Разное

Мягкие и твердые согласные звуки правило: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.

Мягкие согласные звуки и буквы

Содержание

Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, кото­рые по срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми про­из­но­сят­ся с допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ци­ей языка.

Узнаем, что такое мяг­кие соглас­ные, как они обра­зу­ют­ся и какие пары состав­ля­ют с твёр­ды­ми согласными.

Согласные зву­ки отли­ча­ют­ся друг от дру­га уча­сти­ем шума и голо­са. По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят на звон­кие и глу­хие. Те соглас­ные, кото­рые состо­ят из шума и голо­са, явля­ют­ся звон­ки­ми ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напро­тив, глу­хие соглас­ные обра­зу­ют­ся с шумом, кото­рый появ­ля­ет­ся при про­хож­де­нии струи воз­ду­ха через орга­ны речи:

[к], [с], [т], [ф] и пр.

Кроме при­зна­ка звонкости/глухости соглас­ные име­ют свой­ство быть твёр­ды­ми или мяг­ки­ми в сло­ве. Рассмотрим подроб­нее, какие мяг­кие зву­ки суще­ству­ют в рус­ском языке.

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:

«бок» и «бег»

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный [б], в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:

бок [б о к]

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:

бег [б’ э к]

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.

Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде запя­той — апо­стро­фом. Звуки речи запи­сы­ва­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми в квад­рат­ных скоб­ках. Апостроф пишет­ся спра­ва от бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей мяг­кий звук, вверху:

[б’], [в’], [г’], [д’], [з’].

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

  • рад — ряд;
  • вить — выть;
  • сын — синь;
  • маг — миг.

Несколько соглас­ных зву­ков не име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Всегда твер­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц]. В любой пози­ции в сло­ве они зву­чат толь­ко твёрдо:

  • жир [ж ы р]
  • шёл­ко­вый [ш о л к а в ы й’]
  • цит­рус [ц ы т р ус].

Всегда мягкие согласные

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не име­ют пар­но­го твёр­до­го соглас­но­го все­гда мяг­кие соглас­ные [й’], [ч’], [щ’]. Они обо­зна­ча­ют­ся апо­стро­фом неза­ви­си­мо от того, какая глас­ная бук­ва пишет­ся за ними:

  • йога [й’ о г а]
  • лай­ка [л а й’ к а]
  • чары [ч’ а р ы]
  • чужой [ч’ у ж о й]
  • щед­рый [щ’ э д р ы й’]
  • щупать [щ у п а т’].

После этих соглас­ных не пишут­ся бук­вы «я», «ю», «ы».

Как определить мягкий согласный?

Кроме осо­бо­го зву­ча­ния, мяг­кий соглас­ный мож­но опре­де­лить в пись­мен­ной речи. На мяг­кость соглас­но­го ука­зы­ва­ют сле­ду­ю­щие признаки:

1. после мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • лес [л’ э с]
  • пёс [п’ о с]
  • мир [м’ и р]
  • плюш­ка [п л’ у ш к а]
  • мята [м’ а т а].

Исключение состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва, в кото­рых соглас­ные зву­чат твёр­до даже перед бук­вой «е»:

  • дель­та [д э л’ т а]
  • ате­лье [а т э л’ й ‘э]
  • тен­нис [т э н’ и с]
  • каба­ре [к а б а р э]
  • кафе [к а ф э]
  • энер­гия [э н э р г’ и й’ а]

2. мяг­кость соглас­ных выра­жа­ет осо­бый зна­чок, кото­рый не обо­зна­ча­ет зву­ка, — «ь»:

  • косьба [с’]
  • восемь [м’]
  • якорь [р’]
  • скользкий [л’]

3. соглас­ные смяг­ча­ют­ся перед неко­то­ры­ми после­ду­ю­щи­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:

  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • после [п о с’ л’ э]
  • мостик [м о с’ т’ и к]
  • зонтик [з о н’ т’ и к]
  • бето́нщик [б’ и т о н’ щ’ и к]
  • ворчу́н [в а р’ ч’ у н].

Этот фоне­ти­че­ский про­цесс пере­да­чи мяг­ко­сти одно­го зву­ка дру­го­му назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Имеем в виду, что эта при­об­ре­тён­ная мяг­кость соглас­ных не пере­да­ёт­ся в пись­мен­ной речи.

После букв, обо­зна­ча­ю­щих мяг­кие соглас­ные зву­ки, мяг­кий знак не пишет­ся в соче­та­ни­ях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» + презентация к уроку

Методическая цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

(мотивация к учебной деятельности)

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Слайд № 1

-Посмотрите, на слайд что там изображено?

-А что написано на этих снежинках?

– Сколько всего гласных букв в русском языке?

-Давайте теперь с вами в тетрадях пропишем гласную букву «А а», также красиво, как мороз рисует узоры на окне.

А гласных звуков?

-Для начала давайте посмотрим и вспомним, как правильно пишется эта буква.

-А теперь откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Сегодня у нас, 15 декабря.

Слайд № 2

-А теперь, давайте с вами пропишем красиво, гласную букву «А а», сначала пишем заглавную, затем строчную, и так всю строку чередуя.

-Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Слайд № 3

– Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

-Правильно, молодцы ребята!

-На слайде изображены снежинки

-Гласные буквы

-10 гласных букв в русском языке

6

-Смотрят как пишется буква.

-Открывают тетрадь записывают число, классная работа.

-Записывают буквы

-Ставят точку над лучшим элементом

-Слушают стихотворение

-Это «волшебники»

Познавательные: осуществлять синтез

3.Самоопределение к деятельности.

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? [т,]

-Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук.

Например, Тим с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т)

-Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый).

-Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

-Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Слайд № 3

Посмотрите на слайд. Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

-А как вы догадались? (по цвету)

-А расскажите, как вы догадались, почему они разного цвета? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

-Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

-Правильно тема нашего сегодняшнего урока.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.

-[Т’]

– мягкий

-Слушают

-[Т]

– Твёрдый

-Слушают

Твердые

– Мягкие

-Да

– По цвету

– Потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим

– Учиться различать твердые и мягкие согласные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание, планирование.

Познавательные: осуществлять анализ объектов.

4. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

-Сейчас, мы с вами немного поиграем.

Слайд № 4

Игра «Беговые дорожки»

-Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

-Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен», если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка).

-Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

-Давайте с вами подведём итоги: какой «спортсмен» победил.

-Поднимите ручку кто считает по-другому.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Слайд №5

Игра твёрдый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная)

– А как мы называем такие слова? (словарные).

Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, выходят к доске и по очереди записывают слова, остальные пишут в тетради, не забываем ставить в словах ударение, подчеркивать орфограмму. А теперь давайте запишем слова Тома

Слайд №6

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)

Какие это согласные? (мягкие)

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Слайд №7

– Откройте учебник на стр. 120 Упр.192 (устно)

-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).

– Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).

– Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

– Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

– Всегда ли действует это правило?  (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)

– Слушают

-Зелёная дорожка

-Синяя дорожка

-Тим, победил

-Поднимают

-Слушают стихотворение

-Непроверяемая безударная гласная

-Словарные

-Записывают слова, кто-то у доски остальные в тетради

– Мягко

-Мягкие

-«Я, Ё, Ё, Ю, И»

-Твёрдые

-«А, О, У, Э, Ы»

-Открывают учебник

– Согласные.

– Читают пары звуков по цепочке.

-Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.

-[ч’] [й’] [щ’]

– Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.

– Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Познавательные: запись выборочной информации;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Познавательные: осуществлять анализ объектов.

5.Физкультминутка.

-Давайте отдохнем.

Ребята, ваша задача, смотреть на доску и повторять движения.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

6.Закрепление изученного материала.

Открываем учебник упр. 194. Прочтите задание.

Что изображено на картинке?

(Пальто, платок, шляпа, платье)

-Давайте эти слова запишем, один ученик записывает на доске, остальные в тетради.

-Давайте почеркнем букву в словах, которой обозначены звуки [л] и

[л ‘]

-пальто – подчеркиваем «ь», [л ‘]

-платок – подчеркиваем «а», [л]

-шляпа – подчеркиваем «я», [л ‘]

-платье – подчеркиваем «ь», [л ‘]

-Упражнение 195 (устно)

-Прочитайте задание

Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнесите эти звуки.

Нос- нёс [н] [н’]

Мыл- мил [м] [м’]

Ел- ель [л] [л’]

Упр. 196

– прочтите задание.

Прочитайте скороговорки в, которых пропущена заглавная и строчная буква «с». Какой звук она обозначает в каждом слове? Как вы об этом узнали?

-Открывают, читают задание

-Пальто, платок, шляпа, платье

-Записывают

– Подчеркивают

-Читают задание

-Выполняют задание Нос- нёс [н] [н’]

Мыл- мил [м] [м’]

Ел- ель [л] [л’]

-Читают

-Выполняют задание

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

слушать и понимать речь других.

Познавательные: осуществлять анализ объектов.

7.Самостоятельная работа

– У вас на столах лежат карточки со словами. Внимательно прочитайте слова. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие.

Это же задание на слайде №8,

взаимопроверка.

Приложение 1

-Выполняют задание на карточках.

Регулятивные: самоконтроль, коррекция.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Ребята, что мы сегодня закрепляли?

-Что вы узнали?

Слайд № 9

-Хорошо, молодцы.

Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу, на столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите, какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *