Разное

Обучение грамоте 3 4 года – Методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему: Программа дополнительного образования “Грамотейка” (подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет)

Методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему: Программа дополнительного образования “Грамотейка” (подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет)

Пояснительная записка

к дополнительной образовательной программе «Грамотейка»

(подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет)

          Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

         В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей трёх-четырех лет. В этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

         Исходя из этого, предлагаемая программа по подготовке  к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе).
        Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Занятия по программе «Подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет» помогут предотвратить эти трудности. Кроме того, сложность работы педагога состоит в том, что он занимается  с группой детей. Это затрудняет контроль над  правильностью произношения звуков, усложняет работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде. Учитывая заинтересованность родителей в профилактике нарушений звукопроизношения, в качестве образования детей возникла необходимость  создания  дополнительной образовательной программы.

         Цель дополнительной образовательной программы – выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.

         Задачи дополнительной образовательной программы:

         3 – 4 года

Развитие у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

          4 – 5 лет

Развитие фонематической стороны (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

              Особенностью программы  является использование элементов различных логопедических и образовательных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка   плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.  Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

            Срок реализации: программа рассчитана на два года обучения

Система работы

Дети от 3 до 4 лет.

               За основу построения программы взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».

         Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. Детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи, учат вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков (знаки). Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается. Термины, характеризующие звук (гласные) не используются. Проводится работа и по  развитию мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

          В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму

          В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники “погружаются” в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

         Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков (знаки), заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ. Продолжается работа по формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 3 – 4 лет

Тема

Часы

1.

Знакомство с многообразием слов

2 часа

2.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)

2 часа

3.

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко,

громко, тихо

3 часа

4.

Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги

2 часа

5.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

2 часа

6.

Знакомство с неречевыми звуками

3 часа

7.

Знакомство с речевыми звуками

3 часа

8.

Звук «А»

2 часа

9.

Звук «У»

2 часа

10.

Звук «А», «У»

3 часа

11.

Звук «И»

2 часа

12.

Звуки «А», «У», «И»

3 часа

13.

Звук «О»

2 часа

14.

Звук «О», «У». Дифференциация

3 часа

15.

Звуки «А», «У», «И», «О». Дифференциация

4 часа

16.

Звук «Э»

2 часа

17.

Звук «И», «Э». Дифференциация

3 часа

18.

Звуки «А», «У», «И», «О», «Э». Дифференциация

4 часа

19.

Звук «Ы»

2 часа

20.

Звуки «Ы», «И». Дифференциация

3 часа

21.

Чтение по изученным символам звуков

5 часов

Итого

57 часов

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 4 – 5 лет

Тема

Часы

1.

Закрепление знаний о многообразии слов

1 час

2.

Сравнение слов по звучанию, закрепление знаний о протяжённости слов (длинные и короткие)

1 час

3.

Закрепление знаний о многообразии слов, звучанием их звонко, громко, тихо

1 час

4.

Закрепление знаний о многообразии слов, деление их на слоги

2 часа

5.

Закрепление знаний об органах артикуляционного аппарата

1 час

6.

Закрепление знаний о  неречевых звуках

1 час

7.

Закрепление знаний о  речевых звуках

1 час

8.

Звук «А»

1 час

9.

Звук «У»

1 час

10.

Звук «А», «У»

1 час

11.

Звук «И»

1 час

12.

Звуки «А», «У», «И». Дифференциация

2 часа

14.

Звук «О»

1 час

15.

Звук «О», «У». Дифференциация

1 час

16.

Звуки «А», «У», «И», «О»

2 часа

17.

Звук «Э»

1 час

18.

Звук «И», «Э». Дифференциация

1 час

19.

Звуки «А», «У», «И», «О», «Э»

2 час

20.

Звук «Ы»

1 час

21.

Звуки «Ы», «И». Дифференциация

1 час

22.

Звук «М»

1 час

23.

Звук «Мь»

1 час

24.

Звуки «М – Мь»

2 часа

25.

Звук «П»

1 час

26.

Звук «Пь»

1 час

27.

Звуки «П – Пь»

2 часа

28.

Звук «Т»

1 час

29.

Звук «Ть»

1 час

30.

Звуки «Т – Ть»

2 часа

31.

Звук «К»

1 час

32.

Звук «Кь»

1 час

33.

Звуки «К – Кь»

2 часа

34.

Звук «Н»

1 час

35.

Звук «Нь»

1 час

36.

Звуки «Н – Нь»

2 часа

37.

Звук «Ф»

1 час

38.

Звук «Фь»

1 час

39.

Звуки «Ф – Фь»

2 часа

40.

Звук «В»

1 час

41.

Звук «Вь»

1 час

42.

Звуки «В – Вь»

2 часа

43.

Звук «Б»

1 час

44.

Звук «Бь»

1 час

45.

Звуки «Б – Бь»

2 часа

46.

Звук «Г»

1 час

47.

Звук «Гь»

1 час

48.

Звуки «Г – Гь»

2 часа

Итого

66 часов

Организация занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотенное  Сан Пин – для детей 3 – 4 лет – 15 мин., для детей 4 – 5 лет – 20 мин.

Предполагаемый результат

К концу обучения по данной программе  у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.  

Наглядно-методическое сопровождение

1. Развитие звуковой культуры речи y детей 3- 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий (издание 2-e, доп. и переработанное. Е.В. Колесникова. Ювента, 2002

2. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Е.В. Колесникова. Ювента, 2007

3. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н..ООО Издательство «Скрипторий», 2003.

4. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н..ООО Издательство «Скрипторий», 2003.

5. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Е.В. Кириллова. ООО «ТЦ Сфера», 2010

6. Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет. М.Д. Маханева. ООО «ТЦ Сфера», 2007

7. Звуки и знаки. Гласные. Т.А. Ткаченко. «Юнвес», 2002

8. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. Т.А. Ткаченко. «Юнвес», 2002

9. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Т.А. Ткаченко. Гном и Д 2000

10. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь. Т.А. Ткаченко. Книголюб 2008

11. Формирование звукового анализа. Т.А. Ткаченко. Гном и Д.,  2005

12. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Т.А. Ткаченко. Книголюб, 2007

nsportal.ru

Развивающие тесты для детей 3-4 лет. Подготовка к обучению грамоте

Развивающие тесты для детей 3-4 лет. Подготовка к обучению грамоте

Учимся распознавать буквы и цифры. Ребенок должен знать, чем они отличаются.

разложи кубики по машинкам

Учимся различать буквы гласных и согласных звуков.

Учимся определять первую букву в слове.

Учимся понимать смысл прочитанных слов.

Учимся читать и понимать смысл прочитанных слов; определять количество слогов в словах (считаем, сколько в них гласных звуков).

В каких вагонах поедут эти зверята? Сколько слогов в каждом слове?

Учимся правильно записывать буквы; выделять в словах гласные и согласные звуки.

Учимся составлять новые слова, правильно записывать буквы и определять в словах количество слогов. Ребенок должен знать, что ударение не ставиться на букву «Ё» и когда в слове один слог.

Учимся находить в словах пропущенные буквы; запоминаем их написание.

 

 

почитай слова и подбери к ним подходящие картинки

Читайте также:

Метки: обучающие картинки, от трех до пяти

 

sarapulmama.ru

Наталья Варенцова – Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Надо помнить, что маленькие дети охотнее делают что-либо сообща, в небольших группах, в общении со взрослыми на равных. В таких условиях узнаваемое новое становится прочным знанием, ребенок его присваивает и может им оперировать, то есть переносить в другие условия. “Готовые рецепты” не эффективны. Например, можно долго объяснять, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т. д. Это вряд ли будет понятно детям, а если и понятно, то неинтересно. А можно все это преподнести иначе. Приведем пример. Воспитатель ставит ширму и располагает за ней (так, чтобы дети не видели) металлические, стеклянные, деревянные предметы. Затем предлагает малышам занять вместе с друзьями (игрушками) места перед ширмой, как в театре, и попробовать отгадать загадки. Педагог ударяет по металлическому предмету и спрашивает: “Что так звучит?”, затем – по деревянному, потом – по стеклянному. Обычно дети легко угадывают предметы. В случае затруднений взрослый открывает секрет ребенку, который не смог отгадать предмет.

Аналогично проводится игра со знакомыми детям музыкальными инструментами (пианино, металлофоном, гитарой, бубном, дудочкой и т. д.).

В дальнейшем эту игру можно усложнить: ввести голоса животных, птиц (для игры можно использовать картинки). В этом варианте игры возможны следующие вопросы: “Кто так говорит: и-го-го (лошадка), пи-пи-пи (мышонок), мяу-мяу (котенок), ав-ав-ав (собака), му-у-у (корова), у-у-у (волк), кар-кар (ворона), ме-ме (коза)!..”

Конечно же, дети все это знают, но очень важно, чтобы малыши научились брать роль ведущего на себя и подражать животным. В этом случае они стараются громко и четко произносить необходимые звукосочетания. Таким образом дети учатся правильно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и “пропевать”, протягивать их. Будет еще веселее, если организовать настольный театр и разыграть знакомую и любимую сказку, например, “Курочка Ряба”, “Три поросенка”, “Волк и семеро козлят”. Можно импровизировать истории собственного сочинения. Смысл тот же: дети, подражая любимым персонажам, произносят звукосочетания: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, у-у-у, кря-кря, бу-бу-бу и т. п. Одновременно малыши имитируют движения, повадки животных. Способность к подражанию еще одна особенность детей, которую нужно использовать в играх-инсценировках.

Вот мы и сделали первый шаг в подготовке детей к обучению грамоте – они научились громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка. Их всего шесть: а, о, у, ы, и, э (не путать с гласными буквами, которых десять).

Второй шаг в процессе обучения малышей 4–5 лет также связан с переключением их внимания на звуковую сторону речи. До этого речь выступала в своей основной коммуникативной роли как средство общения. Например, если спросить ребенка, какое слово больше: слон (лев, тигр) или мышонок (лягушонок, котенок), то можно получить ответ, соответствующий образному восприятию ребенка. Он скажет, что слово мышонок, конечно же, меньше слова слон, так как звуковая оболочка слова не выступает для него материально, ее никак нельзя обследовать, взять в руки и пощупать. Сказанное слово быстро ускользает, а образ, привычный ребенку, остается.

Итак, выявляется еще одна особенность развития детей – образное восприятие. Это также необходимо учитывать в ходе работы.

Как же научить детей делить слова на слога?

Взрослый просит детей хлопать в ладоши по мере произнесения каждого слога: мы-шо-нок. И тут же спрашивает: “Сколько раз вы хлопнули в ладоши?” (Много раз, три.) Это действие воспитатель проделывает неоднократно. Потом взрослый вместе с детьми пробует измерить хлопками другие слова: ля-гу-шо-нок, ли-се-нок, же-ре-бе-нок, зай-чо-нок, а также слова с одним слогом: лев, лес, кот, мак, рак и т. п. Когда дети научатся без труда выполнять эти действия, воспитатель просит их произнести короткие слова, а сам беспорядочно хлопает, затем спрашивает, верно ли он (или мишка-топтыжка, кукла Катя) выполнил задание. При этом следует предлагать только контрастные примеры (короткие слова – много хлопков, длинные слова – один хлопок), чтобы ошибка была очевидной и дети могли ее исправить. Цель упражнения – научить малышей “протягивать” гласные звуки и делить слово на “кусочки” (слоги).

На этом этапе хорошо провести игру “Телеграф”. Для того чтобы принять телеграмму, ее нужно “записать” (рис. 1): взять мел, фломастер, карандаш или мелкие игрушки и, соответственно, на доске или листочке бумаги написать знаки по количеству частей слова или положить соответствующее количество игрушек перед собой. Сначала для игры лучше использовать мелкие игрушки. Воспитатель говорит детям: “Послушайте и примите телеграмму: ма-ши-на: ма- (малыши откладывают грибочек, елочку или пуговку), – ши- (откладывают еще одну), – не/ (кладут третью игрушку). Сколько у нас частей в слове?” (Три.)

Рис. 1

Таким образом постепенно воспитатель подходит к значкам, обозначающим слоги. Наглядные средства позволят детям образно представить протяженность слов, научиться измерять и сравнивать их. Это очень важно, и успех наступит тогда, когда малыши поймут, например, что слово муравей больше, чем слово кит.

Итак, дети научились “измерять” слова, то есть обследовать их звуковую оболочку.

Теперь предстоит научить детей выделять отдельные согласные звуки (терминология не используется). Согласные отличаются от гласных тем, что их можно разделить на две большие группы с точки зрения их произнесения. Одни можно произнести длительно, другие произносятся отрывисто. Звуки ш, ж, с, з, в, ф, л, р, м, н можно потянуть, звуки б, п, г, к, т, д, й, ч, ц можно только подчеркнуть голосом. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

Выделение согласных звуков также начинается с образного восприятия. Этому способствует, например, игра “Жуки прилетели” (см. занятие 5, средняя группа).

Подобные игры можно придумывать и с другими звуками, например, ш – “песенка” ветра, з – зь – комара, с – сь – насоса, р – рь – мотора и т. д.

Для разнообразия можно прочитать детям стихотворение, выделяя звук ж:

ЛеЖебока рыЖий кот

ОтлеЖал себе Живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться,

Вот и Ждет рыЖий кот –

МоЖет, миска подползет?

Воспитатель спрашивает детей: “Как вы думаете, какой звук чаще других повторялся в этом стихотворении?” (Ж, жук.)

Педагог предлагает малышам вместе прочитать стихотворение, выделяя звук ж. Очень важно, чтобы дети попробовали потянуть звук ж в каждом слове. Если они испытывают затруднения при произнесении звука ж, можно предложить им для разучивания другое стихотворение или потешку со звуками р, ш или с (то есть из первой группы согласных). Если кто-то из детей все же не может справиться с произнесением отдельных звуков, стоит обратиться к логопеду.

Можно немного усложнить упражнение, предложив детям отыскать в стихотворении или придумать слова с определенным звуком. Лучше это делать в форме игры-соревнования “Кто больше?”. Каждый правильный ответ ребенка нужно поощрить игрушкой или фантиком, а в конце игры определить победителя.

Очень важно дать ребенку почувствовать уверенность в себе. С этой целью можно использовать “загадки-подсказки”. Например, если ребенок испытывает затруднение, подбирая слова со звуками р и ръ , следует указать на какой-нибудь предмет, в названии которого есть один из этих звуков (картина, кровать, кресло, дверь и т. д.) и спросить: “Что это такое?” И в этом варианте игры нужно поощрять каждый правильный ответ. Воспитатель не должен напоминать ребенку, что он помог ему. Почувствовав себя уверенно, он в дальнейшем обязательно назовет много разных слов.

Сначала детей нужно знакомить со звуками: ж, ш, щ , й, ч, щ. Эти фонемы в русском языке не изменяются по звучанию. Все остальные согласные парные: р – рь, с – сь, з – зь, д – дь, к – кь, ф – фь и т. д. Это и есть основная трудность так называемого слияния звуков при чтении, которая, как правило, не учитывается и приводит подчас к по-буквенному чтению.

Маленький ребенок, узнавший, что есть буква М и буква А , еще как-то может научиться соединять их в слог ма, а вот как получается мя из М и Я- ему непонятно. Чаще всего мы слышим: мъя или мья.

О том, почему буква М стала звучать как мь , а у буквы Я слышится только звук я, мы расскажем позже, а на данном этапе надо усвоить, что в русской речи есть твердые и мягкие согласные звуки, которые дети воспринимают так, как они звучат в словах (если не знают букв). Отсюда главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь , в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.

Итак, вернемся к обучению первым шагам в грамоте.

profilib.org

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

 

Предисловие

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма »).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

litra.pro

План-конспект по обучению грамоте для детей 3-4 лет на тему: «Знакомство с органами артикуляции».

План-конспект по обучению грамоте

для детей 3-4 лет на тему: «Знакомство с органами артикуляции».

Тема недели: Знакомство с участком группы.

Дата проведения: сентябрь-4 неделя

Цель: Познакомить с органами артикуляции и основными движениями используя «сказку о Веселом Языке».

Задачи: Развивать умение активно взаимодействовать со взрослым;

Активизировать умение слушать сказку.;

Познакомить с органами артикуляции:

Употреблять слова-предметы : язык, зубы, рот, небо;

Осенние листья красные и жёлтые.

Игровое упражнение «Весёлый язычок.»

Познакомить с органами артикуляции;

Употреблять слова-предметы : язык, зубы, рот, небо;

Услышать сказку про весёлый язычок.

Воспитатель, обращается к детям,говорит:

«Чем мы говорим?»(ртом)

Ачем мы снимаем пищу с ложки?( губами, языком).

Послушайте сказку о «Веселом язычке»

«Жил-был веселый язычок. У него был домик. Что за домик? (рот). В нем есть двери. Они закрываются и открываются.что за двери в ротике? (зубы, губы). (работа с зеркалом) Зубы есть верхние и нижние, губы тоже верхние и нижние. Откройте первую дверь (обнажаются зубы), посмотрите в зеркало.

Однажды захотел Язычок выйти на улицу, погреться на солнышке. Открылась первая дверь ( обнажить зубы), затем вторая и высунулся, но не весь, а кончик-холодно, лето прошло.Наш Язычок веселый, любит прыгать до потолка и щелкать(лошадка). Потолок называется «небо». Как называется потолок?(небо). Погладьте небо кончиком языка. Решил Язычок проверить ,не стало ли теплее на улице. Все двери открыл в домике, выглянул и посмотрел вверх, вниз, вправо, влево,почувствовал, что холоднее стало, ушел в домик.Сначала закрылась одна дверь, затем вторая.Вот и вся сказка про Веселый язычок».

зеркало

Итог.

Подводим детей к обобщению.

Вспомнить , чем занимались.

Что за домик есть у язычка? (рот) Как устроен домик? (дверцы: губы, зубы, потолок-нёбо)

infourok.ru

Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет [DOC IMAGE]

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,…

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Конспекты занятий. — М.: Вентана – Граф, 2010. Данное методическое пособие представляет конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты включают задания не только по обучению грамоте, но и по развитию мыслительных процессов детей-дошкольников, зрительного и слухового внимания, графомоторных навыков. Пособие предназначено для воспитателей детских…

  • 61,76 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. “Нарушение звукопроизношения у детей”. Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ…

  • 77,29 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от…

  • 34,23 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка…

  • 72,07 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

www.twirpx.com

Источник развития |

Как научить ребенка читать в три года?

Начинается один из важнейших этапов в нашем детском клубе ЦАО! Мы знакомимся с алфавитом! Занятия за занятием к нам в детский клуб в гости «приходят» буквы. И буква появляется не одна, а каждая в паре со своим четверостишием, тем самым детки постепенно приобретают опыт заучивать и рассказывать небольшие стихотворения, и что не мало важно это четверостишие помогает им запомнить изучаемую букву, ведь в нем мы постарались максимально понятно, просто и доступно описывать каждую букву алфавита. Вот, например, А шагает по дорожке широко расставив ножки, буква может убежать, надо букву нам связать!

Конечно же в еще большом и неизведанном нам мире букв мы учимся различать «жителей» алфавита на гласные и согласные. Узнали, что гласные появляются прямо из воздуха, легко и свободно, а вот согласные обязательно с препятствием. Что буквы мы видим и пишем, а еще оказывается есть звуки – звонкие и глухие, которые мы только слышим! Познакомившись с каждой буквой в отдельности ребята узнают, что буквы очень любят дружить и вместе образуют слоги, а слоги соединяясь друг с другом помогают нам читать слова. Но как известно, мало читать, ведь было бы хорошо еще и научиться писать…и как раз на этом этапе используется материал, помогающий овладеть навыками написания букв – можно перечислить, что используешь.

К концу учебного года ваш ребенок обязательно поможет вам прочитать объявление на двери детского центра ЦАО или название понравившейся ему в магазине игрушки.

Математика. Освоившись в мире цифр и чисел, дети уверенно знают числовой ряд от 1 до 10. Они прекрасно считают не только по привычному порядку, но и как настоящие космонавты владеют обратным счетом: 10-9-8-7….0! Ура! Старт в страну математики выполнен успешно! Мы с легкостью найдем любую цифру – соседку и вернем ее на свое место, если она где-то затерялась. И не просто вернем, а письменно, своей рукой. Ведь мы учимся не только считать, но и писать цифры. Мало того ваше чадо знает какая цифра больше или меньше своей соседки и с легкостью решит кому достанется больше конфет, ему или маме))) А может быть маме повезет, и он поделит их поровну. Вот вам и решение простой математической задачи. Ребенок научился мыслить, находить выход из нестандартных ситуаций, при чем не только математических, но и жизненных.

Начало знакомству с магическим миром букв и цифр положено весьма успешно! А впереди еще много нового и интересного!

Музыкально развивающие занятия в Хамовниках включающие в себя две части :

1) Грамота 

На этом занятие ребенок от 3-4 лет знакомится с буквами учатся различать гласные и согласные, согласные делят на звонкие и глухие звуки. Учатся соединять слоги и читать слова, определять количество слогов в словах, заучивают небольшие стишки. Тренируются в правильном употребление предлогов «в», «на», «над», «под», и т.д. Задания на занятии содержат материал, помогающий ребенку овладеть навыками написания букв.


2) Математика 

Занятия для детей от 3-4 лет по математике направлены на развитие математических представлений, дети зрительно узнают числовой ряд от 1-до 10 усвоив закономерность этого ряда, учатся решать простейшие математические задачи. В конце каждого занятия дети делают тематическую поделку.

 

Следующий этап занятий для детей 4-5 лет. “Играйка”

 

istochnikrazvitiya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *