Моторика общая моторика мелкая моторика: Развитие общей моторики у детей. Что нужно знать родителям
Развитие общей моторики у детей. Что нужно знать родителям
Дети используют полученные навыки общей (крупной) моторики для повседневной деятельности в детском саду и школе, дома и за его пределами.
Детям, имеющим недостаточное развитие общей моторики, трудно совершать, например, такие движения, как лазание, прыжки, кувырки или броски мяча. Трудности, возникающие у ребенка с крупной моторикой, могут быть признаком болезни, называемой диспраксия.
Терминология
Моторика — это двигательная активность индивида, заключающаяся в последовательности движений, необходимых для выполнения определённой задачи. В ней принимают участие не только костно-мышечная система, но и нервная, и зрительная система.
Крупная (общая) моторика — это использование мышц туловища, рук и ног для выполнения движений всего тела. Развитие крупной моторики происходит при выполнении таких действий, как наклоны, ползание, кувырки, ходьба, бег, прыжки, метания и т.
Мелкая моторика — включает в себя работу сравнительно мелких мышц — кистей (например, передавать что-то из рук в руки, жонглировать, сжимать-расжимать, вертеть) и пальцев рук с мелкими предметами (захватывать, застегивать пуговицы), умение манипулировать небольшими объектами (вязать, писать, рисовать, вырезать, играть на музыкальных инструментах).
Связь крупной моторики с психофизическими качествами
Мы используем навыки крупной моторики для выполнения повседневных дел, которые затрагивают наши большие мышцы — от общих физических упражнений до сгребания листьев в саду. Большинство людей без особого труда используют эти навыки не задумываясь, автоматически. Однако, развитие крупной моторики — это вопрос более сложный, чем кажется на первый взгляд.
Крупная моторика — это скоординированные действия скелетно-мышечной и нервной системы. Она отвечает за баланс и координацию.
Она также формирует основу для мелкой моторики, помогающей делать движения кистями, стопами, пальцами рук и ногКрупная моторика связана со следующими психофизическими качествами:
- Баланс — удержание равновесия.
- Координация — согласование активности различных мышц тела при выполнении двигательной задачи.
- Проприоцепция — ощущение положения частей своего тела относительно друг друга.
- Физическая сила.
- Скорость реакции.
Все эти способности помогают детям успешно участвовать в мероприятиях детского сада и школы, выполнять повседневные действия дома, отмечать дни рождения друзей, играть с ними во дворе, на детских и спортивных площадках.
В наше время нет недостатка в средствах развития общей моторики и тесно связанных с ней физических качеств ребенка. Так, для детского сада интepнет-мaгaзин Лаzалка предлагает разнообразные детские игровые площадки, спортивные комплексы, а также детские тренажеры, такие как «Гребля», «Райдер», «Твистер», «Бегущий по волнам», служащие для развития силы различных групп мышц, а также координации движений, гибкости и подвижность суставов.
Родители также могут подобрать для своих малышей развивающее общую моторику спортивно-игровое оборудование для дома: спортивные комплексы, батуты, бассейны, шведские стенки, турники, цепные и веревочные лестницы, гимнастические кольца, канаты и т.д.
А теперь представьте, на что похожи занятия по физкультуре или игры с другими детьми для ребенка со слаборазвитой общей моторикой.
Опасность недостаточного развития общей моторики
С возрастом дети достигают все более высоких стадий развития общей моторики. Например, в возрасте 3-4 лет они обычно могут прыгать двумя ногами, а к 7-8 лет они — ездить на велосипеде без тренировочных колес.
Если ребенок регулярно пропускает эти стадии или длительное время в должной мере не проявляет двигательную активность, то это может быть признаком состояния, называемого нарушением координации развития, или диспраксией — заболевания, вызывающего у ребенка трудности в выполнении повседневных действий.
Если у вас есть сомнения по поводу двигательных навыков вашего ребенка, поговорите с детским врачом. И прочитайте о том, как проблемы со способностью чувствовать могут повлиять на моторные навыки.
Помните, что недостаточное развитие общей моторики может повлиять на самооценку и социальную жизнь ребенка!
Развитие мелкой моторики рук у детей
ПредыдущаяСледующая
- Почему развитие моторики так важно?
- Как происходит развитие крупной моторики?
- Как помочь развить крупную моторику?
- Как происходит развитие мелкой моторики?
- Как развить мелкую моторику?
- Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?
Содержание:
Вся наша жизнь состоит из движений. Дошкольный возраст — совершенно удивительная в этом отношении пора: за ничтожно короткий отрезок времени младенец учится владеть своим телом и совершает громадный скачок в развитии. Только появившись на свет, малыш не способен даже на бок повернуться, а не пройдет и двух лет, как он будет умело орудовать ложкой и лепить из пластилина. В этой статье мы расскажем о том, как происходит становление крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста, почему это так важно, какие методики, упражнения и игры принесут ребенку пользу в освоении моторных навыков.
Почему развитие моторики так важно?
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.
Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.
Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием.
Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук. Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны.
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.
Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот.
Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать.
Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету.
Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Как помочь развить крупную моторику?
Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!
С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.
Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.
Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.
Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.
Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.
Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.
Как происходит развитие мелкой моторики?
Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем.
Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс). Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери.
После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.
Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).
Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.
Как развить мелкую моторику?
На всех этапах становления мелкой моторики, начиная с рождения, родители могут помогать малышу.
Даже в самом раннем возрасте не стоит задумываться, зачем развивать мелкую моторику, — это полезно всегда. Малышам можно разминать ладошку, массировать кисти рук, играть в пальчиковые игры (например, «Сорока-белобока»). Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, пойте песенки — эти нехитрые занятия для развития будут не только полезны, но и приятны малышу.
С рождения вкладывайте в ручку младенца игрушки различных фактур и материалов: дерево, пластик, шерсть, хлопок и т. д.
После 8–9 месяцев самым любимыми для детей развлечениями становятся бизиборды и сортеры. С помощью этих игр увлеченные дети младшего дошкольного возраста не только развивают тонкие целенаправленные движения, но и дают возможность мамам выпить чашечку кофе.
Примерно с года для развития мелкой моторики можно пробовать рисовать пальчиковыми красками и лепить из теста.
С более старшими детками можно делать поделки из бумаги, картона, природных материалов; учиться резать ножницами. Также для детей дошкольного возраста прекрасным способом развития мелкой моторики является собирание пазлов и мозаик.
Поощряйте интерес ребенка к карандашам и ручкам: как только малыш потянется к ним, пробуйте правильно вкладывать эти предметы в руку ребенку и показывайте, что ими можно рисовать. Письмо и рисование отлично развивают мелкую моторику малыша.
Научите ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы.
О том, как сделать игрушки для детей своими руками, читайте в этой статье.
Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?
Все дети индивидуальны, темп развития каждого тоже различен. Нельзя только по одному из навыков (не важно, крупной или мелкой моторики) судить о состоянии здоровья в целом и психики в частности, а тем более начинать их коррекцию. Оценивая уровень развития ребенка, нужно учитывать множество факторов.
Если у ребенка раннего возраста отягощенный анамнез (тяжелая беременность или роды у мамы, недоношенность, инфекции в первые месяцы жизни и прочее), то задержка освоения того или иного навыка крупной или мелкой моторики может свидетельствовать об определенных нарушениях развития. В случае отсутствия факторов риска, скорее всего, более медленное освоение движений связано с индивидуальными особенностями. Но в любом случае, если возникают страхи или вопросы, нужно обращаться к специалистам. Только профессионал может определить проблему и способы ее корреции.
Ссылки на источники:
Motor Skills
https://www.inspiro.org.au/blog/improve-your-childs-fine-motor-skills
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_melkoj_motoriki_ruk_u_detej_rannego_vozrasta/
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.02670/full
Автор: врач-педиатр Карина Петрова |
примеров, против. Fine, Activity, More
По мере того, как ваш ребенок растет и начинает исследовать свое окружение, он осваивает новые навыки. Крупная моторика — это один из наборов навыков, которые они добавят в свой репертуар трюков с самого начала.
Давайте посмотрим на некоторые из этих навыков, а также на то, что делать, если вы подозреваете, что что-то не так.
Навыки крупной моторики — это навыки, которые задействуют все тело — основные мышцы (например, живот и спину) и мышцы рук и ног.
Грубые моторные навыки включают такие навыки, как:
- , сидя
- Стоя
- Ходьба
- . , это на самом деле навыки.
А еще есть навыки, которые требуют, ну, немного больше навыков:
- езда на велосипеде или лошади
- занятия спортом, например футбол или бейсбол
- катание на роликах
- плавание
Когда ваш ребенок использует свои навыки крупной моторики, он также работает над балансом, координацией, зрительно-моторной координацией и укрепляет нервные пути в мозгу.
Вы слышали, как матери в парке подбрасывают эти термины с той же небрежностью, с какой они бросают мяч. Так в чем разница?
В то время как крупная моторика задействует более крупные мышцы, мелкая моторика задействует более мелкие мышцы рук, пальцев и запястий. Мелкая моторика связана с ловкостью.
Вот пример из предыдущего раздела: Ваш ребенок использует навыки крупной моторики, чтобы поднять расческу, но прежде всего мелкую моторику, чтобы взять ее в руки.
Вашему ребенку необходима мелкая моторика, чтобы делать такие сложные вещи, как:
- держать карандаш или ножницы
- писать
- резать
- нанизывать бусы
- играть с Лего 9002
- застегивать пальто мелкая моторика, тем легче им будет находить такие задачи, как рисование, и тем быстрее они смогут их выполнять.
Однако правильно развитая крупная моторика может помочь вашему ребенку развить мелкую моторику. Умение сидеть даст вашему ребенку возможность сидеть за партой и практиковаться в управлении движениями плеч, рук, кистей и пальцев.
Вашему новорожденному предстоит пройти долгий путь, прежде чем он начнет ползать. Вашему малышу есть чем заняться, прежде чем он начнет играть в бейсбол. Итак, на какие основные моторные навыки, соответствующие возрасту, следует обращать внимание на каждом этапе?
0–3 месяца
- По мере того, как у вашего ребенка исчезает рефлекс испуга, вы заметите, что его движения становятся более произвольными и контролируемыми. Развивая зрительно-моторную координацию, ваш ребенок сможет бить по ярким игрушкам.
- Когда вы кладете ребенка на живот (вам нужно запланировать много времени лежать на животе в течение дня), вы заметите, что он поднимает голову и грудь.
3–6 месяцев
- В этом возрасте дети начинают двигаться. Как правило, они начинают переворачиваться со спины на бок. А потом они начнут переворачиваться — сначала с живота на спину, а потом со спины на живот.
- Держите ребенка за руки, когда он лежит на спине, и осторожно потяните его в сидячее положение. Обратите внимание, что они могут поднять голову.
6–9 месяцев
- Сначала малыш будет сидеть с небольшой помощью с вашей стороны. Тогда они смогут сидеть, пока опираются на руки. И, наконец, когда их мышцы спины и живота окрепнут, они смогут сидеть в одиночестве.
- По мере того, как ваш ребенок станет более подвижным, он начнет скользить на животе, чтобы исследовать. Посмотрите, как они встают на руки и колени, чтобы раскачиваться взад-вперед. И тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете, они начнут ползать.
1 год
- Каждый раз, когда ваш ребенок подтягивается, чтобы встать, он тренирует мышцы ног. Добавьте к этому хорошую дозу координации, и ваш ребенок начнет делать несколько неуверенных шагов — до тех пор, пока есть что-то, за что можно держаться, например, кофейный столик или ваши штаны.
- Ваш ребенок обнаружил, что он может лучше видеть, что происходит вокруг него, если он сидит. Смотрите, как они сидят в одиночестве.
2 года
- Ваш малыш может не только довольно хорошо ходить в одиночку, но и начинает бегать. Однако будьте осторожны — на этом этапе им все еще легко упасть.
- Крепко держите ребенка за руку, и вашему ребенку понравится подниматься и спускаться по ступенькам.
- К этому моменту ваш ребенок уже может прыгать обеими ногами.
3 года
- По мере того как мышцы ног вашего ребенка укрепляются и улучшается равновесие, он может стоять на одной ноге в течение нескольких секунд.
- Торговля трехколесным велосипедом требует зрительно-моторной координации и координации рук-ног, которые они начинают осваивать.
- Теперь ваш ребенок может с удовольствием играть на лазалках в парке.
4 года
- Балансировать на одной ноге теперь несложно, поэтому ваш ребенок начинает прыгать на одной ноге.
- Игры с мячом становятся веселее, так как ваш ребенок может ловить мяч почти все время.
5 лет
- Приготовьтесь к играм со скакалкой, теперь ваш ребенок может прыгать.
- С хорошо развитой крупной моторикой ваш ребенок готов научиться кататься на коньках и плавать.
Всегда помните, что каждый ребенок абсолютно уникален — как и все остальные. Ваш уникальный ребенок может не следовать заданным правилам, и это совершенно нормально. Мы все развиваемся синхронно с нашими внутренними часами.
Тем не менее, вот некоторые вещи, на которые вы, возможно, захотите обратить внимание:
- Ваш ребенок не интересуется физической активностью, которой с удовольствием занимаются его сверстники. На самом деле, они даже пытаются выкрутиться из них.
- Ваш ребенок намеренно искажает задания, чтобы скрыть, что ему трудно их выполнять.
- Ваш ребенок рассказывает другим детям, как ловить мяч, добираться до вершины спортивного зала или прыгать, но не принимает участия в игре.
Если ваш ребенок не достигает многих из перечисленных выше показателей, вы можете обратиться к своему педиатру для оценки. Очень часто раннее вмешательство педиатрического физиотерапевта или эрготерапевта может закрыть пробелы, которые вы видите.
Иногда родители замечают, что у их ребенка возникают трудности во многих областях физической активности. Например, если ваш малыш неуклюж, у него неустойчивая походка, из-за которой ему трудно преодолевать ступеньки, он не может завязать шнурки на ботинках или выполнить поделку.
Когда несколько признаков объединяются, они могут сигнализировать о состоянии, известном как расстройство координации развития (DCD). Поговорите со своим педиатром, если у вас есть опасения.
Существует множество способов развивать эти навыки на разных этапах.
Младенцы
- Практика положения головы. Поменяйте сторону, на которую кладете голову ребенка, когда кладете его. Остался один день; прямо на следующий день. Это побудит вашего ребенка поднять голову и укрепить обе стороны шеи.
- Время на животе. Время на животе укрепляет мышцы шеи и спины вашего ребенка. Заинтересуйте малыша, покачав перед ним красочную игрушку.
- Погремушка. Накачать бицепсы никогда не рано. Положите погремушку в руку ребенка и осторожно потяните.
- Усадите ребенка. Поддерживайте своего малыша, чтобы он развивал моторные навыки самостоятельного сидения. Пока они учатся, предлагайте руку, чтобы поддерживать их устойчивость.
- Наклейки на стену. Как только ваш ребенок научится вставать на шаткую подставку, попробуйте приклеить стикеры на стену так, чтобы он не мог дотянуться сидя. Им понравится подтягиваться, чтобы схватить записки и снять их со стены.
- Свободное перемещение. После того, как вы предусмотрели защиту от детей и создали безопасное пространство для ребенка, лучше всего проводить с ним меньше времени в шезлонгах и прыгунах и больше времени поощрять его двигаться самостоятельно. Попробуйте раскидать любимые игрушки по комнате и посмотреть, как они ползут к своим сокровищам.
Малыши
- Прогулки. Это будет не так быстро, как в коляске, но вашим новым ходункам нужно много возможностей для практики ходьбы. Создайте для этого безопасное пространство в своем доме, защитив его от детей и установив ручку для игр. Дайте вашему малышу много времени погулять на травянистой лужайке или в парке.
- Игра с песком. Это может выглядеть как детская игра, но пока ваш ребенок копает, черпает, насыпает и просеивает, он развивает крупную моторику.
- Создание полос препятствий. Расставьте (безопасно!) предметы по комнате так, чтобы вашему малышу приходилось пригибаться, ползать, отступать в сторону, тянуться, подтягиваться и даже перемещать предметы, чтобы перебраться с одной стороны на другую.
Дошкольники
Крупная моторика в основном развивается рано и, как отмечалось выше, затрагивает только крупные группы мышц. Когда у вашего ребенка есть эти навыки в своем репертуаре, он может добавить другие уровни навыков, такие как координация, развитие мышц, осанка, равновесие и многое другое.
Вот некоторые примеры развития крупной моторики:
- игра в классики и прыжки
- прыжки на батуте
- плавание
- игра на музыкальных инструментах когда-нибудь сделаю.
Когда вы наблюдаете, как ваш ребенок подтягивается только для того, чтобы снова упасть на свою мягкую попку, вы можете не поверить в поговорку о том, что время летит . Но это ненадолго, и скоро вы будете есть попкорн в сторонке, пока ваша суперзвезда совершает хоумран.
Навыки мелкой моторики – Детская терапия Камлупса
«Мелкая моторика» относится к движениям, которые мы делаем маленькими мышцами рук. Дети начинают использовать свои руки с самого рождения, чтобы исследовать свое тело и окружающий мир. Их мелкая моторика развивается по мере того, как все их тело начинает двигаться и становится более устойчивым. Они также учатся делать больше вещей руками по мере улучшения своих когнитивных и социальных/эмоциональных навыков.
Ниже приведены некоторые типичные этапы развития мелкой моторики. После каждой возрастной группы вы найдете красных флажка , которые могут указывать на проблему.
В возрасте от 12 до 18 месяцев ваш ребенок будет:
- Указывать на картинки в книгах
- Построить башню из 2 блоков
- Используйте руки вместе, чтобы держать игрушку посередине тела
- Нарисуй карандашом
- Указать указательным пальцем
- Держат свою чашку и пьют, немного проливая
- Кормят с ложки, немного проливая
- Снимать собственные носки
- Наденьте шляпу на голову
Настораживающие факторы для развития мелкой моторики (18 месяцев)
Если вы заметите что-либо из следующего у вашего ребенка к тому времени, когда ему исполнится 18 месяцев, вам может потребоваться поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения, например, специалистом по гигиене труда. терапевт или физиотерапевт.
- Ваш ребенок не может использовать пинцетный захват (большой и указательный пальцы) для захвата мелких предметов
- Ваш ребенок не указывает на предметы указательным пальцем (например, на картинки в книге)
- Ваш ребенок не может складывать вещи в контейнеры
- Ваш ребенок не может использовать обе руки во время игры (большинство детей предпочитает одну руку другой)
- Движения вашего ребенка кажутся шаткими или скованными
В возрасте от 18 месяцев до 2 лет ваш ребенок будет:
- Построить башню из 4-6 блоков
- Наденьте 4 кольца на палочку
- Вставьте большие колышки в перфорированную доску
- Переворачивайте страницы книги по 2 или 3 за раз
- Каракули
- Поворотные ручки
- Бросить маленький мячик
- Рисовать на бумаге, двигая кистью всей рукой
- Имитировать рисование вертикальной линии и окружности (может быть неточным)
- Начните нанизывать крупные бусины
- Кормить себя с помощью вилки и ложки
- Подтяните большую молнию
- Начните держать мелок пальцами, обычно ладонью вверху мелка
- Поместите большие фигуры в сортировщик фигур
Настораживающие признаки развития мелкой моторики (2 года)
Если вы заметите что-либо из следующего у вашего ребенка к тому времени, когда ему исполнится 2 года, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения. Например, эрготерапевт или физиотерапевт.
- Невозможно имитировать рисование вертикальной линии
- Все еще кладут в рот много игрушек
- Невозможно вставить простой большой элемент головоломки в деревянную головоломку
- Невозможно поместить простую фигуру в сортировщик фигур
- Не может есть с ложки
- Нельзя ставить 2-3 блока друг на друга
В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок будет:
- Сложить бумагу пополам
- Рисование прямых линий и окружностей
- Имитировать рисование креста
- Переворачивать отдельные страницы книги
- Обрежьте края бумаги ножницами (к 30 месяцам)
- Держите мелки большим и указательным пальцами
- Используйте одну руку чаще, чем другую для большинства действий
- Построить башню из 9 больших блоков
- Создавайте большие соединительные блоки, такие как Мегаблоки
- Нить бусины размером ½ дюйма
- Разрезать лист бумаги (к 3 годам)
- Ешьте вилкой
- Управление большими кнопками
- Наденьте некоторые предметы одежды под присмотром
Настораживающие признаки развития мелкой моторики (3 года)
Если вы заметите что-либо из следующего у вашего ребенка к тому времени, когда ему исполнится 3 года, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения.