Разное

Моральные качества семьи: Управление социальной политики № 23 по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и по городам Верхняя Пышма и Среднеуральску

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Родителям‎ > ‎

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Задумаемся над вопросом: каким мы хотим видеть своего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет в семья в становлении его личности?

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. Главные признаки, характеризующих семью, следующие:

  • гармоничность отношений в семье; 
  • особенности воспитательных усилий родителей.  

Проведенные психологами исследования позволили выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим. Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных». Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Как избежать конфликтов в семье? Как не вырастить эгоиста, хама? Как правильно построить воспитание? В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».

В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он любит свою Родину, он патриот, то есть трудится на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.

В дальнейшем к воспитанию подключается школа, но и тут огромное значение имеет влияние родителей. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство. Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу. Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни. Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек. Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд. Это чувство он перенесет и на людей. Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души. Задача родителей – оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг.

Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло.

В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

Пример. Подросток должен идти с классом на субботник, а друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий… Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.

Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе.

Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья – это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга – одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.

Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть – это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, при­слушиваться к нему.

Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился – по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

Очень важно внушить детям, что главное – не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи. Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» – и берет с собой сына. Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я не хочу с ней разговаривать».

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т.

д. Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что – плохо, что им понравилось, а что – нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» – говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно встать перед классом и признаться в том, что измазал чернилами стенку у доски. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно признаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша, и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно.
Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.

Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком – потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью. И при всем этом родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влечения к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться в будущей профессии – это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой. Не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет к технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом. Девочка с детства шьет наряды своим куклам, интересуется модными журналами, думает, как сделать ту или иную выкройку. Родители, заметив это, должны помочь ей выбрать профессию модельера, портнихи. Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.

В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т. д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов – не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем.

Итак: 1.Мораль, или нравственность, – это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.

2. Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих – способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.

Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.

В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т. д.

А вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в его книге «Рождение гражданина»:

  1. Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо. 
  2. Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром. 
  3. Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием. 
  4. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками. 
  5. Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.  
  6. Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?» 

Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет!

Спасибо за внимание!

Семья и семейные ценности

15 мая – Международный день семьи

 

Семья и семейные ценности

                                                                                               

Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные : веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так?  Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Семья и семейные ценности  всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей – счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором  семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

Основные семейные ценности

Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

  • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
  • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
  • Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
  • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать  выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
  • Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
  • Общение – отдельное искусство. Передача информации, чувств – важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
  • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие – менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
  • Традиции – это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
  • Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
  • Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

 

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации 

Конспект классного часа “Моя семья – мое богатство”

Современная мораль: воспитание детей с характером в меняющемся мире

Сегодняшние родители завалены информацией о том, как сохранить здоровье тела и разума своего ребенка, но как насчет морального здоровья их ребенка? Это вопрос, с которым столкнулись родители из Сиэтла Молли и Джастин Сусли, когда их первоклассница Джиллиан внезапно начала жульничать и привирать во время вечеров семейных игр. «Мы сразу же поняли, что нам нужно серьезно поговорить о добре и зле, — говорит Молли.

Неудивительно, что из-за все более непристойных сообщений в СМИ, сокращения времени, проводимого семьей, и растущей обеспокоенности по поводу отсутствия у современных детей сочувствия и совести родители, такие как Сусли, чувствуют себя в центре морального беспорядка. Большинство американцев согласны: недавний опрос Gallup показывает, что 7 из 10 американцев считают, что моральное состояние страны ухудшается.

Жестокость сверстников растет — правительственные отчеты показывают, что треть учащихся средних и старших классов подвергались издевательствам — и сегодняшние дети более склонны обманывать в учебе, чем любое прошлое поколение. В исследовании, проведенном в 2010 году Университетом Небраски в Линкольне, 87 % старшеклассников признались в списывании, и почти половина опрошенных учащихся (47 %) не считали списывание неправильным.

Media Meanies

Один из факторов плохой нравственной атмосферы: сокращение времени, проводимого в семье, говорит автор бестселлеров и педагог для родителей Мишель Борба, Эд. поступать правильно». В октябре ученые Университета Миссури, занимающиеся развитием человеческого потенциала, сообщили, что беспроводные технологии вредят семейным отношениям, поскольку люди проводят больше времени, подключенные к устройству, и меньше времени на общение друг с другом.

По данным Фонда семьи Кайзер, за последние пять лет использование детьми средств массовой информации увеличилось более чем на 20 процентов. Дети в возрасте от 8 до 18 лет тратят более 53 часов в неделю (7 часов 38 минут в день) на использование развлекательных средств массовой информации. Благодаря многозадачности медиа (одновременное использование более одного носителя) они фактически просматривают 10 часов 45 минут медиаконтента в день.

Из-за меньшего количества высококачественных личных взаимодействий у детей нет возможности развивать и практиковать эмпатию. «Вы не можете научиться эмпатии с экрана», — отмечает Борба. Это проблематично, потому что эмпатия — это «основа добра», говорит она, и именно это тревожное отсутствие эмпатии способствует антиобщественному поведению, издевательствам и обману.

Роль религии

В связи с неуклонным снижением посещаемости церкви (по данным Хартфордского института исследований религии, посещаемость церкви снизилась на 16,9% за последние 10 лет) нравственный сценарий.

Раввин Рэйчел Нуссбаум, исполнительный директор и соучредитель кооператива Kavana в Сиэтле и мама двух маленьких дочерей, считает, что религиозные общины могут способствовать нравственному развитию детей. «Принадлежность к сообществу единомышленников с общими ценностями приносит огромную социальную пользу», — говорит она. «И в любой религиозной традиции есть общий нарратив, который родители могут использовать, говоря со своими детьми о морально сложных проблемах».

Семьям не обязательно посещать традиционную церковь или храм, чтобы воспользоваться такой поддержкой, отмечает она. Инновационные сообщества возникают, чтобы удовлетворить спрос на нестандартную религию: Кавана создает еврейские программы, посвященные праздникам, обучению и общественной активности по всему району — в парках и в частных домах.

Независимо от религиозной принадлежности (или нерелигиозности), одна из самых важных вещей, которую родители могут сделать для своих детей, — это инвестировать в их собственный нравственный рост. Родители, которыми мы хотим быть: как взрослые с благими намерениями подрывают моральное и эмоциональное развитие детей».

«Родительские права могут способствовать вашему моральному прогрессу или моральному регрессу», — говорит он, ссылаясь на растущее число отцов, бросающих своих детей, как на пример морального регресса (согласно Дэвиду Бланкенхорну, автору «Америки без отца», процент число детей, растущих без отца, удвоилось в период с 1960 по 1990 год). Сегодня, говорит Вейсбурд, слишком мало родителей считают себя вовлеченными в нравственное развитие, оставляя детей без здоровой модели нравственного роста.

Как счастье и «вглядывание» подрывают нравственность

Хотя заманчиво обвинить упадок религии и растущее использование средств массовой информации в моральных недостатках детей, эксперты полностью возлагают вину на плечи родителей. В своей книге «Моральный интеллект детей» лауреат Пулитцеровской премии Роберт Коулз пишет, что родители являются самым важным источником морального воспитания в жизни ребенка.

По иронии судьбы, зацикленность современных родителей на счастье своих детей стала опасной для их морального здоровья. Согласно Вейсбурду, счастье заменило мораль как центральную цель воспитания детей. «Мое исследование показывает, что в белых сообществах среднего и высшего класса родители сосредоточены на счастье, а доброта имеет тенденцию быть второстепенной», — говорит он.

Когда родители отдают предпочтение счастью, а не основным человеческим качествам, таким как доброта и сострадание, дети вырастают с искаженным мировоззрением: у них, скорее всего, завышенное чувство собственного достоинства, что соответствует пониженной эмпатии к другим. Знакомые утверждения вроде «Будьте добры к другим, и они будут добры к вам» и «Передай мяч ей, и она передаст его тебе» маскируются под уроки доброты и обмена, но основная идея заключается в том, что действия должны быть мотивированы личным счастьем, а не общим благом.

Дети, выросшие на постоянной диете счастья, должны научиться ценить печаль, важный компонент сопереживания, говорит преподобный Дэвид Р. Браун из пресвитерианской церкви Иммануэля в Такоме, штат Вашингтон. «Время от времени чувствовать грусть и беспокойство, когда мы думаем о бедности, жестоком обращении или проблемах в нашем сообществе, уместно и полезно чувствовать себя грустным и обеспокоенным. Вот как дети могут начать чувствовать сострадание к другим».

Родители также подрывают моральный рост детей, когда слишком стараются подружиться с ними. Этот тип «вглядывания» может иметь неприятные последствия. «Мы так сильно идентифицируем себя с нашими детьми, что часто действительно видим их проблемы, — говорит Мелисса Эллер, мама четверых детей в возрасте от 16 до 23 лет. правильно».

Дети с характером

Несмотря на распространенные родительские ловушки, и Вайсбурд, и Борба видят много хорошего в современной культуре воспитания. Одно яркое пятно: многие родители учат детей основным манерам. «Быть ​​вежливым и уважительным — это один из способов развития у детей морального сознания и моральной идентичности». По словам Борбы, наиболее важными нравственными качествами для детей являются эмпатия, совесть и самообладание. «Дети должны чувствовать правильный выбор в своем сердце — это эмпатия. Они должны знать это в своей голове — это совесть. Но им также нужен самоконтроль, чтобы поступать правильно». По ее словам, эти три качества образуют «моральное ядро», которое создает основу для других добродетелей, таких как терпение, настойчивость, терпимость и доброта.

Дети рождаются с врожденным чувством эмпатии, которое необходимо развивать и развивать, говорит Анил Сингх-Моларес, отец шестерых детей, президент и основатель Compassionate Action Network. «Дети рождаются с состраданием, но родители не могут предположить, что их дети вырастут хорошими людьми. Мы должны быть преднамеренными в этом», — говорит он.

Родители могут сделать это, реагируя на эмоции ребенка в младенчестве и «отражая» их, а также беседуя с малышами и дошкольниками о том, как их действия влияют на других. «Не говорите: «Перестань дергать кошку за хвост, потому что тебя могут поцарапать», — говорит Борба. «Скажи: „Не дергай кошку за хвост, потому что это причиняет ей боль“» 9.0003

Родители имеют большее влияние, чем они осознают, говорит Ян Корлетт, автор книги «E означает этика: как говорить с детьми о морали, ценностях и самом важном», но степень их влияния зависит от близости отношения родитель-ребенок. «Взрослые должны создавать прочные отношения с детьми, быть людьми, которым дети доверяют и уважают, и по-настоящему знать своих детей, чтобы отстаивать какой-либо моральный авторитет».

Родители не осознают силу собственного морального примера. Самый естественный способ утвердить моральное влияние? Проводите время — настоящее, автономное, личное время — с детьми. Неструктурированное время вместе поощряет разговоры и вопросы, которые позволяют родителям поделиться своими ценностями, что, по мнению экспертов, имеет решающее значение для нравственного роста детей. «Если вы можете начать говорить об этих этических проблемах, когда дети маленькие, у вас есть отличная основа, на которую можно опираться, когда эти более сложные годы наступят за углом», — говорит Корлетт.

Сусли видят, что их этические инструкции начинают приносить плоды. Когда Джиллиан недавно заявила, что уходит из юношеской футбольной лиги, они были тверды: «Мы сказали ей, что она взяла на себя обязательство перед командой, и она должна выполнить его. Даже если она не играет, ей нужно ходить на игры, чтобы поддержать команду». Молли говорит, что это тяжелый урок, но он посылает важный сигнал об ответственности и сообществе. Больше всего на свете мы хотим, чтобы она была сострадательной».

Моральное ядро: эмпатия, совесть и самоконтроль

Эти тактики были разработаны Микеле Борба, доктором философии, чтобы помочь детям развить качества, «необходимые для совершенства».

Эмпатия:

  • Привлечение внимания к невысказанным сигналам чувств: Укажите на выражение лица, «люди смотрят» или посмотрите телевизор без громкости, чтобы помочь детям настроиться на эмоции других.
  • Попросите детей поменяться ролями: Во время конфликтов с братьями и сестрами, друзьями или авторитетными лицами попросите детей представить себя на месте другой стороны, чтобы помочь им оценить разные точки зрения.

Совесть

  • Быть сильным нравственным примером : Родители оказывают самое сильное моральное влияние на ребенка; убедитесь, что ваше собственное моральное поведение находится на должном уровне.
  • Объясните причины, лежащие в основе правил : Рассказывая детям, почему вы устанавливаете определенные правила, вы даете возможность поделиться своими ценностями с детьми и помогаете им лучше понять ваши представления о добре и зле.

Самоконтроль

  • Создайте семейный самоконтроль Девиз: Разместите свой лозунг в том месте, где он будет служить постоянным напоминанием о том, что ваша семья придает большое значение самоконтролю.
  • Поощряйте самомотивацию: Помогите своему ребенку развить внутренний компас, поощряя самовосхваление за положительное моральное поведение: «Ты не сдался и справился с этой трудной задачей. Вы не забыли сказать себе, что проделали отличную работу?»

__________________________________________

Малия Джейкобсон — внештатный писатель общенационального уровня, специализирующийся на воспитании детей и здоровье. Ее последняя книга — «Спи крепко каждую ночь: помогаем малышам и дошкольникам спать спокойно без слез, уловок и тирад».

Факторы и поведение, имеющие значение для определения моральных качеств

При рассмотрении вопроса о том, обладает ли заявитель хорошими моральными качествами, необходимыми для допуска к юридической практике в Калифорнии, Коллегия адвокатов штата оценивает, обладает ли заявитель такими качествами, как честность, справедливость, откровенность, надежность , соблюдение фидуциарной ответственности, уважение и послушание закону, а также уважение прав других лиц и судебного процесса путем анализа прошлого поведения, включая: серьезность проблемы, продолжительность времени с момента инцидента и частоту то, что действие произошло, являются всеми факторами, которые будут приняты во внимание. Это целостное определение; не существует проступка, который сам по себе автоматически лишает человека возможности получить положительное определение морального характера. (см. In re Gossage (2000) 23 Cal.4th 1080, 1094, 1098; Бернштейн против Комитета адвокатов (1968) 69 Cal.2d 90, 107; см. также Руководство по определению моральных качеств.)

Однако прошлые проступки требуют подтверждения реабилитации, соизмеримой с серьезностью проступка. Соответственно, серьезные проступки требуют «убедительной демонстрации реабилитации и действительно примерного поведения в течение длительного периода времени». ( In re Glass (2014) 58 Cal.4th 500, 522.) Демонстрация примерного поведения обычно включает как воздержание от дальнейшего неправомерного поведения, так и участие в позитивных реабилитационных действиях, таких как возмещение ущерба любому физическому или юридическому лицу, пострадавшему в результате неправомерного поведения, выполнение общественных работ или прохождение соответствующих курсов непрерывного юридического образования (CLE). Такое поведение, как наличие постоянной работы, соблюдение закона или вступление в брак и создание семьи, представляет собой обычное поведение, а не примерное поведение, ожидаемое от человека, совершившего проступок и пытающегося продемонстрировать реабилитацию. Аналогичным образом, работа pro bono не является образцовой для адвокатов или тех, кто хочет стать адвокатами, а скорее является ожидаемой от них. Само по себе раскаяние не свидетельствует о реабилитации; однако откровенное признание и полное признание проступка часто является необходимым шагом в процессе реабилитации.

Откровенность и честность заявителя являются главными критериями при определении того, обладает ли заявитель хорошими моральными качествами. Проблемы, связанные с откровенностью и честностью заявителя, могут возникнуть, например, из-за существенного упущения или искажения информации в заявке заявителя на юридическую школу или в заявлении о моральных качествах, или во время расследования моральных качеств.

Дополнительные вопросы, относящиеся к определению моральных качеств, включают, но не ограничиваются:

  • Злоупотребление судебным процессом
  • Кодекс академической чести/нарушения поведения учащихся
  • Общественный надзор
  • Криминальное прошлое
  • Злоупотребление наркотиками/алкоголем
  • Мошенническая деятельность
  • Отсутствие уважения к правам других
  • Просроченная задолженность/финансовая ответственность/банкротство
  • Отказ в предварительной лицензии
  • Профессиональные обязанности/дисциплина
  • Несанкционированная юридическая практика
  • Нарушение постановлений суда/уважения к закону

Злоупотребление судебным процессом — Примеры злоупотребления судебным процессом включают подачу необоснованных требований или выдвижение необоснованных возражений с целью отсрочки судебного разбирательства или возбуждение исков с целью преследования сторон в процессе. Доказательства того, что заявитель злоупотреблял судебным процессом, могут включать наложение судебных санкций или определение судом в качестве досадной стороны в процессе.

Кодекс академической чести/нарушения поведения учащихся . Нарушение кодекса чести школы или кодекса поведения учащихся, особенно такое, которое связано с аморальной распущенностью, может негативно отразиться на моральном облике абитуриента. Это особенно верно в отношении студента юридического факультета, от которого ожидается особая приверженность честности и предполагается, что он понимает, что неправомерное поведение может поставить под угрозу способность студента заниматься юридической практикой.

Общественный надзор – Тот факт, что заявитель находится под общественным надзором, автоматически не лишает заявителя права на получение положительного заключения о моральных качествах. Соблюдение условий пробации, условно-досрочного освобождения или иного общественного надзора, однако, требуется по закону и, соответственно, недостаточно для демонстрации реабилитации от действий, повлекших за собой отбывание срока надзора. Кроме того, умышленное или материальное несоблюдение условий считается отягчающим обстоятельством в отношении реабилитации.

Криминальное прошлое – Нет преступного деяния, которое лишает заявителя права на получение положительного заключения о моральных качествах при достаточном показателе реабилитации. В случае серьезного проступка труднее сделать положительные выводы о моральном облике заявителя, а отрицательные выводы о его характере сильнее. Когда имели место серьезные акты моральной распущенности, заявитель должен продемонстрировать, что он или она вели себя образцовым образом в течение значимого периода времени. Преступные действия, не связанные с моральной аморальностью, такие как некоторые акты гражданского неповиновения, не дают основания для определения отрицательного морального характера при отсутствии доказательств, выходящих за рамки преступного характера деяния, которые показывают, что оно демонстрирует отсутствие хороших моральных качеств.

Злоупотребление наркотиками/алкоголем – Употребление алкоголя или других наркотиков само по себе не является основанием для определения отрицательного морального качества, но может иметь значение, когда употребление психоактивных веществ связано с неправомерными действиями. Заявитель, совершивший безнравственные действия, связанные с незаконным употреблением наркотиков, не обязан проходить лечение или признавать зависимость, чтобы показать реабилитацию; тем не менее, добровольное участие в какой-либо форме лечения от злоупотребления психоактивными веществами может служить признаком реабилитации.

Мошенническая деятельность – Действия или заявления о мошенничестве или обмане будут оцениваться при определении того, обладает ли заявитель хорошими моральными качествами. Проблемы, связанные с мошенничеством, могут включать в себя подачу ложных юридических требований, предоставление ложных сведений в заявлении о приеме на работу или в школу, предоставление ложных заявлений в заявлении на получение кредита или осуждение за преступление, элементом которого является намерение обмануть.

Отсутствие уважения к правам других – Примеры действий, которые могут свидетельствовать об отсутствии уважения к правам других, включают неисполнение неблагоприятного судебного решения по гражданским делам или выплату возмещения ущерба потерпевшему по уголовному делу, или нарушение прав другого лица.

Просроченная задолженность/Финансовая ответственность/Банкротство – Задолженность сама по себе не является основанием для определения отрицательного морального качества, равно как и тот факт, что заявитель погасил долги в результате банкротства. Однако могут возникнуть проблемы с моральным характером, если долги рассматриваются безответственно или если банкротство используется для обмана кредиторов. Кроме того, предполагается, что лица, осужденные за преступления, связанные с нарушением фидуциарных обязанностей, не обладают хорошими моральными качествами в отсутствие признаков исправления и реабилитации, которые должны включать, как минимум, длительный период не только безупречного, но и образцового руководить.

Отказ в предварительной лицензии — Заявитель, который повторно подал заявку после определения отрицательного морального качества, должен продемонстрировать достаточную реабилитацию, продемонстрировав значительный период примерного поведения после проступка, который был основанием для предыдущего отрицательного морального поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *