Разное

Можно ли во время месячных крестить: «Можно ли крестить ребенка во время месячных у крестной?» — Яндекс Кью

Диакон Павел Трошин. Церковные взгляды на женскую нечистоту в историческом контексте

Святые отцы и правила Соборов предоставляют нам ответы на вопрос: «Могут ли женщины, находящиеся в очищении, причащаться и ходить в храм?» Но их ответы на данный вопрос различны: кто-то из святых отцов запрещает многое, другие напротив, дают разрешения на вхождение во храм и на участие в Таинствах Церкви.

В связи с возникновением различных мнений, у женщин возникает недопонимание, как поступать. Стараясь найти правильное решение в сложившейся ситуации, они обращаются за советом к священнослужителям, но их мнения тоже разделяются. Одни говорят, что можно, другие — что нельзя. Для богоугодной жизни женщин и для объективного изучения данной проблемы необходимо рассмотреть две точки зрения по вопросу: «Что разрешено и запрещено женщинам во время очищения?»

В первом веке возникло мнение, что женщина, у которой происходят месячные, во время их не имеет Святого Духа. Святой Климент Римский по этому поводу писал: «В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого, то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность»1. Мы видим, что святой Климент говорит о том, что только грехами человек может осквернить себя и находиться в нечистоте. Все естественные исхождения не влекут за собой никакого осквернения.

Святой Дионисий Александрийский же в своем втором правиле излагает противоположное мнение относительно нечистоты. Он пишет: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к Святой Трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом»2. Из правила святого Дионисия мы видим, что женщинам в нечистоте нельзя приближаться к Святой Трапезе, то есть к причастию Святых Таин, но молиться можно. Молитва может быть как индивидуальная, то есть келейная, так и соборная, которая совершается в храме.

Святитель Тимофей, епископ Александрийский, отвечая, на заданный ему вопрос насчет совершения Таинства Крещения женщины, находящейся в нечистоте, говорил: «Аще жена оглашенная вписала имя свое ко крещению, а ко дню крещения приключится ей обычное женам, то должно ли токовую крестити в тот день, или отложити, и на сколько времени отложити; ответ. Должно отложити, доколе очистится»3. Мы видим, святитель Тимофей пишет о запрете совершения Таинства Крещения над женщинами, у которых менструация. То же пишет он и о Причастии: «Аще жена усмотрит приключившееся ей обычное женам: должна ли она в тот день приступити к Святым Тайнам, или нет; ответ. Не должна, доколе не очистится»4. Мнения святого Дионисия и Тимофея идентичные: женщина не может участвовать в Таинстве Евхаристии и Крещения.

Рассмотрим мнение святителя Афанасия Великого, который пишет в первом правиле о чистоте: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор. 2:15). Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновеннаго упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукаваго обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит. 1:15). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по-видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлещи подвижников от обычнаго и спасительнаго попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а токмо пустые вопрошения и суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховнаго или нечистаго какое-либо естественное извержение, как например, аще бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст; Можем рещи и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животнаго. Еще же, аще по Божественному Писанию веруем, яко человек есть дело рук Божиих; то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и аще мы род Божий есмы, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28): то не имеем в себе ничего нечистаго. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякаго смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и сию нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить…»5 Из послания святого Афанасия мы видим, что все разговоры о чистоте и нечистоте являются уловкой диавола, который хочет отвлечь христианина от заботы по борьбе с грехами и спасения души. Все, что исходит афедроном, является естественным процессом. В Постановлениях Апостольских мы читаем: «И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении от того, что сидят больше дома»6. Согласно этим мнениям, нельзя женщин ограничивать в благоугодных делах.

Преподобный Ефрем Сирин, говоря о евангельском событии, связанном с «кровоточивой женой», пишет: «Кто приходил к Нему, как к человеку, тот и ощутил в Нем прикосновение человеческого естества; а кто приходил к Нему, как к Богу, тот обрел в Нем сокровище врачевания скорбей своих… Сила, исшедшая от Него, была послана и коснулась оскверненного чрева, так однако, что сама не подверглась осквернению. Точно так же и Его Божество не было осквернено обитанием в освященном чреве, поелику дева и по закону, и кроме закона более свята, чем та женщина, которая излишеством своей крови вызывала отвращение… Враги Его хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина, нечистая по закону, прикоснулась к Нему, и Он не отверг ея… Нет нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы»7. Здесь мы читаем о том, что нечисты поступки и грехи, которые вредят душе христианина, но никак то, что исходит по человеческому естеству. Здесь мнение святого Ефрема Сирина согласуется с воззрением на данный вопрос святителя Климента Римского.

Мы видим, что правила Православной Церкви и святых отцов говорят нам о невозможности женщин во время менструации участвовать в Таинствах Церкви — Евхаристии и Крещения, исключением могут быть только случаи смертельной опасности или хронические заболевания, которые провоцируют длительное кровотечение. О неучастии в других Таинствах Церкви упоминания мы не имеем.

Святой Иоанн Постник, подтверждая мнение святых отцов, так же говорит о невозможности принятия Святых Христовых Таин и вхождения в храм женщинам в период нечистоты: «В течении сущая жена, сиречь обычно свое имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь до семи дней…»8 По святому Иоанну Постнику, женщинам также нельзя в период месячных входить в храм в течение семи дней. В правила других святых отцов упоминания о невозможности входить в храм женщине, у которой происходит очищение, мы не находим. Мнение этого святого было связано с законом о нечистоте в Ветхом Завете: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего…» (Лев. 18:19), так как была опасность осквернить храм кровью в связи с тем, что в то время были не очень надежные гигиенические средства для женщин.

Далее мы читаем у святителя Григория Двоеслова, папы Римского, который, отвечая на вопрос архиепископа англов Августина, пишет: «Вопрос Августина: Может ли беременная женщина быть крещена, и, когда у нее родится ребенок, через дитя принять благодать Святого Крещения, дабы предупредить его возможную смерть? И через какое время ее муж сможет вступать с ней в сношение, и можно ли ей входить в церковь или принимать Святое Причастие во время месячных? Отвечает Григорий: Брат мой, я не сомневался, что ты задашь мне эти вопросы, и уже приготовил на них ответ. Не сомневаюсь, что ты просто желаешь, чтобы этот ответ подтвердил собственные твои мысли и предчувствия. В самом деле, почему беременная женщина не может быть крещена, раз беременность ее не грешна в глазах Всемогущего Бога? Ведь когда праотцы наши согрешили в раю, они лишились бессмертия, дарованного им Богом, но Господь не пожелал за этот грех истребить все племя людское. Лишив мужчину бессмертия за его проступок, Он оставил ему мужскую силу для продолжения рода. Так почему же то, что было даровано человеку самим Богом, должно препятствовать ему принять благодать Святого Крещения? Было бы крайне неразумно ставить это Таинство, изглаживающее всякую вину, в зависимость от подобной причины.

Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка. Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: „В болезни будешь рожать“ (Быт. 3:16). Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Ибо если милость Святого Таинства равно дается всем живым и здоровым, то тем более нужно без промедления даровать ее тем, кому угрожает смерть, из боязни, что, выжидая более удобного времени для приготовления к Таинству Воскресения, мы можем вовсе не дать их душе воскреснуть. Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9:20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?. . Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и, если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это Таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»9. Святитель Григорий пишет о предоставлении выбора самим женщинам: если они желают приступить к Таинству Евхаристии, то им не надо запрещать принимать Святые Дары невзирая на их нечистоту. Так же, как святитель Афанасий Великий, святой Григорий Двоеслов говорит, что месячные не греховны, так как это естественный процесс организма женщин.

В древнем христианском церковном памятнике Testamentum Domini nostril Jesu Christi, пишет М. Н. Скабалланович, сообщается о том, что: «Церковным вдовицам не дозволяется в период очищения приступать к алтарю»10. Снова мы видим запрет для женщин в период месячных касательно участия их в Таинстве Евхаристии.

Патриарх Сербский Павел написал книгу «Укрепляюсь только верой», в которой он поднимает вопрос о женской нечистоте. Он пишет: «Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходи-мой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении»11. Но насчет участия в Евхаристии Патриарх Павел пишет согласно учению всех святых отцов: «Причаститься в этом состоянии или, не-крещенная, креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься»12. Патриарх Павел Сербский не причислен к лику святых, предоставленная ссылка дается для рассмотрения тех источников, которые упоминаются в его книге.

В 2015 г. 2—3 февраля состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором бы принят документ «Об участии верных в Евхаристии», в котором говорится: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием»13.

Практика, запрещающая женщинам во время месячных прикладываться к иконам, принимать святую воду, брать благословения у священника и участвовать в Таинствах Церкви, кроме Таинства Евхаристии и Крещения, имеет более позднее происхождение и не подтверждена ни правилами святых отцов, ни постановлениями Святых Соборов.

Относительно целования икон можно сказать, что все крещеные христианки носят на груди крест Христов и образа своих небесных покровителей, которые тоже освящены, как и иконы, и тоже являются святыней. Тогда, согласно мнению, запрещающему женщинам, находящимся в нечистоте, целовать иконы и прикасаться к святыням, что, нужно снимать крест и образа святых во время месячных? Преподобный Ефрем Сирин пишет о ношении креста следующее: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку — украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)»14. Преподобный Ефрем пишет о постоянном ношении креста невзирая ни на что, так как это является бессловесной проповедью об Иисусе Христе и защитой от «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

По поводу вкушения просфор и святой воды во время очищения у женщин не находим в истории правил святых отцов и постановлений Соборов каких-либо ограничений.


  1. Постановления Апостольские. Сергиев Посад.: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 159.
  2. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 373.
  3. Там же. С. 473.
  4. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 473.
  5. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 395.
  6. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 161.
  7. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. Т. 8. Сергиев Посад: С-ТСЛ, 1995. С. 100–118.
  8. Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса: 1872; М.: 1897. С. 247.
  9. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001. С. 33–36.
  10. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев., 1910. С. 94.
  11. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 328.
  12. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 329.
  13. Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12. 05.2016).
  14. Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003. С. 108.

Список литературы

  1. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008.
  2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001.
  3. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992.
  4. Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
  5. Павлов А. Номоканон при большом требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса, 1872; М.: 1897.
  6. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четверо-евангелие // Творения. В 8 т. Т. 8. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1995.
  7. Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003.
  8. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010.
  9. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.

Женщине в критические дни можно быть в церкви, но нельзя причащаться – Вопрос священнику – новости Православия

Вопрос священнику

09 Августа 2018 15:15

Автор: Редакция СПЖ

Женщине в критические дни позволено быть в храме

Ольга Федорив

Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

– Очень часто священникам задают такой вопрос: «Почему с месячными нельзя ходить в церковь?» А ведь в самой его формулировке содержится ошибка. В критические дни женщинам в храме нельзя причащаться, но заходить в храм и присутствовать на богослужении можно.

Но, чтобы было понятнее, почему, давайте сделаем небольшую экскурсию в историю. 

Предписания, которые касаются того, что «чисто», а что нет, мы находим в Ветхом Завете. Если посмотреть внимательно на все, что касается ритуальной нечистоты человека, мы увидим, что это так или иначе связано с нормами гигиены. Нечистота –  это мертвое тело, разные истечения, некоторые болезни.

В Новом Завете Сам Бог, ставший Человеком, говорит о том, что место, откуда исходит «нечистота», находится значительно выше пояса. Наше поврежденное грехом сердце генерирует ту нечистоту, которая оскверняет человека. А все то, что относится к нашей  физиологии, нечистым быть не может. Об этом Спаситель не только говорит словами, но и показывает своими поступками, нарушая многие «табу», которые свято блюли иудеи.

Он прикасается к мертвым (исцеление сына вдовы наинской), позволяет прикасаться к себе кровоточивой женщине, и несмотря на то, что она формально нарушила закон, коснувшись к нему в нечистоте, Иисус говорит ей: «Дерзай, дочь».

Апостол Павел много давал объяснений по поводу того, что «чисто», а что нет. Но у него нет ни слова о так называемой «женской нечистоте». Мы точно знаем, что христиане причащались на службах в каждый первый день недели, и не знаем ни одного исторического памятника того времени, который бы запрещал это делать женщинам во время месячных. Если бы такое правило тогда было, то о нем обязательно упомянули бы церковные авторы.

Впрочем, со временем упоминание о критических женских днях появляется, но лишь в середине третьего века. 

Святой Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» пишет об этом вопросе жестко: «Воздерживайся женщина от пустых речей…ничего не наблюдая – ни естественного очищения.. ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых,…и естественное очищение не мерзко перед Богом, который премудро все устроил».

В шестом веке уже святитель Григорий Двоеслов пишет архиепископу Августину: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано ей от природы».

Он также пишет и о том, что: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святаго Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха

». Эта точка зрения и стала преобладающей на Западе, где вопросы с женскими критическими днями вообще никогда не стояли на повестке дня.

На Востоке все же стала преобладать следующая точка зрения: ради благоговения и страха Божия перед великим Таинством, женщине все же лучше воздержаться от того, чтобы в эти дни причащаться Святых Христовых Тайн. Об этом пишет святой Дионисий Александрийский и некоторые другие святые Отцы. Хотя нужно сказать, что не все с ними были согласны. Например, святитель Афанасий Александрийский по этому поводу полемизирует: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейный, что имеет греховного или нечистого естественное извержение? Как, например, если бы кто-то захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюны изо рта? Мы только тогда оскверняемся, когда делаем всякий грех, зловония худший».

Но уже через тридцать лет приемник Афанасия по кафедре святой Тимофей Александрийский на эту же тему говорил иначе. На вопрос, можно ли крестить или причащать женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Как мы видим, спорным вопросом является только один – причащать или нет? По поводу всего остального – ходить в храм, прикладываться к святыням, целовать Евангелие – речь даже не идет. Конечно, можно.

Резюмировал полемику по этому вопросу Святейший Патриарх Сербский Павел в своей статье: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?»

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении.

Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

На первый взгляд вывод «причащаться в этом состоянии нельзя» противоречит всему предыдущему тексту – «эта нечистота только физическая, телесная» Но, с другой стороны, мы можем сделать вывод, почему же нельзя. Причина одна – благоговейное отношение к таинству.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам все же прислушаться к авторитетному мнению всей церковной полноты и сделать правильные выводы. Месячные – это не та «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь той нечистоты, которая на самом деле отлучает от Бога – нечистоты нашей падшей души.

0 0

Поделиться

Храм Причащение (Евхаристия) Новый Завет Ветхий Завет Вопрос священнику Евангелие

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку, чтобы сообщить об этом редакции.

Читайте также

Как нужно реагировать на закрытия и разрушения храмов? 06 Апреля 19:51

Почему защитники Лавры все время поют «Христос воскресе из мертвых»? 03 Апреля 16:33

Какие молитвы читать, если я не могу приехать на защиту Лавры лично? 30 Марта 14:53

Какие книги стоит почитать Великим постом? 14 Марта 19:56

Как часто нужно собороваться? 06 Марта 19:16

Прощаются ли смертные грехи после исповеди? 02 Марта 20:12

Греческая православная церковь и менструация

Вспомогательный контент / Цитаты из православной церкви

Исторически у Греческой православной церкви был совершенно иной взгляд на менструацию, чем у современной церкви. Церковь считала менструацию нечистой, а половой акт сродни физической безнравственности. Причащаться и креститься во время менструации считалось грехом. Церковь также считала, что женщины не должны выходить замуж во время менструации.

Принятие божественных таинств могло быть приравнено к физической безнравственности

Принятие божественных таинств могло быть приравнено к физической безнравственности в греческой православной церкви. Церковь, как и все религиозные группы, преследует заповеданные Богом цели. Однако миссия Церкви заключается не в соперничестве с государством, а в спасении мира.

Православная Церковь не идентифицирует себя со стороной в межнациональных конфликтах. Вместо этого он ходатайствует за нуждающихся людей и социальные группы. Церковь также выступает против греховных явлений.

Церковь и государство соприкасаются друг с другом, ведь ожидается, что государство будет уважать каноны и уставы Церкви. Однако государство не должно запугивать Церковь или заставлять ее подчиняться его приказам. Церковь также должна противодействовать попыткам государства сделать свою власть абсолютной.

Библия говорит, что «этот мир» лишь частично послушен Богу. Тем не менее, только через Церковь люди могут освящаться, а значит, могут осознавать себя и возрастать в святости. Также миссией Церкви является защита своей Родины от врага.

Евстафийская менструация Нечистота и половой акт

В ветхозаветный период менструация рассматривалась как признак нечистоты женского тела. Считалось, что контакт с кровью затемняет воздух и вызывает увядание растений. Считалось, что этот контакт привлечет демонов. Во время менструации женщинам запрещалось входить в храмы. Они не могли принять причастие или крещение. Они также не могли работать в месте, где стояли священные сосуды.

Еврейский закон также считал менструацию нечистой. Считалось, что кровь была признаком сексуальности и осквернением зародыша. Считалось также, что мать оставалась нечистой в течение сорока дней после родов.

В ранней церкви святые отцы не отрицали ветхозаветного учения. Но они относились к понятию чистоты как к средству отделения тела от греха. Они писали каноны для храмовых служб.

Эти каноны гласили, что женщины не могут прикасаться к святыням и не могут приближаться к скинии. Они также заявили, что женщины не должны есть свинину. Эти законы были наиболее мягкими для девственниц, у которых еще не началась менструация.

Современные священники против того, чтобы женщины причащались, крестились и вступали в брак во время менструации

В течение последних нескольких десятилетий современные священники в греческой православной церкви были против того, чтобы женщины причащались, крестились и вступали в брак во время менструации. Эта политика основана на представлении о том, что женщины представляют собой сексуальную угрозу. Они также негативно сказываются на опыте женщин в православной церкви.

Недавняя дискуссия на христианском онлайн-форуме выявила неоднозначное отношение православных приходов к этому вопросу. Одни приходы разрешают женщинам молиться в храме, другие запрещают женщинам посещать церковные службы во время менструации. Другие позволяют женщинам работать независимо от их месячного цикла. Кроме того, одни приходы разрешают посещать Пасху ранним женщинам, а другие запрещают присутствие женщин на праздновании.

Существует множество различных теорий о том, почему менструация является запретом на посещение церкви. Некоторые считают, что этот запрет происходит от языческих обрядов славян, где женщинам не разрешалось принимать участие в определенных обрядах в определенные дни месяца. Некоторые священнослужители считают, что этот запрет — канон, впавший в немилость.

Правила Русской Православной Церкви, основанные на «ритуальной нечистоте»

Традиционно женщины в Русской Православной Церкви были исключены из причастия и совершения Таинства Алтаря. Существуют различные правила, которые различаются между приходами. Большинство из них основано на концепции «ритуальной нечистоты».

Хотя вера в «ритуальную нечистоту» в первую очередь не затрагивает женщин, она имеет спасительное значение для православных учений о спасении по благодати. Например, может случиться так, что младенцы-девочки становятся ритуально нечистыми, когда взрослеют. Это может иметь серьезные последствия для учения о том, что спасение основано на благодати Божией, а не на человеческих заслугах.

Важно также отметить, что вера в «ритуальную нечистоту» была занозой в боку Православной Церкви с ранних веков. Каноны Ипполита, например, ограничивали женщин крещением и повивальными бабками. Каноны Дионисия, напротив, считали женщину, прикоснувшуюся к одежде Христа, нечистой. Это рассуждение уже давно недействительно в современном обществе. Поэтому важно, чтобы Церковь пересмотрела свою позицию в отношении ритуальной нечистоты.

Нечисто! Нечисто! Нечисто! – По общему согласию, мормонский блог

Примечание и/или ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Следующий пост является ответом – или не совсем ответом, а сестринским постом, если хотите, – на эту статью в феминистских мормонских домохозяйках. Если вам неудобно читать о чем-либо, имеющем отношение к менструации, я предлагаю вам оглянуться на более приличный блог сегодня.

В прошлом году у моей старшей дочери впервые появилась возможность совершить замещающее крещение за умерших в храме. Немного предыстории: у моей дочери синдром Аспергера. Ей сложно ходить в церковь по разным причинам, но ее особенно волнуют гендерные вопросы (и они зациклены на них). Она беспокоилась о том, чтобы впервые пойти в храм, не зная, чего ожидать (и вообще не будучи полностью в восторге от этой церковной ерунды). Руководители ее Общества молодых женщин попросили меня поехать с ней в эту поездку, чтобы помочь ей чувствовать себя более комфортно и научить ее основам. (Не то чтобы я имел хоть какое-то представление о «веревках», так как я сам не крестил по доверенности около 14 лет и никогда в этом храме, но это мысль имеет значение.)

Итак, в храме всю молодежь согнали в маленькую комнатку, где вам все расскажут о том, что вы собираетесь делать. Мне все еще нужно было переодеться в белую одежду, но я понял, что сначала должен кое-что сказать дочери, поэтому я вошел в маленькую комнату, и пожилой джентльмен, обращаясь к юноше, повернулся ко мне и спросил: «Сестра, ты здесь, чтобы задать вопрос?”

«Э… что? Нет. Что за вопрос , подумал я, но больше ни о чем не думал, потому что торопился. Я просто осторожно посовещалась с дочерью и поднялась наверх переодеться.

Идя по коридору на обратном пути к баптистерию, я услышал знакомый и безошибочно узнаваемый звук моей дочери, начинающей психовать. У моей дочери есть история того, что она расстраивалась из-за чего-то в церкви и быстро перерастала в режим психа, не заботясь о том, насколько громко или неуместно она говорит, так что можете поспорить, что я толкнул свою особу туда, где она была, задаваясь вопросом, что на земле мог вывести ее из себя так рано в игре.

Так случилось, что после того, как я вышел из маленькой комнаты, вошла другая сестра и спросила Вопрос :

«Есть ли у кого-нибудь из вас, девочки, менструация?»

Так случилось, что у моей дочери была менструация. (Спасибо за вопрос!) На самом деле, он прибыл в тот же день. Она была с тампоном (и запаски привезла), но это не имело значения: при месячных можно было конфирмации делать, а в купель нельзя.

Моя дочь была оскорблена и унижена (в основном унижена). Она не хотела оставаться и делать конфирмации; она просто хотела домой. Честно говоря, я ее не винил. Так что я вернулся наверх, снова переоделся, и вместо этого мы пошли есть пиццу. (Извините, мертвые люди.)

Насколько я могу судить, не допускать менструирующих женщин в храмовые баптистерии не является какой-то универсальной церковной политикой. В некоторых храмах нет такой политики, но их достаточно, так что молодые женщины довольно часто приходят в храм только для того, чтобы им сказали, что им не разрешат делать то, ради чего они туда пришли. делать. (Я не знаю, почему они сообщают эту информацию девочкам в последнюю минуту. Может быть, они боятся, что слишком многие предпочтут просто остаться дома. Именно так поступила моя дочь, когда подошла следующая поездка в храм, и у нее были месячные. снова .) Я не помню эту политику из своей юности, но я была из тех девушек, которые использовали бы любой предлог, чтобы уйти от церковной деятельности, так что я, вероятно, не самый надежный источник.

Суть в том, что я понятия не имею, откуда взялась эта политика и зачем она там (в тех местах, где она есть). Первая реакция моей дочери заключалась в том, чтобы задаться вопросом, не было ли это какой-то странной ветхозаветной вещью о нечистоте менструирующих женщин; Я заверил ее, что это не так, потому что я почти уверен, что это не так. Я подозреваю, что есть просто группа ответственных лиц, которые выборочно чрезмерно усердствуют в вопросах гигиены и санитарии, и некоторые другие ответственные лица, которые, вероятно, не знают, почему это правило, но так было всегда (насколько они знают) и кто они такие, чтобы это менять. Но ни одно из этих объяснений не дает оправдания политике, которая (вероятно) не является преднамеренно сексистской, но, тем не менее, на самом деле является сексистской.

Дело вот в чем, детишки: молодая женщина во время менструации, использующая тампон, представляет не больше опасности заражения, чем обычный молодой человек. (На самом деле, она может представлять меньшую опасность заражения, чем средний молодой человек, поскольку мальчики-подростки не очень известны своей превосходной гигиеной, не в обиду им. ) При правильном использовании тампоны предотвратят попадание крови в воду. . И поверьте, если девушке удобно носить тампон, она вставила его правильно.

И вот еще что: менструальная кровь едва ли не единственная телесная жидкость, которая могла попасть в купель для крещения. Тем не менее, мы не спрашиваем, есть ли у кого-либо текущая или недавняя диарея или какие-либо открытые язвы. Мы не просим людей принимать душ перед входом в купель (как мы это делаем в общественных бассейнах). Мы только спрашиваем молодых женщин, сбрасывают ли они слизистую оболочку матки, и говорим им, что нет никакого способа сделать это с соблюдением санитарных норм, что является [вздором].

Меня огорчает, что я должен так смело говорить перед теми, чьи чувства чрезвычайно нежны, целомудренны и деликатны. Но факты есть факты.

Девочки-подростки, особенно младшие, легко смущаются. Они не любят говорить о своих месячных. Ни одна девушка не хочет объявлять, что у нее месячные. Достаточно трудно сделать это объявление перед другими молодыми женщинами и любыми лидерами YW (или случайными храмовыми матронами), которые случайно оказались в комнате. Поймите, что они также воображают, что все в их группе, мужчины и женщины, будут знать, почему они не совершают крещения в этот день. Взрослая женщина понимает, что мужчины в этом деле невежественны и, наверное, никто из них не замечает, что у тебя волосы все еще сухие, но у девочки-подростка такой точки зрения нет. Она, скорее всего, будет унижена.

Затем есть тонкое предположение — хотя это может быть и непреднамеренно — что ее совершенно нормальная телесная функция — с которой миллионы женщин во всем мире легко и регулярно справляются с гигиеной — каким-то образом слишком грязна для храмовой воды (даже если эта вода хлорирована). . То, что ее тело делает каждый месяц, само собой разумеется, потому что она женщина и здорова, просто слишком грубо, чтобы приспособиться. Это тоже не очень поучительно.

Перед тем, как чьи-то глаза закатятся слишком далеко назад, я не говорю, что молодые женщины настолько эмоционально и психологически хрупки, что они будут опустошены таким опытом, усомниться в своей самооценке и никогда не захотят вернуться в храм снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *