Разное

Обучение кубики зайцева – Кубики Зайцева – достоинства и недостатки методики обучения

Содержание

когда и с чего начинать

 

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и  в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать)  – обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

 

 А так же является автором многих обучающих книг, например:

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. “Письмо. Чтение. Счет” (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу – Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к  действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

 Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

 Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы

Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода

  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для правшей (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!

С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Методика Зайцева

Рейтинг: Нет рейтинга

Опытные мамы уже знакомы с методикой обучения чтению Зайцева. А молодым мамам только предстоит с ней познакомиться. Итак, если вы – мама полуторагодовалого крохи, эта методика уже актуальна для вас и вашего малыша. С помощью ставших уже знаменитыми кубиков Зайцева малыш освоит чтение, грамматику, математику и даже английский язык.

Суть методики Зайцева

Николай Александрович Зайцев – преподаватель с огромным педагогическим стажем. Можно сказать, что пристрастие к учительствованию у него генетическое, ведь все его родственники были учителями.

Николай Александрович работал воспитателем, преподавателем русского и английского языков, всю свою жизнь посвящая обучению детей.
В процессе своей работы он создал методику, суть которой сводится к тому, что изучать буквы нужно парами. Так появились кубики, на гранях которых расположены склады. Эти кубики отличаются друг от друга по цвету, размеру, весу и звуку. В комплекте 61 картонный кубик:

  • «железные» кубики – для звонких согласных и их сочетаний с гласными;
  • «деревянные» кубики – для глухих согласных и их сочетаний с гласными;
  • «золотые» кубики – это гласные буквы;
  • большие кубики – для твердых;
  • маленькие – для мягких.

Все кубики «звучат», если их потрясти. «Золотые» издают нежные звонкие звуки; «железные» звучат просто звонко; «деревянные» – глухо. Получается такая ассоциация: коричневый кубик с деревяшками внутри – это глухая согласная или ее сочетание с гласной, то есть «деревянный» кубик. Он может быть большим в случае, если согласная твердая или маленьким, если она мягкая.

К кубикам прилагаются таблицы. Их располагают так, чтобы малыш хорошо видел изображенные на них слоги, если он будет стоять, слегка подняв голову. Это прекрасная профилактика осанки.

Под таблицами располагают полочки, на которых малыш будет складывать слова.
Кубики Зайцева сегодня используют, как методику для обучения чтению в альтернативных детских садах и группах раннего развития детей.

Основные принципы обучения по методике

В основе методики Зайцева обучения чтению лежат такие принципы.

  • Отсутствие принуждения. Малыши обучаются в игровой форме в привычной обстановке. Наличие парт или столов вовсе необязательно, учиться можно прямо на полу. В процессе обучения малыш оказывается втянутым в увлекательную игру. Очень часто она даже не подразумевает, что идет образовательный процесс.
  • Чтение по складам. Не путайте со слогами. Склады по Зайцеву – это разработанная им речевая единица русского языка. Это может одна буква или сочетание согласной с гласной или с твердым или мягким знаком. С этими складами работает ребенок, используя кубики и/или таблицы.
  • «Письмо» в основе чтения. Чтобы прочитать слово, нужно его составить из складов, то есть написать!
  • В обучение чтению вовлечены органы чувств. Малыш работает с кубиками, разными по цвету, весу, размеру, звучанию.

Как происходит обучение

Методика Николая Зайцева используется для детей в детских садах, группах раннего развития, в домашних условиях. Если методика применяется правильно с соблюдением всех рекомендаций и опытным преподавателем, то шестилетки начинают читать уже после нескольких занятий, для освоения чтения малышам от 4 лет понадобится до 20 занятий, а ваша двухлетняя кроха порадует вас самостоятельным чтением первых слов через 6-9 месяцев.

Для достижения результата необходима регулярность занятий. Рекомендуется 2 занятия в неделю продолжительностью от 30 минут до часа. Помните при этом о принципе не принуждения.

Если у малыша в данный момент плохое настроение и обучаться он не настроен, не настаивайте. Перенесите занятие на более благополучное время. С другой стороны, если обучение приносит радость, заниматься вы можете так часто, как захочет ваш малыш.

Начинать знакомство с кубиками можно уже в полуторагодовалом возрасте. Сначала малыш будет строить из кубиков пирамиды, греметь ими, а со временем вы плавно перейдете к обучению.


В комплекте, помимо кубиков и таблиц для обучения чтению по методике Зайцева, есть аудиодиск и учебник-пособие для родителей, воспитателей, учителей.
Кубики могут быть уже готовыми к использованию, либо вам нужно будет их вырезать, наполнить и склеить.

Таблицы для удобства использования необходимо заламинировать. Для групповых занятий вам пригодится указка. Для создания дома игры «в школу» вы также можете использовать указку.

На диске записано 35 мелодий, под которые дети поют склады. Такое пение улучшает речь ребенка, корректирует мелкие проблемы с произношением звуков.
В пособии даются основные рекомендации по проведению занятий. Оно содержит задания и игры для увлекательного и интересного обучения.

Очень важно при обучении сочетать произносимые звуки с изображениями на таблицах или кубиках. Так вы будете формировать ассоциативный ряд.

Плюсы и минусы методики Николая Зайцева

Несомненный плюс методики в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Кроме этого, у методики такие преимущества

  • грамотное письмо – обучение чтению происходит с помощью готовых речевых единиц, малыш учится не только читать, но и складывать слова;
  • улучшение памяти, развитие логики;
  • пропевание складов улучшает качество речи;
  • правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
  • за счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
  • нет нужды сидеть за партой, двигательная активность очень полезна для детей;
  • метод формирует навыки самостоятельности;
  • даже неподготовленные родители при должном упорстве могут обучить детей чтению;
  • метод вариативен: есть разработки для обучения детей математике и счету, а также английскому языку по методике Зайцева;
  • метод может использоваться для взрослых людей, для которых русский является неродным языком.

Недостатки метода
  • обучившись чтению по методике Зайцева, малыш сталкивается с суровой школьной действительностью, где у него возникают трудности с фонетическим разбором слов;
  • цветовое представление в традиционном обучении отличается от цветов, которые использует методика Зайцева;
  • бывают и такие ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно среди только начавших обучение сверстников;
  • пособие не является доступным по цене, оно довольно дорогое; кроме того, если вы покупаете комплект с кубиками, которые нужно склеивать, это займет немало вашего времени;
  • не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, опытный специалист добивается успеха в 100% случаев.

Методика Зайцева – видео

Обучение чтению с раннего возраста – это возможно. Из видео вы узнаете о принципах и сути обучения чтению по методике Зайцева. Вы будете проинформированы об основных этапах обучения, плюсах и минусах методики.

Методика так же популярна как и методика Монтессори и методика Никитиных

Метод зарекомендовал себя, как эффективный. Обучаясь по нему, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Он придется по душе любому родителю-новатору. В комментариях поделитесь своими впечатлениями от метода, считаете ли вы его плюсы более значимыми, чем минусы?

www.beremennost-po-nedeliam.com

Методика обучения детей с помощью кубиков Зайцева

Программа раннего развития детей по кубикам Зайцева известна с 1984 года, когда автор начал применять ее в дошкольных учреждениях. Несмотря на столь долгое использование и несомненную эффективность, она до сих пор вызывает жаркие споры в педагогической среде. Методику Зайцева принято относить к нетрадиционным способам обучения детей. Официально Министерство образования ее до сих пор не признает, предпочитая делать упор на классические программы развития дошкольников.

Практикующие специалисты, в особенности дефектологи, подтверждают действенность метода обучения, созданного Н.А. Зайцевым. Дети с задержкой психического развития хорошо осваивают предложенную программу, что дает большую надежду на исправление дефекта. В их обучении крайне важно придерживаться игровой формы, а это является одним из постулатов данной методики.

Основные принципы методики Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева основана на следующих принципах:

  • Развитие всех форм восприятия – мышление, слух и зрение, самостоятельная деятельность.
  • Игра как способ преподнесения материала.

Классическое обучение чтению предполагает, что дошкольник сначала выучит буквы алфавита, а затем научится составлять их в слова. Стоит ли говорить, что дети плохо запоминают абстрактные символы в виде букв. Для детей с нарушениями психического развития задача становится практически невыполнимой.

Н.А. Зайцев решил пойти другим путем и предложил сначала обучать дошкольников складам. Не нужно путать это понятие со слогами. Склад – это сочетание одной, двух или трех фонем. Например, СО-БА-КА или ПА-РО-ВО-З. Дошкольнику просто выучить сочетание фонем и затем объединить их в слово, нежели читать буквы по порядку.

Педагог выделил 246 комбинаций фонем, а 120 из них очень сходны по произношению. Расположив их по первой букве склада, получается своего рода алфавит, который называется таблицей Зайцева.

На мысль о создании методики автора навело наблюдение за маленькими детьми, которые начинают говорить по слогам, потому как для их восприятия именно сочетание звуков наиболее естественно. Ни один ребенок не начинает свою речь с отдельных букв. Подобный способ обучения уже применяли Лев Толстой и Гленн Доман.

Что такое кубики Зайцева

Обучение по кубикам Зайцева широко применяется для освоения чтения. Однако это не единственное использование новаторства педагога. Существуют методики преподавания счета и английские кубики Зайцева. Удивительно, но взрослые иностранцы при обучении русскому языку по данной методике с первого урока начинают правильно складывать произносимые педагогом слова.

Чтение по кубикам Зайцева происходит следующим образом. Автор поместил склады на грани объемной фигуры, потому как дошкольники в основном используют образную память. Они имеют разный размер и цвет, зависящий от нанесенного на них склада. Так, гласные буквы, требующие широкого раскрытия рта при произношении, расположены на крупных фигурах. Согласные буквы, для которых рот открывается не широко — на маленьких. Кубики внутри наполнены материалом, который соответствует звучанию склада и дает ребенку представление о звонкости или глухости звука.

Таким образом, занятия по кубикам Зайцева активизируют слуховое, зрительное и тактильное восприятие. Ребенок не выучивает составляющие слова, а понимает их на интуитивном уровне.

Кубики Зайцева для детей в зависимости от произношения делятся следующим образом:

ХарактеристикаЗначение
Размер
  • Маленькие – мягкие склады
  • Большие – твердые склады
Цвет
  • Желтые – склады с гласными
  • Серые – звонкие склады
  • Коричневые – глухие склады
  • Белые и зеленые – знаки препинания
Звук
  • Звонкие – металлический наполнитель
  • Глухие – деревянный

В комплект обычно входят:

  • Развертка кубиков Зайцева — 52 штуки; или уже готовый материал.
  • Наполнители.
  • Таблицы на картоне.
  • Книги для родителей и воспитателей.
  • Диски с песнями.

Примечание: к методике Зайцева можно дополнительно приобрести тетрадь, в которой задания представлены в плоскостном варианте.

Перед началом занятий следует склеить кубики, если они находятся в развертке, и наполнить их нужным материалом. Далее собирают воедино таблицы и располагают в обучающем классе. Под таблицами нужно устроить полку, куда дети будут складывать кубики. Если обучение происходит дома, можно таблицы разместить на стене, а вместо полок использовать стол.

Методика использования

Существуют группы раннего развития «Читаем по кубикам Зайцева», где с детьми занимаются два-три раза в неделю. Занятия должен вести педагог, имеющий опыт и владение данной методикой. При желании родителей освоить обучение чтению кубики Зайцева можно применять и дома.

Начинать его можно с самого рождения. Грудной малыш будет использовать их только в качестве игрушки, ему показывают сложенные из кубиков слова или говорят, пропевают склады. Интенсивной работы в этом возрасте не ведется. С года уже есть смысл начинать осмысленные занятия. Ребенок перебирает дидактический материал, пытается найти предложенный взрослым склад. Малыши этого возраста, обучающиеся по методу Зайцева, начинают одновременно читать и говорить.

В 2-3 года ребенок уже может найти в таблице запрошенный педагогом склад. Дети подготовительной группы осваивают чтение практически сразу.

Сначала набор кубики Зайцева выдается детям для знакомства, сразу весь комплект. Они могут трогать, вертеть, перекладывать кубики, как им этого хочется.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Домашнее обучение не имеет временного ограничения. Подробный план занятий дан в практической методичке, находящейся в комплекте.

Важно! Малыши должны быть позитивно настроены на обучение, они сходили на горшок, не хотят пить и есть. Все отвлекающие факторы из помещения убраны (телевизор, радио, домашние животные).

Как пример можно привести следующие упражнения:

  • Складывание собственного имени. Постепенно можно добавлять имена мамы, папы и т.д.
  • Загадки. Педагог задает детям загадку, а те складывают ответ.
  • Поиск пары. Нужно посмотреть на кубик, и найти склад в таблице на стене.
  • Угадывание и поиск произнесенной комбинации фонем в таблице.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Выбирая методику раннего обучения, родители встают перед сложным выбором, кроме кубиков Зайцева есть еще и методика Чаплыгина. На первый взгляд они похожи, но есть принципиальные отличия:

КритерийМетод ЗайцеваМетод Чаплыгина
Возраст обучаемыхОт рожденияОт 3 лет
Используемая единица словаСкладыСлоги и буквы
МатериалКартонДерево
Примерный состав комплекта
  • 52 кубика
  • 4 листа таблиц
  • Диск с аудиозаписями
  • Книга для родителей
  • 15 кубиков
  • Рекомендации родителям
  • 30 карточек с картинками
  • 15 игр со сценарием
Готовность комплекта к работеВ недорогих наборах нужно клеитьГотов к работе сразу

В материалах по методу Чаплыгина используются слоги и буквы, что не создаст в голове ребенка путаницу со складами, когда он начнет обучение в школе. Они изготовлены из дерева, а значит долговечны и экологически безопасны. На освоение материала отводится от 3 до 30 занятий.

Кубики Зайцева своими руками

Можно сделать кубики Зайцева своими руками, тогда траты на приобретение материалов будут значительно меньше. Для изготовления дидактического материала потребуется картон или пластмассовые заготовки с одной съемной гранью. Лучше обклеить готовые кубики скотчем для долговечности.

Для наполнения используют металлические пробки от лимонада, мелкие монетки, колокольчики. Деревянный звук издают палочки, пуговки, горох.

Можно кубики Зайцева распечатать из интернета, тогда не придется самостоятельно их раскрашивать, будет соблюден оригинальный размер материала. Цветную разверстку нужно наклеить на картонные или пластиковые заготовки. Также потребуется распечатать на кубики Зайцева таблицы.

Метод Н.А. Зайцева очень эффективен, потому как опирается на психические особенности детей раннего возраста. Основной аргумент противников освоения чтения по кубикам Зайцева – несовместимость со школьной программой, ведь она построена на буквенном обучении и разбиении слова на слоги. Учителя тратят много времени, чтобы переучить школьника.

Другим важным минусом является недолговечность дидактического материала и его дороговизна. Многие родители не могут самостоятельно применять методику, им приходится обращаться к педагогу, а регулярные занятия тоже стоят немалых денег. Взвесив все «за» и «против» данного метода, родители сами решают, нужно ли по нему обучать своего ребенка.

Видео

030

onlymama.ru

Методическая разработка на тему: кубики зайцева

 Чтение требует работы аналитического мышления (буквы – абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе.

 Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

 Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

 В наборе “Кубики Зайцева” 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

 Большие – это кубики с твердыми складами.

 Маленькие – кубики с мягкими складами.

 Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

  1. Железные – кубики со звонкими складами.
  2. Деревянные кубики – с приглушенным складами.
  3. Золотые – кубики с гласными.
  4. Железно-деревянные – используют для складов, имеющих твердые знаки.
  5. Деревянно-золотые – для складов с мягкими знаками.

 Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

 Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

  1. гласные – голубым;
  2. согласные – синим;
  3. твердый и мягкий знак – зеленым.

Приложение

1. Озвучим кубик

 Эта игра может быть направлена на детей ясельного и младшего дошкольного возраста. Она часто выводит неговорящих малышей в речь. Выглядит она так: детишки из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим («Принеси другой…»).

1.2  Игра похожа на предыдущую, но задача педагога назвать не только склад, но и «пропеть» все грани кубика, принесенного каждым ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:

Вся игра должна занять как можно больше пространства Вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от Вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между Вами и столом, тем лучше.

Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого педагогу лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице 1 сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и «слова» см. в таблице, сл. на кассете).

Кубик должен быть выбран самим ребенком, а не педагогом. Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала.

2. Пропевание таблиц

В этой игре, также как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.

2.1. Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы 1 уже с первых занятий любыми попевками. Для совсем малышей – попевка первая. Чуть постарше — уже можно предложить и сразу вторую, а там вскоре и третью. Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут.

2.2. Какую песенку тебе спеть? Предложите детям выбрать понравившиеся столбики со складами и, обнимая каждого сзади и поддерживая его руку с указкой под локоток, исполните сами, а, может быть, и вместе с ребенком его, т. е. им выбранную, песенку.

2.3. Так же можно исполнить любую из попевок. Обычно последующие «новшества» уже не требуют предварительной эмоциональной подготовки. Достаточно предложить новую попевку, как дети уже просто готовы воспринимать.

В эти игры можно играть по-разному: как всей группой, так и индивидуально.

3. Напишем каждому его имя по таблице, «простукивая» склад за складом.

Добавьте к этому предложение написать по таблице любое любимое слово.

3.1. Цепочки слов могут быть не только с именами. Можно работать над любой темой.

3.2. Интересные игры получаются, когда в группе есть уже некоторые бегло читающие. Этим детям необходимо предоставить возможность продвигаться дальше, не скучая и не мешая остальным. Обычно во время игр они быстро выкрикивают, а остальным остается только повторить.

4. Классификация

4.1 Бесконечный круг. Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Внимание! Заранее показывать и объяснять, что это такое — не следует! Можно самому поднять соответствующий кубик, не более. Позвольте догадавшимся показать остальным, о чем идет речь. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Теперь Ваша задача, проходя за спинами детей слева направо (направление чтения) и гладя их по плечам, быстро на ушко называть кубик, который ребенок держит в руках (РУ-РО-РА-РЭ-РЫ-Р), но только в том случае, если малыш правильно выполнил задание. Обычно дети очень быстро догадываются, что стоит за названием (ведь наполняли сами, подсказывает и образец в Ваших руках: и звук, и цвет, и размер). Когда Вы переходите к следующему ребенку, предыдущий может взять другой кубик в соответствии с заданием.

Вариации заданий:

  1. поднимите деревянный,
  2. покажите маленький,
  3. поднимите большой,
  4. поднимите золотой,
  5. покажите двойной.

4.2 Строительные и сюжетные игры. Кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т. е. не вверх ногами или боком (Вы в этом случае просто поправите). А после этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже, живет, сходите друг к другу в гости. И вообще, дайте обыграть постройки детям самостоятельно.

4.3 Нахождение парных по мягкости-твердости и звонкости-глухости.

Дети в пособиях видят живые объекты. Они дают имена и фамилии кубикам, наделяют различными характерами, придумывают про них удивительные истории.

4.4 Поезд. Эта игра на снятие комплекса знания букв и приобретение навыка слияния.

Итак, взрослый показывает любую грань большого золотого кубика, спрашивая: «Что здесь написано?» В любой группе дошколят найдутся «всезнайки». Как всегда, сделаем на них ставку. Допустим, что оказалось буква У. Ставим на полочку и спрашиваем у ребят: «А на других кубиках есть такая буква? Кто нашел — несите такой сюда». Когда малыши подбегают к Вам, можно спросить: «Что ты принес?» Если ответ не последует, ответьте сами: «Молодец, МУ! Ставь сюда и неси еще». Молодец — даже если молчит или неправильно называет, ведь задание выполнено и кубик с У перед Вами. Предупредите, что кубики надо носить по одному. Следите, чтобы ребенок показывал нужную грань, а не просто отдавал Вам кубик («Замечательный кубик нашел. А где на нем ТУ? Найди, пожалуйста»).

В результате выстраивается длинная цепочка, напоминающая поезд. Например: У-ЗУ-РУ-ШУ-ЛУ-ПУ-КУ-ТУ-БУ-ФУ-ЩУ-СУ-ГУ-ВУ-ЖУ… Предложите детям сесть на пол, тогда они не будут невольно толпиться у полок и смогут увидеть весь «поезд» от начала до конца.

Продолжаем играть. Эмоциональной связкой может служить такой диалог:

— Наш поезд скоро тронется в путь. Но прежде чем он поедет, он должен дать сигнал к отправке. Как вы думаете, какой сигнал даст наш поезд? (взрослый ставит белый кубик с ударением на «локомотив», т. е. на первый кубик, у нас это У).

— У-у-у!, — произошла установка речевого аппарата. Теперь Ваша задача показать ее в слегка утрированном виде. Это и весело и вызывает желание подражать.

— Сейчас мы его будем провожать (можно помахать руками), а заодно рассмотрим пассажиров этого поезда. Итак, свисток: У-у-у! (ударение переносится на следующий кубик) Кто здесь едет? — если через секунду не будет ответа, то скажите сами, не забывая об утрированном показе. Затем переносим ударение на следующий… и так до конца.

5. Настольный компьютер. 

Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и, независимо от его положения, показать пальчиком (нежно нажимать «кнопочку»), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, «озвучиваете программу»: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить «озвучить» самостоятельно. Уже «озвученные программы» можно менять, т. е. после «озвучания» нажимать другие кнопочки, тогда можно проходить много раз за спинками и произносить никогда не повторяющийся смешной текст.

5.1. Настенный компьютер.

 Если у Вас таблицы висят так, что дети могут доставать их руками, или на каждого есть указки, то эту игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные ими клеточки. Ваши действия те же.

5.2. Нажми на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук нажать две разные «кнопочки». Здесь необходимо введение правила игры — нельзя перекрещивать рук ни своих, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче и веселее. А у Вас есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей Вы будете, попеременно нажимая то на левое плечико, то на правое, говорить, что показывает пальчик левой, затем правой руки.

6. Чепуха (Веселые слова)

Это самая веселая и «долгоиграющая» игра начального этапа. Она дана в развитии, и может служить различным целям. Вы можете использовать как всю игру целиком, так и частично в зависимости от задач. Играют в нее как малышки, так и «взрослые» старшеклассники. Меняются лишь задачи и, соответственно, варианты и правила игры.

6.1 Предложите каждому ребенку найти себе друга или подругу. Раздайте каждой паре по три кубика, стараясь, чтобы в каждую тройку входили маленькие и большие, железные и деревянные. Пусть пары выберут место на общей полке и расставляют полученные кубики в различных сочетаниях. Получаются слова-бессмыслицы, приводящие детишек в восторг. Ваши действия: подходите к каждой паре и громко, для всех, читайте полученные слова, приговаривая: «Ну надо же, какое интересное слово! На каком же языке вы разговариваете?» Разрешается искренне удивляться и радоваться за подопечных. После прочтения очередного «слова» разрешите составить новую комбинацию из этих же кубиков.

6.2. Творческой вариацией может служить задание на развитие речи: предложите придумать толкование своих слов.

«Котюпá» — название маленького автомобиля, а «Кóтюпа» — имя плюшевого мишки, «Лирумэ» — сказочный герой-принц, спаситель угнетенных, «Мулька» — маленький, ласковый и пушистый зверек.

6.3. С каким удовольствием после этого группа рисует некоего Мульку, придумывает его историю. Обратите внимание, слова и истории придумывают сами дети. В каждом случае это рождение уникального результата творчества, которое не может быть оценено, а также сравнимо друг с другом или с определенными стандартами.

6.4. Предложите каждой паре найти себе в друзья другую пару. И теперь готовые четверки, объединив свои 6 кубиков, пытаются составить новое слово. Дайте возможность ребятам самостоятельно найти способ договориться о комбинации и о том, каким образом они это сделают (не попробовав согласовывать свои действия, вряд ли в будущем дети смогут сами задумать и реализовать общее дело).

Бывает так, что бывшие пары не хотят разрушать первоначальных слов, а просто сдвигают их. Ну что ж, это их право. Но чаще всего дети смешивают кубики и составляют совершенно новое слово. Это уже достижение! Очень интересно, как это сделают Ваши дети?

6.5. Попробуйте повторить задание придать смысл полученному слову уже из 6 кубиков, составить рассказ, сделать коллективный рисунок, а, может быть, и разыграть маленький спектакль.

6.6. Собирание слов уже восьмерками с аналогичными предыдущим заданиями со временем переходит в собирание общей комбинации из всех задействованных кубиков всей группой или делегатами от восьмерок. К уже известным Вам обыгрываниям можно добавить хоровое и индивидуальное чтение полученного слова из 16 кубиков. Его весело читать наперегонки или «кто меньше ошибется» и т. п.

6.7. Существует еще один веселый вариант игры и для старших дошкольников, и для школьников. Он, конечно, не для малышей, но это настолько естественное и эффективное продолжение «Чепухи», что нельзя не рассказать о нем сейчас. Наши дети назвали его «Расскажи мне про…». В результате игры у ребят, во-первых, формируются навыки выразительного чтения, во-вторых, умение выражать свои чувства, в-третьих, развивается чутье языка, которое в будущем позволит грамотно писать. Выглядеть это может так: воспользуйтесь знаками препинания, раздвиньте кубики, превратив одно длинное слово в несколько коротких, расставьте произвольно запятые, двоеточия, дефисы, закончите фразу соответственным знаком. На первую букву поставьте белый кубик с Зб, как бы невзначай заметив, что первую букву в предложении пишем заглавной (вот Вам и якобы случайное появление правила, как будто давно известного). А теперь, внимание! Озвучьте текст в соответствии со знаками, явив детям пример грамотного интонирования. При этом совершенно необязательно давать определения и, тем более, правила постановки. Вначале обыгрываем знаки конца предложений (. ! ? …), со временем подключаем и внутрифразовые (— , : и др).

6.8. Предложите детишкам найти в длинном конечном слове случайно образованные, но реально существующие слова, не вынимая и переставляя кубиков. Годятся любые части речи в любой грамматической форме. После их изъятия на нижнюю полку, кубики сдвигаются, что может повлечь за собой образование новых слов. Задача — найти все слова, которые оказались в «тексте», при этом, напомню, не разрешается вынимать и переворачивать кубики для образования новых слов, допускается поиск и обсуждение версий.

Проверьте свои способности: найдите 4 слова в подобном «тексте»: ЛЭ-И-ВО-Т-КЯ-ТИ-С-МЫ-ЖИ-ПУ-КА-ШИ-БЬ-О-ШЕ.

7. Конкретное слово (текст) из конкретных кубиков

Конкретное — значит, заранее задуманное, из конкретных — заранее отобранных.

7.1.Имена. Предложите обладателю имени самостоятельно составить его из «своих» кубиков, например, из РЮ-РЁ-РЯ-РИ-РЕ-РЬ и ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т слово РИТА. Если это пока трудно, можно сделать вместе со старшими.

7.2. Любые слова можно составлять «по заказу», разделившись на маленькие группки. Каждая группа получает заранее отобранные кубики и задание составить определенное слово. Теперь Ваша задача грамотно помочь. Это значит, что, во-первых, «еще нечитающим» ребятам слова стоит подбирать покороче и собирать вместе с ними, во-вторых, сначала слово диктуем орфографически, т.е. так как пишется: «Говорится ЗУП, а пишется ЗУБ, потому что ЗУБЫ. Говорится ВАРАБЕЙ, а пишется ВОРОБЕЙ:». Постарайтесь пока обойтись без терминологий, назиданий и затягиваний, дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. В будущем можно будет собирать более сложные слова, уже дав возможность самостоятельно подбирать проверочные там, где это необходимо.

10. Любое слово из конкретных кубиков

10.1. Какие слова начинаются на первый кубик этого слова? Выложите из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на ко. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани этого кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь,конь,корыто:. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие — не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

10.2 Волшебные цепочки. Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова, положим, курица. Например: цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим — лямка.

nsportal.ru

Методика Зайцева для детей и её принципы

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира… Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты…

[ads-for-wp ads-id=”9184″][ads-for-wp ads-id=”9157″][ads-for-wp ads-id=”9158″]

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко научить малыша читать? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

[content-egg module=Youtube template=tile]

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Ребенок учится читать не по слогам, а по складам – это принципиальное отличие. Новые речевые единицы позволяют малышу оперировать максимально приближенным к живой речи звуковыми сочетаниями.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

rearchildren.ru

Кубики Зайцева методика применения кубиков для обучения детей

Сегодня мы поговорим о таких полезных для развития ребенка пособиях, как кубики Зайцева Методика применения которых была разработана педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Александровичем Зайцевым. Точнее, кубики — это только пособия в методике Зайцева. Впрочем, давайте обо всем поподробнее….


Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
(Валентин Берестов)


Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Уверен, что вы, понимая важность обогащения словарного запаса, как заботливые родители стремитесь уделять должное внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому что овладение правильной родной речью – это формирование предпосылок к успешной учёбе и один из решающих факторов воспитания социально активной и успешной личности. Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.

Методика Зайцева. Основополагающие принципы

В возрасте от двух до пяти лет мозг ребёнка подобен губке и готов буквально «впитывать» познания об окружающем мире. Это один из сенситивных периодов, когда объём и скорость восприятия значительно превосходят возможности ребёнка, характерные для обычных этапов его развития. Причём дети не просто учатся! Воспринимая обучение как весёлую забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с удовольствием осваивают материал!

Не удивительно, что современные детские игрушки представлены многообразием развивающих – от самых первых, предназначенных для развития моторики, до хитроумных обучающих игр, авторы которых — известные педагоги и психологи. В числе самых популярных и эффективных — игровое пособие для раннего развития. Его разработал педагог-новатор из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А — автор нескольких десятков уникальных пособий по иностранному языку, чтению, письму.
Большинство родителей, так или иначе, знакомы с термином «чтение по Зайцеву», слышали «о слогах Зайцева» или «кубиках Зайцева» и рассчитывают, что кубики — любимый строительный материал малышей – будут лучшими помощниками в обучении чтению в самом нежном возрасте!

Особенности обучения «по Зайцеву»

Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда кроха лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги: «ма», «да», «ба», а не отдельные буквы. Поэтому в основе уникальной методики Зайцева  — складовая система, являющаяся, по убеждению автора, более естественной в сравнении с буквенной.

Склад — в русском языке их 236 — представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад (он не равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной согласной (СО+Н) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами происходит лишь после того, как малыш освоил первоначальные навыки чтения по кубикам. А алфавит ему пригодится позже.

Учебное пособие, состоящее из кубиков, таблиц, складовых картинок и методички, независимо от возраста малыша, может применяться для обучения ребёнка чтению дома, в группах детских садов общеразвивающего типа, в группах кратковременного пребывания или в условиях центров раннего развития.

В чём суть и основные преимущества методики?

В обучении важнейшее значение имеет тот факт, каким образом ребёнок научился читать. Был ли процесс усвоения знаний естественным, органичным, увлекательным? Не вносил ли дисгармонию в эмоциональное состояние, не вредил ли физическому здоровью малыша? Способствовал ли формированию устойчивых когнитивных интересов и стремлению к поиску знаний? Ведь не секрет, что непрофессиональное обучение грамоте может вызвать обратный эффект, сформировать у крохи нелюбовь к чтению и родному языку, став препятствием для хорошего интеллектуального развития в будущем.

К сожалению, большинство традиционных фонемных методик грешат избыточной сложностью и мудрёностью и не всегда учитывают психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Как правило, 4-5-летние детки ещё не вполне готовы неподвижно высиживать в течение 20-30-минутных занятий, сосредоточившись на словах педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые схемы разных слов.

Методика Зайцева — это возможность освоить азы чтения даже не присев! Аналитико-синтетический метод, положенный в основу обучения, предполагает освоение знаниями в форме увлекательной и весёлой игры! Размер букв и складов на кубиках и в таблицах таков, что они отлично видны даже с расстояния 8-10 метров. И это очень важно, поскольку детям противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения. Таблицы, полочка располагаются на определённой высоте также не случайно, а с целью профилактики нарушений осанки. Кубики педагог не рассортировывает, а кладёт в случайном порядке для формирования у детей способности оперативно переключаться на новую задачу и находить нужный: «золотой», «железный», «деревянный», белый. Для малыша это сложная мыслительная работа. Он трудится, ставит кубики на полочку, умеет правильно рассортировать их по цвету, по объёмам, по весу, по вибрации и звучанию наполнителя.

Учимся, играя: наглядно и системно

Для быстрого усвоения материала, облегчения запоминания и создания ассоциативного ряда применяется метод воздействия, направленный на все органы чувств. Для передачи информации используются звуки, цвета, ощущения тактильные и вибрационные, вес и проч. И всё это работает на обеспечение непроизвольного простого и надёжного запоминания.

Получается, что, не выучивая буквы целенаправленно, дети, тем не менее, отлично воспринимают знания, погружаясь в весёлую увлекательную игру, повторяя упражнения с кубиками и таблицами. Основной принцип занятий — многократно в течение дня привлечь внимание малыша к кубикам, определённым образом составленным плакатам со складами. Кроме того, методика Зайцева «работает» на грамотность в будущем, поскольку ребёнок автоматически запоминает наизусть некоторые из правил русского языка.

Аудиозапись – это другой помощник и мощное средство влияния на мыслительные и процессы запоминания: многократное проговаривание (пропевание) столбиков и строк таблиц, алфавита, способны наилучшим образом воздействовать на память.

«Побочными» результатами освоения методики являются:

• чёткость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию складов;

• коррекция логопедических дефектов;

• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;

• быстрое и значительное расширение словарного запаса;

• формирование логического мышления;

• развитие ассоциативного и образного мышления, способностей к самостоятельной работе;

• устранение речевых «зажимов».

Результаты, полученные в ходе многолетней практики, позволяют с уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева малыши начинают самостоятельно читать уже после нескольких занятий. Играя, кроха учится различать звонкие и глухие согласные, а когда чтение надоест, малыш сможет выстроить из разноцветных кубиков дом или башню. Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость). Занятия с кубиками Зайцева способствуют развитию речевых способностей, формируют устойчивые познавательные интересы ребёнка – залог будущего успешного обучения.

А как вы считаете, какими пособиями в развивающих занятиях с детьми стоит пользоваться, а какими нет?

detochki-doma.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *