Разное

Обучение детей дошкольного возраста пересказу: методика обучения перессказу детей дошкольного возраста | Статья по развитию речи на тему:

Содержание

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений | Дошкольное образование

Автор: Беспалова Елена Владимировна

Организация: МДОУ «ДС «Колосок» р.п. Средняя Ахтуба

Населенный пункт: р.п. Средняя Ахтуба, Среднеахтубинский район Волгоградская область

«Есть  все   фактические   и теоретические    основания утверждать,

что  не   только интеллектуальное   развитие   ребенка, но и  формирование  его характера, эмоций

и личности в целом находится в непосредственной  зависимости  от  речи»

Л. С. Выготский

Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи.   Это сложная деятельность,   в которой активно участвуют мышление,  память и  воображение детей.  

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.

Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. Запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы  на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связанной речи детей. Умение пересказывать  представляет собой самостоятельное  сложное умение, очень нужное в  жизни. Этому умению надо учить, начиная с раннего возраста. 

Для ребенка – дошкольника  пересказ заключается в устной передаче прослушанного им произведения, в  сохранении основного содержания, последовательности событий и некоторых сторон языка  произведения. 

Говоря о специфике  занятий по обучению пересказу, нельзя забывать о значении этих занятий для всестороннего воспитания детей в детском саду.

Занятия по обучению пересказу  способствуют решению  всех задач умственного воспитания,  содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание.  

Пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления – ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы,  соблюдать логичность в изложении, осознать связь между событиями.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. Нельзя предлагать детям для воспроизведения длинные и сложные рассказы. Предварительно воспитатель должен сам хорошо изучить произведение, намеченное для пересказа, определить, что дети  поймут самостоятельно, а что нуждается в разъяснении. Наметить вопросы, которые заставят ребёнка размышлять и помогут лучше понять идею произведения.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе с взрослым, вставляют пропущенные слова в конце фразы. Дети четвёртого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»). Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, кукольного театров, подвижных картинок на магнитах.

Успех обучения зависит от подготовительной работы, проведённой перед занятием. Подготовка состоит в выборе произведения с учётом речевых умений детей, задач,  времени проведения. А так же в анализе произведения.

Беседа является обязательным приёмом, который подготавливает детей к пересказу. Без беседы дети иногда не понимают смысл произведения. Беседа с детьми по тексту произведения подготавливает к выразительному пересказу, интонационной выразительности в передаче отдельных сюжетов, диалогов персонажей. Беседа должна проходить непринуждённо, допустимы хоровые ответы.

 

В старшем дошкольном возрасте применяется план пересказа. План может быть составлен воспитателем или совместно с детьми. В качестве плана может использоваться пространственная модель, фиксирующая существенные эпизоды текста. Для запоминания детьми текста можно прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с планом. Воспитатель проводит анализ пересказов. К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализам, которые делает воспитатель, дети учатся доброжелательно отмечать ошибки и достоинства в пересказах друг друга.  

Задачи по обучению детей пересказу

  • Учить детей воспринимать произведение
  • Учить  планированию развёрнутых высказываний
  • Развивать самоконтроль при построении высказываний
  • Развивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи
  • Развивать речевую коммуникацию
  • Развивать высшие психические функции
  • Формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.

Работа по обучению детей пересказу включает в себя несколько этапов: 

1. Этап развития фразовой речи.

Цель: обучение составлению предложений.

Упражнения: составление предложений по картинке, паре картинок, составление распространенных предложений «Добавь словечко».

 2. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

Цель: формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Упражнения: преобразование текста в символы, образы (кодирование информации), составление графических схем, рисование сюжетных фрагментов, совместное составление пересказа.

3. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Упражнения: пересказ фрагмента рассказа,  пересказ по цепочке, пересказ по плану – схеме, по опорным вопросам (подбор схем, картинок). 

4. Пересказ рассказа с элементами творчества.

Цель: развитие творческих способностей.

Упражнения: придумывание названия рассказа, сказки, фрагмента, части рассказа. 

5. Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения).

Цель: обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал.

Упражнения: пересказ в диалогических парах, пересказ по кругу, пересказ по цепочке, пересказ с элементами драматизации. 

Требования к работе над пересказом:

  • Знать индивидуальные особенности детей
  • Определять цель и тему организованной образовательной деятельности, направленной на обучение детей пересказу
  • Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи
  • Обозначать основной ход деятельности
  • Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий
  • Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала

Требования к литературному тексту пересказа:

  • Доступное, понятное детям содержание
  • Разнообразие жанров
  • Чёткая композиция
  • Простой и грамотный язык с использованием разнообразных

     языковых средств

  • Небольшой объем текста

Стихотворение не подходит для пересказа. Дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть.  

Задачи:  

– Выяснить знания детей по теме произведения. 

– Обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте.

– Расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении. 

– Обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения. 

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.  

Эти два этапа опускаются, если произведение уже 

хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения). 

     Цели: 

– Уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик 

образов, последовательности событий).  

– Привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные 

      определения, сравнения, фразеологизмы)  

– Активная подготовка к выразительному пересказу (работа над 

      прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, 

      ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).  

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.  

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста 

    (несколько секунд). 

6. Пересказ. Активное руководство воспитателя.  

7. Анализ пересказов детей.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • Рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе.
  •   Лексико – грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа.
  • Использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа.
  •   Наблюдения в природе и окружающей жизни.
  • Обращение к личному опыту детей.

Приёмы работы над текстом произведения:

  • Беседа по произведению.
  •   Выстраивание в логической последовательности серии 

     сюжетных картинок к рассказу или сказке.

  • Выделение из текста фраз к каждой картинке.
  • Придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста.
  • Частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц).
  • Составление плана произведения.

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Индивидуальные или хоровые повторения слов и фраз, варианты 

           произнесения.

  • Обращение к личному опыту детей.
  • Группа приёмов с тренировочной и оценочной направленностью.
  • Прием вопросов.
  • Пересказ по ролям.
  • Инсценировка текста с использованием игрушек.
  • Передача текста от первого лица или лица его героев.
  • Использование детского рисунка.
  • Показ наглядного материала.
  • Использование видеоматериалов, мультимедийных презентаций.
  • Использование интерактивных мультфильмов.
  • Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной 

           наглядной схемы.

Традиционные виды пересказа:

  • Подробный.
  • Краткий или сжатый.
  • Выборочный.
  • С перестройкой текста.
  • Игра – драматизация. 

С творческими дополнениями: 

 – составление предложений по двум предметным картинкам, 

 – восстановление деформированных предложений, 

 – составление предложений по «живым картинам», 

 – восстановление предложений со смысловой деформацией, 

 – отбор слов из предложенных педагогом и составление из них  предложений.

Нетрадиционные виды пересказа:

  • «Расскажи самому себе».
  • Пересказ в диалогических парах.
  • Пересказ по кругу.
  • Пересказ группе детей.

Таким образом,  чем раньше мы будем учить детей пересказывать, используя метод мнемотехники, опорных схем, иллюстраций, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его обучения в школе.

 

Информационные ресурсы:

1. Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. М., 2007.

2. Лебедева, Л.В., Козина, И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. М., 2008.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.

4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., «Просвещение», 1982.

5. https://multiurok.ru/ 

 

  

Опубликовано: 07.04.2020

Обучение детей пересказу литературных текстов

Оглавление:

Дошкольное образование является первым и самым ответственным звеном в общей системе народного образования. Овладение родным языком — одно из самых важных достижений ребенка дошкольного возраста. Особенно в дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к усвоению языка. Поэтому в современном дошкольном образовании процесс развития языка рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

В начале двадцатого века огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков стала вливаться в нашу жизнь, угрожая языку и, соответственно, культуре. Поэтому проблема языкового развития детей дошкольного возраста сегодня особенно актуальна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык в основном путем подражания разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время, из-за сложных социальных условий, из-за занятости часто забывают об этом и оставляют процесс языкового развития своего ребенка на самотек. Ребенок проводит больше времени за компьютером, чем в реальной обстановке. В результате произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, детские стишки, сказки, а позднее и произведения детских писателей) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях от пяти до семи лет.

Художественная литература является эффективным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих эмоций и пробуждают интерес к внутреннему миру героя.

Для успешного последующего обучения в школе 6-летний ребенок должен иметь определенный интерес и любовь к книгам, способность воспринимать и понимать прочитанный ему текст, отвечать на вопросы по его содержанию, самостоятельно пересказывать простые произведения, давать элементарную оценку героям и их поступкам, определять свое отношение к ним. Эти качества и навыки приобретаются и совершенствуются, когда дошкольники знакомятся с произведениями художественной литературы.

Пересказ текста играет важную роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольном классе, так как является основной формой монологической речи, которой обучают детей при подготовке к школе.

Роль художественной литературы в развитии ребенка огромна. Литература является эффективным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих эмоций и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его чувства, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромна его воспитательная, познавательная и эстетическая ценность, ведь расширяя знания ребенка об окружающем мире, он влияет на личность ребенка, развивает способность тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Мы знаем, что обучение дошкольников пересказу играет большую роль не только в обучении, но и в воспитании и развитии ребенка. Когда дети учатся сопереживать героям художественных произведений, они начинают воспринимать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протестовать против несправедливости. Это фундамент, на котором вырастают порядочность, честность и истинная гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не чувствовал истины, тот не понимал и не знал ее», — писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе изучения языка произведений, с которыми его знакомит учитель.

Важность пересказа для развития детей и языка

Пересказ — это осмысленное изложение литературного текста в устной форме; деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение ребенка. Роль пересказа высоко ценилась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Проблему обучения пересказу дошкольников раскрывают Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Р.И. Габова, А.М. Бородич и др. Авторы подчеркивают важность пересказа для духовного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития языка.

Пересказ произведений художественной литературы положительно влияет на связность детской речи и способствует развитию у детей навыков выразительной речи. Дети следуют образцу литературного языка, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают у детей интерес, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все аспекты языка.

На этих занятиях у детей развивается читательская активность и любознательность, желание читать самостоятельно. Они формируют полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяют и углубляют знания детей, повышают мыслительную активность, развитие словарного запаса, появляются возможности для развития монологической речи — одного из ведущих школьных видов речевой деятельности детей.

Поскольку эта деятельность чрезвычайно важна для полноценной и систематической подготовки детей к школе, ее особенности неоднократно обсуждались в психолого-педагогической литературе (А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.М. Бородин, Н.Н. Светловская, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и т.д.).

Обоснование важности этой деятельности привело к введению в программу детского сада занятий, на которых дети учатся пересказывать произведения художественной литературы.

«Программа воспитания в детском саду» ставит перед воспитателем следующие задачи: научить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно воспроизводить на языке то, что они восприняли, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отступая от темы; учить дошкольников говорить медленно: помогать или выражать нужное словами, поощрять употребление точных названий предметов, действий, свойств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Благодаря связности люди способны правильно, грамотно и последовательно формулировать свои мысли, составлять предложения. Это то, чему учителя должны учить детей.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Большое значение на связность детской речи оказывает точный пересказ литературных произведений, то есть связное, осмысленное, выразительное воспроизведение услышанного произведения художественной литературы в устной форме. А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи следует начинать с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному повествованию.

Дети знакомятся с подлинно художественным языком, запоминают эмоциональные, образные слова и фразы, учатся говорить на ярком родном языке. Высокая художественность предлагаемого для пересказа произведения, целостность формы, композиции и языка, учит детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями, не упуская главного — развития речевых навыков. Пересказ — это тоже творческий процесс. Особенностью пересказа является то, что в повествовании необходимо не только точно передать идею и сюжет, но и сохранить стиль произведения. Для этого исполнитель должен знать особенности жанра (сказка, рассказ), чтобы не допускать слов и фраз, характерных для этого жанра. Например, в народной сказке будут звучать фальшивые книжные или современные слова и фразы. Подготовка к пересказу предполагает идейно-художественный анализ произведения, как при подготовке к чтению художественной литературы (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).

Требования к отбору текстов для пересказа в разных возрастных группах

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если история захватывает их, вызывает сильные чувства, близка им, даже если содержание не связано с их непосредственным опытом. Поэтому лучше выбирать для пересказа тексты, связанные со знакомыми детям ситуациями или те, которые могут активизировать их воображение и затронуть их чувства. В то же время работа воображения должна основываться на имеющихся у дошкольников представлениях и простейших понятиях.

Чтобы уроки пересказа были плодотворными, необходимо выбрать правильные тексты для пересказа. Пересказ — это не самоцель, а средство для развития речи дошкольников. Поэтому к литературному тексту для пересказа предъявляются определенные требования, которые в основном сводятся к следующему:

  • Полное и доступное содержание;
  • Разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой, но содержательный язык;
  • маленький размер.

Каждая работа должна учить чему-то полезному, развивать в детях черты характера, необходимые нашему обществу, доброту, отзывчивость, трудолюбие, терпимость, любовь к Родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.

Язык произведений должен быть образцовым, с понятной детям лексикой, с короткими, ясными предложениями без сложных грамматических форм.

Следует выбирать тексты, доступные для детей и близкие к их опыту, чтобы они могли размышлять о своем личном отношении к событию в процессе его пересказа. В произведениях должны быть знакомые персонажи с сильными чертами характера, а мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

Необходимо выбирать истории с четкой композицией, с четко определенной последовательностью действий. Обязательное условие для языка произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть речи. Желательно также включать простые формы прямой речи, что способствует развитию выразительной речи детей.

Для пересказа целесообразно использовать несколько жанров: рассказ и описание, народная сказка и авторская сказка. Можно выбирать из разных сказок:

  • Текст народной сказки должен быть уютным;
  • В народной сказке и в сказках о животных язык разговорный, с интонациями, свойственными разговору. Часто бывает так, что народная сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характер;
  • В сказке романтическое преувеличение событий, таинственность требуют соответствующей интонации.

Она требует внимания рассказчика, структурных элементов сказки и сказочного вступления. Цель сказки — привлечь внимание слушателя. После скандирования обязательная пауза, иначе дети примут скандирование за начало рассказа, или будет трудно уловить суть событий, которые начал читать рассказчик.

Этим требованиям отвечают, например, народные сказки; рассказы Н.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки, Е. Пермяка, Н. Кожнина и др.

Очень важно обратить внимание на грамматическую структуру произведения, выбранного для пересказа. Дети дошкольного возраста еще не умеют формировать сложные и длинные предложения, причастия и герундий, вводные фразы, сложные метафоры. Они не понимают, что акцент должен быть сделан не на выборе определенных грамматических структур и грамматически правильного языка.

Поэтому для пересказа подходят прозаические рассказы, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Такой язык, как описание, очень сложен для детей.

В теоретической и методической литературе существуют противоречивые требования к объему текстов для пересказа. Некоторые исследователи детского языка считают, что важно содержание и структура рассказа, а не его размер. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие фрагменты текста.

Программные требования для пересказа детям разного возраста

Младший дошкольный возраст (3-4 года).

С младшими дошкольниками проводится большая подготовительная работа, целью которой является развитие умения слушать, отвечать на вопросы, включать отдельные слова и фразы в рассказ взрослого. У взрослого есть две задачи:

Дети должны научиться замечать сначала текст, который читается вслух, а затем свой собственный рассказ.

Воспитатель должен помочь ребенку пересказать текст.

Обучение пересказу начинается с простого пересказа знакомых сказок, основанных на повторении («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Наиболее эффективный способ обучения пересказу — это когда дети вовлекаются в повторяющийся рассказ взрослого и повторяют одно, два слова или целое предложение.

Когда ребенок вспомнит начало истории, он сможет пересказать ее самостоятельно. На этом этапе пересказа лучше не задавать детям вопросы, а напоминать им текст, и тогда ребенок лучше сможет воспроизвести содержание рассказа. После того как сказка пересказана, можно переходить к пересказу коротких историй. Примерами таких историй являются рассказы Льва Толстого. Хорошие результаты в обучении детей пересказу дает индивидуальная работа, проводимая в утренние или вечерние часы.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет).

В этом возрасте решаются более сложные задачи: дети учатся не только рассказывать короткие, знакомые сказки и истории, но и выразительно воспроизводить разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия. Произведения для пересказа сильно различаются по теме, содержанию и форме. Мораль повествовательного произведения может быть уже скрыта. Совместный пересказ взрослым и ребенком — обычное дело. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, которая подсказывает забытое слово.

Важным методическим приемом является оценка пересказа ребенка.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет).

В этом возрасте ставятся новые задачи: уметь без помощи взрослого связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно пересказать содержание рассказа или сказки близко к тексту, используя слова и фразы автора. Предлагаются более сложные, длинные произведения, детям предлагается пересказать описательные тексты (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого).

Программа детского сада включает в себя систему занятий по обучению рассказыванию. Обучая детей формулировать собственные связные и последовательные мысли, педагог помогает им находить правильные слова и выражения, формировать предложения и логически связывать их, а также соблюдать нормы фонетического и словопроизношения. Педагог совершенствует все части речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую.

На мой взгляд, «Образовательная программа в детском саду» Васильевой наиболее подходит для наших условий. Она проста в использовании, и детям несложно усвоить тот объем знаний и навыков, который предлагает им эта программа. Все задания для детей доступны, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребенка.

Дети испытывают большую потребность в своевременной помощи, совете и руководстве со стороны взрослых.

Наставник должен конкретно рассказать о том, с какими трудностями сталкиваются дети при рассказывании истории и на что следует обратить внимание. Задача педагога — научить детей, как правильно начать рассказ на выбранную тему и как рассказать его ярко, интересно и логично.

Обучение будет более эффективным только в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания наставника, активно выполняют учебные задания и проявляют к ним интерес.

Техники и процедуры обучения детей дошкольного возраста пересказу

Ряд приемов носит диагностический характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большинство этих приемов используется при анализе работы в подготовительной беседе, при необходимости они проводятся во время урока, между пересказами детей.

Первая техника — это чтение произведения. Оно сопровождается выборочным чтением наиболее важных или трудных отрывков, фраз.

Во время беседы используются вопросы к детям, в том числе вопросы о выразительности речи. Вася говорит мягко или грубо? Какое слово в этом предложении является самым важным? И так далее, а также объяснения, инструкции. Упор делается на такие упражнения, как индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз, варианты произношения, выбор наиболее подходящей интонации и т.д. Возможные обращения к личному опыту детей, показ визуальных образов — все это проясняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Не следует в подготовительной беседе тщательно анализировать текст и задавать детям слишком много вопросов, требующих лишь простого запоминания содержания. Разговор предназначен для того, чтобы дать детям представление о точности предстоящего выступления; он, как правило, бывает кратким.

Другая группа приемов имеет обучающую и оценочную направленность; они используются с целью дать детям возможность полностью воспроизвести текст. Чтобы добиться связности и беглости пересказа, лучше всего попросить педагога подсказать слово или фразу. На начальном этапе обучения используется совместный пересказ учителя и ребенка (предварительное написание предложения, начатого ребенком, поочередное произнесение последовательных предложений) и рефлексивный пересказ (повторение ребенком того, что сказал учитель, особенно начальных предложений). Кстати, при безопасном пересказе подсказка полезна для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки, допущенной ребенком.

Между пересказами, когда их качество низкое, а также в разговоре, используйте инструкции, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и является достаточно длинным (сказки «Теремок», «На телеге», Н. Павлова и др.), пересказ используется по частям, а сменой рассказчиков руководит учитель, останавливая ребенка в конце части, иногда подчеркивая этот факт.

Оценка учителем пересказа играет активную педагогическую роль. Наиболее подробно анализируются первый и второй пересказы, хотя и здесь отмечается лишь несколько (1—2) качеств положительного персонажа. Иногда учитель сравнивает два последовательных пересказа и привлекает детей к оценке.

Очень полезно предложить некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому строчку, концовку или небольшой неудачный отрывок. Иногда вместо оценки полезно задать вопрос об оценке (всей группе или рассказчику): не кажется ли вам, что пересказ должен был быть смешнее? Достаточно ли этого в пересказе Юрия, чтобы гордиться нашей Советской Армией?

Важно помнить, что оценивая творческую деятельность, например, пересказ, следует быть особенно тактичным и допускать вариации исполнения. Следует предложить детям высказать свои оценочные суждения, используя соответствующие фразы: «Мне кажется…», «Наверное, Сережа…», «А может, лучше…».

Среди других словесных методов, конечно, используются вопросы, но меньше, чем во вводной части урока. Лучшее место для вопроса — после пересказа.

Если работа диалогическая, то на помощь учителю приходит пересказ по ролям (от лица), особенно в развитии выразительности детской речи. Поощряйте детей произносить короткие реплики в припеве. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут играть все девочки и все мальчики в группе. Поскольку заранее была проведена достаточная работа по поиску и закреплению выразительных средств для передачи детьми этих реплик, дети сохраняют свою индивидуальность речи в мягких хоровых повторах (вместе с воспитателем).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Технология педагогического общения
  2. Технология проектного обучения
  3. Воспитание семейных ценностей в школе
  4. Гуманизм как философская основа современного образования
  5. Нарушение письменной речи, влияние на общее развитие, воспитание и обучение ребенка
  6. Особенности детей раннего возраста
  7. Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака
  8. Образование и образовательная среда в ДОУ
  9. Виды образовательных учреждений
  10. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Автор: Евграфова Ирина Валентиновна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 15.04.2019

Статья просмотрена: 1931 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Евграфова, И. В. Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) / И. В. Евграфова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4136/ (дата обращения: 16.10.2022).



Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Это одна из составных в общей задаче развития речи детей дошкольного возраста.

По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений.

В дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Очень часто ребенок, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием. Это говорит о том, что смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, либо совсем отсутствуют.

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.

К текстам, предлагаемым детям для пересказа существуют определенные требования:

− Сюжет

  • должен соответствовать лексической теме, изучаемой детьми в рамках образовательной программы;
  • должен быть доступен по содержанию;
  • иметь воспитательное значение;
  • иметь ярко выраженную последовательность действий;
  • быть близким жизненному опыту ребенка, чтобы он мог отразить личное отношение к событиям;
  • мотивы поступков героев должны быть доступны детям.

− Язык произведения должен быть:

  • с доступным детям словарем;
  • с небольшими короткими и четкими фразами;
  • с отсутствием сложных грамматических форм;
  • с несложными формами прямой речи;
  • с наличием ярких и точных определений.

На первом этапе обучения детей пересказу (младшая группа) предлагается использовать материалы русских народных сказок. На занятии логопед читает сказку с демонстрацией сюжетных картинок-карточек, проводит беседу по содержанию.

Затем раздает по одной карточке с изображением определенного сюжета из данной сказки детям. Малыши определяют, у кого «начало сказки» — первая картинка. Ребенок выходит с ней и рассказывает текст, соответствующий его картинке, далее выходит следующий и так до последней картинки — «конца сказки». Дети, которым не досталась карточка, следят за правильностью выполнения задания.

Такие игры в «сказки-пересказки» очень нравятся малышам, они безошибочно определяют последовательность сюжета и с удовольствием пересказывают содержание своей личной картинки.

На втором этапе обучения пересказу (средняя группа) в первом полугодии используются рассказы по сюжетным картинкам, а во втором полугодии — опорные картинки (например, Г. Е. Сычева «Опорные картинки для пересказа»)

На этом этапе мы незаметно переходим к тому, что для того, чтобы пересказать часть текста детям не обязательно видеть сюжетную картинку, а достаточно увидеть изображение одного, но значимого, предмета.

Третий этап — старшая группа. Здесь используется метод «рисуночного письма». Логопед читает рассказ, выставив первую картинку. Дети смотрят на нее, когда им читают текст.

При чтении следующих частей текста поочередно открываются остальные картинки. На этом этапе картинки выставляются на доске не горизонтально, а друг под другом.

Далее карточки раздаются детям, и они самостоятельно восстанавливают рассказ с последующим пересказом его целиком.

Четвертый этап — непосредственное обучение детей плану пересказа.

Логопед читает детям рассказ. После прочтения проводится беседа по содержанию текста. Далее логопед предлагает детям составить графический план. Читается эпизод рассказа и вместе с детьми решается, что надо нарисовать, чтобы запомнить этот эпизод. Также читаются и остальные эпизоды с последующей зарисовкой. Дети зарисовывают эпизоды в личных «книгах», заранее сделанных для них логопедом (тетради в этой работе не используются). Логопед в это время рисует тот же план на доске.

После того, как план составлен, дети самостоятельно пересказывают рассказ с опорой на графический план. К концу учебного года у детей есть своя «книга», открыв которую, они смогут рассказать любой рассказ.

Предложенные приёмы способствуют повышению уровня речевого развития детей, закреплению навыков самостоятельной работы. В целом учебная деятельность начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения и психических процессов. Желаю Вам успеха!

Земля наша— шар.

(По В. Бороздину)

Долго люди верили, что земля — это огромная лепёшка. А держится эта лепёшка на трёх огромных китах, которые плавают в океане. А над ней — небо, как потолок. Днём потолок голубой, а ночью чёрный. Люди хотели дойти до края земли и посмотреть, что там дальше. И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли они все в одну сторону, туда, откуда солнце восходит. Почти три года длилось первое плавание. Многие из них погибли. А кто остался в живых, плыли домой, но не с той стороны, а с противоположной. Вот тогда и поняли люди, что земля — это огромный шар.

Литература:

  1. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009.
  2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2006.
  3. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. Канд. дисс. — М., 1987.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, графический план, картинка, логопед, пересказ, рассказ, содержание, часть текста.

Похожие статьи

Развитие связной речи

дошкольников через обучение…

По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает

Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по…

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи…

«Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого самостоятельно рассказывают.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической…»

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, полученная

Похожие статьи. Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Пересказывание способствует интенсивному развитию…

Использование метода наглядного моделирования в работе…

Дети делят текст на значимые части и самостоятельно придумывают и зарисовывают план пересказа текста.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картинке

Развитие речи

детей дошкольного возраста посредством…

Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с

При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом…

Технологии обучения

пересказу старших дошкольников

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)…

Обучение составлению описательных

рассказов дошкольников

– Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством…

Методика формирования связной монологической речи…

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение

Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые. ..

Методика заучивания стихов на основе картинно-

графических схем

Ключевые слова: стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнестическая дорожка, мнестическая функция, память, нарушения речи. Заучивание стихов на основе…

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Развитие связной речи

дошкольников через обучение…

По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает

Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по…

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи…

«Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого самостоятельно рассказывают.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической…»

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, полученная

Похожие статьи. Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Пересказывание способствует интенсивному развитию…

Использование метода наглядного моделирования в работе…

Дети делят текст на значимые части и самостоятельно придумывают и зарисовывают план пересказа текста.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картинке

Развитие речи

детей дошкольного возраста посредством…

Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с

При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом. ..

Технологии обучения

пересказу старших дошкольников

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)…

Обучение составлению описательных

рассказов дошкольников

– Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством. ..

Методика формирования связной монологической речи…

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение

Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые…

Методика заучивания стихов на основе картинно-

графических схем

Ключевые слова: стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнестическая дорожка, мнестическая функция, память, нарушения речи. Заучивание стихов на основе…

Пересказ забавных историй тремя простыми способами для детей

Занятия
Обучение
Грамотность и азбука Начальная школаДошкольникиДошкольникиЧтение1 Комментарий

ПОДЕЛИТЬСЯ СООБЩЕНИЕМ

Развивайте навыки грамотности с помощью трех простых заданий по пересказу историй от Алиши!

Ваш ребенок учится читать или ему нравятся сказки для чтения вслух?

Пересказ рассказа — один из лучших способов развить понимание прочитанного и вызвать волнение и любовь к чтению. Эти суперпростые подходы помогут сделать пересказ истории веселым и увлекательным практическим занятием.

Исследуйте веселые фонетические занятия с детьми, которые учатся читать.

Эти три простых упражнения по пересказу историй идеально подходят для детей, которые только начинают читать до старших классов начальной школы.

Вы можете использовать эти упражнения только с одной книгой (в разных чтениях) или попробовать только одно упражнение с новой книгой. Кроме того, вы можете использовать эти идеи снова и снова!

Пересказ истории с помощью реквизита из палочек

Один из очень веселых и простых способов помочь в пересказе истории — использовать реквизит из палочек.

Реквизит для палочек — это маленькие предметы, которые можно держать и использовать, пока ваш ребенок пересказывает историю. Они выглядят как простые марионетки!

Я рекомендую сделать их, прежде чем читать сказку вместе с ребенком.

Необходимые материалы:

  • Палочки для творчества (партнерская ссылка)
  • Лист бумаги
  • Принадлежности для рисования
  • Ножницы
  • Клей
  • Хорошая книга

Чтобы сделать реквизит, нарисуйте на листе бумаги небольшие эскизы, вырежьте их и приклейте на верхнюю часть палочек для рукоделия.

Не беспокойтесь о красивых набросках. Что-то быстрое и легкое — это хорошо! Или, если у вас есть принтер, который также копирует, вы можете использовать картинки прямо из книги.

Есть три варианта создания эскизов. Либо делайте реквизит для палочек на основе персонажей, событий или элементов истории.

Элементами истории являются персонажи, место действия, сюжет, конфликт и развязка. Эти элементы отвечают на вопросы кто, что, где, когда и почему. Этот вариант будет лучше для детей старшего возраста, читающих более сложные книги.

Я решил сделать свои зарисовки о персонажах в Рукавица от Яна Бретта (партнерская ссылка) , так как мои дети находятся в дошкольном и детском саду.

Сделав наброски, вырежьте их и приклейте на верхнюю часть палочек для рукоделия.

Теперь у вас есть реквизит для пересказа историй!

После того, как ваш реквизит для палочек будет готов, берите книгу и ребенка. Затем прижмитесь друг к другу и наслаждайтесь прекрасным чтением вместе.

Прочитав свой рассказ один раз, дайте картинки своему ребенку. Попросите ребенка использовать реквизит для палочек, чтобы рассказать вам историю.

Вы можете показать младшим детям, что делать в первый раз. Когда придет очередь вашего ребенка, предложите руководство и подсказки, чтобы помочь ему вспомнить историю.

Пересказ историй с помощью карточек последовательностей изображений

Еще одним эффективным методом пересказа историй является установление последовательности или расположение событий в правильном порядке.

Используйте каталожные карточки с простыми картинками или предложениями об основных событиях вашей истории.

Я рекомендую сделать эти карточки заранее, чтобы они были готовы к использованию после совместного прочтения истории.

Необходимые расходные материалы:

  • Каталожные карточки ( партнерская ссылка)
  • Принадлежности для рисования
  • Хорошая книга

Чтобы сделать карточки, начните с выбора области вашего внимания: персонажей, событий или элементов истории.

Для этого пересказа я решил сосредоточиться на событиях Рукавица .

Затем разложите столько карточек, сколько вам нужно, и нарисуйте несколько простых набросков истории. Или сделать ксерокопии страниц.

Если ваш ребенок уже читает, вы можете написать небольшое предложение или фразу на карточках, чтобы идентифицировать предмет.

После того, как карточки с последовательностями будут сделаны, прочитайте книгу вместе с ребенком.

После прочтения покажите ребенку каталожные карточки и предложите ему разложить карточки в правильном порядке. При повторном чтении вы можете превратить это в игру, чтобы увидеть, как быстро они смогут поставить карты на место.

Поощряйте ребенка, задавая вопросы или давая подсказки, чтобы помочь. Вы даже можете положить первую карту, чтобы показать, как начать.

Пересказ рассказа с помощью рабочего рисунка

В этом упражнении по пересказу дети могут нарисовать, что произошло в рассказе, когда они рассказывают вам о сюжете.

Нет установленного формата, поскольку рисование происходит в процессе пересказа. Каждый раз будет по-разному!

Это задание не требует подготовки и создается во время пересказа.

Необходимые материалы:

  • Лист бумаги
  • Принадлежности для рисования
  • Хорошая книга

Прочитайте рассказ вместе, а затем положите бумагу, предметы для рисования и книгу перед ребенком.

Объясните, что вы хотели бы, чтобы они нарисовали картину того, что произошло в рассказе, когда они вам об этом расскажут.

Попробуйте это увлекательное занятие по рисованию вверх ногами.

Я обнаружил, что мне действительно помогло предоставить моему воспитаннику книгу в качестве справочника, но это может не понадобиться для детей старшего возраста.

Пока они рисуют и рассказывают вам историю, задавайте вопросы, чтобы держать ребенка в курсе истории.

Я был приятно удивлен, что мой детсадовец действительно увлекся этим занятием.

Расскажите о рисовании вашего ребенка после. Попросите их указать на разные части истории или рассказать больше о своей любимой части.

Это добавит еще один уровень практики понимания прочитанного и укрепит связь совместного обучения.

Если у вас есть дети младшего возраста, вам будет полезно подписывать части их рисунка, когда вы будете обсуждать его вместе.

Какой бы метод пересказа истории вы ни выбрали, наслаждайтесь чтением и изучением вместе.


ПОДЕЛИТЬСЯ СООБЩЕНИЕМ

20 Идеи пересказа известных историй и печатные формы – KindergartenWorks

Лесли Симпсон · Около 6 минут, чтобы прочитать эту статью.

Мои центры грамотности являются основной частью расписания нашего детского сада. Это активные центры грамотности, которые держат нас в тонусе и работают, чтобы я мог работать с небольшими группами.

Сегодня позвольте мне поделиться наставлениями, ожиданиями и списком из 20 историй, которые составляют этот годичный центр в нашем классе, – мой центр обучения грамоте в детском саду  – .

Большинство историй , которые я помещаю в центр пересказа грамотности, довольно известны (или, по крайней мере, хорошо известны в мире воспитателей детских садов), но для вас может быть одна или две новые истории ! Все дело в том, как я добавлял найденные и сделанные вручную предметы (многие из них очень дешевые или бесплатные), чтобы оживить эти истории.

Буду с вами честен – мне больше всего нравится “шпионить” за этим центром грамотности, когда я читаю с моими группами по чтению с гидом.

Я напрягаюсь с середины комнаты, чтобы услышать книжный язык, на котором говорят мои дети, и услышать, как самый большой козленок говорит: «Ну, пошли! У меня два крепких рога и четыре крепких копыта. Посмотри, что ты сможешь». делать!” {wink}

Учащиеся пересказывают историю, используя собственные воспоминания или пытаясь читать любимые книги.

Лучший реквизит

Какие материалы нужны? Все, что вы можете найти!

Я сделал много своего «реквизита», но многие из них пришли из просмотра картинок в книге, поиска бесплатных подарков в коробке БЕСПЛАТНО на гаражных распродажах и Долларового дерева.

Остались детские шапочки? У вас может быть всего несколько персонажей, которые вам нужны для Белого медведя, Белого медведя…

Нажмите на любую картинку, чтобы узнать больше о книге, получить печатные формы и инструкции, как сделать ее самостоятельно!

  • Brown Bear, Brown Bear
  • There Was An Old Lady
  • Polar Bear, Polar Bear
  • The Gingerbread Man
  • The Doorbell Rang
  • Cookie’s Week
  • Goldilocks and the 3 Bears
  • Fresh Fall Leaves
  • The Красная Курочка
  • Чика Чика Бум Бум
  • Плавка
  • Красная Шапочка
  • Очень Тихий Сверчок
  • Очень Голодная Гусеница
  • Три Поросенка
  • Три козла Билли Грубый
  • Толстый кот
  • Арахисовое масло и желе
  • Гензель и Гретель
  • Золушка
  • Большая тыква

Как сделать так, чтобы мои добрые книги были успешными

0 пересказать их самостоятельно? Я понимаю, что для того, чтобы избежать разочарования в отношении киндеров — они должны знать, что делать, и быть хорошо знакомыми с этим, прежде чем они смогут и будут делать это самостоятельно.

Им не скучно, они любят, когда это знакомо, и умеют делать это самостоятельно. {По той же причине они могут смотреть один и тот же фильм снова и снова.}

Мы читаем книгу до тех пор, пока они не освоятся с ней и не смогут почти дословно повторить ее. {Ser.ious.ly.}

Первый раз всегда просто для удовольствия читать вслух, затем начинается работа по разбору книги.

В каждом центре обучения грамоте в моем классе есть плакат, на котором указаны возможные варианты деятельности. В этом конкретном центре пересказа – все просто… они получают только один вариант.

Мне нравится предлагать выбор везде, где я могу в центрах, так что в данном случае выбор зависит от того, какую книгу (или книги) они выберут.

Плакат с инструкциями и стандартами Retell Literacy Center

Хотя этот центр соответствует стандартам CC, я часто вижу, что здесь также происходит много совместного обучения и развития социальных навыков… что является бонусом!

Они скорее перескажут с большим количеством киндеров, чем с меньшим количеством частей. Это здорово.

Как организовать этот центр обучения грамоте

Читать вслух и репетировать

После этого я хочу, чтобы вы знали, что обычно мы читаем историю вслух не менее четырех раз, прежде чем опубликовать ее в этом центре. Мы пересказываем это всем классом при последнем чтении (давая им возможность увидеть материалы пересказа в действии).

Сохраняйте простоту установки

  • Выберите ведро/контейнер, куда они смогут положить все детали, включая книгу и реквизит. Мне очень нравится использовать для этого центра мусорные корзины Dollar Store, но на протяжении многих лет я также использовал корзины для книг.
  • Используйте этикетку на липучке спереди, которая идеально подходит для замены материалов и изображения книги, чтобы все было возвращено в нужное ведро.
  • Возьмите пару одеял, чтобы создать напольный коврик, сцену или уютное место для пересказа.
  • Имейте копию книги, предназначенной только для этого центра (если можете). Он получит много любви и потребует замены через несколько лет, но цена золота.

Сохраняйте свежесть в течение всего года

Чтобы сохранить свежесть в течение всего года, я просто меняю книги по мере того, как мы узнаем больше, а затем добавляю любимые старые книги. У нас обычно бывает 4-5 занятий в центре в течение учебного года. Вот список из 20 знаменитых книг в нашем классе.

Знаменитые детские книги для пересказа
  • Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?
  • Chicka Chicka Boom Boom
  • . Шапочка
  • Арахисовое масло и желе
  • Гензель и Гретель
  • Пряничный человечек
  • Златовласка и три медведя
  • Белый медведь, белый медведь, что ты слышишь?
  • Три козла Билли Грубый
  • Толстый кот
  • Неделя печенья
  • Звонок в дверь
  • Три поросенка
  • Плавающий

Я смеюсь, когда в конце года или двух я смеюсь из первых книг, которые мы когда-либо написали, и они такие: «Я действительно не помню слов к этой».

Все, что мне нужно, это сказать: “Вы пробовали читать слова, чтобы увидеть, сможете ли вы сделать это самостоятельно?” Они сияют, потому что к этому моменту уже не «вспоминают» слова, как в начале года — они читают !

Стандарты центра обучения грамоте Retell

Целью этого центра обучения грамоте является развитие любви к книгам путем разыгрывания частей, запоминания текста и каждой части рассказа. Знакомы ли вы с стандартами Common Core  , посвященными частям истории?

  • K.RL.1 – С подсказкой и поддержкой, задавайте и отвечайте на вопросы о ключевых деталях в тексте.
  • K.RL.2 – С подсказками и поддержкой перескажите знакомые истории, включая ключевые детали.
  • K.RL.3 – с помощью подсказок и поддержки определите персонажей, место действия и основные события в рассказе.

Ну, этот центр мне известен как центр, где оживают книги , я вижу, как мои ученики воссоздают обстановку книги, становятся персонажами {о, и они не упустят ни одного} и живут основные события и ключевые детали.

Благодаря небольшому количеству реквизита и большому воображению этот центр всегда будет фаворитом!

Я надеюсь, что с этой коллекцией ресурсов вы тоже сможете создать фантастический годичный центр обучения грамоте и получать удовольствие от «шпионства» за своими детьми, пока они учатся в своем собственном пузыре пересказа-воображения.

Если вам нравится то, что я делаю здесь, в KindergartenWorks, подпишитесь сегодня. Я с нетерпением жду возможности делиться с вами идеями каждую неделю!

Дополнительные центры грамотности

  • Как создать умные центры грамотности, которые будут работать весь год
  • Детективный центр грамотности – чтение и запись в комнате так просто!
О Лесли Симпсон

Лесли работает учителем в KindergartenWorks. Она верит в то, что научит детей тому, как быть довольно невероятной вместе с , научив их читать, писать и думать самостоятельно. Ей нравится пить горячий чай, делать пироги из грязи со своими тремя детьми и делиться своими знаниями с учителями.

Взаимодействия с читателем

Стратегия обучения грамоте: как обучать пересказу

Пересказ – это короткая последовательная рутина, которую учащиеся могут использовать, чтобы вспомнить, упорядочить и обобщить текст. С помощью этой процедуры пересказа учащиеся отрабатывают важные навыки понимания, в том числе:

  • Определение ключевых деталей
  • Понимание структуры текста
  • Выводы
  • Синтез основной идеи

Вы можете использовать эту процедуру пересказа, чтобы помочь учащимся пересказывать как научно-популярные, так и художественные тексты. Вы также можете использовать эту процедуру пересказа для контроля понимания.

Прокрутите вниз, чтобы найти советы по адаптации этой стратегии для дистанционного обучения.

Смотреть: см. пересказ в действии

Посмотрите это видео от EL Education, чтобы увидеть, как первоклассный учитель использует пересказ с документальным текстом.

Загрузить: Печатный графический органайзер для пересказа

Графический органайзер для пересказа PDF

Прочтите: Как научить пересказу

их понимание.

Уровни обучения (со стандартами): 

  • K (Общая базовая грамотность RL.K.2: с подсказками и поддержкой перескажите знакомые истории, включая ключевые детали; Общая базовая грамотность RI.K.2: с подсказками и поддерживать, определять основную тему и пересказывать ключевые детали текста)
  • 1 (Общая базовая грамотность RL.1.2: Пересказывать истории, включая ключевые детали, и демонстрировать понимание их основного сообщения или урока; Общая базовая грамотность RI.1.2: Определять основную тему и пересказывать ключевые детали текста)

Лучше всего используется для инструкции с:

  • ВСЕГО КЛАССА
  • Маленькие группы
  • Индивидуумы

Как подготовить:

Выберите «Фниец. ). Текст должен читаться вслух не более трех-пяти минут. Обязательно выберите уровень чтения, на котором учащиеся могут расшифровывать слова и бегло читать текст. Вы также можете предоставить аудиоверсию текста. Для изучающих английский язык (ELL) полезно предоставить текст на родном языке учащегося, если он доступен.

Предварительно прочитайте текст и определите ключевые детали. Перед уроком уделите несколько минут чтению текста, чтобы помочь вам выбрать, какие упражнения по пересказу использовать для данного конкретного текста. Предварительное чтение также может помочь вам выяснить, какие базовые знания нужны учащимся. Во время предварительного чтения сосредоточьтесь на следующем: 

  • Художественная литература: определите ключевых персонажей, обстановку, конфликт, развязку и другие ключевые события.
  • Документальная литература: определите тему, цель автора, основную идею и от двух до четырех вспомогательных деталей.

Учитывайте потребности ваших учеников. Используйте последние данные формативных и итоговых оценок, таких как оценка развития чтения (DRA), для оценки текущих навыков пересказа каждого учащегося. Эта информация может помочь вам решить, как наилучшим образом поддержать всех ваших учащихся. В таблице ниже приведены варианты предоставления различных уровней поддержки.

Как научить: 

1. Явно смоделируйте процедуру пересказа. Вы можете смоделировать процедуру, используя очень короткий текст или первую часть текста.

2. Объясните, чего вы ожидаете от учащихся. Вы можете сказать: «Сегодня мы прочитаем сказку два раза. После того, как мы закончим первый раз, ты расскажешь мне об этом. Затем мы снова прочитаем рассказ. Когда я закончу во второй раз, ты займешься другим заданием, чтобы пересказать историю». Сделайте паузу, чтобы убедиться, что учащиеся понимают задание. Спросите: «Что мы будем делать сегодня?» Вы можете отобразить список на диаграммной бумаге в качестве визуального напоминания о шагах процедуры.

3. Предварительный просмотр текста. Начните с просмотра названия и любых субтитров или изображений с учащимися. Поговорите о том, является ли текст художественным или научно-популярным. Затем активируйте имеющиеся знания, попросив учащихся повернуться и поговорить с партнером, чтобы ответить на такие вопросы, как «Что вы знаете об этой теме?» или «О чем вы думаете по картинкам?»

4. Прочитайте или прослушайте текст. В некоторых случаях вы можете захотеть, чтобы учащиеся читали. В других случаях вы можете прочитать текст вслух или дать учащимся возможность прослушать аудиоверсию. Например, если учащиеся борются с рабочей памятью или вниманием, вы можете дать им аудиоверсию, чтобы они могли делать паузы и перематывать по мере необходимости.

5. Попросите учащихся сделать начальный пересказ. Учащиеся могут продемонстрировать свое понимание, пересказывая устно, письменно или рисуя. Не используйте никаких опор на этом этапе. Вы хотите оценить их первоначальное понимание текста и найти «пробелы» (если они есть) в их понимании.

Для ELL: Предложите ELL сначала пересказать текст на своем родном языке. Если у вас есть более одного ученика, говорящего на одном родном языке, объедините их в группу, чтобы обсудить текст, а затем поделиться кратким изложением на английском языке.

6. Перечитайте текст. Студенты могут прочитать его, вы можете прочитать его или использовать аудиоверсию.

7. Попросите учащихся выполнить одно из следующих заданий по пересказу с поддержкой:

  • Пересказ пятью пальцами: Попросите учащихся поднять одну руку. Объясните, что каждый палец представляет собой часть пересказа: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (обстановка) и почему (развязка/мотивы). Попросите учащихся устно пересказать пять W текста, указывая на каждый палец по мере продвижения. Для визуальной поддержки создайте якорную диаграмму, на которой показана рука с маркировкой каждого пальца. Покажите таблицу, чтобы учащиеся могли обращаться к ней при пересказе.
  • Пересказ изображений/реквизита: Соберите некоторые материалы, например распечатанные изображения из текста, куклы или другой связанный реквизит. Разложите материалы перед учащимися и попросите их пересказать текст, используя материалы.   (Этот тип пересказа лучше всего подходит для отдельных лиц или небольших групп, чтобы все учащиеся могли активно участвовать.)
  • Пересказ последовательности: Дайте учащимся графический органайзер для пересказа. Пусть они укажут на слово последовательности в каждом прямоугольнике ( первые , , затем , , затем и , последнее ), когда они устно пересказывают историю. Или учащиеся могут рисовать картинки или писать в полях для своего пересказа. Если учащиеся пишут, предложите им использовать 10 слов или меньше для каждой рамки.

8. Обеспечить дифференцированный уровень поддержки. Используйте эту таблицу для выбора вариантов поддержки учащихся во время пересказа:

Уровень пересказа учащихся Поддержка
Все студенты (используйте независимо от тока навыка навыка)
  • . Предоставьте графический организатор. последний ).

  • Разрешить учащимся обращаться к тексту по мере необходимости.

  • Позвольте учащимся записывать или рисовать важные детали.

Простой (Включает ключевые детали, описывает основные события, пересказывает текст по порядку)

  • Предварительный просмотр последовательности слов или сюжетных линий по мере необходимости.

  • Во время чтения текста делайте паузу, если это необходимо, чтобы подсказать учащимся, спросив: «Что случилось потом?» (После повторной практики учащиеся могут подсказывать друг другу или себе.)

  • Предоставьте банк слов с ключевой лексикой и/или изображениями.

Более сложный (Обладает всеми вышеперечисленными навыками, а также использует ключевую лексику и детали, прямо не указанные в тексте)

  • При необходимости предоставьте учащимся словарь ключевой лексики.

  • Разработайте целевые вопросы, чтобы подтолкнуть учащихся к сложным выводам, прогнозам или уточнениям. Эти вопросы также можно распечатать на раздаточных материалах или карточках для заметок, чтобы учащиеся могли использовать их самостоятельно или с партнером. Примеры: 

    • «Почему персонаж сделал это?»

    • «Как это действие помогло персонажу?»

    • «Можете ли вы рассказать мне больше о деталях X?»

    • «Как вы думаете, что будет дальше?»

Наиболее полный (Все вышеперечисленные навыки, а также установление связи с предыдущим обучением, уточнение важных деталей и оценка текста)

 

Понять: почему эта стратегия работает

Пересказ — сложный навык. Требуется знание структуры текста, понимание словарного запаса, а также способность вспоминать и обобщать. Это тоже ценный навык. Исследования показали, что пересказ способствует пониманию и развитию словарного запаса.

Учащимся, у которых проблемы с памятью, вниманием или обработкой речи, предсказуемый процесс пересказа — с поддержкой — помогает усвоить этот навык. Поскольку учащиеся знают, чего ожидать, они с большей вероятностью будут проверять свое понимание во время чтения или прослушивания.

Когда учащиеся следуют программе пересказа, они повторяют текст более одного раза. Это особенно полезно для студентов, которые борются с оперативной памятью или обработкой речи. Когда они читают текст в первый раз, они могут читать для общего понимания. Их первый пересказ может помочь вам найти любые пробелы в их понимании и быть готовым задать конкретные вопросы. Когда учащиеся читают текст во второй раз с поддержкой, они могут больше сосредоточиться на деталях, что повышает их шансы на успех.

Для всех учащихся — и особенно для ELL — предварительный просмотр текста и многократное чтение дает им много возможностей для взаимодействия с новым словарным запасом и текстовыми структурами. Картинки (в том числе изображения из текста), реквизит или банки слов — все это дает учащимся словарный запас в разных форматах. Также при пересказе учащиеся должны использовать слова, прочитанные или услышанные в тексте. Это означает больше шансов для развития устной и письменной речи, а также для тренировки навыков понимания.

В готовящемся электронном письме или информационном бюллетене для семей расскажите им, как они могут попрактиковаться в пересказе дома. Или вы можете смоделировать действие на семейном мероприятии, чтобы они могли увидеть его в действии. Вы можете использовать такой язык:

На уроке мы тренируемся, как пересказывать прочитанное. Это означает, что мы читаем короткий текст (художественный или научно-популярный). Затем учащиеся своими словами говорят о прочитанном. Умение пересказывать — важный навык чтения.

Вы можете практиковаться в пересказе дома любой книги (или даже нескольких страниц книги), которую вы прочитали вместе с ребенком. Вы можете сделать это всего за 15 минут за один присест. Вот пять простых шагов:

  1. Предварительный просмотр книги. Обсудите с ребенком название и картинки.
  2. Прочтите книгу. Вы можете читать книгу, ваш ребенок может читать книгу или вы можете читать ее вместе.
  3. Попросите ребенка пересказать прочитанное. Не давайте слишком много советов и не задавайте слишком много вопросов. Пересказ даст вам хорошее представление о том, что понял ваш ребенок.
  4. Перечитайте книгу.
  5. Попросите ребенка пересказать еще раз. На этот раз попросите ребенка поднять одну руку, чтобы пересказать пять пальцев. В этом упражнении ваш ребенок будет использовать разные пальцы, чтобы представить пять разных частей пересказа книги: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (также обстановка) и почему. (разрешение/мотивы). Ваш ребенок будет указывать на каждый палец во время пересказа. Если у вашего ребенка возникли проблемы, вернитесь к книге в поисках подсказок.

Если у вас будет возможность потренироваться на этой неделе, напишите мне в ответ, как все прошло. Если у вашего ребенка проблемы с пересказом, я могу дать вам несколько других идей для практики. Вместе мы можем помочь вашему ребенку стать лучшим читателем.

Адаптация: использование для дистанционного обучения

  • Партнерство с семьями учащихся. Узнайте, какие ресурсы у них есть и что им может понадобиться для обучения дома.
  • Проведите учащихся по шагам синхронного онлайн-урока или запишите видео для асинхронного обучения. В любом случае, используйте UDL при планировании урока.
  • Предоставьте учащимся несколько способов доступа к тексту во время урока. Отобразите текст на экране и прочитайте его вслух или воспроизведите аудиоверсию. Дайте ссылки на текстовую или аудио версии (если есть).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *