Разное

Методики дошкольного воспитания: Методики дошкольного образования

Методики дошкольного образования

Разновидности методик, применяемых в дошкольном обучении

Определение 1

Методики дошкольного образования – это совокупности методов, приемов и средств, применяемые для развития ребенка в конкретной области.

Организация учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе развития ребенка происходит посредством применения различных методик.

Каждая методика обучения ориентирована на развитие какой-то одной сферы личности. Она является реальным инструментом, посредством которого достигается достижение целей и задач образования, происходит реализация образовательной программы.

Современное дошкольное образование базируется на принципе вариативности т.е. оно может быть организовано на основе применения разнообразных методик, но с соблюдением основных требования и норм, а также ориентацией на достижение приоритетных целей и задач образования.

Методики дошкольного образования меняются в зависимости от конкретного этапа общественного развития и потребностей общества. Ведь система образования, в первую очередь, ориентирована на удовлетворение социальных потребностей. Поэтому, методики постоянно обновляются, дополняются новыми разделами и положениями.

Методики, применяемые в дошкольном образовании можно подразделить на две большие группы:

  1. Стандартные программы обучения, базирующиеся на комплексном подходе. Такие программы ориентированы на развитие у детей теоретических знаний и практических навыков, которые будут постепенно развиваться и совершенствоваться, помогая ребенку полноценно существовать и взаимодействовать с социумом.
  2. Специализированные методики. Они ориентированы на конкретные, узкие направления деятельности т.е. помогают развить у ребенка определенные навыки, способности, умения в какой-то сфере деятельности.

В современном обществе существует ряд методик, активно применяемых в дошкольном образовании:

  1. Вальдорфская педагогика. Она ориентирована на духовное и нравственное развитие личности. Интеллектуальному развитию, обучению навыкам чтения и письма данная методика не предполагает уделения особого внимания.
    Она ориентируется на духовное обогащение и развитие свободной личности;
  2. Методика Монтессори. Она ориентируется на формирование познавательной стороны личности. Такое развитие ориентируется на развитие самостоятельности личности, активизации ее инициативности, развитии творческого потенциала, формировании познавательной заинтересованности, желания развиваться и совершенствоваться в интеллектуальной области;
  3. Методика Сесиль Лупан. Ее методика ориентируется на развитие личности, исходя из ее потребностей. Родители и педагоги обращают внимание на то, к чему ребенок испытывает стремление, что ему интересно и активизирует свое воспитательное воздействие именно на эту область;
  4. Игровая методика Никитиных. Она ориентирована на развитие, при помощи игры, интеллектуальных качеств и физических навыков ребенка, исключая необходимость раскрытия творческого потенциала;
  5. Методика развития энциклопедических знаний по карточкам. Такая методика предполагает применение карточек с заданиями, изображениями, информацией, отражающей научные данные. Она позволяет привить детям знания о различных процессах, явлениях и объектах окружающего мира энциклопедического характера;
  6. Традиционная методика воспитания. Эта методика, принятая на государственном уровне, в соответствии с требованиями ФГОС.

Замечание 1

Естественно, что это наиболее популярные методики, применяемые в дошкольном обучении. Имеются и альтернативные методики, используемые отдельными образовательными заведениями или семьями в воспитании своих чад.

Также, в дошкольном образовании нашли применение методики, опирающиеся на приемы воспитательного воздействия: методика поощрения, методика убеждения и методика наказания.

Методика поощрения

В дошкольном образовании может быть использована методика поощрения. Как правило, она применима на этапе подготовке ребенка к новому этапу его жизнедеятельности – школе. Целевым назначением этой методики является корректировка манер поведения ребенка. Детям прививается умение вести себя в обществе, правильно взаимодействовать с его членами, относящиеся к разным возрастным группам, проявлять уважение к старшим, отличать хорошие поступки от плохих.

Даная методика предполагает поощрять ребенка – словом или делом, за его правильное поведение. Это помогает развить позитивное мышление ребенка, укрепляет его веру в себя и собственные силы. Поощрение необходимо детям, поэтому оно может стать хорошим помощником в воспитании. Главное не переборщить с поощрениями. Иначе, ребенок окажется неспособным выполнять какие-то действия без соответствующего «презента» за их совершение.

Методика убеждения

Данная методика ориентирована на проведение бесед с ребенком, в ходе которых его пытаются убедить в правильности или неправильности тех или действий, поступков. Построение диалога должно строится таким образом, чтобы ребенок понимал его сущность и значимость. Речь воспитателя должна быть логичной и простой для осознания ребенком. Также, воспитатель должен видеть обратную связь т. е. беседа должна быть реальным диалогом, в котором ребенок принимает участие, а не просто монологом родителя или воспитателя, сложным для восприятия ребенком.

Замечание 2

Используя методику убеждения следует ориентироваться на индивидуальные свойства личности ребенка, его восприятие и развитие мышления.

Методика наказания

Методика наказания не одобряется современным обществом. Но применение этого воспитательного воздействия целесообразно в некоторых случаях. Главное учитывать специфику применения этого подхода. Наказание не должно носить профилактической направленности и относится к поступкам ребенка с истекшим сроком давности. Наказание должно помочь ребенку осознать неправильность своего поведения и предупредить его повторения. Не допускается применение физической силы при наказании и оскорблений в адрес ребенка.

Методики дошкольного образования и воспитания. ТОП-5 самых популярных

Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”? Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.

Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.

По каким принципам работает?

  • Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.

STEM-технологии в обучении дошкольников

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».

Каким должен быть педагог?

    Реджио-педагогика

    Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка. 

    По каким принципам работает? 

    Каких целей достигает ребенок? 

    • Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни». 

    • Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.

    Финансовая грамотность для дошкольников. Приемы, книги и полезные приложения

    Каким должен быть педагог?

    Педагог должен соблюдать шесть правил:

    1. Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.

       

    2. Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.

    3. Не «неправильно», а «по-другому». 

    4. Предлагать выбор и не торопить. 

    5. Учиться в любой ситуации.

    6. Фантазировать важнее, чем читать. 

    Игры Воскобовича

    Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом. 

    По каким принципам работает? 

    Каких целей достигает ребенок?

    Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

     

    Каким должен быть педагог?

    Полезные приложения для дошкольников, которые формируют правильные привычки перед школой

    Технология Дьюи

    Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт. 

    По каким принципам работает?

    • Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.

    • Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.

       

    Каких целей достигает ребенок?

    Каким должен быть педагог?

    Вальдорфская педагогика

    Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии. 

    По каким принципам работает?

    • Каждый ребенок индивидуален. Здесь нет понятий нормы, опережения и отставания в развитии. Нет единой программы — у каждого своей образовательный маршрут. Основной педагогический метод — метод душевной экономии, при котором развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить без сопротивления организма. 

    • В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и общения друг с другом. Нет тестов и отчетных мероприятий, звонков, тетрадей, оценок. 

    Каких целей достигает ребенок?

    • Учится быть творческим и свободным. На это работает вся атмосфера школы. 

    • Учится углубленным методам изучения материала. На это работает обучение по эпохам. 

    • Учится уважению к себе и другим.  

    Каким должен быть педагог?

    • Уважает интересы и свободу выбора ребенка. 

    • Умеет выстраивать дружескую атмосферу в группе. 

    • Разбирается почти во всех естественных и гуманитарных науках.

    Поделитесь со всеми, кто учит детей

    Дошкольный учебник: сравнение различных стилей дошкольного образования

    Может показаться, что только вчера ваш ребенок сделал эти первые шаги, и все же внезапно пришло время подумать о дошкольном образовании. С таким большим выбором и стилями дошкольных учреждений легко стать ошеломленным и парализованным давлением, чтобы выбрать «правильный».

    Вы можете беспокоиться о том, что ваш выбор будет иметь серьезные долгосрочные последствия для жизни вашего ребенка. Есть много факторов, которые следует учитывать, от базовой логистики, такой как стоимость обучения и продолжительность учебного дня, до общих проблем, таких как тип личности вашего ребенка и какой тип образования лучше всего подходит. Однако знание типов дошкольных учреждений и их отличий поможет упростить процесс.

    Большинство дошкольных учреждений описываются как ориентированные на детей, что означает, что дети ведут, а учителя просто направляют процесс обучения; или под руководством учителя, что означает, что учитель структурирует деятельность и говорит детям, что делать, объясняет Мирия Розенгартен, сертифицированный национальный школьный психолог.

    Школы также могут работать в соответствии с основополагающей философией игрового или академического обучения. Программы, основанные на игре, основаны на убеждении, что дети лучше всего учатся в игре. Считается, что игра формирует у детей интерес и любовь к учебе. В академических программах особое внимание уделяется чтению, математике и естественным наукам, а также используются структурированные занятия под руководством учителя для развития базовых навыков в этих областях.

    Возможно, вы ищете определенный опыт для своего ребенка или чувствуете, что ваш ребенок будет реагировать на определенные подходы/окружение лучше, чем на другие. Пожалуй, все программы звучат хорошо. Если вы заинтересованы в обучении по меню, не беспокойтесь: некоторые дошкольные учреждения предлагают смесь стилей, и многие дошкольные учреждения называют себя в более широком смысле «игровыми» или «академическими».

    Чем больше вопросов вы зададите представителям школы, тем лучше вы поймете, как работает учебная программа. Вот руководство по основным моделям дошкольного образования.

    Вот руководство по основным методам (и ознакомьтесь со второй частью нашего учебника для дошкольников «10 шагов к дошкольному образованию»).

    Монтессори

    Монтессори — ориентированный на ребенка подход, разработанный итальянским педиатром/психиатром Марией Монтессори и направленный на развитие ребенка в целом. В классах участвуют дети разного возраста (обычно от 2 с половиной или от 3 до 6 лет), что способствует взаимному обучению. Детям предлагается учиться в своем собственном темпе с целью развития независимости, самодисциплины и чувства собственного достоинства. Учителя тщательно подготавливают обстановку с открытыми полками и специальными учебными материалами, в том числе множеством деревянных материалов, математических пособий, бусинок и предметов практической жизни, доступных для детей, таких как маленькие метлы, настоящие кофемолки, доски для застежек-молний и шнуровки. В школах Монтессори детям предоставляется достаточно времени, чтобы «работать» индивидуально в своем собственном темпе, и часто можно увидеть детей всех возрастов, интенсивно сосредоточенных на выбранном ими проекте за крошечным столом или ковриком, предназначенным только для них.

    Основанный на STEM

    Термин STEM, что означает наука, технология, инженерия и математика, часто используется в отношении естественнонаучного образования. Основываясь на исследованиях, показывающих, что для учащихся важно знакомиться с наукой в ​​раннем возрасте, дошкольных учреждений, ориентированных на STEM, стремятся вовлечь маленьких детей в научные исследования, применяя исследовательский подход к практической деятельности, например, играя со строительными блоками. . Детям могут быть предоставлены материалы и приглашены «поэкспериментировать». Учитель может предложить соответствующие задачи, например построить максимально высокую конструкцию. За деятельностью следует обсуждение, в ходе которого учащимся предлагается поделиться своими вопросами, наблюдениями, разработками и выводами. Программы на основе STEM интегрируют научные исследования в повседневную деятельность, такую ​​как садоводство и игры на свежем воздухе.

    HighScope

    HighScope — это учебная программа , основанная на исследованиях, в которой используется «активное совместное обучение», чтобы помочь детям развить языковые и когнитивные навыки. Взаимодействие между учителем и ребенком используется для совместного контроля над обучением ребенка и поддержки детской игры. Класс предназначен для определенных типов игр и обучения и включает в себя академические зоны, такие как центры письма и чтения. Ежедневная рутина включает в себя «обзор игр» (т. е. время планирования, рабочее время, время вспоминания), что является уникальной особенностью подхода HighScope. HighScope (организация, стоящая за Perry Preschool Study) также уделяет особое внимание наблюдению за успеваемостью ребенка.

    Реджо-Эмилия

    Реджо-Эмилия — это программа , ориентированная на детей, которая рассматривает детей как активных участников учебного процесса. Родом из Италии, Реджо способствует выбору, решению проблем, общению и отношениям. Роль учителя состоит в том, чтобы быть со-конструктором знаний, опираясь на идеи ребенка, чтобы помочь ребенку создавать новые знания. Окружающая среда часто подчеркивает жизнь растений, кухни, открытые для обозрения, а также фотографии и подробную документацию детских работ. Родители являются жизненно важным компонентом этого подхода, и принципы можно применять и дома.

    Вальдорф

    Вальдорфское образование основано на идеях австрийского философа Рудольфа Штайнера, основателя антропософии. Вальдорфское образование делает упор на воспитании ребенка в целом, задействуя пять чувств в эмпирическом, практическом и художественном обучении. Учитель обычно остается с одной и той же группой детей в течение нескольких лет. Свободная игра с природными материалами, такими как дерево, листья, ракушки, войлочные куклы и шелковые шарфы, считается критически важной для развития воображения детей, и особое внимание уделяется коллективной или групповой игре. Вальдорфские школы известны своим сильным акцентом на окружающую среду и отдых на свежем воздухе (см. Ниже), и детям не рекомендуется играть с синтетическими или электронными игрушками. Вальдорфские дошкольные учреждения и детские сады делают упор на творчество и воображение, а не на учебу.

    Сиэтлская вальдорфская школа является примером как вальдорфской, так и уличной философии. В районе Сиэтла есть по крайней мере дюжина дошкольных учреждений на открытом воздухе. Эти школы, как правило, ориентированы на детей, поощряя детей свободно исследовать мир, следовать своим собственным импульсам и общаться с миром природы. Учащиеся, обучающиеся на открытом воздухе, могут многому научиться на практике. Считается, что преимущества такого подхода способствуют творческой игре и творчеству, а также силе, балансу и хорошему здоровью. В этой области можно рассмотреть множество вариантов, от полного погружения на открытом воздухе до регулярного пребывания на открытом воздухе. Чтобы узнать больше, прочитайте о дошкольных учреждениях на открытом воздухе и специальных программах в нашем районе.

    Языковое погружение

    Как видно из названия, занятия частично или полностью проводятся на иностранном языке. Так как в этом возрасте дети лучше изучают иностранные языки, учитель будет говорить на иностранном языке и редко переводить на английский. (Но если ваш ребенок не готов к полному погружению, некоторые программы знакомят учащихся с другими языками с помощью песен, рассказов и других занятий в рамках их обычной повседневной деятельности.)

    Кооперативные дошкольные учреждения

    Некоторые родители предпочитают присоединиться к совместному дошкольному учреждению, управляемому родителями, или открыть собственное. В этих школах родителей по очереди работают учителями и воспитателями. Все члены собираются, как правило, раз в месяц, и договариваются о том, чем будут заниматься дети. Иногда нанимают профессионального учителя. Если программа предлагается через колледж, будет компонент обучения родителей. Ассоциация с колледжем позволяет кооперативу быть застрахованным, а общая стоимость относительно низкой. Тем не менее, такое предприятие требует больших затрат времени и энергии со стороны родителей. Кооперативные дошкольные учреждения могут использовать конкретную учебную программу или иметь более свободную форму. Иногда кооперативные школы назначаются только на несколько дней или часов в неделю.

    Инклюзив

    В инклюзивной дошкольной среде детей, которые развиваются, обычно учатся бок о бок с детьми, у которых есть задержки в развитии или трудности в обучении. Исследования показывают, что дети с особыми потребностями способны к большему прогрессу в инклюзивной среде, и что обычно развивающиеся учащиеся также получают от этого пользу. Илен Шварц, доктор философии, директор Отделения экспериментального образования Вашингтонского университета, говорит об этом так: «Инклюзия — это торжество многообразия, воплощенное в жизнь. Все дети и взрослые, участвующие в инклюзивной среде, получают пользу, работая вместе, играя вместе и развивая разнообразное сообщество учащихся».

    Практика дошкольного обучения | ECLKC

    Просмотрите последние обновления COVID-19 в офисе Head Start

    Сотрудники системы образования используют эффективные методы преподавания для:

    • установления прочных отношений с детьми и их семьями
    • Создавайте содержательную учебную среду и мероприятия, которые способствуют любознательности детей и расширяют их возможности обучения на основе их интересов и развития
    • Поддержка и расширение обучения детей с учетом культурных и языковых особенностей

    Используйте ресурсы на этой странице, чтобы улучшить практику дошкольного обучения.

    Руководства по эффективной практике Head Start Early Learning Outcomes Framework (ELOF) содержат информацию о конкретных методах обучения, которые поддерживают развитие детей. Руководства показывают, как эти методы выглядят в условиях раннего обучения, и помогают сотрудникам размышлять и улучшать свои методы обучения.

    В этой виньетке рассматривается Стандарт эффективности программы Head Start (HSPPS) «Преподавание и среда обучения», 45 CFR § 1302.31, который способствует обучению с помощью подходов к отдыху, приему пищи, распорядку дня и физической активности. В виньетке изображен вымышленный грантополучатель и показано, как руководители программ работают с другими, чтобы соответствовать стандартам.

    Text4Teachers поддерживает учителей Head Start и Early Head Start, сотрудников и других лиц, которые заботятся о маленьких детях и обучают их в центрах и семейных детских учреждениях. Подпишитесь, чтобы получать два бесплатных текстовых сообщения в месяц с информацией, советами, исследованиями и ресурсами для укрепления и поддержки вашей практики преподавания.

    ELOF2GO — это мобильное приложение (приложение) для учителей, которым нужен доступ на ходу к целям ELOF для детей и эффективным методам обучения в поддержку этих целей. Он предназначен для учителей, семейных воспитателей и посетителей на дому. Загрузите его сейчас для своего устройства Apple или Android.

    В рамках эффективной практики дом используется для обозначения пяти неотъемлемых элементов качественного преподавания и обучения для детей в возрасте от рождения до 5 лет во всех вариантах программы. Когда эти элементы соединены, они образуют единую структуру, которая окружает семью в центре. Семья находится в центре дома, потому что каждый элемент дома реализуется в сотрудничестве с родителями и семьями в их культурном и общественном контексте.

    Эти 15-минутные наборы без отрыва от производства являются ресурсом профессионального развития для сотрудников загруженных, активных центров и программ для детей младшего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *