Разное

Написать слова в алфавитном порядке 2 класс: Карточки для уроков русского языка 2 класс | Картотека по русскому языку по теме:

Содержание

Карточки для уроков русского языка 2 класс | Картотека по русскому языку по теме:

Тема: «Алфавит»

Карточка №1.

  1. Вспомни алфавит. Вставь пропущенные буквы в каждой строке.

К__М__ОПР__Т__Ф

__Б__ГДЕЁ__ЗИЙК__М__О

МНОПРСТУ__Х__

А__В__Д__Ё__З__ЙК__М__О__Р__Т

  1. Запиши в алфавитном порядке слова: груша, арбуз, кукуруза, дыня, персик, огурец, помидор.

Карточка 2.

1.Что такое алфавит? .Назови гласные буквы.

2.Назови гласные звуки.

Запомни! В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

3.Чем буква отличается от звука?

Карточка 3.

1.Расскажи, что ты знаешь об алфавите?

2.Назови правильно буквы от «а» до «о»; от «п» до «я».

3.Назови (напиши) слова в алфавитном порядке:

Погода, воробей, ребята, береза, дорога, осина, улица.

Карточка 4.

1.Назови толко гласные буквы. Придумай три слова, которые начинаются с гласных букв.

2.Назови (по алфавиту) согласные буквы. Придумай три слова, которые начинаются с согласных букв.

3.Чем буквы Ъ и Ь знаки отличаются от остальных букв?

 

Карточка 5.

 а) Подберите слова с противоположным значением.

        

Холодный – …, хвалить – …, редкий – … .

Б) Запишите эти слова в алфавитном порядке.

Карточка 6.

 а) Подберите слова с противоположным значением.

        

Чёрный – …, глубокий – …, низкий – … .

Б) Запишите эти слова в алфавитном порядке.

Тема: Слог. Слово. Ударение.

Карточка 2.

Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова. Поставь ударение.

Сало, ступа, вата – …

Купи, перо, снежок – …

Пальма, орлы, ерши – …

Муза, поезда, удача – …

Карточка 3.

Раздели слова, где можно, на слоги.

      Утро, торт, труба, крот, работа, прыгуны, галстук, спорт, выставка, ураган, сосны, лисица, лист, волк, дубок, ствол, брусника, тропы, бор, туманы.

Карточка 4.

Подчеркни слова, которые нельзя переносить:

Клетка, змейка, ежи, оса, моряк,

сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.

Карточка 5.

Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.

Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.

Карточка 6.

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.

Придумай свои два примера.

Дом –

Стол-

Карточка 7.

Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.

Я – ластик, я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёрла я с листа.


Тема: Твёрдые и мягкие согласные.

Карточка 1.

         Спиши слова, разделив их на два столбика. В первый столбик запиши слова, где первый согласный звук – твёрдый, а во второй, где первый согласный мягкий.

      Карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Карточка 2.

        Спиши , вставь нужную гласную букву. Подчеркни твёрдые и мягкие согласные перед буквамиа-я.

У Ната(я)ши котя(а)та, а у Та(я)ни утя(а)та.

Карточка 3.

  Напиши названия детёнышей. Подчеркни буквы, обозначающие мягкий согласный звук.

У совы совята.                 У лисы ……..  .

У кошки …….  .               У утки …….  .

Тема: Правописание жи-ши.

Карточка 1.

Измени слова по образцу. Подчеркни жи-ши.

Малыш – малыши, ухо – ……., камыш – ………, ёрш – ………, лужа -……  .

Карточка 2.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жи-ши.

Мы ж…ли у леса. В лесу было много рыж…ков. Мы их солили. Хорош… рыж…ики.

Карточка 3.

Придумай свои слова с сочетанием жи-ши. Запиши их.

Жи:           

Ши:

Карточка 4.

Напиши ответы на вопросы. Подчеркни жи-ши.

Где живут мыши?

Где живут ежи?

Где живёт лошадь?

Слова для справок: в конюшне, в норе, в лесу.

Урок 38. как мы используем алфавит? – Русский язык – 2 класс

Русский язык. 2 класс

Урок 38. Как мы используем алфавит?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Алфавит.
  2. Алфавитный порядок слов.

Глоссарий по теме:

Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.

Алфавит – буквы в определённом порядке.

Алфавитный порядок слов – это расположение слов в алфавитном порядке.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр.81 – 84.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр.5 – 6.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр.36 – 38.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Последовательность и порядок были использованы при составлении русского алфавита очень давно.

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке.

В русском алфавите 33 буквы. Каждая имеет своё место, своё начертание и своё название.

Аа(а) Бб(бэ) Вв(вэ) Гг(гэ) Дд(дэ) Ее(е) Ёё(ё) Жж(жэ) Зз(зэ) Ии(и) Йй(и краткое) Кк(ка) Лл(эль) Мм(эм) Нн(эн) Оо(о) Пп(пэ) Рр(эр) Сс(эс) Тт(тэ) Уу(у) Фф(эф) Хх(ха) Цц(це) Чч(че) Шш(ша) Щщ(ща)Ъъ(твёрдый знак) Ыы(ы) Ьь(мягкий знак) Ээ(э) Юю(ю) Яя(я)

Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Альфа и вита – первые буквы греческого алфавита. Слово «Азбука» произошло при соединении двух первых букв старинного русского алфавита. Это аз и буки.

Алфавит и азбука – это слова со схожим значением. Разница в том, что азбукой называют ещё и книгу, по которой дети учатся читать.

Порядок в расположение букв помогает быстро запомнить все буквы алфавита.

Знание алфавита облегчает людям поиск информации.

Например, в библиотеке все книги расставлены на стеллажах в алфавитном порядке. Посетитель и библиотекарь могут быстро найти нужное издание.

По алфавиту стоят медицинские карточки пациентов на полках поликлиник.

В словарях и справочниках слова тоже расположены в алфавитном порядке.

В ежедневниках и телефонных книжках на страницах расположены буквы алфавита. Так удобнее делать записи и отыскивать нужную информацию.

Списки в журналах тоже составлены в соответствии с алфавитным порядком.

Чтобы расположить слова в алфавитном порядке, нужно взять первую букву каждого слова и соотнести её с местом в алфавите.

Например, слова: вишня, девочка, рассказ, рис.

Третья в алфавите – буква В. А буква Д – пятая. Значит, слово «вишня» будет первым словом. Девочка – вторая в списке.

Но слова «рассказ» и «рис» начинаются с одной и той же буквы. Как быть?

Нужно посмотреть на вторую букву в слове.

Буква А в алфавите раньше буквы И. Значит и слово «рассказ» расположится раньше слова «рис».

Вот что у нас получилось.

Вишня, девочка, рассказ, рис.

Подведём итоги урока:

1. Буквы – это знаки письма.

2. Буквы в алфавите и азбуке расположены в определённом порядке.

3. Знание алфавита помогает нам в поиске информации.

4. Чтобы расположить слова в алфавитном порядке, необходимо первые буквы слов расположить в соответствии с алфавитом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Выбор.

Укажите, что такое алфавит.

1. Буквы, расположенные в определённом порядке.

2. Все буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Все буквы, обозначающие согласные и гласные звуки.

4. Все звуки языка.

Подсказка.

1. Изучите теоретическую часть урока.

2. Вспомните, что такое алфавит.

3. Отметьте правильный ответ.

Правильный ответ:

1. Буквы, расположенные в определённом порядке.

Задание. Соответствие.

Установите соответствие между буквой и её названием.

Первый столбец.

Ф

М

Щ

Л

Второй столбец.

Эф

Фэ

Мэ

Эм

Ща

Ще

Эль

Лэ

Подсказка.

1. Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2. Узнайте, как в русском алфавите называются буквы.

3. Подберите к каждой букве правильное название.

Правильный ответ:

Ф – эф

М – эм

Щ – ща

Л – эль

Конспект урока «Написание слов в алфавитном порядке» 2 класс

Тема – «Написание слов в алфавитном порядке»

Цели урока:

  • совершенствовать умение правильно называть буквы алфавита и пользоваться алфавитом в практической деятельности;

  • формировать умение правильно анализировать звуко-буквенный состав слова.

Формируемые УУД:

-Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова;

-Коммуникативные:

Владеть монологической и диалогические формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами родного языка;

-Регулятивные:

Определять новые уровни отношения и самому себе как к субъекту деятельности;

-Личностные: учебно-познавательная мотивация, самообразование, развитие эстетических и этических чувств.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Ресурсы урока: Учебник 2 класса(1 часть) Рамзаева Т.Г. презентация.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

1.Оганизация класса

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

2.Упражнение для пальцев рук:

(Прежде чем начать урок, давайте приготовим наши пальчики к письму)

Утром пальчики проснулись,             (разжать кулачки)

Потянулись                                         (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись                                 (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись,                 (имитация рукопожатия),

За работу принялись.                        (“закатываем рукава”)

Налепили куличей,                           (ладошки “лепят” пирожки)

Стали звать к себе гостей,              (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле                               (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали.               (ручки “танцуют”)

3. Оформление тетради.

– Открываем тетрадь, положите ее наклонно, под уголком, читаем хором на доске число -14 ок-тя-бря. Классная работа. Запишите в тетрадь.

Держим спинку прямо. Пишем красиво и аккуратно.

  1. Каллиграфическая минутка.

1.Загадка про букву:

-Ребята, чтобы определить письмо какой буквы мы сейчас будем повторять, отгадайте загадку про эту букву.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

(Слайд №1)

2.Графический анализ буквы

-Ребята, на какую букву начинается ответ нашей загадки?

Буква «а» большая (Слайд №2)

-Сколько элементов в этой букве?(3)

-Кто знает название этих элементов?

(Длинная наклонная линия с закруглением внизу слева, длинная прямая линия с петлей посередине.)

3.Конструирование буквы (Прокомментировать каждый элемент)

_________________________________________________________________

В каких еще буквах встречаются эти элементы? (л, м, п, р, г)

4.Анализ типичных ошибок:

(Что нужно помнить, чтобы написать эту букву)

5.Обьяснение и показ учителя:

________________________________________________________________

6.Письмо учащихся:

– Пропишите данную букву до конца строки.

7.Самоанализ.Самооценка:

Подчеркните самую красивую.

  1. Целеполагание и актуализация знаний:

-Ребята на доске представлены слова, запишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

(Слова: машина, ребята, карандаш, тетрадь, завод, ученик, ягода, сорока.)

-Ребята, кто догадался какова тема нашего урока?

-А тема нашего урока звучит так – «Написание слов в алфавитном порядке»

-Ребята, а кто может сказать, как звучит цель нашего урока?

(совершенствовать умение правильно называть буквы алфавита и пользоваться алфавитом в практической деятельности)

  1. Работа по учебнику

-Откройте учебник на стр.54. Посмотрите на упр. 95.

-Кто прочитает задание к упражнению?

-Выполните задание.

(Проверка у доски.)

Физминутка

  1. Закрепление изученного материала:

-Открываем стр. 54., смотрим на упр. 96.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова в алфавитном порядке.)

-Сейчас ребята, давайте проверим, как вы знаете алфавит.

(упр. 97.; выполнение у доски)

Познавательный материал:

В данный момент в мире используется 65 разновидностей алфавита. Самый большой из всех это кхмерский алфавит – 72 буквы, самый маленький это алфавит Папуа-Новой Гвинеи – 11 букв.

А вообще алфавит придумали финикийцы, а греки ввели в алфавит гласные буквы. Последнее редактирование алфавита было в IV веке нашей эры, когда римляне разделили заглавные и строчные буквы.

Самой древней буквой считается, буква «О», по данным археологов она существовала еще 3000 лет назад в финикийском алфавите, и с тех пор ничуть не изменилась.

А самая распространённая буква в мире – это буква «А». В мире не существует языка, где бы не было буквы А. Интересный факт, что в убыхском алфавите буква «А» является единственной гласной.

Нет русских слов кончающихся на букву «Э», и начинающихся на буквы «Ы». А в Турецком алфавите есть, например Ирак у них называют Ырак. Так же интересный факт, что русский язык не любит слов начинающихся с буквы «А», открыв толковый словарь вы заметите, что большинство слов на «А» пришли к нам с других языков.

Еще в русском языке мало слов с буквой «Ф», откройте любой том Пушкина, в большинстве его стихов вы не встретите слов с этой буквой. А «Полтава» состоящая из 30 000 букв, содержит только три буквы «Ф». 

  1. Итоги урока:

– Над какой темой мы сегодня работали?

(Написание слов в алфавитном порядке.)

– Какое задание вам больше понравилось?

  1. Рефлексия:

Тема: «Алфавит.» | Карточки контроля по русскому языку

Тема: «Алфавит.»