Разное

Можно ли креститься с месячными: Месячные у крестной — 50 ответов

Женщине в критические дни можно быть в церкви, но нельзя причащаться – СПЖ

Ольга Федорив

Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

– Очень часто священникам задают такой вопрос: «Почему с месячными нельзя ходить в церковь?» А ведь в самой его формулировке содержится ошибка. В критические дни женщинам в храме нельзя причащаться, но заходить в храм и присутствовать на богослужении можно.

Но, чтобы было понятнее, почему, давайте сделаем небольшую экскурсию в историю. 

Предписания, которые касаются того, что «чисто», а что нет, мы находим в Ветхом Завете. Если посмотреть внимательно на все, что касается ритуальной нечистоты человека, мы увидим, что это так или иначе связано с нормами гигиены. Нечистота –  это мертвое тело, разные истечения, некоторые болезни.

В Новом Завете Сам Бог, ставший Человеком, говорит о том, что место, откуда исходит «нечистота», находится значительно выше пояса. Наше поврежденное грехом сердце генерирует ту нечистоту, которая оскверняет человека.

А все то, что относится к нашей  физиологии, нечистым быть не может. Об этом Спаситель не только говорит словами, но и показывает своими поступками, нарушая многие «табу», которые свято блюли иудеи.

Он прикасается к мертвым (исцеление сына вдовы наинской), позволяет прикасаться к себе кровоточивой женщине, и несмотря на то, что она формально нарушила закон, коснувшись к нему в нечистоте, Иисус говорит ей: «Дерзай, дочь».

Апостол Павел много давал объяснений по поводу того, что «чисто», а что нет. Но у него нет ни слова о так называемой «женской нечистоте». Мы точно знаем, что христиане причащались на службах в каждый первый день недели, и не знаем ни одного исторического памятника того времени, который бы запрещал это делать женщинам во время месячных. Если бы такое правило тогда было, то о нем обязательно упомянули бы церковные авторы.

Впрочем, со временем упоминание о критических женских днях появляется, но лишь в середине третьего века. 

Святой Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» пишет об этом вопросе жестко: «

Воздерживайся женщина от пустых речей…ничего не наблюдая – ни естественного очищения. . ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых,…и естественное очищение не мерзко перед Богом, который премудро все устроил».

В шестом веке уже святитель Григорий Двоеслов пишет архиепископу Августину: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано ей от природы».

Он также пишет и о том, что: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святаго Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха». Эта точка зрения и стала преобладающей на Западе, где вопросы с женскими критическими днями вообще никогда не стояли на повестке дня.

На Востоке все же стала преобладать следующая точка зрения: ради благоговения и страха Божия перед великим Таинством, женщине все же лучше воздержаться от того, чтобы в эти дни причащаться Святых Христовых Тайн. Об этом пишет святой Дионисий Александрийский и некоторые другие святые Отцы. Хотя нужно сказать, что не все с ними были согласны. Например, святитель Афанасий Александрийский по этому поводу полемизирует: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейный, что имеет греховного или нечистого естественное извержение? Как, например, если бы кто-то захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюны изо рта? Мы только тогда оскверняемся, когда делаем всякий грех, зловония худший».

Но уже через тридцать лет приемник Афанасия по кафедре святой Тимофей Александрийский на эту же тему говорил иначе. На вопрос, можно ли крестить или причащать женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Как мы видим, спорным вопросом является только один – причащать или нет? По поводу всего остального – ходить в храм, прикладываться к святыням, целовать Евангелие – речь даже не идет. Конечно, можно.

Резюмировал полемику по этому вопросу Святейший Патриарх Сербский Павел в своей статье: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?»

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься

».

На первый взгляд вывод «причащаться в этом состоянии нельзя» противоречит всему предыдущему тексту – «эта нечистота только физическая, телесная» Но, с другой стороны, мы можем сделать вывод, почему же нельзя. Причина одна – благоговейное отношение к таинству.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам все же прислушаться к авторитетному мнению всей церковной полноты и сделать правильные выводы.

Месячные – это не та «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь той нечистоты, которая на самом деле отлучает от Бога – нечистоты нашей падшей души.

Диакон Павел Трошин. Церковные взгляды на женскую нечистоту в историческом контексте

Святые отцы и правила Соборов предоставляют нам ответы на вопрос: «Могут ли женщины, находящиеся в очищении, причащаться и ходить в храм?» Но их ответы на данный вопрос различны: кто-то из святых отцов запрещает многое, другие напротив, дают разрешения на вхождение во храм и на участие в Таинствах Церкви.

В связи с возникновением различных мнений, у женщин возникает недопонимание, как поступать. Стараясь найти правильное решение в сложившейся ситуации, они обращаются за советом к священнослужителям, но их мнения тоже разделяются. Одни говорят, что можно, другие — что нельзя. Для богоугодной жизни женщин и для объективного изучения данной проблемы необходимо рассмотреть две точки зрения по вопросу: «Что разрешено и запрещено женщинам во время очищения?»

В первом веке возникло мнение, что женщина, у которой происходят месячные, во время их не имеет Святого Духа. Святой Климент Римский по этому поводу писал: «В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого, то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность»1. Мы видим, что святой Климент говорит о том, что только грехами человек может осквернить себя и находиться в нечистоте. Все естественные исхождения не влекут за собой никакого осквернения.

Святой Дионисий Александрийский же в своем втором правиле излагает противоположное мнение относительно нечистоты. Он пишет: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к Святой Трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом»2. Из правила святого Дионисия мы видим, что женщинам в нечистоте нельзя приближаться к Святой Трапезе, то есть к причастию Святых Таин, но молиться можно. Молитва может быть как индивидуальная, то есть келейная, так и соборная, которая совершается в храме.

Святитель Тимофей, епископ Александрийский, отвечая, на заданный ему вопрос насчет совершения Таинства Крещения женщины, находящейся в нечистоте, говорил: «Аще жена оглашенная вписала имя свое ко крещению, а ко дню крещения приключится ей обычное женам, то должно ли токовую крестити в тот день, или отложити, и на сколько времени отложити; ответ. Должно отложити, доколе очистится»3. Мы видим, святитель Тимофей пишет о запрете совершения Таинства Крещения над женщинами, у которых менструация. То же пишет он и о Причастии: «Аще жена усмотрит приключившееся ей обычное женам: должна ли она в тот день приступити к Святым Тайнам, или нет; ответ. Не должна, доколе не очистится»4. Мнения святого Дионисия и Тимофея идентичные: женщина не может участвовать в Таинстве Евхаристии и Крещения.

Рассмотрим мнение святителя Афанасия Великого, который пишет в первом правиле о чистоте: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор. 2:15). Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновеннаго упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукаваго обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит. 1:15). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по-видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлещи подвижников от обычнаго и спасительнаго попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а токмо пустые вопрошения и суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховнаго или нечистаго какое-либо естественное извержение, как например, аще бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст; Можем рещи и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животнаго. Еще же, аще по Божественному Писанию веруем, яко человек есть дело рук Божиих; то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и аще мы род Божий есмы, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28): то не имеем в себе ничего нечистаго. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякаго смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и сию нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить…»5 Из послания святого Афанасия мы видим, что все разговоры о чистоте и нечистоте являются уловкой диавола, который хочет отвлечь христианина от заботы по борьбе с грехами и спасения души. Все, что исходит афедроном, является естественным процессом. В Постановлениях Апостольских мы читаем: «И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении от того, что сидят больше дома»6. Согласно этим мнениям, нельзя женщин ограничивать в благоугодных делах.

Преподобный Ефрем Сирин, говоря о евангельском событии, связанном с «кровоточивой женой», пишет: «Кто приходил к Нему, как к человеку, тот и ощутил в Нем прикосновение человеческого естества; а кто приходил к Нему, как к Богу, тот обрел в Нем сокровище врачевания скорбей своих… Сила, исшедшая от Него, была послана и коснулась оскверненного чрева, так однако, что сама не подверглась осквернению. Точно так же и Его Божество не было осквернено обитанием в освященном чреве, поелику дева и по закону, и кроме закона более свята, чем та женщина, которая излишеством своей крови вызывала отвращение… Враги Его хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина, нечистая по закону, прикоснулась к Нему, и Он не отверг ея… Нет нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы»7. Здесь мы читаем о том, что нечисты поступки и грехи, которые вредят душе христианина, но никак то, что исходит по человеческому естеству. Здесь мнение святого Ефрема Сирина согласуется с воззрением на данный вопрос святителя Климента Римского.

Мы видим, что правила Православной Церкви и святых отцов говорят нам о невозможности женщин во время менструации участвовать в Таинствах Церкви — Евхаристии и Крещения, исключением могут быть только случаи смертельной опасности или хронические заболевания, которые провоцируют длительное кровотечение. О неучастии в других Таинствах Церкви упоминания мы не имеем.

Святой Иоанн Постник, подтверждая мнение святых отцов, так же говорит о невозможности принятия Святых Христовых Таин и вхождения в храм женщинам в период нечистоты: «В течении сущая жена, сиречь обычно свое имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь до семи дней…»8 По святому Иоанну Постнику, женщинам также нельзя в период месячных входить в храм в течение семи дней. В правила других святых отцов упоминания о невозможности входить в храм женщине, у которой происходит очищение, мы не находим. Мнение этого святого было связано с законом о нечистоте в Ветхом Завете: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего…» (Лев. 18:19), так как была опасность осквернить храм кровью в связи с тем, что в то время были не очень надежные гигиенические средства для женщин.

Далее мы читаем у святителя Григория Двоеслова, папы Римского, который, отвечая на вопрос архиепископа англов Августина, пишет: «Вопрос Августина: Может ли беременная женщина быть крещена, и, когда у нее родится ребенок, через дитя принять благодать Святого Крещения, дабы предупредить его возможную смерть? И через какое время ее муж сможет вступать с ней в сношение, и можно ли ей входить в церковь или принимать Святое Причастие во время месячных? Отвечает Григорий: Брат мой, я не сомневался, что ты задашь мне эти вопросы, и уже приготовил на них ответ. Не сомневаюсь, что ты просто желаешь, чтобы этот ответ подтвердил собственные твои мысли и предчувствия. В самом деле, почему беременная женщина не может быть крещена, раз беременность ее не грешна в глазах Всемогущего Бога? Ведь когда праотцы наши согрешили в раю, они лишились бессмертия, дарованного им Богом, но Господь не пожелал за этот грех истребить все племя людское. Лишив мужчину бессмертия за его проступок, Он оставил ему мужскую силу для продолжения рода. Так почему же то, что было даровано человеку самим Богом, должно препятствовать ему принять благодать Святого Крещения? Было бы крайне неразумно ставить это Таинство, изглаживающее всякую вину, в зависимость от подобной причины.

Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка. Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: „В болезни будешь рожать“ (Быт. 3:16). Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Ибо если милость Святого Таинства равно дается всем живым и здоровым, то тем более нужно без промедления даровать ее тем, кому угрожает смерть, из боязни, что, выжидая более удобного времени для приготовления к Таинству Воскресения, мы можем вовсе не дать их душе воскреснуть. Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9:20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?. . Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и, если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это Таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»9. Святитель Григорий пишет о предоставлении выбора самим женщинам: если они желают приступить к Таинству Евхаристии, то им не надо запрещать принимать Святые Дары невзирая на их нечистоту. Так же, как святитель Афанасий Великий, святой Григорий Двоеслов говорит, что месячные не греховны, так как это естественный процесс организма женщин.

В древнем христианском церковном памятнике Testamentum Domini nostril Jesu Christi, пишет М. Н. Скабалланович, сообщается о том, что: «Церковным вдовицам не дозволяется в период очищения приступать к алтарю»10. Снова мы видим запрет для женщин в период месячных касательно участия их в Таинстве Евхаристии.

Патриарх Сербский Павел написал книгу «Укрепляюсь только верой», в которой он поднимает вопрос о женской нечистоте. Он пишет: «Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходи-мой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении»11. Но насчет участия в Евхаристии Патриарх Павел пишет согласно учению всех святых отцов: «Причаститься в этом состоянии или, не-крещенная, креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься»12. Патриарх Павел Сербский не причислен к лику святых, предоставленная ссылка дается для рассмотрения тех источников, которые упоминаются в его книге.

В 2015 г. 2—3 февраля состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором бы принят документ «Об участии верных в Евхаристии», в котором говорится: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием»13.

Практика, запрещающая женщинам во время месячных прикладываться к иконам, принимать святую воду, брать благословения у священника и участвовать в Таинствах Церкви, кроме Таинства Евхаристии и Крещения, имеет более позднее происхождение и не подтверждена ни правилами святых отцов, ни постановлениями Святых Соборов.

Относительно целования икон можно сказать, что все крещеные христианки носят на груди крест Христов и образа своих небесных покровителей, которые тоже освящены, как и иконы, и тоже являются святыней. Тогда, согласно мнению, запрещающему женщинам, находящимся в нечистоте, целовать иконы и прикасаться к святыням, что, нужно снимать крест и образа святых во время месячных? Преподобный Ефрем Сирин пишет о ношении креста следующее: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку — украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)»14. Преподобный Ефрем пишет о постоянном ношении креста невзирая ни на что, так как это является бессловесной проповедью об Иисусе Христе и защитой от «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

По поводу вкушения просфор и святой воды во время очищения у женщин не находим в истории правил святых отцов и постановлений Соборов каких-либо ограничений.


  1. Постановления Апостольские. Сергиев Посад.: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 159.
  2. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 373.
  3. Там же. С. 473.
  4. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 473.
  5. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 395.
  6. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 161.
  7. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. Т. 8. Сергиев Посад: С-ТСЛ, 1995. С. 100–118.
  8. Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса: 1872; М.: 1897. С. 247.
  9. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001. С. 33–36.
  10. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев., 1910. С. 94.
  11. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 328.
  12. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 329.
  13. Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12. 05.2016).
  14. Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003. С. 108.

Список литературы

  1. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008.
  2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001.
  3. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992.
  4. Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
  5. Павлов А. Номоканон при большом требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса, 1872; М.: 1897.
  6. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четверо-евангелие // Творения. В 8 т. Т. 8. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1995.
  7. Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003.
  8. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010.
  9. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.

Менструация, выделения и Святое Причастие

Согласно канонам, хотя женщина ничуть не более грешна в своем цикла, чем у человека в случае непроизвольных телесных поллюций, она, как и человек, должен избегать Святого Причастия в это время. Эти телесные функции не грехи, но они представляют и подчеркивают последствия наших падших состояний. Приближаясь ко Святому Причастию, мы поднимаем наши падшие души в величайшем смирение, чтобы приобщиться к тому, чем мы являемся во Христе: буквальными участниками Божественный. Таким образом, мы приближаемся ко Христу как к чистым сосудам, насколько это возможно. степени для нас в нашем падшем состоянии, чтобы Он мог войти в нас и преобразовать нас. Будучи святым, Он приходит только к тем, кто стремится к святости.

Он не может войти во зло, не разрушая его. Таким образом, Евхаристия есть огонь очищающий для тех, кто хорошо подготовлен, и огонь обжигающий для тех, не подготовлен. Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Это великий и чудный вещь, так что если вы подходите к ней с чистотой, вы приближаетесь ко спасению; а если с нечистой совестью, то в наказание и отмщение» 9.0003

В проповеди на Евангелие от Матфея св. Иоанн Златоуст восхваляет великая вера женщины, перенесшей кровотечение («кровоизлияние») в около двенадцати лет. Он указывает, что Христос освободил ее как от болезни, так и от своей вины, которая развилась у нее из-за еврейского представления о том, что женщина с таким вопросом было нечисто. Мы просим читателей просмотреть эту проповедь как на английском и греческом языках. Мы не думаем, что есть хоть малейшее свидетельство того, что Святитель Иоанн Златоуст предлагает женщинам причащаться во время месячных. Мы не найти доказательств того, что св. Иоанн Златоуст как-то противится совету дарованное духовными Отцами и Матерями на протяжении веков, только теперь быть раскрылся как неправильный и не святоотеческий совет!

Надо вообще остерегаться тех, кто вдруг провозглашает устрашающее Тайны быть “привилегией” легко осуществить. Мы за частое причастие потому что это последовательное и господствующее святоотеческое учение. Но мы также настаивать на надлежащем посте и подготовке в дни перед Причастием и предельная чистота ума и тела, которые одинаково постоянны и доминирует в учении отцов. Интересно, какая женщина на самом деле хочет причащаться во время ее периода, или что мужчина хотел бы сделать то же самое после телесного выброса. Где страх Божий? Где трезвость? Что еще более важно, где смирение?

В статье, которая будет опубликована в этом году в году Греческое православное богословие Отзыв

, Епископ [теперь архиепископ] Хризостом пишет несколько слов о подготовка ко Святому Причастию, которые кажутся по поводу нашего обсуждения здесь. Приведем их: «Евхаристия… полностью понимается только тогда, когда мы признать свою функцию оружия в войне против мира и наших павших натуры. Евхаристия — это «лекарство от бессмертия», как об этом говорится в святоотеческих текстах. так часто называют его, которым мы излечиваем себя от падшей природы греха и орудие духовного восстановления, которым Христос, цитируя Св. Исихий, «все больше просветит ум наш и заставит его сиять, как звезда. Если Крещение вводит нас в борьбу за смерть плоти и союз с Богом, Евхаристия поддерживает нас в этой борьбе. Это прямое участие в совершенном мужестве через причащение Христа, Совершенный Бог и Совершенный Человек. Как говорит нам святой Иоанн Златоуст, мы становимся «Его плоть и кости Его». И это единство со Христом служит функции постоянно уводит нас от мира и смертной плоти к «жизни в Христа», как Николай Кавасила описывает сакраментальную жизнь и союз с Бог начинается здесь, на земле. Зная, что это функция Евхаристии, Современное непонимание поста и подготовки к причащению исчезает прочь. Мы приходим к пониманию, что вместе с великим аввой Филимоном (который, хотя и священник, лишь изредка осмеливался служить в алтаре), что нам следует участвовать в тайне Христовой только в «чистом и целомудренном состоянии», приближаться к тайне «свободным от плоти» и «свободным от всякого колебания и сомнения», что мы могли бы всецело участвовать в «просветлении, которое происходит от него.
‘ Вся духовная жизнь состоит из достижения просветления и совершенство, и божественный дар Евхаристии приходит для исполнения усилий к чистоте в нашей повседневной жизни и в нашей собственной человеческой воле. Евхаристия – это пища для тех, кто движется к святому: «Святое для святого», как Божественная Литургия говорит. Это смерть для тех, кто не в состоянии распознать его функцию. Пост, воздержание женщин от причастия во время менструаций, воздержание мужчин, оскверненных ночными поллюциямисовременные возражения против них исчезают когда мы начинаем понимать истинную функцию Евхаристии и ее божественную помощь в наши человеческие усилия к совершенству и наша ежедневная духовная борьба с мир и его зло. Восхождение к совершенству сосредоточено в Евхаристии и мы подобающим образом подходим к нему как к чему-то, что функционирует в согласии с наши самые высокие человеческие цели, стремления и усилия» 9.0003

Православное Предание Том. IV, No. 1

+ + +

Разъяснение читателя-еврея

Я только что прочитал статью о менструации, выделениях и Святом Причастии. В статье говорится: Он указывает, что Христос освободил ее обоих болезни и своей вины, развившейся у нее из-за еврейской идеи что женщина с такой проблемой была нечиста. Это совершенно неверно Информация. Я считаю, что каждая религия не должна комментировать предполагаемое учения другого. Тем более, что в данном случае я могу вас уверить, что Иудаизм ничему такому не учит.

Сейчас я замужем за православным греком и не являюсь полностью соблюдающей еврейкой. я выросла как ультраортодоксальный еврей (хасид) и вышла замуж за раввина, когда мне было 19. Я жил той жизнью семейной чистоты, когда женщина и ее муж не иметь физического контакта в течение 5 дней менструации и в течение 7 дней после нее перед ритуальным погружением в микву (бассейн/баню). Я никогда не узнать, что я сделал это, потому что я был нечист! Я сделал это, потому что женское тело после менструации может зачать ребенка, а ритуальные воды символизируют источник жизни (как крещение), духовное возрождение женского тела готовится к возможно другому фактическому рождению. Я тоже учился три года в Еврейская семинария и может указать вам на еврейские источники, которые учат, что ничего нечистого в менструирующей женщине.

Пожалуйста, посетите следующие веб-сайты, чтобы узнать о еврейском подходе к менструации, который я воспитывался с. Я вставил раздел ниже. с удовольствием продолжаю это диалог, если хотите. Я рад, что вы ответили.

Эфхаристо и Ясас. (Шалом)

Яэль Кларк

Источник: http://www.chabad.org/library/article.asp?AID=83805, “Феминистка в Микве”

“Иудаизм учит, что источником всей тахары, или чистоты, является сама жизнь. И наоборот, смерть является предвестником тумы, или нечистоты. Все виды ритуала нечистоты, а Тора описывает многих, коренятся в отсутствии жизни или какая-то мера, даже шепот смерти. Обнаженная до сути, женщина менструации сигнализируют о смерти потенциальной жизни. Каждый месяц женский организм готовится на возможность зачатия. Слизистая оболочка матки образована ожидание оплодотворенной яйцеклетки. Менструация – это потеря этой подкладки, конец этой возможности. Наличие потенциальной жизни внутри наполняет женское тело святостью и чистотой. В его отсутствие возникает нечистота, придание женщине состояния нечистоты, называемого ниддут. примесь не злой и не опасный. Это просто отсутствие чистоты, как и тьма – это отсутствие света. Только погружение в микву способно изменить это»

Источник: http://www.chabad.org/parshah/article.asp?AID=1542, «О сущности ритуальной нечистоты», Сьюзан Хендельман

слова тумах и тахара. Переводится как «нечистый» и «чистый», или «нечистый» и «чистые», тума и тахара и, в более широком смысле, законы Нидды и Семьи. Чистота часто вызывают негативный отклик. Почему, спрашивается, женщина должна быть заклеймен как таме, «нечистый»? Почему она должна чувствовать себя неполноценной в отношении естественный процесс ее тела?

“Можно сказать, что в основе этих возражений лежит недоразумение. Тума и тахара – это, прежде всего, духовное, а не физическое концепции.”

Ответ от CTOS (первоначальный автор)

Ваш превосходный веб-сайт всегда казался мне комильфо в его представление материалов. Однако, предлагая критические ответы на комментарии, которые вы цитировали из ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ: «Менструация, Выбросы и Святое Причастие» (т. IV, № 1), вы оставляете читателю, однако непреднамеренно, с очень неуместным впечатлением. Разрешите объяснять.

Епископ Авксентий, написавший рассматриваемые комментарии, сослался на вопрос о женских менструациях со ссылкой на проповедь св. Иоанна Златоуста, указавшего, что женщина с кровотечением, Христос исцелил, в новозаветном повествовании о Его чудесах, страдал от чувства вины из-за еврейского представления о том, что женщина с таким выделение крови было нечистым. Цитирую Его Преосвященство:

“В проповеди на Евангелие от Матфея св. Иоанн Златоуст делает восхваляйте великую веру женщины, пострадавшей от кровоизлияний (а «вопрос крови») около двенадцати лет. Он указывает, что Христос освободил ее как от ее болезни, так и от ее вины, которая развилась в ней из-за того, что еврейского представления о том, что женщина с таким исходом нечиста».0003

Вы разместили следующее критическое заявление от женщины, вышедшей замуж за Греческая православная христианка, называющая себя бывшей еврейкой-хасидом. кто сейчас не «полностью соблюдает»:

«Я только что прочитал статью о менструации, поллюциях и святой Причастие. В статье говорится: Он [так в оригинале] указывает, что Христос освободил ее как от ее болезни, так и от ее вины, которая развилась в ней из-за того, что еврейского представления о том, что женщина с такими проблемами нечиста. Это совершенно ложная информация. Я считаю, что каждая религия не должна комментировать предполагаемые учения другого. Тем более, что в этом случае Уверяю вас, что иудаизм ничему подобному не учит».0003

Думаю, вы как-то должны были подумать, что это якобы “ложное информация” исходила из ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ (на самом деле Его Преосвященство, Еп. Авксентия), а не, как это было, от самого Хризостома. Таким образом, вы чувствовали возможно, уместно напечатать такую ​​критику. Фактически в дальнейшем размышление, возможно, вы захотите прояснить весь этот вопрос. Позволь мне сначала процитируем св. Иоанна Златоуста, который сказал следующее, что целиком и бесспорно согласуется с изложением мыслей святителя епископом Авксентием:

“Ей [женщине с кровотечением] было стыдно из-за ее скорби, считая себя нечистой. Действительно, если менструация женщина была признана нечистой, тем более она [женщина с вопрос о крови] думаю так же, как она была поражена таким болезнь; ибо на самом деле та жалоба рассматривалась по [еврейскому] закону великая нечистота» («Проповедь 31», PATRLOGIA GRAECA, Vol. LVII, col. 371).

Не буду вдаваться в вопрос о разных и отличающихся интерпретации «женской» чистоты или непорочности, предлагаемые евреями в различные талмудические школы и различные галахические традиции; и я не буду попытка комментировать тех, кто изображает женскую нечистоту или нечистоту как чисто «духовные» понятия, хотя я весьма заинтригован такими интерпретации. Я, однако, как студент патристики и церковной истории, и как человек, который работал и переводил с Бишопом Авксентий, уверяю ваших читателей и наших еврейских критиков, что никакие «ложные информация» была передана в этих комментариях. Это очень неуместное и опрометчивое обвинение, и тем более, что оно в конечном счете представляет собой комментарий к мышлению Божественного Златоуста, которого мы, православные, как бы инославные или нехристианские критики ни хотели утверждать или, скажем, никогда не стал бы критиковать за передачу «ложной информации», что было бы более чем неуместно9.0003

Епископ Авксентий просто сослался на идеи, которые знал св. Иоанн Златоуст было распространено среди евреев в его время. Чтобы быть уверенным, есть несколько ученых или православных, которые обвинили бы его в преднамеренной передаче «ложных информации» на том основании, что «иудаизм ничему такому не учит». утверждение есть мнение или своеобразное убеждение, и не более того, и оно довольно наивно отбрасывает историческое мышление по этому вопросу, которое, как я уже сказал, было известно св. Иоанну Златоусту и, осмелюсь сказать, также и еврейским ученым. Согласны ли вы с этим мнением или же существуют различные талмудические мнения по этому вопросу, это, опять же, совершенно другой вопрос.

Я бы, как я сказал выше, на самом деле имел бы некоторое сочувствие к духовному толкованию «телесной нечистоты» в древней еврейской (и нееврейской) мысли; но это не дает ни мне, ни кому-либо другому права отвергать реальную историческую школу мысли как «ложную информацию» или вульгарно говорить, косвенно, о мышлении одного из величайших православных святых. Личное мнение всегда должно быть уравновешено ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ знанием святоотеческой традиции и склонностью к грубой критике по личным причинам и на основе личного мнения. Последняя слабость всегда приводит тех, кто ее не контролирует, к сварливости и несправедливым обвинениям.

Если я позволю себе повториться, комментарии св. Иоанна Златоуста отражают Святоотеческий консенсус о том, как евреи новозаветных (и других) времен смотрели на менструацию и «кровотечения» у женщин. Епископ Авксентий и ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРАДИЦИЯ, для которой я пишу уже несколько лет, основывалась на этом консенсус (консенсус, которому мы всегда следуем, даже если те, кто не знаком с святоотеческим свидетельством, часто обвиняют нас в том, что мы поступаем иначе) в своих комментариях по этим вопросам. Лично я, не будучи ни антисемитом, ни убежденным в том, что нельзя говорить о других религиозных традициях (это действительно означало бы конец сравнительного религиоведения как научного занятия), я без колебаний предлагаю вам прояснить этот вопрос и абсолютную точность комментариев епископа Авксентия по обсуждаемому вопросу, опубликовав свои комментарии.

Спасибо за внимание. Пожалуйста, продолжайте свою прекрасную работу.

ИЕРОМОНАХ ПАТАПИЙ
Академический директор
Центр традиционалистских православных исследований
Этна, Калифорния

Вопросы читателей — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Вопросы читателей

Вторая книга Царств 11:4, 5 говорит: «Давид прислал Ваф-бабу гонцов, которых он может взять с собой». Она вошла к нему, и он лег с нею, а она очистилась от нечистоты своей. . . . И женщина забеременела». Относится ли эта «нечистота» к менструации, и если да, то как Вирсавия могла забеременеть в это время?

Библия не говорит, что именно представляла собой нечистота, от которой освятила себя Вирсавия. Это могло быть связано с ее месячными, или с текущими выделениями, или с чем-то еще, что вызывало обрядовую нечистоту. Некоторые переводчики даже передают этот отрывок таким образом, чтобы предположить, что она освятила себя от нечистоты, вызванной ее общением с Давидом. Немецкий перевод Леандера ван Эсса гласит: «И она пришла к нему, и он спал с ней. И очистилась от нечистоты своей и возвратилась в дом свой». Согласно этому переводу, Вирсавия выполнила закон Левит 15:18: «Что касается женщины, с которой мужчина ляжет с излиянием семени, она должна омыться в воде и быть нечистой до вечера».

Тем не менее, если освящение от нечистоты было связано с менструальным циклом Вирсавии, она все же могла забеременеть. Согласно Левит 15:19, 29, менструирующая женщина была нечистой в течение семи дней (считая от начала ее менструального кровотечения) и должна была освятить себя на восьмой день. Сможет ли женщина забеременеть на восьмой день, будет зависеть от ее цикла, который не у всех женщин имеет одинаковую продолжительность. Если бы цикл Вирсавии длился от двадцати одного до двадцати шести дней, она могла бы забеременеть на восьмой день своего цикла. В случае 21-дневного цикла, например, беременность может наступить в результате полового акта, имевшего место с третьего дня (считая от начала менструации) до десятого дня.

● Во время Второй мировой войны в некоторых концлагерях Германии, где содержались только женщины, были случаи, когда посвященная сестра совершала крещение. Так, одна сестра рассказывает, что после того, как она познала истину в концентрационном лагере и посвятила себя Иегове, ее крестила сестра. Будет ли это крещение действительным? (Германия).

Исследование Библии не находит свидетельств того, что женщины крестили. Но в нем записаны примеры посвященных людей, крестивших других. (Матф. 3:13—17; Иоанна 4:2; Деяния 8:38). Божье Слово не уполномочено заявлять, что крещение, совершенное сестрой, приемлемо; поэтому в упомянутом случае сестра должна быть крещена преданным братом в соответствии с требованиями Библии.

Однако это не означает, что посвящение , сделанное сестрой в концлагере, недействительно. Сам факт того, что она по-прежнему служит Иегове спустя годы после освобождения из лагеря, показывает, что она понимала, что делает, и действительно посвятила себя этому делу. Следовательно, дата ее посвящения может быть записана ею как первоначальная.

Если человек узнает истину, находясь в тюрьме или в любом другом месте, где нет посвященных мужчин, способных совершить крещение, и он желает посвятить себя Иегове, что можно сделать? В Римлянам 10:10 говорится: «Сердцем проявляют веру к праведности, а устами возвещают ко спасению». Верующая женщина может обратиться к Иегове с молитвой и совершить посвящение. Затем она может публично заявить о своей вере и заявить перед посвященными сестрами, которые могут присутствовать, что она «проявила веру в своем сердце» и что она ждет первой возможности креститься от брата. Иегова смотрит на сердце (Притчи 17:3; 21:2), и, несомненно, состояние сердца такой женщины приведет к спасению. В случае с Корнилием и его домочадцами, очевидно, имело место небесное признание сердечного состояния, ибо святой дух сошел на них еще до крещения. Шесть обрезанных братьев из Иоппии сопровождали Петра в тот раз и не могли возразить, когда Петр повелел этим первым верующим из язычников, получившим святой дух, креститься (Деяния 10:44—48).

Точно так же человек может узнать истину и совершить действительное посвящение, находясь в заключении, и даже если там присутствуют преданные братья, ему не разрешается креститься, потому что нет необходимого водоема. (Иоанна 3:23; Деяния 8:36). Он тоже может следовать описанной выше процедуре.

Таким образом, путь открыт как для мужчин, так и для женщин, которые не имеют доступа к крещению либо потому, что обстоятельства не позволяют этого, либо потому, что нет посвященного мужчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *