Мягкие и твердые согласные в русском языке: Твёрдые согласные буквы и звуки (таблица)
Что такое согласные звуки в русском языке. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?
А в чём, собственно, дело?
Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.
«Вернёмся к нашим баранам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.
Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:
Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.
В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт .
Ломай систему!
В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.
Запоминаем
А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.
Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.
Подручный материал
Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.
Запоминаем дальше
Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.
Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.
Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Ещё одна игра
Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
- Править – воля – лом (выписываются пр, в, л ).
- Томат – роль – топь (выписываются т, р, т ).
- Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н ).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], г – [г], д – [д], ж – [ж], й – [й], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], п – [п], р – [р], с – [с], т – [т], ф – [ф], х – [х], ц – [ц], ч – [ч], ш – [ш], щ – [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих – 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар – жар, кол – гол, дом – том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью – глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара из глухой и звонкой согласной.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к”], [п], [п”], [с], [с”], [т], [т”], [ф], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
- Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.
Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.
§6. Твёрдые и мягкие согласные
Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, – пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар – шар. – Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.
В одном будут жить парные согласные, а в другом – непарные. Парные Непарные Ж – Ш М, Н З – С Х, Ц К – Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?
Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.
Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.
В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.
Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.
Классификация согласных.
Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.
У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.
Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
И тогда мы поймём точно – какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот – кота, год – года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.
Часть звонких и глухих согласных образует пары.
При образовании согласных [р], [л], [м], [н], [j],
Глухие [х], [х”], [ц], [ч”], [ш”] не имеют парных ям звонких согласных.
Примечания.
1. Звук [j] в школьной практике обозначается [й”].
2. Звук [ш”] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных. Горизонтальная черта вверху обозначает, что звук долгий.
Парные звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными, т. е. в слабой позиции, звучат как парные им глухие согласные. Такое явление называется оглушением.
Парные глухие согласные перед парными звонкими, т. е. в слабой позиции, звучат как парные им звонкие согласные. Такое явление называется озвончением.
Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения перед гласными, перед сонорными и в.
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. При произношении твердых и мягких звуков разное положение языка. Часть согласных звуков образует пары по твердости-мягкости.
При написании мягкость согласных обозначается:
1) при помощи мягкого знака: голубь, словарь:
2) при помощи букв е, ё, ю, я, и: удалённый, липа.
Перед мягкими согласными мягкость согласных обозначается не всегда: бантик – ба[н”т”]ик.
Еще по теме ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:
- § 3. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ (проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных)
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума – глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарные звонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
д очка – точка
б очка – почка
ш ар – жар
удочка – уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Fictionbook.ru ().
- Deafnet.ru ().
- Samouchka.com.ua ().
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.) .
- Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
Рекомендуем также
Тема: Твердые и мягкие согласные | Поурочные планы по Русской речи 5 класс с казахским языком обучения
Тема: Твердые и мягкие согласные
27.11.2014 5477 0
Цель: 1. Формирование знаний о твердых и мягких согласных (жуан және жінішке дауыссыздар)
- Развитие коммуникативной компетентности
- воспитание интереса к русскому устному народному творчеству
Ход урока
- Оргэтап
- Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256. упражнение 49 на странице 21. Списать, вставляя пропущенные буквы
- Этап проверки знаний.
Опрос:
- Что такое фонетика?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Расскажите русский алфавит?
- Как определить количество слогов в слове
Работа с карточками
Поделите эти слова на слоги:
Школа, тетрадь, дневник, линейка, однокласскник
- Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Чтение текста «Пословицы» на странице 21. Сначала учительское чтение. Потом чтение текста учениками по цепочке.
Что такое пословица? Что такое поговорка?
Расскажите, что вы узнали о пословицах и поговорках
- Этап объяснения новой темы.
Слово учителя
Согласные в русском языке, также как и в казахском бывают твердые и мягкие (жуан және жінішке). Мягкими согласные звуки становятся тогда, когда после них стоит Ь или гласные Е, Ё, Ю, Я
В русском языке в одном и том же слове могут быть и твердые и мягкие согласные.
Большинство согласных могут быть и твердыми и мягкими и образуют пары. Не имеют пары всегда твердые Ж, Ш, Ц и всегда мягкие Ч, Щ, Й
Чтение правила из учебника – страница 22.
Конспект в тетрадь для правил
Работа по новой теме
Какими бывают согласные звуки?
Как обозначается мягкость на письме?
Какие согласные всегда твердые?
Какие всегда мягкие?
- Этап закрепления новой темы.
Упражнение 53. устно. Найдите и прочитайте слова сначала с твердыми согласными, а потом с мягкими согласными.
Упражнение 54. спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласного
Упражнение 54. устно. Прочитайте слова так, чтобы на конце слова был мягкий знак.
Упражнение под мячиком письменно и самостоятельно.
Подберите слова к схемам. В три столбика распределите слова из четырех букв с мягким знаком на конце, слова из пяти букв с мягким знаком на конце, слова из шести букв с мягким знаком посередине
- Этап рефлексии
- Этап оценивания
- Этап информированности о домашнем задании. Упражнение 58 на странице 23
твердые и мягкие, глухие и звонкие
Изучение звукового строения слов — тема интересная и не самая трудная. Многие ученики с удовольствием разбираются в отличиях произнесенного и записанного варианта слов. Но изучаемая тема содержит множество понятий. В то же время если не вникнуть в материал, невозможно добиться точного и грамотного правописания. Поэтому начнем разбираться. Слова, произнесенные человеком, имеют звуковое оформление. Звуки называют фонемами. Их относятся к одной из 2-х основных звуковых групп: гласные и согласные звуки. Поговорим подробнее именно о согласных звуках.
Согласными звуками считаем те, какие образованы не только голосом. Если звучание образовано с добавлением другого звука к голосу («гласу»), мы имеем дело с согласным!
Согласные звуки в русском языке говорим о фонемах, образованных голосом и шумом. Он возникает от столкновения воздуха на выдохе с встречаемым препятствием — зубами, губами, языком. Так возникает дополнительный призвук — шум.
Разновидности согласных
Разобравшись, что такое согласные звуки в русском языке, присмотримся к ним повнимательнее, чтобы точно знать, какие бывают согласные звуки в русском языке.
Входящие в эту группу звуки отличаются шумовым и голосовым уровнем. Бывают такие, в основе которых только шум.
Согласным звукам русского языка их характеристика дается по нескольким качествам, например, по их звонкому и глухому звучанию, твердости и мягкости произнесения. Свиста или шипение тоже является дополнительной характеристикой.
Качественные звуковые характеристики — категории неизменные. При этом очень часто среди согласных образуются пары. И благодаря этому, слова очень часто отличаются одним звуком: код — кот.
О твердых и мягких звуках
Произнося определенные звуки, речевым органам свойственно занимать во рту почти одинаковое положение. Середина языка иногда приподнимается выше, и звучание становится мягче. Различие имеет существенное значение. На примере записи понятий угол и уголь понимаем: они отличаются тем, что последнее звучание тверже или мягче.
Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие согласные звуки.
Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке часто имеют пару среди звуков с мягким вариантом.
- Твердые согласные звуки: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
- После смягчения: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].
Мягкость или твердость согласному звуку придает стоящий за ним гласный звук.
[а], [о], [у], [ы], [э] гласные, обозначающие твердость согласного звука [и], [е], [ё], [ю], [я] гласные, обозначающие мягкость согласного звукаНапример: мол [м о л] и мел [м’ э л]
Не все звуки получили пару. Существуют всегда твердые согласные звуки в русском языке: [ж], [ш], [ц].
Ученикам будет полезно заучить, какие согласные звуки в русском языке всегда мягкие. Повторите совместно с ребенком, что всегда мягкие согласные звуки в русском языке: [й’], [ч’], [щ’].
Звонкие и глухие согласные
От величины шума и голоса зависит, к какой группе принадлежит конкретный звук.
Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке различаются оттенками. Звонкость им придают задействованные связки голоса. В образовании глухих связки не принимают участия.
Это различие звуков также становится смысловым: слова кол и гол обозначают совершенно разные понятия, а когда мы произносим эти слова, они отличаются лишь одним звуком.
Почти все звонкие и глухие согласные звуки в русском языке — парные.
- Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
- Глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с],[с’].
Не всегда звонкие согласные звуки образуют пару. Есть только звонкие звуки, не имеющие глухой пары, получившие название сонорные согласные звуки. К звуковой группе сонорных относятся: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Отдельную группу образуют всегда глухие согласные, без звонкой пары: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Шипящие и свистящие
Особое звучание в момент произнесения согласных стало основанием для выделения такие звуковые подгруппы, как шипящие и свистящие.
- Шипящие: [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Для их записи используются все шипящие буквы в русском языке, их тоже четыре: Ж, Ш, Ч, Щ.
- Свистящие: [з], [з’], [с], [с’], [ц] записываются буквами З, С, Ц.
Характеристика звуков
Узнав, на какие группы делятся согласные звуки в русском языке, видим, что звук можно характеризовать, учитывая одновременно его разные звуковые качества. Выполняя задание по характеристике звука, обязательно уточняем:
- Твердо или мягко он звучит;
- Глухо или звонко произносится;
- Имеет ли он пару — звонкую или глухую.
- При необходимости можно дать дополнительную характеристику по способу произношения (шипящий, свистящий).
Сначала укажем фонетическую запись слова: [кл’ип].
Теперь характеризуем каждый согласный звук.
[к] — согласный, твердый, глухой, парный, имеет парный звонкий [г]. [л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный. [п] — согласный, твердый, глухой, парный, имеет парный звонкий [б].Такую характеристику дают звукам при выполнении звукового или фонетического анализа слова.
Фонетический разбор слова
Как буквами передать звучание
На письме произнесенных нами слов пользуются специальными графическими изображениями — буквами. При составлении буквенной записи учитываем, какие буквы гласные, а какие согласные в русском языке. В нашем алфавите букв, используемых для записи согласных, меньше, чем звуков. Сравните, сколько в русском языке букв, обозначающих согласные звуки: согласных звуков — 36, а букв, используемых для их записи, — только 21.
Мы пользуемся следующими согласными буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Значит, ряд букв применяются для изображения нескольких звуков. Действительно, для обозначения парных твердых и мягких не используются разные буквы.
Мы не путаемся в смыслах, точно понимаем при чтении, твердо или мягче требуется произнести в каждом конкретном случае, благодаря используемым буквенным сочетаниям.
Мягкость в письменной речи можно передать разнообразными способами:
- Использование мягкого знака.
Специальная буква, не передающая никакого звука, мягкий знак Ь, написанная после согласной, подсказывает, что звук, переданный данной согласной, произносится мягко:
Угол [л] — уголь [л’].
- Использование букв, обозначающих некоторые гласные
Буква И подсказывает, что предыдущий звук — мягкий.
Был [б] — бил [б’].
- Использование букв, за которыми — два звука
У нас есть несколько гласных букв, передающих сразу два звука. На первом месте в этом сочетании — [й], известный как мягкий и звонкий согласный. За ним следует один из гласных [э], [о], [у], [а]. Гласные буквы Е [Й+Э], Ё [Й+О], Ю [Й+У], Я [Й+А] указывают, что предыдущий согласный нужно произносить мягко.
Мэр [м] — мера [м’]
Мол [м] — мёл [м’]
Тур [т] — тюль [т’]
Дар [д] — дядя [д’]
Чередование согласных звуков
Какие согласные звуки могут чередоваться в русском языке? Когда мы произносим разные формы слова, то не всегда и не всё звучит отчетливо. Обратимся к конкретному примеру. При произнесении слов зубы и зуб имеется в виду одно и то же понятие — «специальное образование во рту, предназначенное измельчить пищу». Используя множественное число — зубы — мы произносим второй согласный отчетливо и ясно: [б]. А при произнесении формы единственного числа зуб второй согласный произносится не отчетливо, звучание становится глуше, мы произносим [зуп], хотя на письме используем все же букву Б. Мы столкнулись с оглушением согласных, заменой звонкого на парный глухой.
Оглушение возникает в случаях:
- Согласный стоит самым последним.
Смотри выше рассмотренный пример со словом зуб — зубик, куб — кубик, град — градом
Соседство звонкого с глухим, когда глухой стоит после звонкого, приводит к тому, что звонкий мы произносим глуше. Органы речи как бы уже готовятся к произношению следующего звука, который будет глухим.
Например, звуки, выраженные буквой З: сказочка [з] — сказка [с].
Случаются и обратные процессы, когда глухой звучит звонче, чем обычно. Например, в словах косить, коса буква С обозначает глухой звук. Он бывает твердым [c] в слове коса, или мягким — в слове косить[с’]. Но в варианте косьба буква С выражает уже звонкий звук [з’]. Произошло озвончение глухого звука. Озвончение происходит с глухим, если непосредственно за ним расположен звонкий. Мы видим, что в процесс чередования вовлечены звонкие и глухие парные согласные звуки в русском языке.
Понимание происходящего со звуковыми формами слов поможет при проверке их написания, в случае сомнения в выборе правильной буквы. Теперь мы знаем об оглушении и озвончении согласных, которые оказались в слабой позиции. И помним, что изменения эти происходят со звуками, а буквы остаются неизменными. Как узнать, какая буква должна быть написана? Ищем такой вариант, чтобы неясно звучащая буква оказалась в сильной позиции: после проверяемой буквы находятся гласные или сонорные согласные. Становится отчетливым звук, понятна буква, которой его записывают.
Советы родителям
Тема «Звуки и буквы в русском языке» не будет сложной, если ученики сразу разберутся в материале. Научившись самостоятельно анализировать звуковую сторону речи, школьники внимательно относятся к правильному написанию слов, что приводит к качественному повышению их знаний.
Взрослому будет несложно совместно с ребенком закрепить изученный материал. Делать это можно практически в любое время: на прогулке, в поездке, в разговоре и т.п. А помогут специальные словесные игры. Придумать словесного дублера, заменив один звук; составить слово, в котором все произносится только твердо или, наоборот, только мягко; придумать слово, в котором букв больше, чем звуков… Вариантов игр — множество, ребенок и сам может стать автором такого развлечения. Польза от словесных игр и свободного владения материалом обязательно скажется на уроках!
Как вы произносите слова?
В рамках выставки «Сокровища царей» вы бы хотели выучить несколько русских фраз? На каждой странице этого раздела мы представляем слово или фразу, которые могут помочь вам в общении с посетителем из славянской земли. Чтобы помочь в произношении, редактор лингвистов и копий Дэниел Пакетт дает следующие советы.
Произношение русского языка отличается от английского по нескольким важным параметрам:
Русский язык различает твердые и мягкие согласные.Как правило, твердые согласные произносятся так же, как и в английском языке; за мягкими согласными следует короткий звук «у», показанный здесь с апострофом. То, как некоторые люди произносят букву N в «Нью-Йорке» или букву «Tune» – после нее следует короткий звук «y», – это пример того, что в русском языке будет мягким согласным. Важно не путать звуки: «ч» и «мягкое Т» могут звучать для нас очень похоже, но для русского они совершенно разные.
Русские гласные ясны и просты: «а» – это как «А» в «отце»; «е» или «а» похоже на «домашнее животное»; «ey» похоже на «ay» в «луче»; «ee» похоже на «ee» в «свекле»; «o» – это что-то вроде «aw» в «ужасно»; «oo» напоминает «oo» в «boot»; «ай» звучит как «глаз»; а «ээ» – это как «А» в «о».«Одна гласная немного необычна: звук, показанный здесь как« ih », – это короткий звук« ee »; после многих согласных он отображается как« wih », короткий звук« uh », за которым следует короткое« ee ». Вы можете приблизиться к этому, произнеся первые две буквы «фитиля».
Только три русских согласных не имеют реального английского эквивалента:
Звук, показанный здесь как «кх», на самом деле шипящий «х», не такой резкий, как «ch» в шотландском «loch» или немецком «Buch». Это больше похоже на «ch» в немецком «ich».«
Звук, показанный здесь как« щ », когда-то произносился как« ш »(как в« доле »), за которым быстро следовало« ч »(как« стул »). Некоторые русские до сих пор произносят его таким образом, но в Москве это мягкое шипение «шшш», тогда как «ш» можно произносить, если нижние зубы слегка выдвинуты вперед.
Русский жесткий R скручен, как и в испанском языке; мягкий R – это более короткий язычок. .
Звук, показанный здесь как «zh», похож на Z в «лазурном».
К сожалению для англоговорящих, русский язык часто использует такие группы согласных, как «zdr», «stv» и «Ints» (в кириллица, которую использует русский, “ц” – одна буква).Просто попробуйте очень быстро произносить буквы вместе; с практикой действительно становится легче.
Большинство россиян представляют себя тремя именами: своим именем, отчеством и фамилией. Отчество почти всегда является отчеством, которое представляет собой имя, образованное добавлением «-ович» для мужчин или «-овна» для женщин к имени отца. В разговорном русском языке «-ов-» часто выпадает, поэтому «Игорь Иванович», что означает «Игорь, сын Ивана (Иоанна)», произносится примерно как «Э-гур и-ВАХ-нич», а «Павлович», что означает «Игорь, сын Ивана (Иоанна)». означает «сын Павла (Павла)», звучит как «Палх».«Поскольку вежливые титулы – эквивалент наших« мистер »,« миссис »,« мисс »и« мисс »- были почти полностью исключены большевиками, вежливый способ обращаться к русским в большинстве случаев – использовать имя и отчество.
Аудиокнига недоступна | Audible.com
Evvie Drake: более
- Роман
- К: Линда Холмс
- Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19
Транслитерация: с русского на английский
Транслитерация: с русского на английскийВот некоторые примечания по использованию транслитерации с русского на английский
- Русский алфавит состоит из 33 букв: 21 согласная, 10 гласных и две буквы без звука: мягкий знак и твердый знак.
- Все слова на русском языке следует читать так, как они написаны. Никакие комбинации букв не производят никакого другого звука, кроме своей собственной последовательности.
- Существует несколько распространенных способов транслитерации с русского на английский
- Это одиночные буквы: ye, yo, zh, ee, ts, ch, sh, shch, ye, yu, ya
- Это таблица русского языка алфавит
ПРИМЕЧАНИЕ: Голос, который вы слышите в приведенных выше произношениях, принадлежит Наташа Булашова. - В русских котировках первый двойной апостроф встречается внизу на строке, а второй – наверху. Тем не менее, вполне нормально использовать традиционное место для первого в паре.
- Жесткий и мягкий знаки могут быть представлены одним апострофом, поскольку они никогда не занимают одно и то же место в слове.
- Используется жесткий знак
- а) после префиксов окончания согласных, как в объём, отъезд
- б) в двухкорневых составных словах, как в двухэтажный, трехъярусный
- Используется мягкий знак
- а) на конце слов, если они оканчиваются на мягко звучащую согласную
- б) на конце большинства слов и глаголов, оканчивающихся на согласные: ч, ш, ж
- c) в середине слова betveen soft l и согласная
- d) между другими мягкими предварительными посевами и твердыми последующими согласными
- б) на конце большинства слов и глаголов, оканчивающихся на согласные: ч, ш, ж
- Жесткий знак не используется
- а) ни в конце, ни в начале слов
- б) после гласной
- Мягкий знак не используется
- а) в следующих суффиксах: чк, чн, нщ, рщ, рч
- б) ни до, ни после гласной
- В русском языке слово вы имеет формы множественного и единственного числа.
- ti – значит ты особенный. Это считается невежливым, когда обращаются к сранжеру.
- vi – означает множественное число.
- Vi – означает вас в единственном числе, но используется для выражения уважения. Это считается единственной вежливой формой, но неприемлемой для друзей.
- vi – означает множественное число.
- Здравствуй означает желание жить здоровой.
- У свиданеея значит желаю встретить больше
- Значит привет …
- До свидания! Товар good-bye изначально был God . Выражение представляет собой сокращение от Бог с тобой , форма прощания, впервые зафиксированная в конце 16 века. Его постепенное сокращение можно проследить через серию метаморфоз (например, у Шекспира было Да благословит вас Бог и Да благословит вас Бог ), и оно не достигло модетн до свидания до 18 века. Замена good на God , по-видимому, произошла в основном из-за влияния таких фраз, как good day и good night .