Неизменяемые существительные урок 6 класс – Урок русского языка “Неизменяемые существительные” (6 класс)
План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Урок русского языка в 6 классе по теме ” Неизменяемые существительные”
«Неизменяемые существительные»
Урок – путешествие в 6 классе (1 час)
Цели:
– познакомить обучающихся с несклоняемыми именами существительными, научить определять их род, согласовывать прилагательные с несклоняемыми именами существительными;
– развивать умение анализировать и сопоставлять языковой материал;
– активизировать творческие возможности обучающихся на основе эвристических вопросов и рассуждений;
– обогатить словарный запас обучающихся, расширить их кругозор, закрепить знания по природоведению и географии.
………………………………………………………………………….
Ход урока
1. Послушайте внимательно стихотворение (автор – Аркадий Иосифович Хайт)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилась оно!
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать!
– Что необычного в этом стихотворении?
– Какие слова употреблены неправильно?
– Как они называются?
– Давайте вспомним значения слов, встретившихся в стихотворении?
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
– Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
– Цели?
…………………………………………………………………………..
Цели урока:
- Познакомиться с несклоняемыми именами существительными, научиться определять их род, согласовывать прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
- Обогатить словарный запас
- Вспомнить географические наименования, закрепить их написание и произношение
Чтобы достичь поставленных целей, нам сегодня нужно будет отправиться в кругосветное путешествие.
Мы можем сделать первую запись в путевой дневник: запишите тему урока: «Неизменяемые существительные».
Путевые заметки
Сообщение ученика:
Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж – столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню – улице, со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь.
Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Обед нам не помешает: впереди трудный и опасный путь через знойную Гоби – пустыню в Азии. Из жаркой Гоби перенесемся в страну восходящего солнца – Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши. Это вкусные закуски, приготовленные из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии (За Австралией). Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями, и у нее нет крыльев.
– Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова – неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Запомните значение этих слов и их написание.
авеню́
кафе́
пальто́
Ка́при
спаге́тти
Го́би
сумо́
су́ши
ки́ви
Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.
Сообщение ученика:
Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду – большого попугая с хохолком на голове.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание.
кенгуру́
коа́ла
какаду́
Сообщение ученика:
И вот мы в Южной Америке. Обязательно проедем по городам древнего государства Перу, заглянем в соседнее государство Чили. Нельзя миновать и Бразилию – родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток- кофе. Самая известная реки Америки – Ориноко. А если вы хотите посмотреть Ниагарский водопад, то надо отправиться в Северную Америку. Рядом с Ниагарой находится озеро Онтарио. Мы не будем здесь задерживаться, а остановимся в городе Торонто и сделаем запись в дневники.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание.
Перу́
Чи́ли
ко́фе
Орино́ко
Колора́до
Онта́рио
Торо́нто
Сообщение ученика:
Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо (снизу), побываем в пустыне Калахари (слева от Лимпопо). Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой. Пусть сирокко – знойный ветер, дующий из Африки в Европу, поможет нам быстрее оказаться дома.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая проверка.
Лимпопо́
Калаха́ри
шимпанзе́
плато́ Плато́ (фр. plateau, от plat — «плоский») — возвышенная равнина
сиро́кко — сильный южный или юго-западный ветер; название применяемое к ветру всего Средиземноморского бассейна.
Вот и закончилось наше кругосветное путешествие.
Практическая часть. Упражнения на закрепление.
– Попробуем доказать, что эти сущ. – неизменяемые. Что для этого нужно сделать? (просклонять)
– Просклоняем сущ. фильм и пальто
– А как определить род этих существительных? Ваши версии?
-Давайте распределим записанные вами существительные на три группы:
1) географические названия 1-й ряд,
2) одушевленные существительные 2-й ряд,
3) неодушевленные существительные 3-й ряд.
-Как это поможет нам при определении рода нескл. сущ-х?
Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо – река, женский род; Онтарио – озеро, средний род, Торонто – город, мужской род.
Попробуйте определить род имен существительных в первой колонке.
Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных (конферансье, какаду, шимпанзе).
Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду.
– На основе собранного материала попробуйте создать алгоритм для определения рода неизменяемых существительных.
– Что нужно сделать в первую очередь?
– (Определить, что обозначает неизменяемое имя существительное: географическое название или нет).
– Правильно. Каков следующий шаг?
– Если географическое название, то нужно определить, что оно называет: реку, город, озеро и определить род этих слов. Например, Онтарио – озеро, средний род, Гоби – пустыня, женский род, Капри – остров, мужской род.
– Если не географическое название, определим, какой предмет существительное обозначает: одушевленный или неодушевленный. Если одушевленный предмет, смотрим, кого он называет: человека или животное. Называет животное, значит, существительное мужского рода. Называет человека, определяем, какого пола это лицо. Например, мадам-женщина, женский род, месье – мужчина, мужской род.
-Неодушевленные существительные – обычно среднего рода.
-А какое слово мы должны запомнить?
– Кофе – мужского рода.
– Потренируемся в определении рода нескл. сущ-х и выполним упр. 106.
Посмотрите внимательно на это упр. О каких словах мы с вами не сказали?
-Как называются такие слова? (Сложносокращённые)
– А как определить их род?
Как определить род сложносокращённых слов?
(По роду главного слова. РФ – Российская Федерация (ж.р.))
Проверка
– А как определить падеж неизменяемых сущ-х?
-Определите падеж сущ. из предл. 2, 4.
– Молодцы.
– Почему для того, чтобы познакомиться с неизменяемыми существительными, нужно было отправляться в путешествие?
– Продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал…
– …научился…
– … могу похвалить себя и своих одноклассников за …
6.Домашнее задание.
1.Задание для всех:
«Теория» п. 79
«Практика» упр. № 103
2. Творческие задания по выбору:
– сост. кроссворд;
-книжку-малышку с иллюстрациями к неизменяемым словам
nsportal.ru
Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Неизменяемые существительные.
Слайд 1
Неизменяемые существительныеСлайд 2
И.п горячий кофе Р.п горячего кофе Д.п горячему кофе В.п горячий кофе Т.п горячим кофе П.п о горячем кофе Пью кофе, имею пристрастие к кофе, п оговорим о кофе , п ью только растворимый кофе , р астворимого кофе больше нет.
Слайд 3
Неизменяемые существительные не изменяются по падежам и числам!!!
Слайд 4
1) нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения: ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро , и т. д.; 2) название девушки или замужней женщины: леди, мисс, миссис, мадам, фрау ; 3) сложносокращенные слова: МГУ, АЭС, ЭВМ . К неизменяемым существительным относятся:
Слайд 5
Мужской род Женский род Средний род Существительные, обозначающие профессии и род занятий: военный атташе, ночной портье . Существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии ( врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.) Неизменяемые существительные, называющие животных ( австралийский кенгуру, смешной шимпанзе) Исключения: цеце (муха), иваси (рыба) 1. Неизменяемые существительные, называющие животных при указании на самку ( шимпанзе кормила своих детёнышей) . 1. Неодушевлённые существительные : ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи , ароматное какао, выдержанное бордо, пьянящее шардоне , горячее капучино, локомотивное депо, новое пальто, плетеное кашпо . Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род) — авеню, салями ( женский род). Как определить род неизменяемых существительных?
Слайд 6
Род неизменяемых существительных, называющих людей , определяется по полу: храбрый идальго, изысканная леди . Как определить род неизменяемых существительных?
Слайд 7
Род иноязычных географических названий определяется по родовому слову: далекое Монако (это княжество, т.е. существительное среднего рода, значит, слово Монако тоже среднего рода), широкая Лимпопо (река — ж.р .), густонаселенный Токио (город — м.р .). Как определить род неизменяемых существительных?
Слайд 8
Род аббревиатур обычно определяют по опорному слову в расшифровке аббревиатуры или же по родовому слову : НАТО (альянс — м.р .) постановил , МГУ (университет — м.р .) принял новых студентов , СНГ (содружество — с.р .) выступило с инициативой , ЮНЕСКО (организация — ж.р .) объявила 2011 год годом лесов . Как определить род неизменяемых существительных?
nsportal.ru
Конспект урока русского языка по теме “Неизменяемые существительные” для 6 класса
Концепция урока строится на основных требованиях к содержанию урока эвристического типа, состоящего из инвариантной части, задаваемой учителем и усваиваемой обучающимися, и вариативной, включающей «продукты, версии» учеников.
Миронова Надежда Анатольевна
Заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»
Курского района Курской области
«Неизменяемые существительные»
Урок – путешествие в 6 классе (1 час)
Цели:
– познакомить обучающихся с несклоняемыми именами существительными, научить определять их род, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными;
– развивать умение анализировать и сопоставлять языковой материал;
– активизировать творческие возможности обучающихся на основе эвристических вопросов и рассуждений;
– обогатить словарный запас обучающихся, расширить их кругозор, закрепить знания по природоведению и географии.
1.Географическая карта (карта полушарий).
2.Флажки для обозначения маршрута.
3.Путевые дневники (тетради).
4.Учебники.
5.Таблицы.
1.Концепция урока строится на основных требованиях к содержанию урока эвристического типа, состоящего из инвариантной части, задаваемой учителем и усваиваемой обучающимися, и вариативной, включающей «продукты, версии» учеников.
2. Уроку предшествовала подготовительная работа: обучающимся было предложено подготовить материал для краткого сообщения о континентах (Евразии, Австралии, Америке, Африке).
ПЛАН УРОКА
1.Вступительное слово учителя.
2. Сообщения обучающихся.
3. Эвристическое погружение.
4. Практическая часть:
а) обработка языкового материала, полученного в ходе путешествия, версии возможной формулировки грамматического правила;
б) сравнение с учебником;
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступление. Слово учителя.
– Ребята, сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие. Цель этого путешествия – собрать языковой материал по теме нашего урока «Неизменяемые имена существительные». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются неизменяемыми?
-Хорошо, цель нам ясна и мы можем сделать первую запись в путевой дневник: запишите тему урока.
– Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание повторить параграф в учебнике по природоведению, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях
2. Сообщения обучающихся.
3.Эвристическое погружение.
– Итак, ребята, предварительный материал собран и мы отправляемся. Нам не потребуется ни поезд, ни самолет, ни корабль. Это будет полет нашей фантазии, для нее не существует преград. Поэтому не беспокойтесь о транспорте, а слушайте внимательно меня и в моих коротких сообщениях ищите слова – неизменяемые существительные.
Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова – неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Проверьте их написание по таблице.
авеню?
кафе?
пальто?
Ка?при
спаге?тти
Го?би
сумо?
су?ши
ки?ви
Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.
Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду- большого попугая с хохолком на голове.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая проверка по таблице.
кенгуру?
коа?ла
какаду?
И вот мы в Южной Америке. Обязательно проедем по городам древнего государства Перу, заглянем в соседнее государство Чили. Нельзя миновать и Бразилию- родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток- кофе. Самые известные реки Америки- Ориноко, Колорадо. А если вы хотите посмотреть Ниагарский водопад, то надо отправиться в Северную Америку. Рядом с Ниагарой находится озеро Онтарио. Мы не будем здесь задерживаться, а остановимся в городе Торонто и сделаем запись в дневники.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая проверка по таблице.
Перу?
Чи?ли
ко?фе
Орино?ко
Колора?до
Онта?рио
Торо?нто
Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо, побываем в пустыне Калахари.
Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой. Пусть сирокко- знойный ветер, дующий из Африки в Европу, поможет нам быстрее оказаться дома.
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая проверка по таблице.
Лимпопо?
Калаха?ри
шимпанзе?
плато?
сиро?кко
4.Практическая часть. Упражнения на закрепление.
А)Задание. Распределите записанные вами существительные на три колонки: географические названия, одушевленные существительные, неодушевленные существительные.
Как определить род этих существительных? Ваши версии?
Б) Сравним ваши предположения с правилом в учебнике.
Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо- река, женский род; Онтарио- озеро, средний род, Торонто- город, мужской род. Попробуйте определить род имен существительных в первой колонке.
Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду.
В) Осложненное списывание.
Задание: раскройте скобки, согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными.
Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.
Задание:Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные.
Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.
5. Итог урока.
Вот и закончилось наше кругосветное путешествие. На основе собранного материала попробуйте создать алгоритм для определения рода неизменяемых существительных.
– (Определить, что обозначает неизменяемое имя существительное: географическое название или нет).
– Правильно. Каков следующий шаг?
– Если географическое название, то нужно определить, что оно называет: реку, город, озеро и определить род этих слов. Например, Онтарио- озеро, средний род, Гоби- пустыня, женский род, Капри- остров, мужской род.
– Если не географическое название, определим, какой предмет существительное обозначает: одушевленный или неодушевленный. Если одушевленный предмет, смотрим кого он называет: человека или животное. Называет животное, значит, существительное мужского рода. Называет человека, определяем, какого пола это лицо. Например, мадам-женщина, женский род, месье- мужчина, мужской род.
-Неодушевленные существительные – обычно среднего рода.
-А какое слово мы должны запомнить?
– Кофе – мужского рода.
– Молодцы. Понравилось ли вам путешествовать? Какие впечатления вы получили? Что нового узнали ?
6.Домашнее задание.
1.Задание для всех: Пополните путевые заметки словами из упражнений к параграфу учебника «Неизменяемые существительные».
2. Творческие задания по выбору:
– составить алгоритм правила;
– памятку к правилу;
– кроссворд;
– создать иллюстрации к путевым заметкам.
21vu.ru
Этапы урока | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, универсальные) | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые УУД | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Организационный момент. | Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Осознанно входят в пространство учебной деятельности. | -Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Имя существительное». А вот какую группу имён существительных будем изучать, вам предстоит догадаться самим, т.к. тема урока записана на доске не полностью, а лишь частично «……имена существительные». | Личностные УУД: формирование интереса (мотивация обучения). | Наблюдение. |
2.Актуализация знаний. | Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы. | Записывают словосочетания с ПРЕ- и ПРИ- и несклоняемыми им. сущ.(по вариантам) Повторяют правило правописания ПРЕ- и ПРИ-. Пробуют склонять им.сущ. в составе словосочетаний Выясняют, что они не склоняются. Формулируют тему урока. | Начинаем урок традиционно – со словарно-орфографической работы. Какую орфограмму мы повторяем на протяжении нескольких уроков? С какой целью? Сейчас вам предстоит распределительный диктант: из словосочетаний, которые я диктую, вам необходимо выбрать – 1в. – с приставкой ПРЕ-, 2 в. – с приставкой ПРИ- Предлинное пальто, пригласить в кино, превозносить членов жюри, примерять пенсне, превкусное пюре, приоткрыть жалюзи, преодолеть страх перед шимпанзе, принести меню, прекрасный кожаный портмоне, присесть в такси. -Что вы можете сказать о существительных, которые употреблены в составе словосочетаний? Определите их падеж. А теперь выберите два любых и просклоняйте их. Что такое склонение? (Изменение по падежам). Например, слова ПАЛЬТО и КИНО. -Что мы видим? Меняется ли форма этих сущ., т.е. склоняются ли они? Итак, какова тема нашего урока? Допишите её в тетради. Оцените себя в листе эффективности достижений. | Познавательные УУД. Регулятивные и коммуникативные УУД. | Наблюдение. Самооценка. |
3.Постановка учебной задачи. | Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися цели и постановку учебных задач. | В процессе диалога с учителем формулируют цель урока, составляют план деятельности на урок. | -Исходя из темы, какова цель нашего урока? (Знакомство с несклоняемыми именами существительными). -Какие задачи нам предстоит решить? Что мы будем делать для достижения поставленной цели? 1.Узнать, какие сущ. относятся к несклоняемым. 2. Находить несклоняемые имена сущ. в тексте. 3. Объяснять их значение. 4. Употреблять несклоняемые им. сущ. в своей речи. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. | Наблюдение. Самооценка. |
4.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний. | Организует изучение нового материала через беседу, связь с жизнью. Учит работать с информацией. | Дают определение несклоняемым именам сущ. Читают теорию по учебнику. Выясняют несклоняемые фамилии одноклассников. | -Что вы можете уже по своим наблюдениям сказать о несклоняемых именах сущ.? (Они иноязычного происхождения, у них нет окончания, они заканчиваются на-О, -Е, -И, -Ю, могут быть одуш. и неодуш.) -Давайте обратимся к учебнику с140-141. (Чтение теории). -У вас в классе есть ребята с несклоняемой фамилией? (Вахненко, Батуро). А фамилии Войтович и Почебут склоняются? (у мужчин – да, а у женщин – нет). | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение, самооценка |
Физпауза | |||||
5. Первичное усвоение новых знаний. | Учит работать с информацией, корректировать художественный текст с грамматическими ошибками. | Читают стихотворение, исправляют ошибки, определяют падеж несклоняемых им. сущ. | -Вы познакомились с теорией. Каковы ваши дальнейшие действия? (Закрепление материала). -Работа в парах. Перед каждой парой- лист со стихотворным текстом. Я его читаю Смешно? Почему? (Есть грамматические ошибки – неправильно употреблены формы некоторых слов). -Ваша задача – работая в парах, исправить эти ошибки. Как-то рано поутру с другом сели мы в метру И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашны и без пальты. Любит кины детвора, если в кинах кенгура Ходит-бродит по шассу, носит в сумке шимпанзу. Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! -А сейчас по одному представителю от ряда подойти к листам со стихотворением и исправить ошибки, указав при этом падеж нескл. им. сущ. –А теперь оцените себя. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение, анализ. Словесная оценка (оценка – поддержка). Самооценка. |
6.Применение нового знания. | Организует усвоение и применение учащимися нового знания. Через систему заданий расширяет кругозор знаний учащихся, их словарный запас, развивает творческое мышление, познавательный интерес. Организует работу в парах и группах. | Выполняют систему заданий, предложенную учителем. Учатся соотносить иллюстративную информацию с текстовой. Расширяют кругозор, развивают творческие способности. Осуществляют инициативное сотрудничество, участвуют в учебном диалоге. | -Несклоняемые сущ., в основном, иноязычного происхождения. Знаете ли вы их значение? Если затрудняетесь, то куда надо обратиться? (К толковому словарю) -Итак, перед вами слева – фотографии, на которых изображены вещи, животные, предметы, справа – несклоняемые имена сущ.. которые называют эти предметы. Соотнесите фотографии с их названием, запишите в тетрадь под номерами. При необходимости обращайтесь к толковому словарю иностранных слов. Можно работать в парах или группах (с кем-нибудь объединиться из своего ряда). 1) Кенгуру. 2)Какаду. 3)Пони. 4)Фламинго. 5)Манто. 6)Кашне. 7)Пенсне. 8)Кашпо. 9)Эскимо. 10)Драже. 11)Кольраби. 12)Авеню 12)Фойе. -На какие тематические группы можно разделить эти сущ.? -Составьте с 3 из них интересные сложные предложения. Оцените себя в листе эффективности достижений. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение. Самооценка. |
7.Первичная проверка полученного знания. | Осуществляет контроль усвоения знаний с самопроверкой и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке (экспресс-диагностика в виде теста). | Выполняют упражнение с самопроверкой, формируют зону ближайшего развития. | Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их. учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2» Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. -Поставьте себе оценку за упражнение. Оцените себя в листе эффективности достижений. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. | Самостоятельное оценивание правильности ответов. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Организует подведение итогов, рефлексию и самооценку работы на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят цель и результат | -Итак, над чем мы сегодня работали? Чему учились? Проведите рефлексию в своих листах. | Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. | Самооценка (адекватное оценивание результатов своего труда). |
9.Домашнее задание. | Создаёт условия для осознанного принятия д.з.. | Принимают домашнее задание. | С.140-141-правило. Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ. или упр. 268 | Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
kopilkaurokov.ru
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Несклоняемые существительные
Тема: Несклоняемые существительные
Цель: Обучение правильному употреблению неизменяемых существительных в речи.
Задачи:
Активизировать знания по данной теме.
Развивать аналитическое мышление.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент
– Посмотрите, какой сегодня прекрасный день!Представьте своего любимого животного.Посмотрите на него ласково. Улыбнитесь от всей души. Надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится до конца урока.
– Давайте, скорее, приступим к работе, пусть интересным будет урок!
– Отгадайте, какое животное нравится мне: оно обитает в тропическом тепловом поясе, его можно встретить только на материке Австралия, оно хорошо прыгает и даже боксирует.
– Это кенгуру. (на доске открывается картинка животного).
– Кенгуру поможет нам открывать тайны русского языка.
Сообщение темы и цели урока
– В сумке у кенгуру слова: кенгуру, фламинго,шимпанзе, пеликан, страус.
– Что объединяет их? Разделите на 2 группы.
– Что общего у слов этой группы? (неизменяемые)
– Сформулируйте тему урока, для чего изучаем ее?
Объяснение нового материала
– Почему эти слова неизменяемые? Ксюша поработала в библиотеке со словарем. Давайте послушаем, что она узнала. (сообщение ученицы).Сделайте вывод. (слова иностранного происхождения)
– Давайте посмотрим, как они ведут себя на”своей территории”. Вы тоже изучаете иностранный язык. Вспомним одно стихотворение:
A dog went to town to by a frog.
What? A dog with a frog?
A frog for a dog?
Who ever saw a dog with a frog?
– Назовите имена существительные. Меняется ли их форма?
– Значит, когда слова-иностранцы попадают к нам ,они ведут себя так же – не изменяются.
Закрепление
– Поупражняемся употреблять неизменяемые существительные в речи. Откройте тетради,запишите число, классная работа, упражнение116.(составление словосочетаний с неизменяемыми именами существительными)
Физминутка
– Если весело тебе, то делай так:
– Продолжим нашу работу. В сумке у кенгуру транскрипция некоторых слов. Какую ошибку можно допустить при написании несклоняемых имен существительных? ([т’ирэ], [кафэ], [купэ])
– Запишите эти слова правильно. Проверьте. (перевернуть карточки)
– Еще можно ошибиться при определении рода. Его нужно просто знать или обращаться к словарю.
– Составьте словосочетания прилагательное +существительное со словами кенгуру, фламинго,какаду, шимпанзе. А если речь идет о множественном числе, что произойдет с прилагательным и существительным?
– В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неизменяемыми именами существительными. Чтобы понять, о чем нам хотят сообщить, надо знать значение слова.
– Посмотрите на доску (на доске написаны слова:кашне, эскимо, ралли, драже, желе, пенальти,плиссе, ситро, пальто). Какие слова вам непонятны? (толкование слов по словарю).
– Разделите данные слова на 3 группы. Объясните свое решение. Посмотрите, как сделала я. (1группа: кашне, плиссе, пальто; 2 группа: желе,ситро, драже, эскимо; 3 группа: пенальти, ралли)По какому принципу?
Домашнее задание
– Чтобы вы хорошо запомнили неизменяемые имена существительные, мы с кенгуру приготовили для вас памятки и вложили в учебники. Они помогут вам выполнить домашнее задание – написать фэнтэзи о кенгуру (фэнтэзи – сказка, фантастика,приключения).
Памятка
Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони шимпанзе,
какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай, но никогда их не склоняй!
Итог
– Сегодня весь урок мы говорили о неизменяемых именах существительных. Подведите итог, опираясь на таблицу:
Я знаю :
Я умею :
Я применяю :
Рефлексия
– Найдите у себя в учебнике кенгуренка. Если урок был для вас полезен, нарисуйте ему улыбку.
– Спасибо за работу. Урок окончен.
infourok.ru
Урок русского языка по теме “Несклоняемые имена существительные”. 6-й класс
Разделы: Русский язык
Тема урока на доске не записана
Цель урока – уметь узнавать несклоняемые имена существительные и использовать их в речи, соблюдая морфологические нормы.
Опережающее домашнее задание:
- Повторите определение склонения.
- Повторите вопросы падежей.
- Составьте диктант из 10-15 существительных 1, 2, 3 склонения и разносклоняемых существительных.
Этап мотивации
Вспомним то, что знаем:
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи и вопросы к ним.
Материал для наблюдения:
Бахрома, корреспондент, орнамент, деталь, время, природа, пичужка, препятствие, пламя, сирень, искусство, кенгуру, шимпанзе.
- Какой языковой материал перед вами? (Слова.)
- Что мы можем сделать с этими словами? (Прочитать, определить часть речи, определить склонение.)
- Прочитайте слова. Что у них общего? (Перед нами существительные.)
- Определите склонение существительных. (1, 2, 3 скл., разносклоняемые.)
- Докажите, что это существительные 1, 2, 3 склонения и разносклоняемые существительные.
Этап целеполагания
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Не смогли изменить по падежам существительные кенгуру и шимпанзе, не смогли определить склонение.)
- Определите цель сегодняшнего урока. (Ответить на вопрос: какие существительные не изменяются по падежам, т.е. называются несклоняемыми, в чём их особенность?) Запишите цель урока на доске.
- Назовите тему урока. (Несклоняемые имена существительные.) Запишите тему урока в тетрадях и на доске.
Этап осмысления новых сведений и способов деятельности
- Определите значение несклоняемых существительных кенгуру и шимпанзе. (Обозначают животных.)
- Как вы думаете, несклоняемые имена существительные в русском языке обозначают только животных? (Нет.)
- Приведите примеры и определите значение несклоняемых имён существительных. (Дети подбирают свои примеры.)
- Что обозначают слова? (Напитки, музыкальные инструменты и т. д.)
Далее предлагается список слов и задание к нему:
МГУ, какао, Астрид Линдгрен, пюре, Короленко, СМИ, Сельма Лагерлёф, Шевченко.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе. (Работа в парах).
на -о, – е, | сложносокращённые | фамилии, обозначающие лиц женского пола | фамилии на -о |
какао | МГУ | Астрид Линдгрен | Короленко |
пюре | СМИ | Сельма Лагерлёф | Шевченко |
- Какой вывод вы можете сделать?
- Сравните свой вывод с текстом § 47.
- Что нового вы узнали?
Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике
Первоначальное закрепление.
- Мы с вами теперь многое знаем о несклоняемых именах существительных. Давайте попробуем это друг другу рассказать, опираясь на таблицу в тетради и текст параграфа в учебнике. (Работа в парах).
- Упражнение 266. (Выполняется коллективно устно).
- Упражнение 269. (Запись в тетрадях по образцу, можно предложить ученикам для подтверждения ответа зачитывать тот или иной пункт § 47).
Отработка действий в преобразованной ситуации с изменёнными условиями.
- Упражнение 267 (1, 2 предложения выполняют в тетрадях).
- Найдите ошибки в записи ученика. (Работа в парах).
Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе.
- Ученики редактируют текст, делают выводы, указывают на ошибки.
(Следует писать: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе – первое слово – имя; но Конан Дойля – это двойная фамилия.) [Богданова 2000:71]
Творческое задание
Заканчивая знакомство с несклоняемыми именами существительными, я хотела бы вместе с вами послушать, что бывает, когда не соблюдают правила их употребления.
Далее предлагается прослушать «Весёлый урок. Неизменяемые слова» [Радионяня] и ответить на вопрос:
Как не надо говорить и почему?
Подведение итогов урока. Рефлексия
Что мы сегодня открыли? (Мы открыли новое знание: среди имён существительных есть группа несклоняемых существительных.)
В чём особенность несклоняемых имён существительных? (Имеют для всех падежей одну и ту же форму слова.)
На каком языковом уровне мы это открыли? (На морфологическом.)
Где можно применить эти знания в жизни? (Эти знания можно применить в устной и письменной речи. Правильное использование в речи несклоняемых имён существительных – признак речевой культуры человека.)
Домашнее задание
§ 47, упр. 268.
Литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л. Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. – Перм. ун-т. – Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2001.
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: В 2 ч. – Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор – Н.М. Шанский. – 2-е изд. – М., 2013.
Источники
Радионяня «Занимательная грамматика 2». http://ololo.fm/search/06:21.
Приложение 1
Приложение 2
9.05.2016
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Урок русского языка Неизменяемые существительные (6 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23им. Героя Советского Союза Ачкасова С.В.» Курского района Курской области
Русский язык
6 класс
«Неизменяемые существительные»
Урок – путешествие (1 час)
Миронова Надежда Анатольевна
«Неизменяемые существительные»
Урок – путешествие в 6 классе (1 час)
Цели:
– познакомить обучающихся с несклоняемыми именами существительными, научить определять их род, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными;
– развивать умение анализировать и сопоставлять языковой материал;
– активизировать творческие возможности обучающихся на основе эвристических вопросов и рассуждений;
– обогатить словарный запас обучающихся, расширить их кругозор, закрепить знания по природоведению и географии.
Оборудование
1.Географическая карта (карта полушарий).
2.Флажки для обозначения маршрута.
3.Путевые дневники (тетради).
4.Учебники.
5.Презентация.
6.Компьютер.
7.Интерактивная доска.
1.Концепция урока строится на основных требованиях к содержанию урока эвристического типа, состоящего из инвариантной части, задаваемой учителем и усваиваемой обучающимися, и вариативной, включающей «продукты, версии» учеников.
2. Уроку предшествовала подготовительная работа: обучающимся было предложено подготовить материал для краткого сообщения о континентах (Евразии, Австралии, Америке, Африке).
ПЛАН УРОКА
1.Вступительное слово учителя.
2 Сообщения обучающихся.
3.Эвристическое погружение.
4.Практическая часть:
а) обработка языкового материала, полученного в ходе путешествия, версии возможной формулировки грамматического правила;
б) сравнение с учебником;
в) закрепление.
5.Итог урока.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1.Вступление. Слово учителя.
– Ребята, сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие. Цель этого путешествия – собрать языковой материал по теме нашего урока «Неизменяемые имена существительные». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются неизменяемыми?
-Хорошо, цель нам ясна и мы можем сделать первую запись в путевой дневник: запишите тему урока: «Неизменяемые существительные».
– Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание повторить параграф в учебнике географии, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях
2. Сообщения обучающихся («Евразия», «Америка», «Австралия», «Африка»)
3.Эвристическое погружение.
– Итак, ребята, предварительный материал собран и мы отправляемся. Нам не потребуется ни поезд, ни самолет, ни корабль. Это будет полет нашей фантазии, для нее не существует преград. Поэтому не беспокойтесь о транспорте, а слушайте внимательно меня
weburok.com