Мягкие и твердые согласные звуки правило: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.
Содержание
Мягкие согласные звуки и буквы
Содержание
Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.
Узнаем, что такое мягкие согласные, как они образуются и какие пары составляют с твёрдыми согласными.
Согласные звуки отличаются друг от друга участием шума и голоса. По соотношению голоса и шума согласные звуки делят на звонкие и глухие. Те согласные, которые состоят из шума и голоса, являются звонкими ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напротив, глухие согласные образуются с шумом, который появляется при прохождении струи воздуха через органы речи:
[к], [с], [т], [ф] и пр.
Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке.
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:
«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный [б], в образовании которого участвуют губы:
бок [б о к]
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:
бег [б’ э к]
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.
Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость согласных обозначается специальным значком в виде запятой — апострофом. Звуки речи записываются соответствующими буквами в квадратных скобках. Апостроф пишется справа от буквы, обозначающей мягкий звук, вверху:
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’].
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
рад — ряд;
вить — выть;
сын — синь;
маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц]. В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
жир [ж ы р]
шёлковый [ш о л к а в ы й’]
цитрус [ц ы т р ус].
Всегда мягкие согласные
В фонетике русского языка не имеют парного твёрдого согласного всегда мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’]. Они обозначаются апострофом независимо от того, какая гласная буква пишется за ними:
йога [й’ о г а]
лайка [л а й’ к а]
чары [ч’ а р ы]
чужой [ч’ у ж о й]
щедрый [щ’ э д р ы й’]
щупать [щ у п а т’].
После этих согласных не пишутся буквы «я», «ю», «ы».
Как определить мягкий согласный?
Кроме особого звучания, мягкий согласный можно определить в письменной речи. На мягкость согласного указывают следующие признаки:
-Давайте с вами подведём итоги: какой «спортсмен» победил.
-Поднимите ручку кто считает по-другому.
Работа над словарными словами (записать в два столбика)
Слайд №5
Игра твёрдый – мягкий
Тим и Том вчера играли Разбросали все кругом: Книги, ручки, покрывало – Дом сегодня весь верх дном. Чтоб на место все сложить: Мячик, чашки и цветы Нам придется вспомнить: Первый звук, – «Какой же ты?»
Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.
Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная)
– А как мы называем такие слова? (словарные).
Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, выходят к доске и по очереди записывают слова, остальные пишут в тетради, не забываем ставить в словах ударение, подчеркивать орфограмму. А теперь давайте запишем слова Тома
Слайд №6
(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)
Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
Какие это согласные? (мягкие)
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные: осуществлять анализ объектов.
5.Физкультминутка.
-Давайте отдохнем.
Ребята, ваша задача, смотреть на доску и повторять движения.
Выполняют упражнения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
6.Закрепление изученного материала.
Открываем учебник упр. 194. Прочтите задание.
Что изображено на картинке?
(Пальто, платок, шляпа, платье)
-Давайте эти слова запишем, один ученик записывает на доске, остальные в тетради.
-Давайте почеркнем букву в словах, которой обозначены звуки [л] и
[л ‘]
-пальто – подчеркиваем «ь», [л ‘]
-платок – подчеркиваем «а», [л]
-шляпа – подчеркиваем «я», [л ‘]
-платье – подчеркиваем «ь», [л ‘]
-Упражнение 195 (устно)
-Прочитайте задание
Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнесите эти звуки.
Нос- нёс [н] [н’]
Мыл- мил [м] [м’]
Ел- ель [л] [л’]
Упр. 196
– прочтите задание.
Прочитайте скороговорки в, которых пропущена заглавная и строчная буква «с». Какой звук она обозначает в каждом слове? Как вы об этом узнали?
-Открывают, читают задание
-Пальто, платок, шляпа, платье
-Записывают
– Подчеркивают
-Читают задание
-Выполняют задание Нос- нёс [н] [н’]
Мыл- мил [м] [м’]
Ел- ель [л] [л’]
-Читают
-Выполняют задание
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
слушать и понимать речь других.
Познавательные: осуществлять анализ объектов.
7.Самостоятельная работа
– У вас на столах лежат карточки со словами. Внимательно прочитайте слова. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие.
Это же задание на слайде №8,
взаимопроверка.
Приложение 1
-Выполняют задание на карточках.
Регулятивные: самоконтроль, коррекция.
8.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Ребята, что мы сегодня закрепляли?
-Что вы узнали?
–Слайд № 9
-Хорошо, молодцы.
Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу, на столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.
Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.
Посмотрите, какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.