Разное

Нравственное и духовное воспитание мероприятия – Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Содержание

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. УСВОЕНИЕ ИМИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. УСВОЕНИЕ ИМИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ЗДВР Ильина С.А.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

Духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Фундаментом работы нашей школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся является «Программа духовно-нравственного развития и воспитания», которая направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуемого в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Особое место в духовно-нравственном воспитании учащихся принадлежит изучению «Основ православной культуры».

Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом.

Во внеурочной деятельности духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы: нравственном, патриотическом, правовом, трудовом и эстетическом.

Классные часы, акции, экскурсии, литературные чтения, открытые уроки, конкурсы, внеклассные и общешкольные мероприятия, работа кружков и секций – все эти формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, которые позволяют учителям целенаправленно вовлекать учащихся в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и воспитаннику) взращивать в себе ростки добра. Педагогический коллектив нашей школы первой целью ставит воспитание человека нравственного, морально зрелого и готового жить по заветам человечности.

Любое мероприятие ориентировано на достижение высокого результата – воспитание нравственно чистой и богатой личности.

В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Такие классные часы как «Милосердие», «Мы в ответе за тех, кого приручили», воспитывают милосердие, формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме, Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, классные руководители часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь», «Притча о добром Самаритянине», «Осенние листья», «Как мужик убрал камень» и др. Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Наши ученики выражают своё творчество в работах, которым нет цены и оценки, так как они сделаны все детскими умелыми ручками. Ручной труд эффективно способствует развитию интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей, и, конечно, воспитанию нравственных качеств личности: честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Ежегодно проводятся акции “Рядом с нами живут ветераны”, месячники ко дню пожилых людей. Благое дело, когда взрослые и дети окружают заботой бабушек и дедушек, доказывая им, что они не одиноки и очень нужны всем нам.

Особое значение в духовно-нравственного воспитания играют внеклассные мероприятия организованные совместно с отцом Александром Свято-Успенского храма с.Желтое, это такие праздники как «День знаний», «День Святого Николая», «День святой Пасхи» и др.

Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа, способствует не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе.

Хочется отметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию школьников дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности

Таким образом, духовное воспитание в нашей школе сопряжено на практике со всеми остальными направлениями воспитания (трудовым, эстетическим, патриотическим, физическим и т.д.) и является самым главным и сложным направлением, потому что духовность – это высшая ступень развития человека.

infourok.ru

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

В настоящее время особенно важно развивать в каждом ребенке нравственность и духовность: без таких чувств, как сострадание, любовь к ближнему, доброта, чуткость и вежливость обществу будет крайне сложно жить полноценной жизнью. Кроме того, именно духовность будет являться фундаментом личности, на котором будет выстраиваться все знания и умения, полученные на протяжении всей жизни.

Изучение традиций и культуры — один из аспектов духовно-нравственного воспитания

О важности духовно-нравственного воспитания

Особенно важно производить духовно нравственное воспитание школьников в начальных классах: дети только-только начинают общаться со сверстниками и проводят в школе значительно больше времени, чем в детском саду.

Обычно подобные мероприятия должен создавать и проводить классный руководитель, но, к сожалению, зачастую педагог считает беседы скучными и неувлекательными, а мероприятия попросту неважными.

Обозначение термина «духовно-нравственного воспитания»

В таком случае эта обязанность будет переходить на плечи родителей. Кроме того, если именно Вам выпала честь стать духовным воспитателем ребенка, необходимо четко понимать, какие стратегические задачи необходимо решить.

Развитие личности — направления
  • Школьники должны воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм.
  • Коллектив учащихся необходимо организовывать путем организации и развития, построенного на духовной и нравственной базах.
  • Должна быть организована внешкольная деятельность, направленная на познание окружающего мира;
  • Должны изучаться профессиональные интересы и склонности, проводиться тесты на профориентацию.
  • Должны быть созданы все условия для развития спортивного интереса.
  • Семья и школа должны взаимодействовать через разнообразные духовные и нравственные мероприятия.
Участники и субъекты духовно-нравственного воспитания

В каких направлениях необходимо работать?

Психологами рекомендуется не смешивать все виды деятельности, а четко разделять их. С какой целью это делается?

Методы духовно-нравственного воспитания

Дело в том, что дети младшего школьного возраста не могут фокусировать свое внимание на большом количестве целей, предпочитая выбрать что-то одно. Именно поэтому рекомендуется разделять все виды мероприятий на следующие группы.

Познание

К данной группе будет относиться проведение разнообразных интеллектуальных игр и викторин (предметные недели, «умники и умницы»), создание рейтинговых таблиц по всем предметам. Обязательно проводите с детьми беседы, связанные с поднятием интереса к учебе: «Люди науки», «Это не расскажут в учебнике», «Десять женщин-ученых» и так далее.

Познавательная деятельность у детей развита хорошо

Главное — развить у ребенка интерес к учебе, желание развиваться, становиться лучше и умнее.

Не следует давить на ребенка, необходимо лишь показывать ему разнообразные картины жизни различных людей, которые отдали свои жизни науке, показывать, с каким интересом они проводили свои исследования и писали работы, изменившие мир.

Ориентиры на ценности

Проводите с детьми беседы о дружбе и товариществе, проводите интеллектуальные игры основам этикета и символам России.

Патриотические воспитание — одна из важных составляющих выращивания гражданина

Также детям будет полезно встретиться с ветеранами, чтобы услышать истории о истинном и ложном патриотизме. Постарайтесь проводить классные часы не в виде сухих бесед, с которых ученики всеми силами стараются убежать, а в виде интересных виртуальных путешествий, презентаций и онлайн-игр. Необходимо, чтобы школьники не только выучили основы этикета, но и соблюдали их. Именно поэтому классному руководителю необходимо иметь возможность контролировать своих подопечных (например, следить за тем, как они ведут себя в столовой, на переменах, на вне учебных мероприятиях и так далее).

Труд

Требуется привить ребенку важность и необходимость труда. Начинать это лучше в виде небольших дежурств (как в классе, так и в школе).

Хотя бы раз в квартал проводите генеральные уборки как класса, так и земельного участка, принадлежащего школе (это мероприятие поможет детям понять необходимость труда намного быстрее, чем разнообразные беседы).

Труд на школьном огороде на уроках труда

В качестве дополнительных мероприятий могут быть организованы классные часы: «Мое призвание», «Все профессии нужны, все профессии важны» и научно-популярные мероприятия: посещение фабрик и заводов, ремесленные недели и небольшие школьные ярмарки.

Польза обществу

Эта группа мероприятий направлена на развитие у детей милосердия и сострадания. Именно поэтому крайне важно не только проводить беседы во время классного часа: «Что есть милосердие?», «Мы делили апельсин», а помогать кому-то в реальной жизни. Например, с первоклассниками Вы можете взять шефство над бездомным щенком или котенком. С детьми постарше Вы можете посещать приюты для бездомных, детские дома и больницы.

Главное — не просто приходить в эти места на экскурсии, а работать для блага других: поиграть с детьми приюте, приготовить обед для бездомного, рассказать сказку больному малышу — все это не только пробуждает в детях сострадание и милосердие, но и помогает сделать выбор будущей профессии.

Творчество

Мероприятия данной группы должны быть направлены не только на развитие креативности и желания творить, но и на развитие патриотизма, любви к людям, любви к культурным ценностям.

Творчество младших школьников надо поддерживать и развивать

Воспитатель может не только проводить разнообразные тематические вечера («Новый год», «Снова осень», «Приход весны», «Масленница») и выставки («пришкольный Лувр», «в стиле Сальвадора Дали», «показ мод»), но и организовывать поездки в драматические и художественные театры, вечера поэтов и песенников, небольшие путешествие по родному краю и за его пределы (особенно интересны будут поездки по местам боевой славы) и так далее.

Важное замечание: Главная задача — развивать у школьников интерес к творчеству, а не разрушать его.

Именно поэтому нельзя подвергать произведения юного творца критике, оскорблять их или вовсе игнорировать. Покажите ребенку, что люди восхищаются его произведениями и ценят их — это поможет ему набраться уверенности в себе.

Веселые старты — отличная игра для малышей

Оздоровление

Проводите регулярные соревнования по всем видам спорта («Веселые старты, «Мама, папа, я — здоровая семья», «Школьные олимпийские игры», «Интеллектуальные виды спорта», «Триатлон» и так далее), а также классные часы, направленные на профилактику вредных привычек («Курить — здоровью вредить», «Опасные забавы») и рекомендации по здоровому образу жизни («Лучшие друзья детей», «Тайны здоровья»). Совершайте поездки в оздоровительные лагеря, устраивайте тематические походы («Места боевой славы», «Робинзон Крузо») И рисуйте плакаты.

Главное — проводить организацию мероприятий в таком стиле, чтобы школьникам было действительно интересно участвовать в каком-либо движении.

Свободное время

К данной категории будет относиться проведение психологических игр и тренингов, направленных на взаимодействия между людьми. В качестве контроля можно использовать метод анкетирования и обсуждения (необходимо общение детей с воспитателем, а не беседы  исключительно между детьми и не монолог учителя).

Свободное время — результаты исследования

Заключение

Если Вы преподаете в относительно недавно сформировавшемся коллективе (1 и 9 классы), то обязательно проводите совместные игры, вместе празднуйте дни рождения, новый год, 8 марта и 23 февраля. Старайтесь выезжать куда-то всем классом, чтобы дети как можно больше общались между собой.

Видео. Духовно-нравственное воспитание школьников — конференция

detki.guru

Внеклассное мероприятие: «Духовно – нравственное воспитание»

Внеклассное мероприятие: «Духовно – нравственное воспитание у учащихся.»

ГУ «Садчиковская С.Ш.»

Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым – порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника

Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– умение видеть красоту в простом и обыденном;

–  умение дарить тепло и доброту;

– способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

– развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

– воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы,  умение дорожить близкими людьми.

 Форма проведения: педагогическая мастерская

 Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;

б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:

“Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал”

Методы проведения:

– поисковые;

– дискуссионные;

– игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход работы:

Учитель:

– Добрый день, ребята!

– Добрый день, наши дорогие родители, гости!

– Сегодня  мы с вами поговорим об очень важном и вечном…

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

– Это все хорошее, доброе, красивое.

– «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

– Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных,  который  готов в трудную      минуту прийти на помощь.                                                                                                                      

– Добрый человек любит природу и бережёт её.      

– Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

– Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми

Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья. 

  Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?

Пословицы о доброте

В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение.

  • Добрый человек несет мир.

  • Сделаешь добро, добро найдешь.

  • Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.

  • Добро и собака не забывает.

  • Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи

  • Доброта рождает доброту.

  •  Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

  • Про доброе дело говори смело.

  • Жизнь дана на добрые дела

  • Худо жить без ласкового слова.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

  • Добрые слова дороже богатства.

  • В ком добра нет, в том и правды мало.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  • Сумел провиниться, сумей и повиниться.

  • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

  • Плохо тому, кто добра не делает никому.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Добрые дела красят человека.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Молодцы!  Как вы много знаете пословиц о доброте.

Учитель:  Научиться по – настоящему  быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Игра « Комплимент».

– Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках игрушка. Я передаю ее стоящему рядом. При этом я называю того по имени и говорю ему что – то приятное  комплимент), следующий должен сделать тоже самое.

Учитель:    Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что – то приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.

По дорогам сказок…

А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.    

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Песня «Если добрый ты…»

Дети читают стихи.

  1. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

– Доброе утро! Солнце и птицы!

– Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

  1. Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

  1. А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                             М. Лисянский.

Ребята, а ведь и мы с вами были участниками многих полезных и интересных дел

Ведущий.  Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

  1. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты?

Приживаются цветы

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама, мама!

 Учитель:   Как хорошо, когда в доме, в школе на ваших лицах много доброты, но если существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Мне хочется предложить послушать

стихотворение  Федора Абрамова «Щенок»

Брошенный, он шел туда, где люди.

И уселся  возле гаража,

Мелкою прерывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

Только каждый мимо проходящий

Часть надежд собачьих уносил.

Почему не кто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

И сейчас,  за ломтик хлеба

Он  отдал пол жизни

Жизнь – за руку,  давшую его!

Вдруг вскочил….

И счастьем и морозом

Задохнулся, взвихривая с ног

То ему, ему призывно кто – то  свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пёс бежит по снегу прямиком

И … летит, отброшенный тяжёлым,

Кованным кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли

(футболист, как видно, был мастак…)

Ты привыкни, маленький калека.

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так…

В разговоре этот самый парень

Как – то о знакомом он  сказал:

«Разве человек он?

Пёс, собака!  Я б его иначе не назвал…»

– Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)

– Какой это мальчик? (высказывание детей)

– А что есть зло? (высказывание детей)

– Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод.  Тех  людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.

.        Кто любит собак или прочих животных

                              Серьёзных котят

                              И щенков беззаботных.

                              Кто может любить козла и осла –

                              Тот людям вовеки

                              Не сделает зла

Учитель:  Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.

– Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)

– А вежливые слова вы знаете?    

Игра «Вежливые слова».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить….(спасибо)

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь,

Поздороваться спешите,

Громко…(здравствуйте) скажите.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать…(пожалуйста)

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно.

Только не молчите,

Долго не тяните, а скажите…(извините)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

– Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

– Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, – отвечать – вежливо или невежливо.

• Поздороваться при встречи?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Громко разговаривать?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Помогать родителям?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

На сцене появляются два ученика, читают как диалог

стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой

Не похожи мы, но все же 
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
Он как даст!
– А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду – 
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра 
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Учитель:  Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?

.Учитель:  Но не всегда только  слова должны быть добрыми.

Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям. Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается.

Стихотворение «Два друга» (читают заранее подготовленные дети)

Побил меня Гуляев Коля:

Зачем снежком я запустил?

Но   я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери.

Ничком свалился на кровать.

А я когда-то в дружбу верил!

Но больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька. Колька, что ж ты это?

Такую дружбу не сберег?

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так не смело

Вошел с поникшей головой:

-Прости уж! Сердишься? За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: – Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

– Ребята, а что такое дружба? (высказывание детей)

Что такое дружба?

Это совесть чистая

И душа открытая

Так считают исстари.

Что такое дружба?

Дружба – это равенство

А дружить без равенства

Никому не нравится.

Что такое дружба?

Если станет туго

То во всём, как на себя,

Положись на друга.

Что такое дружба?

Крепкая опора

Вместе верные друзья

Могут сдвинуть горы.

Что такое дружба?

Это счастье дети

Это небо чистое

Мир на всей планете!

   Учитель:   Ребята, посмотрите ведь добро и зло они всегда рядом. Но добро всегда побеждает зло, а сейчас мы послушаем

стихотворение «Давайте будем дружить»

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как поле с плугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь и птица

И доверяли, повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем, беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету.

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Если учишься на «5»

Дисциплина – тоже.

То могу тебе сказать:

Лучше быть не может!

Если ты трепач и лгун,

И большой пройдоха,

То сказать тебе могу:

Это очень плохо!

Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил, –

Каждый скажет это!

Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет.

Это подло даже!

Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

Если ты как дикий зверь.

Сразу лезешь драться.

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,

кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен – в 40 раз

Ты собаки хуже!

Уважай людей вокруг:

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим!

Если ты среди ребят,

Одинок, как в море,

Только ты и виноват

В этом горьком горе.

А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.

Частушки:

Про  дела свои ребячьи

Пропоём мы вам в стихах

Все расскажем без утайки,

Все воскликните вы: « Ах!»

За меня  ребята бьются,

Как драчливы петухи.

Написали бы мне лучше

Задушевные стихи.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

– Извините тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

– Ух, народу сколько тут!

Занимай места ребята,

А то бабушки займут.

Я девчонка боевая

Завела себе дружка.

Мой портфель из школы носит

Его бабушка пока.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить

Только «Здравствуй» и «Спасибо»

 Не умеет говорить.

Говорит лентяйке мать:

– Убери свою кровать!

– Я бы мама убрала,

Только я ещё мала.

Ох, частушки хороши,

 Их поём от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

От души мы вам пропели

Школьные частушки.

Мы нисколько не устали –

Жалко ваши ушки

– Ну, так что есть среди вас такие ребята?

«Спешите делать добро!»

   

           Доброта нужна всем людям,

           Пусть побольше добрых будет.

           Говорят не зря при встрече

           «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека…

Учитель:  Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

– Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:   

«ТВОРИ ДОБРО».

А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

kopilkaurokov.ru

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

план работы по программе «Я и моя Родина» (1 – 4 классы)

план работы по программе «Я и моя Родина» (1 – 4 классы)

план работы по программе «Я и моя Родина» (1 – 4 классы)

Направления и задач

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

первое полугодие

второе полугодие

1-й класс

1. Наша страна и люди, которые в ней живут.

Задача: знакомить с общественно-политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.

«Россия- ро-

дина моя!»

(лирико-

поэтический

час)

«Мой Тамбовский край »

(конкурс-

викторина)

«Праздники

для всей страны»

(путешествие по календарю)

«О тех, кто мир нам подарил!»

(участие в выставке)

2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.

Задача: развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики

«Мы стали школьниками»

(о правилах поведения в школе)

«Как надо

разговаривать

со взрослыми?»

(беседа-игра)

«Что такое правила хорошего тона?»

(учебная игра)

3. Чтение – вот лучшее учение!

Задача: развивать интерес и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой.

«Учебная книга-наш друг!»

(практические занятия)

«Детские журналы»

(обзор и чтение)

«Выучи стихи, подари маме!»

(концерт в подарок)

«Увидел слово-прочитай!»

(задание на лето)

4. Развиваем индивидуальные способности и таланты.

Задача: развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости.

«Мои любимые уроки!»

(викторина-

игра)

«Кто лучше считает?»

(математич.

соревнования)

«Мы уже писать умеем!»

(поздравление- открытка)

«А я люблю петь, а ты?»

(показательное занятие)

5. Моя семья.

Задача: учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи.

«Мои родные»

(выставка рисунков)

«Семейные праздники»

(рассказы и рисунки)

«О наших бабушках,мамах, сестричках»

(викторина)

6. Что такое хорошо и что такое плохо.

Задача: учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.

«Учимся дружить»

(ролевые игры)

«Где нас подстерегает опасность?»

(разбор ситуации)

«Какие люди хорошие»

(беседа- диспут)

7. Люби, охраняй наш общий дом-планету Земля.

Задача: учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.

«Вот и осень пришла»

(экскурсия)

«Птичкам зимой надо помогать!»

(практическая работа)

«В природе должно быть чисто и красиво!»

(целевая прогулка)

«Пусть чистым будет моё село!»

(практ. задание на лето)

8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены.

Задача: учить соблюдать режим дня, и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщать к спорту

«Что такое режим дня?»

(беседа с примерами из литературных произведений)

Прогулки на свежем воздухе

«Хорошо с горы катиться!»

(игры на улице)

«Самые ловкие и умелые!»

(спортивные соревнования)

«Чистота- залог здоровья!»

(практическая игра)

Направления и задачи

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

первое полугодие

второе полугодие

2-й класс

1. Россия-родина моя.

Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с общественно-политической жизнью страны

«Наша страна-Россия»

(конкурс чтецов)

«Наша российская армия»

(литературная композиция, экскурсия в воин. часть)

«Названия улиц нашего села»

(путешествие по микрорайону))

2. Учимся жить среди людей.

Задача: развивать навыки культурного поведения, прививать нравственные качества

«Как надо вести себя в школе»
(беда с играми)

«Не забываем про вежливые слова»

(ситуация)

«О весне, дружбе и мире»
(выпуск плаката)

3. Книги читаешь – словно на крыльях летаешь.

Задача: прививать любовь к книге, учить правильно читать и пользоваться книгой

«Мои любимые книжки»

(литературные посиделки)

Ремонт книг в библиотеке

«Мартовская капель»

(семейный праздник)

4. Выявляем и развиваем способности и таланты.

Задача: выявить интеллектуальные задатки уч-ся, развивать и направлять их для реализации

«Кто что любит и умеет делать?»

(конкурс-викторина)

«Кто лучше и быстрее?»

(интеллект, соревнования)

«Что мы знаем, что умеем!»

(тесты, пантомима, рефлексия)

5. Семейные традиции и обязанности.

Задача: продолжить работу по сохранению семейных традиций, по выполнению своих обязанностей в семье

«Моя семья»

(иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома)

«Мы и наши имена»

(проект-защита семейный праздник)

6. Хорошее и плохое.

Задача: учить правильно и вовремя ориентироваться в трудных необычных ситуациях, находить выход из любого положения.

Произведения В. Осеевой и Л. Толстого о поступках детей

(чтение и обсуждение)

«Как лучше поступить?»

(творческие игры)

7. Наш дом-планета Земля.

Задача: учить относиться к природе и всему живому на Земле правильно,ответственно.

Развивать чувство прекрасного

«Славная осенняя пора»

( экскусия на природные территории

района)

«Подкормим птичек!»

(практическая работа)

8. Береги здоровье смолоду!

Задача: учить правилам личной личной гигиены, одеваться по погоде, соблюдать режим дня. Развивать спорт. умения и навыки, интерес к спорту.

«О режиме дня»

(беседа)

«Деревья нашего парка»

(составление кроссвордов)

«Все на лыжи и санки!»

(игры на улице)

«Как надо весной одеваться?»

(беседа с практической деятельностью)

Направления и задачи

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

первое полугодие

второе полугодие

3-й класс

1.Россия и россияне, наше Отечество.

Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с жизнью страны.

«Я живу в Тамбовской области»

(урок-путешествие)

«Моё Отечество!»

(экскурсия в г. Тамбов)

«Защитники Родины моей»

(лирико-поэтический час)

«Звучит памятный набат»

(участие в вахте памяти)

2.Искусство общения.

Задача: развивать качества общения: тактичность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть терпимее, искреннее.

«Уимся правильно жить и дружить»

(практические игры)

«Правила хорошего тона»

(учебные игры)

«Учимся выигрывать и проигрывать»

(беседа-соревнование)

3. Книги-наши верные друзья и помощники.

Задача: прививать любовь к чтению, учить читать с пользой и использовать справочную литературу

«Учебники-наши помощники»
(обучающая игра)

«С книгой жить-век не тужить»

(литературные посиделки)

«Прочти и расскажи!»

(задание на лето)

4. Развитие способностей и талантов.

Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить самовыражению

«Моё любимое занятие»
(анкетирование)

«Умелые ручки»

(работа в творческой мастерской)

«Самый грамотный у нас!»

(конкурс по русскому языку)

5. Воспитание в семье.

Задача: учить выполнять обязанности в семье, точности и аккуратности.

«А в нашей семье…»

(сочинение с иллюстрации)

«Солдаты из моей семьи»

(открытое родит. собрание)

«Моя помощь родным»

(беседа-диспут)

6. Хорошее и плохое, красивое и безобразное.

Задача: учить видеть красоту, осудить плохое и гадкое, правильно реагировать на происходящее

«Какому человеку можно доверять?»

(беседа-викторина)

«А можно ли это детям?»

(обыгрывание ситуаций)

«Красота может многое!»

(выпуск плаката)

7.Чистота и спорт-залог здоровья.

Задача: учить соблюдать правила личной гигиены, заниматься спортом

«Режим дня-здоровый образ жизни»

«Как правильно одеваться осенью и зимой»

(беседа-диспут)

«Все на лыжи!»

(соревнование)

«Будем плавать, загорать!»

(правила поведения на воде)

8. Плохо природе – плохо человеку!»

Задача: развивать чувство ответственности к природе, учить замечать прекрасное

«Дары осени»

(выставка поделок из природного материала)

«Весной наводим порядок на улице»

(трудовой десант)

Направления и задачи

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

первое полугодие

второе полугодие

4-й класс

1. Наше современное общество и наша страна.

Задача: знакомить с изменениями в общественно-политической жизни страны, развивать чувство патриотизма

«Россия, мы дети твои»

(семейный праздник)

«Герб города Тамбова»

(практическое занятие)

«В память о юных героях антифашистах»

(торжественная линейка)

«Какое оно общество?»

(диспут)

2.Коммуникабельность-это здорово!

Задача: развивать правильные коммуникативные отношения и толерантность, нормы этики и нравственности.

«Общение в школе»

(знакомство с уставом школы)

«Секреты волшебницы речи!»

(творческая игра)

«Соблюдаем этикет!»

(викторина с инсценировками)

3.С книгой жить-век не тужить!

Задача:прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.

«Учебные книги и справочники

(практическое занятие)

Детская периодическая печать

(обзор)

«Мы – сочинители»

(иллюстрированное сочинение)

«И летом вместе с книгой!»

(задание на лето)

4.Развиваем умственные способности.

Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить предприимчивости и самостоятельности

«Как я готовлюсь к занятиям по разным предметам?»

(диспут)

Математическая олимпиада

Викторина по русскому языку

«Экологическое путешествие по Тамбовскому краю »

(открытый урок)

5. Моя семья.

Задача: учить составлять генелогическое дерево, сохранять семейные традиции, уважать старших

«Мои родные» Защита проекта

(семейные посиделки)

«Рождество-праздник семейный»

«Женщины из нашего рода»

(родит. собрание с детьми)

6. Будем делать хорошо и не будем плохо!

Задача: учить разбираться в людях и их поступках, правильно реагировать на щзамечания, искать выход из трудных ситуаций

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!»

(дом. сочинение)

«Кто-то попал в беду»

(ситуация)

«Хорошие и плохие люди»

(диспут)

7. Земля-наш общий дом.

Задача: прививать ответственное отношение ко всему живому, разумно пользоваться дарами природы

«Берёза-символ России»

(проект)

«Гармония в природе»

(экологический плакат)

«Будем охранять водоёмы Тамбовщины)

8. Здоровый образ жизни.

Задача: продолжить работу по формированию здорового образа жизни.

Режим-это распределение времени»

Экскурсия на охраняемые территории- Воронинский заповедник

«Хорошо зимой на лыжах»

Спортивные соревнования

«Опрятная внешность»

(рейд)

videouroki.net

Духовно нравственное воспитание младших школьников

Забота о нравственном здоровье молодежи – стратегическая задача не только семьи, но и государства, поскольку это основа безопасности страны. В восстановлении традиционной нравственной культуры значимое место принадлежит работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Условия, которые для этого необходимы:

  • развитие в единстве чувств, сознания, поведения детей;
  • усилия воспитателей по приобщению ребят к разнообразной полезной деятельности;
  • содействие развитию в школьном коллективе гуманистических отношений, создание ситуаций, когда воспитанники поставлены перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Значение воспитания нравственности для общества

Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего. Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт.

Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.

В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание . Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры.  Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека.

Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:

  • гордость за свою Родину;
  • умение быть полезным, обслуживать себя;
  • стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду;
  • умение выбирать друзей, не подводить близких;
  • критическое отношение к своим недостаткам;
  • желание сохранять общественные ценности, родную природу;
  • помощь близким, товарищам, инвалидам;
  • творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.

Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании

Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.

Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.

Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.

В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.

?

Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.

Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно.

Организация духовно-нравственного развития

По мере взросления детям приходится искать ответы на вечные вопросы о том, что есть семья и Отечество, милосердие, честь, почему необходимо придерживаться правил, уважать закон. Понимание смысла ответов приобретает личностный смысл для ребенка, становится воспитательной задачей школы. Для решения этих задач привлекаются следующие рычаги:

  • общеобразовательные дисциплины;
  • художественные произведения;
  • современные периодические публикации, телепрограммы;
  • фольклор, культура народов, населяющих Россию;
  • традиции, жизненный опыт семьи;
  • личная практика в рамках социальных и культурных мероприятий;
  • различные источники научной информации.

Теоретические основы учебных программ, содержание учебников предполагают использование пласта культурологических знаний, дающих представление о многонациональности российского общества.

?

Одно из важных условий полноценного духовно-нравственного созревания – соблюдение принципа равноценности детства и социализации, одновременное раскрытие внутреннего и внешнего реального мира. С одной стороны, ребенку необходимо нравственное здоровье личности, с другой – возможность бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.

Уроки литературы

Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с миром посредством искусства, у них формируется должное отношение к людям, труду.

Малыша не испугать серьезными вопросами. Современные дети в жизни порой сталкиваются с довольно сложными проблемами. Чем раньше они начнут задумываться об истоках любви и ненависти, порядочности, добра, тем лучше. Чувство участия, сопереживания воспитывают гораздо лучше назиданий и нравоучений.

История и краеведение

Учащиеся мало знают о родном крае, его прошлом и настоящем. Организация краеведческой работы поможет осознать свое место в мире, формирует гражданственность. Знания ребят о родном крае, его ресурсах, знаменитых земляках, важных исторических событиях убеждают в необходимости заботливого отношения к природе, уважения к истории.

Знакомство с идеями православия

Согласно православному мировоззрению, смысл жизни человека, его семейного бытия – воплощение высоких духовных установок, хранителем которых всегда была православная церковь. Принципы, которые она проповедует, обладают высокими образовательными, воспитательными возможностями.

Стержень духовно-нравственного воспитания — идеи основных конфессий, что существуют в России. Главной целью учебных предметов, которые представлены в виде изучения истории религии или культуры – помочь детям понять непреходящую актуальность тех мудрых советов, которые противостоят разрушению, помогают встать на путь жертвенности, самоотдачи.

Внеклассная работа

Основная работа по духовно-нравственному воспитанию во время внеурочной деятельности проводится в форме игр, экскурсий, тематических классных часов, различных занятий клубного типа или рассказов, этических бесед.

Малышам трудно сфокусироваться на большом количестве целей, поэтому лучше выбрать что-то одно.

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе

Мероприятия лучше разделить по подгруппам:

Познание

Сюда относят различные интеллектуальные игры, работу по заполнению рейтинговых таблиц. Ребятам необходимы беседы, направленные на возбуждение интереса к учебе по таким темам: «О чем не написано в учебнике», «Выдающиеся женщины-ученые», «О людях науки».

Главное не давить на детей, а развить у них интерес к учебе, желание развиваться.

Ценностные ориентиры

Скучные классные часы, сухие беседы не смогут дать должного патриотического воспитания, не научат основам этикета. Гораздо более интересны, познавательны виртуальные путешествия, онлайн-игры.

Детям полезно услышать подлинные истории о патриотических поступках из уст ветеранов. Правила этикета закрепляются под контролем классного руководителя во время обеда, внеклассных мероприятий с выходом в город или на природу.

Необходимость труда

Осознание важности труда прививается детям во время небольших дежурств, генеральных уборок класса, пришкольной территории. Дополнительным подспорьем выступят классные часы на тему призвания, выбора будущей профессии, посещения местной фабрики, завода, организация школьной ярмарки.

Общественная польза

У этой группы бесед и мероприятий задача помочь осознать каждому ученику, что он должен быть полезен кому-то в реальной жизни. Это может быть шефство над более младшими школьниками, кроликом, котенком. С классным руководителем дети посещают приюты, детские дома, больницы.

Развлечь малышей, рассказать им сказку, помочь больному с обедом – эти занятия не только воспитывают сострадание, но становятся решающим фактором при выборе будущей профессии.

Творческие занятия

Поездки по родному краю, местам боев, тематические вечера на тему прихода осени, Масленицы, показы мод, встречи с поэтами и композиторами развивают у школьников интерес к творческим занятиям.

Уверенности в себе будущим творцам придаст неподдельный интерес окружающих к его творениям. Ребенку важно выражение восхищения, чрезмерная критика или игнор разрушают желание рисовать, выступать в драматическом кружке.

Укрепление здоровья

Регулярные спортивные состязания и классные часы на тему правил сохранения здоровья – полезное начинание. Чтобы ребятам было интересно принимать участие в играх, поездках в оздоровительные лагеря, походах, к ним тщательно готовят реквизит, плакаты, проводят сравнительную диагностику показателей здоровья «до» и «после».

Свободное время младших школьников может быть посвящено занятиям в тематических кружках, спортивных секциях. Для ненавязчивого контроля учителя могут использовать проведение анкетирования или метод обсуждения. Только здесь важно, чтобы такая «беседа» не превратилась в монолог учителя или разговор исключительно в среде детей.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Лучшая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Крещение. Час доброты»


 


 


Лучшая разработка внеклассного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию на тему:

«Крещение. Час доброты»

Подготовила учитель начальных классов

Синюгина Татьяна Анатольевна

2015г.

 

Тема внеклассного мероприятия: «Крещение. Час доброты»

Цели: познакомить учащихся с православным праздником и традициями Руси; развивать познавательный интерес к традициям Руси, воспитывать в детях чувство доброты, истины, любви и красоты.

Оборудование: тесты, ручки, игры, слова-пословицы.

Ход внеклассного мероприятия.

Организационный момент.

Введение в тему внеклассного мероприятия.

    – Рассказ учителя о православном празднике Крещения.

    19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминании о крещении Иисуса Христа на реке Иордан. В наше время при обряде крещения на водоёмах прорубь называется «иордань» именно в честь этой реки.

    Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения- Святого Богоявления- проводится водосвятие – освящение воды. Освященная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. В этот день на водоёмах принято принимать обряд крещения – опускаться в прорубь «иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте.

    Сообщение темы внеклассного мероприятия.

      Сейчас разговор у нас пойдет именно о доброте как о важнейшем качестве чистой человеческой души.

      Основная часть мероприятия.

        – Беседа. Доброта… Что означает это слово?

        (Ответы детей, как они понимают это слово)

        Вывод учителя. По определению Сергея Ожигова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по – настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Дети соглашаются, кто-то молчит). Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищённость). Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

        А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами также поступили? (Скорее всего, ответы детей будут отрицательными.) В Евангелии от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

        Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок хочет, чтобы все вокруг его любили и заботились о нём. Но мало этого желать. Надо самому всё делать так, чтобы выши поступки не обижали других, не вызывали у них обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Сейчас я проведу с вами тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.

        Напротив каждого ответа поставьте «да» или «нет».

        – Тест.

        У тебя появились деньги. Смог бы ты их потратить на подарки друзьям и родным?

        Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами и неприятностями. Если тебе эта тема неинтересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

        Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

        Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять им настроение?

        Часто ли ты используешь злые шутки?

        Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

        Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

        С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

        Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

        Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

        Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей (воспитателей) , если она не входит в твои обязанности (например, что-то выполнить за кого-то другого)?

        Станешь ли ты передразнивать кого – то чтобы развеселить своих друзей?

          Подсчитаем очки. Одно очко за каждый ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11 и за ответ « нет» на вопросы 2, 5,6,8,9,10,12.

          Результаты:

          Более 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение:

          Никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

          От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на всё, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

          Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

          – Беседа. Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Ответы детей)

          Вывод учителя. Конечно же, добрые слова, тёплые слова. Какие? (Ответы детей: «Доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры» и другие.

          Скажите, а как можно усилить красоту и обоняние этих слов? ( с помощью улыбки и доброжелательного взгляда) Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

           

          Чтение стихотворения учащейся.

          Слова чудеснейшие эти

          Услышать каждый очень рад;

          Добреют взрослые и дети

          И улыбнуться всем спешат.

          – Игра «Доскажи словечко».

          Давайте. Немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы должны подобрать подходящее по смыслу доброе слово.

          Придумано кем-то просто и мудро-

          При встрече здороваться … («Доброе утро!»)

          Доброе утро! – солнцу и птицам.

          Доброе утро! – улыбчивым лицам.

          И каждый становится добрым, доверчивым,

          И доброе утро продлится до вечера.

          Зазеленеет старый пень,

          Когда услышит:… («Добрый день!»

          Мальчик вежливый и развитый,

          Говорит, встречаясь:… («Здравствуйте!»)

          Растает ледяная глыба

          От слова доброго …(«Спасибо!»)

          Когда бранят за шалости,

          Мы говорим:… («Прости, пожалуйста!»)

          Если больше есть не в силах,

          Скажем маме мы:… («Спасибо!»)

          И во Франции, и в Дании

          Говорят, прощаясь …(«До свидания!»)

          Всем вам с большой любовью

          Желаю … («Крепкого здоровья!»)

          Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

          Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».

          (Дети собирают пословицу из слов и зачитывают)

          Пословицы:

          Не ищи красоты – ищи доброты.

          Не одежда красит человека, а его добрые слова.

          Доброе слово и кошке приятно.

          Не хвались серебром, а хвались добром.

          Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

          Торопись делать доброе дело, а худое само приспеет.

          Доброе братство сильнее богатства.

          Ребята, многие из вас смотрели мультфильм о том, как Удав передавал привет Мартышке. В нашей следующей игре привет необходимо будет поймать.

            Игра «Поймай привет». Звучит музыка. Под музыку дети начинают хлопать в ладоши. Подходя то к одному, то к другому в момент, когда тот хлопает, ведущий быстро проводит ладонью между ладонями хлопающего. Последний в свою очередь пытается хлопком «поймать привет», то есть руку ведущего. Тот, кому это удаётся сам становится ведущим.

            А сейчас игра «Замени добрыми словами»

            Злой – добрый

            Невежливый – …(вежливый)

            Грубый – … (ласковый)

            Отнять – … (отдать, подарить)

            Поругать – … (похвалить)

            Ленивый – … (трудолюбивый)

            Жадный – … (щедрый)

            Обидеть – … (защитить)

            Огорчить – … (обрадовать)

            Грустный – … (весёлый)

            Равнодушный – … (заботливый)

            Неряшливый – … (аккуратный)

            Сломать – … (починить)

            Порвать – … (заклеить)

            Крикливый – … (молчаливый)

            Развязный – … (скромный)

            Трусливый – … (храбрый)

            – Игра «Ласковое слово»

            Сыграем в игру “Ласковое слово”. Я буду называть слова, например: “Солнце”, а вы ласково “Солнышко”

            Птица – птичка

            дерево – деревце

            сказка – сказочка

            рука – ручка

            ребенок – ребёночек

            ручей – ручеёк

            кольцо – колечко

            сердце – сердечко

            стол – столик

            кошка – кошечка

            мама – мамочка

            Молодцы, вам понравились ласковые слова.

            Да, ласковое, доброе слово душу согревает.

            – Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»

            Дети встают вкруг, слегка вытягивают руки вперёд ладонями вверх и закрывают глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется его послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

            Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувтсвуете как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

            Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

            Итог мероприятия. Откройте глаза, посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего- нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с урока.

              Доброта – вещь удивительная.

              Быть легче добрым или злым?

              Наверно, легче злым.

              Быть добрым – значит отдавать 

              Тепло свое другим.

              Быть добрым – значит понимать

              И близких и чужих

              И радости порой не знать,

              Заботясь о других.

              Конечно, доброму трудней, 

              И все же посмотри:

              Как много у него друзей!

              А злой всегда – один…

              Всего вам доброго!

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Материал на тему “Планирование мероприятий по духовно-нравственному воспитанию”

              1. Познавательное.

              Цель: воспитание цельной целомудренной личности.

              Задачи: привить умение к правильному оцениванию себя в жизни, своих поступков с точки зрения духовности и нравственности.

              1 сентября.

              День знаний.

              Беседа о правилах и нормах поведения в школе и за её пределами.

              1 октября.

              Международный день пожилых людей.

              Беседа об уважительном отношении к пожилым людям. Изготовление подарков для дедушек и бабушек.

              28 ноября.

              День матери.

              Беседа о добром, чутком отношении к матерям. Изготовление сувениров для мам.

              12 декабря.

              День конституции. Познавательная беседа о понятии «конституция», о её значении в жизни каждого человека.

              2. Нравственное.

              Цель: духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

              Задачи: формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всём его много- образии.

              10 сентября.

              Беседа «Отзывчивость и доброта».

              15 октября.

              Беседа «Душевность и бездушие».

              3 ноября.

              Беседа «Кто такие эгоисты».

              20 декабря.

              Беседа «Настоящие друзья». Изготовление новогодних подарков для друзей.

              3. Трудовое.

              Цель: воспитывать творчество и созидание, стремление, настойчивость, трудолюбие, бережливость.

              Задачи: приучать трудиться, развивать эстетический вкус.

              3 сентября Беседа «Бережём родную школу».

              7 октября.

              Трудовой десант по уборке класса и территории школы.

              10 ноября.

              Беседа «Учёба и труд рядом идут».

              6 декабря.

              Трудовой десант по уборке класса и территории школы.

              4. Спортивно-оздоровительное.

              Цель: воспитание любви к спорту, здоровому образу жизни.

              Задачи: формирование волевого характера, правильной жизненной позиции.

              15 сентября.

              Общешколь-ное собрание о влиянии на человека вредных привычек.

              25 октября.

               Спортивные состязания «Ловкий, смелый, находчивый».

              20 ноября.

              Прогулка в городской парк.

              26 декабря.

              Эстафета «Кто быстрее!»

              Весь материал – в документе.

              videouroki.net

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *