Разное

Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте: Развитие общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

Содержание

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Эмоционально-практическая форма общения
(второй – четвертый годы жизни)

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них.

Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку.

Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым – родителям или воспитателю, чем сверстникам). Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.

Ситуативно-деловая форма общения

Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия.

При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.

«В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы».

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.
Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для четырех-пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится

внеситуативным.

Внеситуативная форма общения

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.

Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Остановимся на них подробнее.

Проблемные формы отношения к сверстникам

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. См. →

Особенности общения дошкольников со взрослыми: мотивы и формы

Содержание

  • 1 Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
  • 2 Особенности общения детей со взрослыми
    • 2.1 Мотивы ребенка в общении со взрослыми
    • 2. 2 Формы общения дошкольников с взрослыми
  • 3 Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Общение дошкольника с взрослыми является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый человек выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта. Он – носитель знаний о мире, эксперт в освоении всех окружающих дошкольника предметов, наставник в социальных отношениях и авторитет в огромном количестве жизненно важных вопросов.

Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка

Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.

Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.

Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:

  1. Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
  2. Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.

Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.

Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Поэтому в дошкольном возрасте так популярна сюжетно ролевая игра. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.

Особенности общения детей со взрослыми

Взаимоотношения, в которых одним из субъектов выступает ребенок, безусловно, имеют свои особенности.

В общении, как и в любой совместной деятельности, взрослый выступает для дошкольников источником знаний и умений, образцом и наставником. С одной стороны, ребенок принимает и использует те советы, правила, руководства к действию, которые исходят от взрослых. А с другой стороны, ребенок, как губка, впитывает стиль, способ, манеру общаться от мамы, папы и других значимых близких, просто наблюдая за ними и копируя поведение.

Разумеется, не любой взрослый оказывает исключительное влияние на развитие дошкольника. Речь идет о близких ребенку людях – это родители, бабушки и дедушки, няня, воспитатель и еще считанное ближайшее окружение.

Мотивы ребенка в общении со взрослыми

Какова та пружинка, которая подталкивает дошкольника к общению со взрослым? Ведь большинство родителей, нянь и бабушек оказывают столько внимания своему воспитаннику, что порою кажется, что может не остаться места для инициативы общения со стороны ребенка. Однако пружинки срабатывают. В дошкольном возрасте проявляются следующие мотивы общения:

  • деловой
  • познавательный
  • личностный

Деловые мотивы выражают стремление дошкольника обращаться к родителям и воспитателям как к партнерам в его важных детских делах. Ребенку нравится задействовать в свою игру старших. В подобных условиях дошкольник воспринимает взрослого как понятливого участника и одновременно организатора совместных действий.

Инициируя игру, малыш обязательно выделит определенную роль взрослому, но примет подсказки и помощь от своего «подопечного». Например, внучка выступает «врачом» для своей бабушки, но при этом с готовностью откликается на предложение поправить стетоскоп, посмотреть, как аккуратно следует накладывать пластырь.

Познавательные мотивы призваны утолить ненасытную любознательность ребенка. И ведь что важно: взрослый не только расскажет новое и объяснит непонятное. Он еще и хороший слушатель. И выслушает детские рассуждения, и поправит там, где ребенок высказывается ошибочно.

Младшие дошкольники довольствуются любыми ответами на свои вопросы. У них еще только складываются первые картинки многогранной мозаики окружающего мира. Это период послушания и некритического принятия информации или правил, исходящих от взрослого.

Старшие дети утоляют свой познавательный интерес по-другому. Они обсуждают со взрослыми различные темы, стремятся установить новые связи с тем, что уже знают. Поэтому от взрослых ждут аргументированных пояснений, а также оценки их, детских, предположений.

Все ярче в старшем дошкольном возрасте проявляются личностные мотивы общения. Они выражаются тягой к конкретному взрослому. Теперь ребенок обращается с волнующим его вопросом не к любому взрослому, а к тому, кто видится ему экспертом в данной теме. Или же стремится находиться дольше рядом с тем человеком, к которому испытывает эмоциональное расположение. Например, мальчишка хочет быть рядом с папой, когда тот мастерит что-то своими руками.

Если ребенок что-то делает, ему так важно услышать мнение взрослого. Маленькие дети ожидают исключительно похвалы, им не ведома объективность. Да и старшие дошкольники подспудно надеются на хвалебные отзывы о результатах своего труда. Однако они понимают, что оценка взрослого может выражаться в подсказках, замечаниях.

Главное заключается в том, что высказывание взрослого является для ребенка необходимым звеном его деятельности – будь то оценка, поддержка или нейтральное суждение.

Формы общения дошкольников с взрослыми

Преобразовываются на протяжении дошкольного детства и основные условия, способствующие развитию общения дошкольника со взрослым.

В переходный период от раннего к дошкольному возрасту, который приходится на 3-летний рубеж, малыш все чаще способен шагнуть за пределы конкретной ситуации. Ребенок 4 лет, гуляя в парке, допытывается у мамы, живут ли в этом лесу зайчики. Или же после пытается построить дома домик для белки, которую видел на прогулке. Это пример поведения внеситуативного характера.

Как следствие, формы общения в дошкольном возрасте все больше становятся внеситуативными. В зависимости от преобладающей мотивации, движущей ребенком, выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым:

  • внеситуативно-познавательная
  • внеситуативно-личностная

Первый вариант преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.

Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений.

На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек. По этой причине дошкольники так любопытны к гостям своих родителей. Раззнакомившись, они начинают расспрашивать мамину подругу, кем она работает, любит ли она фрукты, есть ли у нее дети и пр.

Также внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и формировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.

Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Значительна роль общения со взрослыми в развитии ребенка как коммуникатора. Очевидно, что в поведении ребенка, как в зеркале, проявляются те характерные признаки, которыми отличается общение между членами семьи. Если в семье принято благодарить друг друга, предлагать свою помощь, спрашивать разрешения взять не свою вещь, то и в речи малыша рано появится «Спасибо!», «Можно это взять?» и подобные важные средства коммуникации. Образец поведения – непременная роль любого родителя для его детей, даже если родитель об этом не задумывался.

Дошкольник обращается к взрослому, чтобы понять отношения с такими же детьми, как он сам. Он рассказывает о том, как ведут себя другие дети, об их поступках. И это вовсе не жалобы.

Дошкольник пытается понять и уяснить для себя правила общения. В данном случае взрослый выступает экспертом для ребенка.

Конечно же, родители и воспитатели наставляют детей, как нужно вести себя со старшими и сверстниками. Но эти правила поведения ускользают от ребенка, пока он не понаблюдает тронувшую его ситуацию, или же сам не окажется действующим лицом некоего затруднительного эпизода в общении. Вот тогда у дошкольника появляются вопросы, касающиеся межличностных отношений, с  которыми он одет к авторитетному взрослому, чтобы получить объяснения.

Детей привлекают взрослые с выраженными нравственными качествами. Они, как камертон, настроены на доброжелательность, душевность, позитивность человека и моментально улавливают эти качества в людях. Взрослый, обладающий подобными чертами, становится для ребенка авторитетом и экспертом. Именно его поддержку и одобрение стремится заслужить дошкольник. Ему доверит свою детскую тайну. Проявит эмоциональную готовность выполнять озвученные им требования и правила.

И наоборот, какими бы малолетними ни были дети, они остро чувствуют несправедливость и пренебрежение. Если взрослый несправедливо рассудил детей в спорной ситуации, или отмахнулся от ребенка, считая его вопросы не стоящими внимания, дошкольника ранит подобное отношение. У малыша появляется чувство незащищенности, и он будет избегать общения с этим взрослым.

Эмоционально положительное восприятие взрослого ребенком выражается в открытости и доверительности, в частом обращении ребенка к одному и тому же старшему. С обратной стороны главное, что требуется, — это отношение к ребенку как к личности. Принимать дошкольника равноправным партнером коммуникации – непременное условие развития общения дошкольников со взрослыми.

Отношения со взрослыми и сверстниками

Цель 1: Дети развивают здоровые позитивные отношения со взрослыми и сверстниками

К концу каждой возрастной группы или класса большинство детей соответствуют стандартам предыдущей возрастной группы или класса в этом домен.

От младенцев до детей старшего возраста

От младенцев

(0–12 месяцев)

  1. Реагировать на взрослый посредством действий или вокализации, например, повторять «ооо» или «баба» от взрослого
  2. Участвуйте в простых (1–2) игровых взаимодействиях со взрослыми, например, воркуйте, кувыркайтесь, играйте в мяч
  3. Демонстрируйте удовольствие от взаимодействия с другими детьми, например, улыбайтесь, протягивайте руку, хихикайте
  4. Может плакать, когда плачет другой ребенок

Маленькие дети

(9-18 месяцев)

  1. Реагируют на знакомых и незнакомых взрослых, например, протягивают руку матери, прячутся за папиными ногами
  2. Участвуйте в более сложных игривых взаимодействиях с другими людьми, например, в прятки, игры пальцами
  3. Продемонстрировать простое просоциальное поведение, например, помахать на прощание, сказать «спасибо», обнять
  4. Проявлять грусть или беспокойство, когда другой ребенок плачет или расстроен (например, может обратиться за помощью к взрослому или предложить одеяло, еду или мягкую игрушку)

Дети старшего возраста

(18–36 месяцев)

  1. Развитие доверия и комфортного общения со знакомыми взрослыми
  2. По очереди во время простых игр и в разговоре
  3. Демонстрировать повышенный интерес, а также разочарование по отношению к другим детям
  4. Начать имитировать роли и отношения через игру, например, кормить куклу, водить папину машину, танцевать как балерина
  5. Использование слов в игре со сверстниками, например, простое указание
  6. Используйте слова во взаимодействии со взрослыми, например, «Я буду мамой, ты будешь ребенком»
  7. Используйте слова или жесты, чтобы выразить сочувствие другому ребенку или взрослому, который обижен или плачет (например, «с тобой все в порядке?», «не плачь» или помогает собрать просыпанные крекеры)

От младшего дошкольного возраста до детского сада

Младшие дошкольники

(36-48 месяцев)

  1. Играйте с другими детьми, делясь предметами, переговариваясь в течение нескольких минут
  2. Установите безопасные и доверительные отношения со знакомыми взрослыми
  3. Начать уважать права других
  4. Общается со знакомыми взрослыми и принимает некоторые указания и указания
  5. Сотрудничать с другими во время игры и в повседневной жизни
  6. Развивает дружбу со сверстниками
  7. Применяет социально приемлемое поведение со сверстниками и взрослыми

Старшие дошкольники

(48–60 месяцев)

  1. Играйте и сотрудничайте с другими детьми, делитесь предметами, беседами и идеями
  2. Уважать права других, признавая их чувства и отвечая вежливостью и добротой
  3. Принимайте советы и указания от знакомых взрослых и ищите их поддержки, когда это необходимо
  4. Предлагать решения социальных проблем

Дошкольники

Доверительные отношения со взрослыми

  1. Просить помощи у взрослых для выполнения сложных задач
  2. Отвечать и задавать вопросы взрослым для лучшего понимания
  3. Вступить в ответный разговор со знакомыми взрослыми
  4. Завоевать доверие взрослых; взаимодействует с доверенными взрослыми в качестве ресурса и разделяет взаимные интересы

Развитие социальных навыков

  1. Инициировать, присоединяться и поддерживать позитивное взаимодействие с небольшой группой из 2–3 детей
  2. Участие в совместной учебной деятельности для выполнения задачи
  3. Играйте совместно с 3 или 4 другими игроками в течение длительного периода времени
  4. Выразите себя в новых настройках
  5. Участие в играх и мероприятиях, требующих соблюдения правил
  6. Инициировать обмен и чередование, когда это уместно
  7. Уважайте различия других по сравнению с собой
  8. Признавать положительные качества в других
  9. Пригласить других присоединиться к группе
  10. Определить друзей на основе близости и частоты взаимодействия

От первого до третьего класса

Первоклассники

  1. Совместное взаимодействие в группах по 4-5 детей
  2. Определить способы хорошо работать и играть со сверстниками
  3. Демонстрация положительных навыков общения со сверстниками и взрослыми
  4. Уважать чувства, права и имущество других
  5. Демонстрировать возрастающую способность конструктивно разрешать конфликты со сверстниками
  6. Сотрудничество в малых и больших группах

Второклассники

  1. Выявление и установление позитивных отношений со сверстниками и взрослыми
  2. Определите положительные характеристики дружбы
  3. Применить социальные нормы для подключения
  4. Распознать связь между личным поведением и социальным общением
  5. Слушайте других и начинайте понимать их точку зрения
  6. Защитить себя и других
  7. Расскажите о несправедливости, которую они видят, и примите меры со сверстниками
  8. Прежде чем реагировать, обдумайте наилучший подход к проблеме

Третьеклассники

  1. Признать, что социальные нормы и соображения безопасности определяют поведение
  2. Признать наличие различий в навыках и способностях среди сверстников
  3. Различать разные точки зрения среди сверстников и взрослых
  4. Демонстрировать уважение к личному пространству и вещам
  5. Помочь себе и другим сделать социально приемлемый выбор и ответственные решения
  6. Опишите надлежащие меры реагирования на домогательства, запугивания и жестокое обращение
  7. Анализировать более сложные проблемы, чтобы помочь определить тип необходимого решения
  8. Идентифицируйте друзей по характеру, а не по тем, кому нравятся одни и те же игрушки/занятия
  9. Чередуйте роли лидера и ведомого, чтобы поддерживать игру

Сфера 1: Отношения со взрослыми

Социальные взаимодействия и отношения чрезвычайно важны для здорового социального и эмоционального развития. Первые отношения, которые дети устанавливают, связаны с фигурой(ами) их привязанности. В то время как они развивают эти отношения привязанности, дети также начинают взаимодействовать и реагировать на других взрослых, которые часто присутствуют в их жизни. Дети используют свои отношения привязанности как трамплин для развития этих отношений со знакомыми взрослыми. Тем не менее, в большинстве случаев дети по-прежнему предпочитают фигуру привязанности, особенно когда они расстроены или попадают в новые ситуации.

Дети ищут отношений со взрослыми по разным причинам. Они используют эти отношения, чтобы чувствовать себя в безопасности, узнавать об их мире и социально взаимодействовать с другими. 1 В раннем младенчестве дети вступают в социальные взаимодействия посредством зрительного контакта и звуков как с незнакомыми, так и со знакомыми взрослыми. Когда они приближаются к годовалому возрасту, у них появляется страх незнакомцев, и дети становятся избирательными в отношении знакомых взрослых. Дети целенаправленно вовлекают знакомых взрослых в игровые двусторонние взаимодействия и ищут этих взрослых, когда нуждаются в руководстве и помощи. По мере того как у детей улучшаются когнитивные и игровые навыки, они начинают проявлять явный интерес к ролям взрослых и часто активно исследуют эти роли в игре. 2 Малыши старшего возраста используют речь, чтобы общаться со взрослыми и делиться с ними своими мыслями, чувствами и идеями. Способность формировать позитивные отношения со взрослыми непосредственно поддерживает детей в развитии здоровых отношений со сверстниками и помогает формировать самооценку детей.

От рождения до 9 месяцев

Дети развивают способность подавать сигналы воспитателям. К концу этого возрастного периода дети начинают вступать в игровое общение со знакомыми взрослыми.

Показатели для детей включают:

  • Использует сигналы для сообщения о потребностях, например, плач, язык тела и выражение лица
  • Пытается привлечь как незнакомых, так и знакомых взрослых и зрительный контакт
  • Демонстрирует предпочтение знакомым взрослым, например, протягивает руки, чтобы подать сигнал опекуну(ам)
  • Осторожно относится к незнакомым взрослым
  • Начинает вступать в простые двусторонние взаимодействия со знакомым взрослым, например, играет в «ку-ку», бормочет в ответ на слова взрослого и повторяет это взаимодействие

Стратегии взаимодействия

  • Обеспечьте своевременную, чуткую и чуткую помощь ребенку
  • Создайте любящую и заботливую среду с заслуживающими доверия взрослыми и назначьте основного опекуна, который будет постоянно заботиться о потребностях ребенка
  • Взаимодействуйте с ребенком через повседневное общение с любовью
  • Утешайте ребенка, когда он расстроен, напуган или подавлен, например, нежными объятиями или успокаивающим голосом
  • Следуйте примеру ребенка, когда общаетесь и играете

От 7 месяцев до 18 месяцев

Дети используют знакомых взрослых для руководства и поддержки. Дети также инициируют и участвуют в двустороннем взаимодействии со знакомыми взрослыми.

Показатели для детей включают:

  • Ожидание реакции опекуна в неопределенных ситуациях
  • Взаимодействие со взрослыми во время игры, например, удары по игрушечному барабану и повторение действий после того, как взрослый завершает то же действие
  • Использует ключевых взрослых в качестве «надежной базы» при изучении окружающей среды
  • Использует «социальные ссылки» при знакомстве с новым опытом, например, смотрит на лицо опекуна, чтобы понять, как реагировать на незнакомого человека или неизвестный объект
  • Рисует знакомый взрослый вовлекается во взаимодействие, например, передает книгу или игрушку, чтобы вместе заняться ими

Стратегии взаимодействия

  • Следовать примеру ребенка в игре; искренне отвечать во время общения
  • Отвечайте ребенку последовательно; это помогает завоевать доверие
  • Предлагать поддержку посредством обнадеживающего поведения, такого как улыбки, объятия и объятия
  • Предоставление выделенных периодов времени для игр и общения с ребенком с ограниченными перерывами

От 16 месяцев до 24 месяцев

Дети активно ищут знакомых взрослых и начинают проявлять интерес к взрослым задачам и ролям.

Показатели для детей включают:

  • Устанавливает эмоциональные связи с другими знакомыми взрослыми, помимо основных опекунов
  • Обращается за помощью к взрослому в решении проблем, но может отказаться от помощи и сказать «нет»
  • Реагирует на указания, например, кладет фигуру в сортировщик фигур после того, как воспитатель демонстрирует, как это сделать
  • Имитирует действия знакомого взрослого, например, машет руками рядом, притворяясь, что разговаривает по телефону, увидев, что лицо, осуществляющее уход, совершает те же действия

Стратегии взаимодействия

  • Утешайте ребенка и признавайте его или ее чувства бедствия; назовите словами эмоции, которые ребенок проявляет
  • Установите соответствующие и последовательные ограничения; обеспечить учет реалистичных ожиданий
  • Предложите ребенку выбор, например: «Тебе нравится синяя чашка или желтая чашка?»
  • Установите повседневный распорядок и ритуалы
  • Оставьте достаточно времени для ролевой игры

От 21 до 36 месяцев

Дети общаются со взрослыми, чтобы обмениваться идеями, делиться чувствами и решать проблемы. Дети также активно осваивают взрослые роли и задачи.

Показатели для детей включают:

  • Имитирует роли и действия взрослых, играя, например, ходит за продуктами или готовит еду читать вместе
  • Сообщает мысли, чувства, вопросы и планы как знакомым, так и незнакомым взрослым
  • Демонстрирует желание контролировать или принимать решения независимо от взрослых

Стратегии взаимодействия

  • Играйте и проводите время с ребенком каждый день
  • Отвечайте с интересом, когда ребенок участвует в разговоре
  • Предоставьте ребенку материалы, с которыми он может играть, например, игрушечную кухню, телефон , кукла
  • Предложите ребенку выбор, чтобы помочь ему или ей чувствовать себя более уверенно, например: «Ты можешь выпить молока или сока».

История из реальной жизни

Брэндон — счастливый 10-месячный общительный малыш, крепко привязанный к своей матери. Он начинает активно взаимодействовать с другими знакомыми взрослыми посредством взаимодействия и простой игры. В течение последних пяти месяцев Брэндон раз в неделю сопровождал свою мать в химчистку по соседству. Владелица химчистки — теплая и любящая женщина по имени Грейс. Каждый раз, когда Брэндон и его мать заходили в химчистку, Грейс очень последовательно здоровалась с Брэндоном, нежно сжимала его живот и демонстрировала энтузиазм во время общения с ним. Брэндон также наблюдал за выражением лица своей матери и общением с Грейс, которое всегда состояло из улыбок и непринужденной и позитивной беседы.

Брэндон, у которого к настоящему времени развилось чувство отличия незнакомцев от знакомых взрослых, визжит от восторга, когда его мать открывает дверь химчистки. В то время как он уклоняется от незнакомых взрослых, которые протягивают руки, чтобы обнять его, он удобно наклоняется к Грейс, когда она жестом приглашает его в свои объятия. Он смеется и двигает своим телом вверх и вниз, чтобы выразить свое удовольствие от того, что она несет его, часто пытаясь стянуть ее очки с ее лица. Грейс мягко перенаправляет его руки своими руками и двигает ими вверх и вниз. Когда пришло время прощаться, Брэндон наклоняется к своей маме и машет Грейс «до свидания», уходя.

В ЭТОМ ПРИМЕРЕ Брэндон строит отношения с другими взрослыми, которые постоянно появляются в его жизни. Его сильная привязанность к матери заложила основу для значимых социальных взаимодействий, и он может полагаться на свою мать в обеспечении безопасности в различных и/или новых ситуациях. Постоянное взаимодействие Грейс с Брэндоном способствовало их отношениям, поскольку Брэндон связывает Грейс с приятными переживаниями, и теперь он ожидает увидеть Грейс, когда его мать откроет дверь химчистки. Несмотря на то, что Брэндон начал проявлять незнакомую тревогу, использование социальных ссылок помогает ему признать, что Грейс — это тот человек, с которым его матери комфортно, и это делает его менее колеблющимся рядом с ней. Этот пример показывает, как социально-эмоциональное развитие, языковое развитие и когнитивное развитие работают вместе, помогая детям формировать особые отношения с другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *