Разное

О науке математике для детей: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Невского района Санкт-Петербурга

Содержание

Классные и необычные книги о математике для детей и родителей

Математика окружает нас со всех сторон. Именно она помогает нам путешествовать по миру, строить дома и дороги, писать картины и сочинять музыку. Какую профессию ни выберешь — она нужна везде. Анна Федулова предлагает вам подборку из семи книг, которые обязательно заинтересуют ребёнка царицей наук.

1. «Фигуры в математике, физике и природе. Квадраты, треугольники и круги», Кэтрин Шелдрик-Росс и Билл Славин

А вы знали, что когда-то люди верили в то, что квадрат приносит удачу и обладает магической силой? В XIV веке жители Европы носили на шее серебряные круглые диски с чеканным квадратом посередине. Многие думали, что такой талисман защитит их от чумы. Или что равнобедренный треугольник — идеальная форма для бумажных самолётиков, дротиков для дартса и наконечников стрел. Благодаря острому концу треугольника фигура будет обтекаемой, а сопротивление воздуха — небольшим. Ещё треугольники защищают высотные здания от ветра, чтобы люди на верхних этажах не ощущали качку.

В некоторых небоскрёбах шахта лифта окружена металлической клеткой. Она состоит из четырёх треугольных каркасов, которые идут от нижних этажей до самого верха.

Купол — одна из самых прочных фигур. Самые древние дома были хижинами куполообразной формы, построенными из глины и соломы. Впрочем, и в наше время мы по-прежнему используем эту фигуру, чтобы создавать высокотехнологичные строения и крыши спортивных арен.

Обо всём этом и многих других удивительных фигурах можно прочитать в этой книге. Как говорится, век живи — век учись!

Что внутри

  • более 75 необычных мастер-классов для изучения геометрии в форме игре;
  • подробное описание основных геометрических фигур: квадраты, круги и треугольники;
  • описание способов рисования фигур с идеальными пропорциями;
  • примеры и правила определения площади квадрата, величины углов треугольника, длины и высоты окружности.

Для кого эта книга. Для всех любителей геометрии и стереометрии от шести лет и старше.


2. «Представь себе. Новый взгляд на гигантские числа и необъятные величины», Дэвид Дж. Смит

Согласитесь, надо обладать немалым талантом, чтобы суметь доступно объяснить маленьким детям такие понятия, как галактика, парад планет, эволюция, пропорция, континенты, биосфера, деньги. Взрослые, разговаривая между собой, употребляют в речи все эти слова, не задумываясь. А дети? Для них это просто «большой», «много», «очень давно»… И как часты вопросы: «Мам, а что такое деньги, какого размера наша планета, сколько лет назад жили динозавры?». Причём чаще всего наши, казалось бы, правильные ответы порождают целый ряд дополнительных вопросов. Для детей огромные числа — это что-то очень далёкое и настолько непонятное, что назвав сухие цифры с шестью нулями, мы запутываем их ещё больше.

Как быть? Есть способ! И уверена, что вы все его знаете, просто забыли. Нужно перенести границы измерений в понятные ребёнку масштабы. Например, объяснить, что такое галактика и какого она размера гораздо проще, сравнив её с обычной тарелкой. Конечно же, если галактика — это тарелка, то вся Солнечная система будет меньше пылинки, а вся видимая Вселенная — размером с Рязанскую область, то есть больше, чем квартира или даже парк, в котором вы гуляете.

А приходила ли вам когда-нибудь в голову идея сравнить планеты Солнечной системы с мячами? Да-да, с разными видами мячей.

А как вам мысль о том, что всю историю Земли можно сопоставить с двухчасовым фильмом, а люди появятся в нём лишь на последней секунде?

В общем, перед вами очень полезная и нужная книга. Её авторы Дэвид Дж. Смит и Стив Адамс уже всё давно придумали за вас. На простых и понятных детям примерах они объясняют ребятам: каких размеров наша галактика, хронология и история жизни на земле, зачем нужны деньги и почему их так много, что такое энергия, виды живых организмов, продолжительность жизни… Смит вот уже 25 лет преподаёт в школе. По его мнению, понимание масштаба помогает детям осознать, что каждый из нас является малой частью целого. На уроках он применяет простые способы обучения, приводит множество наглядных примеров, чтобы помочь ученикам лучше понять соотношения крупных объектов между собой. Все свои наработки он и изложил в этой книге, а художник-иллюстратор Стив Адамс помог визуализировать его представления на бумаге.

Для кого эта книга. Для детей от пяти-шести лет, а также для родителей, которые иногда не знают, как объяснять всё на свете.


3. «Умножариум. Математическое домино», Флавио Фогароло

Когда взрослые говорят, что математика есть везде и повсюду, то дети обычно удивляются и с недоверием крутят головой, как бы вопрошая: «Где? Ну, где же она?». Взять хотя бы музыкальные ноты, осенние листья или окна домов. Математические законы есть законы самой природы, и человеку остаётся только разгадать искусно спрятанный внутри неё шифр. Именно для этого придумывают различные игры и задачки, решение которых тренирует мозг и даёт возможность развиваться дальше.

Домино — любимая математическая игра всех времён и народов, корни которой уходят в Индию и Китай. Только на Востоке известно более 40 различных игр с использованием домино. Есть и игровые версии, предназначенные исключительно для детей.

Это домино создано для лёгкого и увлекательного изучения таблицы умножения вместе с детьми. Вместо традиционных точек на каждой карточке есть математические примеры и цифры. Совмещая клетку с примером (например, 5×8) и результат умножения (40). Благодаря цветовому паттерну, который должен совпасть на двух клетках, ребёнок может оценить результат и понять, правильно он посчитал или нет. То есть в него можно играть без взрослых. А самое главное, для того чтобы начать играть в него, не нужно знать таблицу умножения в совершенстве, можно выучить её в процессе.

В игре есть три уровня сложности. Можно использовать карточки каждого уровня по отдельности или перемещать и играть сразу со всеми. Здесь всем понятные правила (немного изменённая механика обычного домино).

Для кого эта игра. Для детей и взрослых, которые любят весёлый и познавательный досуг; для сотрудников детских садов и начальных школ -игра прекрасно подойдёт в качестве учебного материала.


4. «Математическая пицца», Анна Людвицкая

В книге известного математика и графика Анны Людвицкой содержится огромное количество любопытных фактов и увлекательных заданий, благодаря которым читатели поймут, что математика, помимо самой науки, может быть отличным развлечением и даже своего рода искусством.

Внутри книги много разнообразных заданий: на рисование, головоломки, кодировку сообщений (информатика), на работу с числами и многое другое. Благодаря ей дети научатся выращивать бинарное дерево, рисовать картины с помощью игрового кубика, проектировать математический ковёр, помогут улитке пройти по ленте Мёбиуса и даже нарисуют невозможную фигуру. Вот какая она на вкус, «Математическая пицца»!

Для кого эта книга. Для детей в возрасте от семи лет и старше, которым нравится всё интересное и необычное.


5. «Знакомьтесь, математика!», Карина Луар, Флоранс Пино

Это книга не о математике в привычном для нас понимании. Здесь нет длинных формул, уравнений и теорем. Её авторы на простом и понятном языке расскажут детям о периоде возникновения царицы всех наук, о том, как появились цифры, как древние люди определяли стоимость товаров и измеряли объекты. Эта книга как минимум позволит взглянуть на эту науку по-другому, а, может быть, полюбить её. Здесь много наглядных иллюстраций, есть даже небольшие задачки. Не бойтесь, они не сложные и очень познавательные.

Например, можно самому построить фрактал или найти последовательность Фибоначчи в обычном холодильнике, научиться шифровать свои сообщения

Что может быть увлекательнее? Издание подготовлено и выпущено совместно с Политехническим музеем.

Для кого эта книга. Для всех детей младшего и среднего школьного возраста и взрослых, которым интересно узнать о математике чуть больше.


6. «Математика. История идей и открытий», Иосиф Рыбаков, Мария Астрина

Эта книга удивительна тем, что совмещает историю и математику. Несмотря на то, что охватываемый временной период действительно велик, читателю не составит труда понять и структурировать суть изложенного.

Что внутри. Первобытная математика Древнего мира, практическая математика Древнего Египта, расчёты и таблички Древнего Вавилона, настоящая математика Древней Греции, искусство шифрования Древнего Китая, ноль и бесконечность из колыбели цивилизации Индии, философские споры и размышления европейского Средневековья, великие открытия Нового времени, математика воображаемого и информатика XIX–XXI века; цифры и числа, арифметика, алгебра, геометрия, астрономия и логика, и многое другое.

Для кого эта книга. Для детей в возрасте от семи лет и взрослых.


7. «Как объяснить ребёнку математику. Иллюстрированный справочник для родителей», Кэрол Вордерман

Всем известен факт, что участие родителя в процессе обучения ребёнка очень важно. Но, к сожалению, во многих семьях выполнение домашней работы по математике вызывает лишь неприятные эмоции, а многие родители просто не в состоянии помочь своим детям справиться со сложными задачами.

Эта книга вам поможет. В ней доступно объясняются основные понятия арифметики, геометрии, тригонометрии, алгебры, статистики и теории вероятности. Благодаря наглядным схемам, диаграммам и иллюстрациям, а также пошаговым решениям, вы вместе с ребёнком без проблем разберётесь с задачами, которые раньше казались сложными.

Что внутри

  • каждый разворот посвящён одной теме: определённому понятию или математическому действию;
  • для каждой темы даны краткое теоретическое объяснение, основные формулы, примеры решения задач;
  • ёмкие объяснения, наглядные схемы, диаграммы и иллюстрации помогают легко разобраться в материале;
  • наглядные и яркие примеры применения математических приёмов в реальной жизни;
  • справочные материалы в конце книги позволят быстро найти определение неизвестного термина или формулы.

Для кого эта книга. Для родителей, которые хотят освежить в памяти математические знания; для учеников начальной и средней школы; для родителей, которые хотят усовершенствовать знания ребёнка по математике.

Интересные факты о математике для детей – centro.press

Текст: Центропресс

12388 14

Как заинтересовать ребенка математикой?

Математика – чудесная наука, которая окружает нас повсюду. Она не только развивает аналитическое мышление, но и частенько помогает в жизненных ситуациях. На практике это поняли еще древние египтяне. Неудивительно, что и ответственный родитель хочет увидеть, как его ребенок полюбит математику. Наука о числах по праву считается одним из самых древних учений. Потребность в счете возникла, когда еще не было письменности, а люди носили набедренные повязки. Вот вам и первый интересный факт о математике для детей начальной школы. Родители, берите на заметку!

Как увлечь ребенка математикой?

Как увлечь ребенка математикой?

У учителей начальных классов часто попросту не хватает времени рассказать что-то, помимо программы. Школа старается увлечь ребенка по-своему, но вы, папа или мама, можете дать малышу возможность действительно полюбить науку о числах, рассказав о самом необычном и захватывающем в истории математики. Если вы задаетесь вопросом, как заинтересовать ребенка и раскрыть ему всю красоту цифр и знаков, то наша подборка интересных фактов о математике для детей начальной школы станет незаменимым и доступным инструментом. Давайте же отправимся бороздить арифметические просторы вместе.

Интересные факты о математике для детей начальной школы

Интересные факты о математике для детей начальной школы

  1. Первый факт в нашем списке – центиллион считается самым большим числом в мире, которое имеет название.
  2. Итальянские ученые выяснили, что рыбы обладают математическими способностями. Прежде было известно, что эти создания умеют отличать большие косяки от маленьких, но нашлось доказательство того, что они могут даже подсчитать количество плавающих вокруг рыб.
    Правда, пока только до 4.
  3. Некоторые животные тоже умеют считать, – это дельфины и обезьяны.
  4. Математика не знала знака «=» вплоть до 16 века. Первым его применил британский математик Роберт Рекорд.
  5. Интересный факт об известных математиках – большинство из них плохо вели себя в школе. Хотя такое ребенку лучше не рассказывать.
  6. Всемирный День Математика и День дурака празднуют 1 апреля.
  7. Магия чисел отражается не только в красоте уравнений, но и в отношении к ним разных народов. По всему свету существует множество суеверий на эту тему. Самые интересные из них: число «7» считается самым счастливым среди людей разных стран; во многих странах Азии не используется цифра «4», поскольку созвучна со словом «смерть»; на Западе числу «13» приписывают несчастливое влияние, поэтому многие постройки не имеют 13-го этажа.
  8. Кстати, поверье о несчастливом числе «13» пошло из Библии. Все из-за Тайной Вечери, на которой присутствовало 12 человек, включая Иисуса Христа. 13-м же был Иуда, который оказался предателем.
  9. Существует понятие «Евклидова геометрия». Этот древний ученый сформулировал свои представления о математике в книге «Начала». Выводы Евклида считались абсолютной истиной почти что 2000 лет, пока в 19 веке Лобачевский не доказал, что аксиомы Евклида не столь универсальны. С этого момента начался переворот в науке.
  10. Математика, безусловно, точная наука. Однако история показывает, что в ней есть место и судьбоносным случайностям. Существует история о студенте, который опоздал на занятия. Он увидел на доске несколько задач и подумал, что их нужно решить дома. Уравнения вызвали у него трудности, но он все же их решил. Вот так легко и просто обычный студент смог найти ответы на задачи, над которыми несколько десятилетий бились величайшие умы мира. Звали этого ученика Джордж Данциг, позднее он стал одним из основоположников линейного программирования.
  11. Слово «алгебра» на всех языках звучит одинаково – факт!
  12. Абрахам де Муавр – английский математик – изобрел формулу, благодаря которой смог предсказать дату собственной смерти. Или ученый настолько поверил в свой прогноз, что не смог его не оправдать?
  13. Интересным фактом является тот, что жвачка улучшает математические способности. Американские ученые поставили эксперимент, в ходе которого выяснилось, что те студенты, которые жевали резинку, лучше сдали экзамен по математике.
  14. Ученые-математики – не просто кабинетные старички или «ботаники» в очках. Один из великих математиков древности был четырехкратным олимпийским чемпионом. Он даже получил лавровый венок за победу в кулачном бою. Имя этого ученого – Пифагор Самосский.
  15. Чуть ранее мы говорили о народных суевериях, связанных с числами и осветили самые распространенные из них. Но если говорить о необычных и запутанных поверьях, то тут лидируют итальянцы. В Италии число «17» считается недобрым. А все потому, что в Древнем Риме на надгробных плитах часто писали «VIXI», в переводе «я жил». Население в подавляющем большинстве было неграмотным, поэтому надпись и римскую цифру (XVII) часто путали. Как итог, число «17» стало ассоциироваться со смертью. Итальянцев пугает не только пятница 13-е, но и пятница 17-е.

Будущий Альберт Эйнштейн

По мнению редакции портала новостей «Центропресс», перечисленные в статье факты, разумеется, далеко не все, что может предложить математика. За свою многовековую историю наука обросла множеством интересных историй и легенд. Сколько было открытий и переломных моментов, которые переворачивали мир с ног на голову! Математика – воистину царица наук. Передайте своему ребенку любовь к этим захватывающим знаниям, заинтересуйте и подбодрите его. Кто знает, вдруг именно в вашей семье растет будущий Эйнштейн?

Преимущества математики и естественных наук для учащихся начальной школы в MC Online

Для юных учащихся важно заложить прочную основу в области математики и естественных наук. В дополнение к неотъемлемому удовольствию, которое учащиеся могут получить, изучая эти предметы, и уверенности в себе, полученной благодаря мастерству, эта необходимая академическая подготовка открывает двери для финансовой грамотности, критического мышления и принятия здоровых решений.

Более того, эти навыки связаны со здоровьем экономики страны, поскольку она зависит от рабочей силы, хорошо разбирающейся в математике и естественных науках. Учитывая давнюю реальность того, что учащиеся США сильно отстают от других стран в математике и естественных науках, важно, чтобы школы устраняли это неравенство в раннем обучении.

Учащиеся начальных классов получают качественное математическое и естественнонаучное образование по целому ряду показателей, и влияние этого обогащения проявляется как в предметном, так и в общем обучении сразу и с течением времени. Изучение математики и естественных наук в раннем детстве коррелирует в долгосрочной перспективе с готовностью к школе и успеваемостью. Это также приносит эффекты удивления и взаимодействия с миром, такие как восхищение огромностью динозавра или обучение постижению физики полета.

Данные свидетельствуют о том, что основные способности к сложению и вычитанию являются врожденными у детей. Математические концепции часто основаны на более ранних навыках, наблюдаемых двумя разными путями.

В первом случае ранние навыки часто появляются позже как компоненты подпрограммы для выполнения более сложных навыков. Вряд ли новость, что арифметика лежит в основе алгебры. Во-вторых, то, что известно как «перенос обучения», понимание данного принципа может облегчить изучение другого принципа.

Перенос обучения неоднократно демонстрировался в исследованиях по дошкольному образованию. Например, понимание чисел на числовой прямой облегчает изучение простого сложения. Раннее овладение математическими навыками затем создает основу для компетентного использования этих знаний позже, когда процесс и теория расширяются до более сложных областей. Помощь учащимся в развитии этих навыков на раннем этапе поможет их пониманию математики и общей успеваемости в долгосрочной перспективе.

Аналогичным образом, раннее обучение естественным наукам дает учащимся базовые навыки для изучения предмета в школе и за ее пределами. По данным Министерства образования США, для молодежи важно быть «готовыми привнести знания и навыки для решения проблем, осмысления информации и умения собирать и оценивать доказательства для принятия решений».

Навыки измерения и сравнения не только способствуют повышению научной грамотности, но и расширяют возможности школьной программы. Навыки процесса, такие как наблюдение, исследование, описание, прогнозирование и экспериментирование, не только жизненно важны для научного мышления, но и в целом способствуют академическим достижениям по всем направлениям. То, чему учащиеся учат в классе, находит применение на кухне, в саду, в гараже и во всем остальном физическом мире.

Эти предметы также подходят для новых форм исследования в классе. Обучение на основе проектов дает учащимся возможность решать проблемы, работать совместно, экспериментировать и исследовать. Практическое обучение соединяет теорию и практику, усиливая практическое применение. Это навыки, которые учащиеся начальной школы будут оттачивать, совершенствовать и добавлять по мере продолжения обучения, а темы и методы будут становиться все более изощренными. Любознательность и креативность, которые они развивают, помогут поддерживать внимание, выдержку и настойчивость в решении проблем и выработке решений.

У юных учеников так много любопытства и так много вопросов о мире и о том, как он устроен. Математическое и естественнонаучное образование обеспечивает основу для поиска ответов. Математика моделирует явления и отношения в наблюдаемой нами среде, формулируя концепции от интуитивно понятных до непонятных. Наука уделяет глубокое внимание качеству и взаимодействию вещей, которые нас окружают. Понимание этих отношений находит применение в искусстве, политике и общественной жизни. Подготовка учащихся к пониманию математики и естественных наук дает им инструменты для понимания, анализа и воздействия на сообщества, в которых они живут.

Учителя младших классов помогают сформировать отношение этих учеников к математике и естественным наукам, и эти учителя могут воспитывать любовь к этим предметам, упреждая убеждения, что математика сложна или что не все могут заниматься наукой.

В отчете Science and Engineering Indicators 2014 Национального научного фонда говорится: «Квалификация учителей является одним из наиболее важных факторов, влияющих на обучение учащихся. Успехи учащихся в математике и естественных науках частично зависят от их доступа к высококачественному обучению по этим предметам».

Преподаватели, заинтересованные в предмете, могут узнать больше на онлайн-курсах «Преподавание математики в начальной и средней школе и проектной научной программе» в онлайн-курсе M.Ed. колледжа Миссисипи. в программе начального образования.

Узнайте больше о MC онлайн M.Ed. в программе начального образования .

У вас есть вопросы или опасения по поводу этой статьи? Пожалуйста свяжитесь с нами.

Попросите их объяснить и научить!


© 2009 – 2017 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Хотите помочь детям изучать математику и естественные науки? Эксперименты показывают, что дети могут глубже понять математические и научные понятия, если мы попросим их объяснить свои мысли вслух. Но для достижения наилучших результатов нам нужно предоставлять детям важную информацию… и задавать детям правильные вопросы.


Вот обзор исследования и советы по применению этой методики на практике.

Преимущества самообъяснения

Возможно, вы сами это заметили. У нас больше шансов усвоить концепцию, если мы попытаемся объяснить ее.

Например, начинающие шахматисты, кажется, оттачивают свои навыки быстрее , когда они делают объяснение явной частью своего тренировочного процесса. В одном эксперименте люди, которых попросили наблюдать и объяснять ходы компьютера, стали лучшими игроками, чем люди, которые просто наблюдали за ходами компьютера (de Bruin et al 2006).

И есть доказательства того, что старшеклассники могут улучшить свое понимание математики, объясняя. Даже если некого слушать.

Когда исследователи попросили девятиклассников подготовиться к тесту по геометрии, «самообъясняя», эти подростки получили более высокие баллы. По сравнению со студентами, обучавшимися другими способами, «самообъяснители» лучше справлялись с новыми проблемами, концептуально связанными с предметом (Wong et al 2002).

Но, пожалуй, самое интересное исследование касается детей младшего возраста. В исследовании пятилетних детей Бетани Риттл-Джонсон и ее коллеги (2008) дали детям решить несколько задач на обнаружение закономерностей.

Каждая задача состояла из шести пластиковых жуков, таких как:


, и детей спрашивали, что будет дальше (например, красный паук).

После того, как дети ответили, им сообщили официальные решения. Затем их попросили объяснить , почему официальные ответы были правильными. Исследователи провели ту же процедуру с другой группой детей, но не попросили их объяснить. Какая группа развила лучшие способности к обнаружению закономерностей? Когда им давали решать новые головоломки, «объяснители» справлялись лучше.

Почему самообъяснение помогает детям учиться?

Возможно, это заставляет их бороться с лежащими в их основе понятиями, заставляя их обнаруживать связи, которые в противном случае мы могли бы не заметить.

Это утверждение Кристин Легар и ее коллег.

Они считают, что дошкольники особенно склонны пытаться объяснить, когда сталкиваются с новыми данными, которые не согласуются с их прежними убеждениями. Непоследовательные результаты побуждают детей думать о возможных, скрытых причинах и невидимых механизмах. Объяснения, которые они генерируют, затем вдохновляют их на активную проверку своих гипотез (Legare et al 2010; 2012).

Интересные исследования подтверждают эту идею.

Например, команда Легара заметила, что двухлетние дети тратят больше времени на изучение новой игрушки после того, как объясняют ее. Малыши также были более систематичны в своих исследованиях (Legare et al 2012).

Другие эксперименты показывают, что просьба объяснить детям заставляет их сосредоточиться на причинно-следственной связи. Когда исследователи просили дошкольников объяснить, как работает новое устройство, эти дети впоследствии с большей вероятностью вспоминали невидимые причинные свойства устройства (Walker et al 2014; Legare and Lombrozo 2014).

Таким образом, объяснение может быть ценным, потому что оно позволяет нам осознать то, чего мы еще не понимаем. Если это так, то мы могли бы ожидать, что самообъяснение будет менее полезным, когда дети уже хорошо осведомлены о концепциях. И это, кажется, так. Когда исследователи давали детям школьного возраста высококачественные концептуальные инструкции по математике, дети не получали дополнительных преимуществ от самообъяснения (Rittle-Johnson, 2008).

С другой стороны, самообъяснение может потерпеть неудачу, если у детей слишком мало информации. Нереально ожидать, что дети самостоятельно заново откроют основные математические понятия. Есть причина, по которой человечество существовало эоны лет, и никто не наткнулся на эти идеи!

Таким образом, если мы не обеспечим детей достаточным обучением основным понятиям, мы не должны ожидать, что самообъяснение поможет концептуальному обучению.

В одном из экспериментов Бетани Риттл-Джонсон (2006) предлагала учащимся начальной школы незнакомые алгебраические задачи вроде этих:

3 + 4 + 8 = _ + 8 например, «Сложите 3+4+8, затем вычтите 8 из суммы…»). Других просто попросили открыть для себя их собственную процедуру. Ни одна из групп детей не получила инструкций по основополагающей концепции эквивалентности.

После этого половину детей в каждой группе попросили объяснить свои решения. Исследователи обнаружили, что самообъяснение помогло укрепить мастерство ребенка в процедурах и помогло детям применить свои процедуры к новым проблемам.

Но дети не лучше понимают почему процедуры работают. Скорее всего, они не понимали, что знак равенства означает, что суммы с обеих сторон должны быть равными.

Как насчет роли слушателей?

Мы видели, что детям полезно объяснять. Имеет ли значение, есть ли аудитория? Вероятно.

В эксперименте с жуками для 5-летних Риттл-Джонсон и его коллеги обнаружили, что разговор с самим собой помогает детям учиться. Но дети добивались еще больших успехов, когда объясняли свои идеи матерям.

Кроме того, эксперимент на студентах колледжа показывает, что учащиеся получают пользу, обучая других. Студентам дали прочитать отрывок и случайным образом распределили их по одному из трех условий:

  • Некоторым ученикам сказали, что они будут проверены по материалу позже
  • Некоторым ученикам сказали, что они должны будут провести урок по этому вопросу (но так и не сделали этого)
  • Некоторым ученикам сказали, что им придется преподавать и они продолжали преподавать

Кто лучше усвоил материал? В тесте на понимание прочитанного студенты, которым сказали, что они будут преподавать, получили более высокие баллы, чем другие студенты. И ученики, показавшие лучшие результаты, были теми, кто действительно провел урок (Аннис 19).83).

Конечно, мы не можем предположить, что дети выиграют так же, как студенты колледжа. Но умное экспериментальное исследование, проведенное Брауном и Кейном (1988), дает интригующие намеки на то, что даже трехлетние дети получают стимул, пытаясь учить.

Исследование работало так. Детям дали возможность попытаться решить проблему, с которой столкнулся персонаж из рассказа — мужчина, который не мог дотянуться до высокой полки.

Если дети были в тупике, исследователи давали им решение: поблизости было несколько запасных шин. Сложите шины, чтобы сделать табурет.

Затем детям была представлена ​​вторая аналогичная история о фермере, которому нужно было укладывать тюки сена на высокий трактор.

Смогут ли дети решить эту задачу самостоятельно? Это зависело от того, что произошло дальше. Некоторым детям сказали просто пересказать историю, прежде чем отвечать. Другим было приказано научить марионетку решению. И это простое отличие оказало большое влияние. Дети, которых попросили учить, в два раза чаще решали задачу самостоятельно.

Как мы можем получить самые большие преимущества?

Как отмечалось выше, самообъяснение не всегда полезно. Бетани Риддл-Джонсон и ее коллеги (2017) выявили некоторые подводные камни и предложили способы сделать самообъяснение эффективной тактикой обучения. Вот несколько советов, основанных на их идеях.

1. Если есть абстрактные концепции для изучения, не ждите, что дети откроют их самостоятельно.

Предоставьте им необходимую справочную информацию.

2. Помогите детям разработать качественные объяснения, моделируя или давая частичные ответы.

Например, в случае с последовательностью ошибок обнаружения закономерностей (выше) вы можете сначала показать ребенку пример, который вы решаете и объясняете. Опишите последовательность, которую вы видите, и укажите на повторяющийся образец. Затем покажите, как подходит ваш ответ (следующая предложенная ошибка в последовательности).

В качестве альтернативы вы можете предложить детям частичное объяснение и попросить их заполнить пропущенные шаги. В некоторых исследованиях учителя предлагали ученикам несколько объяснений и просили их выбрать лучшее.

3. Попросите детей объяснить, почему правильная информация является правильной.

В большинстве экспериментов по самообъяснению студентов просили объяснить правильно проработанный пример. Если ребенок придумал неверное решение и не осознает этого, то просьба обосновать решение может оказаться бесполезной.

4. Укажите на ошибки, основанные на распространенных заблуждениях, и попросите детей объяснить, почему такие ошибки ошибочны.

Это отличается от того, чтобы попросить детей обосновать неправильный ответ. Ребенок начинает с осознания того, что что-то не так, и пытается объяснить природу ошибки.

Риддл-Джонсон и ее коллеги отмечают, что исследования в этой области ограничены. Но несколько исследований показывают, что выявление и объяснение ошибочных рассуждений может помочь учащимся лучше понять правильные рассуждения. Это также может научить детей избегать ошибочных рассуждений.

Дополнительная информация

Для получения дополнительной информации о самообъяснении и обучении см. мою статью о роли, которую жесты играют в помощи детям в изучении математики, естественных наук и значении новых слов.

Для получения дополнительной информации о естественнонаучном образовании посетите мою страницу  «Наука для детей: как воспитать ребенка, склонного к науке».


Ссылки: Как самообъяснение и обучение других могут помочь детям в изучении математики и естественных наук

Annis LF. 1983. Процессы и эффекты взаимного обучения. Человеческое обучение: Журнал практики и исследовательских приложений 2 (1): 39-47.

Benware CA и Deci EL. 1984. Качество обучения с активным и пассивным мотивационным набором. Американский журнал исследований в области образования 21 (4): 755-65.

Браун А.Л. и Кейн М.Дж. 1988. Дети дошкольного возраста могут научиться передавать: научиться учиться и учиться на собственном примере. Когнитивная психология 20: 493-523.

de Bruin ABH, Rikers RMJP и Schmidt HG. 2007. Влияние самообъяснения и прогнозирования на развитие принципиального понимания шахмат у новичков. Современная педагогическая психология 32 (2): 188-205.

DeCaro MS, Rittle-Johnson B. 2012. Изучение математических задач подготавливает детей к обучению на основе инструкций. J Exp Детская психология. 113(4):552-68.

Legare CH и Lombrozo T. 2014. Избирательное влияние объяснения на обучение в раннем детстве. J Exp Детская психология. 126:198-212.

Legare C. 2012. Исследовательское объяснение: объяснение противоречивых данных дает информацию для исследовательского поведения, проверяющего гипотезы у маленьких детей. Детский Дев. 83(1):173-85.

Legare CH, Gelman SA и Wellman HM. 2010. Несоответствие предшествующим знаниям вызывает у детей каузальные объяснительные рассуждения. Детский Дев. 81(3):929-44.

Мэтьюз П. и Риттл-Джонсон Б. 2009. В погоне за знаниями: сравнение самообъяснений, концепций и процедур как педагогических инструментов J Exp Child Psychol. 104(1):1-21.

Риттл-Джонсон Б. 2006. Содействие передаче: эффекты самообъяснения и прямого обучения. Детский Дев. 77(1):1-15.

Риттл-Джонсон Б., Сейлор М., Свайгерт К.Е. 2008. Учимся объяснять: имеет ли значение, слушает ли мама? J Exp Детская психология. 100(3):215-24.

Риттл-Джонсон Б., Лоер А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *