Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте: Развитие общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.
Эмоционально-практическая форма общения
(второй – четвертый годы жизни)В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них.
Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку.

Ситуативно-деловая форма общения
Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия.
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.
«В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы».
Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.
Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для четырех-пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится
Внеситуативная форма общения
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.
К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.
Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Остановимся на них подробнее.
Проблемные формы отношения к сверстникам
Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. См. →
Особенности общения дошкольников со взрослыми: мотивы и формы
Содержание
- 1 Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
- 2 Особенности общения детей со взрослыми
- 2.1 Мотивы ребенка в общении со взрослыми
- 2.
2 Формы общения дошкольников с взрослыми
- 3 Формирование личностного общения в дошкольном возрасте
Общение дошкольника с взрослыми является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый человек выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта. Он – носитель знаний о мире, эксперт в освоении всех окружающих дошкольника предметов, наставник в социальных отношениях и авторитет в огромном количестве жизненно важных вопросов.
Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.
Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.
Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:
- Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
- Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.
Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.
Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Поэтому в дошкольном возрасте так популярна сюжетно ролевая игра. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.
Особенности общения детей со взрослыми
Взаимоотношения, в которых одним из субъектов выступает ребенок, безусловно, имеют свои особенности.
В общении, как и в любой совместной деятельности, взрослый выступает для дошкольников источником знаний и умений, образцом и наставником. С одной стороны, ребенок принимает и использует те советы, правила, руководства к действию, которые исходят от взрослых. А с другой стороны, ребенок, как губка, впитывает стиль, способ, манеру общаться от мамы, папы и других значимых близких, просто наблюдая за ними и копируя поведение.
Разумеется, не любой взрослый оказывает исключительное влияние на развитие дошкольника. Речь идет о близких ребенку людях – это родители, бабушки и дедушки, няня, воспитатель и еще считанное ближайшее окружение.
Мотивы ребенка в общении со взрослыми
Какова та пружинка, которая подталкивает дошкольника к общению со взрослым? Ведь большинство родителей, нянь и бабушек оказывают столько внимания своему воспитаннику, что порою кажется, что может не остаться места для инициативы общения со стороны ребенка. Однако пружинки срабатывают. В дошкольном возрасте проявляются следующие мотивы общения:
- деловой
- познавательный
- личностный
Деловые мотивы выражают стремление дошкольника обращаться к родителям и воспитателям как к партнерам в его важных детских делах. Ребенку нравится задействовать в свою игру старших. В подобных условиях дошкольник воспринимает взрослого как понятливого участника и одновременно организатора совместных действий.
Инициируя игру, малыш обязательно выделит определенную роль взрослому, но примет подсказки и помощь от своего «подопечного». Например, внучка выступает «врачом» для своей бабушки, но при этом с готовностью откликается на предложение поправить стетоскоп, посмотреть, как аккуратно следует накладывать пластырь.
Познавательные мотивы призваны утолить ненасытную любознательность ребенка. И ведь что важно: взрослый не только расскажет новое и объяснит непонятное. Он еще и хороший слушатель. И выслушает детские рассуждения, и поправит там, где ребенок высказывается ошибочно.
Младшие дошкольники довольствуются любыми ответами на свои вопросы. У них еще только складываются первые картинки многогранной мозаики окружающего мира. Это период послушания и некритического принятия информации или правил, исходящих от взрослого.
Старшие дети утоляют свой познавательный интерес по-другому. Они обсуждают со взрослыми различные темы, стремятся установить новые связи с тем, что уже знают. Поэтому от взрослых ждут аргументированных пояснений, а также оценки их, детских, предположений.
Все ярче в старшем дошкольном возрасте проявляются личностные мотивы общения. Они выражаются тягой к конкретному взрослому. Теперь ребенок обращается с волнующим его вопросом не к любому взрослому, а к тому, кто видится ему экспертом в данной теме. Или же стремится находиться дольше рядом с тем человеком, к которому испытывает эмоциональное расположение. Например, мальчишка хочет быть рядом с папой, когда тот мастерит что-то своими руками.
Если ребенок что-то делает, ему так важно услышать мнение взрослого. Маленькие дети ожидают исключительно похвалы, им не ведома объективность. Да и старшие дошкольники подспудно надеются на хвалебные отзывы о результатах своего труда. Однако они понимают, что оценка взрослого может выражаться в подсказках, замечаниях.
Главное заключается в том, что высказывание взрослого является для ребенка необходимым звеном его деятельности – будь то оценка, поддержка или нейтральное суждение.
Формы общения дошкольников с взрослыми
Преобразовываются на протяжении дошкольного детства и основные условия, способствующие развитию общения дошкольника со взрослым.
В переходный период от раннего к дошкольному возрасту, который приходится на 3-летний рубеж, малыш все чаще способен шагнуть за пределы конкретной ситуации. Ребенок 4 лет, гуляя в парке, допытывается у мамы, живут ли в этом лесу зайчики. Или же после пытается построить дома домик для белки, которую видел на прогулке. Это пример поведения внеситуативного характера.
Как следствие, формы общения в дошкольном возрасте все больше становятся внеситуативными. В зависимости от преобладающей мотивации, движущей ребенком, выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым:
- внеситуативно-познавательная
- внеситуативно-личностная
Первый вариант преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.
Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений.
На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек. По этой причине дошкольники так любопытны к гостям своих родителей. Раззнакомившись, они начинают расспрашивать мамину подругу, кем она работает, любит ли она фрукты, есть ли у нее дети и пр.
Также внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и формировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.
Формирование личностного общения в дошкольном возрасте
Значительна роль общения со взрослыми в развитии ребенка как коммуникатора. Очевидно, что в поведении ребенка, как в зеркале, проявляются те характерные признаки, которыми отличается общение между членами семьи. Если в семье принято благодарить друг друга, предлагать свою помощь, спрашивать разрешения взять не свою вещь, то и в речи малыша рано появится «Спасибо!», «Можно это взять?» и подобные важные средства коммуникации. Образец поведения – непременная роль любого родителя для его детей, даже если родитель об этом не задумывался.
Дошкольник обращается к взрослому, чтобы понять отношения с такими же детьми, как он сам. Он рассказывает о том, как ведут себя другие дети, об их поступках. И это вовсе не жалобы.
Дошкольник пытается понять и уяснить для себя правила общения. В данном случае взрослый выступает экспертом для ребенка.
Конечно же, родители и воспитатели наставляют детей, как нужно вести себя со старшими и сверстниками. Но эти правила поведения ускользают от ребенка, пока он не понаблюдает тронувшую его ситуацию, или же сам не окажется действующим лицом некоего затруднительного эпизода в общении. Вот тогда у дошкольника появляются вопросы, касающиеся межличностных отношений, с которыми он одет к авторитетному взрослому, чтобы получить объяснения.
Детей привлекают взрослые с выраженными нравственными качествами. Они, как камертон, настроены на доброжелательность, душевность, позитивность человека и моментально улавливают эти качества в людях. Взрослый, обладающий подобными чертами, становится для ребенка авторитетом и экспертом. Именно его поддержку и одобрение стремится заслужить дошкольник. Ему доверит свою детскую тайну. Проявит эмоциональную готовность выполнять озвученные им требования и правила.
И наоборот, какими бы малолетними ни были дети, они остро чувствуют несправедливость и пренебрежение. Если взрослый несправедливо рассудил детей в спорной ситуации, или отмахнулся от ребенка, считая его вопросы не стоящими внимания, дошкольника ранит подобное отношение. У малыша появляется чувство незащищенности, и он будет избегать общения с этим взрослым.
Эмоционально положительное восприятие взрослого ребенком выражается в открытости и доверительности, в частом обращении ребенка к одному и тому же старшему. С обратной стороны главное, что требуется, — это отношение к ребенку как к личности. Принимать дошкольника равноправным партнером коммуникации – непременное условие развития общения дошкольников со взрослыми.
Отношения со взрослыми и сверстниками
Цель 1: Дети развивают здоровые позитивные отношения со взрослыми и сверстниками
К концу каждой возрастной группы или класса большинство детей соответствуют стандартам предыдущей возрастной группы или класса в этом домен.
От младенцев до детей старшего возраста
От младенцев
(0–12 месяцев)
- Реагировать на взрослый посредством действий или вокализации, например, повторять «ооо» или «баба» от взрослого
- Участвуйте в простых (1–2) игровых взаимодействиях со взрослыми, например, воркуйте, кувыркайтесь, играйте в мяч
- Демонстрируйте удовольствие от взаимодействия с другими детьми, например, улыбайтесь, протягивайте руку, хихикайте
- Может плакать, когда плачет другой ребенок
Маленькие дети
(9-18 месяцев)
- Реагируют на знакомых и незнакомых взрослых, например, протягивают руку матери, прячутся за папиными ногами
- Участвуйте в более сложных игривых взаимодействиях с другими людьми, например, в прятки, игры пальцами
- Продемонстрировать простое просоциальное поведение, например, помахать на прощание, сказать «спасибо», обнять
- Проявлять грусть или беспокойство, когда другой ребенок плачет или расстроен (например, может обратиться за помощью к взрослому или предложить одеяло, еду или мягкую игрушку)
Дети старшего возраста
(18–36 месяцев)
- Развитие доверия и комфортного общения со знакомыми взрослыми
- По очереди во время простых игр и в разговоре
- Демонстрировать повышенный интерес, а также разочарование по отношению к другим детям
- Начать имитировать роли и отношения через игру, например, кормить куклу, водить папину машину, танцевать как балерина
- Использование слов в игре со сверстниками, например, простое указание
- Используйте слова во взаимодействии со взрослыми, например, «Я буду мамой, ты будешь ребенком»
- Используйте слова или жесты, чтобы выразить сочувствие другому ребенку или взрослому, который обижен или плачет (например, «с тобой все в порядке?», «не плачь» или помогает собрать просыпанные крекеры)
От младшего дошкольного возраста до детского сада
Младшие дошкольники
(36-48 месяцев)
- Играйте с другими детьми, делясь предметами, переговариваясь в течение нескольких минут
- Установите безопасные и доверительные отношения со знакомыми взрослыми
- Начать уважать права других
- Общается со знакомыми взрослыми и принимает некоторые указания и указания
- Сотрудничать с другими во время игры и в повседневной жизни
- Развивает дружбу со сверстниками
- Применяет социально приемлемое поведение со сверстниками и взрослыми
Старшие дошкольники
(48–60 месяцев)
- Играйте и сотрудничайте с другими детьми, делитесь предметами, беседами и идеями
- Уважать права других, признавая их чувства и отвечая вежливостью и добротой
- Принимайте советы и указания от знакомых взрослых и ищите их поддержки, когда это необходимо
- Предлагать решения социальных проблем
Дошкольники
Доверительные отношения со взрослыми
- Просить помощи у взрослых для выполнения сложных задач
- Отвечать и задавать вопросы взрослым для лучшего понимания
- Вступить в ответный разговор со знакомыми взрослыми
- Завоевать доверие взрослых; взаимодействует с доверенными взрослыми в качестве ресурса и разделяет взаимные интересы
Развитие социальных навыков
- Инициировать, присоединяться и поддерживать позитивное взаимодействие с небольшой группой из 2–3 детей
- Участие в совместной учебной деятельности для выполнения задачи
- Играйте совместно с 3 или 4 другими игроками в течение длительного периода времени
- Выразите себя в новых настройках
- Участие в играх и мероприятиях, требующих соблюдения правил
- Инициировать обмен и чередование, когда это уместно
- Уважайте различия других по сравнению с собой
- Признавать положительные качества в других
- Пригласить других присоединиться к группе
- Определить друзей на основе близости и частоты взаимодействия
От первого до третьего класса
Первоклассники
- Совместное взаимодействие в группах по 4-5 детей
- Определить способы хорошо работать и играть со сверстниками
- Демонстрация положительных навыков общения со сверстниками и взрослыми
- Уважать чувства, права и имущество других
- Демонстрировать возрастающую способность конструктивно разрешать конфликты со сверстниками
- Сотрудничество в малых и больших группах
Второклассники
- Выявление и установление позитивных отношений со сверстниками и взрослыми
- Определите положительные характеристики дружбы
- Применить социальные нормы для подключения
- Распознать связь между личным поведением и социальным общением
- Слушайте других и начинайте понимать их точку зрения
- Защитить себя и других
- Расскажите о несправедливости, которую они видят, и примите меры со сверстниками
- Прежде чем реагировать, обдумайте наилучший подход к проблеме
Третьеклассники
- Признать, что социальные нормы и соображения безопасности определяют поведение
- Признать наличие различий в навыках и способностях среди сверстников
- Различать разные точки зрения среди сверстников и взрослых
- Демонстрировать уважение к личному пространству и вещам
- Помочь себе и другим сделать социально приемлемый выбор и ответственные решения
- Опишите надлежащие меры реагирования на домогательства, запугивания и жестокое обращение
- Анализировать более сложные проблемы, чтобы помочь определить тип необходимого решения
- Идентифицируйте друзей по характеру, а не по тем, кому нравятся одни и те же игрушки/занятия
- Чередуйте роли лидера и ведомого, чтобы поддерживать игру
Сфера 1: Отношения со взрослыми
Социальные взаимодействия и отношения чрезвычайно важны для здорового социального и эмоционального развития. Первые отношения, которые дети устанавливают, связаны с фигурой(ами) их привязанности. В то время как они развивают эти отношения привязанности, дети также начинают взаимодействовать и реагировать на других взрослых, которые часто присутствуют в их жизни. Дети используют свои отношения привязанности как трамплин для развития этих отношений со знакомыми взрослыми. Тем не менее, в большинстве случаев дети по-прежнему предпочитают фигуру привязанности, особенно когда они расстроены или попадают в новые ситуации.
Дети ищут отношений со взрослыми по разным причинам. Они используют эти отношения, чтобы чувствовать себя в безопасности, узнавать об их мире и социально взаимодействовать с другими. 1 В раннем младенчестве дети вступают в социальные взаимодействия посредством зрительного контакта и звуков как с незнакомыми, так и со знакомыми взрослыми. Когда они приближаются к годовалому возрасту, у них появляется страх незнакомцев, и дети становятся избирательными в отношении знакомых взрослых. Дети целенаправленно вовлекают знакомых взрослых в игровые двусторонние взаимодействия и ищут этих взрослых, когда нуждаются в руководстве и помощи. По мере того как у детей улучшаются когнитивные и игровые навыки, они начинают проявлять явный интерес к ролям взрослых и часто активно исследуют эти роли в игре. 2 Малыши старшего возраста используют речь, чтобы общаться со взрослыми и делиться с ними своими мыслями, чувствами и идеями. Способность формировать позитивные отношения со взрослыми непосредственно поддерживает детей в развитии здоровых отношений со сверстниками и помогает формировать самооценку детей.
От рождения до 9 месяцев
Дети развивают способность подавать сигналы воспитателям. К концу этого возрастного периода дети начинают вступать в игровое общение со знакомыми взрослыми.
Показатели для детей включают:
- Использует сигналы для сообщения о потребностях, например, плач, язык тела и выражение лица
- Пытается привлечь как незнакомых, так и знакомых взрослых и зрительный контакт
- Демонстрирует предпочтение знакомым взрослым, например, протягивает руки, чтобы подать сигнал опекуну(ам)
- Осторожно относится к незнакомым взрослым
- Начинает вступать в простые двусторонние взаимодействия со знакомым взрослым, например, играет в «ку-ку», бормочет в ответ на слова взрослого и повторяет это взаимодействие
Стратегии взаимодействия
- Обеспечьте своевременную, чуткую и чуткую помощь ребенку
- Создайте любящую и заботливую среду с заслуживающими доверия взрослыми и назначьте основного опекуна, который будет постоянно заботиться о потребностях ребенка
- Взаимодействуйте с ребенком через повседневное общение с любовью
- Утешайте ребенка, когда он расстроен, напуган или подавлен, например, нежными объятиями или успокаивающим голосом
- Следуйте примеру ребенка, когда общаетесь и играете
От 7 месяцев до 18 месяцев
Дети используют знакомых взрослых для руководства и поддержки. Дети также инициируют и участвуют в двустороннем взаимодействии со знакомыми взрослыми.
Показатели для детей включают:
- Ожидание реакции опекуна в неопределенных ситуациях
- Взаимодействие со взрослыми во время игры, например, удары по игрушечному барабану и повторение действий после того, как взрослый завершает то же действие
- Использует ключевых взрослых в качестве «надежной базы» при изучении окружающей среды
- Использует «социальные ссылки» при знакомстве с новым опытом, например, смотрит на лицо опекуна, чтобы понять, как реагировать на незнакомого человека или неизвестный объект
- Рисует знакомый взрослый вовлекается во взаимодействие, например, передает книгу или игрушку, чтобы вместе заняться ими
Стратегии взаимодействия
- Следовать примеру ребенка в игре; искренне отвечать во время общения
- Отвечайте ребенку последовательно; это помогает завоевать доверие
- Предлагать поддержку посредством обнадеживающего поведения, такого как улыбки, объятия и объятия
- Предоставление выделенных периодов времени для игр и общения с ребенком с ограниченными перерывами
От 16 месяцев до 24 месяцев
Дети активно ищут знакомых взрослых и начинают проявлять интерес к взрослым задачам и ролям.
Показатели для детей включают:
- Устанавливает эмоциональные связи с другими знакомыми взрослыми, помимо основных опекунов
- Обращается за помощью к взрослому в решении проблем, но может отказаться от помощи и сказать «нет»
- Реагирует на указания, например, кладет фигуру в сортировщик фигур после того, как воспитатель демонстрирует, как это сделать
- Имитирует действия знакомого взрослого, например, машет руками рядом, притворяясь, что разговаривает по телефону, увидев, что лицо, осуществляющее уход, совершает те же действия
Стратегии взаимодействия
- Утешайте ребенка и признавайте его или ее чувства бедствия; назовите словами эмоции, которые ребенок проявляет
- Установите соответствующие и последовательные ограничения; обеспечить учет реалистичных ожиданий
- Предложите ребенку выбор, например: «Тебе нравится синяя чашка или желтая чашка?»
- Установите повседневный распорядок и ритуалы
- Оставьте достаточно времени для ролевой игры
От 21 до 36 месяцев
Дети общаются со взрослыми, чтобы обмениваться идеями, делиться чувствами и решать проблемы. Дети также активно осваивают взрослые роли и задачи.
Показатели для детей включают:
- Имитирует роли и действия взрослых, играя, например, ходит за продуктами или готовит еду читать вместе
- Сообщает мысли, чувства, вопросы и планы как знакомым, так и незнакомым взрослым
- Демонстрирует желание контролировать или принимать решения независимо от взрослых
Стратегии взаимодействия
- Играйте и проводите время с ребенком каждый день
- Отвечайте с интересом, когда ребенок участвует в разговоре
- Предоставьте ребенку материалы, с которыми он может играть, например, игрушечную кухню, телефон , кукла
- Предложите ребенку выбор, чтобы помочь ему или ей чувствовать себя более уверенно, например: «Ты можешь выпить молока или сока».
История из реальной жизни
Брэндон — счастливый 10-месячный общительный малыш, крепко привязанный к своей матери. Он начинает активно взаимодействовать с другими знакомыми взрослыми посредством взаимодействия и простой игры. В течение последних пяти месяцев Брэндон раз в неделю сопровождал свою мать в химчистку по соседству. Владелица химчистки — теплая и любящая женщина по имени Грейс. Каждый раз, когда Брэндон и его мать заходили в химчистку, Грейс очень последовательно здоровалась с Брэндоном, нежно сжимала его живот и демонстрировала энтузиазм во время общения с ним. Брэндон также наблюдал за выражением лица своей матери и общением с Грейс, которое всегда состояло из улыбок и непринужденной и позитивной беседы.
Брэндон, у которого к настоящему времени развилось чувство отличия незнакомцев от знакомых взрослых, визжит от восторга, когда его мать открывает дверь химчистки. В то время как он уклоняется от незнакомых взрослых, которые протягивают руки, чтобы обнять его, он удобно наклоняется к Грейс, когда она жестом приглашает его в свои объятия. Он смеется и двигает своим телом вверх и вниз, чтобы выразить свое удовольствие от того, что она несет его, часто пытаясь стянуть ее очки с ее лица. Грейс мягко перенаправляет его руки своими руками и двигает ими вверх и вниз. Когда пришло время прощаться, Брэндон наклоняется к своей маме и машет Грейс «до свидания», уходя.
В ЭТОМ ПРИМЕРЕ Брэндон строит отношения с другими взрослыми, которые постоянно появляются в его жизни. Его сильная привязанность к матери заложила основу для значимых социальных взаимодействий, и он может полагаться на свою мать в обеспечении безопасности в различных и/или новых ситуациях. Постоянное взаимодействие Грейс с Брэндоном способствовало их отношениям, поскольку Брэндон связывает Грейс с приятными переживаниями, и теперь он ожидает увидеть Грейс, когда его мать откроет дверь химчистки. Несмотря на то, что Брэндон начал проявлять незнакомую тревогу, использование социальных ссылок помогает ему признать, что Грейс — это тот человек, с которым его матери комфортно, и это делает его менее колеблющимся рядом с ней. Этот пример показывает, как социально-эмоциональное развитие, языковое развитие и когнитивное развитие работают вместе, помогая детям формировать особые отношения с другими людьми.