Разное

Норма ад у детей: Артериальное давление у ребёнка: норма и патология

Содержание

Артериальное давление у ребёнка: норма и патология

Говоря о повышении артериального давления, обычно мы представляем себе человека средних лет или пожилого и гипертоническую болезнь.

Говоря о повышении артериального давления, обычно мы представляем себе человека средних лет или пожилого и гипертоническую болезнь.

Однако проблемы, связанные с давлением, могут встречаться и в детском возрасте. Об этом мы говорим сегодня с врачом-неврологом ООО «Клиника Эксперт Тула» Сычевой Анной Георгиевной.

- Анна Георгиевна, прежде всего, хотелось бы узнать, что такое верхнее и нижнее артериальное давление?

Верхнее давление, называемое в медицинской практике систолическим – это давление, возникающее в фазу сокращения сердечной мышцы (систолу). Нижнее, или диастолическое – это давление, возникающее в фазу расслабления сердечной мышцы (диастолу).

- Скажите, каковы возрастные нормы артериального давления у детей?

Как и многие показатели в организме человека, у систолического (верхнего) и диастолического (нижнего) давления есть свои минимальные и максимальные нормальные показатели. Измеряются они в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.).

Например, у новорожденных показателями нормы являются:

– минимальное систолическое – 60 мм рт.ст.

– минимальное диастолическое – 40 мм рт.ст.

– максимальное систолическое – 90 мм рт.ст.

– максимальное диастолическое – 50 мм рт.ст.

К месячному возрасту:

– минимальное систолическое – 80 мм рт.ст.

– минимальное диастолическое – 40 мм рт.ст.

– максимальное систолическое – 96 мм рт.ст.

– максимальное диастолическое – 60 мм рт.ст.

К году:

– минимальное систолическое – 90 мм рт.ст.

– минимальное диастолическое – 50 мм рт.ст.

– максимальное систолическое – 112 мм рт.ст.

– максимальное диастолическое – 74 мм рт.ст.

После года и до 10-12 лет давление в норме существенно не меняется.

К 10-12 годам имеются такие нормальные показатели:

– минимальное систолическое – 110 мм рт.ст.

– минимальное диастолическое – 70 мм рт.ст.

– максимальное систолическое – 126 мм рт. ст.

– максимальное диастолическое – 82 мм рт.ст.

В 13-15 лет:

– минимальное систолическое – 110 мм рт.ст.

– минимальное диастолическое – 70 мм рт.ст.

– максимальное систолическое – 136 мм рт.ст.

– максимальное диастолическое – 86 мм рт.ст.

- Когда изменения артериального давления у детей можно считать нормальным явлением, а в каких случаях следует обратиться к врачу?

Оно может меняться в зависимости от различных факторов. Например, в утреннее время его показатели могут быть ближе к минимальным нормальным (физиологическим) границам, а в течение дня повышаться в зависимости от уровня физической активности, наличия стрессовых факторов, переутомления и т.д. Если цифры находятся при этом в физиологических пределах, то все в порядке, если же нет – это повод обратиться к доктору.

- Скажите, а что может стать причиной отклонений артериального давления у детей?

Если говорить о его понижении, развивающемся не по причине кровопотери (например, при травмах и других остро протекающих серьезных состояниях), то оно может отмечаться во время или после перенесенных простудных заболеваний, при физических и психических перегрузках, проживании в высокогорной местности (является адаптацией к среде), вегетативных сосудистых нарушениях.

Причины, приводящие к повышению артериального давления у ребенка, гораздо более многочисленны. Выделяют целые группы заболеваний, при которых встречается артериальная гипертензия. Это некоторые патологии сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной системы, почек и надпочечников.

Наиболее частыми причинами гипертензии у детей являются ожирение, гормональная дисфункция в подростковом возрасте и вегетативные сосудистые нарушения.

- Каковы симптомы повышенного и пониженного давления у детей?

Признаки гипотонии при кровопотере мы рассматривать не будем. В остальных же случаях среди основных проявлений: головная боль, головокружение, повышенная утомляемость, снижение работоспособности.

Не реже у детей встречается и гипертензия, особенно в подростковом возрасте, однако ее симптомы (головная боль, головокружение, тошнота), по сравнению со взрослыми, бывают выражены слабо. Тем более важно помнить об этом родителям, особенно если есть предрасполагающие факторы или диагностированные заболевания. Среди них, например, нагрузка при занятиях спортом, переходный подростковый возраст, избыточный вес, хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, почек и т.д. Таким детям следует измерять давление даже при полном отсутствии жалоб с их стороны.

- Расскажите, пожалуйста, как правильно измерить давление ребенку?

Для проведения исследования нужно соблюдать оптимальные условия. Во-первых, в помещении должно быть тихо; во-вторых, лучше, если ребенок устойчиво сидит на стуле, ноги не скрещены. Детям до двух лет процедура проводится лежа. И, наконец, рука ребёнка должна спокойно лежать на столе или приставном столике, манжета прибора – на уровне сердца, угол между плечом и предплечьем – 90 градусов.

Для измерения используется детский тонометр. Его манжета накладывается на область плечевой артерии, на 2-3 см выше локтевого сгиба. Между кожей плеча и манжетой должен проходить указательный палец руки. На область локтевой ямки устанавливается фонендоскоп. Закрыв вентиль прибора, в манжету нагнетается воздух до полного исчезновения в фонендоскопе пульсовых ударов и после этого еще немного (около 30 мм рт.ст.) Затем путем небольшого открытия вентиля воздух медленно спускают и следят за стрелкой прибора. Момент появления первого удара, звука в тонометре отражается верхнее (систолическое) давление. Выслушивание производят до полного исчезновения звуков – этот момент показывает нижнее (диастолическое) давление.

Производится три полноценных измерения, из которых берется замер с минимальными показателями. Между измерениями соблюдается интервал не менее 15 минут.

Также допустимо использовать полуавтоматические цифровые тонометры, где верхние и нижние цифры фиксируются прибором автоматически. В любом случае, перед тем как измерить давление ребёнку, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по его применению.

- О каких проблемах сигнализирует отклонение от нормы давления у детей?

Пониженное давление у ребенка может, прежде всего, свидетельствовать о чрезмерной физической и/или психической нагрузке, нарушении режима дня, переутомлении.

Если давление повышено, это может указывать как на какие-то временные изменения (например, перестройка гормональной и вегетативной нервной системы), так и на наличие заболеваний, о которых мы говорили ранее.

Выход показателей за границы нормы – это всегда повод для обращения к врачу, особенно это касается гипертензии.

- Полезна ли детям при гипотонии и гипертонии спортивная нагрузка?

Спортивная нагрузка – понятие достаточно обширное и ответить на этот вопрос однозначно нельзя. В целом при гипотонии каких-то существенных ограничений нет, однако нагрузки необходимо наращивать постепенно и под контролем специалиста.

Иное дело гипертония. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек занятия спортом ограничены, однако врач лечебной физкультуры, в зависимости от конкретного диагноза, может подобрать ребенку подходящий комплекс физических упражнений. При избыточной массе тела, вегетативных сосудистых нарушениях, в пубертатном периоде разрешен более широкий спектр спортивных занятий – например, ходьба, бег, езда на велосипеде, футбол, баскетбол. Исключаются силовые виды спорта, а также те, где имеются рывковые нагрузки. Для индивидуального решения этого вопроса необходима консультация специалиста.

- Анна Георгиевна, а к какому врачу следует обращаться при изменениях артериального давления у ребёнка?

Прежде всего, к педиатру. Уже на этом этапе он может назначить уточняющие исследования, по результатам которых, при необходимости, направит к узким специалистам: кардиологу, неврологу, нефрологу, эндокринологу.

Для справки

Сычева Анна Георгиевна

Выпускница педиатрического факультета Астраханского государственного медицинского института им. А.В. Луначарского 1981 года (в настоящее время – Астраханский государственный медицинский университет).

В 1982 году закончила интернатуру 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».

В 1995 году прошла профессиональную переподготовку на базе Ленинградского педиатрического медицинского института по специальности «Неврология».

В настоящее время работает врачом-неврологом в ООО «Клиника Эксперт Тула».

 

Артериальное давление у детей – норма, таблица по возрасту, причины пониженного и повышенного АД у ребенка

Артериальное давление у детей является ключевым индикатором здоровья сердечно-сосудистой системы. Показатели АД, которые выходят за рамки нормы, сигнализируют о том, что здоровье может быть в опасности. На изменение артериального давления влияет много факторов. Если оно слишком высокое или низкое, это может представлять опасность для сердца и мозга. Таблица помогает следить за показателями и нормализовать их, внося небольшие изменения в привычки питания и физическую активность ребенка.

Информацию с данной страницы нельзя использовать в целях самолечения и самодиагностики. В случае обострения симптомов заболевания – необходимо обратиться за диагностическими исследованиями, постановкой диагноза и правильного назначения метода лечения к вашему лечащему врачу.


Что такое давление и от чего оно зависит

Кровоток по сосудистым структурам в организме происходит вследствие выброса крови из сердца. В этом процессе принимает участие разность давления в капиллярах, артериях и венах. При каждом сокращении миокарда в легочный ствол и аорту выбрасывается определенное количество крови.

При ритмичной работе сердца обеспечиваются определенные колебания артериального давления:

  • при сокращении (систоле) повышается;
  • при расслаблении (диастоле) снижается.

Наиболее высокие показатели характерны для систолы (такое давление называется систолическим, т. е. верхним), минимальные – для диастолы (называется диастолическим, т. е. нижним).

Показатели АД зависят от возрастной категории пациент. В детском возрасте уровень ниже, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей и подростков артериальные стенки являются более эластичными. При этом тонус сосудов более низкий, капилляры прямые и короткие. Эти факторы способствуют снижению периферического сопротивления.

Изменения в организме приходятся на период полового созревания. При этом сердце начинает расти быстрее, чем сосуды. Данный период сопровождается юношеской гипертонией, для которой характерно увеличение верхних показателей до 140 мм рт. ст. Состояние носит временный характер и не требует принятия лечебных мер.

Артериальное давление у детей: таблица нормы

Гипертония и гипотония диагностируются у детей с самого рождения. Для контроля состояния рекомендуется периодически измерять АД и сверять полученный результат с таблицами норм. В детском возрасте стенки сосудистых структур эластичнее, чем у взрослых. Это является причиной низких показателей, которые являются стандартом. Например, у новорожденных результат составляет 75 мм рт. ст. С годами параметры увеличиваются.

Степень эластичности сосудистых структур зависит от следующих критериев:

  • ширина венозного просвета;
  • площадь капиллярной сети;
  • возраст и масса тела.

По этой причине показатели со временем меняются. У детей в возрасте до 1 года уровень повышается ежемесячно на 1 мм рт. ст. С года до 6 лет отмечаются стабильные показатели. К 5 годам отмечается уравновешивание параметров обоих полов. С 7 до 15 лет систолическое давление повышается у девочек на 1, а у мальчиков на 2 мм рт. ст.

Норма у детей от 0 до 18 лет

Таблица – Показатели для контроля АД у детей

Возраст ребенка Верхний (систолический) показатель, мм рт. ст. Нижний (диастолический) показатель, мм рт. ст.
Новорожденный 60-96 40-50
От 2 до 12 месяцев 80-112 50-74
От 1 до 2 лет 82-115 61-75
От 2 до 3 лет 85-116 60-76
От 3 до 4 лет 90-118 60-80
От 5 до 6 лет 100-122 70-82
С 8 до 11 лет 110-126 70-82
С 12 до 15 лет 110-136 70-86
С 15 до 16 лет 110-136 70-90
С 16 до 18 лет 110-120 80-90

Повышенное давление

Высокое кровяное давление, иначе известное как гипертония, является распространенной проблемой. Свидетельствует о нарушениях функций со стороны сердечно-сосудистой системы.

Симптомы повышенного АД

Обычно у высокого кровяного давления нет четких симптомов, пока состояние не станет достаточно серьезным, чтобы вызвать проблемы со здоровьем. Полагаться только на свои симптомы и ощущения – ненадежный способ получить представление о кровяном давлении.

Контроль АД помогает предотвратить или избежать серьезных проблем со здоровьем, таких как сердечный приступ, сердечная недостаточность и инсульт. В дополнение к этому существуют и другие серьезные заболевания, связанные с высоким кровяным давлением, например, хроническое заболевание почек, слабоумие и повреждение глаз.

У детей с высоким АД чаще всего возникают следующие симптомы:

  • головные боли;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чрезмерная утомляемость и вялость;
  • частые носовые кровотечения;
  • выраженная одышка.

Однако эти признаки не являются специфическими и редко возникают до тех пор, пока гипертония не достигнет тяжелой стадии.

Ошибочно считается, что покраснение лица и головокружение могут указывать на проблему.

Причины повышенного артериального давления у детей

Это состояние имеет много факторов риска, обычно развивается со временем, постепенно. Наиболее распространенной причиной гипертонии является несоблюдение режима дня, отсутствие регулярной физической активности, неправильное питание и даже частые стрессовые ситуации. Высокое АД у ребенка также может быть вызвано такими заболеваниями, как диабет или ожирение.

Что предпринять родителям при повышенном давлении

Необходимо скорректировать рацион: употреблять свежие овощи, фрукты и цельные злаки. Включите в меню ребенка молочные продукты и продукты, содержащие полезные жиры (рыба, птица, бобовые, орехи и растительные масла).

Следует ограничить количество соли, напитков с подсластителями, сладостей и продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров: жирное мясо, обезжиренные молочные продукты и тропические масла (кокосовое, пальмоядровое, пальмовое).

Пониженное давление

Низкое кровяное давление или гипотония – это показатель менее 90/60 мм рт. ст. Показатели могут меняться в течение дня в зависимости от времени. Если они остаются низкими даже при отсутствии симптомов, необходимо обратиться к врачу.

Симптомы низкого давления

Основные признаки низкого артериального давления у ребенка:

  • головокружение и тошнота;
  • бледность кожи;
  • усталость и обмороки.

Также отмечается чрезмерная жажда и учащенное, поверхностное дыхание. У многих детей наблюдается затуманенное зрение, усталость, тошнота и депрессивное состояние. Кожный покров становится липким и холодным, снижается концентрация внимания.

Причины пониженного артериального давления у детей

Клинически низкое АД может быть вызвано временной проблемой, такой как обезвоживание или кровопотеря. Также причина может заключаться в заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Существует много причин низкого кровяного давления у детей:

  • наследственная предрасположенность;
  • прием лекарственных средств, снижающих АД;
  • аллергическая реакция на определенные продукты;
  • проблемы с эндокринной системой;
  • анемия (недостаточный уровень эритроцитов в крови).

Что предпринять родителям при пониженном давлении

Лечение гипотонии обычно зависит от причины, если ее можно найти. Часто лекарства для повышения артериального давления не нужны. Достаточно стандартных мер по изменению образа жизни.

Медицинские работники рекомендуют:

  1. Избегать длительного сидения или стояния.
  2. Не наклоняться, не менять позу и не вставать резко.
  3. Нормализовать питьевой режим.
  4. Исключить потребление напитков с кофеином

Также может помочь дробный рацион – употребление небольших порций, но чаще. Сразу после еды рекомендуется отказаться от активных игр.

Изменение показателей в 7-8 лет

У детей от 7 до 8 лет нормой АД считается от 110/60 до 122/78 мм рт. ст. При этом показатель пульса должен составлять 79-80 ударов в минуту. Специалисты утверждают, что кровяное давление в этом возрасте претерпевает изменения в силу снижения двигательной активности. Свой вклад в происходящие в организме изменения также вносит начало обучения в школе, смена круга общения.

Когда и как мерить давление детям

Измерять АД малышам следует при плохом самочувствии, например при жалобах на головную боль, тошноту и головокружение. Регулярный контроль показателей необходим только по рекомендации педиатра. Наиболее точными показателями являются те, которые были получены утром сразу после пробуждения.

Для более точных результатов следует придерживаться установленных правил:

  1. Ребенок должен быть спокойным – за полчаса следует исключить стрессовые ситуации, активные игры.
  2. Использовать для сравнения можно только те параметры, которые были получены при одинаковых условиях, например в положении сидя.
  3. Желательно купить специальный прибор, в комплекте которого предусмотрена детская манжета.

Диагностика артериальной гипертензии

АД измеряется с помощью сфигмоманометра с надувной манжетой, которая надевается на руку. Важно иметь подходящую манжету для получения правильных показаний. В идеале показатели измеряются на обеих руках.

Медицинские работники подтверждают диагноз артериальной гипертензии после комплексного обследования. Рекомендуется вести журнал показаний или провести 24-часовой мониторинг.

Не занимайтесь самолечением и самодиагностикой! Обратитесь к вашему лечащему врачу для точной диагностики заболевания. Только ваш лечащий врач может правильно поставить диагноз и назначить правильный метод лечения.

Артериальная гипертензия диагностируется на основании измерений АД и симптомов, а также результатов следующих диагностических процедур:

  • Анализы крови – предоставляют информацию об общем состоянии здоровья и могут выявить основные заболевания.
  • Гормональный профиль – гормоны почек, щитовидной железы, надпочечников и половые гормоны.
  • Электрокардиограмма (ЭКГ) – дает информацию о сердечной деятельности и может быть использован для выявления нарушений частоты сердечных сокращений и ритма.

Также проводится комплексное лабораторное обследование.

Для оценки состояния почек назначается общий анализ мочи, допплерографическое и ультразвуковое исследование. Определяется уровень электролитов в крови и моче.

Почему у ребенка повышается давление?

Высокое кровяное давление может быть первичным и вторичным, вызванным другим заболеванием. У детей в возрасте 6 лет и старше первичное высокое кровяное давление является наиболее распространенным явлением. У детей в возрасте до 3 лет вторичное высокое кровяное давление встречается чаще.

Хотя причина неизвестна, первичная гипертония чаще встречается у детей со следующими факторами риска:

  • избыточный вес или ожирение;
  • семейный анамнез;
  • низкий уровень физической активности;
  • чрезмерное количество соли и калорий в рационе;
  • недостаточный вес при рождении или преждевременные роды.

Также следует выделить социальные факторы риска, такие как жестокое обращение с детьми, безнадзорность, насилие среди членов семьи, отсутствие продовольственных или жилищных благ.

Курение, использование любых никотиносодержащих продуктов, а также пассивное курение могут способствовать повышению кровяного давления.

Вторичная гипертония имеет идентифицируемую причину, после устранения которой кровяное давление возвращается к норме:

  • Болезни почек – гломерулонефрит, пиелонефрит, закупорка мочевыводящих путей, поликистоз почек.
  • Нарушения со стороны нервной системы – менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма.
  • Патологии сосудов – аорто-артериит, патологическое развитие сосудистых структур почек или легких.
  • Гормональные нарушения – гиперактивная щитовидная железа (гипертиреоз).

Специалисты сходятся во мнении, что причиной также является длительное сидение за монитором компьютера или смартфона, беспокойный и непродолжительный сон. Среди негативных факторов моральная и физическая усталость.

Другие причины вторичной гипертонии включают:

  • апноэ во сне;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • прием кортикостероидов, анаболических стероидов;
  • стресс или боль.

Другие состояния, которые временно повышают кровяное давление, включают недавнее употребление напитков с кофеином, физическую активность и гипертонию «белого халата», вызванную стрессом при посещении кабинета врача.

Как избежать скачков АД у детей

Для восстановления нормальных показателей в преобладающем большинстве случаев достаточно принять следующие меры:

  1. Нормализовать распорядок дня – необходимо обеспечить полноценный ночной отдых и дневной сон.
  2. Не забывать о ежедневных физических нагрузках – достаточно непродолжительной утренней зарядки и посещения спортивных занятий в учреждениях образования.
  3. Водные процедуры – для укрепления сердечно-сосудистой системы рекомендован контрастный душ.
  4. Прогулки на воздухе – гулять нужно каждый день не менее 2-х часов.
  5. Контроль количества употребляемой пищи – проще предотвратить набор лишнего веса, чем потом бороться с ним.
  6. Своевременное лечение кариеса и контроль состояния зубов.

Необходимо исключить все вредные продукты из рациона ребенка. В меню должны входить только те блюда, которые принесут пользу. При высоком артериальном давлении следует минимизировать количество соли.

Осложнения перепадов давления у детей

Артериальная гипертензия может иметь плавное течение или же сопровождаться резкими перепадами давления. Это чревато следующими осложнениями:

  • Энцефалопатия – поражение головного мозга;
  • Недостаточность по левожелудочковому типу – сопровождается сердечными болями и отеком легких.
  • Почечная недостаточность – характеризуется выделением недостаточного количества мочи с кровью.

При наличии сопутствующих заболеваний необходимо обратиться к врачу для назначения эффективной терапии. В противном случае результаты от принятых мер по нормализации показателей АД будут недостаточными или временными.

B-Apteka.ru предоставляет исчерпывающую и проверенную информацию по вопросам здоровья, благополучия и медицины, но, в вопросах постановки диагноза и выбора методики лечения необходимо обратиться к вашему лечащему врачу. Помните – самолечение может быть опасным для вашего здоровья. B-Apteka.ru не несет ответственности за негативные последствия, возникшие в результате использования информации пользователями сайта b-apteka.ru, размещенной на сайте.

Лицензия выдана Министерством здравоохранения республики Татарстан – #ЛО-16-02-002822-19 от 11 октября 2019 года на осуществлении “Фармацевтической деятельности”. Выдана ООО “Бережная Аптека” – Регистрационный номер юридического лица – 1101840007411.

Источники

  • Конюшенко А.А., Беридзе Р.М. Актуальные вопросы ведения детей с повышенным артериальным давлением // FORCIPE, 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-vedeniya-detey-s-povyshennym-arterialnym-davleniem
  • Хайдарова Л.Р., Ганиев А.Г. Артериальное давление у детей школьного возраста в зависимости от суточного ритма // Re-health journal, 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/arterialnoe-davlenie-u-detey-shkolnogo-vozrasta-v-zavisimosti-ot-sutochnogo-ritma-1
  • Куличенко М. П., Петрушина А.Д., Ушаков С.А. Региональные показатели повышенного артериального давления у детей подросткового возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2021. https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-pokazateli-povyshennogo-arterialnogo-davleniya-u-detey-podrostkovogo-vozrasta
  • Шаршова О.Г., Жданова О.А. Чубаров Т.В. Характеристика уровня артериального давления у детей с различной массой тела // Ожирение и метаболизм, 2022. https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-urovnya-arterialnogo-davleniya-u-detey-s-razlichnoy-massoy-tela
  • Ледяева А.М., Дедяев М.Я. Циркадная организация тонуса сосудов как основа формирования суточного ритма АД пациентов детского возраста // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/tsirkadnaya-organizatsiya-sosudistogo-tonusa-kak-osnova-formirovaniya-sutochnogo-ritma-arterialnogo-davleniya-u-detey

Плохие дети попадают в ад?

Рэндал Раузер

Когда я впервые стал отцом, я столкнулся с вопросом, с которым рано или поздно приходится сталкиваться большинству родителей-христиан: когда мой ребенок должен принять собственное решение следовать за Иисусом? Опасно ли попасть в ад тринадцатилетним подросткам? А как же трехлетка? В какой момент ребенок, не доверившийся Иисусу, мог быть осужден за эту ошибку? Когда я впервые взял в руки этот спеленанный сверток, эти вопросы уже не были чисто академическими. В конце концов, от правильного ответа может зависеть вечная жизнь моей дочери!

Столкнувшись с такими тревожными вопросами, христианская традиция обычно находит утешение в идее эпохи ответственности. Согласно этому представлению, дети рождаются в мир с периодом божественной благодати, который дает им время вырасти и повзрослеть. В этот ранний период дети не несут ответственности за свои убеждения и действия. Но как только они созревают до определенного возраста, они переступают порог ответственности, после чего они несут ответственность за то, чтобы принять собственное решение следовать за Иисусом… или столкнуться с проклятием.

Было бы полезно подумать об этой идее возраста ответственности по аналогии с возрастом совершеннолетия, тем юридическим порогом, который разграничивает переход от детства к взрослой жизни. Переход в совершеннолетие знаменателен по ряду причин. Например, человек не несет юридической ответственности за контракт, который он подписывает, когда он еще является несовершеннолетним. Но в тот момент, когда они становятся совершеннолетними, они несут ответственность. Кроме того, уголовная ответственность различается в зависимости от того, было ли преступление совершено, когда лицо было совершеннолетним или несовершеннолетним. По этим и многим другим причинам возраст совершеннолетия имеет огромное значение.

Хотя возраст совершеннолетия явно важен, он меркнет по сравнению с возрастом ответственности. В соответствии с этой концепцией дети рождаются небесными по милости Божией, но скоро наступит день, когда они станут нравственно ответственными за свою жизнь. В этот момент их спасение потребует личного решения следовать за Иисусом.

Итак, что Библия говорит о веках невинности и ответственности? Ответ: на удивление мало. Наиболее часто цитируемый текст в пользу возраста ответственности встречается в тот момент, когда умирает новорожденный ребенок царя Давида. В ответ Давид стоически замечает: «Теперь, когда он умер, зачем мне поститься? Могу ли я вернуть его снова? Я пойду к нему, но он не вернется ко мне». (2 Царств 12:23, NIV 1984) Здесь Давид, кажется, выражает убеждение, что он снова воссоединится со своим ребенком. Если мы думаем об этом воссоединении как о происходящем на небесах, то чувства Давида предполагают возраст невинности, по крайней мере, для новорожденных.

Однако, даже если мы примем эту интерпретацию, она все равно мало что нам скажет. В конце концов, отрывок относится только к новорожденным: в тексте ничего не говорится о малышах, маленьких детях или подростках. В результате, когда мы пытаемся распространить век невинности на более широкий круг людей, мы выходим далеко за рамки молитвы Давида и переходим в область обнадеживающих спекуляций. И мало кто из родителей согласится оставить спасение своих любимых детей в сфере простых домыслов.

Таким образом, несмотря на то, что возраст ответственности предположительно очень важен, в Писании нет четкого учения о том, когда он наступает и существует ли вообще. Напротив, общества, которые соблюдают возраст совершеннолетия, всегда четко понимают, когда наступает этот момент, и на то есть веская причина, учитывая, что он представляет собой чрезвычайно важный переход к новому возрасту взрослой ответственности. Излишне говорить, что это очень озадачивает. Учитывая заоблачные ставки в возрасте ответственности, разве нельзя было ожидать, что Бог совершенно ясно даст понять, когда ребенок переступит этот порог?

Вот еще один вариант. Может ли быть так, что первый грех ребенка будет моментом, когда этот ребенок перейдет от невиновности к ответственности? В этот момент каждый мог пережить собственное падение, подобно Адаму и Еве в саду.

Например, когда моей племяннице было два года, она попросила у мамы стакан воды. Затем ребенок взял полную чашку, вызывающе посмотрел на мать и вылил воду на ковер. Могло ли это быть ее первым грехом? Возможно, и если это было так, то это было соответственно драматично!

Если мы допустим, что это событие было первым грехом этого ребенка, может ли это также быть моментом, когда она перешагнула порог от невиновности к ответственности? Возможно. Но это поднимает другой вопрос: действительно ли этого единственного греха достаточно, чтобы оправдать вечное отделение от Бога?

Некоторые богословы, кажется, так думают. И чтобы усилить это утверждение, они утверждают, что любой грех, каким бы незначительным он ни казался, в конечном счете является оскорблением суверенного Господа вселенной. В качестве доказательства они отмечают, что, когда царь Давид исповедовал свои грехи против Урии, Вирсавии и народа, он, как известно, заметил, что он согрешил только против Господа (Пс. 50:4).

Этот аргумент показывает, что всякий грех в своей основе является преступлением против Бога. Кроме того, любое преступление против Бога достойно бесконечного проклятия. И отсюда получаем вывод, что в тот момент, когда двухлетняя девочка упрямо выливает на ковер чашку с водой, она грешит против Бога и тем самым переступает порог, становясь подобающим субъектом вечного проклятия.

Вау, это тяжелая мысль.

Но правда в том, что я не в восторге от этой идеи. Чем больше я размышлял на эту тему, тем больше мне казалось, что слишком просто думать об этом переходе к ответственности в виде единственного прыжка от невиновности к вине как будто мы щелкаем выключателем. Проблема в том, что моральная свобода воли и моральная ответственность постепенно растут в течение длительного периода. По этой причине мы предъявляем к пятилетнему ребенку более высокие стандарты поведения, чем к трехлетнему. И мы предъявляем к пятнадцатилетнему ребенку более высокие стандарты, чем к пятилетнему. И мы требуем от взрослых самых высоких стандартов.

В Послании к Римлянам 2:12-15 Павел утверждает, что Бог судит людей в соответствии с данным им светом. В то время как непосредственным контекстом является статус язычников и евреев, тот же принцип можно легко применить к нравственному развитию детей. Другими словами, чем больше у ребенка знаний, морального сознания и самоконтроля, тем выше его ответственность за свои убеждения и действия. Имея это в виду, я предлагаю, чтобы мы перестали думать о подотчетности как о выключателе и вместо этого думали о нем как о постепенном переходе, возможно, больше похожем на выключатель света.

Хотя мне это кажется значительным улучшением по сравнению с упрощенным скачком от невиновности к ответственности, это все же не дает ответа на первоначальный вопрос: когда молодому человеку нужно сделать выбор в пользу Иисуса? Или, как прямо сказано в названии статьи, плохие дети попадают в ад?

Правда в том, что у нас просто нет четкого ответа на этот вопрос. Но пусть это не будет поводом для отчаяния. Дело в том, что мы служим Богу, который бесконечно мудрее, любвеобильнее и милостивее, чем мы когда-либо могли быть. Мы можем не знать точно, как Он будет совершать искупление в жизни каждого человека. Но мы знаем, что в свете вечности все его действия будут вызывать удивление, восторг и поклонение. И поэтому, хотя мы можем не знать, как Бог работает, чтобы спасти людей через бесчисленные оттенки ответственности, тем не менее, мы всегда можем доверить наших детей в руки нашего Небесного Отца.

Эта статья основана на отрывке из моей книги Что смущает в благодати?

Доктор Рэндал Раузер — профессор исторического богословия в семинарии Тейлора в Эдмонтоне, Альберта, где он преподает с 2003 года. Он ведет блог на сайте randalrauser.com и читает лекции по вопросам теологии, христианского мировоззрения и апологетики. Рэндал является автором многих книг, в том числе его последней книги « Что смущает Грейс?».

Присоединяйтесь к тысячам других, чтобы получить FREEDOM POST информационный бюллетень бесплатно, рассылается два раза в неделю от The Christian Post.

8 вещей, которые ваши дети должны знать об аде

Ад, вероятно, не входит в ваш список тем, о которых стоит говорить с детьми.

На первый взгляд кажется, что это противоречит всем посланиям о Божьей любви, которыми мы с ними делимся. Мы беспокоимся о том, чтобы сбить их с толку или заставить их следовать за Иисусом из страха. Мы хотим, чтобы они сосредоточились на радости Иисуса и на том, как нам следует жить в этой жизни. Осмелюсь сказать, что иногда мы сами не знаем, что делать с адом. Поэтому мы просто избегаем этой темы.

Но это нельзя игнорировать.

Мы часто говорим о необходимости спасения и о том, что Иисус умер, чтобы мы могли получить прощение и примириться с Богом. Но спасен от чего? Помирились для чего? Ад — это предполагаемая обратная сторона медали, которую мы большую часть времени категорически избегаем признавать.

Чему мы должны учить наших детей? «Если вы верите в Иисуса, вы попадете на небеса, если нет, вы попадете в большую огненную пропасть, называемую адом, где будете страдать вечно. Конец.” Передайте обеденные булочки.

Мы можем и должны учить об аде гораздо больше, чем эта простая концепция «рай и ад противоположны»! Учитывая, как многие люди борются с понятием ада во взрослом возрасте, стоит потратить время на более тщательное рассмотрение этой (по общему признанию трудной) темы.

Вот основные темы для рассмотрения. Это подробно! Но вы не пожалеете, если уделите время рассмотрению этих моментов.

Я настоятельно рекомендую книгу Фрэнсиса Чана «Стирание ада» как превосходное и гораздо более полное рассмотрение этой темы.

 

1.       Библия говорит об аде во многих местах.

 

Если вы регулярно читаете Библию, то можете подумать, что это не проблема. Но, согласно многим опросам, библейская грамотность находится на рекордно низком уровне, и многие христиане плохо осведомлены о том, что есть в Библии, а чего нет.

Имея это в виду, давайте начнем с того, чтобы убедиться, что наши дети знают, что об аде много раз говорится в Библии. Есть 162 ссылки на ад в Новом Завете, и 70 из этих ссылок были сделаны самим Иисусом.

Объем ссылок на ад на самом деле очень важен для понимания; понятие ада не исходит из горстки расплывчатых утверждений. С 162 ссылками невозможно обойти тот факт, что Новый Завет много говорит об аде.

 

2.       Ад — это состояние наказания после окончательного суда (не статус в этой жизни).

 

Пытаясь смягчить концепцию ада, я слышал, как многие благонамеренные люди предлагают представление о том, что ад — это отделение от Бога на земле («ад на земле»). Это просто необоснованно. Библейское понятие ада очень конкретно относится к наказанию неправедных после окончательного суда (в конце истории). Каждый человек будет нести ответственность за эту жизнь. Те, кто поверил в Иисуса, примирятся с Богом и будут с Ним навеки; те, кто этого не сделал, будут отделены от Бога в аду.

Матфея 25:31-46 — самое длинное и подробное описание того судного дня в Евангелиях. Хотя слово «ад» на самом деле здесь не используется, концепция передана ясно.

«Когда Сын Человеческий придет во славе своей и все ангелы с ним, тогда он сядет на свой славный престол. Соберутся пред Ним все народы, и отделит Он людей одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов… и скажет (Бог) тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… то пойдут они (неправедные) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Павел никогда не использовал слово ад в своих 13 посланиях, но более 80 раз описывал судьбу неправедных такими словами, как «погибнуть, погубить, гнев и наказание».

Понятно, что ад – это окончательное наказание в конце времен за выбор, сделанный в этой жизни, а не ссылка на статус в этой жизни.

 

3.       Ад описывается образами огня и тьмы, но эти могут не быть буквальными описаниями.

 

Читая несколько книг об аде, я должен признать, что был удивлен, узнав, что подавляющее большинство христианских пасторов и ученых не верят, что ад — это буквальный огонь, хотя это то, с чем большинство из нас традиционно ассоциирует Это. Однако, когда вы действительно смотрите на описания ада, определенно кажется, что они скорее метафорические, чем буквальные, физические описания. Возьмем следующие примеры:

  • Иисус называет ад «печью огненной» и «огнем вечным» (Матфея 13:30-40; 49).-50). В Книге Откровения также упоминается «огненное озеро» (Откровение 20:10).
  • В то же время Иисус называет ад «тьмой внешней» (Мф. 8:11-12; Мф. 22:13; Мф. 25:30).

Хотя можно предположить, что Бог может создать способ одновременного существования огня и тьмы, большинство теологов рассматривают эти противоположные описания как метафорические, а не буквальные. В Библии огонь часто используется небуквально (например, Луки 12:49). , Откр. 1:14, Иакова 3:6, 1 Коринфянам 3:15).

Суть в том, что мы точно не знаем, каким будет ад. Мы знаем его цель (см. номер 2), но учить, что ад — это просто большая яма для костра, куда попадают неверующие, вероятно, предполагает больше, чем говорит нам Библия. Что бы это ни было буквально, мы знаем, что ад будет вечным отделением от Бога.

 

4.       Там могут быть степени наказания в аду.

 

Для меня это тоже была новая концепция. Есть три библейских ссылки, которые намекают на наличие степеней наказания в аду:

  • В Евангелии от Матфея 11:24 Иисус сказал: «Отраднее будет земле Содомской в ​​день суда, нежели вам» (« вы», имея в виду тех, кто своими глазами видел жизнь Иисуса).
  • В Луки 12 Иисус рассказывает притчу о рабах, которые получают разные степени наказания (считается, что это представляет собой окончательный суд).
  • Павел предполагает, что неверующие «собирают себе гнев» на судный день.

Хотя Библия далека от ясности в отношении этой концепции, ее обсуждение представляет интерес.

 

5.       Ад — место уничтожения или нескончаемого наказания.

 

Продолжительность ада Еще одна проблема, над которой спорят христиане-библеисты. Большинство из нас узнали исключительно о том, что нечестивые будут страдать «во веки веков»… и это действительно может быть так. Но есть очень веские причины полагать, что Библия говорит об уничтожении (постоянное уничтожение, а не вечное наказание).

Почти в каждом отрывке, где Иисус упоминает ад, Он прямо не говорит, что он будет длиться вечно. Большинство библейских ссылок на адский огонь говорят «вечный огонь» — но означает ли это, что огонь или страдание вечны?

В Евангелии от Матфея 10:28 Иисус говорит: «Бойся того, кто может и душу и тело погубить в аду». Разрушение имеет совсем другое значение, чем вечное страдание. Язык разрушения, в частности, распространен и в письмах Павла. В самом Иоанна 3:16 говорится, что те, кто верят в Него» не погибнет . Опять же, гибель отличается от вечных страданий.

Матфея 25:45-47 являются ключевыми стихами, которые поддерживают представление о вечном наказании: «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Это те же самые греческие слова, которые Иисус использовал для описания огня, «уготованного для дьявола и его ангелов», поэтому Иисус говорит, что неверующих разделяет та же участь, что и дьявола.

Мы не знаем наверняка, какова продолжительность страданий. Интерпретация, основанная на исходных словах, продолжает оставаться предметом широких дискуссий.

 

6.       Ни в одном отрывке из Библии не говорится, что после смерти будет второй шанс обратиться к Иисусу перед окончательным судом ада.

 

Хотя мы можем целыми днями надеяться и строить гипотезы о возможности людей получить второй шанс обратиться к Иисусу (а многие так и поступают), факт остается фактом: в Библии нет никаких доказательств этого.

 

7.       Существование ада не означает, что христиане имеют право решать, кто или кто не попадет туда.

 

В то время как Библия говорит нам вообще почему люди попадают в ад (за неверие в Иисуса), мы не в состоянии судить отдельных лиц . Меня несколько раз спрашивали неверующие, думаю ли я, как христианин, что они попадут в ад. Я всегда отвечаю, что Библия говорит о вере в Иисуса для спасения, и , что только Бог знает их сердце. Мы должны убедиться, что знание рая и ада не приведет к тому, что наши дети станут осуждать самих людей.

 

8.       Ад трудно понять.

 

Теоретически и теологически я понимаю и могу себе «оправдать», почему добрый Бог посылает людей в ад. Но с практической точки зрения, есть ли для меня «смысл» в том, что друзья или члены семьи — люди, которых я знаю и люблю, — будут вечно страдать из-за отсутствия веры?

Нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *