Разное

Методы профилактики девиантного поведения: Реабилитация девиантного поведения

Реабилитация девиантного поведения

Методы профилактики девиантного поведения

Определение 1

Девиантное поведение – это достаточно распространенная форма отклоняющегося поведения. Его причина заключается в том, что человек обладает как явными, так и скрытными нарушениями личности. Он отрицает общепринятые нормы и ценности, мораль и нравственность. Также он посягает на права и свободы иных личностей, что может быть опасным для их здоровья и жизни.

Причинение вреда окружающим – это форма девиантного поведения, наиболее распространенная в наши дни. Чаще всего асоциальному поведению подвержены молодые люди: в силу своего юного возраста они стремятся к тому, чтобы выделиться среди остальных, тем самым делая так, что их поведение выходит за рамки допустимого. Они пропагандируют свободный от предрассудков образ жизни, который включает в себя употребление спиртных напитков, наркотиков и иных запрещенных препаратов. Основываясь на данном определении, следует отметить, что профилактика асоциального поведения должна в первую очередь направляться на просветительскую деятельность, а также на ведение разъяснительной работы среди особо трудных подростков, которые нередко встречаются в современном обществе.

К методам профилактики девиантного поведения следует отнести следующие:

  1. Воспитательные беседы;
  2. Предупреждение возможных зависимостей;
  3. Разработка индивидуальных образовательных программ;
  4. Психологические тренинги.

Воспитательные беседы относятся к одному из распространенных методов, который применяется для реабилитации девиантного поведения у людей. Беседы могут быть эффективны в выявлении причин девиантного поведения, поскольку исследователями давно доказано, что оно не возникает спонтанно, а имеет ряд факторов, его провоцирующих. К тому же, стоит отметить, что дети и подростки чаще всего подвержены влиянию асоциальных аспектов жизни, и поэтому они нуждаются в том, чтобы разговаривать о возникающих проблемах, а не испытывать давление и полноценное наказание, которое может лишь усугубить их состояние.

Замечание 1

И родители, и педагоги обязаны способствовать формированию у детей правильного видения мира, и именно в этом состоит профилактика девиантного поведения. Есть одно важное условие: воспитательные беседы должны проводиться своевременно, иначе они будут неэффективны.

Немаловажной является методика по предупреждению зависимостей, которые являются ключевыми факторами девиантного поведения людей. Именно такие люди в большей степени нуждаются в абсолютно любых профилактических мерах, которые позволят им не просто забыть о зависимости на время, а полностью избавиться от нее и ее опасных последствий. Любая аддикция приводит к тому, что личность начинает деградировать. Снижается уровень удовлетворения жизнью, человек находит удовольствие лишь в том, чтобы употребить наркотик или алкоголь. В этом случае профилактика девиантного поведения не обходится без предупреждения возможностей формирования зависимостей. В первую очередь, здесь профилактика должна начинаться с эффективной работой над самим собой, а также с устранения вредных привычек, убивающих личность.

Иные методы борьбы с девиантным поведением

Психологи подтверждают тот факт, что девиация является результатом дисгармонии в самом человеке, его неудовлетворенности в собственном теле, в своем уровне жизни, здоровье, а также в общении с близкими людьми. Весомое профилактическое воздействие против отклоняющегося, асоциального поведения могут оказывать и специальные образовательные программы, которые разрабатываются с учетом особенностей личности девианта и причин его отклоняющегося поведения. Образовательные программы действуют таким образом, что четко информируют молодых людей о всех возможных последствиях их необдуманных шагов и действий, которые они совершают в угоду удовлетворения личных потребностей, не учитывая особенности жизни окружающих.

Например, пропаганда спорта и здорового образа жизни – это один из методов профилактики формирования всякого рода поведенческих отклонений. Девиантное поведение продиктовано неспособностью найти свое место в мире, а также теми неблагоприятными условиями, с которыми сталкивается человек. Иногда проблемы идут из семьи: неблагополучные семьи преподают своим детям пример, и они перенимают его, не до конца осознавая, что насилие, жестокость и грубое обращение – это те виды поведения, которые далеки от нормального. В таком случае образовательные программы нацелены на то, чтобы оказать специальное профилактическое влияние на сознание человека, в особенности на сознание подрастающего поколения. Профилактика девиантного поведения необходима также для того, чтобы формировать положительный образ «я», которые будет примером для окружающих, и не будет отклоняться от общепринятых норм и традиций, а также правил поведения и нравственности.

Время от времени в человеке накапливается негативная энергия, и справиться с ней можно лишь благодаря работе со специалистом. Хорошей профилактикой от нервного срыва и иных психических отклонений служат специальные тренинги, которые могут касаться различных тематик. Такие мероприятия направлены на то, чтобы минимизировать конфликтные ситуации, а также снизить эмоциональное напряжение индивида, которое чаще всего становится причиной опасного поведения и истощения, когда человек перестает контролировать самого себя и свои действия, чем может навредить окружающим. В качестве профилактики девиантного поведения тренинги подходят идеально. Психологические тренинги особенно необходимы, если человек сталкивается с тяжелой жизненной ситуацией и не видит выхода из нее.

Замечание 2

Таким образом, мы можем отметить, что сегодня существует множество методов, которые позволяют корректировать девиантное поведение, а также проводить его профилактику. К каждому человеку можно найти индивидуальный подход и разработать уникальную программу с учетом личностных особенностей и тех причин, по которым человек начинает вести себя не совсем адекватно.

Инструменты и методики профилактики и коррекции девиантного поведения подростков » Мир учителя

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Девиантное поведение: определение, характеристика, причины

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям.

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем

Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм? Таковыми причинами являются:

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор

девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Таким образом, в современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие “норма” является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как – поступок, действие человека, как социальное явление.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:

1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе – нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

При всей относительности понятия “девиантное поведение” за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

На сегодняшний день составлена определенная система форм девиантного поведения. Основные формы девиантного поведения:

Преступность

Наркомания

Алкоголизм

Проституция

Суицид

Побеги из дома и бродяжничество

Страхи и навязчивости

Агрессия

Враждебность

Дадим более полную характеристику каждой форме.

Преступность. В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология – наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика – о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология – о действиях социальных законов, то роль психологии – раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

– потребность в престиже, в самоуважении;

– потребность в риске;

– эмоциональная неустойчивость;

– агрессивность;

– наличие акцентуации характера;

– отклонения в психическом развитии;

– низкое самоуважение;

– неадекватная самооценка.

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и “непедагогических” методов воспитания.

Наркомания – это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы – наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания – это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

– лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

– отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

– конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

– употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

– хранение наркотиков дома;

– наркотическая наследственность;

– состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений – предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом – просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

– проведение групповой антиалкогольной терапии;

– постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности – повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Суицид.

Коррекция девиантного поведения

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения – социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:

  • принятие индивидом цели,
  • учет условий деятельности,
  • ее программирование,
  • оценку результатов,
  • коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию – осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.

Классификация методов коррекции в 30-х годах (В. П. Кащенко):

  • педагогические методы,
  • психотерапевтические методы.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.

Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:

  • количественный – основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,
  • качественный – ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

  • особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
  • хочет ли самоутвердиться,
  • получить социальную защищенность в группе,
  • реализовать мотивацию дружеского общения,
  • удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
  • путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.

Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:

  • единство диагностики и коррекции;
  • нормативности развития;
  • системность развития психической деятельности;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  • понимание и сочувствие;
  • прагматизм психолого-педагогического воздействия»
  • приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
  • своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  • творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
  • профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др. , а также учителей.

Показания к применению:

  • социальная апатия;
  • аутизм;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
  • чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
  • конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

Что такое девиантное поведение? (с иллюстрациями)

Девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным или культурным нормам. Например, убийство – это форма крайне девиантного поведения, которое нарушает культурные нормы, согласно которым убийство другого человека недопустимо. Существует ряд подходов к изучению девиантности, а также объяснения причин возникновения девиантного поведения и способов их устранения. Многочисленные колледжи и университеты предлагают курсовые работы по этому предмету, и есть профессиональные публикации, посвященные этой теме, в том числе творчески названная «Девиантное поведение.”

Культурные нормы и ожидаемое поведение преподаются в детстве.

Первым шагом к пониманию девиантного поведения является изучение культурных и социальных норм.Нормы сильно различаются в разных культурах, и в некоторых случаях вежливое или ожидаемое поведение в одной культуре может считаться грубым или неприемлемым в другой. Изучение норм включает в себя историю таких норм, эволюцию норм с течением времени и изучение изменений, которые происходят в нормах по мере изменения самого общества. Например, ношение перчаток на публике когда-то было социальной нормой для женщин в большей части западного мира, но теперь это будет считаться слегка эксцентричным, если только погода не будет холодной.

Преступная деятельность, такая как воровство или убийство, – крайние формы девиантного поведения.

Девианс можно рассматривать с психологической, биологической и социологической точек зрения. С точки зрения социологии, такие вопросы, как класс, могут играть роль в девиантном поведении. Можно сказать, что воровство, являющееся обычным случаем девиантного поведения, вызвано социологическим давлением, например бедностью.Биологов могут интересовать изменения в мозге, которые приводят к выражению отклонений, наряду с биологическими мотивами нормального поведения. Психологов интересуют мыслительные процессы, лежащие в основе нормального и девиантного поведения, от депрессии, которая может заставить людей действовать, до исследования раннего детского развития, которое объясняет, как люди узнают о границах поведения.

Издевательства часто являются предвестником девиантного поведения в более позднем возрасте.

Теории девиантного поведения предполагают ряд возможных объяснений. Многие отражают междисциплинарный подход, признавая, что многие факторы могут вместе влиять на поведение. С годами теории также изменились и повлияли на подход к таким вопросам, как правоохранительные органы, уголовное правосудие и лечение психически больных. Например, принуждение безработных к работным домам для их мотивации к соблюдению нормы, которая предполагает, что люди должны работать, не используется сегодня, хотя широко применялось в 19 веке.

Девиантное поведение включает физическую агрессию.

Понимание девиантного поведения и мотивов, стоящих за ним, может быть полезным для людей в самых разных условиях. Врачи, например, могут захотеть узнать, почему некоторые пациенты не соблюдают схемы приема лекарств, в то время как учителя могут захотеть узнать о корнях издевательств и о том, как бороться с учениками, которые ведут себя в классе.

Социологические проблемы, такие как бедность, способствуют девиантному поведению. Люди с низкой самооценкой более склонны к девиантному поведению.Сплетни можно считать девиантным поведением. Кража в магазинах – это форма девиантного поведения.

Теории отклонения

В то время как теория также предполагает, что люди, которых общество называет «преступниками», вероятно, являются членами подчиненных групп, критики утверждают, что это слишком упрощает ситуацию.В качестве примеров они приводят богатых и влиятельных бизнесменов, политиков и других лиц, совершающих преступления. Критики также утверждают, что теория конфликта мало что дает для объяснения причин отклонений. Сторонники, однако, возражают, утверждая, что теория не пытается углубиться в этиологию. Вместо этого теория делает то, что она утверждает: она обсуждает взаимосвязь между социализацией, социальным контролем и поведением.

Теория маркировки

Тип символического взаимодействия, теория маркировки касается значений, которые люди получают от ярлыков, символов, действий и реакций друг друга.Эта теория утверждает, что поведение является девиантным только тогда, когда общество маркирует его как девиантное. Таким образом, конформные члены общества, которые интерпретируют определенное поведение как девиантное, а затем прикрепляют этот ярлык к отдельным людям, определяют различие между девиантностью и отсутствием отклонений. Теория навешивания ярлыков ставит вопрос о том, кто кого и какой ярлык применяет, почему они это делают и что происходит в результате такого навешивания ярлыков.

Влиятельные люди в обществе – политики, судьи, полицейские, врачи и так далее – обычно навешивают самые важные ярлыки.Отмеченные лица могут включать наркоманов, алкоголиков, преступников, правонарушителей, проституток, сексуальных преступников, умственно отсталых людей и пациентов психиатрических больниц, чтобы упомянуть некоторых. Последствия того, что вас называют девиантным, могут быть далеко идущими. Социальные исследования показывают, что те, у кого есть негативные ярлыки, обычно имеют более низкое представление о себе, с большей вероятностью отвергают себя и могут даже вести себя более девиантно в результате этого ярлыка. К сожалению, людям, которые признают, что ярлык «», присвоенный другим «» – будь он верным или неправильным, – трудно изменить свое мнение о нем, даже в свете свидетельств об обратном.

Уильям Чамблисс в 1973 году провел классическое исследование эффектов маркировки. Две его группы, состоящие из белых мужчин, старшеклассников, часто были вовлечены в преступные акты воровства, вандализма, пьянства и прогулов. Полиция никогда не арестовывала членов одной группы, которую Чемблисс назвал «Святыми», но у полиции действительно были частые стычки с членами другой группы, которую он назвал «Головорезами». Мальчики в Святых происходили из респектабельных семей, имели хорошую репутацию и успеваемость в школе и старались не попасться за нарушение закона.Будучи вежливыми, сердечными и извиняющимися всякий раз, когда сталкивались с полицией, Святые избегали называть себя «извращенцами». Напротив, Головорезы происходили из семей с более низким социально-экономическим статусом, имели плохую репутацию и плохие оценки в школе и не были осторожны, чтобы их поймали за нарушение закона. Будучи враждебными и дерзкими, когда сталкивались с полицией, Головорезы легко были заклеймены другими и самими собой как «извращенцы». Другими словами, хотя обе группы совершали преступления, Святые воспринимались как «хорошие» из-за их вежливого поведения (что объяснялось их происхождением из высшего сословия), а Головорезы считались «плохими» из-за их наглого поведения ( что объяснялось их происхождением из низшего сословия).В результате полиция всегда принимала меры против Головорезов, но никогда – против Святых.

Сторонники теории навешивания ярлыков поддерживают акцент теории на роли, которую установки и реакции других, а не девиантные действия per se , играют в развитии девиантности. Критики теории навешивания ярлыков указывают на то, что эта теория применима только к небольшому количеству девиантов, потому что таких людей фактически ловят и называют девиантами. Критики также утверждают, что концепции теории неясны и поэтому их трудно проверить с научной точки зрения.

% PDF-1.4 % 392 0 obj> endobj xref 392 104 0000000016 00000 н. 0000003410 00000 п. 0000002376 00000 н. 0000003591 00000 н. 0000003617 00000 н. 0000003665 00000 н. 0000003700 00000 н. 0000003942 00000 н. 0000004096 00000 н. 0000004175 00000 п. 0000004254 00000 н. 0000004333 00000 п. 0000004411 00000 н. 0000004489 00000 н. 0000004567 00000 н. 0000004646 00000 п. 0000004725 00000 н. 0000004804 00000 п. 0000004882 00000 н. 0000004960 00000 н. 0000005039 00000 н. 0000005118 00000 п. 0000005196 00000 н. 0000005275 00000 п. 0000005353 00000 п. 0000005432 00000 н. 0000005510 00000 н. 0000005589 00000 н. 0000005667 00000 н. 0000005746 00000 н. 0000005825 00000 н. 0000005902 00000 н. 0000005980 00000 н. 0000006057 00000 н. 0000006135 00000 н. 0000006213 00000 н. 0000006291 00000 н. 0000006368 00000 н. 0000006444 00000 н. 0000006521 00000 н. 0000006600 00000 н. 0000006679 00000 н. 0000006758 00000 н. 0000006837 00000 н. 0000007071 00000 н. 0000007420 00000 н. 0000007496 00000 н. 0000007573 00000 н. 0000007609 00000 н. 0000010536 00000 п. 0000011109 00000 п. 0000011254 00000 п. 0000011715 00000 п. 0000012119 00000 п. 0000030476 00000 п. 0000031042 00000 п. 0000031303 00000 п. 0000037215 00000 п. 0000037568 00000 п. 0000037705 00000 п. 0000038181 00000 п. 0000038352 00000 п. 0000038686 00000 п. 0000039283 00000 п. 0000039444 00000 п. 0000039664 00000 н. 0000039756 00000 п. 0000040088 00000 п. 0000040835 00000 п. 0000041057 00000 п. 0000047669 00000 п. 0000050339 00000 п. 0000052044 00000 п. 0000052287 00000 п. 0000052340 00000 п. 0000052785 00000 п. 0000052994 00000 п. 0000053315 00000 п. 0000053521 00000 п. 0000060034 00000 п. 0000108312 00000 н. 0000118662 00000 н. 0000118719 00000 н. 0000119030 00000 н. 0000119113 00000 н. 0000119198 00000 н. 0000119297 00000 н. 0000119390 00000 н. 0000119515 00000 н. 0000119602 00000 н. 0000119716 00000 н. 0000119841 00000 н. 0000119924 00000 н. 0000120041 00000 н. 0000120142 00000 н. 0000120342 00000 п. 0000120489 00000 н. 0000120625 00000 н. 0000120772 00000 н. 0000120918 00000 н. 0000121023 00000 н. 0000121115 00000 н. 0000121230 00000 н. 0000121348 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 394 0 obj> поток xb“f` $ 02 PcG6Ƴ g ۝ y ب qg + N9 az “w45?` `: + 3u˸yGfU @”.̦3s] YhdL \ pt 驗! ߸ Q% + uwGj: bVW7 XUEy 툃 jsM {Q {WMͱmf “Lq5qf} ю9; Y [7 = IE_ ݑ̧7 m {tUl̺ ݬ] w} c5dJtkӪ {~ nrîl / tk5 ¢ ~ = 3ap? 4yzxDεaW ‘lwz5lʩiAlOm & bQ

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – CITISE

Н. Ворначева

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Наталья Владимировна Ворначева – бакалавриат 3, психопедагогическое направление Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), E-mail: v497nm @ mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной подготовки подрастающего поколения в области безопасности на основе комплексного подхода к его безопасному и здоровому образу жизни. В данной статье рассматриваются факты девиантного поведения подростков, с которыми практически каждый день сталкиваются педагоги и родители. Автор убежден в актуальности комплексных проблем воспитания детей с асоциальным поведением: изучение его структуры и динамики, выявление путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.Автор делает акцент на профилактике девиантного поведения путем создания инсталляции о здоровом образе жизни. Итак, физкультурно-спортивное воспитание рассматривается как эффективная форма профилактики девиантного поведения у подростков, способствующая воспитанию морально-этических, психологических и физических качеств, связанных с формированием гармонично и всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: безопасность и сохранение здоровья человека, аберрантное поведение, девиантное поведение, трудные дети, профилактика, социальные заболевания, факторы риска.

Артикул:

  1. Береза ​​Н.А.Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества. Всероссийской научно-практической конф. с международным участком / под красн. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. 2017. – С. 68-75.
  2. Гордин А.Ю. Наказание и поощрение в воспитании детей.- М .: Просвещение, 1989. – 200 с.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для шпильки. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., Испр. – М .: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. – Спб .: Питер, 2012. – 352 с.
  5. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // CITISEH.2015. – № 3 (3). – С. 15.
  6. Егорычев А.М. Справедливость как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. 2016. – № 1 (5). – С. 38-45.
  7. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. – № 1. – С. 37-42.
  8. Квитковская А.А., Береза ​​Н.А. Создание инклюзивной образовательной среды в массовой образовательной школе // Инклюзивная образовательная среда и ее развитие: сб.научных трудов / под красн. Л.В. Мардахаева. – М .: РГСУ, 2018. – С. 84-94.
  9. Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личного развития (Основы профилактики и коррекции): монография. – М .: АПКиППРО, 2009. – 316 с.
  10. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебно-методические материалы. – М., 2003.
  11. .
  12. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011 г.№ 11 (77). – С. 208-222.
  13. Мардахаев Л.В. Неформальное, естественное воспитание подрастающего поколения // CITISEH. 2018. – №3 (16).
  14. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // CITISEH. 2015. № 1 (1). – С. 16.
  15. Миннегалиев М.М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: матер.Междунар. Науч.- практ. конф. – Уфа, 2010. – С. 313-315.
  16. Мурзина И.Я. Ценности героико-патриотического воспитания в современных условиях // CITISEH. 2018. № 1 (14).
  17. Новичкова Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. к.п.н. – Челябинск, 2009. – 184 с. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sredstvami-fizicheskoi-kultur.html (данные обращения 7.12.2018).
  18. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *