Обучили корень слова: ОБУЧАЛИ — разбор слова по составу (морфемный разбор)
Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.
1. Введение
Тема: Повторение изученного в 5-6 классах
Урок: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
2. Корень
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Рис. 1. Морфемы (Источник)
3. Окончание
Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере—о-деть).
Рис.2. Приставка (Источник)
Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол- ик, красн-е-ть).
Рис. 3. Суффикс (Источник)
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
4. Нулевая морфема
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех
5. План морфемного разбора слова
Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.
Стола – Р.п.
Стол□ – И.п. или В.п.
Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
6. Словообразование
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переул
ок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).7. План словообразовательного разбора слова
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, — мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Домашнее задание
Упражнения №23, 24. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?
Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
Задание №3
Задание №4. Какое слово неправильно разобрано по составу?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Казанский федеральный университет. Словообразовательный и морфемный словарь (Источник).
2. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Словообразование» (Источник).
3. Архивы форума «Говорим по-русски». Словари русского языка (в том числе редкие) (Источник).
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
5. Тихонов А.Н., Беркович Т.Л. «Все трудности русского словообразования». Словарь-справочник. – Аст.: Астрель, 2010.
Оставьте отзыв о качестве урока Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова в комментариях !!
Похожие записи:1. Введение, 2. Корень, 3. Окончание, 4. Нулевая морфема, 5. План морфемного разбора слова, 6. Словообразование, 7. План словообразовательного разбора слова
Повышаем грамотность обучающихся через морфемный анализ слова
В начальной школе при выполнении письменных работ по русскому языку ученики часто допускают орфографические ошибки в корне слова при проверке букв на орфограммы «Правописание безударной гласной в корне слова», «Правописание парной согласной по звонкости и глухости», «Правописание непроизносимой согласной».
Возможно, вам будет интересен вебинар “Как эффективно работать с несплошными текстами на уроках?”
Мы не говорим об умении ученика обнаруживать орфограммы в словах. Наша задача приучить ребенка осознанно относиться к проверке орфограмм.
1. Умение выделять части слов.
2. Умение быстро подбирать родственные слова или изменять форму слова для проверки данной орфограммы.
3. Умение объяснять лексическое значение слова (при необходимости обращаться к толковому словарю).
4. Умение контролировать выбор проверочного слова.
Выслушав объяснения детей, причины допущенных ошибок могут оказаться иными.
Приведенные примеры указывают на то, что учащиеся затрудняются выделить корень в слове, или делают это наугад. Почему?
- Трудности с запасом родственных слов.
- Трудности с пониманием лексического значения слова.
- Не отработан чёткий алгоритм разбора слов по составу.
Умение выделять части слов
Данное умение формируется достаточно долго у ребенка. В разных программах последовательность изучения частей слова разная, но чаще всего начинают с главной части слова-корня. Суффикс и приставку ребенок будет обнаруживать и обозначать после корня, поэтому стоит потратить на формирование данного умения достаточно много времени.
Какие задания можем предложить для формирования умения вычленять корень слова? Здесь можно рассмотреть задания по уровню сложности.
1 уровень. Обозначь корень в словах: розочка, машинка, настольный, книга.
2 уровень.
а) Выпиши слова с суффиксом –ок-
Прыжок, локоток, кружок, срок, сапожок, урок.
или
б) Выпиши слова, в которых первая буква о является частью корня.
Осина, осмотреть, овраг, ослабить, олень.
Данное задание немного «коварное» для обучающихся. Слова оканчиваются одинаково, но в каких-то словах ОК – часть корня, а в других – суффикс; буква О – часть корня, а в словах осмотреть, ослабить – это приставка. Надо заметить, что для выполнения задания под а) и задания 3 уровня, ученики уже должны быть знакомы с историческим чередованием согласных в корне.
Обозначь корень в выделенных словах:
Хорошенькая ПТИЧКА по имени СИНИЧКА
Пила в гостях ВОДИЧКУ у рыженькой ЛИСИЧКИ.
Слова оканчиваются одинаково, но суффиксы разные. Правильное выполнение этого задания как раз и показывает сформированное умение у детей выделять корень слова.
Кроме этого нужно обращать внимание обучающихся на разное лексическое значение родственных слов.
Данные родственные слова показывают, что имеют разные лексические значения, но общая часть значения заключена в слове ДОМ.
Внимание детей нужно обращать на то, что написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются.
Выбирая правильное написание, ученик должен действовать по алгоритму:
1. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
2. Если орфограмма в корне – ищи проверочное слово (непроверяемые написания запоминаются).
3. Написания приставок и суффиксов запоминай.
4. Написание окончаний объясняй. Объяснение зависит части речи.
Нужно обратить внимание на то, что с какой орфограммой бы не работал ученик, трудность будет испытывать в том случае, если у него бедный словарный запас. Почему?
Обратимся ко второму пункту алгоритма: если орфограмма в корне – ищи проверочное слово.
А что значит, для ребенка найти проверочной слово?
Здесь нужно вспомнить два способа проверки:
1. Изменение формы слова
2. Подбор родственного слова.
Если первому способу мы можем обучить, применяя вопросы падежей, то подобрать родственные слова ему будет гораздо сложнее из-за бедности словарного запаса. Ребенок не сможет в нужный момент правильно подобрать родственное слово для проверки орфограммы, если в его активном словаре нет таких слов.
Конечно, словарный запас обогащается у ребенка, который любит читать. Но учитель на уроках должен предлагать детям задания, которые будут пополнять его запас, включать задания на словообразование.
- Выпиши однокоренные слова. Выдели часть слова, при помощи которой образовались однокоренные слова.
Объясни значение каждого выделенного слова.
В окошко любим мы смотреть.
Картинку стоит рассмотреть.
Кино хотим мы досмотреть,
Опасность же – предусмотреть.
- Образуй однокоренные слова от названия стихотворения. Постарайся, чтобы слова не повторялись.
- Найдите в тексте однокоренные слова и докажите, что они являются однокоренными.
Тексты познавательного характера
Примерный ответ ученика:
Банановые, бананчики, бананы или банана – это однокоренные слова.
Обучающиеся доказывают, опираясь на два признака родственных слов:
1. Данные однокоренные слова имеют общую часть – корень.
2. В этой части заключена общее значение всех этих родственных слов.
Возможно, вам будет интересна настольная игра “Домино Родственные слова”. Скачиваем, распечатываем, играем!
В данном тексте повторяется дважды одно и то же слово – бананы и банана, меняется только его форма. Как могут доказать ученики?
1. Объяснить лексическое значение слов. Оно одинаковое.
2. Выделить основу слова. Она одинаковая.
(если ученик указал два слова: бананы и банана, указываем на то, что это одна и та же форма слова банан, изменилось только окончание).
Аналогичное задание к следующему тексту будет сложнее, так как ученик должен выделить 2 группы родственных слов.
Важно при выполнении данных заданий просить детей объяснять лексическое значение каждого родственного слова.
Таким образом, связь словообразования и орфографии очевидна. Поэтому для формирования прочного орфографического навыка важна работа по морфемному анализу слов и обогащению словарного запаса обучающихся.
Статьи по теме
- Три нестандартные лингвистические задачи на уроках русского языка
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Работаем с лексикой на уроках русского языка: приемы и способы
- “Приходи ко мне идея, ненароком, невзначай”, или Нечаянные радости преподавателя
- Обобщающий урок русского языка как неродного: “Глагол как часть речи и как член предложения”
- Обобщающий урок русского языка как неродного: “Простое предложение”
- Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка
Этимология, происхождение и значение слова «учиться» по этимонлайну
РекламаДревнеанглийское leornian «получать знания, культивироваться; изучать, читать, думать» от протогерманского *lisnojanan (родственное: древнефризское lernia, среднеголландское leeren , голландский leren, древневерхненемецкий lernen, немецкий lernen «учиться», готское lais «я знаю»), с базовым значением «следовать или находить след», от корня PIE *lois- «борозда, след». Оно родственно немецкому Gleis «след» и древнеанглийскому læst «подошва стопы» (см. последнее (n.1)).
От с. 1200 как «услышать, убедиться». Переходное употребление («Он научил меня (как) читать»), теперь считающееся вульгарным (за исключением рефлексивных выражений, я учу английский), было допустимо с c. 1200 до начала 19 в. Оно сохраняется в прилагательном прошедшего времени выученного, «имеющего знания, полученные путем изучения». В древнеанглийском также было læran «учить» (см. lere). Связанный: Обучение.
Тренды
узнатьРеклама
обновлено 28 июля 2018 г.
Реклама
Популярные слова
Реклама
Словарные статьи рядом с
выучитьстройность
наклон
наклон
прыжок
високосный год
обучение
обучение
обучение
обучение
обучение
аренда
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H 9005 1
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
Расширяйте свой словарный запас, изучая корневые слова
Встроить делитьсяРасширяйте свой словарный запас, изучая корневые слова
от VOA
В настоящее время нет доступных медиа-источников
0:00 0:06:25 0:00
Английский был назван одним из самых сложных языков для изучения не носителями языка. Одна из причин заключается в том, что в английском так много правил и почти столько же исключений из этих правил!
Иногда это приводит учащихся в замешательство . Например, порядок слов в предложении может быть сложным.
Еще одна причина сложности изучения английского языка заключается в том, что произношение его слов не всегда можно предсказать по их написанию. Например, есть по крайней мере шесть способов произношения группы букв 9.0121 пишется как o-u-g-h. И, может быть, хуже всего то, что в английском языке много идиом , или выражений. Можно сказать, что мы используем идиомы так, будто они выходят из моды .
Итак, утешительно знать, что изучение корневых слов может помочь человеку, для которого английский язык не является родным. Корневое слово является самой основной формой слова.
Корневые слова могут помочь вам разбить большие новые слова на более мелкие единиц , чтобы узнать их значения.
Изучение одного корневого слова может помочь вам понять несколько слов на английском языке. Таким образом, выучив всего 20 или 30 корневых слов, вы можете расширить свой словарный запас английского языка , включив в него сотни новых слов.
Корнем может быть любая часть слова, несущая значение: начало, середина или конец. Приставки, основы и суффиксы являются типами корней. Приставка стоит в начале слова, основа в середине, а суффикс в конце.
Большинство английских корневых слов пришли из греческого и латинского языков.
Пополнение словарного запаса с помощью корневых слов
Один из полезных методов пополнения словарного запаса с помощью корневых слов состоит в том, чтобы сначала посмотреть на основное слово, а затем найти знакомые префиксы и суффиксы, соответствующие этой основе.
Возьмем пример: базовое слово «struct-». Оно происходит от латинского слова, означающего «строить». Любое английское слово, которое вы услышите, содержащее «struct-»*, будет относиться к построению, разработке или созданию чего-либо. Само по себе слово «структура» не является словом, но оно является основой для более чем 30 слов в английском языке.
Например, слово «строить» — это глагол, означающий «строить». Приставка «con» означает «вместе» или «с». Таким образом, «конструировать» означает собирать вещи вместе, чтобы строить или создавать что-то.
Изучение всего одного корневого слова в английском языке может помочь вам понять несколько слов и расширить свой словарный запас.Добавление суффиксов к «struct-» создает дополнительные слова.
Например, добавление «-ion» в английском языке превращает глаголы в существительные. Когда мы добавляем «-ion» к «конструировать», мы получаем «конструкцию», что означает процесс или действие по созданию чего-либо.0003
Добавление суффикса «-ing» к «конструировать» дает «конструкцию». Это форма герундия, имеющая то же значение, что и существительное «конструкция».
Добавление суффикса «-ive» для образования «конструктивного» дает нам форму прилагательного и означает «полезный в разработке или улучшении чего-либо».
Теперь давайте построим на «конструктивный». Добавление суффикса «ly» к «конструктивному» дает нам слово «конструктивно» и дает наречие. Это означает делать что-то полезным способом.
Есть много других слов, которые дает базовое слово «структура». Например, «разрушение» противоположно «строительству».
«Разрушение» — это действие по разборке или повреждению того, что было построено. «Наставление» означает действие по накоплению знаний и имеет то же значение, что и герундий «обучение».
И, как и в случае со словом «конструировать», вы можете добавить много суффиксов к «разрушить» или «инструктировать», чтобы получить еще несколько слов. Суффиксы могут включать -ion, -ing, -ive, ing+ly или -ive+ly .
Итак, вы видите, зная всего одно корневое слово — «struct-» — вы можете лучше понять значение как минимум 15 слов в английском языке.
Несколько других распространенных корневых слов включают «био», означающее «жизнь», «авто», означающее «я», «про», означающее «перед» или «в пользу», и «теле», означающее «расстояние». , выберите один или два и напишите в разделе комментариев все слова, которые вы можете придумать, которые произошли от них. специалист по деконструкция значений английских слов и построение сильного словарного запаса.
Я Джилл Роббинс
А я Элис Брайант.
Элис Брайант написала эту историю для Learning English. Кэти Уивер была редактором.
______________________________________________________________
Слова в этой историипутают – с . сделать кого-то неуверенным или неспособным понять что-либо
заклинание – v . произносить, писать или печатать буквы слова или имени
идиома – n . выражение, которое нельзя понять из значений его отдельных слов, но которое имеет собственное значение
как бы выходящее из моды – идиома . сделано гораздо больше, чем обычно делают люди
утешительно – прил . состояние или ситуация, в которой вы расслаблены и не испытываете физически неприятных ощущений
шт. – n . отдельная вещь, человек или группа, являющаяся частью чего-то большего
словарный запас – n . слова, из которых состоит язык
10 общих корневых словКорень | Значение |
био- | жизнь |
авто- | сам |
телефон- | звук |
теле- | расстояние, далеко |
гео- | земля |
фото- | светлый |
вакуум- | пустой |
писец, сценарий- | напишите |
виз-, вид- | см. |