Осенние месяцы какие – Осень. Осенние месяцы. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Осень. Осенние месяцы. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
В сердце стало грустнее.
Прочь за синее море.
В разноцветном уборе.
Нет в цветах благовонья.
И заплачет спросонья.
КД. Бальмонт
От воды туман и сырость.
Солнце тихое скатилось.
Ждать зимы седой осталось.
СЛ. Есенин
Над лесом держат перелет.
И. Бунин
Влажную землю в лесу…
Вешнюю леса красу.
Ясность прозрачных небес…
А. Майков
а ворота отворяет.
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
Алый сапог в земле горит.
под тыном дуется.
Висит сито, не руками свито.
Не по рыбам, а сети расставляет.
а без меня редко едят.
День знаний (1 сентября).
День учителя (5 октября).
День народного единства (4 ноября).
Осенние месяцы — Сентябрь,
Октябрь, Ноябрь
Повеяло первым холодком, и упал первый лист на землю. Под потускневшим небом в лучах уже нежаркого солнца нежатся лепестки хризантемы, астры и георгина. Кружатся в воздухе желтыми и пурпурными всполохами листья, разлетаются повсюду подхваченные ветром семена дуба, клена и ясеня. От холодных поцелуев осени дрожит осинка. Уже улетели птицы и на поникших ветках качаются лишь зонтики алой рябины.
Так наступает осень.
СЕНТЯБРЬ
(Хмурень, ревун, руен, зоревник)
Народные приметы
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре и аист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
Первое дыхание осени
Издревле не могли люди дать одно название сентябрю, такой он был изменчивый и таинственный. И называли то руеном — из- за желтого цвета осени, то ревуном — из-за дождей и непогоды, а то и хмуренем — за угасание солнечного света и раннее наступление сумерек. Говорят о сентябре и как о
«задумчивом» месяце: природа как бы притихает накануне больших перемен.
С самого начала месяца, а дальше все чаще и чаще проявляются особые сентябрьские приметы: дни становятся короче, низкие облака нависают над землей, а упрямый косой дождь прибивает пожелтевшую траву. Но в воздухе все еще ощутим запах меда и яблок.
В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым, а воздух прозрачным. Такие тихие хрустальные дни называются бабьим летом. С давних времен бабье лето считалось лучшей порой осени. Но длится оно недолго. Вскоре осень, устав держать бремя лета, начинает все более настойчиво вступать в свои права. «В багрец и золото» одеваются леса — наступает золотая осень. И кружит она в ветре оранжевыми кленовыми листочками, желтыми березовыми, коричневыми дубовыми, танцует вальсы с пурпурными осиновыми. Вместе с листьями путешествуют и семена. У каждого семечка свой «транспорт». У семян клена есть крылышки-вертолетики, которые понесут его, как планеры, высоко в небо, и не успокоится он, пока не приземлится. Тяжелые желуди дуба ждут, пока их перенесут «носильщики»:мыши, белки,птицы. Частые дожди и холода заставляют деревья сбрасывать листву. Раньше всех это делают липы, березы, вяз. В конце месяца опадают листья дуба, яблони и сирени.
Наступает осеннее равноденствие. Это происходит 23 сентября. Попрятались насекомые, приготовились к грядущему похолоданию звери и рыбы. Улетели птицы — не слышно теперь лесного хора. Лишь порой чирикают воробьи, молча потрясывают своими длинными хвостиками трясогузки да каркают угрюмые вороны. Не за горами глубокая осень. Но и у нее много приятных моментов, много подарков для нас. Обычно любое упоминание о цветах связывается с летом. Но именно осенью цветут флоксы, георгины, хризантемы. И каждый осенний цветок, такой романтичный и пре
красный, имеет свою длинную и красивую историю. Взять, например, георгин — поистине лучшее украшение осеннего сада до самых заморозков. Он имеет еще и другое название — далия. Георгин культивировали как декоративное растение для садов и парков. Эти цветы обладают очень многими достоинствами: разнообразием форм, размеров, красок, стойкостью в срезке. Наиболее старинная форма цветов — шарообразная и помпонная, с плотными округлыми, словно обстриженными соцветиями. Но сейчас появилось множество новых видов — остролистных, махровых и др.
А как красива осенняя королева — астра (по-гречески — «звезда»)! Белые, розовые, желтые, красные, синие, фиолетовые звездочки со множеством оттенков, радуют нас с конца лета до середины осени. Астры различаются не только цветом, но и формой и строением. Есть астры махровые с большим количеством узких лепестков, торчащих во все стороны, а есть простые, похожие на цветные ромашки с желтой серединкой. У одних лепестки прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, как у пиона, у третьих узкие, заостренные — игольчатые.
По поверью, выросшая из звездной пылинки астра служит людям уже долгие века и как незаменимое украшение букета, и как медонос, и даже как средство народной медицины. В Греции ее считали амулетом, во Франции почитали «царицей маргариток», а в Венгрии называли осенней розой.
В городе бушует осенний карнавал. По аллеям и газонам рассыпались самоцветы листьев клена, дуба и ясеня. По улицам проезжают автобусы, троллейбусы, трамваи, увешанные разноцветными флажками, значит, в городе наступил праздник — Первое сентября, начало учебного года. Родители провожают малышей в детские сады. Первоклассники с огромными букетами цветов идут в школу. Первый раз — в первый класс.
У озеленителей и дворников прибавляются осенью новые заботы. Им необходимо ухаживать за молодыми посадками деревьев, готовить цветники к будущей весне.
На дачных участках тоже проводят генеральную уборку: собирают последние дары природы. Выкапывают оставшиеся картофель, капусту, морковь. Но сбором урожая не кончаются хлопоты огородника. Любители озимого чеснока, например, начинают его посадку именно сейчас. А ценители садового искусства пересаживают теплолюбивые растения на зиму в горшочки.
В лесу остались еще плоды голубики и ежевики. Да и нашим пернатым друзьям будет чем полакомиться в суровое время года: на темных голых ветках ярко горят ягоды рябины, калины, бузины, боярышника.
13 сентября, по народному календарю, начинается отлет журавлей. На Куприянов день журавли собираются на болоте уговор держать, каким путем-дорогою в теплые края лететь. А как договорятся, построятся клином и полетят, курлыча, словно прощаясь с родными краями. Следом за ними крылом к крылу отправятся в путь цапли и гуси. Суетливой стайкой поднимутся ввысь скворцы и дрозды. И вслед за всеми за ними полетят уточки, выстроившись в дугу.
Животные меняют шкурку на теплую. Первыми делают это волки, лисы и барсуки. Вместе со взрослыми волками выходят на охоту волчата. Медведь снова залег в берлогу, а хитрый паук плетет все новые и новые сети. На солнце его паутинка выглядит как тончайшее шелковое кружево, но если кто-нибудь в нее попадется, неволя ему не покажется шелковой.
ОКТЯБРЬ
(Листопад, грязник, зазимник)
Народные приметы
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрь — месяц близкой пороши.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь — капустой.
К октябрю березы оголяются.
Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.
Холодные слезы осени
Октябрь — целиком осенний месяц. Резко падает температура, появляется все чаще и чаще иней, выпадают осадки, то и дело блестят лужи. Скоро они покроются тонким ледком. На улице зябко, по утрам — туман. Все больше и больше листвы на земле, под ногами. Дворники едва успевают прибрать улицы. Люди одеваются теплее: шалят холодные ветра. Часто идет дождь, и, если смотреть с высоты, видно, как, словно разноцветные муравьи, суетятся, торопятся спрятаться под крыши миллионы зонтиков.
Плачет холодными слезами октябрь, рождая из каждой капельки своей слезы символ осени — хризантему. Этот последний цветок года непременно появляется с первыми заморозками и поэтому он так же по-осеннему холоден и притягателен, как холоден и притягателен иней первых заморозков. Хризантема настолько обворожительна, что не смогли устоять перед ее красотой жители Страны восходящего солнца — Японии. Каждый год в октябре они отмечают день этого чудесного цветка — веселятся, читают стихи, восхваляют хризантему и делают гирлянды и икебаны из нее.
В октябре дачники ведут активную работу в цветниках: выкапывают корни георгинов, луковицы гладиолусов. В середине месяца высаживают гиацинты, готовят участки для весенних посадок.
Звери и птицы перебираются ближе к человеческому жилью. Галки, вороны, воробьи и сороки без страха пролетают над огородами, а в лесу весело раскачиваются на ветках рябины. Дрозды и красногрудый зимовщик-снегирь пока пируют, отсиживаются в перелесках. Не отстают от снегирей и синицы, хохлатые свиристели и поползни.
Хлопочет белка в поисках орехов и крепких грибов. Домовитый барсук тоже делает запасы и отъедается желудями. Глубже в землю закапывается крот.
Очищаются водоемы. Ряска, еще недавно зеленевшая по краям прудов и речек, опустилась на дно, вместо нее теперь по прогалинам ходит легкая зыбь.
Войдя в лес и очутившись в карнавале красок, ты поймешь, что осень совсем не скучная пора. Октябрь среди своих братьев-ме- сяцев самый нарядный, самый живописный. Листопадная пора очень красивая. В лесу, как в храме. Все благоуханно и разукрашено лучшими красками. Почти начисто опали клены, осыпались дубы, начали желтеть хвоинки лиственницы. Лишь зеленые ели и сосны стоят непоколебимо, своими темными силуэтами усиливая звучность осенних красок.
НОЯБРЬ
(Листогной, полузимник, грудень)
Народные приметы
Ноябрь — ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Гуси полетели — скоро быть снегу.
Смотрины зимы
В старину ноябрь назывался груднем или грудным — от груд замерзшей земли, потому что наступило время холодных дождей и сильных заморозков. Дожди моросят мелкие, тоскливые. Всюду пахнет сыростью. Капли дождя, замерзая на лету, превращаются в мелкие дробинки — крупу. На улицах грязно, пусто. Уныло в парках и лесах. Бурая, темно- коричневая листва вяло шуршит под ногами. Туманы стоят даже днем. Ноябрь — самый туманный месяц года. Пропитанная за осеннюю ночь влагой тумана листва тускнеет, вянет, буреет. Каждый раз, когда на землю ложится туман, кажется, что он смывает и уносит сочные краски осени, оставляя блеклые цвета. Но иногда ветер вдруг разгонит тучи, засияет ярко солнце и откроется лучистый небосвод.
Ноябрь — смотрины зимы. Приходи, зима, и гляди, как природа приготовилась к встрече с тобой. Голые деревья, одинокие и печальные, стоят в парках, садах и лесах в сонном безмолвии. Прилетели чечетки, клесты, снегири. Скоро у пернатых праздник синицы. Пусть невелика птичка-синичка, да свой праздник имеет. Слетаются многие птицы на этот праздник.
Пушные звери надели шубки из густого и светлого меха (в мороз тепло, а на снегу зверька не видно). Шубка горностая стала белой, густой и пушистой. Зайцы и белки тоже поменяли свой наряд. Подрастающие волчата обзавелись крепкими зубами. А вот исконным обитателям русского леса — кабанам — не страшны никакие морозы.
В ноябре впадают в зимнюю спячку рыбы: караси, карпы и сомы. Но это не значит, что весь водоем спит — бодрствует налим, хорошо берут насадку окуни и ерши.
Вестниками предзимья являются падение температуры, полное завершение листопада, появление зимующих птиц, а также установление прочного снегового покрова. Почва промерзает и каменеет. Природа все равно что зассыпает, укрывшись теплым снежным одеялом.
Словарная работа
Осень (какая?) — багряная, безлиственная, ветреная, влажная, грязная, дождливая, желтая, золотая, нарядная, ненастная, облачная, погожая, прозрачная, серая, слякотная, сырая, сухая, темная, теплая, туманная, холодная, разноцветная, яркая, ясная, глубокая, долгая, запоздалая, поздняя, ранняя, невеселая, славная, тоскливая, унылая, хмурая, рыжая и др.
Проверь себя
Назови приметы осени.
Какие природные явления бывают осенью?
Расскажи о первых и последних цветах осени.
Чем занимаются огородники осенью?
Объясни название октября: «холодные слезы осени».
Какая птичка-невеличка отмечает свой праздник в ноябре?
Как звери готовятся к зиме?
Литература
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Сост. В.П. Аникин. — М., 1975.
Календарь русской природы. А.Н. Стрижев. — М., 1993.
Народный календарь русской природы. В.Ф. Белов. — М., 1992. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина — М 1988.
infourok.ru
Что мы знаем про осень
Незаметно пролетело лето, отзвенело звонкими голосами птиц. Наступила осень.
Сегодня мы немного поговорим об этом чудесном времени года и подумаем,а что мы знаем про осень?
Но вначале хочу поздравить всех школьников (и особенно первоклашек) с началом учебного года и пожелать им успехов на очень важном пути к знаниям!
1. Осень — одно из четырех времен года
Приходит она после жаркого лета и предшествует зиме.
Вначале переход от одного времени года в иное практически незаметен. По-прежнему тепло, светит ярко солнышко, радуют своей красотой яркие цветы. Но постепенно температура воздуха понижается, а продолжительность светового дня уменьшается.
И вот уже иногда всплакнет дождик, а в небе время от времени можно увидеть торопящихся к югу перелетных птиц, издающих протяжный прощальный крик.
Созревают целебные плоды шиповника, гроздья калины подобно огонькам пламени сверкают в последних солнечных лучах. Осень как настоящий художник огромной кистью раскрашивает в яркие цвета плоды и листья. В лесу становится тише, нет уже весенне-летнего гомона птиц, но зато много грибов, а в садах радуют взгляд спелые яблоки и груши.
Уставшая от летних забот и хлопот Природа готовится к отдыху. Но напоследок радует нас своими потрясающими и неповторимыми красками, и прощальным танцем — листопадом!
А еще осень — пора вдохновения и созерцания, шуршащие под ногами листья и сверкающие на солнышке паутинки. Это теплое «бабье лето», как прекрасное продолжение лета.
Прекрасная пора!
2. Осенние месяцы
Три осенних месяца, как три «глазика» светофора. Сентябрь – зеленый, октябрь – желтый, ноябрь – красный. Вначале в природе все еще преобладает зеленый цвет, который постепенно уступает место желтому и красному.
Три осенних месяца: для Северного полушария — сентябрь, октябрь, ноябрь, и март, апрель и май для Южного полушария.
3. Краткая характеристика осенних месяцев
СЕНТЯБРЬ
Начинает осенний период в Северном Полушарии и весенний — в полушарии Южном.
У древних славян название месяца созвучно с названием растения вереска. Оно цвело именно в этот период. В сентябре созревают целебные плоды шиповника, слышится последний гром, пахнет чабрецом, грибами и спелыми яблоками. Перелетные птицы собираются в теплые страны.
ОКТЯБРЬ
Середина календарной осени. Восьмой месяц по древнеримскому календарю («octo» — восемь). У древних славян — жовтень, потому что приходило время «жовтиння» (желтения) листьев. В октябре происходит снижение температуры воздуха, увеличивается количество дней с осадками и туманами, по ночам уже возможны заморозки.
В странах, переходящих на зимнее время, октябрь получается самым длинным месяцем в году (745 часов).
НОЯБРЬ
Завершающий месяц календарной осени в Северном Полушарии. По латыни«novem» — девять. Отсюда и название. У древних славян последний осенний месяц называли листопадом, так как именно в ноябре имело место это природное явление.
Ноябрь — месяц, когда стужи со снегом сменяются периодами тепла и ненастья. По ноябрю, наблюдая за природными явлениями, можно довольно точно составить прогноз на предстоящую зиму и на будущий урожай.
Признаки осени
Появление первых жёлтых листьев на берёзах, липах и вязах, а в воздухе — летающей паутинки.
Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Некоторые холоднокровные животные впадают в спячку.
Часто идут дожди, много грибов в лесу, собирается на полях урожай овощей и фруктов.
День становится заметно короче, а температура воздуха постепенно снижается. Ночи становятся прохладнее.
Постепенно деревья меняют зеленую листву на яркую желто-красно-бурую, а затем приходит время листопада.
23 сентября — день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи.
Поделиться в соц. сетях Метки: Автор Лора « Предыдущая запись Следующая запись »
www.obovsemka.com
Осень – время чудес. Чем можно заняться в осенние месяцы?
Осенние месяцы – уникальная пора. Только в это время можно наслаждаться мягкими теплыми днями и наблюдать постепенное изменение природы. Первое время, когда уже нет изнуряющей жары, но погода позволяет проводить много времени на улице, можно найти массу занятий, о которых потом будет приятно и весело вспоминать. Особенно много интересных открытий могут совершить мамы с маленькими детьми. Для них золотой ковер из листьев может стать источником вдохновения, площадкой для захватывающих игр и настоящим исследовательским центром. Главное, чтобы взрослый ненавязчиво направлял неуемную энергию малыша и подсказывал, на что еще можно обратить внимание в осенние месяцы.
Чем заняться осенью
- Самое частое занятие на осенних прогулках – сбор гербария. Яркие разноцветные листья могут стать материалом для поделок, когда погода изменится, и долго гулять будет затруднительно. Примите совет от опытного человека. Ваш малыш будет собирать крупные и яркие листья, а вы займитесь сбором мелких листочков разного цвета и оттенка. Самые интересные аппликации и поделки выполняются именно из мелкого материала.
- Собирайте не только листья, но и желуди, каштаны и другой природный материал. Даже мелкие камушки пойдут в дело, когда зарядят дожди, и ребенку станет скучно.
- Устройте фотосессию. Как бы это банально ни звучало, но осенью получаются очень яркие фотографии, а время, весело проведенное всей семьей в парке, вообще бесценно.
- Устройте выставку осенних рисунков. Дайте своему ребенку выплеснуть эмоции на альбомный лист. Пусть нарисует все, что видел: и осенний парк, и стаи перелетных птиц, и затяжной дождь. А потом пригласите друзей и родных и устройте вернисаж. Если перед этим почитать ребенку книжки про художников или сводить в настоящую галерею, то можно будет устроить интересную игру «Я – художник». А чтобы угостить посетителей вернисажа, испеките с ребенком яблочный пирог.
- Отправляйтесь в лес. Если вы разбираетесь в грибах, то осенние месяцы – самое время сделать грибные заготовки. Если не разбираетесь, то просто погуляйте с малышом. Осенний лес может стать самым ярким впечатлением за весь сезон. Это красиво и полезно для здоровья, поскольку тишина, покой и свежий воздух есть только здесь.
Осень – пора открытий и новых впечатлений. Наслаждайтесь вместе с ребенком возможностью понаблюдать за тем, как природа готовится к зиме.
Как ответить ребенку на вопросы
Каждый малыш задает родителям множество вопросов. Осенью дети спрашивают о том, куда летят птицы, почему сентябрь называют сентябрем, почему идет дождь. Сейчас самое время заняться образованием и обучением. На все вопросы надо отвечать так, чтобы ребенку не стало скучно, это очень важно. Ответ не должен занимать много времени и содержать слишком сложные слова. А еще очень хорошо подкрепить свой ответ маленьким видеороликом, который сейчас найти в сети Интернет не составит труда.
Изучаем календарь
Вы уже наверняка рассказывали ребенку о календаре. Теперь пришло время показать ему, какие месяцы – осенние. Можно поиграть с ребенком и составить свой календарь, в котором каждому месяцу будет соответствовать какое-то событие или самое яркое впечатление. Вы замечательно проведете время, вспоминая, что и когда происходило. А главное – так ребенку будет проще запомнить название месяцев и времена года.
Описываем сентябрь
Название осенних месяцев объяснить ребенку совсем не сложно. Расскажите малышу о Древнем Риме и о римском календаре. Год по этому календарю начинался в марте, а сентябрь был седьмым месяцем, отсюда и пошло его название september – “седьмой”.
В украинском и белорусском языке этот месяц созвучен названию маленького симпатичного растения под названием вереск. Название месяца в этих случаях звучит как “вересень” или “верасень”.
Рассказываем про октябрь
Продолжая рассказ про осенние месяцы и их названия, опять придется ссылаться на римский календарь. Название “октябрь” произошло от числительного восемь (octo). Как уже понятно, этот месяц был восьмым по счету.
Одно из славянских названий – жовтень, от слова “желтый”. Объяснить, почему это так, будет совсем несложно. Достаточно погулять в парке или посмотреть в окно.
Несколько слов о ноябре
И здесь не обошлось без римлян. Название november, то есть ноябрь, происходит от novem – “девять”.
А вот в украинском и белорусском языках ноябрь – это листопад. И вправду, листья почти все упали, деревья покачивают голыми ветками, идут дожди, и становится заметно холоднее.
Только от родителей зависит, станут ли осенние месяцы для детей захватывающим приключением или превратятся в унылую и скучную рутину. Для человечка, который только открывает для себя секреты мира, интересно все. Главное, чтобы занятия приносили радость и вам, и вашему ребенку.
Превратите осенние прогулки в настоящие приключения для своих малышей. Это скрасит не только их, но и ваш досуг. Золотая осень может быть не только унылой. Эта пора достойна стать самой прекрасной. Все зависит от того, как вы научитесь воспринимать природу и окружающий мир.
fb.ru
Осенние месяцы
Поделиться с друзьями:
Сценарий детского праздника
Действующие лица: Ведущая, Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Под музыку дети входят в зал, который украшен листьями, веточками рябины, клёна, берёзы и т.д.
Ведущая.
Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.
(И. Токмакова)
Ведущая. Посмотрите, дети, как сегодня красиво в нашем зале! Сколько вокруг красивых разноцветных листьев и веточек. Я загадаю вам загадку, а вы мне скажите, что за праздник пришёл к нам в гости:
Пришла без красок
И без кисти.
Перекрасила
Все листья.
Дети. Осень!
Ведущая. Конечно, это праздник Осени! Осень — чудесное время года!
1-й ребёнок.
Осень золото роняет,
Осень листья украшает.
Полюбуйтесь-ка, ребята!
Лес меняет свой наряд,
Снял зелёный, мерит новый –
Жёлтый, красный и лиловый!
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
3-й ребёнок.
Осенние листочки днём
Красивые такие,
Споём, друзья, мы песенку
Про листья золотые!
Дети поют песню «Осени я друг». В зал входит Осень.
Осень.
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Я старалась, наряжала
Парки, рощи и леса.
Стало в них светло, как днём,
Листья светятся огнём!
Ведущая. Здравствуй, красавица Осень! Проходи, садись вместе с ребятами и послушай, какие стихи они для тебя приготовили.
1-й ребёнок.
Праздник Осени в лесу,
Всем светло и весело!
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила!
2-й ребёнок.
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко.
Соберём в корзинку мы,
Выложим всё донышко.
3-й ребёнок.
Ветер с листьями играет,
Листья жёлтые летят
Прямо под ноги ребят!
4-й ребёнок.
Так давайте славить Осень
Песней, пляской и игрой!
Будут радостными встречи…
Осень, это праздник твой!
Осень.
Что же, в круг скорей вставайте,
Дружно песню запевайте!
Исполняется песня «Урожай собирай», слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко.
Ведущая. Скажи нам, Осень, а где твои помощники — братья месяцы?
Осень. Они обязательно придут, если дети отгадают, как их зовут.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Дети. Сентябрь!
В зал вбегает Сентябрь украшенный листьями.
Сентябрь.
Я Сентябрь! Крашу листья
В яркий жёлто-рыжий цвет.
Лучше краски в мире нет!
А ещё велю плодам
Поспевать на радость вам!
(Л. Амоша)
Становится рядом с Осенью.
Осень.
Всё грустней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился –
Что за месяц к нам явился?
Дети. Октябрь!
Появляется Октябрь украшенный листьями или рябиной.
Октябрь.
Я Октябрь! Обрываю
Я последние листки.
Птиц на юг я провожаю,
Лью холодные дожди.
(Л. Амоша)
Становится рядом с Сентябрём.
Осень.
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Дети. Ноябрь!
Выходит Ноябрь, тоже украшенный рябиной.
Ноябрь.
Я Ноябрь, и я последним
В списке Осени стою.
Я туманы принесу,
Холод, ветер, непогоду,
Снег с дождём и солнца луч,
Что пробьётся из-за туч.
(Л. Амоша)
Становится рядом с Октябрём.
Осень (показывает на месяцы). Вот они, мои месяцы родные! Вот они, мои братья дорогие!
Дети вместе с братьями-месяцами исполняют танец «Весёлый хоровод».
Дети.
Веселей хоровод, все ребята рады!
Загляни в огород — выросло, что надо:
Огурец, помидор, перчик для салата.
Эй, Сентябрь выходи, попляши ребятам.
Сентябрь выходит в круг и танцует.
Веселей, хоровод, все ребята рады!
Загляни в огород, выросло — что надо:
Ты, Октябрь, дружок, выходи смелее,
И с собой принеси яблок поспелее.
Октябрь ставит в центр круга корзину яблок.
Веселей, хоровод, все ребята рады!
Урожай наш хорош, поплясать всем надо.
Огурец, помидор, перчик для салата.
Ты, Ноябрь, выходи, всем подарки подари.
Выходит Ноябрь и раздаёт детям яблоки.
Сентябрь (обращается к детям). Хотите с нами поиграть? Прошу загадки отгадать:
На жарком солнышке подсох
И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … (Картошка)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (Капуста)
Расту в земле, на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковка)
Этот жёлтый корнеплод
Так и просится к нам в рот.
Небольшая вам подсказка –
Он известен всем по сказке. (Репка)
Осень. Молодцы, дети! Эй, братец Октябрь, твоя очередь.
Октябрь. Становитесь в круг, будем играть.
Октябрь читает стих и показывает, какие движения надо выполнять, а дети повторяют.
Меж еловых мягких лап (Машут руками в разные стороны.)
Дождик кап-кап-кап! (Показывают, как капает дождик.)
Где сучок давно засох,
Сырой мох, мох, мох. (Произвольные движения.)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его друзья? (Показать на себя.)
Это я, я, я!
Исполняется песня «Антошка», музыка В. Шаинского.
Октябрь. А теперь, братец Ноябрь, пришла твоя очередь.
Ноябрь. Всегда я последний, что же мне придумать? Загадки были, песня была, игра была… (думает). Придумал! Грибы знаете? Собрать сможете?
Достаёт полную корзинку грибов и раскладывает их в центре зала. Проводится игра «Грибники».
Дети 4-6 человек, с завязанными глазами собирают грибы в корзинки, пока играет музыка. Как только музыка стихает, сбор грибов прекращается. Побеждает тот ребёнок, который больше всех набрал грибов и у кого не будет ни одного мухомора, или будет мухоморов меньше, чем у других. Игру можно продолжать, пока все дети не поиграют.
Ноябрь.
Интересно мы играли,
Быстро все грибы собрали!
Осень.
Но теперь пора прощаться,
И домой нам возвращаться.
Очень весело мне было!
Всех ребят я полюбила.
Попрощаться нам пора
Что поделать? Ждут дела!
Осень и братья-месяцы прощаются с детьми и уходят.
* * *
Еще на эту тему:
prazdniki.me
Осенние месяцы – Сентябрь
Каждый из месяцев в году по-своему прекрасен и сентябрь – не исключение. Несмотря на убывающие дни и легкое похолодание, природа зачаровывает своей красотой. Березы начинают надевать желтые наряды, а за ними липы и все остальные деревья преображаются в золотистые одеяния. В воздухе стоит терпкий запах прелой листвы. Ягоды рябины наливаются алым цветом. Сейчас они еще кисло-терпкие, а вот после первых заморозков станут сладкими. На болотах еще можно встретить клюкву, в лесу поспевает шиповник и брусника. У грибников продолжается грибная пора, ранним утром, после ночного тумана лес полон грибов. Это и маслята, и рыжики, и подосиновики, и грузди и много других разновидностей грибов.
В сентябре насекомых становится гораздо меньше, чем летом, из-за чего у птиц становится меньше еды, ласточки, мухоловки и стрижи улетают на юг. За ними готовятся к отлету и другие перелетные птицы, позже всех покидают насиженные места водоплавающие представители пернатых. Готовятся к приближающимся холодам и звери. У пушных животных начинается линька, а значит, вскоре зимняя шубка сменит летнюю. Ежики обустраивают к холодам жилища, стаскивая на своих иголках опавшую листву. Медведи усиленно питаются орехами, желудями и ягодами, накапливая жирок.
Загадки про Сентябрь месяц
***
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Стихи про Сентябрь месяц
***
Осень художница
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
***
Сентябрь
(Самуил Маршак)
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
***
Сентябрь
Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!
***
Осенние дожди
(Л. Капленкова)
Зарядили дожди в сентябре,
Не успел он начаться – полили.
И зелёные листья в воде
Отражаясь, куда-то поплыли.
Кто же, осень, придумал тебя?
Ты пришла незаметно и быстро.
В серых тучах твоих, сентября,
Ни просвета, ни солнца не видно.
За окном не капелью стучит,
Нудный дождь заливает наш город.
И открылись повсюду зонты,
И бесшумно вползает в нас холод.
Лишь вчера веселились дворы,
Допоздна на скамейках сидели.
А теперь осень плачет навзрыд,
Ветки тянут промокшие ели.
Одинаковы лица у всех,
Вот прошёл, повернул, не заметил.
И не видим друг друга мы, нет.
Кто за всё, что случилось, в ответе?
И под этим дождём навсегда,
Превратимся в безликие толпы.
Прекрати литься с неба, вода,
Ты же видишь, не нужен нам зонтик!
Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.
feminissimo.ru
Конспект урока по окружающему миру “Осенние месяцы”
Тема урока: Осенние месяцы.
Тип урока: открытие нового знания
Форма проведения: урок-исследование
Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;
Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;
Сочинять устный рассказ по картине;
Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.
Личностные результаты:
Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, энциклопедия, справочный материал, рисунок годового круга, аудиозапись пьесы Октябрь из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова «Первый снег», кукла из соломы, фотография храма Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М. Ю Новицкая 2 класс, лист самооценки, Рабочая тетрадь 2 класс А.А. Плешаков, М. Ю Новицкая, справочный материал, энциклопедии «Народный месяцеслов» состав. Рыженков Г.Д М. Современник, Ермолов Е.С «Народный сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Ч 1
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!
2. Актуализация знаний
Учитель: у меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?
-Что такое погода?
Давайте охарактеризуем погоду сегодня.
3. Создание проблемной ситуации
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье – куда не взгляни,
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты! (слайд №1)
Отгадайте загадку:
– Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года» – спросят
Нам ответят ?… Это осень.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)
4. Определение темы
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Осенние месяцы)
-Что бы вы хотели узнать на уроке? (откуда произошли названия осенних месяцев)
5. Этап открытия нового знания
Итак, отправимся в гости к осени.
А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?
Какие признаки осени отражены в стихотворении?
Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)
Проверим какие осенние месяцы вы знаете
– Выберите названия осенних месяцев
Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники
-Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.
В чём причина происходящих изменений в неживой природе?
6.Выполнение действий по достижению результата.
В старину на Руси у каждого месяца были особые названия. Они были связаны с явлениями живой и неживой природы и с трудом человека. Люди следили, наблюдали и по своим наблюдениям давали названия месяцам.
Давайте попробуем вместе их отгадать, а для этого нам поможет следующее задание. (Работа в группах). Правила работы в группе вы все знаете, но мы еще раз повторим
1.Работать должен каждый на общий результат.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Если не понял – переспроси.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
– Соотнесите современные названия месяцев с древнерусскими.
хмурень
дождезвон
листопад
капустник
свадебник
грязник
листогной
полузимник
бездорожник
Проверка осуществляется по образцу учебника с. 55(поднимите руки те группы, кто выполнил правильно это задание. Остальные не расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно получитсчя)
– Почему октябрь в старину называли КАПУСТНИК, СВАДЕБНИК?
– Давайте проверим – учебник с 56 – 57
– Что интересного вы еще заметили?
Но осень богата не только на народные праздники, но еще и на православные.Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной. Слайд с иконой.
Давайте и мы попробуем перенестись в прошлое на один из капустенских вечеров и заготовить капусту на долгую и холодную зиму.
7. Физкультминутка
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмем, жмем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем.
– Какое задание вам понравилось?
– Я предлагаю вам выполнить новое задание, побывать в роли художника. Откроем тетради на с. 37 упр. № 4
8. Включение нового в систему знаний
Собран весь урожай. Пора подумать как сохранить урожай. Вечерами в каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогали. За работой песни пели, а в перерывах в игры играли. Вот и повелось на Руси октябрь «капустником» величать. А еще «хлебником» и «свадебником». Посмотрите, вот так праздновали свадьбу. А на свадьбу молодым дарили вот такие куклы. Эти куклы с секретом. Куклы связаны между собой. Одна символизируют мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по- другому называют «Куклы неразлучники». Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Как вы думаете, для чего?
Осень богата на православные праздники. Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд14). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной.
Чтобы быть образованным человеком мы должны знать свои традиции, праздники. Наш город называется Дмитриев – Льговским. 8 число месяца «Листогноя» – религиозный праздник День Дмитрия Солунского по православному календарю празднуют его каждый год. Причем, этот божественный праздник отмечают на протяжении недели, которая называется родительской и традиционно является также поминальной. Этот праздник престольный в нашем городе. Вы можете поинтересоваться у своих бабушек и рассказать нам о нем. 8 число месяца «Листогноя» – это какой месяц?
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Откройте «Рабочую тетрадь» на 36 .
1.Прочитайте задания №1
У кого оно вызвало затруднее, задайте вопросы. (самопроверка. На слайде правильные ответы.
2. Работа с поговорками.
Как мы увидели, в старину у каждого месяца было своё название и не одно. Также народ сложил много загадок пословиц, поговорок об осенних месяцах Собери поговорки. Объясните их смысл.
В ноябре……….. на одном часу и дождь и снег
В сентябре………… ягода одна, и та горькая рябина.
В октябре…………… огонь и в поле, и в избе.
В сентябре…… зима с осенью борется
В октябре…………… и лист на дереве не держится
3. Работа в парах.
Прочитайте задание № 2.
Посовещайтесь с товарищем, если оно у вас вызовет затруднение. Проверим. Прочитайте ответы. (взаимопроверка.)
Какие же выводы вы сделаете.
10. Итог урока
– Какие новые знания открыли?
– Для чего они нужны?
– О чем хотели бы узнать подробней?
– Кто хочет подготовить сообщение по этой теме?
11. Рефлексия учебной деятельности
–Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.
Чтение стихотворения
В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,
НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,
А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ
ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:
И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ,
ЛИСТИК ДУБА-ОН ЗЕЛЁНЫЙ-
РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.
ОТ ЧЕРЁМУХИ ЛИСТОЧКИ-
ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,
И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-
БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!
МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,
МЫ-БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,
НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ
ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!
-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.
-Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА)
Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.
-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.
-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.
-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.
11. Домашнее задание
-Учебник с 57, рабочая тетрадь с 37 задания №3, №5
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь) (слайд№2)
infourok.ru
Методическая разработка по окружающему миру по теме: Осенние месяцы.
Ефимова Наталия Игоревна
Осенние месяцы.
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
Называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;
Иметь общее представление о художниках И.И. Левитане,
А.А. Пластове и главных темах их художественного творчества.
Метапредметные результаты:
Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;
Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;
Сочинять устный рассказ по картине;
Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.
Личностные результаты:
Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Оборудование. Презентация; запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла времена года П.И Чайковского; волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники, ИКТ.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя. | Проверка готовности рабочего места. |
Целеполагание |
«Ключиком к сегодняшнему нашему уроку будет загадка: Есть у моего батюшки сад, В саду – двенадцать гряд; Гряды крест-накрест разгорожены. Сколько гряд в каждой клети положено? (слайд 1) Чтобы лучше понять эту загадку нужно сделать к ней рисунок (слайд 2). Что из прошлых наших уроков он будет напоминать? Конечно, это наш знакомый годовой круг. Значит, клеть – это время года; гряды – месяцы; сад – год». Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья! Это осень! Давайте вспомним, как называются осенние месяцы. Для этого предлагаю вам решить кроссворд. (слайд 3) В каком порядке следуют друг за другом осенние месяцы? А кто из вас знает, откуда к нам пришли современные названия месяцев? В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка. По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия: СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» – семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта. ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» – девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря. Но у славян были и свои имена, связанные с “характером” месяца, его основными признаками. Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия. Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон. Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья. Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник. Второй месяц осени – октябрь. В старину его называли листопадом или листопадником. Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник. Последний осенний месяц – ноябрь. Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом. | Дети отвечают на вопросы учителя, читают стихи Ю. Тувима «Четыре времени года» (приложение 1). Дети вписывают в кроссворд названия осенних месяцев (кроссворд раздается на отдельных листках). Ответы детей. Дети стараются объяснить, о чем говорят старинные названия месяцев. | Возможно, учащиеся владеют некоторой информацией по теме урока, поэтому учитель интересуется, что известно детям о названиях месяцев. |
Тренировочные упражнения. |
| Работа с учебником стр. 54-55. Дети объясняют старинные названия месяцев. |
Аналитический этап. |
Старинные названия – очень меткие, они точно говорят о характере месяца, каждое название – как маленький рассказ. Наблюдения людей за изменениями в природе, умение видеть красоту природы в изделиях и предметах домашнего быта. Изображения осенних листьев и ягод можно увидеть на старинных изделиях древнего хохломского промысла (слайд 7). Какие краски использовали народные мастера? Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов. Вспомните стихи, которые вы учили. Расскажите. Звучат «Времена года» П.И. Чайковского, на экране репродукции картин художников И.И. Левитана, А.А. Пластова. (слайды 8,9,10,11) Попробуйте определить, в какие осенние месяцы мы могли бы наблюдать такие картины? | Ответы детей. Дети рассказывают стихи. Стихи «Братья – месяцы» (приложение 2) Дети под музыку рассматривают репродукции картин. |
Тренировочные упражнения |
Учитель обращает внимание детей на фотографию куклы из пшеничных колосьев рядом с названием темы урока на стр. 54 учебника. (слайд 12) Посмотрите, к нам в гости пришла осенняя кукла. Почему такую куклу могли сделать только осенью? Какое имя можно дать этой кукле? Как можно описать ее характер? Прочитайте в учебнике еще раз, какие названия даются октябрю. Обратите внимание на названия капустник и свадебник. | Работа с учебником стр. 54-55. Ответы детей: К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву. Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, работящая. |
Аналитический этап. |
Как названия капустник и свадебник связаны с жизнью людей? В октябре капусту заготавливали на зиму. В народе говорили: сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой. В народе бывало говаривали: В октябре зима с белого гнезда снимается, к нам в гости снаряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни – села навещу, пирогов поем, свадьбы веселые сыграю, отпраздную». Потому и называли октябрь свадебником. | Ответы детей. |
Физкультминутка |
Мы капусту рубим, рубим; Мы капусту жмем, жмем; Мы капусту солим, солим; Плотно в бочки кладем! | Дети повторяют за учителем. |
Аналитический этап |
Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд13). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной. После Покрова игрались свадьбы. (слайд 14) Ноябрь – ворота зимы. В ноябре зима с осенью борются. |
Тренировочные упражнения |
Обратите внимание на двух кукол в нашем учебнике. Куклы связаны между собой. Одна символизирует мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. | Работа с учебником стр. 57. |
Выводы и обобщения |
Назовите современные названия осенних месяцев. Как называют их народными именами? Что рассказывают эти названия? Почему поэты и художники воспевают осень? Прочитайте выводы на стр. 57 учебника. | Ответы на вопросы учителя. Чтение выводов в учебнике. Чтение стихотворения «Осень – златовласка» (приложение 3). |
Фильм про осень |
Д/з: Учебник стр. 54-57 Р.т. стр. 36-37, з. 2,4,5. |
Приложение 1.
Все печальное на свете
Позабудь весною!
Видишь, в небе солнце светит,
Ландыш под сосною.
И не хмурься в летний полдень –
Столько ягод зреет,
Темный бор цветами полон,
В небе птицы реют.
Надо ль осенью нам плакать,
Если дождик льется?
Ведь в саду и в дождь и в слякоть
Яблоко найдется.
Пусть опять зима сурова,
Небо ледяное –
Не грусти, ведь ландыш снова
Расцветет весною!
Приложение 2.
Сентябрь
Сентябрь – златоцвет
В золотой кафтан одет.
Лес красуется листвой
Пышной, яркой, золотой.
Октябрь
Октябрь – листопад,
Листья падают, кружат,
Укрывает лес ковром
Перед долгим зимним сном.
Ноябрь
Ноябрь – грудень
Для прохожих труден.
Смерзлись в груды снег и грязь,
Не проедет даже князь.
Приложение 3.
Осень – златовласка.
Осень, осень – златовласка,
Ты приходишь к нам из сказки.
Как прекрасен твой убор,
Янтарем горит узор!
Тихо бродишь на приволье
По лесам и по долинам.
Тебя встретим хлебом – солью,
Гроздью алою рябины.
nsportal.ru