Разное

Мягкие и твердые согласные упражнения: Тренировочные упражнения по русскому языку на тему ” Твёрдые и мягкие согласные”.

Обучающие задания (твёрдые и мягкие согласные). Упражнения на отработку слов с мягкими согласными Тренажер мягкие и твердые согласные

Данная работа – итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, а также усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».

Разработала учитель-логопед МБОУ СОШ №1 г.Снрафимовича Фролова С.А.

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.
  • Развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
  • Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.

Оборудование: тетради, цветные карандаши, звуковые замки, д/игра “Беговые дорожки”, раздаточный материал, цветочки, индивидуальные зеркала, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, схема предложения, пиктограммы обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (дети показывают соответствующую пиктограмму). А теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Посмотрите на меня, я тоже хочу подарить вам улыбку, а вы улыбнитесь мне. С хорошим настроением мы отправляемся работать.

Сообщение темы.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем зарядку с язычком.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

Разработала учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области

Чередник Виктория Анатольевна

Занятие №1.

Тема:

Твердые и мягкие согласные звуки.

Цели:

  1. Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
  5. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
  6. Развивать память, воображение.
  7. Развивать временные и пространственные представления.
  8. Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты, карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)

Какое время года? Какой месяц? Декабрь – первый месяц зимы , значит это какой месяц? (зимний)

С каких звуков начинаются слова «зима» и «декабрь», чем они похожи? (мягкие согласные).

Оформление тетрадей.

  1. Сообщение темы.

Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Тренируемся перед дорогой.

Пальчиковая гимнастика :

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения

Безымянный и последний «кулак» названные пальцы)

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять соединяют большой палец

И движенье выполнять. с остальными по порядку)

Мы рога козе покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

Артикуляционная гимнастика:

1. Чередование «улыбочка» – «хоботок».

2. «Лопаточка» – «иголочка».

3. Качели.

4. Лошадка.

5. Индюшата

  1. Психогимнастика.

Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?

Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.

Второго брата зовут [т, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т, ], с которого начинается его имя.

Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим? С какой стороны от вас находится Том, а с какой Тим?

В каком замке работает садовником Том, а в каком Тим?

  1. Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?

Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

  1. Развитие фонематического слуха.

Феи попросили садовников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

  1. Развитие грамматического строя речи, воображения.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан».

Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Злой колдун решил испортить праздник и наслал ураган, который перепутал все слоги в названии цветов. Помогите феям восстановить слова (подсказки в виде предметных картинок на доске: пион, роза, гвоздика, ландыш, ромашка). Поможем?!

Детям раздаются конверты со слогами, из которых они конструируют слова (это задание можно делать на ковре).

  1. Физминутка.

Речь с движением.

Ветер северный подул – с-с-с…

Все слоги в слове сдул.

Полетели, закружились

И на парту опустились.

Друг за дружкой их собрали-

Слова строчкой побежали…

Посчитаем их опять –

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, устали их писать,

Лучше будем танцевать.

Руки вверх, наклоны из стороны в сторону

Трясут кистями рук.

Кружатся

Приседают на ковер.

Встают «паровозиком»

Побежали по ковру

Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца

Потрясти кисти рук – расслабление.

Выполняют танцевальные движения.

  1. Работа с перфокартами.

Догадайтесь, какие буквы сбежали из слов, вставьте их:

Л.нд.ш, п..н, р.м.шк., р.з., гв.зд.к.

Прочитайте слова с твердыми согласными, с мягкими согласными звуками. Назовите буквы, которые обозначают мягкие согласные.

  1. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

  1. Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м, ] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) – слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

  1. Итог

Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам!

Какие звуки мы различали вместе с Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)?

Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики)

«Грибочек»

Вкусное варенье’’

Заборчик”

Маляр”

«Чашечка»

Окошко”

А теперь я хочу вас познакомить с нашими сегодняшними героями. Они пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)? Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету. )

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена волшебников в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему? Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

Развитие фонематического слуха.

Феи попросили наших волшебников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

А теперь я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра “Беговые дорожки”.

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)

Слова : корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. (Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку. )

Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место ти…

Развитие грамматического строя речи, воображения, речевого дыхания.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

Упражнение « Аромат цветов »

Вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося: А –ах!

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле

Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан». Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м , ] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) – слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

Игра,Найди пару” (работа в парах).

Наши волшебники немного повздорили, нам нужно их помирить. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький онверт, в нем находятся слова. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

III. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат цветочки, давайте устроим в классе настоящий цветущий сад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску цветочек.

Большая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас сад, совсем настоящий.

Мы вместе с Тимом и Томом благодарим вас за работу на уроке.

«Гласные и согласные звуки» – Конкурс рассказов о семье. Задание 1. Прочитайте четверостишие. Как ученые называют звуки речи? В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Чем отличается образование гласных и согласных звуков? Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин). Работа над темой урока. С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?

«Гласные буквы» – Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая. Сходство есть наверняка, Только нету языка! На дворе – такая жалость!- Наша лесенка сломалась. Веселые гласные. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась … буква Ю. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью.

«Гласные и согласные» – Какие звуки обозначают? Как назвать одним словом? Порт-фель. Назовите в слове гласные звуки. На какие 2 группы можно разделить все звуки? Портфель – что? Что такое портфель? Ученику купили новый портфель. Напишите буквы в тетрадь в заданной последовательности. Цель: познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова.

«Гласные» – Прибежал хвастливый Прочитали дети. Волк- УУУ. Гласные тянутся песенкой звонкой. Девочка показывает горло-АААА. Эхом далёким в лесу отвечать: Э-Э-Э-Э. Прибежал игривый Прочитали дети. Визжит хрюша- И. Нежной лошадкой могут заржать: И-и-И-И-и. Медведь -ЫЫ. Как медведь рычит? Как визжит поросёнок- ИИИ.

«Гласные и согласные буквы» – Нажав на букву левой клавишей мыши, вы можете проверить свой ответ. Хорошо ли вы знаете гласные и согласные буквы русского алфавита? А если карточка останется белой, буква не обозначает звуков. Гласные и согласные буквы. Дорогие ребята! Можно играть одному, а можно с родителями или с другом. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Гласные звуки» – Фонетика изучает звуковой состав языка. Воздух, проходя через плёнку, создаёт звук «уйди-уйди». Гласный звук. Нет, не изучает. 2. На доске записано в два столбика. Вывод: Фонетика – наука не о любых звуках, а только о звуках речи. Шарик надуваем, а затем даём возможность воздуху свободно выйти из шарика.

Всего в теме 6 презентаций

Светлана Дайнеко

На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дошкольников необходимо научить четкому различению твердых и мягких , глухих и звонких согласных звуков .

Звук предъявляется ребенку во всем многообразии : одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков :

красный кружок – гласный звук ,

синий – твердый согласный ,

зеленый – мягкий согласный ).

Уважаемые коллеги! Я хочу рассказать о пособиях, которые я применяю для

более эффективного усвоения дошколятами данного материала. Изготовила дидактические пособия из цветного картона с прозрачными кармашками для картинок, которые используются в качестве раздаточного материала. Работая с магнитной доской, я применяю этот материал, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях.

Каждое задание предлагается в игровой форме, что вызывает интерес.

«Картинку называй – нужную маску надевай»

Дифференциация звуков [М] – [М’]

Задание : назови картинку; если в названии картинки слышится твердый звук [М] , то надевай синюю маску, а если мягкий [М”] – то зеленую маску.

«Что для Нины, а что для Наты?»

Дифференциация [Н] –[Н’]

«Поможем паучкам совершить покупки»

Дифференциация звуков [ П ] – [П’]


«Подарим бабочкам картинки»

Дифференциация звуков [ Б] – [Б’]


«Поможем паучку и бабочке собрать для себя предметы»

Дифференциация звуков [ П] , [П] – [Б], [Б]

«Подбери для каждой тетрадки в клетку картинку»

Дифференциация звуков [Т]- [Т’]

«Найди домик для картинки»

Дифференциация [Д] – [Д’]


«Что для Дани, а что для Тани»

Дифференциация звуков [Т] , [Т’] – [Д], [Д‘]


«Что возьмет Вера, а что Вова?

Дифференциация звуков [ В] – [В’]


«Украсим фонарики»

Дифференциация [Ф] – [Ф’]


«Что для волшебника, а что для Феи?»

Дифференциация звуков [В] , [В’] – [Ф], [Ф’]

«Загрузим в грузовики картинки»

Задание : назови картинку, если в ее названии слышится твердый звук [Г] , то загружай в синий грузовик, а если мягкий [Г’] – в зеленый.

«Что для кита, а что для кота»

Дифференциация звуков [ К] – [К’]


«Подберем наклейки для каждой страницы книги»

Дифференциация [ К], [К’ ]- [Г], [Г‘]


«Соберем сумки»

Дифференциация звуков [С ] – [С’]


«Спрячь картинку под зонт»

Дифференциация звуков [ З ] – [З’]


«Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак»

Дифференциация [С], [С’] – [З], [З’]


«Поможем Роме и Рите разобрать предметы»

Дифференциация звуков [Р] – [Р’]


«Что ты положишь в шкаф, а что в сумку?»

Дифференциация [ С] – [Ш]


«Разложи картинки по полянкам»

Дифференциация звуков [Л] – [Л’]


«Поможем животным расселиться по вагонам»

Дифференциация звуков [Р ] , [Р’] – [Л], [Л’]


«Что в ящик, а что в сумку?»

Б В Г Д Ж З 1.Гласные и согласные звуки.

Н Х 2.Гласные первой и второй группы.

М А О У Э Ы Ч 3.Парные согласные (звонкие и

Л Я Ё Ю Е И Щ глухие), непарные звонкие и

Р Ц глухие согласные.

Й

П Ф К Т Ш С

1. Найти мягкие и твёрдые согласные. Обозначить их .

    са ло ра ну фо пы ма ку зы

    ля мё ню ря ве дё ти лю вё

    по лю се тё пы зи зы сю ву

2 . Твёрдые согласные подчеркни синим цветом, мягкие – зелёным .

3.На грядке растёт зелёный (лук/люк).

Рабочие забыли закрыть (лук/люк).

Дети стали в (рад/ряд) друг за другом.

Алёша был (рад/ряд) подарку.

Миша был (мял/мал) ростом.

Скульптор (мал/мял) в руках глину.

Вова (бил/был) очень смелым.

Нападающий (был /бил) по мячу.

Костя (мил/мыл) руки с мылом.

Медвежонок (бил /был) очень мал.

    Руки, пуля, Люба, купи, пилы, липы, киты, вилы, Катюша, лимоны, билеты, рукава.

    Валя, Таня, Зина, липы, были, козёл, полёт, минус, полил.

6. Н..ня, реб..та, сал..т, в..дра, коз..л, кот..нок, т..лень, Л..ба, кл..ква, шл..па, кл..вы, гус..нок, кл..н, вишн.., бер..за, бр..вна, ид..т, н..с, пол.., кр..к, вз..л, жд..т, вес..лый, л..бят, жив..т, Сер..жа, Кат..ша, Л..да, Ал..ша, Вар…

7.Нос-нёс, вол-вёл, мол-мёл, занос-занёс.

8. Дифференциация о-ё

Вставьте пропущенную букву о или ё .

К..шка, м..шка, к..чка, п..чка, в..сла, в..дра, св..кла, гн..зда, лар..к, нар..д, зв..зды, л..шадь, круж..к, впер..д, прыж..к, кл..ны.

9. Прочитай слова парами.

Угол-уголь, стал-сталь, удар-ударь, брат-брать, жар-жарь, хор-хорь.

10. Пень- пеньки, день-деньки, окунь-окуньки, зверь-зверьки, куль-кульки.

11.Пыль-пыльная, сталь-стальная, боль-больная, даль-дальняя.

12.Кинь-киньте, сядь-сядьте, залезь-залезьте, брось-бросьте.

13. Полка-полька, уголки-угольки, пенки-пеньки, галка-галька.

14.Полёт птиц, новое ружьё, несёт сумку, подмёл пол, пьёт молоко, льёт дождик, ведёт козу, шьёт кофту, зёрна пшеницы, стайка воробьёв, быстрый самолёт, вьёт гнёзда.

15. Допиши названия детёнышей .

Тел……., жереб……, порос……, ягн……., гус……, цыпл….., ут……., индюшо……., лис….., волчо……., лос………, медвежо………., слон……..,тигр……, льв……., верблюжо……. .

16. Исправь ошибки.

Плывот по реке, выбросим старё, совёт гнездо, полём цветы, старое ружё, большой посолок, следим за воробём, дорни кольцо, забём гвоздь.

17. Коля жд…т Сер…жу.

Л…шадь вез…т дрова.

Повар нес…т пирог.

Мы ид…м в школу.

У Ал…ши новые гал…ши.

Л…дка плыв…т по реке.

18.Вол…дя поёт вес…лую песню.

У слон…нка длинный х…бот.

Отец прив…з два в…за др…в.

Кошел…к лежит на ст…лике.

На вер…вке висят м…крые пел…нки.

У т..ти Тани есть т…лка Т…мка.

19. Слуховой диктант.

Большой, цыплёнок, ружьё, полёт, самолёт, старьё, дворник, тёрка, стёртый, польёт, бельё, утёнок.

20.Дифференциация у-ю.

Н…хать, н…жно, л…ди, т…бик, кр…па, кр…чок, бр…ки, кл…бок, кл…ква, пл…шка, кл….бника, пар…сник, вербл…ды, стар…шка.

21.Лью- пролью, пью-запью, шью-пришью, вью-совью.

22.Запью, выпью, залью, пролью, вылью, зашью, вышью, забью, пробью, выбью.

Горячий ут..юг, свист в..юги, серые бр…юки, т…юбик клея, приш…ю пуговицу, вижу Ил…ю, вып…ю молоко, свет л…юстры, прикол…ю брошку.

24.Составь предложения.

волки, на, воют, ночью, луну

в, вьюга, лесу, намела, сугробы

плохо, стужу, в, воробью, зимнюю

ела, плюшку, Катя, румяную

25.Исправить ошибки.

Колучий куст, кружит вюга, тулени ревут, кормлу свинью, налю суп, купили рукзак, пойду к ручю, тубик клея.

26.Слуховой диктант.

Люстра, туфли, утюги, полюс, ставлю, любимый, ночью, подруга, крючок, осенью.

27.Дифференциация ё-ю.

(прежде чем перейти к дифференциации букв ё-ю, выяснить, не смешивают ли дети простые гласные о-у, лежащие в основе сложных гласных)

Распределить на две группы : ёлка, юбка, ёж, юркий, юрта, ёжится, ёрш, союз, приём, каюта, таёжный, баюкать, моё, твоё, свою.

28. Распределить в две группы : мё, мю, сю, пё, тю, лю, рё, рю, зё, зю, сё, лю, лё, амё, амю, утю, утё, урю, орё, озё, изю, отё, алё, илю.

29.Союз, ёжик, поют, июнь, юг, юла, ёрш, Юля, ёлка, клён, салют, полёт, малютка, селёдка, орёл, клюв, верёвка, тюль, плёнка, пелёнка, крюк.

3 0. Вставьте пропущенные буквы ё или ю .

Т…тя, л…к, кр…к, м…д, Ст…па, кл…ква, бр…ки, в…сла, бер…за, ут…г, бр…вна, вер…вка, спо…м песни, цвет…т т…льпан, собер…м кл….кву, совь…м вер…вку.

31. Ворона вьёт, птицы…………,

град бьёт, часы………….,

курица клюёт, куры …………,

Юра поёт, дети ………..,

дождь льёт, дожди………….,

швея шьёт, швеи…………..,

кошка пьёт, кошки…………..,

Люба узнаёт, дети ……………..,

Вова даёт, мальчики…………….,

кузнец куёт, кузнецы…………….. .

32. Л…ба ела кл…кву. На кра… оврага раст..т кл…н. Л…ба л…бит сладкий из….м. Ст…па ищет свои бр…ки. Ал…ша и Л…ня собирают кл…кву на кра… болота. Ор…л напал на ста… воробь…в.

33.Проверочные диктанты.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.

Алёнке покупают новую юбку. Все в посёлке знают дядю Лёню. На берёзе и клёне желтеют листья. Под ёлкой Алёша нашёл колючего ёжика. Старьё принимают в приёмном пункте. Дёма подмёл пол, Люба стёрла пыль.

Птицы слетаются в стаю. Лёня несёт тюльпаны Люсе. Лёша и Люба вышивают утёнка. У вороны чёрные перья и крупный клюв.

Урок по теме:”Твёрдые и мягкие согласные”

Тема: Твёрдые и мягкие согласные

Цели: ознакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие» согласные,  продолжить работу над определением сильной и слабой позиции звука в словах; формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения твёрдых и мягких согласных звуков; приучать детей работать в группах, воспитывать силу воли, упорство, ответственность.

Прогнозируемые результаты: ученики определяют твёрдые и мягкие согласные звуки в словах; различают, правильно читают и пишут слова с такими звуками.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, орфоэпические и орфографические словари.

Тип урока: комбинированный.

Ход  урока

І. Этап введения в языковую среду

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Диктант: отгадайте загадки; покажите, какую букву надо писать; объясните написание; если есть разные способы проверки, назовите варианты; обозначьте орфограмму «Проверяемые согласные в корне»; проверьте себя по словарю.

*  То я в клетку, то в линейку,              * Среди бахчи – зелёные мячи.

    Написать по ним сумей-ка.                   Налетела детвора,

    Можешь и нарисовать,                         От мячей одна кора. (Арбуз)

    Что такое я?    (Тетрадь)                  * В два ряда дома стоят.

 * Красный нос в землю врос,                 Десять, двадцать, сто подряд.

    А зелёный хвост наружу.                    Скверы, театры, парки вокруг.

       ( Морковь)                                         Как это место люди зовут? (Город)

*  Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

    Где носом поведёт, там заметку кладёт.    (Карандаш)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока

Слово учителя

   – Тема нашого урока  – «Твёрдые и мягкие согласные». Сегодня мы   продолжим работу над формированием навыков определения и правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков, определением ошибкоопасных мест в словах, закрепим навыки правописания сомнительных согласных в корне слова.

IV. Восприятие и усвоение нового материала

1.Коллективная работа с учебником: ознакомление с теоретическим материалом (с. 56-57).

2. Работа с таблицей.

Звонкие

твёрдые

б

в

г

д

ж

з

л

м

н

р

 

 

 

 

 

мягкие

б’

в’

г’

д’

з’

л’

м’

н’

р’

й’

 

 

 

 

‘Глухие

твёрдые

п

ф

к

т

ш

с

 

 

 

 

 

х

ц

мягкие

п’

ф’

к’

т’

с’

 

 

 

 

 

х’

ч’

ш’ ш’

или

ш’ ч’

3. Работа с учебником:  упражнение 181.

4. Работа над звукобуквенным анализом слов

Образец:  соль

С – [с] согл., глух., парн., твёрд.

О – [о]  гласн., ударн.

Л – [л’] согл., звон.,непарн., мяг.

Ь__________________________

 4 буквы, 3 звука

Мороз, ель, тучка, лёд, ухо, ёжик.

V. Закрепление изученного материала

  1. Орфоэпический практикум (работа в парах): выполните упражнение 183 и задания к нему.
  2. Работа над выразительным чтением (упражнение 184).
  3. Работа с карточками: запишите слова и поберите к ним проверочные, прочитайте слова, обозначьте звуковой состав выделенных слов.

Гриб, сад, глаз, этаж, газ, шаг, ёж, ряд, утюг, круг, город, зуб, тетрадь, снег, народ, горб, дуб, завод, площадь, ошибка, ложка, книжка, загадка, улыбка, рябчик, верёвка, дорожки, варежки, сказка, узкий.

  1. Игра «Самый внимательный»: запишите предложения, твёрдые согласные подчеркните одной чертой, мягкие – двумя.

Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт. Умей отличать съедобные грибы от ядовитых. Дружба объединяет людей в одну крепкую семью. От мороза листья на деревьях съёжились.

  1. Выполнение тестовых заданий
  1. Отметьте слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) медаль,   б) телега,    в) семья, г) ель.

  1. Отметьте слово, в котором все согласные глухие:

а) копна,  б) кошка,  в) ложка,  г) речка.

  1. Отметьте слово, в котором все согласные твёрдые:

а) царь,   б) полочка,  в) ложка,   г) дочка.

  1. Отметьте слово, в котором все согласные мягкие:

а) печенье,   б) пряники, в) варенье,  г) конфеты.

  1. Отметьте слово, в котором все согласные звонкие:

а) морковь,  б) дорога, в) морозец, г) слон.

  1. Отметьте слово,  которое неверно разделено на слоги для переноса:

а) пе-ре-лёт-ные,   б) ран-ний,   в) зим-уш-ка, г) ши-пов-ник.

      7. Запишите фонетическую транскрипцию слов:

          Поют, серенький, якорь, салют.

 VІ. Подведение итогов урока

 1. «Микрофон»

 – Я сегодня узнал…

 – Я научился…

 – Мне было…

 – Я рад …

 VІІ. Домашнее задание: читать и пересказывать текст упражнения 184, выполнить письменно упражнение 186.

 

 

Заикание и согласные — речевые упражнения для «твердых» звуков

В этом посте блога и видео мы поговорим о роли согласных в заикании (заикании), о том, как они превращаются в «твердые» звуки, и я дам вам несколько практических упражнений, как справиться с этими жесткими звуками. Я покажу вам, как с ними справляться и как сделать так, чтобы они действительно становились легкими.

Готовы? Давайте углубимся в это!

ВИДЕО: Заикание и согласные звуки — упражнения для «твердых» звуков

Заикание и согласные – речевые упражнения для «твердых» звуков

Заикание и согласные – речевые упражнения для «твердых» звуков

Я хочу, чтобы вы заметили положение вашего губы, зубы, язык, челюсти и мышцы лица, когда вы произносите согласные звуки. Как s, t, k, m, n, p, g, d, l, b, f, h, r.

Какой поток воздуха вы чувствуете, когда произносите эти звуки? Я хочу, чтобы вы поиграли с этими звуками и исследовали их ощущения. Это может ощущаться как определенная остановка, определенное препятствие.

Поиграем со словом “кошка”. Произнесите отдельно три звука, образующих это слово. Согласные образуют определенный каркас слова, определенный ящик и определенный контейнер для гласного звука или звуков.

Согласные несут большую часть информации, но занимают (должны занимать) очень мало места.  

Упражнение 1.1. Сразу переходите к гласному звуку  

Поставьте рот в положение «к», а затем скажите «ат». Вы говорите не «кошка», а «в» из позиции «к».  

Что мы делаем с моими учениками, так это произносим «кот» и «ат» таким образом несколько раз и угадываем, что хочет сказать другой человек. Вы также можете сделать это в одиночку, записывая себя, а затем прослушивая свою запись, пытаясь заметить разницу. Вы можете быть удивлены тем, насколько мала разница. Звучит как что-то среднее между «кот» и «ат».

Это упражнение покажет вам, как мало места на самом деле занимают согласные. Как мало места они должны занимать. Как мало места мы хотим дать им.

Упражнение 1.2. От напряжения к расслаблению. Воздушный шар.

Застряйте на «К», повторите это пару раз в этом сверхнапряженном положении, а затем отпустите это напряжение, сказав «в». Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете при звуке «К» и что происходит с потоком воздуха и вашим телом, когда вы доходите до гласного звука.  

Это похоже на плотину, которая сдерживает воду, поднимает ее уровень, а затем, открывая ее, вы чувствуете силу водного потока. Я называю это упражнение «упражнением с воздушным шаром», потому что оно похоже на то, как будто вы надуваете воздушный шар и выпускаете воздух. Пусть ваше тело опустится и расслабится.

Это упражнение покажет вам, что согласные не должны оставаться на них. Это упражнение также доказывает вам, что вы не можете расслабляться на согласных. Пребывание на согласных только приносит напряжение. Это может быть меньшее напряжение в повторениях, может большее напряжение в непроизвольной пролонгации, или это может быть самый высокий уровень напряжения в речевом блоке, когда тело буквально отказывается играть в эту игру.

Только гласные звуки могут дать вам ощущение расслабления.

2) Связь и пение

Теперь давайте поиграем с фразой “гитарные струны”. И “g” в слове “гитара”, и “str” ​​в слове “string” могут вызвать некоторые трудности.

Упражнение 2. Соединение

Начните с упражнения с воздушным шаром, сначала почувствуйте напряжение, а затем расслабьтесь до первого гласного звука, а затем почувствуйте связанный воздушный поток и звучание, соединив последний гласный звук в «гитаре». с гласным звуком в «струнах». В этом случае «р» от «гитара» переходит в «струны» и становится «гитара-рстерс».

Это очень похоже на пение. Тем не менее, я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что пение — это не просто продолжительность. Простая пролонгация плоская, роботизированная и монотонная. Поёт просто красиво. Мы хотим чувствовать интонации в нашей речи. Это делает звук потрясающим и естественным.

3) Техника рук и выравнивание

Давайте поиграем с той же фразой «гитарные струны», используя технику рук. Когда-то я использовал технику заикания рук в своей логопедической терапии как человек, который заикается. Это основа для создания того, что я называю «учебной речью», и это то, что мы сейчас делаем с моими учениками. Вы нажимаете пальцами на бедро, начиная с большого пальца, как я показываю в видео, и когда вы это делаете, вы чувствуете выравнивание с гласными звуками. Это основное фундаментальное упражнение для начала работы.

Упражнение 3. Выравнивание

  • Во-первых, вы можете начать с любых гласных звуков, например AOEU. Вы нажимаете большим, а затем другими пальцами на бедро, чувствуя, как запускаете звук и расслабляетесь. Не торопитесь, почувствуйте, как вы приземляетесь пальцами на бедро и двигаете его вперед, нажимая. Это похоже на посадку самолета на взлетно-посадочную полосу.
  •  То же самое сказать “гитарные струны” тремя пальцами. Д мы просто засыпаем и расслабляемся на каждом пальце. Почувствуйте выравнивание на каждом пальце.
  •   Теперь начните с упражнения с воздушным шаром и почувствуйте один непрерывный поток воздуха в этой короткой фразе.
  • Затем немного увеличьте темп и задействуйте другую руку и зрительный контакт. Начните с нейтрального положения, не удерживая руку на бедре. Сосредоточьтесь на первом гласном звуке.

Вы четко произносите согласные, но можете заметить, как они полностью исчезают из этого уравнения. Все, что вы чувствуете, это выравнивание с гласными звуками. Вы переходите от одного гласного звука к другому.

4) Ударения

Давайте теперь возьмем более длинную фразу: «Привет! Я ищу гитарные струны для Fender Jaguar».

Упражнение 4.1. Ударения  

Произнесите фразу одним потоком воздуха, задействуя тело и приземляясь на ударные слоги (давайте попробуем шесть ударений). Каждый раз чувствуя, как приземляешься на гласный звук. Почувствуйте, насколько это мощно, выразительно и расслабляюще.

Упражнение 4.2. Разделение  

  • Разделите фразу на три части: “Привет! / Я ищу гитарные струны / для Fender Jaguar”. Давайте почувствуем стрессы, воздействующие на ваше тело (1, 5 и 3 стрессы).
  • Играйте с «Я ищу гитарные струны», чтобы почувствовать, как вы приземляетесь на первую гласную, а не пытаетесь обойти ее. Исследуйте 4 и 3 напряжения.

Я хочу, чтобы вы заметили, что “я ищу” и “для Fender” – оба начала очень сложны, потому что первый звук там не имеет ударения, и мы склонны обходить его, пытаясь добраться до ударного слога. Это ситуация, которую я описываю как поезд, прибывающий на станцию, где не все двери открываются. Люди спешат к открытой двери, создавая небольшую пробку. В нашем случае такие ситуации дают почву для большей неуверенности. Для людей, которые заикаются, это элемент структуры речи, где мы хотим быть очень преднамеренными. Итак, почувствуйте первый звук, почувствуйте выравнивание с первого слога, будьте в настоящем и практикуйте принятие, если хотите, потому что таким образом вы с первого звука принимаете, что вы немного отличаетесь, и это нормально!

  Упражнение 4.3. Техника рук  

  • Начните с произнесения фразы тремя частями и использованием большего количества пальцев (один палец – один слог). Дайте себе время почувствовать пальцы, расслабиться на них, почувствовать выравнивание. У вас будет 1, 7 и 5 пальцев для соответствующих частей.
  • Тогда давайте использовать меньше пальцев, увеличивая темп и приближаясь к реальной жизни. Например, 1, 5 и 3 пальца.
  • Затем произнесите фразу в одном воздушном потоке, играя разным количеством пальцев (от 9 до-10 пальцев до 4 пальцев). Вы можете найти свой баланс, чувствуя достаточное выравнивание и поддержку, и в то же время чувствуя себя очень естественно.

С одной стороны, пожалуйста, не пытайтесь ускориться. Хорошая речь не в спешке. Не бойтесь придать своей речи больше содержания, сделать ее более мощной и выразительной. С другой стороны, тренировочная речь не о замедлении. Это о чувстве выравнивания.

5) Беспокойство и структура

Обратите внимание, что мы не заикаемся на последней согласной. Это не “кэттттт”, это “ккккк-ат”. Почему? Я хочу, чтобы вы задумались над этим вопросом, когда в наших упражнениях мы переходим от одного слова и фразы к разговорной речи и ее структуре.

Мы пытаемся достучаться до гласного звука, и в тот момент, когда это происходит не так, как мы хотим, начинается паника, и это становится дефектом речи с напряжением. Таким образом, переход от согласного к гласному звуку очень важен. В зависимости от того, как вы это делаете, речевые нарушения либо становятся “настоящим заиканием” с тревогой, ожиданием и избеганием (физическим и эмоциональным напряжением), или, если вы можете связать переход от согласных к гласным звукам с расслаблением, они становятся сбоями, которые у обычных людей тоже время от времени бывают и они их даже не замечают.

Чаще всего мне задают вопрос: «Андрей, я полностью понимаю все, что ты говоришь, но почему? среды, представления, презентации, интервью и т. д. Совершенно другое эмоциональное состояние, совершенно другой уровень заикания!»

Я всегда говорю, да, заикание так и происходит, это довольно типичный симптом заикания (заикание). Наш мозг «знает» о неуверенности в структуре нашей речи (даже когда мы не принимаем и не признаем ее полностью) и просто отказывается играть в игру, которая ему не нравится. Он уже знает результат с этой небезопасной структурой. Это не будет чувствовать себя прекрасно. Отсюда тревога, предвкушение и всплеск заикания.

Итак, очень важно добраться до первой гласной и расслабиться на ней. Ощущение связи воздушного потока и выравнивания во фразе имеет решающее значение. Техника рук — это самый элегантный и эффективный инструмент, как добиться такого выравнивания и добиться его. Таким образом, вы восстанавливаете естественную структуру вашей речи. Вы чувствуете, что согласные в вашей визуальной карте, в вашем воображении и все ожидание просто исчезают. Они перестают быть «жесткими» или опасными. Вы не переходите от одной сложности с согласной к другой сложности с другой согласной. Все, что вы чувствуете, — это переход от гласного звука к гласному звуку, от ударного слога к другому ударному слогу.

Самое эффективное упражнение для избавления от «твердых» согласных звуков — это ощущение надежной структуры в вашей речи.

Ненадежная структура приводит нас к «твердым» согласным. В структуре, где я перехожу от напряжения к напряжению, даже гласные звуки могут стать «жесткими», потому что они все еще несут в себе напряжение. При стандартной структуре заикания тревога неизбежна. И как раз наоборот, по мере того, как вы работаете с правильной структурой, тревога и напряжение постепенно растворяются и исчезают. Это самое мощное упражнение, как работать с «твердыми» согласными.

Восстановление естественной структуры вашей речи — это очень пошаговый процесс. Это не происходит в одночасье. Почему? Потому что это все о создании разговорного опыта. Прямо сейчас заикание — это автоматическое напряжение, боязнь говорить, тревога. По крайней мере, в какой-то степени. Итак, вы хотите загрузить новую мышечную и эмоциональную память в свое тело и в свой мозг. Я дал вам первые шаги, чтобы начать.

Тем не менее, в большинстве случаев, я бы сказал, в 95 % случаев, мы не идем дальше. Играем словом, играем фразами и все. На самом деле мы не доходим до взаимодействия. На самом деле мы не можем говорить на наших условиях.

Почему?

Потому что мы не видим следующего шага. Разрыв между практикой дома наедине с собой и общением в реальной жизни составляет тысячу миль. По интенсивности, темпу, энергии, эмоциям. Это совершенно другая среда, совершенно другое эмоциональное состояние, совершенно другие условия речи. Вы хотите начать думать о том, как сократить этот разрыв. Итак, я хочу дать вам еще пару практических упражнений, как вы можете это сделать.

Упражнение 5.1. Запись

Записывайте свои взаимодействия в реальной жизни (рассказ о продуктах, аптека, кафе, проезд, телефонные звонки и т. д.). Записывая себя, вы переносите класс с собой в реальную жизнь. Вы не просто пытаетесь говорить бегло, но начинаете исследовать заикание, речь и то, что вы чувствуете в момент разговорного взаимодействия. Вы получите тонны еды для вашей практики. Посмотрите, что происходит с темпом и структурой вашей речи. Начните наблюдать за своей речью, как ученый, проводящий тесты. И, конечно же, вернитесь к начальным упражнениям, которые я вам дал, и поиграйте с фразами из реальной жизни.

Упражнение 5.2. Безопасная среда  

Вам нужно найти место, где вы можете опубликовать свою практику. Это может быть группа в Facebook, чат в WhatsApp, любая настройка, которую вы считаете безопасной и удобной, чтобы делиться ею со своими практиками. Я веду частную группу на Facebook под названием «Избавься от заикания». Посты видят только участники группы. Это отличная среда для вашей практики, где каждый может общаться. Участники поддерживают и поощряют друг друга. Я приглашаю вас туда. Я призываю вас присоединиться. Добро пожаловать!

Размещая свою запись или выходя в эфир в группе, вы превращаете свою практику во взаимодействие. Вы практикуете взаимодействие в безопасной среде. Это основное упражнение, которое вам нужно. И вы хотите делать это последовательно.

  • Вы можете играть с элементами, которые я вам показал. Возьмите фразу или две и поиграйте с расслаблением, напряжением, техникой рук, почувствуйте выравнивание. Вы просто говорите: «Всем привет! Я немного потренируюсь и хочу почувствовать выравнивание…» И просто попрактикуетесь, играя с фразой, которую выбрали для себя!
  • Вы можете кратко представиться или пожелать группе хорошего дня. Это может быть всего пара фраз. Это может быть что-то вроде: «Всем привет! Меня зовут [____]. Я желаю вам сегодня отличного дня!» Дело не в том, чтобы сказать это бегло. Речь идет о чувстве выравнивания, чувстве ваших пальцев на бедре, ощущении расслабления, выразительности, вовлечении вашего тела и зрительного контакта. Это о том, чтобы быть по-настоящему присутствующим. Это навык, которому мы учимся.
  • Вы можете поиграть с фразой или фразами, которые хотите сказать в реальной жизни. Вы можете поделиться своим планом с этой фразой или фразами. Затем вы на самом деле записываете себя в реальной жизни. Опять же, речь не о беглости речи. Речь идет о попытке почувствовать выравнивание и расслабление в реальных условиях. Речь идет об изучении как заикания, так и тренировочной речи, которую вы строите.  

Упражнение 5.3. Чистый лист бумаги  

В этом упражнении мы делаем огромный шаг от игры с фразами к реальной речи с использованием учебной речи. Вы не читаете, у вас нет сценария, чтобы сказать. Вы учитесь присутствовать в ситуации. Вы учитесь давать себе время подумать. И вы начинаете автоматизировать свою обучающую речь. Говорение — это очень автоматизированный процесс, поэтому вам не нужно думать о том, как использовать тренировочную речь. Это должно происходить автоматически. И мы хотим научиться этому ощущению автоматического расслабления, силы, самовыражения и уверенности.

Вы представляете, что выходите на сцену, и говорите всего одну фразу, чтобы представить тему, о которой собираетесь говорить. Например: «Привет всем! Я хочу поговорить о книгах / [на любую тему]». Затем вы даете себе время подумать, а затем говорите первое, что приходит вам в голову. Это может быть одна фраза, может быть несколько фраз. Я бы посоветовал смотреть с одной-двух фраз, чувствуя, как вы доходите до первого гласного звука, чувствуя выравнивание и технику рук. Идея в том, что вы не думаете заранее. Если у вас были какие-то идеи заранее, вы просто откладывали их в сторону и позволяли себе присутствовать, чтобы думать СЕЙЧАС и создавать идею СЕЙЧАС (даже кажущуюся глупой идею в виде одной или двух фраз). Разрешите себе придумать что угодно! Вы либо записываете себя и публикуете свою запись в группе Free From Stutter на Facebook, либо начинаете жить в группе.  

Здесь вы можете увидеть, как мы выполняли это упражнение в прямом эфире с Николаосом в группе Free From Stutter на Facebook.

Упражнение 5.4. Публичное выступление

Присоединяйтесь к группе Free From Stutter на Facebook и общайтесь на любые темы. Начните с малого — всего несколько фраз. Не гонитесь за количеством или отличными идеями. Вы хотите изучить основы учебной речи — как вы приземляетесь на первый звук, как вы чувствуете свои пальцы и выравнивание, как вы чувствуете ударение, как вы разделяете свою речь на части, как ваша речь расслабляет, но все же мощно и выразительный. Наблюдайте за своими ощущениями, дело не в беглости речи, дело в том, что вы чувствуете в этот момент.

Ваша первая реакция на публичное выступление может быть: “Нет, нет, нет! Ни за что! Не для меня!” Что ж, эту реакцию вызывает заикание, а не ВЫ. Тот страх, то напряжение, которое ты чувствуешь, когда думаешь о выходе на сцену, — это именно то, что ты хочешь изменить.

Выступление перед другими людьми – вот самое важное упражнение для вас.

Почему?

С одной стороны, мы ищем взаимодействия, а это взаимодействие, и очень эмоциональное! Вы в центре внимания, все внимание принадлежит вам (чего мы обычно избегаем). С другой стороны, это идеальная ситуация, когда на вас никто не давит. Кроме вас самих никто на вас не давит. Вы можете не торопиться, вы можете думать, вы можете подключиться. Микрофон твой. Аудитория ваша. Вы устанавливаете условия, как вы говорите. Вам решать.

Вам не нужно привлекать чье-либо внимание (в отличие, например, от того, чтобы спрашивать дорогу на улице). Когда вы разговариваете с кем-то еще, это оказывает дополнительное давление, потому что у них есть свой темп и стиль, и они подсознательно навязывают вам этот темп и стиль. Таким образом, перформанс или среда публичных выступлений — это чистая и идеальная ситуация. Это ты против ВАС. В этой битве больше никого нет.

Неслучайно среди исполнителей так много людей, в той или иной мере «преодолевших» заикание. Эмили Блант, Джеймс Эрл Джонс, Брюс Уиллис, Эд Ширан, Роуэн Аткинсон — лишь некоторые из них.

Вам не нужно годами готовиться и практиковаться дома, прежде чем выйти на сцену. В рамках программы «Избавься от заикания» мы получаем опыт публичных выступлений с моими учениками на второй неделе. Это небольшое введение, всего пара фраз, но вы выходите на сцену (в нашем случае мы выходим в прямом эфире в группе «Свободу от заикания» на Facebook). ) и микрофон твой. И мы делаем это каждую неделю в течение первых 8 недель интенсивного обучения. Каждую неделю мы выходим в эфир в группе Facebook Free From Stutter с немного более сложным разговорным опытом. Итак, вы хотите перейти от игры со словами и фразами к реальному разговору на любую тему.

Это может быть краткое введение, подобное этому

или

Это может быть краткое выступление на тему, подобную этой

Почему я говорю, что среда публичного выступления (производительность) является наиболее важным упражнением для людей, которые заикаются? Потому что сначала ты чувствуешь, как я сказал, что когда ты на сцене, ты ставишь условия, а потом ты начинаешь осознавать и на самом деле чувствовать это в любом общении, будь то цейтнот или кто-то навязывает тебе свой темп речи. , в любой ситуации (проезд, разговор с другом, телефонный звонок и т. д.) наступает момент, когда вы берете микрофон и наступает ваша очередь. Это момент, когда вы устанавливаете условия, это момент, когда только вы решаете, как вы говорите в этот момент.

Это может быть такая ролевая игра (и вы чувствуете, что микрофон ваш)

или

Это может быть телефонный звонок, подобный этому (и вы все еще чувствуете, что микрофон ваш)

— Что, если я заикаюсь? Вы можете спросить. Ну, ты будешь заикаться. Вы упадете и почувствуете: «О, я не могу с этим справиться!» прежде чем вы почувствуете себя прекрасно и почувствуете: «О, я могу с этим справиться!» Свобода от заикания заключается не в том, чтобы не заикаться, как вы можете подумать и увидеть в своем воображении. Свобода от заикания заключается в том, чтобы не вызывать никакого страха, никакого напряжения, никакого беспокойства, когда или если заикание происходит.

6) Заикание: исправьте это!

Стать более активным (либо в форме выполнения устных упражнений, которые я вам показал, либо в форме появления и записи себя) – это окончательная мера вашего успеха. Тем не менее, став более активным, вы поднимаете более серьезный вопрос о вашей стратегии, о том, чего вы хотите: говорить бегло «как все», перестать заикаться (это так плохо! Я ненавижу это!), ищете ли вы лекарство от заикания. , лечение заикания, когда кто-то дает вам волшебную таблетку, может быть, волшебную технику заикания и волшебное дыхательное упражнение, или вы хотите получить удовольствие от разговорного общения и говорить на своих условиях?

Стать более активным также является вашей конечной целью при заикании. Вы хотите чувствовать, что это не сдерживает вас в жизни.

Невозможно стать активным и позитивным в отношении речевого взаимодействия, по-настоящему наслаждаться речевым взаимодействием, пока заикание кажется неприятным и постыдным, пока мы пытаемся остановить заикание, пытаемся уменьшить заикание, пытаемся избежать его. Говорить по-прежнему кажется опасным. Наше тело по-прежнему вызывает панику и напряжение, когда речь идет не так, как нам хочется. Вы хотите начать визуализировать, как вы можете по-настоящему присутствовать и наслаждаться этим моментом речевого взаимодействия. «О, это происходит не так, как я хочу? Не беспокойтесь! Во-первых, все в порядке! Во-вторых, я знаю, как это сделать».

Это новое эмоциональное состояние уверенности предполагает раскрытие информации, открытость. Заикание — это не то, что вы сделали «не так», это не то, чего следует стыдиться. Ваше желание говорить в потоке и чувствовать, что речь может быть расслабляющей, мощной и выразительной, этого тоже не следует стыдиться. Гордитесь этим. Гордиться собой. Гордитесь собой. Только так вы сможете начать свою личную трансформацию, трансформацию ваших отношений с заиканием.

Говорить — это навык. Взаимодействие — это навык. То, как вы к этому относитесь, — это навык. Вы можете все это развивать.

Упражнение 6. Демонстрация – несовершенное действие

В качестве практического упражнения присоединитесь к группе Free From Stutter в Facebook, опубликуйте краткое введение, будьте активны – оставьте комментарий к чьему-либо сообщению, покажитесь. Ведите файл, дневник или журнал для формирования привычки, в котором вы отмечаете такие ситуации, когда вы боялись действовать, появляться, говорить, взаимодействовать, но вы это сделали! Поздравьте себя с совершением несовершенного действия! Чем несовершеннее ваше действие, тем больше достижение! Поддержите и поощрите себя! Гордиться собой! Вы не умираете. Вы учитесь и растете таким образом.

Когда случается заикание, это не конец света, а то, что нужно наблюдать и чему учиться. Если вы знаете, как это сказать, вы повторяете фразу и говорите так, как хотите. Таким образом, вы переключаетесь с паники, которую мозг инстинктивно генерирует: «О, я не могу!» к уверенности в том, что «я могу». Что переключает напряжение и бегство на волнение и радость.

Однажды ты не проснешься и не заикаешься. Но вы можете проснуться однажды и почувствовать, что не боитесь заикаться. Почему? 1) Вам не стыдно; 2) вы умеете чувствовать уверенность в своей речи. Все начинается с того, что вы чувствуете, как без усилий вы переходите от согласных к гласным, как это может расслаблять, как вы можете чувствовать выравнивание, используя технику рук. Итак, начните с упражнений, которые я вам дал, и продвигайтесь вперед шаг за шагом!

Большое спасибо за внимание! Расскажите, какие согласные для вас самые трудные? Как вы справляетесь с ними? Что вам больше всего понравилось и что вы хотите воплотить в жизнь из этого поста и видео?

Если у вас есть другие мысли или наблюдения, все что придет вам в голову – пишите в комментариях!

И скоро увидимся!


Если вы заикаетесь,

и вы не совсем удовлетворены тем, как вы себя чувствуете в момент разговора

Приглашаю вас на мой бесплатный видео-тренинг –   4 шага к избавлению от заикания.

А для большего общения

присоединяйтесь к группе Free From Stutter на Facebook.

Пожалуйста, не оставайтесь в изоляции! Очень важно чувствовать себя частью сообщества!

 


Читать и смотреть Далее:

Три совета, как разблокировать

10 лучших речевых упражнений от заикания

Что вызывает заикание?


Включите JavaScript для просмотра комментариев, созданных с помощью Disqus.

Свободная беглость Техники при заикании: мягкие контакты

Моменты заикания часто возникают при слишком сильном напряжении мышц языка или губ. Люди, которые заикаются, могут обнаружить, что они прилагают дополнительные усилия, пытаясь вытолкнуть звуки. Например, вы можете заметить, что сжимаете губы с большой силой, когда пытаетесь произнести звук «п».

Мягкие контакты, также известные как легкие артикуляционные контакты, представляют собой метод, при котором говорящие учатся использовать очень легкие движения языка и губ во время речи. Научившись уменьшать напряжение языка и губ, вы сможете легче переходить от одного звука к другому. С практикой вы обнаружите, что вам на самом деле нужно очень мало напрягать губы и язык во время разговора.

Мягкие контакты помогают произносить согласные звуки, особенно те, которые препятствуют воздушному потоку. Есть некоторое сходство между мягкими контактами и другой техникой, известной как легкое начало (более подробная информация о легком начале здесь), хотя легкое начало используется для создания гласных звуков, а не согласных.

Ниже я покажу вам, как произвести «p» и «t» с помощью мягких контактов. Когда у вас появится представление о том, как воспроизводить их мягкие версии, вы можете перейти к практике мягкого воспроизведения других сложных звуков речи.


Вы можете начать изучать эту технику, выполняя приведенные ниже упражнения. Всегда полезно записать себя и прослушать, чтобы убедиться, что согласные звучат мягко.

Обучение мягким контактам с одиночными согласными звуками

«П»

  1. Произнесите звук «р». Почувствуйте, где сжимается рот, чтобы произнести этот звук — вы почувствуете, как ваши губы смыкаются, давление воздуха нарастает, а затем воздух вырывается через губы при произнесении звука «р». Этот вид давления, за которым следует выброс воздуха, встречается во всех взрывных звуках.
  2. Попробуйте еще раз произнести звук «р». На этот раз постарайтесь использовать абсолютный минимум напряжения/сжатия, чтобы издать звук. Вы почувствуете лишь легкий, нежный контакт между губами.

Возможно, вам будет полезно представить, что вы двигаетесь на цыпочках губами и языком, производя мягкие касания, используя только самые мягкие движения для воспроизведения звука.

​В качестве альтернативы вы можете визуализировать маленький тонкий пузырь на языке или между губами — используйте очень мягкие движения, чтобы не лопнуть этот воображаемый пузырь.


​Поскольку вы произносите звук «р» таким образом, давление воздуха за губами будет намного меньше — на самом деле, губы могут даже не полностью сомкнуться, когда вы произносите этот звук мягко. «П» будет звучать намного мягче и тише, когда вы произносите его таким образом. Не беспокойтесь, если поначалу это звучит не совсем правильно, с практикой вы научитесь делать это более узнаваемым.

3.     Попробуйте добавить гласную после звука «р». Старайтесь, чтобы первый звук был как можно тише. При этом используйте абсолютное минимальное напряжение/сжатие:

Па
Пирог
Бедный
Мурлыканье

4.      Попробуйте произвести мягкий звук «п» в начале некоторых коротких фраз:

Почта
Pardon me
Pie in the sky
Игра на слух

5.    Попробуйте эти предложения с несколькими звуками “p” – старайтесь, чтобы каждый звук “p” был мягким:

9002 6 Идеальное изображение
Питер Пайпер взял пучок маринованных перцев.
Срочно обрежьте сливы.
Пол, пожалуйста, сделайте паузу для аплодисментов.

Устали от заикания?


Мы можем помочь. Узнайте больше о нашей проверенной терапии и о том, как мы гарантируем, что вы будете более довольны своей речью или вернете свои деньги.

Узнать больше

«Т»
  1. Теперь произнесите звук «т». Почувствуйте, как кончик языка касается нёба сразу за зубами. Затем давление воздуха нарастает, а затем сбрасывается по мере того, как произносится буква «т».
  2. Потренируйтесь произносить звук «т» при максимально мягком контакте языка с небом. Вы обнаружите, что вам вряд ли нужно, чтобы язык/губы/небо соприкасались, чтобы произвести «т». Это нормально, что более мягкая версия звука немного менее четкая. В этом случае «т» может звучать больше как «тс».
  3. Попробуйте добавить гласную после звука «т». Старайтесь, чтобы первый звук был как можно тише. При этом используйте абсолютное минимальное напряжение/сжатие:

Та
Галстук
Носок
Игрушка

4.     Попробуйте произнести мягкий звук «т» в начале некоторых коротких фраз:

Выключить
Tie up
Чайный лист
Зуб и ноготь
Расскажите мне об этом

каждый звук «т» мягкий:

Разговоры о разговорах
Том взял десять черепах в город
Привяжите шпагат к двум веткам деревьев
Поезд из двадцати двух прорвался через туннель

Обучение использованию мягкого контакта с другими звуками речи

Проделайте тот же процесс с другими звуками речи. В каждом случае обратите внимание, где губы и/или язык соединяются во рту, чтобы произвести этот звук. Затем поэкспериментируйте с очень мягким воспроизведением звука. Найдите абсолютный минимум напряжения, необходимого для воспроизведения мягкой версии звука.

Ниже приведены некоторые полезные звуки для тренировки с мягкими контактами:


b
t
d
k
g
f
v
th
9 0025 (как вещь или чертополох)
(как в или их)
с
з
ш
ч

j
(как в варенье)

Как и выше, попробуйте объединить эти мягкие согласные звуки с некоторыми гласными звуками, например [согласная] + звуки а, е, и, о, у. Перейдите к использованию этих мягких согласных звуков в начале некоторых коротких фраз. Затем потренируйтесь произносить мягкие согласные звуки в длинных предложениях и скороговорках.

Попробуйте записать, как вы делаете это, и прослушайте, чтобы убедиться, что согласные звучат мягко.


Обучение использованию мягких контактов в чтении, монологе, разговоре и т. д.

Когда вы почувствуете себя комфортно, используя мягкие контакты в предложениях с указанными выше звуками речи, попробуйте читать вслух или говорить монологом. Вы должны особенно применять мягкие контакты к согласным в начале слов или фраз, где вы чувствуете, что можете заикаться. Полезно во время речи не напрягать губы и язык.

Попробуйте записать, как вы это делаете, и прослушайте еще раз, чтобы убедиться, что начальные согласные звуки звучат мягко.

Если вы чувствуете, что можете эффективно использовать мягкие контакты в этих задачах, попробуйте использовать их в следующих простых разговорах. Дополнительную информацию о том, как научиться использовать техники беглости речи в реальной жизни, можно найти здесь.


Загрузите мою бесплатную электронную книгу –
​Как меньше заикаться

Stuttering Therapy Online предоставляет как бесплатные ресурсы, так и индивидуальную онлайн-терапию для лечения заикания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *