Разное

Общая моторика мелкая моторика: Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи. | Материал по логопедии по теме:

Содержание

В чем разница между мелкой моторикой и общей моторикой?

Моторика – это просто действие, в котором ваш ребенок использует свои мышцы. Общая моторика – это более крупные движения, которые ваш ребенок совершает руками, ногами, ступнями или всем телом. Ползание, бег и прыжки – это общая моторика.

Мелкая моторика – это более мелкие действия. Когда ваш ребенок берет что-то между большим и указательным пальцами или шевелит пальцами ног в песке, он использует мелкую моторику. Но дело не только в пальцах рук и ног. Когда ваш ребенок использует губы и язык, чтобы пробовать и чувствовать предметы, он также использует мелкую моторику.

Когда ваш ребенок новорожденный, его мозг недостаточно развит, чтобы контролировать умелые движения. Развитие начинается с его головы, а затем движется вниз по телу. Таким образом, ваш новорожденный ребенок может контролировать свой рот, лицо, губы и язык, а все остальное последует со временем.

Ребенок учится контролировать свою шею перед плечами, плечи перед спиной, руки перед ладонью, а ладонь перед пальцами.

В любой области тела ребенка его общие двигательные навыки развиваются раньше, чем мелкая моторика. Таким образом, он сможет сложить руки вместе, прежде чем научится передавать игрушку из рук в руки.

Как развивать общую и мелкую моторику у ребенка

Чтобы ваш ребенок действительно мог делать что-то для себя, ему нужно будет использовать общую и мелкую моторики вместе. Он будет постепенно совершенствоваться в этом по мере взросления.

Например, к тому времени, когда ребенку исполнится два года, он сможет сортировать фигурки по форме, используя общую моторику для удержания себя, чтобы крепко схватывать игрушки; а затем мелкую моторику, чтобы крутить или поворачивать каждую фигурку, чтобы протолкнуть ее в нужное место.

Развивающие игрушки Raduga Kids Сортер по цвету

Каталка-сортер Полесье Домик садовый на колёсиках

Сортер Quercetti Фантастические цвета

Вы можете развивать моторику у ребенка, играя в игры, которые заставляют его немного потрудиться. Когда он сможет хорошо сидеть без поддержки, положите его любимую игрушку подальше от него. Это будет означать, что он должен балансировать, когда пытается схватить свою игрушку. Следите за любыми изменениями в том, как он использует свои ноги, руки и пальцы.

Когда ваш ребенок освоится в игре, найдите другую игрушку или занятие, которое отрабатывает новые навыки. Можно дать ему собирать горох, тыкать пальцем в игровое тесто или передавать игрушку из рук в руки.

Не берите слишком сложные задания для своего малыша. Позвольте ему задавать темп. Любое изменение, которое вы внесете, должно побудить его попробовать сделать что-то немного более сложное, а не отказываться от попыток.

Регистрация

Поделиться в своей хронике

‘ + ‘

‘ + ‘

‘ + ‘

Роль развития крупной моторики в дошкольной подготовке

Главная  ›  Статьи  ›  Роль развития крупной моторики в дошкольной подготовке

В последнее время мы всё чаще слышим о важности развития интеллектуальных и творческих способностей у детей при подготовке к школе.

К сожалению, при этом многие забывают, что крайне важно при этом не отстать и в развитии крупной моторики! Давайте разберемся, что такое крупная (или общая) моторика и почему она так важна для дошколят.

Крупная, или общая, моторика – это любая двигательная активность ребёнка, в которой задействована работа крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных способностей дошкольника напрямую зависит от его физического здоровья. Теперь рассмотрим подробнее, как крупная моторика способствует успеху подготовки ребёнка к школе.

 

Фото »

Видео »

Педагог »

Занятия »

Крупная моторика – основа для развития у ребёнка способности к быстрым и точным движениям за счёт мелких мышц, то есть для мелкой моторики. Если мелкие мышцы рук плохо развиты, то труднее держать правильно ручку, карандаш или кисть для рисования.

Когда ребенок выполняет физические упражнения, ему необходимо обдумывать свои движения. Это задействует оба полушария головного мозга. Работа разных полушарий потребуется в большинстве школьных предметов: чтобы придумать рассказ и записать его, представить и нарисовать сказочного героя, и т.д.

Нельзя не отметить важной роли крупной моторики в развитии речи.

Хорошая координация движений очень помогает в развитии

внимания и памяти – а это важнейшие условия для успешного обучения в школе!

Не будем забывать о психологическом аспекте. Если ребёнок хорошо координирован, ловок и физически развит, он будет уверен в себе, в своих возможностях – а это уже половина дела при подготовке к школьному обучению.

В школе дети большую часть времени проводят за партой: следствием этого является ранний сколиоз. Хорошо развитые мышцы спины помогут его избежать.

Как развить и улучшить крупную моторику?

Самое простое и важное – это зарядка, дома или на улице. На дошкольной подготовке, например, мы проводим зарядку между блоками занятий. Это могут быть несложные игры или двигательные упражнения: прыжки, наклоны, махи руками и ногами.

Очень полезны игры с мячом. Нам кажется, что ребёнок развивает только ловкость рук, когда подбрасывает и ловит мяч. Но движения глаз, которые неотрывно следят за мячом, способствуют

развитию глазомера. Это понадобится юному школьнику, когда ему придется писать буквы и цифры, штриховать и закрашивать, чертить фигуры. Ведь нужно будет соизмерять ширину и высоту написанных элементов, соблюдать расстояние между линиями и т.д.

Для развития глазомера будут полезны бадминтон, игры с попаданием в мишень, «вышибалы» или городки

 

Фото »

Видео »

Педагог »

Занятия »

Игры с мячом, скакалкой, обручем или несложные движения помогут развить память! Я часто провожу в театральной студии и на подготовке к школе упражнение, когда дети бросают-ловят мяч, катают его или выполняют ритмичные движения, одновременно проговаривая стихотворение или скороговорку.

Это позволяет детям запомнить текст намного быстрее.

Прекрасный вариант – совмещать занятия математикой и упражнения на развитие крупной моторики. И то, и другое требует сосредоточенности. Мы с ребятами прыгаем вперёд и назад, изучая порядковый и обратный счёт, бегаем по кругу, изображая ракету в космосе. Нужно пролететь количество кругов, которое посчитали дети, решив математическое выражение. Сложив из счетных палочек человечков, повторяем их позу и т.д.

А как усиливается внимание, когда нужно координировать свои движения! Прыгать на скакалке в заданном ритме, скакать через резинку, стоять на одной ножке, точно повторить ряд движений – прекрасные способы для совместного развития крупной моторики и внимания!

Летом на улице главные помощники в развитии крупной моторики – это ролики, велосипед, самокат, а зимой – коньки, лыжи, а также занятия в спортивной секции, гимнастика и танцы.

Здоровый, полный сил ребёнок не будет сильно утомляться от занятий в школе, будет пребывать в бодром, хорошем настроении, и, следовательно, будет успешен в учёбе!

Дорогие друзья!

Приглашаем вас ознакомиться подробнее с нашими занятиями по Подготовке к школе !

С уважением,

педагог дошкольной подготовки, руководитель Детской театральной студии центра «Амадеус»,

Наталья Викторовна Гуляева.

 

Подробнее о педагоге »

Что такое двигательные навыки? Навыки общей и мелкой моторики от А до Я

Нет никаких сомнений в том, что моторные навыки имеют решающее значение для роста и развития детей. Детям необходимы двигательные навыки, чтобы перемещаться из одного места в другое путем ползания, ходьбы или бега. Им также необходимы эти навыки для выполнения таких задач, как письмо и прием пищи.

Все дети уникальны и развивают моторику в разном темпе. Однако дети обычно проходят важные этапы развития в разные периоды своего роста, особенно в возрасте шести, девяти и 18 месяцев. В этом руководстве содержится все, что вам нужно знать о двигательных навыках и о том, как помочь ребенку с задержкой развития моторных навыков.

Источник

Что такое двигательные навыки?

Двигательные навыки — это движения мышц, которые дети и взрослые используют ежедневно. Двигательные навыки обеспечивают движение мышц, что приводит к определенным задачам, таким как прием пищи, ходьба, прыжки или бег.

Интересно, что ребенок не рождается с моторикой. Вместо этого младенцы и дети младшего возраста со временем усваивают их посредством постоянного повторения и практики.

Выполнение двигательных навыков требует координации нервной системы, мышц и мозга. Хотя каждое движение начинается в мозгу, все три должны работать вместе.

Почему важна моторика?

Двигательные навыки важны, поскольку они облегчают движения групп мышц для выполнения определенных задач. Эти навыки помогают: 

  • Обеспечивают движение: Сокращение и расслабление мышц облегчают различные типы движений тела, такие как ходьба, бег и ползание.
  • Выполнение задач без особых усилий: Мышечные движения позволяют детям выполнять различные задачи, такие как письмо, еда и застегивание рубашек.
  • Развивайте любопытство через игру: Младенцы и дети младшего возраста используют свои формирующиеся моторные навыки, чтобы познавать мир, хватаясь за игрушки, беря в рот и манипулируя предметами, а также тряся, ударяя и бросая предметы. Способность двигаться поддерживает их когнитивное развитие.
  • Развитие уверенности и независимости: Способность выполнять задания без посторонней помощи приносит удовлетворение и может повысить уверенность и самооценку ребенка.
  • Способствовать языковому, когнитивному и сенсорному развитию:
    Когда дети физически активны, двигаются, изучают мир и играют, они также работают над развитием когнитивных, языковых и сенсорных навыков. Например, когда младенец ползает, чтобы взять погремушку, берет ее в рот, а затем трясет ею, он использует когнитивные и сенсорные навыки для разработки плана, изучения причин и следствий и получения дополнительной информации о погремушке от своих органов чувств.

Типы моторики

Моторика делится на две категории: мелкая и крупная моторика. В чем разница между мелкой и крупной моторикой?

Навыки мелкой моторики

Навыки мелкой моторики — это мелкие действия, которые задействуют небольшие группы мышц, требуют высокой точности и требуют координации глаз и рук.

Дети достигают основных этапов развития мелкой моторики с разной скоростью, но семья и опекуны могут поддержать этот процесс.

Примеры мелкой моторики включают:

  • Письмо
  • Чертеж
  • Ввод
  • Рукоделие
  • Использование молнии
  • Сдавливание предметов
  • Использование столовых приборов
  • Игра с игрушками
  • Работа с мелкими материалами, такими как песок
  • Резка ножницами

Навыки крупной моторики

Навыки крупной моторики — это более крупные действия, в которых задействованы большие группы мышц рук, ног и корпуса. Дети старшего возраста в основном учатся, развивают или применяют эти навыки на открытом воздухе. Для выполнения некоторых навыков крупной моторики требуется точность и зрительно-моторная координация.

Дети также достигают основных этапов развития крупной моторики в разном темпе. Семьи и лица, осуществляющие уход, могут поддерживать этапы развития крупной моторики посредством практики и повторения.

Некоторые примеры навыков крупной моторики:

  • Подъем головы
  • Сидя
  • Ползание
  • Работает
  • Прыжки
  • Метание мяча
  • Подъем по лестнице

Дети часто изучают и осваивают крупную моторику раньше, чем мелкую моторику, поскольку сначала развиваются мышцы основного тела (туловище, руки и ноги), а затем более мелкие мышцы рук, ног, пальцев рук и ног.

Чтобы узнать больше о мелкой и крупной моторике, посмотрите это видео: 

 

Движение мышц считается двигательным навыком, если оно выполняется произвольно. Таким образом, непроизвольные действия, такие как моргание глазами и дыхание, не являются двигательными навыками, поскольку вы не можете улучшить их с течением времени с помощью практики и повторения. Наоборот, по мере того, как ребенок растет и развивается, со временем он может улучшить произвольное движение мышц.

Основные этапы развития моторики

Моторика развивается на разных этапах роста и развития ребенка. Ниже мы рассмотрим различные этапы развития мелкой и крупной моторики.

Развитие мелкой моторики

От 0 до 3 месяцев
  • Произвольные движения руками
  • Смотрит, как двигаются их руки
  • Подносит руки ко рту
  • Размахивает руками, чтобы достать игрушки и другие предметы
  • Следит за движением людей в пределах видимости
  • Держит предметы в руках

От 3 до 6 месяцев
  • Держит руки вместе
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Берется за игрушки обеими руками
  • Замечает объекты в нескольких футах от себя
  • Отжимания на руках лежа на животе

6–9 месяцев
  • Удерживает и сжимает предметы, например погремушки
  • Использует пальцы для перемещения предметов
  • Подносит предметы ко рту
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Руки часто остаются открытыми
  • Подбирает мелкие продукты

от 9 до 12 месяцев
  • Переворачивает страницы в книге
  • Кормят себя пальцами
  • Помещает предметы в контейнер
  • Предпочитает одну руку другой
  • Удерживает два небольших предмета в одной руке
  • Развивает клещевой захват

12–18 месяцев
  • Использует ложку, чтобы черпать предметы
  • Хлопает в ладоши
  • Волны на прощание
  • Использует мелки на бумаге
  • Ударяет предметами обеими руками
  • Изолирует указательный палец

От 18 месяцев до 2 лет
  • Держит мелки кончиками пальцев
  • Строит башню из трех-четырех блоков
  • Открывает упаковки и контейнеры
  • Перелистывает страницы по одной
  • Устанавливает кольца на штифты

От 2 до 3 лет
  • Строит башню из девяти блоков
  • Повороты дверных ручек
  • Застегивает и распаковывает
  • Копирует круг
  • Пуговицы и расстегиватели

От 3 до 4 лет
  • Самостоятельно одевается и раздевается
  • Правильно использует вилку
  • Наливает воду из маленького кувшина 
  • Рисует круги и квадраты
  • Нитки маленькие бусины

4–5 лет
  • Держит карандаш со штативом
  • Разрезы по прямой
  • Собирает пазл из 8-12 частей 
  • Пишет ведущей рукой
  • Записывает имя

Развитие крупной моторики

От 0 до 6 месяцев
  • Поддерживает голову в положении сидя
  • Перекатывается через
  • Игры с ногами
  • Сиденья с опорой
  • Дотянуться до предметов

от 6 до 12 месяцев
  • Ползает, стоит или сидит без поддержки
  • Принимает положение на руках и коленях
  • Имитирует катание мяча со взрослым
  • Делает шаги, держась за мебель

От 1 до 2 лет
  • Делает самостоятельные шаги 
  • Наклоняется, чтобы подобрать игрушки
  • Сидит на маленьком стуле
  • Подбирает и бросает предметы
  • Удар ногой по мячу

От 2 до 3 лет
  • Использует обе ноги для прыжков
  • Работает с управлением
  • Ходит вверх и вниз по лестнице с опорой
  • Поднимается и спускается по мебели без опоры 

от 3 до 4 лет
  • Стоит на одной ноге
  • Ходит вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги
  • Ездит на трехколесном велосипеде 
  • Ловит мяч с опорой всем телом

От 4 до 5 лет
  • Ходьба на бревне
  • Прыжки на одной ноге
  • Самостоятельно использует игровое оборудование
  • Ловить мяч руками

Что такое задержка двигателя?

Развитие двигательных навыков у детей должно происходить по определенной схеме. Как мы видели выше, ожидается, что дети достигнут определенных вех на определенных этапах. Однако это не всегда так для некоторых детей. Таким образом, развитие их двигательных навыков можно считать задержанным.

Дети с отклонениями в развитии, такими как аутизм, церебральный паралич и синдром Дауна, часто больше всего страдают от двигательного развития. Ранняя диагностика и вмешательство могут предотвратить дальнейшие задержки в развитии двигательных навыков.

При первых признаках задержки очень важно обратиться к педиатру или специалисту по развитию. Услуги раннего вмешательства, такие как трудотерапия и физиотерапия, наиболее эффективны в первые три года жизни, когда мозг переживает бурное развитие.

Источник  

Ежедневные занятия по развитию моторики

Развитие моторики начинается с рождения и продолжается по мере взросления ребенка. Тем не менее, вехи двигательных навыков варьируются от ребенка к ребенку. Родители и опекуны могут поощрять развитие двигательных навыков с помощью различных игровых действий, чтобы поддерживать мышечную силу, координацию и контроль. Ниже приведены повседневные занятия, способствующие развитию двигательных навыков у детей.

0–6 месяцев

  • Время предложения на животе
  • Держите игрушки вне досягаемости 
  • Предоставление игрушек-погремушек
  • Предлагаем материалы с различной текстурой

6–12 месяцев

  • Предложение настольных книг
  • Размещайте игрушки на расстоянии, чтобы стимулировать ползание 
  • Ставьте игрушки на прочную мебель, чтобы поощрять их тянуть
  • Знакомство с катанием мяча

1–2 года

  • Предлагайте игрушки, которые можно тянуть или толкать
  • Предложите пальчиковую краску и толстые мелки 
  • Тренируйтесь катать, бросать и пинать мяч
  • Предлагаем тесто для лепки или глину

2-3 года

  • Построить башню (8-10 блоков)
  • Нанизать большие и маленькие бусины
  • Посетите игровые площадки с конструкциями для лазанья, качелями и горками 
  • Знакомство с ездой на скутере

3–4 года

  • Знакомство с садоводством
  • Предлагайте взаимосвязанные пазлы
  • Кататься на трехколесном велосипеде
  • Знакомство с выпечкой

4-5 лет

  • Знакомство с шитьем
  • Знакомство с запуском воздушного змея 
  • Практика прыжков со скакалкой 
  • Играть в классики

Подведение итогов

Мелкая и крупная моторика имеют решающее значение для физического роста и развития детей. Они позволяют выполнять такие движения, как ходьба, бег и ползание. Двигательные навыки также важны для развития других навыков, таких как речь и эмоциональная регуляция.

Родственники и опекуны могут способствовать развитию двигательных навыков, поощряя такие занятия, как лежание на животе, катание мяча, разгадывание головоломок, приготовление пищи, садоводство и игры на свежем воздухе. Лица, осуществляющие уход, должны уделять внимание моторным навыкам и активно работать над достижением основных этапов развития.

Список примеров мелкой моторики по возрасту

  • Поделиться
  • Электронная почта

В раннем детстве дети развиваются и учатся управлять мелкими мышцами своего тела, включая руки, пальцы, глаза, язык и пальцы ног. Это известно как развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика в разном возрасте выглядит по-разному. Младенец, например, должен научиться держать ложку во время еды, тогда как ребенок постарше учится зашнуровывать шнурки.

Некоторые общие примеры мелкой моторики:

  • Поднятие игрушки пинцетом
  • Перелистывание страниц книги
  • Установка колышков в перфорированную доску
  • Застегивание топа
  • Нанизывание бус на нить
  • Чертеж
  • Письмо

Ниже приведен список примеров мелкой моторики по возрасту, от младенцев до детей в начальной/начальной школе.

Здесь перечислены некоторые типичные движения мелкой моторики, которые дети могут выполнять в определенном возрасте.

Используйте его только в качестве руководства, так как дети развиваются в своем собственном темпе и могут достичь определенных вех раньше или позже.

Дети естественным образом развивают мелкую моторику в процессе игры, но вы также можете запланировать занятия по мелкой моторике, которые дадут им много возможностей для укрепления мелких мышц тела.

Также полезно дать детям доступ к некоторым, выбрать игрушки для мелкой моторики, чтобы улучшить их мелкую моторику, такие как Lego, пазлы и карточки для шнуровки.

Вот примеры для младенцев, малышей, дошкольников и детей школьного возраста.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Приведенные ниже примеры взяты из книг «Язык и готовность к школе», написанных Марти Питерс, и «От рождения до пяти лет: прогресс в развитии детей» Мэри Шеридан.

Примеры развития мелкой моторики для младенцев

Эти примеры предназначены для детей до 18 месяцев:

  • Игра с пальцами
  • Сцепление и разжимание рук
  • Игрушки для захвата и удержания
  • Положить предметы в рот
  • Хлопать в ладоши
  • Следование за объектами глазами
  • Держит бутылку
  • Передача предметов кому-либо
  • Кормление с ложки
  • Тянуть игрушку за веревку
  • Поднятие предметов щипцовым захватом (большим и указательным пальцами)

Примеры развития мелкой моторики для малышей

Вот некоторые типичные движения в возрасте от 18 месяцев до 3 лет:

  • Показывая на картинки
  • Поднятие предметов щипцовым захватом/большим и указательным пальцами
  • Установка колец на игрушку-сборщик
  • Держит мелки и рисует или рисует линии и круги
  • Держать кисть и рисовать точки, штрихи/линии и круги
  • Использование ладонного захвата (вся рука) и развитие захвата штатива (удерживание мелков большим и указательным пальцами)
  • Строительство небольшой башни из блоков
  • Установка колышков в перфорированную доску
  • Перемещение мелких предметов в лоток
  • Попытка одеться или раздеться
  • Работа с пластилином
  • Отрезка бумаги ножницами
  • Установка больших колышков в перфорированную доску
  • Сборные пазлы от 2 до 8 деталей

Примеры мелкой моторики для дошкольников

Дети в возрасте от 3 до 6 лет развивают следующие навыки:

  • Рисование кистями разного размера
  • Держит мелки, ручки и карандаши с помощью штатива, рядом с острием
  • Рисовать и делать вид, что пишу
  • Рисование людей с помощью деталей, домов, животных и основных форм
  • Написание своего имени
  • Одевание и раздевание
  • Чистка зубов, мытье рук, расчесывание волос и другие действия по уходу за собой
  • Открытие и закрытие крана для мытья рук
  • Самостоятельное питание
  • Завязывание шнурков, застегивание пуговиц и молний
  • Управление ножницами и бумагой во время резки
  • Материалы для склеивания и склеивания
  • Стимуляция пальцев
  • Рваная бумага
  • Нанизывание и шнуровка бусин и нити
  • Строительство башен из блоков и манипулирование строительными игрушками
  • Аккуратно переворачивая страницы книги
  • Забивание гвоздей в деревянную доску
  • Использование предпочтительной руки для большинства действий
  • Пазлы Building 12, 24 или 48 деталей
  • Создание конструкций из отходов
  • Изготовление фигурок из пластилина
  • Приготовление пищи – нарезка, намазывание, шинковка и т. д.

Примеры развития мелкой моторики для детей начальной/начальной школы

  • Аккуратное вырезание по прямым и изогнутым линиям
  • Использование зрелой ручки для карандашей
  • Рисование картинок с мелкими деталями
  • Написание букв и слов вдоль линии в правильном размере
  • Нанизывание бусинок на нить
  • Изготовление сложных конструкций
  • Вязание
  • Формование деталей из пластилина или глины
  • Изготовление фигурок из бумаги
  • Приготовление пищи

Для получения более подробной информации, вот полный список этапов развития мелкой моторики в возрасте от 0 до 6 лет, а также некоторая информация о том, почему навыки мелкой моторики важны.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также Комплект заданий 9 «Обучение через игру».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *