Нравственное и духовное воспитание современного человека: Программа духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности
Щеулова Екатерина Алексеевна1, Николаева Алена Евгеньевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка
Аннотация
Статья посвящена изучению духовно-нравственного воспитания как одного из аспектов воспитания, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности. Данное теоретическое исследование в области нравственного воспитания показывает, что в условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления с целью усовершенствования процесса духовно-нравственного воспитания современной молодежи.
Ключевые слова: духовно нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие личности, молодое поколение, общество, социализация
Shcheulova Ekaterina Alekseevna1, Nikolaeva Alena Evgenievna2
1National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, Assistant Department of General Education and Professional Education Pedagogy
2National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, student
Abstract
The article is devoted to the spiritual and moral education as one of the aspects of education, is a key link of the process of identity formation. This theoretical research in the field of moral education shows that in today’s society the traditional means of education and technology need to be updated in order to improve the process of spiritual and moral education of the youth of today.
Keywords: moral and spiritual development of the individual, socialization, society, spiritually moral education, younger generation
Библиографическая ссылка на статью:
Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 25.11.2022).
На сегодняшний день огромное значение в обществе имеет воспитание, так как именно они выступает «залогом», неким фундаментом для формирования и развития духовно-нравственной личности современного поколения. Совершенно очевидно, что никакие социальные, экономические и политические проекты в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и социума в целом.
Одной из актуальных проблем воспитания является процесс формирования и становления духовно-нравственной личности современной молодежи, в связи с тем, что интеллектуальные способности и образование молодого поколения должны быть во взаимодействии с его богатым духовным внутренним миром и высоким культурным уровнем развития. Как правило, прежде всего, это относится к становлению человека, обретению им неповторимой индивидуальности, собственного образа, формированию духовности, нравственному осознанию, творческого начала и исторически сложившейся ментальности страны.
Различные проблемы и кризисные явления современного общества могут свидетельствовать об актуальности воспитания, а прежде всего, духовно-нравственного воспитания, к ним относятся: криминализация социума, наркомания, алкоголизм, низкий уровень моральных ценностей, проституция, бродяжничество, деформированный институт семьи, суицид и т. д. В связи с этим, возникает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в отдельную область воспитания, обладающую доминантными особенностями, идеями, методами и способами своевременной реализации, которые в дальнейшем поспособствуют разрешению кризисных явлений.
В настоящее время, такой специфический спектр воспитания, как духовно-нравственной, осуществляют различные учреждения современного социума: семья, детский сад, школа, друзья, группа сверстников, колледж, высшее и учебное заведение, трудовой коллектив, армия, профессиональное сообщество и весь социум в целом. В качестве лица, осуществляющего воспитание или показательный примером, в качестве образца, примера для подражания могут выступить: родители, опекуны, преподаватели, друзья, руководители, культурные деятеля или же харизматичные общественно-политические активисты. Исходя из этого, нами была сформулирована цель исследования: проанализировать духовно-нравственное воспитание современной молодежи.
Молодежь – это общественно-демографическая категория, выделенная на основе отличающихся возрастных рамок (приблизительно 14-30 лет), социального положения, социальной мобильностью, сопряженной с переходом индивида от детской несамостоятельности к индивидуальному самоопределению в обществе, от финансовой, общественной и иной суверенности от опекунов с осознанием полной правовой ответственности за собственное поведение и образ действия, совершенные в обществе.
Согласно своей сущности, молодое поколение ни прогрессивно, ни консервативно, она потенция, готовая к любому начинанию. При подготовке в будущей самостоятельной жизни, она имеет колоссальное стремление высвободить собственные физиологические и интеллектуальные силы, кроме этого она жаждет воплотить собственные идеи в социальную практическую жизнедеятельность.
Вступающая в общественную жизнедеятельность, молодежь проявляет инновационный потенциал возможностей, готовность к приспособлению и обособление в социуме.Молодежь, как обладатель огромного интеллектуального потенциала, считается не только потребителем материальных и духовных ценностей, она также их производитель. Она нацелена вносить их в общественную жизнь, поскольку только лишь молодое поколение способно обновлять и вносить существенные изменения в нее.
Следует отметить, что современному молодому поколению характерен низкий уровень знания истории своей страны, свойственно слабое представление о духовно-нравственной культуре своего народа и примерах из минувшего исторического прошлого своей Родины. К сожалению, для нынешней молодёжи так же характерно параллельное существование двойного стандарта поведения, «нравственная глухота», то есть отсутствие нравственности или «аберрация морали», «дегуманизация поведения». Так же, стоит отметить широкий размах в смене ориентации молодых людей на параметры массовой, в ключевом, западной культуры в связи со снижением культурных, духовных, истинных национальных ценностей, характеризующих менталитет нашей страны.
Взамен того, чтобы быть добрыми и отзывчивыми людьми, думающими, в первую очередь, о семье, нынешняя молодежь все чаще меняет приоритеты. Широкое распространение среди молодежи имеют пагубные привычки, насилие, превосходство. При этом высоконравственные ценности отходят, как правило, на задний план. Данная тенденция весьма опасна и может привести к глобальным последующим проблемам существования молодежи в социуме. Это не означает, что нужно слепо возвратиться к прошлому и начать следовать давно забытым традициям, убеждениям и нравственным нормам, но при этом и сидеть в стороне так же не стоит.
Молодежь, являясь неизолированным социальным объектом, имеет необходимость в воздействии социума на неё. Так как современное молодое поколение способно абсорбировать энергию и силу влияния на него, воздействие позволит приспособить его к типичному образу жизни. В связи с этим возникает маниакальная идея, что едва ли не все проблемы современной молодежи можно решить с помощью воспитания. В связи с этим, с целью гармоничного формирования современной личности необходимо помочь найти молодому поколению смысл в жизни, приобщенный непосредственно к ценностям духовной культуры народонаселения.
Термин «воспитание» трактуется по-разному, но смысл всегда один. Что же это такое воспитание? Энциклопедический словарь дает следующее определение. Воспитание – это процедура организованного и целенаправленного воздействия, цель которого заключается в формировании социальных взаимосвязей, создании условий для усвоения ребенком социальных норм и правил поведения. В воспитании детей зачастую общество придерживается следующего постулата: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек по-своему уникален и при этом обладает индивидуальным предназначением. Непосредственно от того, достаточно ли человек будет благовоспитан и дисциплинирован, какая обстановка будет господствовать в его семье, будет зависеть его социализация, его образ мыслей, темперамент и жизненный круг интересов.
В современной педагогике воспитание понимается как намеренное и систематическое, постоянное, длительное воздействие взрослых людей на силы и способности малолетних лиц с целью подготовить их к возможному при данных обстоятельствах человеческому совершенству и тем самым помочь им достойно осуществить предназначение в жизни. Воспитательный процесс обуславливается относительно осмысленным, целенаправленным взращиванием человека в соответствии со специфическими особенностями целей, групп и учреждений, в которых он осуществляется.
«Воспитание – великое дело, им решается участь человека» – сказал когда-то В. Белинский. Что же предполагает духовное воспитание? Духовное воспитание – это один из важнейших аспектов воспитания, формирующий ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое становление и развитие человека. По своей сущности духовное воспитание способно сформировать у человека чувства долга, ответственности, справедливости, искренности, ответственности и другие качества, способные придать значение действиям и идеям человека в социуме [1].
Духовное воспитание включает в себя, как правило, религиозное воспитание, которое дополняется интеллектуальным, нравственным, морально-эстетическим, правовым. Стимулирования данного воспитания осуществляется с помощью средств умственного, эстетического, этического, физического воспитания, но при этом не гарантируется ни одним из этих используемых средств, ни всеми ими, комплексно взятыми. Нравственное воспитание с этой точки зрения служит одним из средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его.
Процесс духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью процесса воспитания. Цели и задачи воспитания определяются господствующими отношениями в обществе. Однако, возможно ли определить какие социальные отношения выстраиваются в современном обществе? Условия жизни современного молодого поколения сложны и двойственны. Потоки каждодневной негативной информации захлестывают неокрепшую психику молодежи. Неконтролируемое влияние средств СМИ на их сознание приводит к непредсказуемым последствиям. Современная молодежь характеризуется экспансивностью, волевым характером и духовной незрелость. В связи с этим, можно сделать некий вывод о том, что современная молодежь пребывает в состоянии духовной депрессии [3].
Воспитание духовной личности может осуществиться только при совместном взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями и, конечно же, государством. Одна из насущных проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Молодое поколение в связи с этим лишается возможности брать пример со старшего поколения, обладающего жизненным опытом. У молодежи так же наблюдается отсутствие знаний о том, какими истинами пользовались предыдущие поколения для разрешения возникающих когда-либо проблем [2].
Молодое поколение вправе распоряжаться своей судьбой. Но ему нельзя позволить несознательно подходить к этому процессу. Безусловно, молодежь должна идти по пути духовно-нравственного развития. Задача же общества, в свою очередь, направить молодое поколение в нужное русло, способное сформировать доминирующие, нравственные приоритеты развития в социуме. Способствовать развитию элементов духовно-нравственного мира стоит начинать с детства. Нравственные установки молодых людей нужно формировать под постоянным контролем, но и при этом предоставляя права выбора. Оказывать влияние можно примерным поступком, поведением, беседой с разъяснением, используя воздействие культуры и окружающей природы, как волшебной палочки, и, самое важное, силой воздействия собственного примера родителей.
В воспитании современной молодежи стоит придерживаться следующих рекомендаций:
– создавать ориентацию на духовное развитие личности ребенка;
– учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
– не пропускать мелочей в развитии личности ребенка;
– помогать овладевать общечеловеческими нормами и ценностями нравственности, формировать внутреннюю систему нравственных регуляторов поведения;
– строить отношения не на порицании негативных качеств личности ребенка, а на поддержке положительных индивидуальных черт и качеств характера, которые ему присущи;
– актуализировать принадлежность ребенка к определенной культуре и содействовать приобретению им ценностей и черт данной культуры.
Основу нравственного воспитания ребенка, в первую очередь, должен составлять его личностный опыт, который содержит свои ценностные особенности, смысл, умения и индивидуальные способности, социальные навыки и способы поведения.
Таким образом, современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодежи в обществе. Молодые люди, получающие аттестат зрелости, должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Для этого им необходимо усвоить социальные нормы, навыки и практические умения, которые обеспечивают, во-первых, его адаптацию в условиях меняющегося окружающего мира, во-вторых, – социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных, политических и экономических ролей, что невозможно без сформированной системы ценностных ориентаций, установленных в обществе, и без высокой личной ответственности за свое поведение в обществе.
Библиографический список
- Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
- Покатыло В. В., Шигабутдинова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4.
- Табакаев, Ю.В. Реформаторский зуд и депрессия общественного сознания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Николаева Алена Евгеньевна»
Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях
Петрова Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент,доцент кафедры кадрового,моральнопсихологического и информационного обеспечения ОВД,Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВДРоссии, г. ТюменьА[email protected]
Особенности духовнонравственного воспитания молодежив современных условиях
Аннотация:Развитие концепции духовной безопасности современного российского общества является важнейшей государственной проблемой, так как общество как целостность может существоватьтолько на основе духовнонравственных ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала. Духовная безопасность России зависит от всех слоев нашего общества, но особенно важна здесь позиция молодежи.Ключевые слова: духовнонравственноевоспитание,молодежь, общество,формирование,культурныеценности.
20.10.2012 г. опубликован Указ Президента России Владимира Путина ©О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитанияª и о создано управлениепо общественным проектам. Новое подразделение создано ©в целях укрепления духовнонравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания молодежи, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфереª, говорится в указе. Новое подразделение должно предложить новую содержательную повестку дня для политики со стороны власти.Развитие концепции духовной безопасности современного российского общества является важнейшей государственной проблемой. Это обусловлено тем, что процессы, происходящие в духовной сфере, способны оказать как многоаспектно позитивное, так и крайне негативное влияние на развитие России в XXI веке. Духовная безопасность выступает в единой связи с другими аспектами безопасности: политическим, экономическим, информационным, интеллектуальным, демографическим, экологическим, национальным.Российское общество находится перед фактом духовной разобщенности, социокультурного раскола, кризиса социальных ценностей и духовной культуры. Соответственно, вопрос об обеспечении духовной безопасности России жизненно важный вопрос, так как общество как целостность может существовать только на основе духовнонравственных ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала.
Духовная безопасность общества связана с состоянием его духовной сферы, уровнем развития его культуры, нравственности. Духовная безопасность выступает качественной характеристикой состояния общества в аспектеего духовнонравственной и мировоззренческой состоятельности, потенциала базовых целей и ценностей, баланса индивидуальных, групповых и социальных интересов, функциональной согласованности политических институтов, идеологии и культуры [1]. Духовность универсальное свойство личности, устремленность к идеалу, основа всего, что относится к самореализации и мотивации человека. Духовность и человечность тесно взаимосвязаны. Содержание и понимание духовности зависят от воззрений и развития человека.Российское общество на современном этапе развития характеризуется пренебрежительным отношением к своей истории, своему культурному прошлому, накопленному поколениями социокультурному опыту, что выражается в том, что различными поколениями исповедуются различные ценности и культурные нормы. Духовная безопасность России зависит от всех слоев нашего общества, но особенно важна здесь позиция молодежи. Молодежь наше будущее. Наблюдаются попытки оторвать новые поколения от позитивных ценностей. Под воздействием СМИ молодежь России все больше и глубже ориентируется на ценности и нормы западного образа жизни. На сегодняшний день существует много неформальных течений молодежи. Например, последователи следующих субкультур: ©эмоª, ©готыª, ©граффитерыª, ©металлистыª, ©рокерыª, ©панкиª, ©реперыª, ©скинхедыª, ©футбольные фанатыª, ©гопникиª, ©анархистыª. В большинстве таких объединений нет внятных интересов и программ деятельности, позитивные цели не ставятся. Часто ими пытаются скрытно управлять деструктивные культы. Они постоянно совершенствуют свои методы воздействия на общество и на молодежные субкультуры. Всем понятно чтобы этим опасным тенденциям противостоять, необходима эффективная стратегия. И начинать надо с главного: идеалов, ценностей, идей, идеологий, мировоззрений,принципов. Средства массовой информации оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения, ход политических процессов, на социализацию молодого поколения, его мировоззрение, культурные приоритеты и сознание. Учитывая манипулятивный характер воздействия СМИ, а также возрастающую мощность этого воздействия на мировоззрение масс, можно строить самые негативные прогнозы развития российской молодежи. Опасность СМИ проявляется не только в том, что они формируют определенную реальность, сконструированную искусственно и через манипулятивные механизмы внедряемую в сознание масс, но прежде всего в том, что поток информации, идущий через СМИ, часто носит крайне негативный характер, разрушающий психику, духовный мир, культурные ценности и нормы подростков, молодежи [2]. Рост насилия, суицидов, преступности, жестокости, равнодушия, безразличия в российском обществе, и прежде всего в молодежной среде, явное тому доказательство и следствие бесконтрольности деятельности СМИ. Очевидно, что СМИ владеют монополией на формирование культурных приоритетов и ценностей, а общество, находящееся под воздействием СМИ, подвластное его манипулятивным движениям и действиям, уже некоторые ученые называют медиатизированным [3], что означает не только доминирующую роль медиа втрансляции информации, но и формировании образцов культуры, социальных норм и ценностей, жизненных приоритетов. Важно заметить, к сожалению, что российская система образования, утрачивает свое первостепенное воспитательное предназначение и разрушает накопленный веками дидактический опыт. При наличии населения с одним из самых высоких процентов людей с высшим образованием уровень грамотности, воспитанности, эрудированности, интеллигентности характеризуется крайне низкими показателями [4].Состояние семьи является показателем духовного благополучия нации. Через семью индивид интегрируется в социум, приобретая первые знания и впечатления, представления и эмоции о мире, обществе, социальных отношениях, посредством приобщения к культуре в ее различных аспектах:этническом, экономическом, политическом и т.д. Любые общественные трансформации, социальные потрясения в первую очередь сказываются на семье, и, соответственно, восстановление её выступает необходимым условием для обеспечения духовной безопасности общества и должно стать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности государства [2].©Демонтажª советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к ©эрозииª ряда важных моральнонравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная обогащение и успех любой ценой.Основными угрозами духовной безопасности современной России являются: институциональный кризис и слабость социализационной системы общества, неспособной противостоять деструктивным тенденциям в обществе и негативному влиянию СМИ; социокультурный раскол, который выражается в забвении российских культурный ценностей, накопленного социокультурного опыта; отсутствие единой идеологии, способной сплотить российское общество; негативные явления в сфере семейнобрачных отношений, способствующие ухудшению социального самочувствия молодого поколения, ее криминализации и девиации, снижение уровня образованности, воспитанности и духовности; рост социального неравенства и др. Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, сколько, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. ©Система образования, подчеркнул Д.А. Медведев, в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нацииª. Система образования призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовнонравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Система образования призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.В воспитании россиянина гражданина и патриота особо важная роль принадлежит учебным заведениям. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом системы образования. Если школа, вуз или иное учебное заведение не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у молодого человека в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться ©путанаяª идентичность и моральный релятивизм.Воспитание это комплексная социальнопедагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентированона достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретных исторических и социокультурных условиях.Национальная идея высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни. Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. М.В. Ломоносов утверждал: ©Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла. Главное в воспитании формирование человекапатриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением Россииª.В советский период отечественной истории высоким педагогическим идеалом было воспитание всесторонне развитой личности, что давало примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом потребительство, балансирование на грани вседозволенности, не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни. На современном этапе развития России при определении национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.Современный национальный идеал должен определяться как идеал личности высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененную в духовных и культурных традициях российского народа:
личностная культура это готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности;
семейная культура это осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
социальная культура это осознание себя гражданином своей страны на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями. Нравственное развитие гражданина России это процесс последовательного расширения и укрепления ценностносмысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.Господствующей идей национального самосознания, духовной безопасности в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку, находящемуся, как раньше говорили, на ©гocyдаревой службеª, а ныне на службе обществу и государству. И в первую очередь эти чувства относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, гарантом общественного спокойствия армии и правоохранительным органам. Сотрудники органов внутренних дел должны постоянно помнить, что их деятельность питает одно из высших нравственных чувств народа российский патриотизм и что население нашей страны совершенно справедливо предъявляет к ним повышенные нравственные требования. Представляя органы внутренних дел как прямое воплощение государственной воли, наши люди совершенно правомерно хотят видеть в деятельности сотрудников этих органов образец государственного патриотизма, воплощение лучших принципов общественной нравственности. Д.И. Писарев писал: ©Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершатьсясамостоятельно, в нашей собственной голове…ª[5].От гражданской позиции человека, его мотивационноволевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей непосредственным образом зависят темпы и характер развития общества. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Необходима активная и продуманная политика государства в области обеспечения духовной безопасности общества, на основе комплексного разрешения острейших проблем в области экономики, образования, демографии, семьи, спорта и т. д., содействие социальнокультурной интеграции иммигрантов в наше общество; оздоровление мотивационной и поведенческой сфер жизни населения нашей страны; укрепление позитивной духовности и нравственности населения.Ссылки на источники1. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения. Автореферат. … док. полит. наук. РостовнаДону, 2009. 2. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности/Социoлогические науки. Выпуск №1 2011 г. 3. Черных А.И. Реальность ©четвертой властиª // Социологический журнал. 2008. № 1. С.100.4. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. М.: ЦСП, 2008. С. 21.5. Писарев Д.И. Соч. М., 1956. Т. 4.С. 197.
Petrova Alla S., candidate of pedagogic Sciences, docent, Associate Professor of human, moral and psychological and information support of ATS, Tyumen Institute of further education of the officers of the Russian Interior Ministry, Tyumen.
Features of spirituallymoral education of youth in contemporary conditions Abstract: development of the concept of spiritual security of the contemporary Russian society is a major public issue, as both the integrity of the society canexist only on the basis of the spiritual and moral values as indicators of vitality in society, its spiritual and social potential. Spiritual security of Russia depends on all segments of our society, but is particularly important here the position of young people. Keywords: are spirituallymoral education, youth, society, shaping, cultural values.
Жак Маритен Центр: JM 2/04
Жак Маритен Центр: JM 2/04Центр Жака Маритена
Созыв регентов Университета штата Нью-Йорк
Регент Херд, господин канцлер, господин президент, регенты университета штата Нью-Йорк и уважаемой аудитории,
Я полностью признателен за честь выступать на этом обеде — не без, скажем так, некоторого страха и трепета, ибо я уверен, что вы гораздо компетентнее меня в воспитательных проблемах что будет темой моего выступления.
Но канцлер Броснан был достаточно любезен, чтобы предложить мне сказать несколько слов о нравственных и духовных аспектах образование. Это далеко не простая тема.
Еще со времен Сократа и Платона проблема: «Может ли этическому поведению?” и “Как научить этическому поведению?” было испытанием учителей. Сократ и Платон считали, что добродетель это знание; Аристотель ответил, что от знания мало толку. для добродетели, и эта добродетель не является предметом обучения. А это совершенно верно, в целом.
Отсюда парадокс школ, колледжей и университетов: они должны помочь молодым людям стать мужчинами и женщинами, достойными своего имени; теперь, что самое главное в отношении такой цели, если не правильно моральное поведение? Да, но правильное нравственное поведение — это не вопрос обучения. В таком случае, должны ли мы сказать, что система образования не должна вовсе не с нравственным воспитанием, а оставить другим и более фундаментальные агентства, а именно семья и церкви, все ответственность за подготовку одних и тех же учеников к действиям и поведению в правильный путь, согласно требованиям справедливости и любви?
Такой ответ не соответствовал бы ни истине, ни дух этой страны. Американское образование, по сути, всегда с полным основанием подчеркивал моральный разговор, который касается школьная система — хотя время от времени, позвольте мне сказать, некоторые теоретики в образовании слишком много внимания уделялось хорошей гражданственности и хорошо налаженном социальном поведении, и несколько недостаточно на справедливости и любви, а также на комплексном знании — в то время как некоторые другие теоретики, такие как Дж. Стэнли Холл, считали, что инстинкты ребенку нужно дать полную свободу действий, чтобы он мог естественно. перейти из стадии дикости в цивилизованную стадию. . .
На данном этапе и в качестве предисловия к нашему обсуждению уместно, я считаю, подчеркнуть два основных утверждения, которые признана веками. В первую очередь: прямое и основная ответственность школы не моральная, а интеллектуальная в природа, а именно ответственность за нормальный рост интеллекта учащихся, приобретение ими членораздельной и достаточно универсальное знание и развитие собственного внутреннего интеллектуальные способности. Школа должна прежде всего научить их тому, как думать.
На втором месте: ответственность за нравственное воспитание держится непосредственно и прежде всего на семье, с одной стороны, и на с другой стороны, религиозная община, к которой принадлежит семья принадлежит молодой человек. Я хотел бы добавить в скобках, что для исследователю человеческих цивилизаций ясно, что мораль в человечество неотъемлемо связано с религией и верой. Конечно, могут быть «хорошие язычники» и «хорошие атеисты». Тем не менее — и насколько как глубинные варианты, которые иногда ускользают от сознания обеспокоены, можно задаться вопросом, являются ли эти добрые язычники и добрые атеисты на самом деле не являются псевдоязычниками и псевдоатеистами а не настоящие язычники и настоящие атеисты. В любом случае из точки зрения интеллекта, нет первичных и незыблемых основание безусловного характера нравственного закона и нравственного обязательство, кроме Бога. Так что, как было сказано в Регентском Заявление о нравственном и духовном воспитании в школах, «Вера в и зависимость от Всемогущего Бога была краеугольным камнем, на котором Отцы-основатели строили». В результате получается, что объекты предлагаемые школьной системой для религиозного обучения учеников (вне школьных помещений, в случае школ, контролируемых государством) являются императивным требованием общего блага.
Но довольно этих скобок. Теперь суть, которую я хотел бы настаивать на том, что если первая обязанность школы касается с умом и со знанием, и если первый и прямой ответственность за нравственное воспитание принадлежит семейной группе и церкви, тем не менее ответственность системы образования в этом отношении является, хотя и косвенным, не менее нужным и необходимым. Я только что сказал, что, по Аристотелю, знание мало пользы для добродетели. Утверждение Аристотеля верно в этом смысле что знать, что такое мужество или самообладание, недостаточно, чтобы действовать мужественно или проявлять самообладание. Но знание — это общее предварительное условие, необходимое для добродетели, общее предварительное условие, необходимое за достойное, великодушное и честное нравственное поведение, в том смысле, что никакая правильная человеческая жизнь не может иметь основательности, стабильности и продолжительности без видения мира, в котором твердые убеждения о моральных и духовные ценности кажутся рационально обоснованными, а обоснованность старая максима Платона: «Лучше терпеть несправедливость, чем “нанеси это” хорошо видно.
Теперь — и тем фактом, что школьное и высшее образование должны учить студентов, как мыслить правильно и всесторонне — это это не работа школы и колледжа, чтобы развить такое мировосприятие и такие твердые убеждения о моральных и духовные ценности, — иными словами, такое целостное знание суждено вырасти в настоящую мудрость? Таким образом, несмотря на школу и высшее образование в основном имеет отношение к интеллекту и знание, оно осуществляет в то же время косвенное, но решающее влияние на здоровье воли и имеет основную моральную задачу выполнять. Эта задача, касающаяся интеллектуальных основ нравственной жизни, и с развитием чувства этих реальностей которые духовны по своей природе, как истина и красота, – эта нравственная задача образования растет сегодня, как мне кажется, все более и более важно, поскольку человечество сталкивается с материалистическим или позитивистским философии, которые полностью релятивизируют моральные стандарты и с “направленным на других” или овечьим складом ума, который индустриальная и технологическая цивилизация имеет тенденцию к развитию. Если такой склад ума, для которого единственно существенным является приспособление окружающей среде, возьмут верх, человеческая мораль сводятся, например, к добросовестному выбору в качестве этического стандарта обычное поведение, описанное в отчете Кинси, и мы бы забыли что не может быть общества свободных людей без фермента личная совесть, которая не приспосабливается к окружающей среде, а сопротивляется среде и предпочитают повиноваться закону Бога, а не закону люди.
В связи с предыдущими соображениями я хотел бы отправить несколько замечаний,
Прежде всего, я хотел бы настоять на том, чтобы развитие чувства духовных реальностей и духовных ценностей, и что усилие к интегрированному знанию и мудрости, которые обычно связанные с понятием гуманитарных наук, не являются привилегией категория дисциплины в отличие от других. На мой взгляд, подлинный гуманитарные науки и подлинные гуманитарные науки охватывают не только математику, но и физика и все естественные науки, и то, что сегодня называется человеческим наук, и даже техники, а также литературы, изобразительного искусства, истории и философия. Ибо единственное, что действительно имеет значение здесь, это универсальное вдохновение, которое пронизывает учение.
Я считаю, что великий вопрос состоит в том, чтобы сосредоточить учение на средних школах и колледжах, о творчестве человеческого разума, и безграничная стойкость его духовной силы; это сделать учащиеся как можно полнее осознают это творчество, к которому ни один электронный мозг никогда не сможет достичь, и постоянные усилия через которое человечество продвигает в своем стремлении к знанию, в завоевании материальной природы и в разнообразном проявлении возможности, скрытые в человеке.
С этой точки зрения представляется необходимым, безусловно, знать результаты работы ума, но еще важнее узнать, как были достигнуты эти результаты, и шел непрерывный процесс открытий. Такой подход может применяться по всем вопросам учебной программы; он обнаруживает повсюду сверхматериальная плодовитость воображения и интеллекта в действии вместе. В такой перспективе наука и поэзия сливаются воедино; человечество предстает как единое существо, растущее из поколения в поколения, благодаря внутреннему оживляющему духу, полученному им от Бог; и мы понимаем, что становясь способными к немного подлинному духовный опыт и познавательная или творческая интуиция имеют большее значение, для воспитания молодежи и для общего блага, чем заучивание всей Британской энциклопедии и всех учебников мира.
Во-вторых, я хотел бы заметить, что это было бы плохая психология, чтобы полагать, что ментальная атмосфера и мир образы, среди которых умы детей, да и взрослых, как ну, а особенно детей, дышать и кормить, не влияет на их нравственное развитие. Так, например, ясно, на мой взгляд, что те комиксы, которые взывают к самым вульгарным животным инстинктам, и питать детей изображениями насилия и жестокости, как правило, уровень общей морали все ниже и ниже.
Но это не в минусе, а в плюсе аспект картины, на котором я хочу настаивать: я хочу сказать, что на этом стремиться предложить детям человеческим подлинные образы величия и героизм, который, на мой взгляд, является одной из величайших задач воспитание в области нравственности.
Французский философ Анри Бергсон показал в своей книге Два источника морали и религии, которые человечество не может сделать без того, что он называет привлекательностью героя, — привлекательность, проявляемая великими деятелями, воздействующими на нас своим примером, приведя, в любовь и преданность, жизнь, превосходящая нашу обычную жизнь. Необходимость иметь нравственный идеал, воплощенный в конкретном человеке, который показывает нам Путь является одной из основных потребностей нашего нравственного роста. Это нормально для молодого человека, чтобы чувствовать энтузиазм по поводу героя или святого его или ее выбор, и цепляться за него, и мечтать о нем, и пытаться подражать ему. Этот герой, которого мы любим и который возвышает нас над собой, является для нас настоящим мастером в нравственной жизни.
Я считаю, что, предоставляя детям и подросткам нравственная атмосфера величия и героизма школа и высшее школа может выполнить долг, с которым многие семьи сейчас не справляются. Я думаю о классах, в которых учитель и ученики будут учиться и обсудить жизни героев человечества, — всех тех, кто героически посвятил себя великой интеллектуальной или человеческой миссии, в во все времена и во всех странах земного шара, во всех областях что любовь и самопожертвование могут быть на работе. Здесь снова я могу быть разрешено ссылаться на заявление регентов? В их В заявлении о моральном и духовном наследии Америки они написали: «Биография будет хранить перед учениками вдохновенные образцы характера, и поощряйте их привычным видением величия». В каждом классе такое обучение легко адаптируется к менталитету. характерны для возраста учеников. И я думаю, что это может вызвать вызывают у них живой интерес и могут оказать на них благотворное влияние: таким образом, они не только имели бы возможность стать лично знакомы с героическими примерами, но они осознали бы огромные усилия доброй воли и великодушия, благодаря которым человечество и развита цивилизация; и примелькались бы не только с великими деятелями своей национальной истории и с нравственных убеждений и духовного пламени, которое их воодушевляло, но и с великие деятели и герои мировой истории.
С моим третьим замечанием я боюсь, что могу показаться убежденным старомодный европеец, однако это, пожалуй, не будет необходимым доказательством того, что Я не прав. Я утверждаю, что в современные методы и так называемое прогрессивное образование, но что идея превратить школу в рай свободы, беспрепятственный счастья и делать все, что угодно для детей, не лучше для их психологическое и моральное благополучие, чем старая и гнусная идея воспитание розгами. Современная психология осознала этот факт. что основной потребностью самого ребенка является чувство защищенности и руководимый кем-то, облеченным несомненным авторитетом, — и это прежде всего в семье, конечно, но и в школе. Фрустрация такой потребности оставляет ребенка в вакууме, который вызывает невроз и тревогу; это, безусловно, худшее из тех, разочарования, которых сегодняшние родители так отчаянно стремятся избежать.
Это правда, что учитель учит человеческому предмету, Тому или Мэри, и что его власть всегда должна быть направлена на поощрение ребенка и обращение к его или ее собственной силе проницательности и понимания. Но не менее верно и то, что он преподает предмет — математику или грамматике — и должна прежде всего сделать человека способным свободно и охотно подчиняясь объекту и требованиям объект; он должен научить своих учеников строгим способам, посредством которых они готовятся к взрослой жизни, где они будут обязаны сделать лучшая из ситуаций не по их выбору, и поступать не так, как им нравится а как положено.
И я думаю, что, предъявляя серьезные требования такого рода от молодых людей, школа создает такой климат, который наиболее подходящим для того, чтобы способствовать, косвенным образом и в весьма общем виде, те нравственные добродетели, которые не являются предметом обучения и которые коренится в свободной инициативе и усилиях человека.
Позвольте мне высказать последнее замечание — несколько утопическое. — в заключение?
Школа не только по своей основной функции место обучения; это также своего рода социальная общность, или небольшая республики, в которой студенты и преподаватели живут и работают вместе. С этой точки зрения мне интересно, не для того ли, чтобы лучше компенсировать то, чего слишком часто не хватает семьям в отношении возможно нравственное воспитание, не хотелось бы пользоваться хорошим волю лучших и самых надежных учеников и сгруппировать их в самоорганизованные команды, стремящиеся улучшить работу и дисциплину своих членов, а также их чувство честности, справедливости и хорошее товарищество в их взаимоотношениях.
Я полагаю, что такая коллективная ответственность могла бы развиться в подлинный нравственный опыт молодых людей и фактические семена некоторых основные, элементарные моральные установки. Виды мастерских в моральная жизнь, созданная рассматриваемыми командами, может не только общая школьная дисциплина более живая, но и предоставить учащимся с более действенными началами реального формирования воли.
Значение самоорганизованных команд заинтересованных молодых людей с улучшением поведения сообщества было протестировано с успех в ряде частных случаев. Но я понятия не имею можно ли и как его использовать в государственных школах с большим студенческие популяции. Так что это только в предварительном порядке и как вполне скромное предложение, что я осмелился сегодня изложить эту идею.
Сердечно благодарю вас за ваше терпение и за ваше щедрое внимание.
“Великая потребность цивилизации” | The Martin Luther King, Jr., Research and Education Institute
Это послание 1949 года, ранний пример одной из наиболее последовательных тем Кинга в его служении на протяжении всей его жизни, вероятно, проповедовалось, когда он летом служил помощником пастора Эбенезера. 1 «В целом наши материальные и интеллектуальные достижения опередили наш нравственный прогресс», — утверждает он. В заключительной молитве, написанной от руки в конце этого машинописного сообщения, Кинг умоляет Бога: «Помоги нам работать с новой энергией для безвоенного мира, лучшего распределения богатства и братства, которое выходит за рамки расы или цвета кожи».
Важнейшей потребностью современной цивилизации является не политическая безопасность; величайшая потребность современной цивилизации — это не хорошо развитая Организация Объединенных Наций; величайшая потребность современной цивилизации — не во множестве материальных благ; величайшая потребность современной цивилизации — не в превосходном роде науки, столь важном, как он есть; величайшей потребностью современной цивилизации является нравственный прогресс. В целом наши материальные и интеллектуальные достижения опережают наш нравственный прогресс. Кто может утверждать с какой-либо степенью логики, что мы не продвинулись в научном отношении. Наука может указать на столько замечательных достижений, таких осязаемых и удивительных побед. Она освободила человека от многих его физических ограничений. Он научил человека видеть дальше, достигать большего, путешествовать быстрее и быстрее общаться. Один из моих коллег из Китая рассказал мне, что Он прилетел из Шагая в Сан-Франциско всего за три дня. Еще в 1709 г.письмо из Нью-Йорка в Вашингтон шло пять дней. Да, наука начертала время и заковала в цепи расстояние. ИТ искоренила многие ужасные язвы и болезни человека, облегчила его боль, продлила его жизнь и дала ему большую безопасность и физическое благополучие.
Обратимся к сфере образования. Несомненно, прогресс человека в области образования поразителен. Неграмотность сегодня находится на очень низком уровне и, вероятно, исчезнет в течение нескольких поколений. В наших колледжах и университетах сегодня учится больше студентов, чем когда-либо прежде в их истории. Мы знаем о математике, химии, социальных науках и философии больше, чем когда-либо знали. Да, научные и образовательные средства, которыми мы живем, едва ли можно превзойти, но нравственные и духовные цели, ради которых мы живем, находятся почти в состоянии забвения. Торо не выдавал желаемого за действительное, когда написал фразу: «Улучшенное означает неулучшенную цель». 2 Эта фраза вполне могла бы охарактеризовать нашу современную жизнь.
Действительно кажется, что наши моральные нормы отстают, на самом деле они ломаются. Дома распадаются. Исчезает чистота семейной жизни. Азартные игры, пьянство, проституция и всякие патологические пороки процветают как никогда. Человеческое братство кажется чем-то чуждым народам мира. Расы противостоят расам, нации против наций, религии против религий.
Воистину я иногда кричу: “где нравственные и духовные цели жизни”.
Если мы не сможем восстановить моральные и духовные цели жизни в соответствии с личным характером и социальной справедливостью, наша цивилизация разрушит себя из-за неправильного использования своих собственных инструментов. Как пишет д-р Трублад в своей книге «Затруднительное положение современного человека», современный человек построил сложную цивилизацию, но он может потерять ее, потому что в свой гордый час достижений он не смог применить моральное руководство к своим современным достижениям. ». 3 Наши [ знания ? ] {Научные средства} не спасут нас в этот момент. При самых удивительных средствах производства в истории мы имеем безработицу. С самыми удивительными мировыми контактами в истории мы делаем мировые войны. Со всеми нашими знаниями и подготовкой мы едва ли знаем достаточно, чтобы не сеять семена новой войны. Я говорю вам, что недостаточно иметь способность концентрироваться, но достойные цели, на которых нужно концентрироваться. Недостаточно иметь накопленные расой знания, но также и накопленный опыт социальной жизни. Недостаточно знать правду. Мы должны любить истину и жертвовать ради нее. Нам нужно не только знание, которое является силой, но и мудрость, которая является контролем.
Я предупреждаю вас сегодня утром, друзья мои, мы в 1949 году нашей эры не избежим вопроса о нашем Господе. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир средств — самолеты, автомобили, небоскребы и метро — и потеряет в конце душу? 4 Слова, написанные апостолом Павлом в письме к церкви в Филиппах, актуальны и сегодня. Наконец, братья, все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что достославно; если есть какая добродетель и есть ли похвала, подумайте об этом». 5 Если цивилизация хочет выжить, она должна заново открыть для себя моральные и духовные цели жизни.
{Вечный Бог, из чьего разума мы являемся этим великим космическим ООН. Помоги нам искать то, что высокое, благородное и Доброе Помоги нам в минуту трудного разделения. Помоги нам работать с новой энергией для мира без войн, лучшего распределения богатства и братства, которое не зависит от расы и цвета кожи.}
1. Кинг был рукоположен и назначен помощником пастора в баптистской церкви Эбенезера 19 февраля.48. В этом качестве он работал во время летних каникул и школьных каникул.
2. Генри Дэвид Торо, Уолден; или Жизнь в лесу (1854 г.), с. 57: «Наши изобретения — это красивые игрушки, которые отвлекают наше внимание от серьезных вещей.