Онлайн урок окружающий мир 3 класс – Конспекты Окружающий мир 3 класс
Замечательное вещество вода. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс
На этом уроке мы повторим свойства воды в жидком состоянии, проведем массу увлекательных опытов по их доказательству, узнаем, как вода помогает человеку в хозяйственной деятельности.
Тема: Неживая природа
Урок: Замечательное вещество вода
Если посмотреть на глобус, сразу видно, что голубым цветом обозначено намного больше пространства, чем зеленым, желтым, коричневым и белым.
Рис. 1. Глобус (Источник)
Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Три четверти земной поверхности покрыты водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.
Рис. 2. Земля из космоса (Источник)
Вода не только непременное условие существования всего живого, но и верный помощник в хозяйственной деятельности человека. Энергию воды используют на гидроэлектростанциях при выработке электроэнергии.
Рис. 3. Гидроэлектростанция (Источник)
Промышленная ловля рыбы в морях и океанах.
Рис. 4. Промышленная ловля рыбы (Источник)
Вода – широкая и ровная «дорога», по которой легко перевозить грузы и пассажиров.
Рис. 5. Сухогруз (Источник)
Рис. 6. Пассажирский корабль (Источник)
Использование воды в деятельности человека стало возможным благодаря изучению ее свойств.
Рис. 7. Изучение свойств воды (Источник)
Вода необходима при приготовлении теста или бетона, изготовления бумаги, ткани, лекарств или конфет. Этот список можно продолжать очень долго.
Рис. 8. Тесто (Источник)
Рис. 9. Бетон (Источник)
Рис. 10. Бумага (Источник)
Рис. 11. Ткань (Источник)
Рис. 12. Лекарства (Источник)
Рис. 13. Конфеты (Источник)
Вспомним свойства воды:
1. Чистая вода не имеет запаха и вкуса (вода не пахнет ничем и на вкус не сладкая и не соленая). Благодаря этому вода хорошо утоляет жажду.
Рис. 14. Вода не имеет вкуса и запаха (Источник)
Рис. 15. Вода утоляет жажду (Источник)
2. Вода бесцветна и прозрачна (если поднести к стакану с водой полоски цветной бумаги, становится очевидным, что вода не имеет цвета; если в стакан с водой опустить соломинку, она хорошо видна, а в стаканах с соком и молоком – нет). Благодаря этому солнечный свет легко проникает сквозь воду, давая необходимые свет и тепло водным животным и растениям.
Рис. 16. Вода бесцветна и прозрачна (Источник)
Рис. 17. Прозрачная вода и подводные обитатели (Источник)
3. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится (если перелить воду из одного сосуда в другой, с иной формой, вода легко примет форму нового вместилища).
Рис. 18. Вода принимает форму сосуда, в котором находится (Источник)
4. Вода обладает текучестью (если налить воду на поверхность, она растечется в стороны, а если поверхность наклонна, вода стечет под уклон). Поэтому воду можно найти всюду: на земле, под землей и даже в небе.
Рис. 19. Вода обладает текучестью (Источник)
5. Вода упруга и несжимаема (если попытаться сдавить руками закрытую пластиковую бутылку, до краев наполненную водой, ничего не выйдет).
Рис. 20. Вода текуча (Источник)
На следующем уроке мы поговорим об океане, которого нет на карте – атмосфере – воздушной оболочке вокруг Земли. Узнаем, какова роль атмосферы в защите планеты от метеоритов и солнечного облучения, в дыхании живых существ. Рассмотрим несколько опытов, доказывающих наличие воздуха вокруг.
Список рекомендованной литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Myshared.ru (Источник).
- Ваш психолог (Источник).
- Социальная сеть работников образования (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Замечательное вещество вода».
- Проведите опыты по доказательству текучести и прозрачности воды. Опишите ход работы и результат.
- *Составьте кроссворд (до 10 вопросов) на тему «Свойства воды».
interneturok.ru
Окружающий мир, 3 класс: уроки, тесты, задания
Природа вокруг нас
-
Разнообразие природы
-
Что изучает экология
-
Тела и вещества
-
Разнообразие веществ
-
Свойства и охрана воздуха -
Свойства и значение воды
-
Круговорот воды в природе
-
Охрана воды
-
Почва — плодородный слой земли
-
Классификация растений
-
Как питаются растения
-
Размножение и развитие растений
-
Классификация животных
-
Как питаются животные
-
Размножение и развитие животных
-
Охрана растений и животных
-
Грибы
-
Круговорот веществ в природе
Человек и его здоровье
-
Человек — часть природы
-
Организм человека
-
Как человек воспринимает окружающий мир
-
Надёжная защита организма — кожа
-
Опорно-двигательная система
-
Пищеварительная система
-
Дыхание. Гигиена дыхания
-
Кровообращение
-
Как предупреждать болезни. Роль здорового образа жизни для растущего организма
Помни о безопасности
-
Опасные ситуации дома
-
Осторожно на дороге
-
Дорожные знаки
-
Опасные места
-
Природа и наша безопасность
-
Экологическая безопасность
Чему учит экономика
-
Для чего нужна экономика
-
Природные богатства и труд людей — основа экономики
-
Полезные ископаемые
-
Растениеводство
-
Животноводство
-
Какая бывает промышленность
-
Что такое деньги
-
Государственный бюджет
-
Семейный бюджет
-
Экономика и экология
Путешествие по городам и странам
-
Золотое кольцо России
-
Соседи России
-
Страны Северной Европы
-
Страны Бенилюкса
-
В центре Европы
-
Франция и Великобритания
-
Страны Южной Европы
-
Знаменитые места мира
В дальнейшем в этом классе появится…
www.yaklass.ru
Видео уроки «Окружающий мир» | Класс39
Окружающий мир изучает так много разных вещей, что в них можно запутаться. Чтобы этого не случилось, учёные разделили их на части и изучают по порядку. Представляю видео уроки от CHILDRENscience («Дети и наука»)
Знакомство с предметом «Окружающий мир»
Первый урок из курса «Окружающего мира». На нём мы только познакомимся с этим предметом
Чем живое отличается от неживого. Часть 1
Мы разделили всю природу на Мир живого и Мир неживого. Но если по виду нам неясно, что перед нами: живой организм или неживой предмет, — как быть? Есть четыре главных признака, которыми обладает всё живое.
Чем живое отличается от неживого. Часть 2
Всё живое умеет размножаться, расти, питаться и состоит из клеток. Но бывает, что неживые предметы по некоторым признакам похожи на живые. Во второй части урока мы разберём пару непростых случаев.
Царства живой природы. Часть 1
Учёные делят живую природу на царства. Давайте разберемся, кто живет в этих царствах, и нарисуем их на карте Мира живого.
Царства живой природы. Часть 2
Четыре главных царства живой природы учёные открыли уже давно. А карта у нас что-то получилась совсем новенькая. Давайте-ка придадим ей вид измученный и дряхлый.
Признаки животных
Наше путешествие по Миру живого начнётся с Царства Животных. Давайте разберёмся, какими общими свойствами обладают жители этого царства.
Беспозвоночные
Царство Животных делится на две большие «области». Мы сначала будем знакомиться с беспозвоночными животными — то есть с теми, у кого нет внутреннего скелета.
Медузы, кораллы и актинии
Эти простые и древние беспозвоночные живут на нашей карте в одном и том же «районе». На первый взгляд они не кажутся родственниками. Но на самом деле устроены они довольно похоже. Как именно — расскажет Роман Борисович в этом видеоуроке.
Губки
Почти все животные двигаются, чтобы добывать себе пищу. Но вот губки умеют питаться, сидя на месте. Как они это делают, вы узнаете из видео.
Черви. Часть 1
Дождевого червя видели все. А знакомы ли вы с червями, похожими на ленты, листики и птичьи перья?
Черви. Часть 2
Мы поговорили о червях, живущих в море и в почве. Но бывают и такие, которые поселяются в животе у человека. Роман Борисович расскажет, чем такие черви опасны и как ими не заразиться.
Брюхоногие моллюски
Этими непростыми научными словами называются существа, которых вы на самом деле хорошо знаете: улитки и их родственники.
Двустворчатые моллюски
Головоногие моллюски
Кто такие членистоногие
Членистоногие — самые разнообразные животные. Мы поговорим о четырех группах членистоногих: ракообразных, паукообразных, многоножках и насекомых. Но для начала давайте разберемся, что у всех них общего и почему их так назвали: «членисто-ногие».
Ракообразные
Пауки
Пауки — не единственные представители паукообразных, но, наверное, самые вам знакомые. Роман Борисович расскажет, чем пауки похожи и какие из них водятся в нашей стране.
Клещи и скорпионы
Многоножки
www.klass39.ru
Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему: Уроки окружающего мира 3 класс
Тема: Берегите воду!
Цель:- расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой;
– познакомить с происхождением названий морей;
-учить бережно относиться к воде и экономить её.
– развивать внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.
Ход урока
Учитель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
1 капелька. В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом выползает.
2 капелька. Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3 капелька .На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Капельки вместе: Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Учитель. Без воды нет жизни. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международ -ным днем воды.
Будущее России, ее экология, чистота ее рек и
озер зависят от каждого из нас, от детей и
взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас
необходимо бережно относиться к воде,
экономно расходовать этот ценнейший дар.
Нужно охранять от загрязнений водоемы и
прилегающие к ним территории.
Одна из первоочередных задач нашего урока
вместе – составить реальный план действий по
охране окружающей среды и защите водоемов
в нашем районе, вблизи школы или дома.
Вам уже известно, что вода бывает в природе в трёх состояниях. Каких? ( Жидком, твёрдом, газообразном.)
1 задание: Загадки о воде. Слайд№2
1.Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится-
Ничего не останется. (Туча.)
2. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко.(Туман)
3.Вечером родится, ночь живёт, утром умирает.(Роса).
4.С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь).
5.Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал. (Снег).
6.Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)
7.Зимой он был крышей для речки, пруда.
Весной не осталось от крыши следа. (Лед)
8. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
9.И не снег, и не лёд,
а серебром деревья уберет.
(Иней.)
10.Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из- под земли .
Я качаю в океанах
Великаны- корабли. (Вода).
Беседа о Мировом океане.
Большую часть поверхности Земли занимают моря, океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан. Океаны, моря, бесчисленные озера и реки…
– Не слишком ли много на свете воды?
– Нет как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан – это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло земле.
Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…
Есть у Мирового океана и другая задача – он поит Землю, ведь воду пьёт всё живое. Без нее не Могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Задание второе.
Вода также кормит человечество. Вспомните названия многих морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты).
Слайд №3
Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Слайд№4
И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги.
А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога.
Задание третье.
-Вспомните названия водного транспорта (Дети перечисляют водный транспорт).Слайд№5
Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!
( Дети повторяют значение воды).Слайд№6
Задание четвёртое.
-А сейчас давайте вспомним названия некоторых водоёмов.
Слайд№7
– Для удобства географы разделили Мировой океан на четыре океана. Найдите их названия среди других букв. Слайд №8
А Б С Т ИХ И Й С Т Р И О КИ Й С Б ВА Г
(Тихий)
НА Т Л АН Т И Ч Е С К И Й Р О С Т У О Н
(Атлантический)
ПОБЕДУВАИНДИЙСКИЙЛИНТ
(Индийский)
УС К С ЕВ Е Р Н Ы Й Л ЕД О В И Т Ы Й Р
(Северный Ледовитый)
-Морей всего 30. В сказках, песнях что ни море – то обязательно (сине море). На самом деле такого названия не существует. Слайд №9
-Зато есть: Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое.
Красное море – на поверхность всплывают буровато-красные водоросли.
Жёлтое море – река Хуанхе вносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутно – жёлтым.
Белое море – северное, студёное, и зимой белым-бело от заметённых снегами льдов.
Чёрное море – зимой дуют холодные ветры,разгуливают по широкому морскому простору свинцово – серые волны- оно насупится, потемнеет. За это его и прозвали Чёрное, что значит «суровое», «грозное».
Но вода в них действительно синяя.
-Хотя на земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд. В океанах и морях вода солёная, а человеку нужна пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёх литровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.
Слайд №10
Озеро Байкал – уникальный источник пресной
воды. Объем воды в Байкале – около 23 тысяч
кубических километров, что составляет 20%
мировых и 90% российских запасов пресной
воды. Если бы на Земле не было других
источников пресной воды, то благодаря
Байкалу жители нашей планеты могли бы
прожить около 40 лет. На берегу Байкала
построен целлюлозно-бумажный комбинат,
который ежесуточно сбрасывает в озеро
свыше 200 тыс. кубометров промышленных
стоков, проходящих недостаточную очистку.
Это вызывает мутагенные изменения у водных
организмов и последующую их гибель.
В наше время над водой нависла угроза загрязнения, заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.
Задание пятое.
Перечислите обитателей водоёмов. Слайд №11
(водомерка, нутрий, стрекоза, дельфин, ондатра, выдра, чайка, плавунец, пескарь)
Беседа« Почему нужно беречь воду»
-Сейчас послушаем сказку «о нефтяной рыбке»
Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… впрочем все знают эту сказку .В стародавние времена поймал дед золотую рыбку .А если закинул бы закинул свой невод сегодня? Прошел бы невод обратно не «с одною тиною морскою» а ещё с… ржавыми банками , битыми бутылками , рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенною «лысою шину».В – третий раз, как и полагается ,попалась бы старику рыбка .Да не простая ,а, известное дело золотая и заговорила бы она человечьим голосом .
Но вот чудо! Не стала рыбка золотая просить : мол, отпусти, меня старче в море. А наоборот стала бы молвить не отпускай меня старче в море .Лучше кинь в аквариум с чистою водою- отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкою «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
….Грустная сказка! Но и быль не радостней.
– Но чтобы этого не было, вам дети нужно участвовать в защите воды. Что вы можете сделать? Слайд №12
План по охране окружающей среды.
1.Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.
2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха.
3.Следить за чистотой природных источников.
Игра « Согласен – не согласен».
Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны — потопайте.
1.На земле четыре океана. (Хлопаем)
2.Для питья годится и пресная, и соленая вода.
( Топаем)
3.При помощи воды добывается электрический ток.
(Хлопаем)
1.Самое солёное море — Мертвое. (Хлопаем)
3.На земле 300 морей. (Топаем)
4.Байкал – самое глубокое озеро в мире. (Хлопаем)
5.Синего моря не существует. (Хлопаем)
6.Без воды нет жизни. (Хлопаем)
7.В Черном море вода – черная, в Красном — красная,
в Желтом — желтая. (Топаем)
8.Вода составляет большую часть тела человека.
(Хлопаем)
9.Родник и ключ — не одно и то же. (Топаем)
10.Начало реки называется исток, а конец называется
устье. (Хлопаем)
Конкурс. «Исполнение песен и чтение стихов»
(в которых встречается название водоема)
- «Ты морячка, я моряк, ты — рыбачка, я — рыбак, ты на суше, я на море….».
- « С утра сидит на озере любитель-рыболов»,
- « С голубого ручейка начинается река…»,
- Скажи ты мне, речка, скажи мне, рябина…»,
- «Гляжу в озёра синие…»,
- « Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой…»,
- «Жил отважный капитан…»
- « В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»,
- « Ветер по морю гуляет…»,
- «Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз…».
Итог урока
Слайд№13
Вода – живительная влага. Именно ей мы обязаны жизнью.
Сохраним наши реки, озёра, пруды.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студеная и чистая вода.
nsportal.ru
Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков часть 1
Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков часть 1 – 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) – Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа – СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа – СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения – просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
А. А. Плешаков Окружающий МИР ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков Окружающий МИР ‘ л Ч Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением ^ на электронном носителе В двух частях Часть 1 З-е издание Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации класс Москва «Просвещение» \ 2013 ч ё: ‘ УДК 373.167.1:502 ББК 2я72 П38 Серия «Школа России» основана в 2001 году На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/320 от 01.11.2010) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-538 от 20.10.2010). Учебник входит в систему «Школа России» УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ — что узнаем, чему научимся работаем в паре работаем в группе работаем со взрослыми задание повышенной сложности моделирование рабочая тетрадь атлас-определитель «От земли до неба» — сделаем вывод ISBN 978-5-09-030779-6(1) ISBN 978-5-09-030780-2(общ.) © Издательство «Просвещение». 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены к ак устроен мир Изучая этот раздел, мы будем учиться: • классифицировать объекты природы; • осознавать и раскрывать ценность природы для людей; • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; tv- определять место человека в окружающем мире; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; осознавать необходимость ответственного отношения к природе. Природа Узнаем, на какие царства учёные делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей. Вспомни, что относится к неживой и живой природе. Какие растения называются дикорастущими, а какие — культурными? На какие группы делят животных? РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ • Используя иллюстрацию, докажи, что природа удивительно разнообразна. Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы. Как ты уже знаешь, природу делят на живую и неживую. Живую природу изучает особая наука — биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука). Всё живое учёные-биологи делят на большие группы — царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Бактерии — крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду — в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор — микроскоп. Г– • 1 1 ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ для ЛЮДЕЙ • Верно ли, что без жизнь людей? Докажи. природы невозможна Природа — важнейшее условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. Всё это даёт нам природа. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть и многое-многое другое. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье. Знаешь ли ты, что зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу… Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок — только разгадывай! 1. Прочитайте в рабочей тетради первый абзац текста «Разнообразие природы». Что относится к неживой природе, а что — к живой? 2. Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого. 3. Придумайте задание к рисунку на с. 4 — 5 и предложите другим ребятам выполнить его. т 4. К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки». Проверь себя 1. Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно? 2. На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке. 3. Раскрой ценность природы для людей. Природа удивительно разнообразна. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. Люди не могли бы жить без окружающей их природы. о Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов. 2. Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным. 3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством природы. Найди в рассказе объяснение этому. СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТШЛЬНЫХ Что такое лишайники? Посмотри, как красивы лишайники! Лес, где их много, выглядит словно сказочный. Многие учёные относят лишайники к царству грибов. Но другие учёные считают их самостоятельным царством живой природы! Почему же у учёных такое разное мнение о месте лишайников в природе? Дело в том, что лишайник — это удивительный организм, состоящий из гриба и водоросли. Под микроско- 1 8 пом видно, что тело лишайника как бы сплетено из грибных нитей, между которыми находятся крошечные зелёные водоросли. Лишайники на стволах деревьев Узнаем, чем человек отличается от других жи-вых существ. Научимся различать внешность че-ловека и его внутренний мир. Постараемся осо- й знать необыкновенную сложность внутреннего мира человека. Вспомни внешнее и внутреннее строение тела человека. Подумай, внутреннее строение и внутренний мир человека — это одно и то же? Если нет, как ты понимаешь разницу? п г Человек • Подумай, чем человек отличается от других живых существ. Человек — часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло. И всё же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек — разумное существо. Да, среди животных немало сообразительных, например водные жители — дельфины или наши четвероногие друзья—собаки. Но только человек обладает настоящим разумом. 10 Благодаря этому люди создали особый мир — современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолёты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают всё новые и новые её тайны. Где же «поме1дается» у человека разум, где он «живёт»? В головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Без сомнения, это самый удивительный орган человека. Благодаря ему каждый из нас носит в себе целый мир! В любую минуту, никуда не выходя из комнаты, мы можем представить и звёздное небо, и густой тропический лес, и льды Антарктиды, и подводный мир океана. Разве это не удивительно? 11 Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания об окружающем мире. Добавьте к ним переживания человека (радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.), особенности его характера, человеческие качества (доброту, отзывчивость, уважение к чужому мнению), и вы поймёте, как сложен внутренний мир каждого из нас. Не случайно великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Сложен всякий человек и глубок, как море…» Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука). СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов чувств (глаз, ушей и др.), которые посылают в головной мозг информацию об окружающем. Благодаря этому мы видим предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Так происходит восприятие человеком окружающего мира. Сохранить полученную информацию нам помогает память. Её можно сравнить с кладовой. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания об окружающем и при необходимости может воспользоваться ими. Когда учитель говорит тебе «вспомни», он просит «достать»
uchebnik-skachatj-besplatno.com