и начать занятие со слов стихотворения «Радость» Мориса Кареля:

                     Радость пробежала по дорожке,

               Радость распахнула все окошки.

             Радуется клён, что он силен,

        Радугу на ветках держит он.

        Рады зайцы, что спугнули волка,

        Новым шишкам радуется ёлка.

        Разбудите, дети, всех людей,

        Радость запрягает лошадей,

        Надевайте лучшие одёжки,

        Радость распахнула все окошки.

–  как вы думаете, ребята, для чего я прочла сейчас это стихотворение? (чтобы у всех нас было весёлое, радостное настроение, чтобы мы улыбались…)

– Первый сядет тот, кто покажет самое грустное выражение лица.

– А сейчас сядет, тот, кто покажет самое равнодушное выражение лица.

– Сейчас сядет, тот, кто покажет самое довольное выражение лица.

– Сейчас сядет, тот, кто покажет самое печальное выражение лица

– Сейчас сядет, тот, кто покажет самое злое выражение лица

Предложить дети  закрыть глаза.

Логопед тихо накидывает накидку на девочку –Осень, убирает ширму, за которой: осенний букет, в корзине шишки, плоды, кукла одетая в теплые вещи. На ковре разбросаны листья.  

Тихо звучит «Осенняя песня» П.Чайковского.  

Ребёнок  читает стихотворение:

   Листья с дерева в лесу осыпаются.

   Дождик уныло по крышам стучит.

   Светлое небо с землёю прощается.

   Хмурая осень в окошко глядит.

Логопед: – Как вы думаете, о каком времени года идёт речь? (Осень)

 – Правильно, об осени мы сегодня и будем с вами говорить. А вот и Осень, такая тихая и немного грустная, давайте предложим ей остаться, поиграть с нами и поднять  настроение.

2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. Составление   рассказа по картинно-графическому плану. (Развитие планирующей функции речи, памяти, мышления.)

– Посмотрите на картинки, какое время года изобразил художник? Как вы догадались?  (Осень. Дети собирают листья.)

– Какие дети собирают листья? (Разноцветные, желтые…)

– Верно. Что нарисовано на второй картинке? (Птицы улетают на юг.)

-Какие птицы улетают на юг. (Перелётные)  

–  Правильно. Что нарисовано на третьей картинке? (Дети прячутся от дождя.) и т.д.

 – Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

   – Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

   – Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

   – Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя) 

  Логопед предлагает убрать все картинки и составить самим рассказ об осени по картинно-графическому плану.

солнце

   небо

             деревья

птицы

  звери

                люди

 3. Игра с мячом «Что делает?»

 (Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед предлагает выйти на поляну-ковёр и встать на свободный листочек.

_ предлагаю вам вспомнить, а что бывает осенью? Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

– Дождь. (Льет, мочит, моросит)

– Ветер. (Дует, срывает, воет…)

– Тучи. (Ползут, летят, закрывают…)

– Листья. (Желтеют, кружат, опадают..)

– Животные (Прячутся, готовят, засыпают..)

– Туман. (Покрывает, оседает, густеет..)

– Деревья. (Качаются, желтеют…)

– Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

– Люди. ( Переодеваются, мокнут, собирают…).

 

4.  Упражнение « Собери картинку» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)

Дети собирают разрезные картинки, а логопед тем временем вывешивает такие же целые на доску.

– А теперь, рассмотрите свои картинки и выберете ту целую картинку, которая подходит к вашей. Почему?

5. Подвижная игра «Туман». (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)

Повис туман клоками        Сидя на коленях, на полу: руками –

 В саду и во дворе.                                                         – Ребро-ладонь, ребро-ладонь…

Решил поймать руками                                                        Подниманием руки перед грудью,

Туман, я, на заре.                                                                 сжимаем, разжимаем кулаки.

Я взял его тихонько                                                            Расслабить кисти рук (открытые)  

И крепко – крепко сжал.        С силой сжать.

Но прыткий он как кошка,                                                 Раскрытые пальцы по полу  

Он взял и убежал.                                                                «туман убегает»

Повис туман над речкой                                                    Поднимаемся на ноги, руки над  

 И дышит, как живой,                                                         головой «колышутся»

 Как белая овечка, с кудрявой бородой.        Круговые движения на голове.

И маленькие рожки на этой голове.        Изображают рожки

Но поутру остались лишь капли на траве.        Расслабились присев на пол.

 

 6. Упражнение «Каштаны» (Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.)

Логопед предлагает взять детям по одному плоду каштана.

–  Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко, катайте их вокруг, старайтесь не уронить.

                                         Каштаны в ладошке я крепко держу,

                                         Каштаны в ладошке кручу и кружу.

                                         Я ловко катаю каштаны в ладошке,

                                          Они убегают, как мышки от кошки.

                                                                                                    Н. Нищева.

Дети складывают каштаны обратно в корзинку.

– Вы были очень ловкими и не уронили ни одного каштана. (Гладкие)

– А какие они на ощупь? Какие еще плоды мы собирали на прогулке? (Ягоды рябины, шишки.)

– Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие, шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие, мягкие…)

7. Упражнение  «Один и много»        (БОС. Развитие силы и длительности выдоха).

– Помните, что сидеть надо как? (Ровно, спина к спинке стула, плечи расслабленны). Как правильно надо делать вдох и выдох? (Вдох через нос, надувая живот, выдох длинный через рот – трубочку, сдувая живот)

  8.  Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

– Предлагаю занять места на стульчиках, обратите внимание, правильно ли вы сели, возьмите под своим стулом зеркало и выполним артикуляционные упражнения вместе со мной: «Птенчики» (широко открывать и закрывать рот), а теперь научимся выполнять новое упражнение «Кулачки» (вы так же будете открывать и закрывать рот, но вам будет мешать кулачок.).

 9. Чтение логопедом рассказа   «Осень» (Развитие речевого слуха.) 

   Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди  – долгие, моросящие, со снегом. Листья на деревьях желтеют, краснеют и  опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

10. Итог занятия. Поощрение детей. (Создание эмоционального фона)

Руки наши, ветки наши.                                Медленно поднимают рук, через  

Вверх поднимем и помашем.                                стороны вверх, помахивают.

Мы все, как дерево одно        Обнимают соседей

И очень крепкое оно!!!        Крепко прижимают!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»

Конспект

коррекционного  занятия

для детей старшей группы

компенсирующей направленности

Тема: «Осень. Приметы осени»

        Учитель-логопед:

                                                                             Садыкова О.В.

        Г. Нижневартовск.

nsportal.ru

Осенние народные приметы на сентябрь, октябрь, ноябрь. Примета на каждый день

Осень – прекрасная пора года, которую воспевали многие литературные классики и изображали на холстах своих картин в самых разнообразных красках великие художники. Эта пора года вобрала в себя опыт многих поколений в виде многочисленных примет, связанных как с отдельной календарной датой, так и со временем года в целом.

Так, например, существует поверье, что тёплая осень ведёт к холодной и долгой зиме. Если в лесу много рябины, то осенью будет много дождей, если мало, то, наоборот, осень будет сухой. Осенний иней – признак хорошей солнечной, сухой и тёплой погоды.

Большое количество осенних примет охватывает народный календарь, где наши предки испокон веков записывали свои наблюдения относительно природных закономерностей и их связей с определёнными событиями.

Сентябрь

Сентябрь – первый осенний месяц, устанавливающий после лета новые природные условия – свои порядки. В народе его часто называют хмурнем или вераснем. Бытует также поговорка: “холоден сентябрь, но сыт”, отражающая в полной мере народное представление об этом месяце.

Издавна у наших предков сентябрь в первую очередь ассоциировался с огнём и в поле, и в избе. Из общих погодных примет сентября можно выделить следующие. Если гром гремит в сентябре, значит, осень будет тёплой. Высоко, не спеша, летят журавли в небе и курлычут – осень будет хорошая.

Сентябрьский народный календарь чрезвычайно богат разнообразием старинных примет.

1 сентября — Андрей Стратил-тепляк. В этот день поспевает овёс, а кони чуют наступление осени.

2 сентября – Фёкла. На Фёклу – выдёргивай свёклу.

3 сентября – по народному календарю День Бабы Василисы. В этот день, чтобы не истощить плодовое дерево, собирают последние яблоки. Баба Василиса о льнах заботится.

4 сентября – Агафон-огуменник. Издавна люди считали, что в ночь на Агафона-огуменника леший из лесу выходит, бегает по деревням и сёлам, сумасбродствует и раскидывает вязаные снопы по гумнам. Поэтому в этот день его караулят с кочергою в руках, надев навыворот тулуп.

5 сентября – Луп-брусничник. На Лупа случаются первые заморозки. В народе и говорят, что на Лупа мороз бьет овёс.

6 сентября – Евтихий. Если на Евтихия идёт дождь – будет осень сухая и урожай на будущий год хороший.

7 сентября – Варфоломей. Коли пришел Варфоломей — жито на зиму засей.

8 сентября – Наталья-овсянница. Этот день в первую очередь связан с началом косьбы овса.

9 сентября – Пимен Великий. Если на рябине в это день много ягод, то зима будет мягкой.

11 сентября – по народному календарю встречают День Ивана Предтечи. В этот день соблюдают строгий пост, поэтому его ещё называют “Иван-Постный”. Ивана Предтеча запрещает есть всё круглое (арбузы, яблоки, картофель и т.д.), варить щи, рубить капусту, срезать мак, он также не одобряет песни и пляски. Если на Ивана Постного утром туман быстро рассеивается в лучах солнца – значит, хорошая погода сохранится надолго.

12 сентября – Свитник. В этот день издавна сохранился обычай ячменные стебли сплетать с овсяными и льняными – так заговаривали ниву на новый урожай.

13 сентября – Лука. Птицы устремляются на юг. Если в этот день журавли на юг полетели, то зима будет ранняя. Если они низко летят над землёй, то зима будет тёплая, а если высоко – морозная.

14 сентября – Семён-летопроводец. Этот день ознаменован началом Старого бабьего лета. До обеда на Семёна резво поле паши, а после обеда усердно руками маши. Если бабье лето выдалось ненастным – значит, осень сухая будет, а если на Семёна небо ясно – осень ведряная будет, а зима морозная.

15 сентября – Мамот. В этот день у наших предков было принято убирать в стойлах.

16 сентября – Домна, Василиса. В старину в этот день бабы собирали все старые, ненужные вещи, рухлядь и палили на огороде вместе с картофельной ботвой.

17 сентября – “Неопалимая Купина”. Крестьяне в этот день молились иконе Божьей Матери “Неопалимая Купина” о защите своего дома от огня.

18 сентября – Захарий и Елизавета. Если в этот день пожелтели листья рябины, то осень недолго продлится, а зима будет холодной.

19 сентября – Михаил чудотворец. По утрам случаются заморозки. Листья на берёзе начинают желтеть с верхушки – признак ранней весны, снизу – поздней.

21 сентября — Малая Пречистая, Аспасов день, праздник Рождества Богородицы и вторая встреча осени. Женщины этим днём встречают осень у озера или реки. На Малую Пречистую обычно убирают пчёл.

22 сентября — по народному календарю начало “луковой” недели. Женщины начинают убирать лук.

24 сентября – Фёдор. На Фёдора, говорят, всякое лето заканчивается. Наши предки считали, что в этот день осень выезжает на гнедой кобыле. Осень встречают третий раз.

25 сентября — День Священномученика Автонома. В этот день считается, что змеи в лесах уходят под землю.

26 сентября – праздник Воздвижения Креста Господня. Воздвижение с плеч кафтан снимет, а тулуп наденет.

27 сентября с поля последняя копна тронулась, в отлёт птицы двинулись.

28 сентября – Никита. На Никиту улетают на юг гуси.

29 сентября – Катанки. В этот день особенно стерегли овец, чтобы они не замёрзли. Из их шерсти катали валенки. Если куры начинают линять – зима холодная будет, если нет, то осень сухая будет.

30 сентября – София. Девичий праздник. Считалось, что с утра нужно выплакаться о своих несчастьях, чтобы снять груз с души.

Октябрь

Октябрь – средний месяц осени, когда природа готовится к приёму зимы. Из-за осенних дождей в народе его именуют грязником, из-за наступающих зимних холодов — подзимником. Октябрь по приметам называют свадебником, потому что после окончания работ в поле наши предки обычно справляли свадьбы.

1 октября – Евмен и Арина. Если в этот день журавли отлетают, то на Покров будет мороз. Чтобы воротить журавлей и сберечь хорошую погоду, им вслед кричат “Колесом дорога”.

2 октября – по народному календарю Трофимов день. Часто говорят, что на Трофима счастье не проходит мимо: куда идёт Трофим — туда и счастье весело за ним. С этого дня девушки присматривают себе женихов. Со 2 по 10 октября в народе отмечалась пчелиная девятина. В это время на столе обязательно должен стоять мед. На Трофима собирают грибы-листопадники.

3 октября – Астафья. Если на Астафью вечером дует северный ветер – ожидай стужи, если южный – будет тепло, если западный – месяц влажным будет, а если восточный – будет ясная погода. В этот день тепло и летит паутина – признак хорошей, долгой осени и нескорого наступления холодов.

4 октября – Кондрат. Погода этого дня может сохраниться в течение четырёх недель.

5 октября – Листопадник. Если к этому дню с берёз не опали все листья – снег будет поздно.

7 октября – Фёкла-зарёвница. Последний день сбора боровиков. На Фёклу молодые девушки обычно гадали о своём суженом, спрашивали о нём у домового.

8 октября – Сергий-капустник. В этот день начинают рубить капусту. Если на Сергия выпал первый снег, то зима укрепиться на Михайлов день (21 ноября).

9 октября – по народному календарю Иоанн Богослов. Если на Иоанна будет дождь со снегом, то в январе дождь случиться трижды, если тепло и солнечно, то июнь будет холодный и дождливый.

10 октября – Саватий-пчельник. На Сватия пасечники убирают свои улья в омшаник.

11 октября – Всеволод. В этот день, согдасно поверьям, молодые приносили ведунье пирог с мёдом, чтобы она случайно не расстроила их свадьбу.

12 октября – Семён. В этот день охотились в лесу за зайцем.

13 октября – Григорий. В этот день люди набивали свои матрасы новой соломой. Если на Григория снег выпадет, то зима не скоро придёт.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Если на Покров ветер дует с востока – зима морозная будет. Если на Покров выпадет первый снег – молодые будут счастливыми. Успенье поле засевает, а Покров плоды собирает. Собирают последние плоды. Северный ветер на Покров сулит холодную зиму, южный – теплую, западный – снежную. Не даром в народе говорят: каков Покров, такова и зима будет.

15 октября – Киприан и Иустинья. Считалось, что в этот день люди защищены от злых сил, и можно ничего не бояться.

16 октября – Дионисий. На Дионисия люди заговаривали свой двор от злых духов и осенних лихорадок.

17 октября – по народному календарю Ерофеев день. Наши предки считали, что именно в этот день ночью лешие бродят по лесам, кричат, хохочут и хлопают в ладоши, а к утру, как пропоют первые петухи, засыпают в своём логове. Поэтому на Ерофеев день люди не ходят в лес и не отдаляются далеко от дома.

18 октября – Харитины. В этот день женщины садились за ткацкие станки и ткали свой первый холст.

19 октября – Фома. Наши предки верили, что горбушка хлеба в этот день всегда поможет больному.

20 октября – Матрона. С Матроны зима устанавливается.

22 октября – Яков. Заготавливают дрова на зиму. Существовало поверье, что Яков в этот день на землю белую курицу посылает, день коротает.

23 октября – Евлампий. На Евлампия рога месяца указывают, в какую сторону ветры дуть будут. Если рог укажет на северный ветер – быть скорой зиме, если на южный, то будет слякоть до самой Казанской (4 ноября).

24 октября – Филипп. На Филиппа на мельницу везут первое зерно.

25 октября. В эту ночь гадают по звёздам о погоде и будущем урожае. Если на северо-западе собрались тучи – жди дождей. Если звёзды ярко светят – к морозу, если их вовсе нет – к снегопаду. Туманности в звёздах – к хорошему урожаю.

26 октября – Карп. В этот день парились в бане — выгоняли хворь из тела. Настаивали целебные снадобья.

27 октября — День Прасковьи-трепальницы. На Прасковью-трепальницу начинают трепать лён. Если на Прасковью грязь – до зимы осталось недолго.

28 октября – Ефим. Ефим сон нагоняет, коренья растений холодом окутывает.

29 октября – Лонгин Сотник – целитель болезней глаз. В этот день выносили на утренний морозец зимнюю одежду, чтобы очистить её от злой силы.

30 октября – Осий. Крестьяне ставили свои телеги в сарай до наступления весны.

Ноябрь

Ноябрь – последний осенний месяц, ворота зимы и сумерки года. По народным приметам его называют листопадом, груднем, полузимником, студнем. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега. Если в ноябре снегу много надует – хлеба в следующем году прибудет. Комары поздней осенью — признак тёплой зимы. Если листья опадают медленно – значит, морозы водворятся нескоро. Если, напротив, листопад пройдет быстро, следует ожидать ранней и холодной зимы.

1 ноября – проводы осени, подготовка к зиме.

2 ноября – Садок. В этот день просят Садока избавить от напрасной смерти и страшных болезней.

4 ноября – Казанская, праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери. На Казанскую не советуют отправляться в далёкие путешествия. Если на Казанскую пойдёт дождь, то следом за ним и зима наступит. Кто в этот день женится, тот счастлив будет.

5 ноября – Яков. В этот день крестьяне землю «кормили», чтобы на следующий год принесла им богатый урожай.

8 ноября – согласно народному календарю, Дмитриев день. На Дмитриев день издавна справляют поминки по усопшим. В народе считается, что до Дмитриевой субботы зима ждёт, а после запрягает своих лошадей. Если в этот день снег лежит, значит, весна будет поздняя.

9 ноября – Нестор Летописец. Если в это день в семье кто-то болел, то всю работу делали молча.

10 ноября — День Прасковьи-льняницы. В этот день обычно мнут лён и приносят в церковь первинку. На Прасковью молодые девушки молятся о хороших красивых женихах.

11 ноября – Авраамий-овчар и Настасья-овечница. В народе завелось, что с этого дня нужно остригать овец.

12 ноября – Зиновий. В этот день прилетают синицы. Невелика птичка, да свой праздник помнит.

13 ноября – Юровая. Праздник охотников и рыбаков. Издавна существует поверье, что если на Юровую волки ходят стаями – быть голоду и болезням.

14 ноября – по народному календарю День Кузьмы и Демьяна (Кузьминки). Этот день у наших предков ассоциировался с началом зимы и наступлением первых морозов. На Кузьму и Демьяна обычно подают на стол курицу. Если на Кузьму и Демьяна листья с деревьев опали не чисто — налицо верный признак грядущей суровой зимы и сухого знойного лета.

16 ноября – Георгий. На Георгия ткали изо льна полотно. Считалось, что оно может сделать девушку царевной.

17 ноября – Никандр. В этот день нельзя давать из дома уголь и огонь, иначе зимой тепла не будет.

18 ноября – Галактион. В этот день устраивались девичьи посиделки, молились о своих женихах.

19 ноября – Павел Исповедник. Если в этот день идёт снег, то вся зима обещает быть снежной — озимым тепло, урожай хороший будет.

20 ноября – Федот. Федот-лёд на людей лёд ведёт.

21 ноября — Михайлов день. В народе бытует выражение “Михайловские заморозки”, отражающее сущность этого дня. Зима с Михаила морозы кует. Если на Михайлов день иней появился – следует ждать больших снегопадов. Если в этот день с утра туман – верный признак грядущей оттепели.

22 ноября — Матрёнин день. Наши предки утверждали, что с Матрёны зима поднимается на ноги, и налетают лютые морозы. С Сергия (8 октября) зима берёт начало, а с Матрёны закрепляется.

24 ноября — Фёдор Студит. Со Студита холодно стало и сердито. Федор Студит лошадей морозит.

25 ноября – по народному календарю Иван Милостивый. Если дождь на Милостивого – жди оттепели.

27 ноября – Филипп. Если на Филиппа появится иней на деревьях – будет урожай на овёс.

28 ноября – по народному календарю День Гурия — целителя зубного. На Гурия слякоть и грязь, снег и дождь — все вперемешку. Согласно старым поверьям, Гурий на пегой кобыле ездит. Если в этот день снег толстым покровом ляжет, то будет лежать до самого половодья.

29 ноября – по народному календарю Матвей. На Матвея часто случаются оттепели. В этот день, считается, земля преет.

30 ноября – Григорий. Этот день – указатель зимы: каков он, такова и зима будет. Если лёд тёмного цвета – на следующий год будет хороший урожай.

sueveriya.ru

Народные названия месяцев – осенние месяцы.

Народные названия месяцев очень интересны и дают своеобразное описание погодных условий и состояния природы в этот период.

Осенние  месяцы открывают учебный год. Поэтому знакомство с народными названиями месяцев  мои ученики начинают с первого  месяца осени – сентября.

Эту тему я включила в программу для  подготовительной группы детского сада и для первого класса. Очень надеюсь, что и посетители моего блога «Ручеек» тоже  захотят ее использовать в своей работе.

Народные  названия месяцев – в программе для детей 6-7 лет.

Смысл народных  названий месяцев можно очень просто показать  при помощи аппликации.

Аппликация делается в несколько этапов. Каждый этап выполняет свою задачу. От педагога требуется достаточно  серьезная и трудоемкая подготовка. Но получаемый результат оправдывает все усилия!

Народные  названия месяцев – цветовая гамма осенних месяцев.

Какие  осенние месяцы вы знаете? С такого вопроса я начинаю занятие. Дети обычно правильно называю все месяцы осени.

Затем раздаю каждому ребенку  квадратики трех разных цветов (размер 6х6 см)- желтый, красный и коричневый.

Прошу детей последовательно ответить на вопросы:

  • Какого цвета сентябрь?
  • Какого цвета октябрь?
  • Какого цвета ноябрь?

Каждый месяц осени имеет свой основной цвет.

Выслушав все ответы, я подвожу  детей к выводу, что :

  • Сентябрь желтый потому, что  появляются первые желтые листочки на деревьях.
  • Октябрь красный, потому что на деревьях появляются все оттенки красного цвета.
  • Ноябрь коричневый, потому что пожухлые листья и травы приобретают оттенки коричневого цвета.

В соответствии с  таким порядком прошу  детей наклеить  квадратики на альбомной листе формата А4.

Готовим осенний фон для аппликации.

В завершении обсуждения цветовой гаммы осени прошу детей остальную часть  листа  заштриховать  восковыми мелками. Дети  используют все оттенки желтого, оранжевого, красного и  коричневого цветов. Немного добавляют зеленый цвет, так как в сентябре еще много зеленых растений вокруг.

Итак мы выполнили  первый  этап работы по созданию осенней странички:

  • Обсудили  основную цветовую гамму каждого месяца осени.
  • Подготовили осенний фон для аппликации.

Следующий этап данной творческой работы – непосредственно знакомство с народными названиями осенних месяцев.

 

 

ecorucheyok.ru

Классный час по теме: “Праздник осенних месяцев”

«Праздник   осенних   месяцев»

Участники и действующие лица: Осень, Листопадничек-заяц, осенние месяцы-Сентябрь,  

                                                                Октябрь  и Ноябрь.

(Звучит запись «Осенней песни» П.И.Чайковского.

Появляется  О с е н ь).

Осень:            Здравствуйте, дорогие ребята, вы узнали меня?  Я – Осень.  То самое  

                 время года,  про которое принято говорить сырое,  дождливое.  Я бываю

                 разной: грустной, плаксивой, с каплями дождя вместо слёз,  в лоскутьях

                 опадающей листвы. Тогда меня называют поздней осенью.

                          А бываю радостной, пышно убранной золотом и багрянцем,   бога-

                 той урожаем. Тогда меня называют ранней осенью.

                                                     Кругом пестреет лес зелёный,

                                                     Уже румянит осень клёны,

                                                     А ельник зелен и тернист.

                                                     Осинник жёлтый бьет тревогу,

                                                     Осыпался с берёзы лист

                                                     И, как ковёр, устлал дорогу.

                            Но ведь осень – пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запа-

                  сов на  долгую зиму. Так что это время года щедрое, урожайное. А знаете

                  ли вы, как зовут осенние месяцы?                (Выслушать ответы детей).  

                  Правильно – сентябрь, октябрь и ноябрь.  Эти месяцы не только труже-

                  ники, но и весельчаки: хорошо трудился, славно веселился.  Да  сейчас

                  они сами об этом расскажут. Эти месяцы должны прийти к нам в гости.

                   Давайте все вместе позовём их.   (Кричит вместе с детьми)   Сентябрь!

                   Октябрь! Ноябрь!  Нет, видимо, они никак не найдут дорогу к нам. Кого

                   бы послать показать, как к нам пройти?

           (Входит (скачет) заяц  Л и с т о п а д н и ч е к.    Звучит весёлая музыка)

  Осень:         Ой, кто это к нам пришёл?   

Листопадничек:  Я, заяц-листопадничек.

  Осень:         Вижу, что заяц, даже и не совсем заяц, а пока что зайчонок. А как

                   тебя зовут и к нам зачем пожаловал?

Листопадничек:   Да. Я еще маленький зайчонок. Последние из зверей, кото-

                   рые на свет в году рождаются, это мы – зайцы. Появляемся мы тогда,

                   когда лист с деревьев облетать начинает, потому нас и зовут так – лис-  

                   топаднички.  Я пришёл к вам на праздник. Можно?  

Осень:           Конечно, можно! Вот только наши гости – осенние месяцы заблуди-

                лись. Листопадничек, у тебя ноги быстрые, побеги–ка навстречу братьям    

                – месяцам, покажи им дорогу на наш праздник.

Листопадничек:   Это  я в один момент!           (Убегает)

Осень:           А мы пока с ребятами вспомним стихи об осени.

(Дети читают стихи)

                                                 Есть в осени первоначальной

                                                   Короткая, но дивная пора –

                                                   Весь день стоит как бы хрустальный,

                                                   И лучезарны вечера…

                                                   Где бодрый серп гулял и падал колос,

                                                   Теперь уж пусто всё – простор везде, –

                                                   Лишь паутины тонкий волос

                                                   Блестит на праздной борозде.

                                                   Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

                                                   Но далеко ещё до первых зимних бурь –

                                                   И льётся чистая и тёплая лазурь

                                                   На отдыхающее поле…                    

                                                           Поспевает брусника,

                                                                 Стали дни холоднее,

                                                                    И от птичьего крика

                                                                            В сердце стало грустнее.

                                                                 Стаи птиц улетают

                                                                      Прочь, за синее море.

                                                                      Все деревья блистают

                                                                        В разноцветном уборе.

                                                                     Солнце реже смеётся,

                                                                           Нет в цветах благовонья.

                                                                       Скоро осень проснётся

                                                                       И заплачет спросонья.

                                                      Осень наступила,

                                                         Высохли цветы,

                                                         И глядят уныло

                                                         Голые кусты.

                                                         Вянет и желтеет

                                                         Травка на лугах.

                                                         Только зеленеет

                                                         Озимь на полях.

                                                         Туча небо кроет,

                                                         Солнце не блестит.

                                                         Ветер в поле воет,

                                                         Дождик моросит.

                                                         Воды зашумели

                                                         Быстрого ручья.

                                                         Птички улетели

                                                         В тёплые края.

                                                                        Опустел скворечник-

                                                         Улетели птицы,

                                                                      Листьям на деревьях

                                                              Тоже не сидится.

                                                                     Целый день сегодня

                                                               Всё летят, летят…

                                                                       Видно, тоже в Африку

                                                         Улететь хотят.

                                                        Ласточки пропали,

                                                           А вчера зарёй

                                                           Всё грачи летали

                                                           Да как сеть мелькали

                                                           Вон над той горой.

                                                           С вечера всё спится,

                                                           На дворе темно.

                                                           Лист сухой валится,

                                                           Ночью ветер злится

                                                           Да стучит в окно.

                                                          Лучше б снег да вьюгу

                                                          Встретить грудью рад!

                                                          Словно как с испугу

                                                          Раскричавшись, к югу

                                                          Журавли летят…

Осень:           Ой, слышите? Голоса…    Наверное, это Листопадничек ведёт в гости

                  братьев-месяцев! Встретим их аплодисментами!

(Входят Листопадничек, Сентябрь, Октябрь и  Ноябрь)

Осень:            Здравствуйте, здравствуйте, братья-месяцы осенние! С чем вы к

                  нам пожаловали?

Сентябрь:    С мелким дождём.

Октябрь:      С хрустящим грибком.

Ноябрь:        С первым  ледком.

Осень:           А какие гостинцы вы нам принесли? Вот ты, сентябрь?

Сентябрь:    Овощи, да ягоды.

Осень:           А ты, октябрь?

Октябрь:      Последний медок.

Осень:           А ты, Ноябрь?

Ноябрь:        Праздничное угощение.

Осень:           Каждый месяц осени имеет свои замечательные праздники, связан-  

                 ные с сельскохозяйственными работами. Пусть каждый из месяцев рас-

                 скажет нам об этих праздниках. Начинай ты, Сентябрь!

Сентябрь:    У меня и другое имя есть – вересень. В сентябре цвёл вереск, из ко-  

                торого готовили вкусный напиток, варили варенье. А первый календар-

                ный праздник – 8 сентября, называется он Наталья-овсянница. К этому

               дню крестьяне старались закончить уборку овса. Овёс – одна из основных

               крестьянских культур. Запасёшься овсом – будут сыты мать с отцом. На-

               сыпешь овёс в закромы – будут сыты кони да коровы. Праздник Натальи-

               овсянницы проводили очень весело. Косари преподносили хозяину пучок

               овса, а он угощал их овсяной кашей да киселём.

Осень:         А ну, ребятишки, отгадайте загадки. 

 

                       1.   Черна, мала крошка,

                              Соберут немножко,

                              В воде её поварят,

                              Всяк, кто съест, похвалит.          (Каша)

                         2.  Дяденька смеётся –

                              На нём шубонька трясётся.       (Кисель)

Сентябрь:    В сентябре запасали на зиму горькую ягоду рябину. Крестьяне от-    

            жимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу – он сохранял в

            течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори.

                                                 Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

                                                 Листья пожелтелые по ветру летят;

                                                 Лишь вдали красуются,

                                                                                              там,

                                                                                                      на дне долин,

                                                 Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Сентябрь:    В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов. А в  кон-  

              це  сентября – большой праздник Воздвижение. Это когда «осень  к зиме    

             подвинулась». К этому дню, 27 сентября, всякий лесной житель по-своему

             готовится к зиме. Медведь  укладывается  в  берлогу на всю  зиму лапу со-

             сать. Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника, жмутся в

             кучу в самой его глубине, где теплее. С праздника Воздвижения начинали

             рубить капусту и солить её на зиму.

Осень:          (обращаясь к Листопадничку)  

                         Листопадничек, вы – зайцы, большие охотники до людских огоро-

             дов. Загадай-ка ребятам загадки про овощи.

Листопадничек:   С удовольствием! Что это такое, ребята?

                          

                                   1.    Сидит девица в тереме, а коса на улице?       (Морковь)

                                   2.   Красный сапожок из земли горит.                   (Свёкла)

                                 3.    На солнце я похожий, и солнце я люблю –

                                           За солнцем поворачиваю голову свою.         (Подсолнух)

                                   4.    Красный, а не шар, с хвостом, а не мышь,

                                          Желта, как мёд, да вкус не тот.                          (Репа)

                     

Листопадничек:    Ребята, а вы знаете какой лесной житель сушит себе на зиму  

 грибы?        ( Зрители отвечают :  Белка).     Верно, белочка насаживает        маслята, подберёзовики  на  обломанные сучки и сушит впрок.  Зимой она будет гулять по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.         

           

Осень:          Ну, теперь твоя очередь, месяц Октябрь. Каковы твои праздники?

     

Октябрь:                               В октябре, в октябре

                                                   Частый дождик на дворе.  

                          В октябре лист с деревьев облетает – кружится, недаром зовут и ме-ня  –    месяц-листопадник, месяц-предзимник. Начинается этот месяц с того, что второго октября в народе отмечают день Зосима-заступника пчёл. Хозяева стара-лись к этому дню укрепить да утеплить к зиме улья, собрать последний медок. В народе так говорили: «Ульи в погреб ставь – праздник мёда славь».

  Листопадничек:     А ну, ребятки, снова загадки! 

                                           Лежит куча поросят,

                                           Кто ни тронет – завизжат.                           (Пчёлы)

 

                                           В пустом дупле – сто домов, сто котлов,

                                           Посередине – ярмарка.                               (Улей) 

Октябрь:           14 октября – праздник Покрова, первое зазимье. Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима. В этот день делают послед-ний сбор грибов.       (обращаясь к Листопадничку)   А ну, Листопадничек, лес-ной житель, про грибы загадки сказать не хотите ль?      

Листопадничек:      Хочу, дядя Октябрь. А ну, ребята, угадайте, что за гриб.

                                           И красив он и велик.

                                           Этот гриб  – …….                                              (Боровик)

                                           Точно жёлтые цыплята,

                                           Разбрелись в бору …..                                  (Маслята)

                                         Разбежались по опушке

                                           Полосатые …….                                              (Волнушки)

                                           Если грибок рыжий,

                                           Значит, это ………                                           (Рыжик)

                                         Вот грибочки возле пня,

                                           Видно, все они родня.

                                           Все на ножке очень тонкой,

                                            А зовут грибы………                                      (Опёнки)

 Осень:               Теперь  – твой рассказ, братец Ноябрь.  

Ноябрь:            Моё второе имя – холодень.  

                                             Если встанешь на заре –

                                             Крыша в белом серебре.

                                             А в обед совсем теплынь,

                                             Пахнет горькая полынь.

                                             Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь…

Осень всё-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

                               В середине месяца есть праздники Козьмы и Домиана. В народе  

               их часто называли Кузьмой и Демьяном. После Кузьмы и  Демьяна падал

              снежок, засыпал землю.  В народе так  и говорили: Кузьминки – об осени

              поминки. А в избах запасались работой на долгие зимние вечера – готови-

              ли шерсть, ткацкие станки.  Женщины готовились прясть и ткать,  чтобы

              весну   да  зимние  праздники  встретить  в  новых нарядных  рубашках  и  

              платьях.  А еще Кузьминки называли девичьим праздником.  Девушки  в

             этот день соревновались между собой – кто вкуснее  приготовит  угощение

             на вечерние посиделки.

                                                         (Игры, загадки, конкурсы)

 Осень:              Спасибо братья – месяцы за интересный рассказ о народных  осен-

              них праздниках.

Сентябрь:        Да, и ребята, наверное, поняли, что осень – замечательное время

              года.

Октябрь:      Когда народ набирается сил, чтобы встретить суровую зиму, провес-

              ти лето и весну.

 Ноябрь :      А когда пройдет круглый год , мы снова встретимся с вами!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *